Научная статья на тему 'Четвертое измерение'

Четвертое измерение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уве Рашке

Умные дома, подключенные автомобили — все это результат тихой революции «интернета вещей», которая произошла на потребительском рынке. Но совсем скоро мы станем свидетелями еще одного переворота, вызванного интернетом, — индустриального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Четвертое измерение»

ТЕХНОЛОГИИ

ФУТУРОЛОГИЯ

ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Как известно, человечество уже пережило три индустриальные революции. Первая была обусловлена началом использования паровых машин (в конце XVIII в.), вторая — внедрением принципов массового производства (в конце XIX в.), третья — автоматизацией (спустя еще столетие). Теперь ожидается четвертая. На Западе ее все чаще описывают как концепцию «Промышленность 4.0». Она предполагает, что распространение принципов «интернета вещей» на производство приведет к поистине революционным изменениям: в единую сеть объединятся не тостеры, утюги и теплые полы вашей квартиры, а станки, сборочные линии и даже целые фабрики.

Мы в Bosch такую экспериментальную промышленную площадку уже построили — это наш завод в городе Хомбурге в Германии. Девять сборочных участков на заводе подключены к интернету и могут «общаться» друг с другом. Благодаря межмашинному взаимодействию на одной-единственной линии становится возможным производить контрольные модули для гидрораспределителей в двух сотнях различных конфигураций. Причем совершенно разные модули изготавливаются одновременно. Как это возможно? Заказчики отправляют на завод спецификацию с указанием, какие именно модули нужны и в каком количестве. В процессе движения по конвейеру RFID-чипы на каждой из двух тысяч деталей «сообщают» машине, каким именно образом они должны быть собраны в готовый продукт. Умное

Умные дома, подключенные автомобили — все это результат тихой революции «интернета вещей», которая произошла на потребительском рынке. Но совсем скоро мы станем свидетелями еще одного переворота, вызванного интернетом, — индустриального.

оборудование считывает данные и выбирает из всего потока комплектующих нужные, а затем соединяет их согласно закодированной в инфракрасных метках информации. Планы производства и их исполнение отображаются в реальном времени на мониторах, доступных мастерам каждого участка, — это позволяет контролировать все процессы и управлять ими удаленно. Хотя, откровенно говоря, контроль со стороны человека и не обязателен. Машины берут на себя множество рутинных функций и исполняют их сами, не забывая ни об одной мелочи. Когда запас комплектующих подходит к концу, они автоматически заказывают поставку со склада. Если какой-то участок постоянно перегружается и появляется риск выхода механизмов из строя, машина незамедлительно сообщает об этом. Если поломка все же произошла, конвейер самостоятельно вызывает техподдержку, минимизируя время простоя линии.

В основе четвертой индустриальной революции лежит идея полной кастомизации производства. Даже уникальные продукты в единичном экземпляре изготавливаются под заказ заводским способом, то есть с низкими издержками. Крупное производство способно выполнить любые пожела-

УВЕ

РАШКЕ

член совета директоров компании Robert Bosch

40 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ИЮНЬ-ИЮЛЬ #6-7 2015

ния клиента — оно теперь не менее гибкое, чем небольшая мастерская. Но в первую очередь оно становится более эффективным. Экономия проявляется на каждом производственном этапе: сокращается использование человеческих ресурсов, снижаются складские затраты, запасы комплектующих. На одних только расходах на электроэнергию можно прилично сэкономить — ведь на умных фабриках ликвидируются простои во время выходных и праздников, когда энергия тратится впустую.

Ключевое звено во всех сегментах «Промышленности 4.0» — данные и программное обеспечение. Bosch, некогда исключительно поставщик оборудования, механизмов и устройств, уже несколько лет расширяет свои софтверные навыки и возможности. Сегодня каждый третий из 47 тысяч наших сотрудников, занятых исследованиями и разработками, — это ИТ-специалист. Три тысячи разработчиков занимаются исключительно решениями для «интернета вещей и услуг» — в том числе обработкой массивов данных. Почему данные так важны? Приведу пример. На заводе Bosch в Хомбурге есть линия по производству инжекторных насадок для дизельных двигателей. RFID-метки позволяют отслеживать местонахождение и движение всех контейнеров с деталями и готовой продукцией в режиме онлайн. Чем дальше продвигается деталь, тем большим объемом информации она обрастает. Эта информация используется для составления графика упаковки, отгрузки насадок и сборки более сложных механизмов, их использующих. В целях оптимизации планирования Bosch вовлекла в свою интеллектуальную систему одного из поставщиков (компанию Variopack), а также крупного потребителя (Opel). В результате в короткие сроки удалось увеличить совокупную производительность на 10% и сократить затраты на поддержание запасов на треть!

Нужно понимать, что все машины должны говорить между собой на едином языке. Интеграция внешних поставщиков и клиентов потребовала выработки единого для всех трех компаний стандарта обмена данными (и, что важно, стандарта их безопасности). Промышленная революция — слишком большая задача для одной компании, какой бы крупной она ни была. В идеале в рамках концепции «Промышленности 4.0» разрозненные компании должны начинать звучать, как оркестр, управляемый великолепным дирижером.

Очередная индустриальная революция потребует массовой кооперации, выходящей далеко за пределы границ отдельных корпораций. Но бизнесу не под силу решить эти вопросы в одиночку. Нужен прочный политический и экономический «каркас», на базе которого станет развиваться «интернет вещей»: высокоскоростные оптические сети, оптимизированное законодательство по защите информации, единый рынок цифровых технологий и стандартов, для начала — хотя бы в рамках Евросоюза. А если смотреть глобально, потребуется кооперация стран и национальных экономик. Ведь если продукт приходит на таможню государства, стандарт передачи данных в котором не совпадает со стандартом государства-отправителя, контролировать процессы через интернет не получится — а значит, новая индустриальная революция не будет глобальной.

В Германии широкие интернет-каналы на территории страны доступны не всегда и не везде. Эта проблема актуальна, кстати, и для России. В данный момент компании

Bosch приходится самой инвестировать в развитие сетевой инфраструктуры — ведь сегодня у нее в разработке около сотни проектов, имеющих отношение к «Промышленности 4.0». Бизнес опережает государственные планы, но это совершенно нормально. Мы в самом начале пути, многое еще непонятно, нет однозначной стратегии развития или четкого видения того, как должна работать новая индустриальная концепция.

Россия, как и любая другая страна, имеет все шансы стать крупным потенциальным рынком для применения технологий «Промышленности 4.0». В этом смысле не столько важна специализация страны в международной системе разделения труда, сколько принципиальное наличие в ней хоть какого-то производства — ведь любую фабрику можно сделать эффективнее и умнее. Чем больше вы производите, тем больше выгоды получаете. Вместе с тем, мы видим в России широкий рынок сбыта не только для технологий, но и для конечного продукта и услуг. Bosch уже открывает новые сегменты рынка «интернета вещей»: в 2014 году мы выпустили целый ряд новых продуктов и решений с возможностью подключения к глобальной сети. В их числе подключенные кухонные пли-

Концепция «Промышленность 4.0» предполагает, что принципы «интернета вещей» распространятся на производство, что приведет к поистине революционным изменениям: в сеть объединятся не тостеры, утюги и теплые полы вашей квартиры, а станки, сборочные линии и даже целые фабрики

ты, умные газонокосилки, программные сетевые решения для отопительных систем и зданий и многое другое. Часть этой продукции собирается на заводах Bosch прямо в России. Здесь, правда, требуется ремарка, достойная отдельного разговора: нам крайне не хватает местных поставщиков. Стандартная доля локализации производства при работе на внешних рынках для Bosch — 70-80%; в России не набирается и 50%. Причем речь идет даже не о поставках электроники, для которой нужна обширная материальная, ресурсная и технологическая база, а о простых механических частях и деталях. Трудный доступ к заемным средствам, высокая инфляция и общее снижение экономической активности не способствуют появлению сильных локальных поставщиков. Однако мы верим в российский рынок и надеемся на временный характер нынешних экономических сложностей в стране.

Если компания смотрит на будущее как на что-то отдаленное, словно фотограф в телескопический объектив, грош ей цена. Не стоит дожидаться, когда наступит будущее — цц нужно создавать его собственными руками. НЙ1

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ИЮНЬ-ИЮЛЬ #6-7 2015 41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.