Научная статья на тему 'Coetus как обозначение политических собраний в корпусе сочинений Цицерона'

Coetus как обозначение политических собраний в корпусе сочинений Цицерона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
119
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБРАНИЯ / МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН / ТЕРМИНОЛОГИЯ / COETUS / ROMAN REPUBLIC / POLITICAL SYSTEM / POLITICAL GATHERINGS / MARCUS TULLIUS CICERO / TERMINOLOGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фролов Роман Михайлович

В статье анализируется употребление термина coetus Цицероном в политическом контексте. Выделяются основные группы значений слова. Отмечается, что coetus называются и неофициальные сходки, и собрания под руководством магистратов, кроме того, термин обозначает любые политические собрания, а также употребляется в абстрактном смысле, указывая на «сообщество, скопление людей». В статье делается вывод о том, что при исследовании политических собраний и совещаний по инициативе частных лиц необходимо особое внимание обращать на контекст употребления понятия coetus, поскольку оно оказывается чрезвычайно многозначным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COETUS AS THE TERM FOR POLITICAL GATHERINGS IN THE WORKS OF CICERO

The paper analyses the political usage of the word coetus in Cicero’s works. The main groups of the term’s meanings are determined. The coetus may indicate both the unofficial political gatherings and the meetings presided over by magistrates. Besides that, the term is used as the general name for any meetings and designates the people’s association or aggregation. It is concluded that when studying the political gatherings and consultations initiated by private individuals, one should pay special attention to the context of the usage of the word coetus, which appears to be quite a polysemantic term of political language.

Текст научной работы на тему «Coetus как обозначение политических собраний в корпусе сочинений Цицерона»

Rubino J. 1839: Untersuchungen über römische Verfassung und Geschichte. Cassel.

Sini F. 1995: A quibus iura civibus praescribebantur. Ricerche sui iuristi del III secolo A.C. Torino.

Sini F. 1996: Interpretazioni giurisprudenziali in tema di inviolabilita tribunizia (a propozito di Liv. 3, 55, 6-12) // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 1, 80-94.

Sini F. 1999: Libri e commentarii nella tradizione documentaria dei grandi college sacerdo-tali romani // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 2(5), 76-108.

Sini F. 2005: Diritto e documenti sacerdotali romani: verso una palingenesi // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 2(16), 22-49.

Sini F. 2007: Una sententia di iuris interpretes sulla inviolabilita dei tribuni della plebe // Diritto@Storia. 6.

Willems P. 1968: Le Senat de la Republique romaine. II. Aalen.

Wissowa G. 1918: M. Iunius Congus Gracchanus // RE. 19, 1031-1033.

М. IUNIUS GRACCHANUS AND G. SEMPRONIUS TUDITANUS: SOURCES OF PLEBS TRIBUNATE INTERPRETATION IN ROMAN HISTORIOGRAPHY

OF JURISDICTION

A.A. Pavlov

Roman historiography of the 1st century BC developed several concepts of plebs tribunate. Varro considered tribunate as magistracy, Verrius Flaccus saw it as plebeian magistracy, and Cicero was inclined to see tribunate beyond the realm of magistracy. One can presume that basic sources for Varro and Cicero's conceptions were lost Libri magistratuum by Tuditanus and De potestatibus by Gracchanus in which tribunate and magistracy were considered from the viewpoint of senatorial oligarchy and populares, respectively.

Key words: M. Iunius Gracchanus, C. Sempronius Tuditanus, plebs tribunate, Roman jurisprudence

© 2013

Р. М. Фролов

COETUS КАК ОБОЗНАЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБРАНИЙ В КОРПУСЕ СОЧИНЕНИЙ ЦИЦЕРОНА*

В статье анализируется употребление термина coetus Цицероном в политическом контексте. Выделяются основные группы значений слова. Отмечается, что coetus называются и неофициальные сходки, и собрания под руководством магистратов, кроме того, термин

Фролов Роман Михайлович — сотрудник Научно-образовательного Центра антиковедения ЯрГУ им. П. Г. Демидова. E-mail: FrolovRM@yandex.ru

* Исследование проведено при поддержке Минобрнауки РФ по Соглашению № 14.132.21.1027 (проект «Римские contiones («народные сходки») в политической практике Республики и Империи», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, мероприятие 1.3.2) и в рамках государственного задания ВУЗам в части проведения научно-исследовательских работ (ЯрГУ им. П. Г. Демидова, шифр проекта: 6.7589.2013).

обозначает любые политические собрания, а также употребляется в абстрактном смысле, указывая на «сообщество, скопление людей». В статье делается вывод о том, что при исследовании политических собраний и совещаний по инициативе частных лиц необходимо особое внимание обращать на контекст употребления понятия coetus, поскольку оно оказывается чрезвычайно многозначным.

Ключевые слова: Римская республика, политическая система, политические собрания, Марк Туллий Цицерон, терминология, coetus

Анализ терминологии, которая применялась античными авторами для указания на различные политические институты, всегда составлял важную и необходимую часть исследований публично-правовой системы Римской республики, однако часто оказывался сопряженным со значительными трудностями. Так, ан-тиковеды, изучавшие официальные contiones, приходили к выводу о том, что в нарративной традиции для обозначения этих собраний как политического института, т.е. для указания на contiones «в техническом смысле», нередко применялись слова и выражения, которые могли в определенном контексте обозначать нечто совсем иное, нежели политические сходки-конции1.

В конце XX — начале XXI вв. было опубликовано значительное количество работ, посвященных магистратским contiones, которые до этого находились на периферии внимания исследователей2. Но в самое последнее время начинают появляться труды, в которых анализ функционирования официальных конций удачно дополняется рассмотрением других средств политической коммуникации3. Нам кажется весьма перспективным систематическое изучение тех политических собраний и совещаний в республиканском Риме, которые проводились по инициативе частных лиц. Однако если речь идет об исследовании такого рода собраний (по определению неофициальных), то, как не трудно предположить, проблема «терминологической неточности» источников в этом случае должна стоять еще более остро, чем в случае с магистратскими contiones.

Обратимся к анализу употребления термина coetus4, ограничившись в настоящей работе рассмотрением корпуса сочинений Цицерона. При прочтении источников обращает на себя внимание то, что возникавшие без санкции магистратов политические сходки (т.е. собрания для обсуждений, выступлений с речами) нередко называются именно coetus. Кроме того, по мнению некоторых исследователей, как раз этот термин (хотя он часто обозначал политические собрания) на магистратские contiones при этом не указывал. Так, согласно Ф. Пина Поло, если contio представляла собой «собрание с институциональным значением» (una asamblea con entidad institucional), то coetus — «любое собрание отдельных лиц» (reunión cualquiera de individuos)5. Coetus — «термин менее формальный, чем другие латинские обозначения собраний», как охарактеризовал его Х.-Ф. Мюллер6. Д. Ибель пишет, что в политическом языке coetus и coitio, обозначали, в отличие от contio, неофициальные собрания, запрещенные mos maiorum. Термин coetus

1 См., напр.: Pina Polo 1989, 12-27, 34-40.

2 Из последних публикаций можно назвать, в частности, Smith, Covino 2010; Jehne 2011; Segenni 2011; Morstein-Marx 2011; Pina Polo 2011; 2012.

3 Morstein-Marx 2012; Steel, Van Der Blom 2013.

4 От co-ire, см. Шюрбаум 2009, 197; Vaan 2008, 191.

5 Pina Polo 1989, 6-7.

6 Mueller 2004, 82.

приобрел негативный оттенок и часто связывался с coniuratio и seditio7. Ж. Эл-легуарш отмечал употребление coetus в качестве самого общего обозначения собраний, однако подчеркивал, что слово нередко использовалось как пейоратив8.

Итак, coetus вполне мог служить одним из понятий политического языка, обозначавших те собрания, которые играли определенную роль в общественной жизни, но проводились не должностными, а частными лицами.

Слово coetus встречается у Цицерона 34 раза9 и нередко используется им при описании реалий, далеких от политической жизни Рима или имеющих к ней не самое прямое отношение. Как, например, в «Academica posteriora» — при повествовании о собраниях последователей Платона (coetus erant et sermones habere; Ac. I. 17). А в речи «В защиту Сестия» — в замечании о том, что Публия Клодия вместо «кифаристки» (pro psaltria) приводят в собрание женщин (in coetum mulierum)10. В связи с отображением общественной жизни, рассуждениями о политике слово употреблено 24 раза. Сгруппируем эти случаи по основным значениям, в которых использован термин.

(1) Coetus действительно применяется Цицероном для обозначения собраний, организовывавшихся по инициативе частных лиц. Coetus nefarius (Cat. I. 6) и coetus (Cat. I. 10) прямо названо сборище сторонников Катилины в Риме, в частном доме в ночь с 6 на 7 ноября 63 г. до н.э., созванное для обсуждения и подготовки планов заговорщиков. Кроме того, у Цицерона находим пассаж о coetus amicorum и sermones во время пиров членов sodalitates, учрежденных в 205 г. до н.э. (De sen. 45). В данном случае возможный политический характер этих собраний не отмечается, однако политическая значимость sodalitates как таковых хорошо известна по сообщениям о времени самого Цицерона11.

Кроме этих двух случаев coetus может с определенной долей вероятности также обозначать политические собрания или совещания по инициативе частных лиц в пассажах, где Цицерон рассуждает о силе красноречия и применяет coetus hominum в качестве указания на все те общественные собрания (сенат, народные сходки, суды), функционирование которых было немыслимым без выступлений с речами (De Orat. I. 30-31). Предположение о том, что coetus в подобных случаях может обозначать у Цицерона не только официальные собрания, подкрепляется тем, что в другом месте «Диалога об ораторе» он пишет: «ei contionem aut sena-tum aut ullum coetum hominum» (De Orat. III. 65). Схожий пассаж — в сочинении «О пределах блага и зла»; Цицерон отмечает, что достойные мысли могут быть открыто высказаны в сенате, перед народом (видимо, в contio) и во всех собраниях (quae in senatu, quae apud populum, quae in omni coetu concilioque profitendae sint; Fin. II. 77). Concilium — термин, в техническом смысле обозначавший вполне определенный вид римских собраний12. Однако в данном случае и это слово, и coetus, употреблены как синонимы для указания на все виды политических со-

7 Hiebel 2004, 69-70. См.: O'Neill 2001, 152, n. 279.

8 Hellegouarch 1963, 92-93.

9 См., в частности: TLL. 1912. Vol. 3. 1439-1444, s.v. coetus.

10 Sest. 116. Речь идет об инциденте во время жертвоприношения Bona Dea. См. об этом, в частности, Tatum 1999, 62-86.

11 См., напр., Comm pet. 19; Gruen 1995, 228-229. В «Commentariolum petitionis» идет речь о важности взаимодействия с членами sodalitates для достижения электорального успеха.

12 См. Botsford 1909, 119-138; Farrell 1986.

браний, вероятнее всего, включая сенат и конции, но не только их. Наконец, не исключено, что указание на неофициальные политические собрания содержится в попутном замечании о том, что в coetus hominum и sermones граждане превозносят Милона за избавление их от Клодия (Mil. 98). Таким образом, в рассматриваемом значении coetus употребляется Цицероном довольно редко, даже если принимать во внимание неоднозначные случаи.

(2) Вторая группа пассажей включает эпизоды, где coetus названы те политические совещания и собрания, которые организовывались должностными лицами. Именно coetus обозначены тайные ночные собрания избранных плебейских трибунов в 64 г. до н.э., где они обсуждали между собой и с некоторыми частными лицами проект нового земельного закона (coetus occultos noctem adiungere; Leg. Agr. II. 12). В качестве обращения к сенаторам Цицерон употребляет coetus в речи против Пизона (Pis. 68). Наконец, весьма вероятно, что coetus однажды употреблено даже как аналог contio (Phil. II. 63), точнее выражение «in coetu vero populi Romani» — как синоним «in populi Romani conspectu» (которое, в свою очередь, служит соответствием «in contione populi»)13.

(3) Отдельно можно выделить случай, когда coetus названо скопление участников ludi, во время которых статуи богов провозили на тенсах (coetus ludorum; Verr. II. 5. 186). Таким образом, здесь coetus — не политическое собрание, хотя и общегражданское публичное мероприятие или скопление людей в ходе него.

(4) Coetus у Цицерона может обозначать одновременно все разнообразие политических собраний (и неофициальных, и официальных). Ряд случаев уже приводился выше (De Orat. I. 30; III. 65; Mil. 98). Кроме того, в трактате «Об обязанностях» coetus hominum — это то, что сопровождает государственную деятельность. Весьма вероятно, имеются в виду политические собрания, учитывая, что Цицерон связывает здесь coetus hominum с курией и форумом (Off. III. 2). В «Academica priora» (Ac. II. 6) popularis coetus также служит указанием на общественные дела в противоположность тому, что не относится к занятиям политикой (non modo operam nostram umquam a populari coetu removimus). Нельзя исключить и то, что подразумеваются общественные дела в целом, и то, что имеются в виду именно собрания и совещания граждан (сенат, комиции, конции или любое «скопление народа»).

(5) Наконец, чаще всего (9 случаев из 24) термин coetus используется как самое общее указание на любые объединения, скопления, сообщества людей. Так, в «De Haruspicum Responsis» (Har. Resp. 62) Цицерон, пишет о том, что, конечно, не следует думать, будто какое-нибудь божество, спустившись с небес, явится

13 «Tu istis faucibus, istis lateribus, ista gladiatoria totius corporis firmitate tantum vini in Hippiae nuptiis exhauseras, ut tibi necesse esset in populi Romani conspectu vomere postridie. <. > In coetu vero populi Romani negotium publicum gerens, magister equitum, cui ructare turpe esset, is vomens frustis esculentis vinum redolentibus gremium suum et totum tribunal inplevit». Контекст также свидетельствует о том, что в данном случае речь шла о contio. Присутствует, например, указание на tribunal (ср., в частности: Liv. III. 19. 4: adsiduis contionibus pro tribunali; Liv. XXVI. 15. 9: murmur ab tribunali totam contionem peruasit; Sen. Dial. III. 16: conuocanda classico contio est, procedam in tribunal). Описываемая Цицероном contio (под председательством магистра конницы Марка Антония) не отмечена Ф. Пина Поло в его каталоге сведений источников о проведении народных сходок, хотя выражение «in conspectu populi (Romani)» признается исследователем в качестве аналога «in contione populi» (Pina Polo 1989, 19).

в собрание людей, вступит в общение с ними (delapsus de caelo coetus hominum adeat <...>, cum hominibus conloquatur), как это показывают в трагедиях (ведь в реальности боги посылают знамения иного рода). Вероятно, это все же не coetus в смысле конкретного собрания, а в значении «сообщество людей». В любом случае, для изучения римских политических реалий этот пассаж, как кажется, ничего не дает.

В знаменитом определении populus (Rep. I. 39) Цицерон дважды употребляет coetus для обозначения всякого объединения людей. Populus представляет собой не любой coetus hominum, собранный каким ли бы то ни было образом, но только такой coetus multitudinis, который связан согласием по поводу права и общностью пользы (populus autem non omnis hominum coetus quoquo modo congregatus, sed coetus multitudinis iuris consensu et utilitatis communione sociatus). Как родовое понятие по отношению к populus слово coetus (coetus multitudinis) употреблено еще в двух пассажах (Rep. I. 41; III. 43). В последней книге «De Re Publica» coetus hominum тоже использовано для описания гражданского коллектива (Rep. VI. 13). Последний здесь назван civitas (concilia coetusque hominum iure sociati, quae 'civi-tates' appellantur). Coetus снова употреблен вместе с concilia (ср. Fin. II. 77), однако оба слова, в данном случае, обозначают, скорее, не конкретные собрания, а сообщества, объединения людей (civitates). Схожим образом использованы понятия coetus, concilia и civitates в контексте общих рассуждений о человеческой природе (Fin. III. 63)14. Она силой разума побуждает индивида принимать участие в сообществах и скоплениях людей (hominum coetus et celebrationes; Off. I. 12). Без таких скоплений невозможны города и законы (Off. II. 15).

Кроме того, отметим, что автор «Риторики к Гереннию» ([Cic. ] Rhet. ad Her. IV. 48) называет coetus заседание iudices (primo coetu condemnassetis), что можно сравнить с примерами группы (2). А в «Инвективе против Гая Саллюстия Кри-спа» coetus — политическое сообщество, группа (употреблено в связи с pars), к которой примкнул Саллюстий, однако речь не идет о конкретном собрании (Cic. Sall. 18).

В сочинениях Цицерона слово coetus, конечно, многозначно, но можно заметить, что чаще оно используется именно в политическом или политико-философском ключе. Coetus хотя и может, действительно, обозначать неофициальные политические собрания, не реже указывает на совещания под руководством магистратов, а чаще всего употребляется как общее обозначение любых собраний или в значении «сообщество, скопление людей». При этом в большей части рассмотренных случаев термин не используется в качестве пейоратива15.

Итак, анализ применения Цицероном слова coetus подводит нас к следующему выводу. При исследовании политических собраний и совещаний по инициати-

14 «Multo haec coniunctius homines. Itaque natura sumus apti ad coetus, concilia, civitates». Цицерон пишет и о способности некоторых животных собираться вместе, как бы подражая объединению граждан (congregatione aliae coetum quodam modo civitatis imitantur; Fin. II. 109).

15 То, как Цицерон употребляет слово coetus, напоминает характер его использования в Кодексе и Дигестах Юстиниана. Во-первых, coetus в этих поздних юридических памятниках использовалось для указания на некоторые официальные институты, например, собрание декурионов; во-вторых, употреблялось как обозначение любых общественных собраний; в-третьих, coetus назывались именно немагистратские собрания, которые могли становиться источником общественной опасности (Фролов 2009).

ве частных лиц необходимо особое внимание обращать на контекст употребления термина coetus, который оказывается чрезвычайно многозначным и, если судить по результатам рассмотрения корпуса сочинений Цицерона, в большинстве случаев на упомянутые собрания не указывает (особенно если сравнить это с тем, как часто термин contio употреблен в значении «политическая сходка»). Собрания, отличавшиеся друг от друга по таким важным характеристикам, как, например, статус организатора (должностное лицо/частное лицо) или легальность, вполне могли обозначаться схожей либо идентичной терминологией. Например, coetus названы как сходка заговорщиков во главе с Катилиной — частным лицом (Cic. Cat. I. 6; [Porcius Latro] Decl. in Cat. 19), так и совещания законно избранных плебейских трибунов (Liv. IV. 25. 9-13)16. Действительно, без дополнительных уточнений понятие coetus представляет собой «неопределенное выражение»17, однако при изучении неофициальных политических собраний и совещаний в Риме нельзя обойтись без анализа употребления этого термина.

ЛИТЕРАТУРА

Фролов Р. М. 2009: Употребление термина «coetus» в Кодексе и Дигестах Юстиниана // Время. События. Этос: Проблемы всемирной истории: сб. науч. тр. / В.В. Дементьева, М.Е. Ерин (отв. ред.). Ярославль, 51-55.

Фролов Р. М. 2013: Терминология античной традиции для обозначения собраний сторонников Катилины в 64-62 гг. до н.э. // Сборник материалов научного семинара стипендиатов DAAD в Москве, 26-27 апреля 2013 г. М. (в печати)

Шюрбаум В. 2009: Цицерон: De re publica // Res publica: история понятия / О. В. Хар-хордин (ред.). СПб.

Botsford G. W. 1909: The Roman Assemblies from their Origin to the End of the Republic. New York.

Farrell J. 1986: The Distinction between "Comitia" and "Concilium" // Athenaeum. 64, 407-438.

Gruen E. 1995: The Last Generation of the Roman Republic. Berkeley.

Hellegouarch J. 1963: Le vocabulaire latin des relations et des partis politiques sous la République. Paris.

Hiebel D. 2004: Rôles institutionnel et politique de la contio sous la République romaine (287 avant J. C.-49 avant J. C.). Paris.

Jehne M. 2011: Scaptius oder der kleine Mann in der großen Politik. Zur kommunikativen Struktur der contiones in der römischen Republik // Politica antica. 1, 59-87.

Morstein-Marx R. 2011: Consular Appeals to the Army in 88 and 87: the Locus of Legitimacy in Late-republican Rome // Consuls and Res Publica / H. Beck et al. (eds.). Cambridge, 259-278.

Morstein-MarxR. 2012: Political Graffiti in the Late Roman Republic: Hidden Transcripts and Common Knowledge // Politische Kommunikation und öffentliche Meinung in der antiken Welt / C. Kuhn (ed.). Heidelberg, 191-217.

Mueller H.-F. 2004: Nocturni coetus in 494 BC // Augusto augurio. Rerum Humanarum et Divinarum Commentationes in Honorem Jerzy Linderski / C.F. Konrad (ed.). Stuttgart, 77-88.

O'Neill P. 2001: A Culture of Sociability: Popular Speech in Ancient Rome. PhD Thesis. University of Southern California.

16 Подробнее см. Фролов 2013.

17 См.: Шюрбаум 2009, 197.

Pina Polo F. 1989: Las contiones civiles y militares en Roma. Zaragoza.

Pina Polo F. 2011: Public Speaking in Rome: A Question of auctoritas // Oxford Handbook of Social Relations in the Roman World / M. Peachin (ed.). Oxford, 286-303.

Pina Polo F. 2012: Contio, auctoritas and Freedom of Speech in Republican Rome // Rome, a City and Its Empire in Perspective: The Impact of the Roman World through Fergus Millar's Research / St. Benoist (ed.). Leiden, 45-58.

Segenni S. 2011: Contiones in ambito municipale: autonomia cittadina e ruolo del populus // Identità e autonomie nel mondo romano occidentale / A. Sartori, A. Valvo (eds.). Faenza, 455-464.

Smith Ch., Covino R. (eds.) 2010: Praise and Blame in Roman Republican Rhetoric. Swansea.

Steel C., van der Blom H. (eds.): 2013. Community and Communication: Oratory and Politics in Republican Rome. Oxford.

Tatum W. J. 1999: The Patrician Tribune: Publius Clodius Pulcher. London.

Vaan M. 2008: Etymological Dictionary of Latin and the other Italic Languages. Leiden; Boston.

COETUS AS THE TERM FOR POLITICAL GATHERINGS IN THE WORKS

OF CICERO

R. M. Frolov

The paper analyses the political usage of the word coetus in Cicero's works. The main groups of the term's meanings are determined. The coetus may indicate both the unofficial political gatherings and the meetings presided over by magistrates. Besides that, the term is used as the general name for any meetings and designates the people's association or aggregation. It is concluded that when studying the political gatherings and consultations initiated by private individuals, one should pay special attention to the context of the usage of the word coetus, which appears to be quite a polysemantic term of political language.

Key words: Roman Republic, political system, political gatherings, Marcus Tullius Cicero, terminology, coetus

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.