Научная статья на тему 'Что хуже таланта? (психологические проблемы воспитания одаренных детей)'

Что хуже таланта? (психологические проблемы воспитания одаренных детей) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ОДАРЕННОСТЬ / ТАЛАНТ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудзовская А.А.

Международные исследования качества и доступности образования, показывают, что природные способности российских школьников имеют тенденцию к резкому снижению при переходе от начальной школы к среднему звену и старшим классам. В статье приведены примеры сложностей обучения в школе тех детей, которые во взрослом возрасте, вопреки социальным ожиданиям педагогов, продемонстрировали миру свои таланты. Обосновывается задача подготовки педагогов к взаимодействию с индивидуальностью обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что хуже таланта? (психологические проблемы воспитания одаренных детей)»

УДК 159.923 + 37.015.323

ЧТО ХУЖЕ ТАЛАНТА?

(ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ)*

© 2016 А. А. Гудзовская

канд. психол. наук, доцент, старший научный сотрудник, aag_1@rambler.ru

Институт изучения общественных явлений, г. Самара

Международные исследования качества и доступности образования, показывают, что природные способности российских школьников имеют тенденцию к резкому снижению при переходе от начальной школы к среднему звену и старшим классам. В статье приведены примеры сложностей обучения в школе тех детей, которые во взрослом возрасте, вопреки социальным ожиданиям педагогов, продемонстрировали миру свои таланты. Обосновывается задача подготовки педагогов к взаимодействию с индивидуальностью обучающихся.

Ключевые слова: педагогический процесс, одаренность, талант, индивидуальность, субъекты образовательного пространства.

У Ю. Мориц есть такое стихотворение: «... И что талант — не смесь всего, что любят люди, а худшее, что есть, и лучшее, что будет». Чем вызваны эти строки?

Одаренность - явление сколько интересное, столько и противоречиво представленное в общественном сознании. Под одаренностью понимаются потенциальные или актуальные возможности человека к более эффективному выполнению деятельности в сравнении с другими людьми: по темпу выполнения, оригинальности, незаурядности, средствам. В самом понятии «одаренность» заложено социальное сравнение, которое порождает противоречивое отношение окружающих к носителям одаренности.

Известный, вошедший в список классических эксперимент Р. Лапьера (Стэнфордский университет, 1934 год) зафиксировал социально-психологический феномен несоответствия между реальным поведением человека в ситуации взаимодействия с людьми, принадлежащими к другому этносу, и предполагаемым, обусловленным установками, намерениями, ценностями [Копец 2010]. Если бы провести такой эксперимент в отношении одаренных людей разного возраста, то, скорее всего, мы получили бы аналогичное несоответствие, только с противоположными эмоциональными знаками. Социальная установка заочная, безотносительно к конкретной ситуации взаимодействия, скорее всего, выразится в уважении, признании значимости одаренности и таланта, присущих человеку. Нам нравится гордиться своими известными земляками, с уважением вспоминать изобретения, талантливые архитектурные ансамбли, музыкальные произведения, научные открытия.

Р. Лапьер объясняет результаты эксперимента тем, что люди склонны высказываться так, как это принято в некоторое историческое время представителям определенного социального круга («уважать талант» в нашем случае). В реальной ситуации на человека в большей степени влияют конкретные люди и обстоятельства, чем некие абстрактные взгляды или идеалы [Копец 2010]. Одаренные люди редко полностью вписываются в привычные нормы ожидаемого поведения: они имеют

* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект 15-06-10726 (а).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

отличающиеся от распространенных суждения, иногда ведут себя непредсказуемо, ими нелегко руководить. Одаренность с детского возраста может проявляться в особенностях мотивационно-смысловой интенции, специфическом содержании ее смысловых категорий [Мышкина 2006].

Непосредственные контакты с незаурядными людьми, отличающимися в поведении и высказываниях от типичных, вызывают гамму амбивалентных чувств, часто приводят к затруднениям в общении, к непониманию «этих одаренных», к их осуждению, соперничеству, стремлению «привести к норме», «поставить на место». Одаренным приписываются такие черты, как высокомерие, несдержанность, зазнайство, стремление выделиться любой ценой и пр.

Примерами, подтверждающими это предположение, могут быть известные исторические примеры, отражающие сложность отношений с педагогами в школе тех, чей талант оказался признанным впоследствии.

Среди неспособных учеников в школе, по мнению учителей, числились будущие физики, математики, биологи, философы, писатели, политики: П. Кюри, Т. Эдисон, С. Королев, Н. Лобачевский, С. Морзе, К. Линней, Л. Пастер, Ч. Дарвин, Дж. Байрон, Э. По, Н. Гоголь, О. де Бальзак, В. Скотт, А. Герцен, У. Черчилль, О. фон Бисмарк. К.Э. Циолковский был исключен из гимназии после второго класса и больше нигде не учился. А. П. Чехов дважды оставался в гимназии на второй год, В. Г. Белинский был исключен из университета «по ограниченности способностей». У Г. Гегеля в аттестате была запись: «Весьма не искусен в слове и не отличается ни прилежанием, ни знаниями, особенно философскими». А. Эйнштейн поступил в университет не с первого раза, плохо понимал гуманитарные науки, а некоторые преподаватели считали, что у него аутизм. Учитель музыки Э. Карузо считал, что у него нет музыкальных способностей и плохой голос.

Р. Линн и Т. Ванханен считают национальный индекс интеллекта (IQ), наряду с генетикой и экологией, важным фактором, влияющим на различия в национальном богатстве и темпах экономического роста. Этот вывод сделан ими по результатам серьезного анализа экономики 81 страны, в котором обнаружена прямая корреляция национального показателя IQ с валовым национальным продуктом страны. В России национальный индекс интеллекта (96) находится на 26/27 месте [Lynn 2006].

Участие российских школьников в международных сравнительных исследованиях качества и доступности образования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) и PISA (Programme for International Student Assessment) выявило тревожную тенденцию заметного снижения показателей качества образования от начальной школы к среднему и старшему звену. Российские младшие школьники заняли первое место, по качеству чтения и понимания текста, разделив его со школьниками Гонконга и Сингапура. Всего в программу исследований попали 215 тыс. школьников из 40 стран, россиян среди них представляли 4 955 учащихся 4-х классов из 232 школ 45 регионов страны [Дашковская 2014].

По естественнонаучной и математической грамотности успехи 15-летних российских учащихся (исследование PISA) в том же году оказались в четвертом десятке среди 57 стран-участников. В PISA предлагаются задания, при выполнении которых необходимо проявить смекалку, находчивость, использовать межпредметные связи или сравнить изложенные в них разные точки зрения, обосновать собственную позицию [Краснянская 2008].

Таким образом, природные задатки, проявляемые учащимися начальной школы, достаточно быстро сворачиваются и угасают в рамках существующей системы российского образования. Эти факты говорят о том, что школа в целом отстает в создании и использовании педагогических методик обучения современных детей

Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 1 (37)

Гудзовская А. А. Что хуже таланта? (Психологические проблемы воспитания одаренных детей)

вообще, а тем более она не готова развивать и поддерживать яркие проявления одаренности, незаурядности.

Е.В. Маркелов и В.С. Юркевич провели анализ профессиональной судьбы одаренных детей в России. В него вошли те взрослые, чьи достижения сопоставимы с уровнем проявленных ими в детстве необычных способностей. Проведенный статистический анализ показал, что не больше 2-3 % детей, выявленных как одаренные, смогли показать выдающиеся достижения в профессиональной сфере [Маркелов 2004].

Печальными современными иллюстрациями амбивалентного отношения к одаренным являются судьбы молодых дарований математика Павла Коноплева, художницы-графика Нади Рушевой, поэтессы Ники Турбиной. Их необычайные способности были замечены в раннем возрасте, получили развитие, международное признание. Вместе с тем сложности в общении, непонимание окружающими их специфических потребностей, привели к ранней гибели талантливых молодых людей.

Возвращаясь к вопросу, стоящему в заголовке статьи, «Что хуже таланта?», я бы дала свои ответы: готовность видеть в поведении, отличающемся от типичной нормы, опасность, злонамеренность, угрозу, оценивать непонятное поведение негативно, приписывая субъекту примитивные мотивы.

Метафорически одаренность можно представить как некую значимую, уникальную ношу, воспользоваться которой можно только в будущем (например, инструменты для добывания воды в пустыне). Владелец такой ноши часто не может сам справиться с тем, чтобы донести тяжесть до места назначения, найти ей достойное применение. Носителю дара нужна доброжелательная помощь других людей в том, чтобы определить тяжелый груз как ценность, чтобы пройти весь путь, научиться способам мирного использования, психологически подготовиться к тому, что не обязательно затраченные усилия оправдаются в полной мере.

Таковы задачи системы образования, педагогов, родителей, всего социума. Необходимо воспитывать в себе отношение к проявлениям индивидуальности как к истокам талантов, видеть в них не признак неповиновения, плохой дисциплины, неудобства, а примету будущих успехов.

Библиографический список

Дашковская О. Российское образование в зеркале международных исследований. URL: http ://mosparents. ru/ru/educati onl/news/ (дата обращения: 13.01.2016).

Краснянская К. PISA-2006: оценка математической грамотности 15-летних учащихся // Народное образование. 2008. № 9. С. 169-179.

Копец Л.В. Классические эксперименты в психологии. К., 2010.

Маркелов Е.В., Юркевич В.С. Организация школы для особо одаренных детей и подростков // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С. 92-96.

Мышкина М.С. Особенности мотивационных предпочтений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник СМИУ. 2006. № 4. С. 48-54.

Lynn R., Vanhanen T. Iidem. IQ and Global Inequality. London, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.