Научная статья на тему 'Что происходит с государством в XXI веке'

Что происходит с государством в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1002
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что происходит с государством в XXI веке»

Рецензии

Что происходит с государством в XXI веке

А.В. Малашенко

Нисневич Ю.А. Государство XXI века: тенденции и проблемы развития. М.: КНОРУС, 2012. 288 с.

Вышла в свет новая научная монография доктора политических наук, профессора Ю.А. Нисневича, в которой объектом политических исследований выступают тенденции и проблемы развития государства как главного политического института, что и определяет актуальность и значимость представленной работы как в теоретическом, так и в прикладном аспекте.

Методологический подход автора монографии базируется на том, что институт государства, как и любой другой политический институт, непрерывно эволюционирует и видоизменяется в ходе исторического процесса развития цивилизации. По мнению профессора Нисневича, происходящие трансформации института государства обусловлены постиндустриальным транзитом — переходом на постиндустриальный путь развития, который предопределили политические, социальные, экономические и технологические феномены ХХ века. Эти же феномены оказали и оказывают значительное влияние на развитие современного

государства, определяют тенденции и проблемы его трансформаций. К таким феноменам профессор Нисневич относит:

- феномен, который его первооткрыватель Ф. Фукуяма назвал «конец истории» и институциональный компонент которого состоит в том, что доминирующей формой организации политических и государственных порядков стала основанная на свободе выбора полиархическая демократия;

- феномен, который Х. Ортега-и-Гассет назвал «восстание масс» и который послужил началом трансформации социальной основы современного государства и привел к тому, что доминирующим фактором стал самый массовый, средний слой общества со всеми его достоинствами и недостатками;

- феномен, который Э. Тоффлер назвал «третья волна», понимая под этим рождение новой цивилизации, предопределенное революционными изменениями техносферы, инфосферы, социосферы и властной сферы;

- феномен повышения миграционной мобильности, который возник благодаря совершенствованию транспортных технологий и либерализации миграционной политики,

обусловленной не только экономическими, но и во многом демографическими процессами;

- феномен глобализации, который трансформирует миропорядок и приводит к тому, что национальное государство лишается части своего суверенитета, а абсолютный приоритет национальных интересов и целей заменяется конвергенцией национальных и общемировых интересов и целей.

Научную новизну представляет предлагаемая автором монографии политико-правовая концептуализация современного государства как правового, светского и социального. При этом в качестве ценностной основы правового государства определяется человек, его права и свободы, нормативно-правовой — принцип правозаконности А. Дайси в современной правовой интерпретации, в качестве институциональной основы — функционально-иерархическая децентрализация государственной власти, разделение ее полномочий по функциям и уровням компетенции и ответственности, а в качестве социальной основы — гражданское общество как мера самоорганизации и саморегуляции социума.

Нестандартным и интересным в теоретическом и прикладном аспектах представляется предложенная политико-правовая концептуализация современного государства как светского на основе системно-исторического анализа взаимоотношений права, политики и религии как социальных институтов. Как отмечает профессор Нисневич, в светском государстве наряду с отказом от государственной и обязательной религии и институциональным отделением религиозных объединений

от государства должны быть, с одной стороны, исключены все возможности влияния духовенства на политическую и государственную деятельность, а с другой — запрещено использование религии в политических целях. Анализируя взаимоотношения права и религии, автор монографии особо акцентирует внимание и показывает искусственность противопоставления секулярных прав и свобод человека и религиозных ценностей. При этом он определяет роль и место религии в светском государстве как влиятельного фактора в сфере духовной и интеллектуальной жизни людей и локального регулятора социальных отношений только в рамках сформированного на ее основе религиозного объединения.

В монографии социальное государство определяется как государство, ориентированное на практическое совмещение в повседневной жизни индивидуальных свобод и социальной справедливости. Основная задача такого государства состоит в обеспечении для всех граждан приблизительно равных условий самореализации и для каждого гражданина минимально необходимых условий для его достойного существования, достаточного уровня социальной защищенности от природных, техногенных, социальных и экономических изменений и катаклизмов. А также в обеспечении участия всех граждан в управлении делами общества и государства независимо от их материального положения и социального статуса.

В качестве главного приводного механизма политических, экономических социальных и информационных процессов в современном демократическом государстве в моно-

графии определяется добросовестная, транспарентная и профессиональная конкуренция в законодательно-правовом поле. Проводится фундированный анализ экономической, политической и информационной конкуренции как составных частей более общего явления — социальной конкуренции, которую Л. Мизес определил как «стремление индивидов занять наиболее благоприятное положение в системе общественного сотрудничества» и которая «присутствует в любом представимом способе общественной организации».

Одними из наиболее важных и интересных результатов исследований профессора Нисневича представляются предложенное в монографии определение понятия и систематизация проявлений такого вида коррупции, как политическая коррупция. А также определение и описание общего институционального механизма как экономической, так и политической коррупции, суть которого состоит в злоупотреблениях различными видами административного ресурса государственной власти для получения неправомерного материального и нематериального (политического) преимущества. При этом впервые в отечественной политологической литературе представлен детальный анализ высшей формы проявления системной коррупции, названной «захват государства» и занимающей вершину в иерархической системе форм политической и экономической коррупции.

Особый научный и практический интерес для формирования антикоррупционной политики в нашей стране представляет проведенный автором монографии политико-правовой анализ мер противодействия

коррупции, международные принципы и стандарты которой установлены Конвенцией ООН против коррупции, государством-участником которой Россия является с 2006 г.

В разделе, посвященном современным тенденциям и проблемам управления государства, показано, что начавшийся с середины 80-х гг. ХХ в. процесс реализации крупномасштабных и комплексных программ реформирования государственного управления был обусловлен как кризисом практик «государства всеобщего благоденствия» (Welfare State), так и постиндустриальным транзитом.

В такой модели реорганизации государственного управления, как «новое государственное управление» (New Public Management), профессор Нисневич выделяет и анализирует три взаимозависимые и взаимосвязанные компоненты:

- идейно-философскую, основанную на отказе от этатистского и переходе к либеральному подходу к предназначению и роли государства;

- организационно-кадровую, основанную на деполитизации и реорганизации кадрового обеспечения государственного аппарата в целях повышения дисциплины, профессионализма и конкурентоспособности государственных служащих;

- структурно-технологическая, основанная на децентрализации и функциональной оптимизации структуры органов государственной власти, внедрении в сферу государственного управления принципов и методов организационного управления и менеджмента частного сектора экономики.

При этом особое внимание в монографии уделяется проблеме откры-

тости, прозрачности и подотчетности государственного управления.

Как отмечается, в демократическом государстве зависимость и подотчетность государственной власти обществу осуществляется в первую очередь посредством политического контроля, который реализует основная политическая цепь. Эта цепь включает в себя: многопартийную систему, обеспечивающую политикоидеологическое структурирование гражданского общества в форме политических партий; избирательный механизм, который, опираясь на многопартийную систему, обеспечивает регулярное проведение свободных и честных выборов представителей всего народа в органы государственной власти и прежде всего в парламент; парламент как общегосударственный представительный орган, призванный выражать волю народа в управлении государством и играть ключевую роль в системе органов государственной власти в рамках принципа разделения властей.

Особо значимую роль в обеспечении подотчетности и внешнего контроля работы системы государственного управления играет гражданский контроль. Гражданский контроль представляет собой одну из ключевых функций гражданского общества, его субъектами являются граждане и их автономные от государства объединения, а основными объектами — органы государственной власти и их должностные лица.

Одним из важнейших направлений реорганизации управления современным государством профессор Нисневич считает построение электронного государства. Построение электронного государства — это не просто технологическое мероприя-

тие по внедрению в работу системы государственного управления новейшей вычислительной техники, ИКТ, инфокоммуникационных систем и сетей. Построение электронного государства — это идеологическая, структурно-функциональная, организационно-кадровая и технологическая реорганизация системы государственного управления, развитие и углубление реформы этой системы на основе модели «новое государственное управление» и такой философии организационного управления, как public relation (PR) с использованием новых возможностей, предоставляемых современными ИКТ и сетевой инфокоммуникационной инфраструктурой.

Заметным вкладом в развитие современных методов политических исследований могут стать разработанные профессором Нисневичем метод политико-правового анализа, который представляет собой развитие в современных условиях классического нормативно-институционального метода, и метод сопоставительно-институционального анализа, который может быть отнесен к постбихевио-ралистским методам.

Методической и инструментальной основой метода политико-правового анализа служит содержательный контент-анализ нормативных актов, устанавливающих «правила поведения» исследуемого объекта, а также иных характеризующих его действия официальных документов (программы и планы, протоколы, циркуляры, официальные справки, ответы на запросы и обращения и др.). При этом единицей анализа служит правовая норма и ее официально задокументированная интерпретация. Такой анализ включает в себя правовую

и политическую компоненты. Правовая компонента состоит в анализе содержания нормативных актов на соответствие зафиксированных в них решений и действий органов власти и их должностных лиц нормам Конституции, международных актов о правах и свободах человека и гражданина и действующего законодательства. Политическая компонента состоит в анализе политической направленности зафиксированных в нормативных и иных официальных документах решений и действий органов власти и их должностных лиц, которые могут быть направлены либо на решение проблем в различных сферах жизнедеятельности общества и государства в интересах всех граждан и в целях общественного развития, либо в частных или групповых интересах отдельных персоналий, включая самих должностных лиц, принимающих решения, или правящих политико-экономических группировок.

Суть метода сопоставительноинституционального анализа заключается в сопоставлении различных институциональных характеристик государства как единого политического актора в целях выявления существующих между ними взаимосвязей и трендов влияния, исходными данными для чего служат количественные оценки исследуемых характеристик, полученные для большинства существующих сегодня в мире суверенных государств как результат государствоведческих исследований, проводимых межгосударственными и неправительственными организациями.

Безусловная научная новизна и прикладная значимость монографии профессора Нисневича позволяет рекомендовать ее специалистам по политическим институтам и государственному управлению и всем, кто интересуется ролью и предназначением государства в современном постиндустриальном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.