Научная статья на тему 'Человек в космоземных связях: современные философские проблемы'

Человек в космоземных связях: современные философские проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
209
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мартынова Я.О., Морозова О.Ф.

Рассмотрены многосторонние связи человека и космоса. Сделан акцент на современных философских проблемах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек в космоземных связях: современные философские проблемы»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

в конце срока службы, уменьшая тем самым количество мусора в околоземном пространстве [6].

В Америке создан прибор «Привязь терминатора». Это катушка с тонким кабелем длиной 5 километров, минимум электроники и замок. Идея этого прибора достаточно проста: если спустить со спутника электропроводящий трос, то он будет пересекать линии магнитного поля планеты, и в этом кабеле будет находиться ток. Взаимодействие тока с полем приведёт к созданию силы, действующей на трос. Эта сила будет тормозить спутник, и понижать его орбиту. Без всяких затрат топлива или энергии. Если, напротив, затратить электроэнергию и направить ток в кабеле в другую сторону - возникшая сила будет поднимать орбиту аппарата. Пока спутник работает, система «просыпается» время от времени для тестирования электроники и проверки «статуса» спутника. Как только сигнал на уничтожение принят, кабель разматывается. Сила, действующая на кабель, стаскивает спутник с орбиты довольно быстро, и он сгорает в атмосфере [7].

Таким образом, загрязненность космоса объектами космического мусора обусловлена деятельностью человека. Мы считаем, что наилучшим способом борьбы с космическим мусором является «Привязь терминатора». К многочисленным достоинствам этого прибора можно отнести то, что он является относительно недорогим, достаточно легким (1 % от массы спутника), работает без затрат топлива и электричества. «Привязь терминатора» должна надежно сработать

даже при отказе большинства систем спутника и потери им ориентации, а также - электропитания. Кроме того, если использовать бортовой источник энергии, можно не только тормозить, но и разгонять спутник, произвольно меняя его орбиту. И главное достоинство - это то, что «Привязь терминатора» в отличие от многих других приборов уже была испытана на Земле, а скоро будет испытана в космосе.

Библиографические ссылки

1. По следам космического мусора. URL: http:// cosmoforum. ucoz.ru/forum/7-6-15.

2. Космический мусор - угроза безопасности космических полетов. URL: http://know.su/link_889_2.html.

3. Космический мусор - поддается ли решению эта проблема. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/ 0,, 1572804,00.html.

4. Космический мусор: обломки недавнего прошлого. URL: http://www.popmech.ru/article/479-kosmi-cheskiy-musor/.

5. Японцы будут ловить космический мусор в рыболовные сети. URL: http://www.lenta.ru/news/2011/ 02/01/junk/.

6. Разработан солнечный уборщик космического мусора. URL: http://www.membrana.ru/particle/3868.

7. Привязь терминатора уничтожает старые спутники. URL: http://www.membrana.ru/particle/394.

© Малюкова С. М., Русина Ю. В., Дуреев С. П., 2011

УДК 523.2(1.009)

Я. О. Мартынова Научный руководитель - О. Ф. Морозова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЧЕЛОВЕК В КОСМОЗЕМНЫХ СВЯЗЯХ: СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Рассмотрены многосторонние связи человека и космоса. Сделан акцент на современных философских проблемах.

Исследование связи человека и космоса актуализируется в связи с возрастающими техническими возможностями человечества. Осмыслить человека в космоземных связях в философии стремились всегда, начиная от античности до сегодняшнего дня. Но современная философия, опираясь на достижения восточной философии, учения русских космистов и привлекая данные естественных и гуманитарных наук, стремится осмыслить космоземные связи во всем их многообразии.

На наш взгляд, интересной является позиция, согласно которой человек рассматривается как многомерный феномен: «Человек взаимодействует с миром посредством своих тел - психофизического, социального, ментального и духовного» [1]. Признавая, что понятие «тело», заимствованное из восточной философии может вызвать возражение, обратим внимание на единство биопсихической, социальной и духовной составляющих, которые и определяют связи человека и космоса.

Психофизическое тело опосредует связь человека с Природой [1]. Благодаря этому телу, он смог построить и запустить автоматы, ракеты в космос. А потом и сами люди смогли выйти в космос. Именно эти достижения, коренным образом, изменили отношение общества к природе, эти отношения наполнились «космическим содержанием» [3]. В развитии человеческой цивилизации - это очень значительный шаг во взаимоотношении общества и природы, благодаря которому человек смог освоить космос настолько, насколько о нем знают сейчас.

Рассмотрев взгляды и мысли известных философов - космистов К. Е. Циолковского и А. Л. Чижевского о роли и месте человека в космосе, мы отмечаем, что направление мыслей «отца космонавтики Циолковского движется от глобальных проблем Космоса к проблеме человека, а родоначальника гелиобиологии Чижевского - в обратном направлении: от проблем человека к осмыслению места и роли человечества в Космосе» [4]. Наличие разума позволило трак-

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

товать человечество как вершину космической эволюции. Но человек несовершенен, его несовершенство возможно преодолеть благодаря «интеллектуальному и нравственному прогрессу» [4]. Человек занимает в космической эволюции активную позицию, которая осмысливалась по - разному. К. Э. Циолковский воспринимает освоение космоса как «выполнение долга человеком - вершиной космической эволюции перед «страдающей материей», как единственный путь достижения всеобщего счастья, в том числе и человеческого. Чижевский в освоении Космоса видел способ спасения человечества от грядущих глобальных катаклизмов. Таким образом, человечество в философии Циолковского выполняет «волю вселенной», при этом ему отводится активно-эволюционная роль. Чижевским делается акцент на единстве человека и природы, зависимости человечества от Космоса во всех сферах жизнедеятельности» [4].

Человек, осваивая космос, стремится выйти за пределы Земли, но речь идет не только о технических возможностях. Необходимо развивать то, что именуют ментальным и духовным телом. «Ментальное тело характеризует мысленную оболочку человека, проявляющуюся на уровне сознания. Духовное тело фокусируется вокруг Ядра человека - смысложизненного центра, определяющего жизненные стратегии и ориентации долговременного характера» [1]. Человек раздвигает пространство жизнедеятельности с помощью автоматов, тем самым «мы стремимся понять историю Вселенной, происхождение жизни и место нашей планеты в бездне мироздания» [5]. В поисках новых направлений развития земной цивилизации, стремясь к познанию чего - то нового, мы заглядываем в такие дали, куда нога человека никогда не ступит, потому что «все это связано с возможностями нашего разума» [5]. Но у человека есть не только разум, но еще и душа, духовные потребности. «Они неразделимы, а прогресс использует только одну составляющую - разум, не считаясь со второй, и действует подчас вопреки ей. Но нами, все-таки, владеет неуемное желание испытать свои возможности и понять, есть ли пределы для человека, которых он может, достичь, не изменив своей сущности» [5]. Пока нам доступен ближний космос, и благодаря этому у нас появились средства связи, навигации, мы можем заниматься мониторингом Земли, развертывать большие конструкции и т. д. Но кроме этого человек задумывает огромный спектр мероприятий обживания космоса. «Недалеко то время, когда на орбите появятся учебные лаборатории, зоны отдыха, лечебные учреждения и т. п.» [5]. «Создание качественно новых средств продвижения в космос будет диктовать ход

развития человечества, но нельзя допустить, чтобы он стал неуправляем, когда остановиться или повернуть станет невозможно. Поэтому мы должны овладеть философией будущего, где разумное неотделимо от духовного» [5]. Удивительно, на заре космонавтики мы задумывались о будущем человечества в космосе, а именно, что ресурсы из космоса смогут нам дать, чему космос может нас научить или какие свои тайны космос сможет нам открыть, «но в дальнейшем мы мало что привнесли в его осмысление, тем более сейчас, когда не живем высоким, а подчинились безоглядной воле разума, когда человек, движимый в космос силой его, оказался приложением к технике - ее ведомым, а не ведущим» [5]. «Чем больше размышляя о пути человека в Космос и о том, как в результате преобразится наша жизнь, тем сильнее ощущение, что этой дорогой уже ходили, только следы на ней занесло временем, как след древности не теряется в толще веков» [5].

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, чтобы стать человеком космическим, совершенствовать космоземные связи, человек должен эволюционировать во всех направлениях. Идея эволюции, то есть необходимость нового сознательного этапа развития человека проявится тогда, «когда человечество направит новое качество мироотношения в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство» [2, с. 4]. «Человек для активно - эволюционных мыслителей - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно - творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу» [2, с. 4]. «Впереди его ждет нечто блестящее, невообразимое. По истечении тысячи миллионов лет ничего несовершенного вроде современных растений, животных и человека на земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведет нас разум и его сила» [2, с. 278].

Библиографические ссылки

1. Резник Ю. М. Человек между культурой и творчеством // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. XII. Вып. 4 (№ 59-60). С. 385-395.

2. Русский космизм: Антология философской мысли : науч.-худож. пособие. М. : Педагогика-Пресс, 1993. С. 368.

3. URL: http://laokoon.ru.

4. URL: http://reading.gmik.ru.

5. URL: http://www.hpvestnik.ru.

© Мартынова Я. О., Морозова О. Ф., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.