Научная статья на тему 'Что дети знают о том, где они живут'

Что дети знают о том, где они живут Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ" / ТЕТРАДЬ / СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева С.Н., Моторина Ю.М.

Система дошкольного образования охватывает широкий круг вопросов о мире и ближайшем окружении человека: это элементарные представления о предметах быта, о деятельности людей, о социальном и природном наполнении пространства, в котором живет ребенок. Один из разделов программы «Юный эколог» посвящен человеку: в нем предусматривается освоение детьми знаний о том, что человек живое существо, нуждающееся в определенных условиях для нормального существования, что человек с этой целью не только использует природу, но и охраняет ее. Особенно широкое представление о жизни человека и его взаимодействии с природой получают старшие дошкольники в процессе работы с тетрадью. В нее включены знания широкого плана о Земле, о материках, морях, океанах, о полюсах и экваторе, о странах и городах, о родной стране, о родном городе (селе). Таким образом, программа «Юный эколог» на этапе подготовительной группы предусматривает знания о человеке, причем именно с позиций экологического подхода. Дети, которые несколько лет (младшая старшая группы) знакомились с приспособленностью окружающих их растений и животных к среде обитания, в подготовительной группе получают первоначальные представления о Солнечной системе. Они начинают понимать, что Земля уникальная планета, на которой (и только на которой!) существуют условия для жизни всех живых существ растений, животных и самого человека. На Земле есть воздух, вода, подходящая температура окружающей среды, пища для всех живых существ, материал для строительства различного рода «жилищ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаева С.Н., Моторина Ю.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что дети знают о том, где они живут»

ш

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКУМ

С. Н. Николаева, доктор педагогических наук, доцент,

главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, Ю. М. Моторина, младший научный сотрудник ИПППД РАО

Что дети знают о том, где они живут

Система дошкольного образования охватывает широкий круг вопросов о мире и ближайшем окружении человека: это элементарные представления о предметах быта, о деятельности людей, о социальном и природном наполнении пространства, в котором живет ребенок.

Один из разделов программы «Юный эколог» посвящен человеку: в нем предусматривается освоение детьми знаний о том, что человек живое существо, нуждающееся в определенных условиях для нормального существования, что человек с этой целью не только использует природу, но и охраняет ее. Особенно широкое представление о жизни человека и его взаимодействии с природой получают старшие дошкольники в процессе работы с тетрадью1. В нее включены знания широкого плана - о Земле, о материках, морях, океанах, о полюсах и экваторе, о странах и городах, о родной стране, о родном городе (селе). Таким образом, программа «Юный эколог» на этапе подготовительной группы предусматривает знания о человеке, причем именно с позиций экологического подхода. Дети, которые несколько лет (младшая - старшая группы) знакомились с приспособленностью окружающих их растений и животных к среде обитания, в подготовительной группе получают первоначальные представления о Солнечной системе. Они начинают понимать, что Земля уникальная планета, на которой (и только на которой!) существуют условия для жизни всех живых существ - растений, животных и самого человека. На Земле есть воздух, вода, подходящая температура окружающей среды, пища для всех живых существ, материал для строительства различного рода «жилищ».

В этой связи было интересно узнать: насколько у детей, обучавшихся по программе «Юный эколог», к подготовительной группе оказываются сформированными экологические представления о месте своего проживания. Мы проанализировали данные, полученные в результате опроса, проведенного в ДОУ

1 Николаева С. Н., Волкова Н. А. Познаем природу -готовимся к школе. Экологическая тетрадь для детей шестилетнего возраста. - М.: «Просвещение», 2009.

№ 1691 Восточного административного округа Москвы, на базе которого была создана городская экспериментальная площадка по апробированию программы «Юный эколог».

Обследование проводилось в начале учебного года в подготовительных группах детского сада в 2008 и 2009 годах. В нем приняли участие более 70 детей. С каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа.

Отвечая на вопрос: «Скажи, где ты живешь: на Марсе, на Земле, на Луне?», 88,5 % детей ответили правильно. Четыре ребенка сообщили, что живут на других планетах - трое на Луне, а один - на Марсе. Четверо детей не знали, как ответить на вопрос, а один сказал, что живет дома.

Отвечая на вопрос «Где ты живешь: на Солнце или в Солнечной системе?», больше половины дошкольников (66 %) сказали, что живут в Солнечной системе. 23 % детей - на Солнце.

Ответы на вопрос: «Где ты живешь: в Англии, в России, в Японии?» показали, что абсолютное большинство детей знают, что живут в России.

Вопрос: «Где ты живешь: в городе или в деревне?» предполагал выявление понимания детьми понятий: «город», «деревня». Детский сад находится в Новокосино - одном из «спальных» районов Москвы с типично городской высокоэтажной застройкой. В результате были получены следующие данные: 92,5 % детей знают, что живут в городе.

Ответы на вопрос: «Как называется место, где ты живешь?» показали, что почти половина (47,5 %) детей назвали Москву - город, в котором живут, 16 % детей назвали район (Новокосино), либо улицу (Салтыковская).

Полученные данные позволяют сделать вывод: большинство детей-москвичей, только что пришедших в подготовительную группу,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

я

обладают адекватными для их возраста представлениями о месте жительства.

Особый интерес представляют ответы на вопрос: «Как называется страна, где ты живешь?» 48 % детей назвали Россию, остальные дети не знали этого: 21 % - не знают название родной страны, 17 % - не сумели ответить (промолчали), по 7 % - ответили, что живут на Земле и в Москве. Полученные результаты показывают, что, к сожалению, только половина шестилетних детей знает название родной страны, остальные же - путаются в понятиях «страна», «город», «планета».

Лучше дети ответили на вопрос: «Скажи, Москва - это что: город, деревня, столица?» Большинство дошкольников (76 %) назвали Москву городом, 21 % - столицей. Никто из детей не дал абсолютно правильного ответа: Москва - это и город, и столица.

Интересны ответы детей на «экологический» вопрос: «Ты мог бы жить на Луне?» 94,5 % детей сказали, что не смогли бы там жить.

45 % обследованных дошкольников не смогли объяснить невозможность жизни на Луне. 43 % ребят правильно указали причины - отсутствие необходимых для нормальной жизнедеятельности человека условий: пищи, воды, воздуха, тепла. При этом дети рассуждали следующим образом:

«Не хочу туда, здесь больше воздуха»;

«Там нет деревьев, домов, воздуха»;

«Там нет жизни»;

«Там нечем питаться»;

«На Луне темно».

Еще 12 % детей предлагали другие, но тоже правильные объяснения невозможности жизни на Луне:

«Там надо ходить только в шлемах. На Земле намного лучше»;

«Живут только на Земле»;

«Мы люди, а не лунатики»;

«Там нет домов»;

«Я не космонавт»;

«Там никто не живет».

Данные высказывания свидетельствуют о сформированности у детей о первоначальном осознании ими неразрывной связи живого организма (конкретно человека) со средой его обитания. Нет сомнения, что это результат предшествующего обучения и воспитания по экологической программе. В подготовительной группе можно ожидать еще более высокий результат, т. к. дошкольникам предстоит работать с вышеупомянутой экологической тетрадью, в которой предусмотрено подробное ознакомление с Солнечной системой, с планетой Земля, с родной страной, со столицей Родины, с родным городом (селом). ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.