ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.942
Самылова Ольга Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический институт
ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
В статье рассматривается эмоциональный компонент нравственной сферы юношеского возраста, который в дальнейшем послужит основой эмоциональной жизни молодых людей и станет фундаментом эмоциональности в зрелом возрасте. Спецификой этого возраста является эмоциональная сенситивность, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящему вокруг. У юношей и девушек происходит в эмоциональном плане переживание предметных чувств, а также продолжают совершенствоваться и формироваться обобщенные чувства, которые отражают устойчивое отношение молодых людей к окружающей действительности и является основой нравственных установок личности.
В эмоционально-мотивационный компонент входят: знания об эмоциях, переживаниях и чувствах; мотивационные отношения личности с их предпочтениями; нравственная оценка и самооценка многообразных эмоциональных состояний. Он проявляется в механизмах идентификации, рефлексии, мотивационной установки и существует в силу того, что их когнитивная составляющая не воспринимается юношеством безразлично, а пробуждает у них оценки эмоций и чувств, интенсивность которых зависит от контекста ситуации и от самого когнитивного содержания. Юношеская любовь выражается в эмоциональном контакте, понимании и душевной близости.
Ключевые слова: эмоциональность, эмоциональная сфера, чувства, переживания, нравственные чувства.
Эмоциональный компонент нравственной сферы в юношеском периоде, предусматривает эмоциональную оценку объекта или субъекта, чувства симпатии или антипатии к ним. Содержание эмоционального компонента заключается в совершенствовании и обогащении чувств и эмоций по отношению к духовно-нравственным ценностям, нравственным нормам и качествам, развитии способности выражать их на основе внутреннего принятия.
Эмоциональность - характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций. Под эмоциональным состоянием нужно понимать временный определенный функциональный уровень коры больших полушарий. С физиологической точки зрения эмоциональные состояния - это протекающий на одном уровне процесс возбуждения или торможения, или их мозаика, в пределах одной какой-либо анализаторной системы или коры в целом.
Прикладной аспект эмоциональных состояний больше обширен, чем психологический и функциональный. Он представлен работами зарубежных психологов: А. Адлера, В. Вундта, У Джемса, Я. Рейковского, Э. Титченера, З. Фрейда и отечественных психологов: П.К. Анохина, А.Г. Ковалева, А.Р. Лурия, П.В. Симонова, П.М. Якобсона.
У. Джемс рассматривал психические состояния исключительно в интроспективном плане, основываясь на внутреннем опыте, субъективных данных сознания. Л. Колберг утверждал, что в психическом развитии происходит не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственной природе, но и идет эмоциональное развитие, характеризующее собой переживания.
В. Вундт предпринял попытку объединить эмоциональные состояния по общим признакам в компактную систему. Ориентироваться на дру-
гого - значит уметь определить его эмоциональное состояние, проявить со-чувствие, оказать со-действие. Так, отзывчивость состоит в способности эмоционально реагировать на то, что волнует людей, если затронуты задачи, цели, которыми живут люди. На положительные ситуации будет один эмоциональный отклик, а на отрицательные -другой.
В структуре эмоций всегда есть компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Он обозначает значение эмоциогенного события для субъекта: позитивность или негативность. В этом есть знак эмоций.
Положительная эмоция возникает, если событие оценивается позитивно и наоборот. Отрицательные эмоции вредны в избытке, как вредно всё, что превышает норму, характеризующую то, в чем организм непосредственно нуждается.
В период юношества происходит существенная перестройка эмоциональной сферы. Разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным раздражением.
Эмоции являются формой переживания чувств. Юношескому возрасту характерен рационализм, эмоции и чувства становятся разнообразнее. В этом возрасте человек начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних обстоятельств, событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других. Юношеский возраст характеризуется дифференцированностью эмоциональных реакций и способом выражения эмоциональных состояний, повышением самоконтроля и саморегуляции [7, с. 396].
Тонкая чувствительность уживается с черствостью, а застенчивость с развязанностью. Внеш-
94
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Самылова О.А., 2015
Чувства и переживания эмоционального компонента нравственной сферы
ний мир этого периода характеризуется восприятием «через себя». Это обусловлено усилением контроля и самоуправлением - новой стадией развития интеллекта, открытием внутреннего мира. Это возраст волевой регуляции, совершенствования внутреннего локус контроля.
Эмоциональные изменения в период юности во многом определяются механизмами психологической защиты, которые используют юноши и девушки в качестве способа адаптации к меняющимся внешним и внутренним условиям. А.Е. Личко отмечает: для этого возраста характерны изменчивость настроения, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении с окружающими [3, с. 17].
Развитие юношеской эмоциональности связано с их индивидуальными свойствами, самосознанием и самооценкой (В.В. Столин. Р.В. Овчарова и др.). Это: рост социальной ответственности, необходимость следовать социальным нормам, увеличение потребностей на фоне недостатка возможностей их удовлетворения, смена приоритетов в мотивационной сфере (Л.Р. Гребенников, М.В. Ермолаева, В.Г. Каменская, В.С. Мухина, Н.Н. Обозов, Е.С. Романова, Т.В. Тулупьева) [4].
Подчеркивая значимость эмоциональных факторов в онтогенезе психического развития А.В. Запорожец утверждал, что эмоции выполняют функцию ориентировки в тех личностных смыслах, которые имеют предметы окружающего мира. Они выполняют большую роль в формировании новых мотивов поведения, превращая их из знакомых в реально действующие, и в реализации имеющихся у субъекта мотивов поведения, где проявляется регулятивно-побудительная функция эмоций.
Л.С. Выготский писал, что «жизненный путь личности - это история его переживаний». Он рассматривал переживание как «аффективное отношение» к тому, что её окружает [2, с. 34]. Эмоциональный опыт и переживания личности юношеского периода имеют положительную и негативную окрашенность, оказывая влияние на всю жизнь.
Нравственное развитие чувств должно начинаться с детства и большую роль играет атмосфера семьи, а наиболее злободневным периодом для совершенствования нравственных чувств является юношеский возраст. Юноша не всегда в состоянии оценить ум человека, но чувства он распознает безошибочно. Эту особенность надо использовать в развитии. «Искренние чувства, - был убежден И.А. Сикорский, - служат той открытой дверью, через которую происходит нравственное общение наставника и его питомца, - общение, при котором каждый звук, исходящий из уст учителя, каждая черта, каждое движение облекаются ореолом его личности» [1, с. 124].
Нравственное развитие в юношеском возрасте проявляется в накоплении опыта нравственных
переживаний, которые возникают как выражение отношений к поступку человека в процессе взаимоотношений с людьми. Все испытываемые чувства переживаются им как состояние.
Эмоциональная сфера и чувства в этот период являются наиболее точными индикаторами нравственной сущности человека, своеобразным барометром нравственного развития. Большое внимание нравственным чувствам, их формированию и воспитанию, развитию уделял А.П. Нечаев.
Б.И. Додонов утверждает, что устойчивая потребность человека в благе другого отражается в тенденции к переживаниям альтруистических эмоций. Если эта потребность не удовлетворена, человек испытывает тягостное состояние. Эмоции как внешнее проявление внутреннего мира юношества позволяют определить их отношения к происходящему, способствуют личностному становлению.
Категория переживания есть ощущение, сопровождаемое эмоциями. Оно выступает как особая эмоциональная деятельность большой напряженности со сложными и противоречивыми элементами. Это скрытая, иррациональная сторона личности. Эмоция, возникающая вследствие сопереживания, способна «переключиться» на предмет-причину и своим развитием обеспечивать сходное эмоциональное восприятие людьми явлений внешнего мира.
C.JI. Рубинштейн выделял первичное и специфическое переживание. В первом значении (как определяющее для установления одной из базисных психологических категорий) переживание рассматривается сущностной характеристики психики, качество принадлежности индивиду, что составит внутреннее содержание его жизни. Он, говоря о первичности такого переживания, отличал его от переживаний «в специфическом, подчеркнутом смысле слова»; последние имеют событийный характер, выражая «неповторимость» и «значительность» чего-либо во внутренней жизни личности [6, с. 67, 126].
Такие переживания составляют то, что может быть названо чувством. Категория «переживание» (в широком смысле слова) может рассматриваться как ядерная в построении метапсихологической категории «чувство» [4, с. 87]. Категория чувств общественно и исторически обусловлены, как сама человеческая личность, изменяющаяся с развитием общества. Они возникают как выражение его отношения к соответствующему поступку и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Эмоции составляют форму переживания чувств.
Без действия чувств (Л.С. Выготский, Б.И. Додонов) невозможно становление системы ценностных ориентаций личности, а соответственно, и её направленности, мировоззрения. При анализе чувств А.Ф. Лазурский говорит о состоянии апатии
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
95
ПСИХОЛОГИЯ
или спокойного равнодушия, в которое впадает человек, не отличающийся «обилием чувствований», после прекращения данной эмоции. Овладение знаниями моральных качеств еще не обеспечивает возникновения соответствующих нравственных чувств.
И.П. Павлов показал, что различные виды чувств, испытываемые с различной степенью интенсивности, возникают на основе работы коры больших полушарий. C.JI. Рубинштейн отметил: «Чувства, как и мысли человека, возникают в деятельности мозга, но любит и ненавидит, познает и изменяет мир не мозг, а человек» [6, с. 234].
Чувства - это то, что значит один индивид для другого, каждое из них по определению индивидуально. Предметами чувств являются явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально. Ситуативность чувства проявляется, когда одно и то же чувство человек переживает по-разному в зависимости от обстоятельств (И. Рогов, П.М. Якобсон). Чувства рождаются вместе с социальным опытом, так как всякий социальнопсихический опыт выражается в чувствах. Чувство может выступать в сознании человека в двух формах. Оно может быть не полностью осознанным и выражаться как «симпатия» (антипатия), «интерес», «направленность» на объект («уклонение» от объекта).
Чувства - это ориентации, основанные на персонификациях, которые конструируются главным образом путем приписывания мотивов. Приписать мотив - значит сделать заключение о внутренних переживаниях другого человека. Динамика чувства в процессе переживания, вызванная изменениями ситуации, будет различной в зависимости от его глубины.
В зарубежной психологии выдвигались различные теории развития моральных чувств. Одни авторы (В. Штерн, К. Бюлер) считали их врожденными, предопределенными наследственностью. Психоаналитики отрицали специфичность моральных переживаний и полагали, что нравственные чувства являются завуалированными формами проявления асоциальных, биологических влечений.
В современной психологии отражены два взгляда на вопрос об эволюции чувств: первый - ассоциативная теория. Согласно этой теории, развитой психологом Геффдингом, существует лишь два основных чувства - удовольствие и страдание, все остальные чувства возникают из ассоциации этих чувств, с теми или иными образами; второй - органическая теория эволюции чувств. Согласно ей, невозможно сводить все чувства к двум основным.
Характеризуя чувства, В.В. Зеньковский их классифицирует на:
1) индивидуальные: страх, гнев, чувства к самому себе, стыд;
2) социальные (межиндивидуальные): социальный стыд, симпатия и антипатия, сексуальные переживания;
3) высшие (надиндивидуальные): моральное, эстетическое и религиозное чувство.
Чувства совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней: от непосредственных чувств до высших, относящихся к духовным ценностям и идеалам. Чувства изменяются в зависимости от конкретных социальных условий.
В онтогенезе они появляются позже, чем ситуативные эмоции, формируясь по мере развития индивидуального сознания, усложняющихся связей воспитательных воздействий. Большинство чувств можно сгруппировать в пары, обладающие противоположными качествами: удовольствие-неудовольствие, любовь-ненависть. Они образуют полюса, между которыми располагаются промежуточные оттенки чувств. Справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, любовь, благородство, гордость, уважение - положительные чувства; негативные чувства - аморальные: зависть, ненависть, ревность.
По отношению к себе могут быть негативные проявления: огорчение, тревога, страх, сожаление, досада, обида, неуверенность, растерянность, смущение, стыд, угрызения совести. Осознание чувств заставляет стать другим.
Моральными называют те чувства, «на дне» которых, при их развитии, оказывается «моральная идея». Они являются формой, в которой выступает моральный опыт. В основе чувств лежат материальные и духовные потребности. Они вызывают особую форму переживаний - высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений.
Г Фолькельт, придавал им доминирующее значение в психике, противопоставлял их «предметным состояниям сознания» и приписывал им чисто субъективный характер. Человеческие чувства являются положительной ценностью. Рассматривая психологическую природу нравственных чувств, он подчеркивал их тесную связь с интеллектуальными процессами. Нравственному чувству, отмечал он, свойственны все признаки, характеризующие чувство как таковое. «Но все эти чувства, - утверждал он, - получают название нравственных только тогда, когда они соединяются с суждениями о нравственной ценности того или другого явления» [4, с. 205].
Формирование чувств - необходимое условие становления человека как личности. Н.Х. Вессель развивал идею о том, что чувства есть сознание различных психических состояний. Однако очень сложно воздействовать на эмоциональную сферу, но это не говорит о невозможности или бесполезности воспитания и развития чувств [2].
К.Д. Ушинский показывал огромные возможности художественного творчества, в первую оче-
96
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Чувства и переживания эмоционального компонента нравственной сферы
редь литературы при формировании чувств. Чувства - процесс деликатный, требующий тонкого чутья, осторожности, такта. Под ними понимаются устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение явлений, носящих предметных характер, обусловленных социальными мотивами и духовными потребностями.
Искусство несет человеку положительные эмоции, разгружает психику, развивает воображение, творческое мышление и способствует духовному созреванию человека, например, произведения И.-С. Баха несут высокую нравственную энергию, о культуре чувств и их развитии и воспитании в образовательном процессе отмечено в работе Е.А. Пинахиной «искусство воспитывает эмпа-тическую способность - духовности и гуманности» [5, с. 238].
А.П. Нечаев отмечает, что развитие нравственного чувства требует и тонкого интеллектуального развития - выработки способности сравнивать, сопоставлять, судить и обобщать. Необходимо развивать умение координировать одни переживания с другими, способность понимать соотношение различных впечатлений, оценивать их с точки зрения общей цели человеческой жизни [4].
Развитие чувств тесно связано с личностным и духовным развитием человека. По мнению А.Н. Леонтьева, чувства, переживаемые человеком, способствуют превращению мотивов личности из знания в реально действующие поступки и действия. В юношеском возрасте происходят преобразования в самых различных сферах психики.
Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формированием мировоззрения, с планами будущей жизни. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие юноши, которое существенным образом изменятся в юношеском возрасте. Это характеризует мотивационный компонент духовно-нравственного совершенствования. В нем проявляется избирательное отношение к действительности. Оно включает разные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Одни компоненты доминируют и имеют ведущее значение, а другие выполняют опорную роль.
В мотивационной сфере это доминирующие установки; индивидуальная мотивационная система; устойчивый характер соподчиненности мотивов и потребностей поведения; зарождение истинно мотивационных форм поведения; проявление эмпатии и самоконтроля определяют моральнонравственную ориентацию и поведение личности на данном этапе.
И.А. Сикорский придавал развитию нравственных чувств наибольшее значение. В их совершен-
ствовании он видел залог нравственного здоровья общества, успех воспитательного влияния старших поколений на младшие. Упадок нравственных чувств ведет к дискредитации высоких нравственных идеалов и стремлений, к росту количества преступлений.
Нравственные чувства, культурно обусловленные высшими социальными чувствами, основаны на интериоризированных нравственных нормах и ценностях. Нравственные чувства - это чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали.
Объектом нравственных чувств могут быть отдельные люди, социальные группы людей, жизненные события, человеческие отношения, и сам человек. Мощным стимулом для образования настроений нравственного характера в этом возрасте служит товарищеская среда. Этические понятия не могут превратиться в убеждения, если они только лишь усвоены и вошли в сознание, а не пережиты в убеждениях, не прочувствованы в эмоциональнонравственной сфере.
Эмоциональная жизнь юношей и девушек характеризуется проявлением предметных чувств, которые связаны или направлены на определенное событие, лицо и явление. В этом возрасте происходит формирование обобщенных чувств (прекрасного, трагического), они отражают отношение молодых людей к окружающей действительности и самому себе и способствуют формированию собственной системы взглядов на мир, на место человека в нем, связаны с формированием жизненной позиции, ценностных ориентаций, убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности.
К положительным нравственным чувствам относят чувство доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, патриотизма, долга. К отрицательным - чувство эгоизма, зависти, ненависти, злорадства.
Чувства - интимная сфера человеческой психики, и всякое воздействие на эту сферу требует особого подхода. Чувства общественно и исторически обусловлены, как сама человеческая личность, изменяющаяся с развитием общества. Они рождаются вместе с социальным опытом, а всякий социально-психический опыт выражается в чувствах.
Таким образом, предметом чувств являются явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности и воспринимаемых эмоционально. Чувства представляют собой виды эмоционального отношения к многообразным явлениям окружающей действительности, людям и их взаимоотношениям, фактам социальной жизни, общественным нормам, природе.
Моральными (нравственными) чувства, являются формой, в которой выступает моральный опыт. Нравственные чувства отличаются от других значений тем, что они основаны на эмпатии.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
97
ПСИХОЛОГИЯ
Пробуждение нравственных чувств - обязательное условие на пути становления высоконравственной личности. Развитие эмоциональной сферы должно сочетаться с развитием воли, должно быть направлено на формирование энергичного деятельного характера, который обеспечивает активную нравственную позицию в борьбе со злом и несправедливостью, дает возможность осуществить нравственные принципы в практике жизни.
Чувства проявляются, формируются и развиваются в деятельности, становятся побудительной силой поведенческого акта. Их стержень - совесть, которая заставляет эмоционально реагировать на все, что затрагивает нравственное сознание. Для нравственного становления личности необходимо дать юноше свободу и самостоятельность, но не допускать произвола в проявлении любых чувств и действий, любых капризов и прихотей, которые нравственно губят человека.
Библиографический список
1. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовнонравственное развитие личности в событийной де-
ятельности. - Казань: Карпол, 2002. - 230 с.
2. Выготский Л.С. Психология как феномен культуры. - Воронеж: Модэк; М.: Институт практической психологии, 1996. - 512 с.
3. Личко А.Е. Подростковая психотерапия. - Л.: Медицина, 1979. - 336 с.
4. Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. -СПб.: Амалтея, 2008. - 304 с.
5. Пинахина Е.А. Культура чувств и её воспитание в образовательном процессе // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2011. - Т 17. - № 5-6. - С. 237241.
6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - СПб.: Питер, 2012. - 508 с.
7. Самылова О.А. К вопросу нравственного совершенствования в юношеском возрасте // Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения: Материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. / под ред. Д.В. Семенова. -Владимир, 2010. - С. 394-399.
98
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21