Теория и методика обучения и воспитания
101
ЧЕРЧЕНИЕ В ШКОЛЕ: УРОКИ-ЭКСКУРСИИ В МУЗЕЕ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
© Михайлов Н.Г.*
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
г. Архангельск
В статье представлена методика организации учебных занятий-экскурсий по черчению в Архангельском музее деревянного зодчества «Малые Карелы», в самом крупном музее России под открытым небом, на примере использования культовых сооружений. Уделяется также внимание проведению виртуальных уроков-экскурсий со школьниками, проживающими за пределами Архангельской области, возможности интеграции уроков черчения, географии, изобразительного искусства (ИЗО) и др.
Ключевые слова: уроки-экскурсии, интеграция, черчение, ИЗО, план местности, строительные чертежи, приобщение, духовное и культурное наследие северян.
Общественность России в последние десятилетия стала обращать особенно пристальное внимание на свою национальную культуру, духовое наследие путём возрождения исторических традиций в каждом регионе, поскольку, это позволяет сформировать идеологическую основу, необходимую в деле обучения, воспитания и развития детей. Без изучения прошлого и настоящего невозможно построить фундамент будущего [14].
Образовательными стандартами предусматривается включение национально-региональных компонентов в содержание учебных дисциплин, на основе которых школьники изучают веками сложившиеся каноны, особенности своей культуры (фольклорные праздники, обряды), а также осваивают технологии народных промыслов и ремесел, развитых в регионах их проживания [13; 14].
В связи этим, образовательными учреждениями г. Архангельска и Архангельской области, включая общеобразовательные школы, в воспитании и обучении учащихся - приобщении их к культурному, православному наследию, истории Русского Севера, широко используются уникальные возможности Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» (рис. 2). В музее на территории 140 га размещены около 100 памятников деревянного зодчества из различных уголков Архангельской области (рис. 1). В их числе роскошное наследие православных северян, неповторимой красоты и конструкции: две церкви, три часовни, две коло-
* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент.
102
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
кольни (рис. 3), мельницы, амбары, дома-дворы, русские бани и другие сооружения. Кроме того, представлены различные изделия декоративно-прикладного искусства, домашнего обихода, национальные костюмы и многое другое. Здесь регулярно проводятся фольклорные православные праздники.
На основе изученных и проанализированных архивных материалов музея мы пришли к выводу, что аналогичных музеев в России несколько. В их число входят Новгородский музей народного деревянного зодчества «Вито-славцы», где также проводятся народные гулянья. Территория занимает более 30 га, предполагается разместить 70 построек. Из разных районов Новгородской области перевезено более 20 памятников архитектуры 16 - начала 20 веков. Далеко за пределами России прославился Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», находящийся в Республике Карелия на острове Кижи протяжённостью 7 км. Тут привлекают к себе внимание посетителей и туристов 40 памятников деревянного зодчества. На территории Российской Федерации известны также некоторые другие подобные музеи.
рин&ича
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ
Каргопольско-Онежский регион
Важский регион Северо-Двинский регион Пинежский регион Мезенский регион Поморский регион ГРАНИЦЫ
— между этнографическими. регионами
— между республиками и областями
Масштаб 1:5 000 000 (в 1 см 50 км}
S0 0 50 (00 150 200 250 км
Рис. 1. Карта-схема территориально-этнографического зонирования Архангельской области
Экскурсии в музей «Малые Корелы» используются нами и для эффективной графической подготовки школьников. Разработаны разнообразные сценарии организации учебной деятельности учащихся с целью обучения их разным темам по черчению [5-8]. Одно из таких мероприятий направлено на за-
Теория и методика обучения и воспитания
103
крепление изученных тем «Сопряжения», «Деление окружности на равные части» на основе декоративных элементов произведений архитектуры - приче-лин, полотенец, оконных наличников, резных досок фронтонов и карнизов [8].
При организации экскурсий в музее нами ставятся определенные дидактические цели, особое внимание уделяется познавательной и практической деятельности учащихся.
В русле актуальной проблемы приобщения школьников к православной культуре в данной статье хотелось бы коллегам рассказать о том, что в процессе изучения раздела «Чтение и выполнение строительных чертежей» на пропедевтическом этапе в воспитательных целях можно использовать возможности культовых сооружений, представленных в музее «Малые Коре-лы». На каждом из них и любом другом строении вывешен упрощённый план или разрез строения с текстовой информацией (рис. 4, 5). Эти данные мы используем для обучения.
Рис. 2. Перспективный план-рисунок (общий вид) с высоким горизонтом зрения Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства. Художник К. Дмитриев, изменения и дополнения Н. Михайлова
ЭКСПЛИКАЦИЯ (к рис. 2) КАРГОПОЛЬСКО-ОНЕЖСКИЙ СЕКТОР
1. Колокольня из д. Кулига-Дракованово Красноборского района, XVI век.
2. Часовня св. Макария из д. Федоровская Плесецкого района, XVIII век.
3. Дом-двор Полуянова из д. Гарь Каргопольского района, XIX век.
104
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
4. Усадьба крестьянина (дом-двор Попова из д. Погост, XIX в.; макет амбара с галереей из с. Архангелы Каргопольского района).
5. Усадьба крестьянина (дом-двор Третьякова из д. Гарь, XIX век; зерновой амбар из д. Кондратовская Каргопольского района, колодец с воротом).
6. Культовый ансамбль: Вознесенская кубоватая церковь (1669 г.), колокольня (1854 г.) из с. Кушерека Онежского района.
7. Усадьба зажиточного крестьянина (дом-двор Пухова из д. Большие Халуи, XIX век, амбар из д. Сварозеро, гумно с овинами из д. Боросвидь Каргопольского района, колодец с воротом).
8. Ильинская часовня из д. Мамонов Остров Плесецкого района, XVIII век.
9. Водяная мельница из д. Ширяиха Каргопольского района, XIX век.
10. Усадьба зажиточного крестьянина (дом-двор Кириллова из д. Киселе-во, XIX век, амбар-двойня из д. Калитинская Каргопольского района, XIX век).
11. Ветряная мельница-столбовка на «ряже» из д. Калгачиха Онежского района, начало XX века
12. Ветряная мельница-столбовка на «раме» из д. Большая Шалга Каргопольского района, XIX век.
13. Ветряная мельница-шатровка из д. Кожпоселок Онежского района, начало XX века.
МЕЗЕНСКИЙ СЕКТОР
14. Ветряная мельницо-столбовка на «ряже» из д. Азаполье Мезенского района, конец XIX века.
15. Ветряная мельница-столбовка на «ряже» из д. Целегора Мезенского района, начало XX века.
16. Усадьба помора (дом-двор с зимником Лимонникова из д. Елкино Мезенского района, конец XIX века; амбар из д. Пылема Лешуконского района, амбар из д. Елкино Мезенского района).
17. Усадьба крестьянина (дом-двор Кузьмина из д. Чучепала Лешуконского района, XIX век, колодец-журавль, амбар из д. Мелогора Мезенского района, амбар из д. Зоручей Лешуконского района).
18. Усадьба зажиточного крестьянина (дом-двор Федотова из д. Лебское Лешуконского района, конец XIX века, амбар из д. Кысса Лешуконского района, амбар из д. Азаполье Мезенского района).
19. Подпорная стенка: (на спуске амбары и бани (реконструкция) Лешуконского и Мезенского районов, конец XIX - начало XX века).
ПИНЕЖСКИЙ СЕКТОР
20. Сенокосное поселение из д. Хорнемское Верхне-Тоемского района, начало XX века (сенокосные избы, амбары, колодец).
21. Амбарный городок (амбары из дд. Едома, Ваймуша, Сарчема Пи-нежского района, прясла, конец XIX века), прясла.
22. Гумно из д. Городецк Пинежского района, начало XX века.
Теория и методика обучения и воспитания
105
23. Усадьба крестьянина-бедняка (дом-двор Осиповой из д. Шеймогоры Пинежского района, XIX век).
24. Усадьба богатого крестьянина (дом-двор Филина из д. Городецк Пинежского района, 1876 г., амбар).
25. Усадьба крестьянина (дом-двор Кыркаловой из д. Б. Кротово Пинежского района, XIX век, амбар).
26. Усадьба крестьянина (дом-двор Ситникова из д. Шеймогоры Пинеж-ского района, 1893 г., амбар).
27. Троицкая часовня из д. Вальтово Пинежского района, 1728 г.
28. Банный городок (бани из дд. Ваймуша, Лавела, Явзора Пинежского района, начало XX века)
29. Амбар-магазея из д. Сура Пинежского района, XIX век.
СЕВЕРО-ДВИНСКОЙ СЕКТОР
30. Георгиевская церковь из д. Вершина Верхне-Тоемского района, 1672 г.
31. Усадьба старообрядцев (дом-двор Русиновой из д. Кондратьевская Верхне-Тоемского района, конец XIX веко, колодец с воротом).
32. Усадьба кузнеца (дом-двор Ермолина из д. Кривец Холмогорского района, конец XIX века, кузница из д. Усть-Маломса Красноборского района, начало XX века).
33. Усадьба богатого крестьянина (дом-двор Тропина из д. Цивозеро Кросноборского района, конец XIX века, зерновой амбар из д. Усть-Малом-са Кросноборского района, конец XIX века), коновязь.
34. Изба крестьянина-бедняка Шестакова из д. Цивозеро Кросноборского района, 1861 год.
35. Дом-двор Цигарова из д. Выемково Ленского района, конец XIX века, качели.
36. Амбар-магазея из д. В. Конец Ленского района, конец XIX века.
37. Усадьбы вычегодского крестьянина (дом-двор Туробова из д. Ирта Ленского района, начало XIX века, баня из д. Усть-Маломса Красноборского района).
38. Усадьба вычегодского крестьянина (дом-двор Щеголева из д. Ирта Ленского района, 1826 г., зерновой амбар, ледник, баня из д. Ирта Ленского района, колодец-журавль, колода для поения скота).
39. Ветряная мельница-стопбовка на «раме» из д. С. Медлеши Шенкурского района, конец XIX века.
40. Ветряная мельница-столбовка на «стойках» из д. (Юксозеро Онежского района, конец XIX века.
Описательная характеристика объектов православного наследия северян, представленных в Архангельском музее деревянного зодчества «Малые Корелы»
I. Часовня клетская 18 века. Перевезена в 1971 году из деревни Вальтово Пинежского района. Автор проекта реставрации - архитектор В.А. Крохин. Работы по восстановлению памятника вела бригада В.И. Ивахина.
106
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Часовня рублена «клетски». Четырёхгранный основной сруб приподнят на широкий подклет (1), который служил одновременно амбаром. Одно-всходное крыльцо (2) ведёт в прируб (3) и основное молитвенное помещение (4) - собственно «часовню». Часовни сооружались при соборах для чтения особых служб - «часов». На Севере обычно ставились самостоятельно, в различных местах: как в любой части поселения, так и вне его (на сенокосах, при развилках дорог, в лесу, на родниках и т.д.). (Примечание: текст этого абзаца использовать в пунктах III и V).
II. Кубоватая церковь 1669 года. Церковь Вознесения перевезена из села Кушерека Онежского района в 1972 году. Автор проекта реставрации -архитектор В.А. Крохин. Работы по восстановлению памятника вела бригада А.Н. Кудреватых. Уникальный памятник деревянного зодчества. Относится к типу храмов с кубоватым покрытием, распространенным в бассейне реки Онеги и на Онежском побережье Белого моря. Куб - сложное покрытие сруба в виде пересекающихся бочек. Официальное требование пятигла-вия во второй половине 17 века привело к образованию этой фигурной формы, которая впитала в себя традиции шатрового покрытия, распространенного на Севере в более раннее время. Пятиглавого канона добивалось высшее духовенство особенно после раскола русской церкви в 1659 году. Храм двухэтажный. На 1 этаже находится двувсходное крыльцо (1), летняя церковь (2) с алтарным прирубом (3) и трапезной (4), с северным (5) и южным (6) боковыми приделами. На 2 этаже расположены: притвор (7) и зимняя церковь (8), алтарь, который отделен иконостасом (9). Притвор и алтарь увенчаны бочками. Интерьер зимней церкви представлен ниже на рис. 6. В настоящее время в летние праздничные дни в храме проводят богослужение.
III. Часовня клетская 18 века. Перевезена в 1972 году из деревни Мамонов Остров Плесецкого района. Автор проекта реставрации - архитектор В.А. Крохин. Часовня рублена «клетски». В основе сооружения лежит четырёхгранный сруб (1), завершённый клинчатой кровлей с небольшой главкой. Основной сруб окружает галерея (2). Часовни сооружались... (текст см. в п. I и на рис. 5, первые абзацы снизу).
IV. Колокольня конца 16 века. Перевезена из деревни Кулига-Дракова-ново Красноборского района в 1969 году. Автор проекта реставрации - архитектор В.А. Крохин. Работы по восстановлению памятника вела бригада А.К. Мелешкина. Уникальный памятник деревянной архитектуры. Представляет собой наиболее развитый тип деревянных колоколен. Четырехгранное низкое помещение - «четверик», лежащее в основе колокольни (1), служило также амбаром. Над ним поднимается двухэтажная восьмигранная конструкция - «восьмерик» (2), венчающаяся одноярусной звонницей (3), так называемая «семнадцатистолбная колокольня». С 1 июня 1975 года звонами этой колокольни открываются фольклорные праздники в музее.
V. Часовня клетская 18 века. Перевезена в 1972 году из деревни Фёдоровская Плесецкого района. Автор проекта реставрации - архитектор
Теория и методика обучения и воспитания
107
А.В. Ополовников. Работы по восстановлению памятника вела бригада А.К. Мелешкина.
Часовня рублена «клетски». В основе сооружения лежит четырёхгранный сруб (1). К нему примыкает галерея (2) и широкое одновсходное крыльцо (3). Двускатная крыша завершена небольшой звонницей и главкой. Интерьер часовни составляет двухрядный тябловый иконостас и небо - сложное составное перекрытие потолка с росписью. Часовни сооружались... (текст см. в п. I и на рис. 5, первые абзацы снизу).
VI. Колокольня конца 19 века. Перевезена из села Кушерека Онежского района в 1972 году. Автор проекта реставрации - архитектор В. А. Крохин. Работы по восстановлению памятника вели бригады А.Н. Кудреватых и А.К. Мелешкина.
На р. Онеге колокольни были обязательной частью культовых ансамблей. Колокольня села Кушерека построена в 19 веке, когда деревянное зодчество уже переживало период упадка, однако, зодчие, повторяя облик более древней колокольни, сохранили целостность ансамбля.
Сооружение представляет собою развитый тип деревянных колоколен. В двухэтажном четырехгранном помещении - «четверике» (1), в основании колокольни на первом этаже находится амбар (2). Небольшой восьмигранник - «восьмерик» (3) венчается одноярусной звонницей. Шатер поддерживается девятью столбами, отсюда название колокольни - «девятистолбная». Во время фольклорных праздников на этой колокольне работает экспозиция «Звоны «Северные».
VII. Шатровая церковь 1672 года. Георгиевская церковь перевезена из села Вершина Верхнетоемского района в 1971 году. Автор проекта реставрации - архитектор В.А. Крохин. Работы по восстановлению памятника вела бригада А.К. Мелешкина.
Уникальный памятник деревянного зодчества. Относится к наиболее распространенному на Русском Севере типу шатровых храмов. Церковь рублена «восьмериком» от земли. Имеет двувсходное крыльцо (1) и крытую консульную галерею (2), из которой двери ведут в притвор (3) и собственно молитвенное помещение (4). Прихожане из дальних деревень собирались в галерее (2) до начала службы. С востока к храму примыкает алтарный прируб (5). Крыльцо, притвор и алтарный прируб увенчаны «бочками».
В зависимости от контингента учащихся занятия можно дифференцировать и проводить с использованием различных сценариев, о чём более подробно было написано в журналах «География в школе» [5], «Искусство в школе» [6]. Ниже представим лишь суть основных этапов проведения блока интегрированных уроков в сочетании с экскурсией по географии и черчению (графике) в Музее деревянного зодчества.
108
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
И И
Рис. 3. Фотографии объектов православного наследия северян.
К заданию по теме: «Чтение и выполнение строительных чертежей» по школьной учебной дисциплине «Черчение»
Теория и методика обучения и воспитания
109
Рис. 4. Упрощённые чертежи объектов православного наследия северян. К заданию по теме: «Чтение и выполнение строительных чертежей» по школьной учебной дисциплине «Черчение»
110
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Рис. 5. Лист для оформления задания на уроке после полевых работ в музее (рис. 2) и выданному фотоснимку, каждый находят свой объект.
1- й этап. На уроке учащиеся составляют карту-схему территориально-этнографического зонирования Архангельской области (рис. 1) на листе формата А4 с использованием контурных и других карт Архангельской области, России, а также фотопутеводителей, предназначенных для ориентации на территории Архангельского музея деревянного зодчества [2]; знакомятся с элементарными правилами составления (копирования) карт: учатся наносить градусную сетку, указывать численный, именованный, линейный масштабы, изображать в цвете при помощи акварели реки, озёра, границы регионов и республик и т.д.
2- й этап. Учащиеся в цвете составляют перспективный план-рисунок (общий вид) музея (рис. 2), экспликацию оформляют при помощи чертёжного шрифта на чертёжных листах формата А4 или А3 с помощью фотопутеводителей [1-3].
Теория и методика обучения и воспитания
111
3- й этап. Выезд школьников с преподавателем в музей деревянного зодчества на занятие-экскурсию. С собой берут заранее составленные карту-схему территориально-этнографического зонирования Архангельской области (рис. 1) и перспективный план-рисунок (общий вид) музея с экспликацией (рис. 2). С экспозицией музея школьников знакомит экскурсовод по маршруту, указанному стрелками на плане. При этом, по поставленной перед ними учителем задачи - запоминают названия и местоположение объектов. В конце экскурсии ребята слушают колокольный звон. Затем проходят в гостевую избу, где миловидные барышни в русских национальных костюмах угощают их ароматным чаем из лесных трав, собранных на территории музея, и сухарями. Сразу после чаепития школьники получают заранее приготовленные учителем фотоснимки памятников архитектуры (рис. 3) по системе жеребьёвки.
Затем, вспоминая пройденный маршрут по музею с экскурсоводом и его рассказ, ориентируясь на местности по плану-рисунку с экспликацией (рис.
2) и полученному фотоснимку каждый находит свой объект.
После чего ребята чертят схематичный (упрощённый) план или разрез памятника архитектуры (рис. 4), составляют аннотацию на сооружение в черновом варианте с помощью графических данных (плана или разреза с аннотацией) и аннотации, помещённых в рамочках под стеклом с уличной стороны здания.
4- й этап. В школе на последнем занятии учебного цикла-экскурсии, используя чертёжные инструменты и сделанный в полевых условиях эскиз, учащиеся вновь чертят схематичный план или разрез своего объекта. Оформляют лист, на котором размещают фотографию сооружения, выполненный ими чертеж, чертежным шрифтом пишут краткую аннотацию на данное сооружение. Все листы, состоящие из карты-схемы (рис. 1), плана-рисунка (рис. 2), экспликации, листа с фотографией, планом или разрезом и аннотацией сооружения (рис. 5) подшивают в папку, оформляют чертёжным шрифтом титульный лист. После этого учитель переходит к классическому этапу обучения учащихся разделу «Чтение и выполнение строительных чертежей» в традиционных формах. На изучение строительных чертежей и элементов топографического черчения предлагаем использовать не менее 8 часов, включая резервное время программы, экскурсию, работу в полевых условиях, время на проведение внеклассных мероприятий. Предлагаемую методику также можно использовать в процессе обучения школьников по элективным курсам.
При отсутствии выехать на подобные занятия-экскурсии учебный процесс можно организовать в аудиторных условиях. Школьникам предлагается образно представить выезд на экскурсию по вышеизложенному сценарию. При этом учитель с помощью экранных средств или бумажных носителей знакомит их с картой-схемой территориально-этнографического зони-
112
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
рования Архангельской области (рис. 1), с планом-рисунком территории музея с экспликацией (рис. 2). Далее учащимся предстоит выполнить их по вышеизложенной методике (см. этапы 1 и 2). Затем школьники получают фотографии православного наследия северян - изображения культовых сооружений (рис. 3, А-Ж), либо других объектов (амбаров, изб и др.), их упрощённые чертежи под цифрами 1-7 (рис. 4) и аннотации объектов деревянного зодчества под римскими цифрами I-VII (см. выше по тексту статьи). Школьники внимательно изучают предоставленные учителем музейные материалы и выполнят задание на распознавание сооружений по их фотографиям, описательным характеристикам, схематическим чертежам (планам или разрезам), закодированным под буквами и цифрами. В таблицу вносят комбинацию соответствия букв и цифр:
Фотографии объектов А Б В Г Д Е Ж
Чертежи объектов 4
Аннотации объектов I
Ответ: А-5-IV; Б-3-VI; В-7-V; Г-1-II; Д-6-VII; Е-4-I; Ж-2-III.
На рис. 5 представлены фото сооружения под буквой Е (рис. 3), его чертёж под цифрой 4 (рис. 4) и аннотация под римской цифрой I (см. выше по тексту рубрику «Описательная характеристика объектов... »).
После решения такого познавательно-увлекательного задания каждый школьник по системе жеребьёвки получает фотографию объекта, его чертеж и аннотацию, оформляет лист (рис. 5) и общую папку по сценариям 3-го и 4-го этапов учебного цикла, представленным нами выше по тексту.
Такие реальные или виртуальные занятия-экскурсии активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяют им прочувствовать теоретическую и практическую значимость изучаемого предмета, воспитывают уважение к труду, культурному (духовному) наследию своих предков. Подобные занятия не позволяют учащейся молодёжи бесцельно бродить по музею, они и познают, и отдыхают, и наслаждаются красотой природы, и приобретают неоценимую моральную и духовную подпитку.
С использованием музейных материалов можно проводить внеклассные воспитательные мероприятия, изучить ряд тем по истории, черчению, изобразительному искусству, географии и мировой художественной культуре. Можно проводить интегрированные мероприятия [5-8].
Организуемые нами как интегрированные внеклассные мероприятия с занятиями-экскурсиями по черчению, ИЗО и географии, так и занятия вне интеграции дисциплин всегда проходят на высокой чувственно-эмоциональной ноте обучаемых.
В заключение следует добавить, что одним из эффективных способов формирования у подрастающего поколения духовности, нравственности, пат-
Теория и методика обучения и воспитания
113
риотизма наряду с предложенной нами выше методикой формирования этих качеств является организация практической творческой деятельности школьников. Тому примером служат детские объединения «Юный зодчий» и «Художественное конструирование», созданные учителем технологии И. Колесниковым и администрацией гимназии № 9 г. Шадринска Курганской области, на занятиях в которых школьники занимаются возведением макетов памятников деревянной архитектуры культового назначения о. Кижи и других регионов России. Их работы успешно экспонируются на различных выставках [10].
Список литературы:
1. Архангельский государственный музей деревянного зодчества: Фотопутеводитель / Составитель и автор текста Е. Дорофеева; Художник К. Дмитриев; Фотосъемка Н. Чеснокова. - Архангельск, 1994.
2. Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства: Фотопутеводитель / Фотосъемка Н. Аряева; Автор текста Е. Березина; Художник А. Григорьев. - Архангельск, 1990.
3. Архангельский музей деревянного зодчества: Фотопутеводитель / Спец. Фотосъёмка Н.М Аряева; Сост и текст АН. Давыдова; Макет и оформление Л.Д. Шестаковой. - М.: Планета, 1987. - 80 с.
4. Ботвинников А.Д. и др. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - 221, [3] с.: ил.
5. Михайлов Н.Г. Межпредметные связи: география, черчение, изобразительное искусство // География в школе. - 2005. - № 1. - С. 69-75. - 3-я стр. обложки.
6. Михайлов Н.Г. К истокам народной культуры. Внеклассные мероприятия в Малых Корелах // Искусство в школе. - 2007. - № 1. - С. 20-22.
7. Михайлов Н. Путь к графической грамотности // Народное образование. - 1996. - № 9. - С. 80-85. - 4-я стр. обложки.
8. Михайлов Н.Г. Обучение черчению на основе изделий народного творчества // Школа и производство. - 2008. - № 3. - С. 53-55. - 3-я стр. обложки.
9. Картография с основами топографии: учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «География» / Г.Ю.Грюнберг, Н.А.Лапкина, Н.В. Малахов, Е.С. Фельдман; под ред. Г.Ю. Грюнберга. - М., 1991.
10. Колесников И. Народное деревянное зодчество - руками школьников // Народное творчество. - 2008. - № 2. - С. 46-47.
11. Картография с основами топографии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «География» / Г.Ю. Грюнберг, Н.А.Лапкина, Н.В. Малахов, Е.С. Фельдман; под ред. Г.Ю. Грюнберга. - М., 1991.
12. Михайлов Н.Г. Православное наследие Архангельского Севера в обучении школьников черчению // Материалы V Всероссийской православ-
114
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ной конференции в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (г. Киров, 24 мая 2013 г): коллективная монография / под ред. проф. В.С. Сизова, проф. Н.С. Александровой. - Киров: ВСЭИ, 2013. - С. 152-160.
13. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: концепция обучения в интеграции с технологией и искусством // Педагогика. - 2007. - № 9. - С. 122-124.
14. Михайлов Н.Г. Обучение школьников черчению и технологии на основе объектов художественно-утилитарного назначения в условиях современной школы // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 12. - С. 57-64.
Примечание:
В учебном процессе также рекомендуем использовать: учебники по физической географии, географические атласы и контурные карты; школьные учебники черчения 1970-х гг. издания А.Д. Ботвинникова и др., так как в них имеются материалы по построению профиля заданного участка по его плану с горизонталями.
Рис. 6. Интерьер церкви Вознесения 1669 года из села Кушерека Онежского района Архангельской области