Научная статья на тему 'Читательские интересы молодежи'

Читательские интересы молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1951
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖЬ / ЧТЕНИЕ / ЖИЗНЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / READER INTERESTS OF YOUTH / YOUTH / READING / VITAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Селиверстова Нина Анатольевна

В статье рассматриваются читательские интересы молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth’s Interests in Reading

The article considers the youth’s interests in reading.

Текст научной работы на тему «Читательские интересы молодежи»

Читательские интересы молодежи

Н. А. Селиверстова (Московский гуманитарный университет)

Читательские интересы молодежи — это проявление жизненных интересов (познавательных, профессиональных, эстетических и т. д.) и осознанных потребностей молодежи. Читательские интересы связаны с духовными интересами, они формируются на их основе и, в свою очередь, влияют на духовные интересы. Показателем читательских интересов является читательский спрос (запросы пользователей).

Основные положения теории читательских интересов, методологические подходы их исследования обоснованы в работах Х. Д. Ал-чевской, Н. А. Рубакина, затем — С. В. Валь-гарда, В. А. Невского, А. А. Покровского, Я. М. Шафира, С. Н. Плотникова и др. Отдельные аспекты изучения читательских интересов современной российской молодежи, результаты эмпирических исследований рассмотрены в публикациях И. А. Бутенко,

2012 - №2

Энциклопедия гуманитарных наук 325

Б. В. Бирюкова, Е. В. Никоноровой, А. И. Рейт-блата, М. М. Самохиной, В. П. Чудиновой и др.

В 90-е годы XX в. на фоне некоторого падения социальной ценности чтения, по данным ВЦИОМ, среди молодежи группа читателей остается стабильной — 70-80%. Среди девушек доля читающих традиционно больше (82%), чем среди юношей (68%).

Исследования читательских интересов российской молодежи отвечают на два главных вопроса: что читают и почему читают? Читательские интересы представляют собой динамичное явление, определяемое политической, социально-экономической и социокультурной обстановкой в обществе. В разные периоды развития общества исследователи получали результаты, свидетельствующие об изменениях содержания и структуры читательских интересов российской молодежи. Так, в первые годы перестройки фиксировали возросший интерес к публицистике, который угас к 90-м годам. Устойчивый характер на протяжении десятилетий имеет интерес молодежи к фантастике, в последние годы ее разновидности — фэнтези. Развлекательные жанры (детективы, приключения, фантастика) характеризовали в целом структуру читательских интересов российской молодежи (60%) в конце 80-х — начале 90-х годов. Классической литературой интересовался только каждый третий молодой человек.

С конца 90-х — начала 2000-х годов приобретает выраженный характер тенденция обращения молодежи к практикам чтения с утилитарной целью. Так называемое деловое чтение, обусловленное подготовкой к учебным занятиям, — в основе абсолютного большинства читательских запросов в библиотеках, в том числе электронных, на различных сайтах Интернета. Тематика запросов вполне традиционна: более 70% из них связаны с гуманитарными сферами знаний. В порядке убывания это — литература как учебная дисциплина, экономика и финансы, история, проблемы государства и права. Удовлетворение прагматических потребностей способствует развитию процесса десакрализации чтения в молодежной среде.

Вместе с тем в этот период проявляются и другие тенденции. Читательские предпочтения российской молодежи в области «неделового» чтения во многом связаны с переводной литературой. Существует своеобразная мода на чтение произведений бразильского автора П. Коэльо, японских — Б. Ёсимото, Х. Му-раками и др.

Читательские интересы молодежи, как и чтение в целом, коррелируют с образованием. Исследования чтения показывают, что характер практик культурного воспроизводства оно имеет среди студенческой молодежи из семей интеллектуалов (оба родителя с высшим образованием). Читательские интересы этой молодежи устойчиво связаны с русской и зарубежной литературой, а также литературой, которая маркируется как «серьезная».

Лит.: Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию. М., 1977; Бутенко И. А. Читатели и чтение на исходе XX в. : социологические аспекты. М., 1997; Бутенко И. А., Бирюков Б. В. Чтение 90-х: предмет раздумий, предмет исследований // Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). М., 1999. С. 183-204; Бутенко И. А. Чтение на рубеже веков: кто, что и сколько читает // Человек читающий. Homo legens-2. М., 2000. С. 9-24; Левина М. З. Читатели массовой литературы в 1994-2000 гг. — от патернализма к индивидуализму? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. №4 (54). С. 30-36; Селиверстова Н. А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в прочтении студентов // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 194-204; Селиверстова Н. А., Юмашева Н. Д. Чтение в студенческой среде: опыт социологического исследования. М., 2009; Селиверстова Н. А. Социальные практики чтения контента Интернета в студенческой среде // Знание. Понимание. Умение. 2011. №1. С. 213-217; Шендрик А. И. Духовная культура молодежи как объект социологического исследования : дис. ... д-ра социол. наук. М., 1991.

YOUTH’S INTERESTS IN READING N. A. Seliverstova

(Moscow University for the Humanities)

Bibliography (transliteration): Rubakin N. A. Psikhologiia chitatelia i knigi. Kratkoe vvedenie

v bibliologicheskuiu psikhologiiu. M., 1977; Butenko I. A. Chitateli i chtenie na iskhode XX v. : sotsio-logicheskie aspekty. M., 1997; Butenko I. A., Biriukov B. V. Chtenie 90-kh: predmet razdumii, predmet issledovanii // Homo legens: Pamiati Sergeia Nikolaevicha Plotnikova (1929-1995). M., 1999. S. 183-204; Butenko I. A. Chtenie na rubezhe vekov: kto, chto i skol’ko chitaet // Chelovek chitaiu-shchii. Homo legens-2. M., 2000. S. 9-24; Levina M. Z. Chitateli massovoi literatury v 1994-2000 gg. — ot paternalizma k individualizmu? // Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sot-

sial’nye peremeny. 2001. №4 (54). S. 30-36; Seli-verstova N. A. Roman M. Bulgakova «Master i Margarita» v prochtenii studentov // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009. № 2. S. 194-204; Seliverstova N. A., Iumasheva N. D. Chtenie v studencheskoi srede: opyt sotsiologicheskogo issledovaniia. M., 2009; Seliverstova N. A. Sotsial’nye praktiki chteniia kon-tenta Interneta v studencheskoi srede // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. №1. S. 213-217; Shend-rik A. I. Dukhovnaia kul’tura molodezhi kak ob’ekt sotsiologicheskogo issledovaniia : Dis. ... d-ra sotsiol. nauk. M., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.