Научная статья на тему 'Что такое аутсорсинг?'

Что такое аутсорсинг? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что такое аутсорсинг?»

Курицкий Виктор Владимирович

соискатель кафедры гражданского права и процесса Белгородского университета потребительской кооперации

Что такое аутсорсинг?

К| онцепция аутсорсинга как прин-I ципа новой стратегии управления была создана в США в 1963 г. компанией «Elektronic Data System» (ЕДС), специализирующейся на аутсорсинге информационных технологий или IT-аутсорсинге. Научной базой этого направления служили принципы, сформулированные еще А. Смитом в классической работе под названием «Исследование о природе и причинах богатства народов», впервые опубликованной в 1776 г. Так, организацию труда Смит предлагал разбить на элементарные, простые задания, чтобы каждое из них мог выполнять отдельный рабочий. Для этого от него не требовалось высокой квалификации1. Эта идея впоследствии была реализована в массовом производстве типовой продукции.

Исторически первыми аутсорсерами стали юридические компании в странах, законодательство которых основано на прецедентном праве.

Уровень развития аутсорсинговых отношений в мировой экономике характеризуется тем, что их объем в 2004 г. достиг $72 млрд. Из этого объема 53% пришлось на долю Американского континента, 44% на долю Европы и только 3% на долю Азиатско-Тихоокеанского региона. Финансовый сектор аутсорсинга охватывает 33% всех контрактов и составляет 26% их общей стоимости, производственный сектор - (17% и 15%) соответственно, телекоммуникации - (13% и 12%), деловые услуги - (9% и 12%) и прочие услуги -(9% и 5%).

Если рассмотреть методы управления с применением аутсорсинга в различных компаниях, то в целом их можно разделить на три группы.

Полный аутсорсинг, когда фирма передает аут-сорсеру, например, выполнение сбытовых операций в сети Интернет с разработкой веб-сайта, его пополнение и поддержание. К этой группе аутсорсинга относится передача внешним исполнителям полномочий по набору сотрудников для определенной компании; полного цикла обучения персонала; управление финансами, недвижимо-

стью, отдельными подразделениями фирмы; выполнение административных функций, документооборот, логистику и т.п. Частичный аутсорсинг. В этом случае предприятие передает часть своих специфических задач, например, программирование веб-сайта, а выработку всей стратегии, ее внедрение в практику остается внутренним делом.

Усовершенствованный аутсорсинг. Классический пример этой формы управления - когда фирма, известная на рынке, передает сторонним компаниям ряд функций, оставляя себе роль диспетчера. Готовую продукцию сторонних фирм она от своего имени продает третьим лицам, извлекая при этом максимальную выгоду2.

По данным исследования «Industry Week Census on Manufacturing», 54,9% американских компаний используют аутсорсинг в производстве и 43,8% - в обслуживании оборудования. В настоящее время самыми активными потребителями производственно-хозяйственного аутсорсинга являются крупные предприятия ТЭК, металлургические, химические и транспортные. Важнейшими аргументами в пользу развития аутсорсинга являются экономия средств, гарантия надежности и высокого качества предоставляемых услуг. Это обусловлено тем, что аутсорсер имеет возможность специализироваться в узкой области производства или услуг, сосредотачивая у себя лучших специалистов, используя наиболее современное оборудование, применяя передовые технологии и постоянно накапливая опыт обслуживания множества клиентов.

Российский рынок аутсорсинга начал формироваться примерно 5 лет назад и медленное его развитие во многом обусловлено отсутствием легального определения аутсорсинга, законодательного обеспечения подобных отношений, сложившейся практики заключения данного вида договора.

Существует множество доктринальных определений термина аутсорсинг (outsourcing).

«Аутсорсинг» (Outsorcing) переводится с английского языка как «использование чужих ресур-

1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1935.

2 Календжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний: Дис. ... д-ра экон. наук. М., 2003. С. 57.

_102

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2008 • №1(19)

сов».

В одном из устоявшихся определений аутсорсинг рассматривается как передача традиционных и органически присущих субъектам права функций внешним исполнителям1. Е.Е. Румянцева характеризует аутсорсинг как способ оптимизации предприятия за счет передачи непрофильных функций внешним специализированным компаниям2. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева аутсорсинг связывают с передачей традиционных не ключевых функций организации внешним субподрядчикам, которые являются высококвалифицированными специалистами сторонней фирмы, с отказом от собственного бизнес-процесса, рассматривая его как способ кооперирования3. Аутсорсинг можно также определить как инструмент, позволяющий эффективно распределить внутренние и внешние ресурсы и средства для достижения целей и задач, стоящих перед современным бизнесом в условиях динамичной непреодолимости4.

Таким образом, можно сделать вывод, что аутсорсинг сегодня - это передача на длительный срок управомоченных функций и при необходимости соответствующих ресурсов внешним исполнителям, которые могут выполнить эти функции эффективнее5. Вместе с тем, данное определение нельзя отнести к правовому. Для развития аутсорсинговых отношений в России возникает необходимость в детальной разработке договора аутсорсинга, формировании единого подхода к пониманию сущности отношений и их правовому регулированию.

В настоящее же время в России стороны, руководствуясь принципом свободы договора, выбирают различные конструкции для урегулирования возникающих между ними отношений. Например, компании, специализирующиеся на рынке труда и кадрового управления, предлагают такие услуги, как передача персонала в аренду (группа компаний «Альянс»6). В действующем законодательстве есть упоминание о договорах по предоставлению рабочей силы (или персонала). Например, Налоговый кодекс говорит о них несколько раз (подп. 4 п. 1 ст. 148, подп. 18 ст.

255, подп. 19 п. 1 ст. 264, п. 7 ст. 306 НК РФ)7. Упоминаются подобные договоры и в судебной практике (например, постановления Федеральных арбитражных судов Поволжского округа от 11 сентября 2001 г. по делу № А55-4679/01-6 и от 09-10 января 2001 г. по делу № А55-5287/99-31, Московского округа от 27 февраля 2001 г. по делу № КА-А40/617-01). Однако все правовое регулирование этих видов договоров одним лишь упоминанием и ограничивается. Более детальных разъяснений, касающихся договоров о предоставлении персонала, их предмета, существенных условий и т.п., ни один из действующих в настоящее время нормативных актов не содержит.

В деловом обороте сложившаяся практика применения понятия «аренда персонала» заимствована из мирового опыта ведения бизнеса. В Германии одним из способов снижения величины дополнительных издержек на персонал, потребность в котором отсутствует либо недостаточно высока, является так называемая «аренда персонала». Специализированные предприятия заключают трудовые договоры с работниками, предоставляя их впоследствии в аренду в соответствии с имеющейся у них специальностью. Принципы работы таких предприятий во многом напоминают работу кадровых агентств.

Под «арендованным персоналом» понимаются работники, которые предоставляются в распоряжение третьей стороны согласно договору об аренде персонала, заключенному между двумя предприятиями. В рамках договора предприятие-арендодатель обязуется предоставить в распоряжение предприятия-арендатора на определенный срок работников, имеющих необходимую специальность и квалификацию, а арендатор обязуется выплатить арендодателю арендную плату за использование его рабочей силы8.

Действующим гражданским законодательством закреплено понятие «договор аренды». Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и __пользование или во временное пользование9.

1 Михайлов Д.М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2006. С. 12.

2 Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е издание. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 31-32.

3 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 4-е изд.

перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 29.

4 Михайлов Д.М. Указ. соч. С. 14.

5 Календжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. М.: «Дело», 2003. С. 16.

6 http://www.gkaliance.ru

7 Налоговый кодекс РФ (ч. 2) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от 05 января 2008 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6071.

8 Лысков А.Ф. Аренда персонала и управление издержками: опыт Германии // Кадры предприятия. 2003. № 7.

9 Гражданский кодекс РФ (ч. 2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 06 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6247.

103

Объектами аренды являются вещи разнообразного производственного, потребительского либо иного назначения. Объекты аренды во всех случаях - вещи индивидуально-определенные и непотребляемые (неуничтожаемые и неизменяющиеся, не считая нормального износа, своих свойств в процессе пользования, потребления). Эти качества объекта связаны с временным характером владения и пользования и обязанностью арендатора вернуть арендодателю именно ту вещь, которая ему предоставлена, и в том состоянии, в каком он ее получил (ст. 622 ГК).

На общем понятии договора аренды, содержащемся в ч. 2 Гражданского кодекса РФ, основано определение договора лизинга, которое нашло отражение в ст. 665 ГК РФ, а также в положениях ФЗ РФ «О финансовой аренде (лизинге)»1. Под договором финансовой аренды (лизинга) понимается договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. При этом предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности (ст. 3). Субъектами данного вида договора выступают

лизингодатель, лизингополучатель и продавец.

Исходя из анализа норм гражданского законодательства, регулирующих арендные отношения, можно сделать вывод о недопустимости отождествления аренды и аутсорсинга. Подтверждением такой точки зрения служит то обстоятельство, что аренда или лизинг предусматривают передачу материальных ценностей, но ни в коем случае физических лиц (персонала). Кроме того, субъектный состав договора финансовой аренды (лизинга) включает в обязательном порядке три стороны, в то время как договор аутсорсинга заключается двумя сторонами.

При заключении договора аутсорсинга между аутсорсинговой организацией и сторонней организацией (заказчиком) возникают отношения, основной целью которых является оказание услуг и выполнение работ предоставляемым персоналом, но не сам персонал. Предоставляет услуги и выполняет работы сама компания-аутсорсер, используя при этом подготовленный ею квалифицированный персонал, за действия которого несет ответственность.

В связи с этим, по-нашему мнению, договор аутсорсинга более близок к возмездному оказанию услуг и подряду, нежели к аренде или лизингу. Для урегулирования отношений, возникающих по договору аутсорсинга, необходимо определить место данного договора в системе гражданско-правовых договоров. Этот вопрос остается открытым и дискуссионным и требует дальнейшей юридической проработки.

г. № 164-ФЗ (в ред. от 26 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 1998.

1 О финансовой аренде (лизинге): ФЗ РФ от 29 октября 1998 № 44. Ст. 5394; СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3429.

_104

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2008 • №1(19)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.