Научная статья на тему 'Чтение местных газет и гражданская активность в Польше'

Чтение местных газет и гражданская активность в Польше Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНАЯ ПРЕССА / КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАРТИЦИПАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЛЬША / LOCAL PRESS / COMMUNICATION POLICY / PUBLIC PARTICIPATION / CIVIC ENGAGEMENT / POLAND

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шосток-Новацка Патриция

Цель этой статьи ответить на вопрос, какие средства коммуникации, используемые местными органами власти, способствуют увеличению участия в общественной жизни и какова роль местной прессы в этом. Исследования, проведённые в последние годы, свидетельствуют о снижении числа читателей газет и журналов в целом, расходы на местные печатные издания также падают. В то же время гражданская деятельность на местном уровне неудовлетворительна, несмотря на развитие интернета и двустороннее общение, граждане не являются активными участниками диалога с властями. Исследования, проведённые в 2016 году в местных общинах Силезского воеводства (опрос 500 чел.), показывают, что местные жители чаще всего узнают последние новости из разговоров с другими жителями (34 %) и интернета (19 %), однако люди, имеющие активную гражданскую позицию, считают, что местная пресса является самым важным источником информации (30 %). Результаты исследования могут быть полезны для людей, ответственных за осуществление коммуникации местных органов власти и местных жителей, а также для политиков, которые оценивают законность публикаций изданий местной администрации, вызывающих многочисленные споры в Польше. Несомненно, местная периодика, включая издания самоуправления, необходима в местных сообществах. Существует связь между чтением прессы и гражданской активностью на местном уровне. Средняя активность тех, кто считает прессу самым важным источником информации, составляет 2,8, а тех, кто предпочитает разговоры с другими людьми 2,5 (зависимость статистически подтверждена). Однако необходимо позаботиться о качестве местной прессы, чтобы она была интересным источником информации не только для наиболее активных граждан, но и для более широких групп местных общин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reading Local Press and Civic Engagement in Poland

The aim of the article is to answer the question, what instruments of communication used by local governments increase the participation of the society and what role the local press in this process plays. In recent years the research of mass media confirms the decline of readership of the press in general, and the circulation of the local also press falls. At the same time, civic activity at the local level is unsatisfactory. Despite the development of Internet and bilateral communication, citizens are not active participants in the dialogue with the authorities. The research carried out in 2016 on the local communities of the Slqskie Voivodship (a survey of 500 people) shows that it is true that people most often learn about the immediate environment from conversations with other residents and the Internet. However, people who are characterized by the highest activity in the local environment, consider the local press as the most important source of information. The results of the research may be useful for people responsible for designing of communication in local governments as well as for politicians who consider on the legitimacy of publishing local government press, which arouses numerous controversies in Poland. Undoubtedly, local communities need the local press, including the press of the local government. The average activity of those who consider the press to be the most important source of information is 2.8 and those who prefer conversations with other people 2.5 (the dependence is statistically confirmed). However, it is necessary to ensure the quality of the local press, so that it is an interesting source of information not only for the most active citizens, but for wider groups of local communities.

Текст научной работы на тему «Чтение местных газет и гражданская активность в Польше»

http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853

УДК 070(438)

DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-5-85-91

Патриция Шосток-Новацка,

доктор наук, Силезский университет в Катовицах (40-007, Польша, г. Катовице, ул. Банковая, 12), e-mail: Patrycja.szostok@gmail.com

Чтение местных газет и гражданская активность в Польше

Цель этой статьи - ответить на вопрос, какие средства коммуникации, используемые местными органами власти, способствуют увеличению участия в общественной жизни и какова роль местной прессы в этом. Исследования, проведённые в последние годы, свидетельствуют о снижении числа читателей газет и журналов в целом, расходы на местные печатные издания также падают. В то же время гражданская деятельность на местном уровне неудовлетворительна, несмотря на развитие интернета и двустороннее общение, граждане не являются активными участниками диалога с властями. Исследования, проведённые в 2016 году в местных общинах Силезского воеводства (опрос 500 чел.), показывают, что местные жители чаще всего узнают последние новости из разговоров с другими жителями (34 %) и интернета (19 %), однако люди, имеющие активную гражданскую позицию, считают, что местная пресса является самым важным источником информации (30 %). Результаты исследования могут быть полезны для людей, ответственных за осуществление коммуникации местных органов власти и местных жителей, а также для политиков, которые оценивают законность публикаций изданий местной администрации, вызывающих многочисленные споры в Польше. Несомненно, местная периодика, включая издания самоуправления, необходима в местных сообществах. Существует связь между чтением прессы и гражданской активностью на местном уровне. Средняя активность тех, кто считает прессу самым важным источником информации, составляет 2,8, а тех, кто предпочитает разговоры с другими людьми - 2,5 (зависимость статистически подтверждена). Однако необходимо позаботиться о качестве местной прессы, чтобы она была интересным источником информации не только для наиболее активных граждан, но и для более широких групп местных общин.

Ключевые слова: местная пресса, коммуникационная политика, общественная партиципация, гражданская активность, Польша

Введение. Состояние местной коммуникации и гражданской активности в Польше. Модель административного деления, применяемая в Польше, предполагает, что территориальные органы самоуправления получают право действовать во многих областях независимо от центрального правительства. Для реализации этой идеи необходима гражданская активность, которая является основой для общественного участия (парти-ципации) на местном уровне [10, с. 148]. Этот тип деятельности всё чаще воспринимается как основа демократических систем, и не только на местном уровне. Кроме текущей политики, задача местных органов власти заключается в стимулировании этой деятельности посредством широко понимаемой коммуникационной политики, своего рода публичного приглашения граждан участвовать в жизни местных общин [8, с. 85-86]. Можно сказать, что это участие в основном имеет коммуникационный характер.

Б. Дольницкий среди демократических форм участия граждан в процессе взаимодействия с муниципалитетом, обусловленных польским законодательством, называет консультации и встречи, общие собрания с

жителями, референдум, муниципальные выборы и отмечает, что независимо от видов, названных в законе, существуют и другие инструменты прямого или косвенного выражения гражданской законодательной инициативы [1, с. 114].

Существует связь между уровнем демократии и спросом на информацию [7, с. 19]. Более того, коммуникационные нужды становятся всё более важными и не ограничиваются только приобретением информации, а также необходимостью ведения диалога, то есть двусторонней активности в процессе коммуникации местных органов власти и жителей [2, с. 104-105].

В настоящее время информационная политика местных органов власти определяется не только как деятельность, связанная с общением между офисом и жителями, но -гораздо шире - как управление знаниями и информацией, направленное на эффективное использование информации отдельными лицами и организациями, облегчение доступа к различного рода информации, улучшение её обработки и распространения и, следовательно, - повышение информационной компетентности всех субъектов, действующих в

© Шосток-Новацка П., 2018

85

рамках данной единицы местного самоуправления. В этом подходе трудно признать, что такая политика способствует функционированию только тех, кто непосредственно связан с политикой данной организации [9, с. 109].

Поэтому цель коммуникационной политики местных органов власти в Польше - это не только информирование граждан о событиях в их ближайшем окружении, но и продвижение деятельности единиц самоуправления, а также ангажирование их в деятельность властей.

Эта последняя задача, которая является прямым результатом принятой модели самоуправления, кажется наиболее проблематичной, поскольку, несмотря на предоставление прав местным общинам, гражданская активность по-прежнему столь мала, что люди не принимают активное участие в местном самоуправлении, не проявляют инициативу, и даже при общении с местными властями остаются пассивными и в основном ограничиваются только потреблением информации без фактического участия в диалоге.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследования в области коммуникации территориальных органов самоуправления в Польше проводятся в различных научных центрах. Так, например, автор данного исследования провёл опрос среди членов местного самоуправления всей страны в 2011 году, отправив вопросник во все городские учреждения через электронную платформу общественных услуг. В опросе приняло участие 20 % городских учреждений из всей страны.

Согласно результатам опроса, существующие тенденции в развитии социальной коммуникации просматриваются в методах общения между местными органами власти и жителями. Первые используют практически все доступные средства - от традиционных, связанных с прямым контактом с жителями, через средства массовой информации, особенно печатные издания, в меньшей степени - радио и телевидение, интернет-ресурсы и опросы общественного мнения.

Таким образом, сегодня в Польше сформировались три модели политики взаимоотношений в местном самоуправлении:

- минималистская информационная политика - в принципе, не выходящая за рамки установленных законом способов и границ информирования местных сообществ о деятельности государственных органов (преимущественно в восточных и центральных районах, главным образом в деревнях);

- широкая информационная политика предполагает использование большого спектра информации и внешнее продвижение города, но в ограниченном объёме использует возможности обратной связи (свойственна различным типам местных органов власти, но в основном касается самых богатых деревень и небольших городов на западе страны);

- коммуникационная политика - информационная деятельность, дополняется диалогом с жителями, широко используются инструменты обратной связи, жители активизируются, поощряется спонтанное участие в общении с чиновниками (чаще используется в крупных городах, главным образом на западе страны) [12, с. 228].

В подразделениях территориального самоуправления разное осознание важности коммуникации и её целей, поэтому способы коммуникации используются в разной степени. Это разнообразие связано также с финансовыми возможностями местностей, поскольку невозможно управлять местным телевидением или функционированием местной радиостанции в деревне или маленьком городе. Поэтому самым популярным средством коммуникации на местном уровне является печать. Местные периодические издания составляют большую группу из около 2500 названий, которые, несмотря на глобальную тенденцию утраты интереса к печатной прессе, всё ещё имеют своих верных читателей. Среди местной прессы в Польше самой большой группой являются издания, финансируемые за счёт местных самоуправлений. Поэтому это одно из самых распространённых средств массовой информации, а также инструментов для общения местных властей с жителями.

Часто обсуждается вопрос о том, следует ли продолжать издание традиционной бумажной прессы. Чтение прессы падает по всей стране, а коммуникационная активность граждан переходит в интернет. Издание бумажной прессы требует больших финансовых затрат, а её электронные версии предоставляют дополнительные возможности - текущее обновление и обратную связь с читателем. С другой стороны, возможности интерактивного контакта всё ещё плохо используются властями, поэтому интернет-связь по-прежнему остаётся передачей сообщений в одну сторону, без возможности комментировать со стороны жителей, а это означает, что диалог не происходит.

Особое внимание теоретиков и практиков местной прессы привлекает исследование газет местных органов власти, потому что

это тип изданий, который поддерживается за счёт местных бюджетов и составляет один из важнейших инструментов коммуникационной политики местной администрации.

Однако печать местной власти обвиняется в незаконной конкуренции с частными изданиями. Не лишён значения тот факт, что эти СМИ в значительной степени посвящены продвижению деятельности властей, являются инструментом политической рекламы, поэтому создают незаконную конкуренцию на политическом рынке. В то же время пресса местного самоуправления является крупнейшей типологической группой на местном рынке прессы, вероятно, более половины местных органов власти издают свою газету [6, с. 10], а это означает, что существует много мест, где без этого не было бы вообще местной прессы. Благодаря тому, что она распространяется бесплатно, её читают люди, которые не хотят тратить деньги на прессу.

Местная пресса, согласно национальным тенденциям, частично переносит свою деятельность в интернет. Однако это лишь некоторое использование возможностей сети, потому что в большинстве случаев в виртуальном пространстве размещаются только pdf-версии ранее выпущенных бумажных изданий. Итак, это не копирование бумажной печати, это не расширение возможности общения с читателями, обратная связь не существует.

Создатели местной прессы сами не удовлетворены результатами их присутствия в интернете, хотя бы из-за недостаточной рекламной выручки [13, с. 137]. Присутствие в интернете часто рассматривается издателями местных СМИ как дополнительная, добавочная информационная деятельность. Конечно, есть всё больше и больше локальных

сайтов, некоторые из них очень хорошо работают, но это свойственно в основном крупным городам. Сама местная пресса в интернете в настоящее время пользуется небольшим спросом. Прежде всего, поляки в основном используют бесплатные интернет-источники, поэтому они неохотно платят за электронную версию прессы, что касается не только местной, но и прессы в общем. Эти выпуски имеют плохо подготовленную мобильную версию, большинство из них доступны только в форматах, которые не удобны, если они используются на планшетах или смартфонах [13, с. 136-139].

Исследование популярности источников местной информации. Эта статья основана прежде всего на собственных исследованиях автора, проводимых в 2016 году в Си-лезском воеводстве. В опросе участвовали 500 жителей городов и деревень разной величины. Основной вопрос заключался в том, какие источники информации способствуют активности граждан на местном уровне. Автор выдвинул гипотезу о том, что чтение местной прессы коррелируется с активностью гражданской деятельности. Предполагается, что читатели более активны на местном уровне, чем люди, для которых не газеты, а разговоры с другими людьми или интернет являются основным источником местной информации.

Исследования, проводимые на протяжении многих лет, подтвердили важность местной прессы по сравнению с другими источниками информации, посвящёнными локальным новостям. Только в последние годы она начала терять своё значение, уступая место сетевым ресурсам. В таблице отражена картина популярности отдельных источников местной информации Силезского воеводства последнего времени [3, с. 116].

Таблица

Источники информации в Силезии в 1991-2014 гг.

Источник информации Год исследования

2014 2002 2000 1999 1997 1995 1993 1991

Региональные ежедневники 24,4 35,2 31,4 28,6 29,9 31,7 31,2 28,8

Местная пресса 56,4 38,8 31,9 36,1 28,6 37,8 42,5 43,7

Региональное радио 9,7 11,0 10,6 10,0 18,2 15,4 21,2 19,4

Местное коммерческое радио 14,6 15,1 15,0 8,2 11,4 8,8 15,4 -

Региональное телевидение 22,1 22,4 18,1 13,8 31,3 23,9 24,6 23,5

Разговоры с другими людьми 42,2 40,9 39,9 42,6 51,4 53,3 45,3 60,9

Афиши и объявления 23,5 15,4 14,8 16,2 25,0 20,8 20,2 5,8

Местные интернет-сайты 28,6 - - - - - - -

Социальные сети 21,2 - - - - - - -

Однако следует добавить, что в исследованиях, проведённых нами, наиболее часто упоминаемым источником местной информации являются переговоры с другими людьми (77,4 %), на втором месте - интернет (50,2 %), местная пресса - на последнем месте (43,2 %) [11, с. 290]. Поэтому можно сделать вывод о том, что жители полагаются главным образом на непроверенные источники, что, вероятно, становится причиной слухов.

Вместе с тем, очевидна тенденция падения популярности местных изданий и повышение интереса к интернет-изданиям и новостным сайтам, что подтверждается не только в отдельных воеводствах, но и на государственном уровне в целом.

Интересен тот факт, что когда людей (в данном случае - жителей Силезского воеводства) спрашивают об информационном взаимодействии, которого им не хватает, они чаще всего указывают на прямые контакты с властями (30 %) [14, с. 28]. Это свидетельствует, прежде всего, о том, что на местном уровне прямая связь по-прежнему остаётся самой важной, несмотря на развитие современных форм общения, однако не в достаточной мере осуществляется. Анализ итогов опросов местного населения подтвердил, что жители связаны друг с другом личным контактам, но и регулярное взаимодействие с властями им необходимо.

Здесь возникает вопрос о неэффективности местной коммуникационной политики, поскольку власти якобы предпринимают многочисленные усилия, направленные на развитие способов коммуникации, что часто требует больших капиталовложений, однако растущая потребность населения и недовольство недостатком прямых контактов с администрацией является доказательством того, что эти действия неэффективны.

В свою очередь, общественная парти-ципация в Польше является неудовлетворительной не только на местном уровне, т. к. жители мало активны, плохо участвуют в гражданской деятельности, редко голосуют на муниципальных выборах, не предпринимают собственных инициатив, не принадлежат к неправительственным организациям, даже неохотно выражают своё мнение и предлагают изменения в непосредственной окружающей среде. Коммуникация местных органов власти не выполняет правильно мобилизационную функцию и не способствует реализации модели партиципации в самоуправлении. Надо добавить, что подавляющее большинство возможных действий, признан-

ных как участие в общественной жизни на местном уровне, являются коммуникационными, поэтому так важно строить общественное доверие, инициировать гражданскую деятельность и сотрудничать на благо местного сообщества на основе эффективного диалога между властями и населением. На данный момент большинство жителей этих общин не проявляют активности, признавая, что это право принадлежит властям, и гражданин не может быть эффективным. Однако стоит взглянуть на тех, кто активен.

На основе опросов, проведённых в 2016 году в Силезии, можно удостоверить, что граждане, которые наиболее активны в местной среде, отличаются своими коммуникационными привычками от тех, кто не проявляет активности. Существует взаимосвязь между чувством коммуникационной субъект-ности (эффективности) и гражданской активностью на местном уровне, поэтому стоит обсудить источники местной информации, используемые людьми, имеющими самый высокий уровень коммуникационной субъект-ности. Прежде всего, эти люди больше осознают важность использования различных источников информации, поэтому наиболее активные граждане среди самых основных новостных ресурсов называют местную прессу (40 %), в то время как в среднем (то есть среди всех жителей, даже тех неактивных чаще всего появляются разговоры с другими людьми и интернет. В этой группе среди наиболее важных источников информации находятся также непосредственные контакты с представителями власти (20 %), которые не появляются в других группах. Для них пресса - это не только самый важный, но и самый надёжный источник информации о событиях в своей деревне, городе, воеводстве, в то время, когда люди, которые менее активны, признают общение с другими людьми самым важным и самым надёжным источником.

Можно сказать, что активные люди также постоянно ищут информацию, они выбирают источники, требующие от них некоторых усилий, в то время как другие используют более легкодоступные и получают случайную информацию. Подтверждением уникальной значимости местной прессы для гражданской активности является тот факт, что люди с наивысшим уровнем активности и субъект-ности указали этот источник, отвечая на вопрос, каких источников наиболее не хватает на местном уровне (20 %). Люди с более низкой активностью заявили, что отсутствуют телевидение и индивидуальные контакты с

властями и веб-сайты. Активные не думают, что веб-сайтов недостаточно, им не хватает прессы [11, с. 395-398].

Оказывается, активные граждане считают местную прессу самым надёжным источником информации, они читают её гораздо чаще, чем жители, которые не участвуют в процессе самоуправления и гражданских инициативах. Они также используют интернет и социальные сети, но доверяют им в гораздо меньшей степени. Итак, местная пресса является очень важным источником информации для активных граждан, она по-прежнему пользуется особым доверием среди людей, которые больше всех интересуются событиями в местном пространстве. Предполагается, что чтение самой прессы является проявлением активности, потому что это требует больше усилий, чем использование интернета.

Выводы. Несмотря на свою всё растущую популярность, интернет не является таким лёгким источником информации, как принято считать. В отличие от прессы, особенно предоставляемой в дома бесплатно, он требует от своих пользователей целенаправленности, а это означает, что они должны сами решать, какой контент они ищут и что они хотят знать. Получая копию газеты, они соглашаются с содержанием, предложенным издателем, и узнают то, что считается самым важным. В интернете они выбирают самостоятельно, и редко этот выбор касается событий в их ближайшем окружении, и даже если они выбирают локальные известия, это часто сведения более сенсационного или развлекательного характера [4, с. 109]. Глобальная сеть характеризуется почти неограниченной пропускной способностью. Можно сказать, что по сравнению с объёмом даже самой крупной газеты потенциал бесконечно больше. Поэтому нам не нужно делать ненужный выбор контента, мы можем предлагать получателям гораздо больше, чем на любом другом носителе. Однако эта свобода также имеет свои недостатки, которые мы можем назвать общим информационным хаосом. Контент, который действительно важен, полезен для граждан, может быть маргинализиро-ван, становится, казалось бы, более привлекательным, интересным или сенсационным. Поэтому можно констатировать, что с точки зрения создания гражданского общества, стимулирования местной деятельности или

даже создания знаний о непосредственной окружающей среде, интернет-источники хороши для людей, сознательно ищущих ценную информацию, которая может быть основой их действий.

Конечно, потенциально интернет является идеальным средством для осуществления двусторонней коммуникации, гражданского диалога, поощрения людей выражать своё мнение по разным темам, обсуждать разные вопросы с властями и друг с другом. Однако следует отметить, что эти возможности слабо используются местными органами власти. Мы более охотно используем инструменты для «копирования» печатных материалов в интернете, таких как веб-сайты, в то же время демонстрируя довольно мало активности в социальных сетях или других каналах, которые обеспечивают двустороннее общение или даже качественно отличаются от сухих данных, таких как блоги [6, с. 26-27]. Социальные медиа, которые могут быть идеальной платформой для такого диалога, также используются в ограниченной степени, что связано, в частности, с тем, что нет людей, которые могли бы реагировать на возникающие комментарии или сообщения. Таким образом, интернет-СМИ во многих местах остаются лишь дополнением к контенту, доступному в печатной прессе, а не качественным расширением.

Чтение прессы становится всё более элитарным. Люди, которые образованны, активны, осознают свои потребности, используют разные источники информации, но пресса остаётся для них очень важной. Это не означает, что нужно отказаться от публикации местной прессы или направить её исключительно на элиты. Скорее, следует стремиться к тому, чтобы как можно больше людей использовали её и считали ценным и заслуживающим доверия источником местной информации. Поэтому нет сомнений в том, что местная пресса по-прежнему необходима, власти должны её продвигать и стараться сделать её максимально привлекательной для граждан. Необходимо позаботиться также о других СМИ, чтобы они стали способом не только передачи информации, но и реального диалога между жителями и властями, который пока заменяется разговорами с другими людьми и слухами, не превращаясь в настоящую активность.

Список литературы

1. Dolnicki B. Obywatelska inicjatywa uchwatodawcza jako nowa forma partycypacji obywateli w podejmo-waniu rozstrzygni^c publicznych na poziomie lokalnym. В: Partycypacja obywateli i podmiotöw obywatelskich w podejmowaniu rozstrzygni^c publicznych na poziomie lokalnym. M. Stec, M. Mqczynski. Warszawa, 2012.

2. Dworak J. Komunikacja jednostek samorzqdu terytorialnego z otoczeniem spolecznym (przyklad powiatu tucholskiego). В: Samorzqd w systemie demokracji obywatelskiej. Wybrane problem / ред. R. Kmieciak. Torun,

2014.

3. Gierula M. Skutki spoleczne zmiany przestrzeni lokalno-regionalnych mediow periodycznych. Mi^dzy tra-dycyjnym a wirtualnym modelem. Przypadek Slqska. В: Rozwoj Internetu a zmiany w mediach, systemach medial-nych oraz spolecznych / ред. A. Jaskiernia, K. Gajlewicz-Korab. Warszawa, 2016.

4. Kantyka Z. Konwergencja mediow a polityczna sfera zycia publicznego. В: Konwergencja mediow maso-wych i jej skutki dla wspolczesnego dziennikarstwa / ред. Z. Oniszczuk, M. Wielopolska-Szymura. Katowice, 2012.

5. K§pa-M§trak J. Prasa samorzqdowa w polskim systemie medialnym. Kielce, 2015.

6. Kuca P. Nowe media jako narz^dzia polityki komunikacyjnej w samorzqdzie terytorialnym. Doswiadczenia podkarpackie. В: Lokalne komunikowanie polityczne / ред. W. Furman, P. Kuca. Rzeszow, 2013.

7. Olenski, J. Ekonomika informacji. Metody. Warszawa, 2003.

8. Peter-Bombik K., Szczudlinska-Kanos A. Zarzqdzanie partycypacyjne we wspolnotach lokalnych // Prace naukowe Uniwersytetu Ekonomicznego we Wroclawiu № 391. Gospodarka lokalna w teorii i praktyce. Wroclaw,

2015.

9. Sakowicz M. Modernizacja samorzqdu terytorialnego w procesie integracji Polski z Uniq Europejskq. War-szawa, 2007.

10. Sartori G. Teoria demokracji. Warszawa, 1994.

11. Szostok P. Poczucie podmiotowosci komunikacyjnej w samorzqdzie terytorialnym w Polsce. Torun, 2017.

12. Szostok P., Rajczyk R. Komunikowanie lokalne w Polsce. O polityce komunikacyjnej samorzqdow. Katowice, 2013.

13. Sliwczynski W. Gazeta lokalna a Internet. В: Media lokalne i regionalne - nierozwiqzane problemy, nowe wyzwania / ред. D. Bychawska-Siniarska, D. Glowacka. Warszawa, 2013.

14. Turska-Kawa A. Wybory samorzqdowe w swiadomosci spolecznej - postawy, zaangazowanie, percepcja. В: Wybory samorzqdowe. Katowice, 2011.

Статья поступила в редакцию 10.05.2018; принята к публикации 24.06.2018

Библиографическое описание статьи_

Шосток-Новацка П. Чтение местных газет и гражданская активность в Польше // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13, № 5. С. 85-91. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-5-85-91.

Patricia Shostak-Nowacka,

Doctor of Science, University of Silesia in Katowice (12 Bankova st., Katowice, 40-007, Poland), e-mail: Patrycja.szostok@gmail.com

Reading Local Press and Civic Engagement in Poland

The aim of the article is to answer the question, what instruments of communication used by local governments increase the participation of the society and what role the local press in this process plays. In recent years the research of mass media confirms the decline of readership of the press in general, and the circulation of the local also press falls. At the same time, civic activity at the local level is unsatisfactory. Despite the development of Internet and bilateral communication, citizens are not active participants in the dialogue with the authorities. The research carried out in 2016 on the local communities of the Slqskie Voivodship (a survey of 500 people) shows that it is true that people most often learn about the immediate environment from conversations with other residents and the Internet. However, people who are characterized by the highest activity in the local environment, consider the local press as the most important source of information. The results of the research may be useful for people responsible for designing of communication in local governments as well as for politicians who consider on the legitimacy of publishing local government press, which arouses numerous controversies in Poland. Undoubtedly, local communities need the local press, including the press of the local government. The average activity of those who consider the press to be the most important source of information is 2.8 and those who prefer conversations with other people - 2.5 (the dependence is statistically confirmed). However, it is necessary to ensure the quality of the local press, so that it is an interesting source of information not only for the most active citizens, but for wider groups of local communities.

Keywords: local press, communication policy, public participation, civic engagement, Poland

References

1. Dolnicki, B. Civic decision-making initiative as a new form of citizen participation in the adoption of rich use at the local level. Q: Participation of citizens and legal entities of citizens in the adoption of a rich use at the local level. M. Stec, M. Monchinski. Warsaw, 2012. (In Polish)

2. Dworak, J. Connection of local self-government units with the social situation (example of tukhol district). Q: local self-Government in the system of civil democracy. Selected issues. Red. R. Kmieciak. Tver, 2014. (In Polish)

3. Gierula, M. Social Consequences of changes in the space of local-regional media, periodicals. Between traditional and virtual model. The Case Of Silesia. Q: development of the Internet and changes in the media, media and social systems. Red. A. Jaskiernia, K. Gajlewicz-The Ark. Moscow, 2016. (In Polish)

4. Kantyka, Z. Convergence of mass media and political sphere of public life. Q: the Convergence of the media and its implications for modern journalism. Ed. Z. Oniszczuk, M. Wielopolska-Szymura. - Moscow: science, 1983. (In Polish)

5. Kempa-Mçtrak J. Local government Press in the Polish media system. Kielce, 2015. (In Polish)

6. Kuca, P. New media as a tool of communication policy the self-government authorities. The experience of Orenburg. Q: Local political communication. Ed. V. Furman, R. Duck. Omsk, 2013. (In Polish)

7. Olenski, J. Economics of information. Method. Moscow, 2003. (In Polish)

8. Peter-Bombik, K., Szczudlinska-Kanos, A. Collective Management in local communities. Scientific works of the University of Economics in Wroclaw № 391: "local Economics in theory and practice". Wroclaw, 2015. (In Polish)

9. Sakovich, M. Modernization of local self-government in the process of integration of Poland with the European Union. Moscow, 2007. (In Polish)

10. Sartori, G. Theory of democracy. Warsaw, 1994. (In Polish)

11. Shostak, P. Sense of subjectivity in the context of territorial self-government in Poland. Tver, 2017. (In Polish)

12. Szostok, R. Rajczyk, R. The Interaction of local in Poland. About communication policy of local governments. Moscow: Science, 1983. (In Polish)

13. Sliwinski, V. The local newspaper and the Internet. Q: local and regional Media - unsolved problems, new challenges. Ed. D. Bychawska-Siniarska, D. Glowacka. Warsaw, 2013. (In Polish)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Turska-Kawa A. Local government elections in social awareness - attitudes, commitment, perception. B: Local government elections Katowice, 2011. (In Polish)

Received: May 10, 2018; accepted for publication June 24, 2018

Reference to the article _

Shostak-Nowacka P. Reading Local Press and Civic Engagement in Poland // Humanitarian Vector. 2018. Vol. 13, No. 5. PP. 85-91. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-5-85-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.