Научная статья на тему 'Четверть века Содружеству Независимых государств и перспективы адаптации снг к новым реалиям многостороннего сотрудничества'

Четверть века Содружеству Независимых государств и перспективы адаптации снг к новым реалиям многостороннего сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1079
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ / САММИТ "ГРУППЫ ДВАДЦАТИ" 2016 Г / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / MILLENNIUM DEVELOPMENT GOALS / INTERNATIONAL RESPONSIBILITY OF STATES / A GROUP OF TWENTY SUMMIT 2016

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

В статье показана роль Содружества Независимых Государств (СНГ) в совре-менном мире. Отмечено, что эта международная организация с 1991 по 2016 г. показала себя как эффективный международный механизм экономической и политической коорди-нации и сотрудничества государств членов СНГ, в том числе и по решению вопросов про-тиводействия современным вызовам и угрозам международной безопасности, стабильно-сти и правопорядку. Международное сотрудничество СНГ расширяется на основе догово-ров с организациями и учреждениями ООН. Особенно это касается системы коллективной безопасности ООН. Отмечено, что Россия не против применения принципа ООН о между-народной ответственности за преступления против народов, но привлечение государств к международной ответственности, формируясь новым вектором развития международ-ного права, должно быть осторожным в условиях двойных стандартов и информационных войн. Проанализированы новые векторы сотрудничества стран СНГ и БРИКС после Самми-та «Группы Двадцати» в Ханчжоу 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Четверть века Содружеству Независимых государств и перспективы адаптации снг к новым реалиям многостороннего сотрудничества»

Четверть века Содружеству Независимых Государств и перспективы адаптации СНГ к новым реалиям многостороннего сотрудничества

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Генеральный директор ООО «Институт проблем безопасности СНГ», главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: экономика, политика, право», кандидат юридических наук

Аннотация: В статье показана роль Содружества Независимых Государств (СНГ) в современном мире. Отмечено, что эта международная организация с 1991 по 2016 г. показала себя как эффективный международный механизм экономической и политической координации и сотрудничества государств — членов СНГ, в том числе и по решению вопросов противодействия современным вызовам и угрозам международной безопасности, стабильности и правопорядку. Международное сотрудничество СНГ расширяется на основе договоров с организациями и учреждениями ООН. Особенно это касается системы коллективной безопасности ООН. Отмечено, что Россия не против применения принципа ООН о международной ответственности за преступления против народов, но привлечение государств к международной ответственности, формируясь новым вектором развития международного права, должно быть осторожным в условиях двойных стандартов и информационных войн. Проанализированы новые векторы сотрудничества стран СНГ и БРИКС после Саммита «Группы Двадцати» в Ханчжоу 2016 г.

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, цели развития тысячелетия, международная ответственность государств, саммит «Группы Двадцати» 2016 г.

A quarter of a century, the Commonwealth of Independent States CIS and prospects of adaptation to the new realities of multilateral cooperation

STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH

Director of Institute of the security problems CIS, chief editor of journal "International Cooperation Eurasian States: Politics, Economics, Law", candidate of legal sciences

Abstract: The article shows the role of the Commonwealth of Independent States (CIS) in the modern world. It is noted that this international organization since 1991. by 2016. It proved to be an effective international mechanism for political and economic coordination and cooperation of the CIS member states, including on issues of counteraction to modern challenges and threats to international security, stability and the rule of law. CIS International cooperation is expanding on the basis of contracts with organizations and UN agencies. This is especially true of the United Nations system of collective security. It was noted that Russia is not against the use of the UN principle of international responsibility for crimes against the people, but the involvement of States to the international responsibility, forming a new vector of development of international law, should be cautious in terms of «double standards» and «information» wars. Analyzed the new vectors of cooperation between the CIS countries and the BRICS after the «Group of Twenty» summit in Hangzhou in 2016.

Key words: Commonwealth of Independent States, the Millennium Development Goals, the international responsibility of States, a group of twenty summit 2016

На юбилейном заседании Совета глав государств СНГ было отмечено, что четверть века прошло с тех пор, как добровольным волеизъявлением двенадцати бывших союзных республик СССР было подписано Соглашение от 8 декабря 1991 г., которым была создана новая международная организация - Содружество Независимых Государств (СНГ). Эта международная организация за 25 лет показала себя как эффективный механизм координации и сотрудничества государств-членов СНГ, имеющий достаточный потенциал для дальнейшего расширения

и углубления в рамках СНГ межгосударственного сотрудничества по решению вопросов противодействия современным вызовам и угрозам международной безопасности, стабильности и правопорядку. На четвертьвековом юбилейном Саммите Совета Глав Государств СНГ 16 сентября 2016 г. в Бишкеке (Киргизия) собрались представители Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины, отметив рядом решений новый темп деятельности СНГ1.

Международно-правовые основания сотрудничества СНГ с организациями и органами ООН

СНГ было создано как межгосударственное образование, обладающее всеми признаками международной организации и имеющее своими целями осуществление совместной деятельности суверенных государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты (ст. 7 Соглашения о создании СНГ и ст. 4 Устава СНГ).

Содружество Независимых Государств является международной региональной организацией, которая признана таковой Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 г. и статус которой подтвержден в 2014 г., когда Генассамблея ООН приняла Резолюцию ГА ООН о взаимодействии с Содружеством Независимых Государств. 11 ноября 2014 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла предложенную Беларусью в качестве председателя СНГ Резолюцию «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых Государств». Статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН СНГ получило еще в марте 1994 г. С этого времени

сотрудничество между СНГ и структурами системы ООН поступательно развивается. Например, с ЮНКТАД, Европейской экономической комиссией, а также с Отделением ООН в Женеве и Управлением ООН по наркотикам и преступности СНГ имеет договорные отношения2.

В 2015 г. Межпарламентская Ассамблея СНГ продолжила взаимодействие с международными партнерскими организациями. В 2015 г. в мероприятиях под эгидой Межпарламентской Ассамблеи СНГ приняли участие представители Международного комитета Красного Креста, Международной организации по миграции, Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Панафриканского парламента, Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Парламентского союза Организации исламского сотрудничества, Фонда ООН в области народонаселения, Европейской эко-

1 Юбилейный XXV Саммит Совета Глав Государств СНГ прошел в Бишкеке 16-17 сентября 2016 г. https://versia.ru/v-bishkeke-proshel-yubilejnyj-25-j-po-schetu-sammit-glav-stran-sng

2 А/ RES 69/10 Резолюция ГА ООН «Сотрудничество между ООН и СНГ» от 11 ноября 2014 г. Официальный сайт ГА ООН http://www.un.org/ru/ga/ http://www.un.org/ru/ga/69/docs/69res1.shtml

номической комиссии ООН, Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат), Шанхайской организации сотрудничества.

Правительство Российской Федерации осуществляет сотрудничество с Программой развития ООН в рамках подписанного 23 января 2015 г. Рамочного соглашения о партнерстве между Правительством Российской Федерации и Программой развития Организации Объединенных Наций, в котором они договорились укреплять взаимное сотрудничество в деле сокращения масштабов бедности и достижения устойчивого развития в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и развивающихся странах других регионов путем распространения опыта Российской Федерации в области экономического и социального развития3.

На международном уровне Россия выступает «финансовым донором» для стран СНГ и других развивающихся стран мира через механизм независимого консультативного органа ООН «Проект развития тысячелетия», созданного в 2000 г. на Саммите Тысячелетия» в рамках ООН

и установившего «Декларацией Тысячелетия» общие принципы международного финансирования» ООН проектов помощи наиболее бедным странам.

11 июня 2015 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Программой развития Организации Объединенных Наций о создании Трастового фонда Российская Федерация - Программа развития Организации Объединенных Наций в целях развития (ПРООН)4.

Российская Федерация как финансовый «донор» Программы развития Организации Объединенных Наций учитывает важность широкого партнерства между всеми участниками процесса развития для достижения «Целей развития тысячелетия», принятых ООН для развивающихся стран, в первую очередь СНГ, а также для разработки и осуществления Плана ООН по «Глобальной повестке дня в области развития на период после 2015 года»5.

Учитывая большое значение, которое Российская Федерация придает международному сотрудничеству в целях развития, в частности с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и развивающимися странами других регионов, Россия и ПРООН договорились укреплять взаимное сотрудничество в деле сокращения масштабов бедности и достижения устойчивого развития в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и развивающихся странах других регионов путем распространения опыта Российской Федерации в области экономического и социального развития. Трастовый Фонд Российская Федерация -Программа развития Организации Объединенных Наций создан в целях развития в осуществлении программ за счет средств Фонда в соот-

3 Официальный сайт Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ http://iacis.ru/pressroom/new

4 Правовой департамент МИД России http://www.mid.rU/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/ bilatera l/page-1/5161

5 Программа ООН «Цели развития тысячелетия», принятая в 2000году на Саммите Доклад ПРООН «Инвестирование в развитие: Практический опыт достижения Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. http:// www.unrussia.ru/ru/millenium-development-goal

ветствии с применимыми нормами, правилами, принципами и процедурами Программы развития ООН, изложенными в Принципах и процедурах по программам и административным вопросам Программы развития ООН.

Международное сотрудничество СНГ как международной организации расширяется на основе договоров со специализированными учреждениями ООН. Особенно это касается системы коллективной безопасности ООН. Генеральный секретарь ОДКБ, Николай Бордюжа 28 сентября 2016 г. в ходе 71-й сессии Генассамблеи ООН подписал Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета СБ ООН и расширении сотрудничества в сфере

миротворчества6. В Минске 11 сентября 2016 г. состоялась встреча высших должностных лиц трех международных организаций: Генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, Исполнительного секретаря СНГ Сергея Лебедева и Генерального секретаря ШОС Рашида Алимова7.

В целях повышения эффективности взаимодействия между ООН и СНГ необходима системная основа для такого сотрудничества, которая будет способствовать развитию и углублению связей между СНГ и специализированными институтами системы ООН. Этому и призвана служить Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 11 ноября 2014 г. № 69/10 «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых Государств»8.

Усиление вектора международной ответственности в ООН и концепция защиты национальных интересов и безопасности стран СНГ

С момента своего создания СНГ противостояло западной,а именно американской, концепции использования механизмов всех международных организаций прямо или косвенно в национальных интересах США и их партнеров по НАТО. Поэтому с момента своего создания СНГ стала «головной болью» проамериканских политиков, политологов, юристов-международников, стремящихся политико-правовыми и пропагандистскими средствами обосновать доктрину «нестабильности и временности» СНГ как «пророссийского проекта». Время показало другое. В отличие от проамериканских международных организаций и интеграционных объединений, нацеленных на «системное ограничение» национального суверенитета государств-членов, СНГ за 25 лет всяче-

ски содействовало развитию государственности, укреплению суверенитета, национальных интересов и международного статуса государств - членов СНГ. Также СНГ содействовало привлечению к сотрудничеству с СНГ через Зону свободной торговли СНГ и другие механизмы двустороннего и многостороннего сотрудничества новых государств-участников различных регионов мира.

США «болезненно» реагируют как на СНГ, так и на все другие современные тенденции Евразийских государств, государств Африки, Юго-Восточной и Центральной Азии, Южной Америки к объединению в интеграционные сообщества, таможенные, платежные, валютные союзы, к созданию банков развития и др. Это проявляется в военно-стратегическом противодействии со сто-

6 Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета СБ ООН и расширении сотрудничества в сфере миротворчества от 28 сентября 2016 г. http://www.odkb-csto. org/international_org/

7 Встреча высших должностных лиц СНГ, ОДКБ, ШОС в Минске 11 сентября 2016г. http://www.odkb-csto.org/international_ org/

8 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 11 ноября 2014 г. № 69/10 «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых Государств» http://mfa.gov.by/press/news_mfa/b7862bec87f88833.htm

роны США и стран НАТО тем странам и международным организациям, для которых международно-правовое содержание понятий «содружества» или «сотрудничества независимых государств» имеет буквальное значение, как международно-правовой способ обеспечение своих национальных интересов в международных отношениях посредством совместных усилий при сохранении их независимости и суверенитета.

В США сложилась доктрина обеспечения собственных национальных интересов средствами принуждения к демократии других государств, не поддерживающих статус США как мирового правительства в сфере управления глобальным миром, где все государства являются только условными носителями суверенитета.

Поэтому при политическом анализе деятельности США и стран НАТО по противодействию развитию СНГ, ОДКБ и других евразийских региональных международных организаций, независимых от США, термин «обеспечение национальных интересов» требует дальнейшего доктринального развития на уровне международного права. Это поможет противостоять в международных отношениях продвижению проамериканской позиции обеспечения национальных интересов средствами принуждения. Примером попытки научного обоснования подобной интерпретации может служить работа С. Фингера «Политика США в отношении международных институтов»9. Ратуя за активное использование международных организаций в национальных интересах США, автор прямо указывает, что главным орудием их претворения в жизнь является НАТО, а не ООН. Сказанное в прошлом веке как нельзя актуально сегодня, когда ООН нередко превращается в орудие продвижения интересов НАТО.

Позиция стран - участников СНГ такова, что соблюдение национальных интересов одних государств не должно наносить ущерб законным

интересам других стран, поскольку в противном случае неизбежны конфликты, конфронтация и напряженность. Новый импульс повышению роли международного права был дан в 2001 г. в Докладе Генерального Секретаря ООН «Дорожная карта имплементации Декларации Тысячелетия, принятой ООН 6 сентября 2001 г.»10 Она включает соблюдение Устава ООН, укрепление международного правопорядка и справедливости в том числе посредством Международного Суда ООН, Международных трибуналов, Международного уголовного суда. Однако необходимо конструктивно осмыслить обоснованность расширения «судебных и правоохранительных» функций ООН.

Международное право является правом мирного сосуществования государств, основанного на общепризнанных принципах Устава ООН, верховенстве международных норм и принципов многосторонних конвенций, двусторонних договоров, где международные договоры (но не решения международных судов, трибуналов и арбитражей) являются основными регуляторами межгосударственных отношений.

Среди общепризнанных принципов Устава ООН нет «принципа привлечения к международной ответственности», и делать из международной ответственности, как настойчиво стремятся США, новый общепризнанный принцип и основной международно-правовой регулятор очень опасно в условиях, когда США назначают международных преступников по своему усмотрению из неугодных США государств.

Цель международного права ООН заключается в организации международного сотрудничества и взаимопонимания между государствами, обеспечении мирного урегулирования споров, а не в использовании ООН и норм международного права в качестве карательного или надзорного механизма юридического обеспечения военных или иных принудительных действий над неугод-

9 Finger S. United States Policy Towards International Institutions. - International Organizations. - 1976. № 2. P. 15, 348.

10 Road map towards the implementation of the United Nations Millennium Declaration Report of the Secretary-General / United Nations A/56/326 General Assembly Distr.: General 6 September 2001 http://www.un.org/millenniumgoals/sgreport200

ными США или американскому транснациональному бизнесу государствами. Примерами такого наказания служат военные действия НАТО против Югославии, Ирака, Афганистана, Ливии, Сирии и других стран. В таком случае международное право не охраняет суверенные права государств, а под давлением стран НАТО служит интересам глобальной политики и защиты недобросовестной конкуренции.

Следует отметить, что привлечение государств к международной ответственности, провозглашенное Декларацией Тысячелетия ООН, формируясь новым вектором развития международного права, может быть опасным в условиях информационной и юридической войн. Это может быть интерпретировано против России и ее партнеров под влиянием международно-правовой доктрины принуждения к демократии, разработанной экспертами США против международных интересов и суверенитета неугодных странам НАТО государств СНГ, БРИКС, ШОС.

Юридические приемы интерпретации международного и национального права в сфере международной безопасности и международной ответственности превращаются в широкомасштабную военно-политическую стратегию США по манипулированию международным правом в целях привлечения к международной ответственности конкретных государств, против которых США и их партнеры вступили в политический и экономический сговор для наказания за намерение иметь суверенные взгляды на международную и национальную политику, валютно-платежную систему и бюджетный суверенитет.

СНГ как международная организация имеет достаточный правовой потенциал для создания юридическими средствами оборонительного механизма защиты и противодействия агрессивной политико-правовой деятельности США и его партнеров по НАТО в ООН по использованию норм международного материального и процессуального права в качестве инструментов реализации недобросовестных приемов манипулирования

СНПГ25

и злоупотребления международным правом в целях оправдания различных форм вмешательства во внутренние дела государств (например, в Украине) или агрессии против неугодных государств для обеспечения своих национальных интересов (например, в Сирии, Ливии).

Юристы ЕС и США, специализирующиеся в области международного права, международного уголовного и уголовно-процессуального права, активно разрабатывают международно-правовую концепцию определения «государства-агрессора», действия которого подпадают под юрисдикцию Международного суда ООН и Международного трибунала с последующим применением к нему вооруженного вмешательства сил ООН, исключением из членов ООН, введением внешнего управления, непризнанием за ним статуса суверенного государства и т.д.

Американская концепция использования международных организаций в односторонних интересах идет вразрез с идеей международного сотрудничества. Такой подход в его крайнем выражении не только наносит ущерб международному сотрудничеству, но и несовместим с принципами мирного сосуществования и интересами мира.

Возможно, в целях обеспечения международной безопасности стран СНГ следует активизировать разработку и принятие Модельного акта (закона) или Соглашения стран СНГ при участии стран ШОС и БРИКС «Об общих принципах определения международной ответственности го-

сударств за акты агрессии и вмешательство во внутренние дела других государств, повлекшие гуманитарную катастрофу и имеющие признаки геноцида».

Такой документ может быть внесен на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН как альтернатива американской доктрине определения

государства-агрессора. Даже не будучи рассмотренным в ООН, он станет источником международного права региональной международной организации, отражающей суверенные взгляды группы независимых государств.

В целом страны - члены СНГ и СНГ как международная организация должны активнее использовать органы и организации ООН для массированного продвижения новых институтов и документов международного права, направленных на защиту суверенных прав и законных интересов народов, а не идти в русле проамериканского развития ООН как контрольно-ревизионного аппарата по выдаче сертификатов о статусе государства-агрессора по аналогии со Всемирным Антидопинговым Комитетом, определяющим статус «нечистого спортсмена».

Расширение международного и национального потенциала стран СНГ в контексте новых тенденций стимулирования развития на Юбилейном Саммите СНГ 2016 г. в Бишкеке и по «Ханчжоускому Консенсусу» Саммита «Группы Двадцати»2016 г.

Президент Российской Федерации В.В. Путин на Юбилейном Саммите СНГ 16-17 сентября 2016 г. в Бишкеке определил новые векторы развития СНГ. Он также сконцентрировался на обстановке в Сирии, предупредив, что 7000 выходцев из СНГ, сражающихся в рядах ИГИЛ, организации, запрещенной в России, не должны перейти границы СНГ. Основными документами, принятыми на Саммите СНГ 2016 г., стали:

1. Концепция военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 г.

2. Программа по укреплению пограничной безопасности на внешних границах.

3. Решение о формировании группировки пограничных и иных силовых ведомств для ликвидации кризисной ситуации на внешних границах

(в первую очередь на таджикско-афганской границе).

По словам Президент Российской Федерации Путина В.В. эти документы «существенно повысят отдачу от общих усилий по борьбе с транснациональной преступностью и наркотрафиком»11. Он также отметил особую роль СНГ как международной организации по обеспечению международной безопасности, противодействию международному терроризму, противодействию иным видам проявления международной агрессии.

В.В. Путин высоко оценил в своем выступлении на Саммите СНГ 2016 г. в г. Бишкеке в Кыргызстане итоги Саммита «Группы Двадцати» в г. Ханчжоу в Китае 4-5 сентября 2016 г., подчеркнув новые возможности евразийского сотруд-

11 Выступление Президента РФ В.В. Путина на Юбилейном Саммите СНГ в Бишкеке 16-17 сентября 2016 г. ЬПр://шшш. kremlin.ru/acts/news

ничества в рамках таких международных организаций, как СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС, Экономический Проект Нового Шелкового Пути (ЭПН-ШП) и др. Он также отметил необходимость скорейшей выработки в рамках СНГ стратегических подходов по адаптации СНГ к новому мирового экономическому порядку.

Этот «новый экономический миропорядок», уже с 2016 г. по инициативе Китая предусматривает отказ от стимулирования экономик мира монетаристскими методами, переход к инновационных формам развития, новым валютно-пла-тежным системам и цифровой экономике. Таким образом, совершенствование экономического сотрудничества стран СНГ должно идти в контексте развития идей итогового Документа Саммита «Группы Двадцати» 2016 г. под названием «Хан-чжоуский Консенсус».

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев на Юбилейном Саммите СНГ 16-17 сентября 2016 г. в г. Бишкеке Республики Кыргызстан также отметил перспективы развития СНГ в свет новых тенденций мирового развития, определенных на Саммите «Группы Двадцати» в г. Ханчжоу в Китае 4-5 сентября 2016 г. «Ханчжоуский Консенсус» Саммита «Группы Двадцати» 2016 г. имеет историческое значение для всего евразийского сотрудничества государств и его международных объединений, включая СНГ.

Н.А. Назарбаев, комментируя итоги Саммита «Группы Двадцати» 2016 г., отметил, что с опорой на достигнутые договоренности о координации экономической политики стран СНГ, а также в целях обеспечения устойчивого развития мировой экономики необходима смена устаревшей модели развития и переход к новой цифровой экономике, сопровождаемой глобальной индустриальной революцией. Это сигнал к открытию и началу освоения нового способа общественного

производства, основанного на новых видах энергии, новых классах валют и новых формах общественных отношений. Перед лицом этих проблем в рамках СНГ также следует теснее взаимодействовать, активизировать совместные проекты. Содружество приступает к третьему этапу реализации принятой в 2008 г. Стратегии экономического развития. Поскольку ситуация в мировой экономике на данный момент значительно изменилась, Казахстан предлагает усовершенствовать пакет мер по стимулированию экономического роста в странах Содружества12.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев на Юбилейном Саммите СНГ 16-17 сентября 2016 г. в Бишкеке высказался о перспективах развития СНГ и адаптации СНГ к новым реалиям. Итоговый Документ Саммита СНГ 2016 г. «Об адаптации СНГ к новым реалиям» предполагает не реформирование СНГ, а совершенствование деятельности СНГ не только как региональной, но и международной организации с расширенным количеством государств-участников. Именно на этой платформе могут начаться процессы сопряжения СНГ и Евразийского экономического союза, эффективного экономического и политического взаимодействия с ШОС, ЕС, государствами Юго-Восточной Азии и БРИКС13.

Участники Саммита СНГ 2016 г. отметили актуальность эффективного использования транс-портно-транзитного потенциала в развитии стран СНГ, поскольку имеют место дублирование и несогласованность по реализуемым крупным транспортно-транзитным проектам. Была подчеркнута важность подписания Конвенции о межрегиональном сотрудничестве государств - участников СНГ, Программы сотрудничества по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017-2019 гг., Программы сотрудничества в борьбе с преступлени-

12 Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на Юбилейном Саммите СНГ в Бишкеке 16-17 сентября 2016 г. Казахстанская правда http://www.kazpravda.kz/fresh/view/sng-adaptatsiya-k-sovremennim-realiyam/

13 Комментарии к Итоговому документу Саммита СНГ 16-17 сентября 2016г. «Об адаптации СНГ к новым реалиям» http:// www.cis.minsk.by/

ями, совершаемыми с использованием информационных технологий, на 2016-2020 гг. и др.14

Документ Саммита СНГ 2016 г. «Об адаптации СНГ к новым реалиям» базируется на идеях провозглашенных «Группы Двадцати» в Ханчжоу в 2016 г. в «Плане Действий „Группы Двадцати" по инновациям 2016 г.», «Контурах инновационного роста», «Инициативах „Группы Двадцати" по развитию и сотрудничеству в области цифровой экономики», «Плане действий „Группы Двадцати" в связи с новой индустриальной революцией».

Документы предусматривают отказ от доминирующего в мире в последние годы подхода к ликвидации экономических кризисов исключительно монетарными методами. В них содержится призыв к странам сосредоточиться на планировании экономического развития в средне и долгосрочной перспективе. Ханчжоуский консенсус определил, что цель планирования заключается в определении возможностей капитализировать те секторы экономики, которые создают инновации, цифровую экономику, индустриализацию и экспортный потенциал. При этом инвестиции и торговля должны осуществляться с минимумом протекционистских ограничений и иметь стимулы для глобального роста. Страны «Группы Двадцати» и их партнеры по интеграционным сообществам должны понимать, что рост экономики невозможен без новых подходов в

государственном и экономическом управлении, без скоординированных действий в налоговой политике и без целенаправленных усилий стран в борьбе с коррупцией.

Участники Саммита СНГ 2016 г. приняли Заявление по итогам специальной сессии Генас-самблеи ООН по мировой проблеме противодействия распространению наркотиков, Программу сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017-2019 гг., Программу сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, на 2016-2020 гг.

22 сентября 2016 г. в Минске в штаб-квартире СНГ завершилось двухдневное заседание экспертов по согласованию проекта Концепции сотрудничества государств - участников Содружества в противодействии коррупции. Разработка проекта концепции обусловлена необходимостью дальнейшего системного и согласованного развития сотрудничества стран СНГ в целях обеспечения скоординированных действий в противодействии коррупции15.

Документ направлен на развитие правовых и организационных основ сотрудничества в этой области, а также определяет принципы, задачи, основные направления и формы взаимодействия. Под противодействием коррупции в проекте концепции понимается комплексная, системная деятельность стран СНГ, органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающая разработку и реализацию в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества и населением социально-экономических, политических, правовых, организационных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие, расследование преступлений и иных правона-

14 Казахстанская правда http://www.kazpravda.kz/fresh/view/sng-adaptatsiya-k-sovremennim-realiyam/

15 Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мировой экономике и политике. Мировое развитие: Сборник научных статей Конференции. Выпуск 16. Отв. ред.: Ю.Д. Квашнин, Н.В. Тоганова. М.: ИМЭМО РАН, 2016. 187 с.

рушений, связанных с коррупцией, стимулирование активности должностных лиц, служащих и граждан в неприятии указанных явлений, а также своевременное выявление и устранение обстоятельств, способствующих данным правонарушениям.

Положения концепции станут основой для разработки международных договоров и других международных и внутренних правовых актов государств - участников СНГ, а также межгосударственных программ в сфере борьбы с кор-

рупцией16.

На Саммите Глав Правительств стран СНГ в Бишкеке в июне 2016 г. было подписано 17 документов в области укрепления сотрудничества в сфере образовательных, медицинских, экономических проектов, информационного обмена, радиоактивной безопасности и военного сотрудничества и по работе с молодежью. Было принято Решение по Протоколу между государствами -участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. о правилах и процедурах регулирования государственных закупок. К числу принятых СНГ в июне 2016 г. в Бишкеке документов, соглашений, конвенций относятся:

1. Конвенция о сохранении агробиоразноо-бразия.

2. Решение о ходе реализации в 2015 г. Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года и Комплекса мероприятий на 2015-2016 гг. по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г.

3.Стратегия «Здоровье населения государств - участников Содружества Независимых Государств».

4. Соглашение об обмене информацией об авариях на объектах электроэнергетики государств - участников СНГ.

5. Соглашение о сотрудничестве государств -участников СНГ в области профессионального образования в сфере электроэнергетики.

6. Соглашение об информационном взаимодействии государств - участников СНГ по вопросам перемещения радиоактивных источников.

7. Концепция сотрудничества государств -участников СНГ в области химической промышленности и Плане первоочередных мероприятий по ее реализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Концепция сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств в области противодействия онкологическим заболеваниям.

9. Программа сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств по профилактике и лечению сахарного диабета на 2016-2020 гг.

10. Решения о базовых организациях государств - участников СНГ: О базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств в области научно-технического обеспечения развития транспортного комплекса; О базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в химической отрасли; О базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по работе с молодежью; О базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по развитию молодежного предпринимательства.

11. Решения о базовых организациях государств - участников СНГ в области обеспечения вооруженных сил: О базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств в области исследования проблем военной метрологии и метрологического обеспечения вооруженных сил; О базовой организации государств - участников Содружества

16 Белорусские новости 23 сентября 2016 г. http://naviny.by/rubrics/politic/2016/04/13/ic_articles_112_19142

Независимых Государств по подготовке специ- 12. Решение о внесении изменений в единый алистов в области разминирования для воору- бюджет органов Содружества Независимых Госу-женных сил. дарств.

Международный потенциал СНГ в современном мире и его статус субъекта международного права

Международный потенциал СНГ в современном мире и его статус субъекта международного права определяют его возможности адаптации к новым международным реалиям с приданием СНГ не только экономических, но и функций политического характера по обеспечению международной безопасности.

Теоретические исследования функций международных организаций показывают, что вопрос о политической сущности является кардинальным и для общей оценки характера и деятельности той или иной международной организации и для конкретных оценок ее акций. 17 От ответа на него зависит в конечном счете и ответ на вопрос о том, насколько существование и деятельность международной организации, в данном случае СНГ, соответствуют основным тенденциям и коренным потребностям современных международных отношений.

Это особенно актуально в эпоху, когда важнейшим фактором мировой структуры стало противостояние финансовых и инвестиционных интересов развивающихся суверенных государств международным банкам и транснациональным корпорациям, двигающим «глобальные ценности» стран-партнеров по НАТО. Развивающиеся суверенные экономики и наиболее развитые экономики стран не членов НАТО сопротивляются давлению проамериканских транснациональных экономических конгломератов, нацеленных на сдерживание или даже уничтожение «неугодных» государств как субъектов международного права.

Поэтому «адаптированная» к новым реалиям 2016-2010 гг. политическая и экономическая сущность СНГ как региональной международной организации должна определяться прежде всего в соотношении с объективными условиями международных отношений, в системе которых она действует, с учетом ее целей и принципов, характера членства в ней, единства участвующих государств, направленности и сущности ее деятельности. СНГ должна своей деятельностью служить интересам международного сотрудничества евразийских государств-членов или государств иных регионов мира в целях укрепления безопасности, мирного сосуществования и экономического роста.

С точки зрения теории права международных организаций, разработанной в отечественной науке международного права во второй половине ХХ в. СНГ имеет все международно-правовые основания выступать в качестве субъекта международного права в международных отношениях, включая участие в международных организациях. За годы деятельности руководители государств - членов Содружества встречались 58 раз в рамках саммитов и провели пять встреч в ограниченном составе. По итогам переговоров было подписано 799 документов.

Устав Содружества Независимых Государств был утвержден Соглашением Совета Глав Государств СНГ 22 января 1993 г. и подписан руководителями государств-учредителей СНГ. В Уставе СНГ, как и в Соглашении от 8 декабря 1991 г., определены сферы совместной деятельности, реализуемой через общие координирующие ин-

17 См. подробнее Актуальные проблемы деятельности международных организаций: теория и практика / под ред. Г.И. Морозова. М.: Международные отношения, 1982.

ституты. В Уставе лишь государства-члены именуются субъектами международного права (ч. 1. ст. 1), есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта международного права. Советом глав государств 24 декабря 1993 г. было принято Решение о некоторых мерах по обеспечению международного признания Содружества и его уставных органов. В числе этих мер - обращение к Генеральному секретарю ООН с предложением предоставить СНГ статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Такая резолюция принята Генеральной Ассамблеей в марте 1994 г.

Устав Содружества Независимых Государств включает в свою компетенцию: Раздел II по членству в СНГ, Раздел III по коллективной безопасности и военно-политическому сотрудничеству, Раздел IV по предотвращению конфликтов и разрешению споров, Раздел V по сотрудничеству в экономической, социальной и правовой областях. Раздел VI по структуре, статусу, полномочиям, порядку деятельности органов СНГ.

Организация Договора "У о коллективной безопасности

К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, отнесены следующие полномочия и функции (ст. 7 Соглашения и ст. 4 Устава): 1) обеспечение прав и основных свобод человека; 2) координация внешнеполитической деятельности; 3) формирование и развитие общего экономического пространства, таможенная политика; 4) развитие систем транспорта и связи; 5) охрана здоровья и окружающей среды; 6) вопросы социальной и миграционной политики; 7) борьба с организованной преступностью; 8) оборонная политика и охрана внешних границ. В Уставе указано, что по взаимному согласию государств-членов перечень может быть дополнен. Согласно теории права международных организаций СНГ обладает международной правосубъектностью18.

Нормативно-правовые акты и литература

13. Юбилейный XXV Саммит Совета Глав Государств СНГ в Бишкеке 16-17 сентября 2016г. versia.ru/v-bishkeke-proshel-yubilejnyj-25-j-po-schetu-sammit-glav-stran-sng

14. Итоговая Декларация Саммита БРИКС 2016 в г. Гоа (Индия) 16-18 октября 2016 / http://www.rbc. ru/politics/16/10/2016/580360429a7947ae93b1b7af

15. Итоговый Документ Саммита «Группы Двадцати» 4-5 сентября 2016 г. в Ханчжоу (Китай). Деловой Казахстан. http://www.aksay.kz/news/50380-konsensus-dostignutiy-v-hanjou-pomogaet-otvechat-na-globalnie-vizovi.htm

16. Программа ООН «Цели развития тысячелетия», принятая в 2000 г. на Саммите. Доклад ПРООН «Инвестирование в развитие: Практический опыт достижения Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия». http://www.unrussia.ru/ru/ millenium-development-goal

17. Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета СБ ООН и расширении сотрудничества в сфере миротворчества от 28 сентября 2016 г. http://www.odkb-csto.org/ international_org/

18 Шибаева Е.А. Право международных организаций: Вопросы теории: М.: Международные отношения 1986; Актуальные проблемы деятельности международных организаций: теория и практика / под ред. Г.И. Морозова. М.: Международные отношения, 1982.

18. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 11 ноября 2014г. № А/ RES 69/10/ «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых Государств»// Официальный сайт Генеральной Ассамблеи ООН http://www.un.org/ ru/ga/ http://www.un.org/ru/ga/69/docs/69res1.shtml

19. Выступление Президента РФ В.В.Путина на Юбилейном Саммите СНГ в Бишкеке 16-17 сентября 2016 г. http://www.kremlin.ru/acts/news

20. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на Юбилейном Саммите СНГ в Бишкеке 16-17 сентября 2016 г. Казахстанская правда. http://www.kazpravda.kz/fresh/view/sng-adaptatsiya-k-sovremennim-realiyam/

21. Комментарии к Итоговому документу Саммита СНГ 16-17 сентября 2016 г. «Об адаптации СНГ к новым реалиям» http://www.cis.minsk.by/ Казахстанская правда http://www.kazpravda.kz/fresh/view/sng-adaptatsiya-k-sovremennim-realiyam/

22. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мировой экономике и политике. Мировое развитие. Сборник научных статей Конференции. Выпуск 16 /отв. ред. Ю.Д. Квашнин, Н.В. Тоганова. М.: ИМЭМО РАН, 2016. 187 с.

23. Белорусские новости 23.09.2016 http://naviny. by/rubrics/ politic/2016/04/13/ic_articles_112_19142

24. Актуальные проблемы деятельности международных организаций: теория и практика / под ред. Г.И.Морозова. М.: Международные отношения, 1982.

25. Finger S. United States Policy Towards International Institutions // International Organizations. 1976. No 2. P. 15, 348.

26. Road map towards the implementation of the United Nations Millennium Declaration Report of the Secretary-General / United Nations A/56/326 General Assembly Distr.: General 6 September 2001 http://www. un.org/millenniumgoals/sgreport200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.