Coolman B. D. The Theology of Hugh of St. Victor: an Interpretation. N. Y.: Cambridge University Press, 2010. X., 247 p.
В 2010 г. в издательстве Кембриджского университета вышла книга Бойда Тэйлора Кулмана, посвященная богословию Гуго Сен-Викторского. Рецензируемая книга состоит из трех основных частей, а также введения, заключения, библиографии и алфавитного указателя.
Название представленной книги говорит само за себя: она не является систематическим исследованием богословского учения Гуго Сен-Викторского, хотя автор, предлагая свою интерпретацию, использует почти все из многочисленных сочинений Гуго. Также в книге не рассматривается какое-то одно учение, хотя в ней достаточно подробно затрагиваются многие богословские темы, и автор выстраивает их в определенной последовательности по отношению друг к другу. В большей степени книга Кулмана представляет собой попытку интерпретации богословского учения Гуго Сен-Викторского в контексте социокультурных и интеллектуальных реалий времени жизни этого выдающегося средневекового мистика.
Основой интерпретации богословской мысли Гуго является для автора понятие «реформы» (reformatio). Этот термин увязывается автором, с одной стороны, с экономическими, политическими и культурными изменениями в средневековом обществе, имевшим место в XII столетии, с другой — с изменениями в религиозной жизни, нашедшими свое отражение в богословии Гуго. Особо подчеркивая, что для Гуго термин «ре-форма» имеет часто буквальное значение (т. е. обретение новой формы), автор рассматривает его применение в следующих темах: творение как обретение формы, грехопадение как утрата первоначальной формы, обретение новой формы через Христа, духовные практики, способствующие приобретению новой формы.
В первой части книги, «Дарование формы в премудрости» (Formation in wisdom), автор доказывает, что Гуго при интерпретации книги «Бытия» использует термин «форма» для описания источника и способа божественного творения, которое осуществляется посредством божественной Премудрости, представляющей собой второе лицо Троицы. Таким образом, творение — это процесс сообщения формы. Целью божественного творения являлось создание особого места, в котором мог бы пребывать Бог, особенно в разумных существах, т. е. людях: «И творение и в особенности душа должны были стать templum Dei» (храмом Бога) (c. 59). В результате грехопадения изначальные сущностные способности человека — разум и чувство — были искажены: была утеряна точка равновесия, чувство меры. Другими словами, в результате грехопадения исказилось то, что собственно присуще человеку, — его первоначальная форма.
Во второй части своего исследования «Обретение новой формы в премудрости» (Re-formation in wisdom) Кулман показывает, что Христос, понимаемый как Премудрость, занимает центральное место в богословии Гуго Сен-Викторского. Христос выступает в качестве образующего, упорядочивающего начала, а также как идеальная форма, с которой должен сообразовываться человек для своего
спасения, восстановления своей формы. Особое место для обретения человеком новой формы отводится Церкви: литургии и таинствам, с помощью которых искаженная форма падшего человека получает целостность и очищается. Особое место в своей монографии автор отводит анализу интерпретации Гуго Сен-Викторским Писания и его роли как открытия мудрости (sapientia) в процессе обретения человеком новой формы.
Третья часть книги Кулмана, «Практики обретения новой формы» (Practices of re-formation), посвящена изучению практик, приводящих человека к спасению и единению с Богом. Во-первых, это практики по формированию памяти, которая есть основание и начало процесса восстановления формы. Во-вторых, это практики размышления, которое дает знание о том, что открыто при помощи памяти, и совет по исполнению должного. В-третьих, это моральные практики. Добродетели сообщают человеку новую форму, наполняя сердца людей милосердием, дают верное направление действиям его воли, водворяют мир и согласие между душой и телом. Самая высшая из этих практик — созерцание, благодаря которой в душе человека создается место для Бога и поэтому уже в земной жизни человек способен предвкушать будущую награду за благие поступки.
Рецензируемая книга оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, она дает читателю прекрасный обзор богословия, антропологии, христоло-гии, сотериологии и учения о духовном совершенстве Гуго Сен-Викторского. В своем исследовании Кулман ставит определенные задачи и успешно их решает, также все выводы, к которым пришел автор, доказаны ссылками и цитатами из первоисточников. Кроме этого, автору удалось достигнуть основной своей цели: привнести новый контекст в изучение богословского наследия Гуго и объединить все части его учения в одно целое. Подобный синтез автору действительно удался. С другой стороны, настораживает выбранная автором перспектива в интерпретации богословского наследия Гуго: почему выбрана именно она, а не другая автор практически не поясняет, сразу же обрисовывая читателю ситуацию изменения средневекового общества в XII столетии по сравнению с предшествующими веками. Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что данная попытка далеко не беспочвенна в западной исследовательской литературе: автор обосновывает свой подход разбором широко известных работ Г. Ладнера, Р. Жавеле и Э. Черри1, в которых были выдвинуты аргументы в пользу именно такой интерпретации.
К. В. Карпов (ИФ РАН)
1 Ladner G. H. The Idea of Reform: Its Impact on Christian Thought and Action in the Age of the Fathers. Cambridge (Mass.), 1954; JaveletR. Image et resemblance au douzieme siede saint Anselme a Alain de Lille. P., 1967; Charry E. By the Renewing of Your Minds. N. Y., 1997.