щих восприятие одновременно различными органами чувств. Благодаря комплексному влиянию на органы чувств обучаемых, у последних создается определенный настрой, развивается творческое мышление и значительно повышается объем воспринимаемой информации.
Именно поэтому применение мультимедийных технологий является одним из способов активизации познавательного интереса студентов.
Список литературы:
1. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Познавательный интерес как побудительная сила активизации учебной деятельности студентов // Наука и бизнес: пути развития. Научно-практический журнал. - М., 2013. - № 10 (28). -С. 18-21.
2. Ильин В.А., Кудрявцев В.В. Мультимедийная лекция как вид инновационной технологии обучения // Инновационные технологии обучения в условиях глобализации рынка образовательных услуг: Научные Труды XIII Международной конференции. - М., 2007. - Т. 1, Выпуск 11. - С. 415-419.
3. Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. Учебное пособие. - М.: Издательство НПО Профиздат, 2002. - 224 с.
ЧЕРЧЕНИЕ В ШКОЛЕ: РОЛЬ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
© Михайлов Н.Г.*
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
г. Архангельск
В статье представлена методика организации обучения школьников разделу «Сборочные чертежи» на уроках черчения с использованием детских деревянных игрушек «Солдат 1812 г.», «Холмогорский бык», «Красная Шапочка», позволяющих реализовать образовательные, развивающие и, в особенности, воспитательные цели уроков.
Ключевые слова уроки черчения в школе, сборочный чертёж, образовательные, воспитательные, развивающие цели уроков, деревянные игрушки Архангельской фабрики деревянной игрушки.
Каждый учитель при планировании учебных занятий по школьной учебной дисциплине перед собой ставит определённые цели и задачи: образовательные, направленные на формирование знаний, умений, навыков школьников; развивающие - на формирование мышления, памяти, речи, умения выделять главное, сравнивать, наблюдать, обобщать, использовать знания и уме-
* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.
ния в новых ситуациях; воспитательные - на формирование нравственных, трудовых, эстетических, патриотических качеств личности, навыков самостоятельной работы, самоконтроля, терпения, аккуратности, внимания, трудолюбия, навыков коллективной работы и т.д. [3, с. 144].
В данной статье хотелось бы поделиться опытом, как путём использования детских деревянных игрушек - дидактических средств обучения, на уроках черчения можно реализовать воспитательные цели уроков. Иными словами, хотелось бы рассказать об уроках, позволяющих педагогу затронуть ряд актуальных вопросов идейно-нравственного, трудового, эстетического, патриотического, экологического и экономического воспитания учащихся.
В течение ряда лет при обучении школьников разным темам, в частности, темам «Сборочные чертежи», «Деталирование сборочных чертежей» автор данной статьи в годы работы школьным учителем черчения использовал детские деревянные игрушки Архангельской фабрики деревянной игрушки (рис. 1-3), а также других фабрик из разных регионов России. Игрушки, в основном, нами приобретались в торговой сети. С их помощью учащиеся на уроках черчения приобщаются к художественно-конструкторской деятельности. Выполняют практические задания, по условиям которых им необходимо либо переконструировать, либо доконструировать отдельные детали, либо вовсе выполнить проектно-конструкторскую документацию на изделие своей конструкции по заданным реальным (рис. 1) или графическим (рис. 2-3) аналогам. Тем самым знакомятся с профессией художника-конструктора (дизайнера). В определённых ситуациях учащиеся ограничиваются деталированием сборочных чертежей изделий художественно-утилитарного назначения (рис. 2-3), предварительно прослушав рассказ учителя о названной профессии.
На таких уроках учащиеся знакомятся с понятием «Художественное конструирование». Они узнают, что это особая область творчества, где художник-конструктор стремится сделать промышленную продукцию красивой и оригинальной по форме, удобной в использовании, лёгкой в изготовлении, недорогой для потребителя.
Используя одно только это понятие на уроке, учитель сможет реализовать целый ряд воспитательных целей учебного занятия - способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности.
Например, на занятиях сообщается, что игрушки можно изготовить из отходов пиломатериалов. Учитель проводит беседу о бережном использовании природных богатств. Игрушку необходимо так спроектировать и изготовить, чтобы она была бы весьма привлекательной и дешёвой для потребителей, удобной в использовании, но при этом на её изготовление предприятие тратило бы минимальное количество временных, трудовых и финансовых ресурсов. Технология изготовления изделия должна быть самой простой. Специалисты, работающие над созданием изделия, не должны, на-
пример, испытывать какие-либо трудности при выполнении неоправданно сложных чертежей - разработке проектной документации, изготовлении деталей на станках и т.д. Так в условиях школьных уроков черчения затрагиваются проблемы экологии, экономики, эргономики и правильной организации трудовых процессов.
На занятиях со школьниками полезно побеседовать о всемирно известных Центрах русской деревянной игрушки, изученных ими ещё на уроках изобразительного искусства в младших классах. Учащиеся при этом вспоминают, что в этих Центрах народными мастерами изготавливаются фольклорные игрушки в отличие от промышленных игрушек, изготавливаемых производственным способом. Беседы не должны занимать много времени. В ходе их проведения желательно организовать краткосрочные просмотры диафильмов и диапозитивов. Это позволит учащимся увидеть изображения мезенских и печорских коников, игрушек владимирщины, Городецкого округа, щепных игрушек из деревень Архангельской и Нижегородской (д. Фе-досеево) областей, матрешек Загорска (Сергиева Посада), Семенова, Пол-ховского Майдана, богородских игрушек с механизмом движения и т.д. При этом может быть использован также печатный текстовой и иллюстративный материал. Так на уроках черчения можно сформировать у школьников гражданское сознание и национальное самосознание благодаря приобщению к национальному достоянию, которым является русская деревянная игрушка. На уроке можно использовать Дымковские и Филимоновские глиняные игрушки, а также глиняные игрушки Каргополья Архангельской области, предметы декоративно-прикладного искусства местных мастеров и умельцев, изделия и игрушки, изготовленные учащимися на уроках труда.
На занятиях учитель может затрагивать вопросы патриотического воспитания, формировать у школьников гражданское сознание и национальное самосознание, чувство гордости за свою Родину.
Например, игрушка-каталка «Холмогорский бык» (рис. 1, б; 3, а), позволяет напомнить учащимся о том, что родиной холмогорской породы крупного рогатого скота является наш северный край, с. Холмогоры Архангельской области. Порода известна не только за пределами своей области, но и России.
Кроме того, уже лет четыреста, а то и больше существует русский холмогорский косторезный промысел (Холмогорская резьба по кости), известный всему миру. В 18 веке резной костью Холмогорских мастеров украшали ружья, мебель, ларцы, кабинеты, иконы, веера и секретеры, гребни. В настоящее время умельцы изготавливают вазы уникальной красоты с тонкими рисунками, шахматные фигурки, броши и много других традиционных изделий. Школьники на данном уроке вспоминают, что из этого самого села, где живут поморы, ушел когда-то в Москву Михайло Ломоносов - первый русский университет. Отсюда же родом был замечательный русский скульптор Федот Шубин.
Весьма привлекательная для школьников является игрушка-пирамидка «Солдат 1812 г.» (рис. 1, а; 2). При работе над её чертежами можно вспом-
нить славную историю нашей Родины, героические подвиги русских солдат в борьбе за свободу с французскими захватчиками.
Поистине, есть чем гордиться и чему подражать современному подрастающему поколению: слава предков, многовековые традиции, национальные особенности быта и культуры - всё это способствует формированию лучших нравственных качеств у наших учеников.
Игрушка-прирамидка «Красная Шапочка» (рис. 1, в; 3, б) позволяет связать изучаемый теоретический материал по черчению с практической деятельностью людей - художественным конструированием изделий художественно-утилитарного назначения, вспомнить сказочные персонажи, народные и авторские сказки.
1 мВЯ|к
а
Рис. 1. Игрушки Архангельской фабрики деревянной игрушки: а - игрушка-пирамидка «Солдат 1812 г.», б - игрушка-каталка «Бык», в - игрушка-пирамидка «Красная Шапочка»
1*Размеры для спраЬок.
2.Иа сборочном чертеже и рабочих чертежах цбета деталей показать б технике акборепьнои огпмыбки.
3. Детали покрыть эмалью определённого цбета НЦ-251 ТУ 6-Ю-777-75
4. -~*<клеить детали костным клеем ГОСТ 2067~в0.
5. При изгопкАпении деталей игрушки ислсльзобать пиломатериалы хбоймых IГОСТ вш -86) или листбенных (ГОСТ 2695-83) пород.
Поз Наименование На Нацедим Примем
1 Тулобош* 1 Дч»ь
1 Голода 1 Дереве
3 А>га 1 Оая*ра
У*о 2 Пата
Нога ч
6 *ОП9СО
Штырь 1 Д'вебо
1 Слога
ХОост 1 Шел*
Ч*р*ип Игрушка-каталка „Холмогорский 6*к "
Проверил
Школа м. 1 г., \т
Сборочный чертеж игрушки каталки «Холмогорский бык*
Шапочку сшить из . красной ткани
1* Размеры для справок.
2.—-Ко Детали екпеить костным клеем ГОСТ 2067-80.
3. Детали покрыть эмалью разного цбета НЦ251 ТУ6-10-777-75.
4. На сборочном чертеже цбета показать Й технике акварельной отмыбки.
Поз. Наиненобание Коп Мотериал Принеч.
1 Голода 1 Дерейо
2 Тцлойите 1 —и —
3 Штырь 1 ~п —
4- Осноооние 1 —и-
чшш Игрушка - пирамида «Красная Шапочка"
мигали ы
| школа № класс I 11 1ЛГ
б
Сборочный черте* игрушки-пиоамидки -Красная Шапочка-
Рис. 3. а - сборочный чертёж игрушки-каталки «Холмогорский бык», б - сборочный чертёж игрушки-пирамидки «Красная Шапочка»
Список литературы:
1. Михайлов Н. Проектируем деревянные игрушки // Народное творчество. - 2007. - № 4. - С. 40-42.
2. Михайлов Н.Г. Деревянная игрушка на уроках черчения // Школа и производство. - 2007. - № 4. - С. 49 - 51.
3. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. - 2014. - № 3. - С. 140-146.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Ревков И.В.*
Орловский государственный университет, г. Орёл
В статье отражены результаты эмпирического исследования профессиональной мотивации курсантов военных вузов как одного из результатов адаптации к профессионально-служебной деятельности, выявлены изменения в структуре профессиональных мотивов и уровне их значимости.
Ключевые слова адаптация к профессионально-служебной деятельности, профессиональная мотивация, квазипрофессиональная деятельность.
Управление процессом адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности целесообразно определять с позиций субъектно-деятель-ностного подхода как процесс взаимодействия участников образовательного процесса с целью получения положительного отношения курсантов к профессиональному обучению и служебной деятельности в условиях военного вуза, находящий свое выражение в достижении определенного уровня профессиональной мотивации, профессионального обучения и эффективности служебной деятельности. В этой связи развитая профессиональная мотивация является одной из целей педагогической работы в военном вузе.
В современной науке формированию профессиональной направленности, мотивационной готовности к профессиональной военной деятельности посвятили свои исследования Л.А. Золотовская [1], В.С. Лукина [2], Н. Мартынов [3], В.И. Холодов [4] и другие ученые.
* Кафедра Теории и методики обучения русскому языку и литературе. Научный руководитель: Козачок А.И., доцент, кандидат педагогических наук.