Научная статья на тему 'Человек в творчестве Д. Н. Кугультинова (на материале поэтического цикла «Жизнь и размышления»)'

Человек в творчестве Д. Н. Кугультинова (на материале поэтического цикла «Жизнь и размышления») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
736
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ / РАЗМЫШЛЕНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЙ КОДЕКС / ВЫСОКИЙ ГУМАНИЗМ / NATIONAL PROPERTY / REFLECTIONS / HUMAN VALUES / NRAVSVTENNY CODE / HIGH HUMANITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зумаева Делгир Юрьевна

Статья посвящена анализу содержания поэтического цикла Д.Н. Кугультинова «Жизнь и размышления». Весь спектр тем и мотивов цикла приобретает особое философское звучание, отражающее как общечеловеческие, так и национальные и индивидуальные взгляды поэтов на окружающую действительность, на личность в ее морально-этическом, социальном, национально-историческом аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WISE LYRICS D.N. KUGULTINOVA (BASED ON A POETIC SERIES «THE LIFE AND REFLECTIONS»)

Тhe article is devoted to the analysis of the maintenance of a poetic cycle of D. N. Kugultinov «Life and reflections». All range of subjects and motives of a cycle gets the special philosophical sounding reflecting both universal, and national and individual views of poets on surrounding reality, on the personality in its moral and ethical, social, national and historical aspects.

Текст научной работы на тему «Человек в творчестве Д. Н. Кугультинова (на материале поэтического цикла «Жизнь и размышления»)»

УДК 82-1/9

ББК 83.3 (2Рос=Калм)

Д.Ю. Зумаева

ЧЕЛОВЕК В ТВОРЧЕСТВЕ Д.Н. КУГУЛЬТИНОВА

(на материале поэтического цикла «Жизнь и размышления»)

Аннотация. Статья посвящена анализу содержания поэтического цикла Д.Н. Кугультинова «Жизнь и размышления». Весь спектр тем и мотивов цикла приобретает особое философское звучание, отражающее как общечеловеческие, так и национальные и индивидуальные взгляды поэтов на окружающую действительность, на личность в ее морально-этическом, социальном, национальноисторическом аспектах.

Ключевые слова: национальное достояние, размышления, человеческие ценности, нравственный кодекс, высокий гуманизм.

D.U. Zumaeva

WISE LYRICS D.N. KUGULTINOVA (BASED ON A POETIC SERIES «THE LIFE AND REFLECTIONS»)

Annotation. ne article is devoted to the analysis of the maintenance of a poetic cycle ofD. N. Kugultinov «Life and reflections». All range of subjects and motives of a cycle gets the special philosophical sounding reflecting both universal, and national and individual views of poets on surrounding reality, on the personality in its moral and ethical, social, national and historical aspects.

Key words: national property, reflections, human values, nravsvtenny code, high humanity.

Д.Н. Кугультинова - одна из ярчайших звезд на поэтическом небосклоне Калмыкии. Высокий гуманизм, мощный интеллектуальный накал, глубина философского мышления в синтезе с завораживающей неповторимостью, духовной чуткостью и добротой делают поэзию нашего земляка явлением общечеловеческим.

Важнейшие аспекты, свойственные вообще всей лирике Д.Н. Кугультинова, - философичность и психологизм, органичное единство сугубо национального и общечеловеческого. Об этой специфике творчества художника очень хорошо сказала поэтесса Мариэтта Шагинян в одном из своих выступлений на торжественном вечере, посвященном 60-летию Д.Н. Кугультинова: «Я очень уважаю калмыцкий народ, его культурных деятелей. Я многих знаю. Давид Кугультинов - поэт, которого давно уже высоко почитаю и люблю, люблю его лирику и поэмы. Его лирика какая-то особенная - мыслящая всегда. У него нет легкости, бессмысленности. Он философ, большой национальный философ, но в то же время тематика его творчества обращена ко всему человечеству. И это его особенность, которая выделяет его среди многих и многих других поэтов, которые ничего не воспевают, кроме своего узкого горизонта, или же воспевают общие слова, но необщечеловеческое» [4, С. 50].

Поэтический цикл «Жизнь и размышления», - один из наиболее значительных в творчестве поэта. Он содержит пласт произведений глубоких и разнообразных по

тематике, тональности, насыщенности, поэтических и философских обобщений, выражающих саму внутреннюю сложность бытия человека и мира. Яркие и самобытные произведения цикла представляют собой результат размышлений и внутренних переживаний автора о жизни и смерти, о вечных проблемах духовности, о преемственности, о назначении и достоинстве человека, о любви и сострадании, о мироздании и единстве человека и Вселенной. В них присутствуют и познавательные, и воспитательные, и эстетические элементы. Особенностью стихотворений является то, что они почти бессюжетны, но отличаются ярко выраженным повествовательным компонентом. Конкретность мысли и философское обобщение присущи стихотворениям данного цикла. Поэтические медитации, в которых эмоциональное отношение к действительности соединяется с тревожными раздумьями, с желанием постичь самую суть происходящего в жизни:

...Не в том ли смысл высокого пути,

Чтоб быть во всех поступках человеком,

Но всех других делами превзойти,

Но разумом возвыситься над веком И постигать - в чем связь веков живая,

Быть человеком не переставая?.. [2, С. 183].

Цикл «Жизнь и размышления» несет в себе заряд философских раздумий, напутствий, нравоучений, назиданий. Поэт делится своими размышлениями и дает совет-наставление. Это естественная форма выражения нравственных идеалов и постулатов, которая «познавательна» для всех живущих, но особенно для молодого поколения, сегодня тянущегося к внешним атрибутам материального достатка, но теряющего нечто важное. В своих произведениях Д.Н. Кугультинов не то чтобы поучает, он просто «делится жизнью» [2, С. 325], дает право выбора, ненавязчиво заставляет задуматься, напоминает, предостерегает, предупреждает и, конечно, поддерживает, «скрепляя» тем самым «кровную связь» [2, С. 325] с грядущим поколением:

Я знаю твердо сбудутся мечты,

И различаю сквозь десятилетье,

Грядущего прекрасные черты...

Я с ним в родстве. Я за него в ответе.

И нашу кровную скрепляю связь,

Моею жизнью с ним сейчас делясь.

Так наши деды завещали нам:

Во имя будущего - нашей были -

Они делили тоже пополам

Всю жизнь свою.Итак нас одарили,

Что мы теперь, властней из года в год,

Истории диктуем ход [2, С. 325].

В формировании нравственно-философского мировоззрения художника и его морально-этической позиции Давиду Кугультинову, как известно, учителем послужила сама жизнь. Пройдя через многочисленные жизненные испытания и трудности (война, депортация, репрессии), через мучительные переживания и освоение глубин народной морали, поэт, сумев выстоять, постиг сокровенную истину жизни. Не случайно Ч.Т Айтматов заметил, что «жизнь поэта заключает в себе многие жизни» [3, С. 17].

Одна из таких постигнутых и укрупненных с годами истин, лежащих в основе идейно-эстетических взглядов Д.Н. Кугультинова, состоит в признании непримиримой враждебности разума и «темноты» [2, С. 238], просвещения и «душевной слепо-

ты» [2, С. 238]. Лирический герой ряда его произведений - это человек-мыслитель, сродни ученому-исследователю, для которого даже «небольшое светило», «огромно, точно звездный небосвод» [2, С. 238]. Поэт твердо убежден, что для того, чтобы благополучно переплыть бескрайний «океан» жизни, человеку необходимы знания и сила разума. «Только разум может спасти человечество от грозящей ему катастрофы» [4, С. 55], - говорил Давид Никитич Кугультинов в своих выступлениях.

Доброта, поддержка во всех начинаниях, мощная интеллектуальная способность объединять и вдохновлять людей, а также направлять их деятельность в созидательное русло обнаруживается в стихотворении «Одолевая неудачи...». Мудрое сердце поэта, глубокое знание философии жизни указывает на необходимость постоянно трудиться, задаваться новыми вопросами и не останавливаться на достигнутом, пробуждая тем самым к осмысленному существованию. Ни одна минута не должна быть растрачена бесцельно, - считает поэт, ибо жизнь - это, в сущности, борьба, и она не бывает безоблачной, всем и всегда бывает трудно. Ударно звучащие в стихотворении уроки жизнестойкости, выдержки, упорства и силы духа как принципы духовной опоры человека, оказавшиеся длиной в целую жизнь, поэт познал еще в детстве, «в школе деда», Эмке Джамсуновича, обучавшего его «уму-разуму», так сказать, «практикой жизни» [3, С. 103]:

Одолевая неудачи,

Упрямо двигайся вперед,

От всех свою усталость пряча,

К той цели, что тебя зовет...

Пусть даже велика помеха -Не жалуйся, собой владей!..

Не льстись на блестки лжеуспеха,

Но верь в себя.

И верь в людей.

И, пред собой и миром прав,

Ты все ж достигнешь цели трудной,

Той, что мелодией чудной,

Тебя звала,

Тебя избрав [2, С. 371].

Философская позиция лирического героя Д.Н. Кугультинова заключается в том, чтобы «заставить» человека и, в первую очередь, молодежь, задуматься над своим бытием: для чего я призван к жизни?, «.и что такое значит «Я»? [2, С. 203], «и в чем преграда бытия?!...» [2, С. 199]. Поэт утверждает, что счастье в борьбе, в падениях и взлетах, в достижении поставленной цели. Счастье человека заключается в том, чтобы стать личностью, творцом, а значит мыслить, действовать, стремиться, не стоять на месте, остро чувствовать ответственность перед собой и перед другими. В этой мысли с калмыцким поэтом солидарен выдающийся сын дагестанского народа, Расул Гамзатов, в своем последнем интервью высказавший мысль, что человек «не должен быть тенью времени, он должен быть факелом времени» [1, С. 14].

В этом контексте Давид Кугультинов поднимает традиционно философскую проблему «человек и время», связанную с идеей бессмертия человека, его места в бесконечной протяженности самого бытия, в вечности, которая, «если вдуматься», есть «беспредельно долгое мгновение» [2, С. 194]. Именно «упорством мыслей, трепетом наитий» [2, С. 233], «умом, которым жизнь крепка» [2, С. 204], человек может противостоять силе времени, которое, по сути, «мы творим и лепим сами» [2, с. 233].

Лирический герой поэзии Д. Кугультинова - человек увлеченный, честный, устремленный в будущее, человек, которого гложет беспокойство за грядущее, за то поколение, которое живет в XXI веке. В этом смысле, говоря о «живом бессмертии дел», созидательной активности, мощи разума, соотносимых с вечностью, поэт поднимает тему исторической преемственности поколений, связанной с «корнями» и родословной Человека с большой буквы, с непрерывающейся связью времен, составляющих важное звено в подвижной исторической цепи:

Люди будущего!..Внуки!

На минувшие века С высоты своей науки Не смотрите свысока!..

Правнук, мудростью не хвастай:

Много ль знал бы ты без нас-то?!

Не пустые это бредни...

Сам подумай, дальний друг:

Ты ведь тоже не последний...

Ладно ль будет, если вдруг

И твои труды и муки

Не зачтут в грядущем внуки?! [2, С. 320].

Надо признать, что на пути обращения к прошлому сейчас все чаще звучит трагическая нота, кажется впервые возникшая в страшном образе айтматовского манкурта. По мысли Д.Н. Кугультинова, пришедшие «на смену поколенья», прокладывая «во Вселенной» «свои пути», должны постоянно обращаться к прошлому, «впитывать», вбирать в себя оставленные «семена» «животворящего добра» [2, С. 193] и «зерна» разума», богатый опыт, необъятность знания и традиции предыдущих поколений. Таким образом, для поэта на первом месте оказывается именно духовная связь времен и людей, та память, которую оставляют на земле дела, не только, вернее, не столько их рук, сколько ума и сердца. Человек не в силах остановить время, но он может служить людям, делать добро, а это остаётся грядущим поколениям:

Одна судьба нам, смертным, суждена:

Все мы, как есть - со славой и без славы,-

Исчезнем так, как исчезают травы По осени, оставив семена...

И поколенья, что придут на смену,

Свои пути проложат во Вселенной.

Но, заместив, нас на земле, они Нас не отбросят, в прошлое отчисляя;

Все лучшее, что было нам сродни,

Впитают жадно их сердца и мысли.

Не смерть несут нам эти поколенья,

Но жизни нашей вечное продленье [2, С. 319].

Нравственный мир поэзии Д.Н. Кугультинова озарен светом добра, заботой о нравственном здоровье растущего поколения. Поэт считал, что беды людей происходят потому, что «все прекрасно усваивают то, что можно, но не очень отчетливо, что нельзя, чего не должен делать благородный человек, совестливый человек, порядочный человек. Неусвоившие эти элементарные требования потом пытаются диктовать

свои законы нравственности, морали, и тогда начинается трагедия - человек вступает в конфликт с обществом, полагая, что общество не доросло до него, тогда как на самом деле все обстоит наоборот» [2, С. 55].

Воспитание в людях высоких моральных и нравственных качеств поэт считает важной задачей времени. При этом одну из главных ролей выполняет, по мнению великого художника, литература, назначение которой «помочь человеку стать лучше, научить его более критически смотреть на свои поступки и желания, быть душевнее к окружающему, живому и неживому миру...» [2, С. 55]. Поэтому литературу, как говорил близкий друг Давида Никитича Расул Гамзатов, «рано сбрасывать с корабля современности» [1, С. 5], ибо «необходимость» ее доказана временем. <...> она призывает к добру, без которого немыслим мир» [1, С. 7], призывает к духовной чистоте, гуманности, воспитанности, чести и великодушию. Для Д.Н. Кугультинова -это понятия одного смыслового ряда, именно в них средоточие человеческих нравов, истинной, подчас скрытой за «внешними качествами», сути людей. Этот этический идеал, представляющий нравственное кредо поэта, составляет единое целое с его просветительскими идеями.

Подлинным критерием человечности, согласно мысли поэта, является добро, которое понимается Д.Н. Кугультиновым как «прекраснодушная» истина, высокая нравственность, благородство и внимание к ближнему:

Дарить друг другу добрые улыбки,

И уступать при случае дорогу,

А не сбивать, как поезда в ночи,

Друг друга с рельс,

в кровавой, страшной сшибке! [2, С. 216].

Этим рефреном поэт настраивает читателя на добро и участие к людям. Душа поэта зовет нас к состраданию и пробуждает нашу совесть. Делайте всегда добро, утверждает поэт, и тогда злу не останется места в вашей жизни. При этом истинным добром поэт считает не просто «порывы бесплодные» [2, С. 208] добра, а дела и поступки человека. Таким образом, в понятие сострадания поэт включает два аспекта: переживание чужой боли, как своей, личной, и реально-практический, т.е. конкретная помощь:

За то, что втайне ты принес краюху Голодному, гонимому людьми,

Но вдруг раздумал, став перед дверьми (Должно быть просто не хватило духу!),

Ты благодарности не жди потом,

Порыв бесплодный не зови добром.

Есть у деянья доброго свой срок.

Не то оно - как дождевой поток,

Которого земля ждала в жару,

Чтоб стала степь зеленой и пахучей,

А дождь пошел зимой из черной тучи И ледяную оросил кору [2, С. 208].

В стихотворении «Метель беснуется.» поэт пытается обратить внимание на волнующие его проблемы, разбудить обывателей, не имеющих высоких духовных идеалов. Тонко и ненавязчиво поэт снова призывает всех подумать о своей душе и об окружающем мире, научиться сопереживать и сострадать ближнему. Под пером калмыцкого поэта русская мифологема метели сознательно трансформируется и

поначалу как бы лишается свойственной русской литературе амбивалентности. Метель воплощает злые силы, хаос. В начале стихотворения усиливается именно этот смысл. Метель, - словно символ надвигающейся «катастрофы», которая может произойти из-за сегодняшнего человеческого равнодушия друг к другу и отсутствия гуманности:

Метель беснуется.Беда, беда!

И под ее неистовые стоны Я думаю о степи заметенной,

О них, друзьях, пасущих там стада...

Моих друзей буран в степи застиг,

Прошу вас, люди, думайте о них!

Ведь если думать, думать всем вдали О тех ,кто в снеговой пучине тонет, -Их наши мысли, говорят, догонят,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поддержат их хоть на краю земли,

Помогут одолеть тот путь, ту малость,

Что до спасенья им еще осталась малость... [2, С. 220].

Пропагандируя свои гуманистические взгляды, Д.Н. Кугультинов ратует за преодоление безнравственности, призывает людей к тому, что мы должны научиться управлять своими чувствами и не давать выхода низменным страстям, которые порой живут в нем, убивая все хорошее, что присутствует в его внутреннем мире. Так, в стихотворении «Молодые, берегитесь зависти!» поэт, обращаясь к молодежи, предостерегает от такого низкого порока, как зависть. По мнению Кугультинова, это страшное, всепожирающее, испепеляющее чувство, подобное огню, которое, в первую очередь, уничтожает личность самого человека, разрушает и истлевает его душу, «ослепляет» и «усыпляет» доброе начало. Зависть разрушительна, она плохой созидатель, важно изгнать это зло из сердца и души:

Молодые, берегитесь зависти!

Стоит ей открыть свой рот,

С ней, коварною, непросто справиться:

Оплетет, вкруг пальца обведет!

Мягкой приближается походкою...

Тотчас же огрейте ее плеткою!

Зависть наше зренье ослепляет,

Слух и совесть ядом усыпляет.

Бросит горечи зерно, и вмиг

Замутится творчества родник.

Зависть - злого суховея суше,

Губит разума ростки и души [2, С. 358].

Поэзия Д.Н. Кугультинова обладает удивительной способностью поддержать человека в моменты душевного надлома, когда потребность в духовной пище ощущается особенно остро. Ярко и убедительно это проявляется в стихотворении «Верь опыту жизни, мой друг.». Движение мысли поэта словно идёт вглубь и проникает в жизнеощущение современника, с его бедами и проблемами, неуверенностью в себе и духовной подавленностью, а порою даже и чувством безысходности. Своим поэтическим словом поэт утверждает: какими бы тяжкими не были страдания, выпадающие на человеческую жизнь, они постепенно отступают, воспоминания о них стираются, и в сердце поселяются светлая радость и счастливые минуты:

Верь опыту жизни, друг,

Тебя обманывать не стану:

Несчастье, что случилось вдруг,

Пришло негаданно-незванно И мучает тебя теперь, -Минует все-таки, поверь!

А счастье, что из года в год Так терпеливо и достойно Ты сеял, все-таки взойдет,

Подымется светло и стройно И снимет беды как рукой,

И сердце обретет покой [2, С. 254].

Говорят, поэт рождается, чтобы стать совестью эпохи. Д.Н. Кугультинов - поэт-миссионер, проводник духовного и прекрасного. Он был и остаётся национальным достоянием, Учителем, которого всегда все слушали, затаив дыхание, жадно впитывая каждую его мысль. Его поэзия - это жизнь души, живой, страдающей, ищущей, а также вызов предназначению человека, высоте его духа, выражение его сокровенной сути.

Глубинная мудрость, открытая философичность поэтической сокровищницы талантливого калмыцкого поэта - это уроки жизни, плод выстраданного им самим жизненного опыта, который он прошел с гордо поднятой головой. Поэтому для людей, а особенно для молодого поколения, только вступающего в жизнь, его произведения должны служить жизненным кредо, нравственным кодексом. Творчество Д.Н. Кугультинова подобно лавине нерастраченной доброты призывает нас к состраданию и совестливости, помогает в сегодняшнем хаосе (торжестве материальных форм над духовными) открыть для себя гармонию окружающего мира, заглянуть внутрь своего «я», задуматься, наконец, о своем предназначении, о нетленных человеческих ценностях. Поэзия Д.Н. Кугультинова современна и именно поэтому обладает непреходящей знаковой ценностью, близка сердцам миллионов людей. И кто знает, возможно, наша цивилизация, зайдя в тупик, все же придет к тому, что «уродство в свой черед умрет, исчезнет, навсегда уйдет» [2, С. 295] и «все преграды прочь сметя, / поток прорвется на свободу.» [2, С. 245].

Список литературы

1. Гамзатов Р.Г. Человеколюбие - главная сущность литературы // Литературная Россия. 2004. - № 11 (2143).

2. Кугультинов Д.Н. Собр. соч. в 3-х т. Т.1. Стихотворения и поэмы. - М.: Художественная лит., 1988. - 558 с.

3. Не погаснет разума звезда. О жизни и творчестве Давида Кугультинова. - Элиста: Изд-во Калм. Ун-та, 2006. - 336 с.

4. Слово о Давиде Кугультинове. / Сост. Д.Б. Дорджиева, З.Д. Бадмаев. На русск. яз. - Элиста: Калм. книж. изд-во, 1983. - 109 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.