Научная статья на тему '«Человек будущего - человек нравственный»'

«Человек будущего - человек нравственный» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
270
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Человек будущего - человек нравственный»»

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

«ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО — ЧЕЛОВЕК НРАВСТВЕННЫЙ»

Традиционно в библиотеке СПбГУЭФ экспонируются выставки ко Дню культуры — 15 апреля.

Эта дата связана с подписанием Пакта Рериха (Пакта Мира). 75 лет назад в Вашингтоне был подписан Договор об охране научных и художественных учреждений и исторических памятников, вошедший в историю под именем его инициатора и вдохновителя — Н.К. Рериха. К этой дате приурочена открывшаяся в библиотеке СПбГУЭФ выставка «Человек будущего — человек нравственный».

Имя Николая Константиновича Рериха (1874-1947) тесно связано с Санкт-Петербургом и его предместьем — д. Извара Волосовского района, где находится музей-усадьба Н.К. Рериха «Извара». Выпускник гимназии К. Мая, Петербургского университета и Академии художеств, Н.К. Рерих стал одним из символов мировой культуры рубежа Х1Х-ХХ вв. После Октябрьской революции 1917 г. Н.К. Рерих включается в среде русского зарубежья в поиск идеалов национального возрождения на путях «новой», «воскресшей», или «третьей» России.

В наиболее общем виде политико-экономические взгляды Рериха можно свести к тезисам: во-первых, о родстве капитализма и социализма, одинаково враждебных человечности, а следовательно, о необходимости «третьего пути»; во-вторых, о приоритете культуры над экономикой.

В Предисловии к сборнику Н. Рерих «Культура и цивилизация» (М., 1994) отмечает: «В своих работах, очерках, статьях, картинах Л. Шапошникова Рерих старается показать истинную роль Духовной Культуры и осмыслить те искажения и перекосы, которые внесла современная цивилизация в жизнь человеческого общества. Он оставляет за Культурой приоритетную роль во всех областях человеческой деятельности и низводит капитал, торговлю, экономику в целом на второстепенный уровень, который не может быть господствующим в силу временности своего характера». Состояние Экономики было лишь следствием того положения Культуры, в которое ее поставила сама Цивилизация. Любое кризисное явление в современном мире связано с нарушением баланса на уровне «Культура — Цивилизация».

«...Думали, что материальный кризис мира можно разрешить материальными вычислениями, — писал Н.К. Рерих. — Но проказа зашла слишком далеко. Кризис мира вовсе не материальный, но именно духовный. Он может быть исцелен лишь духовным обновлением. Холодный язык мозга обманул счетчиков, и опять настоятельно требуется обратиться к тому вечному языку сердца, которым создавались эпохи расцвета» («Строение»).

В 20-30-е годы XX в., Н.К. Рерих наблюдал грандиозную экономическую катастрофу, охватившую капиталистический мир, и, может быть, лучше, чем кто-либо, понимал, что это был не экономический кризис, а духовный кризис буржуазной обескультуренной цивилизации. Также и сегодня перед WULV-ми кривыми мы рассуждаем о цивилизационном кризисе, порожденном миопией (с легкой руки Т. Левитта), близорукостью и «рентосоискательством» (геШзеек^) людей, краткосрочными эффектами при игнорировании долгосрочных, конечных итогов. Представляется, что культура способна выступить в качестве деструктивной силы. Так, социальный символизм потребления приводит к доминированию потребительства над ценностями...

Н.К. Рерих разделял идею новой, народной России, судьбы которой он связывал с Азией. В этом смысле Н.К. Рерих выражал национальную идею, русскую утопическую мечту о «Новой Стране» (представления староверов о Беловодье или легендарной стране Шамбале). Востоковедческие исследования, как правило, проходили на фоне соперничества мировых держав за сферы влияния в Центральной Азии, начатого в XIX в. борьбой царской России и Великобритании за Персию и Афганистан. Геополитические мотивы присутствовали у Рериха, так же как и у его предшественников: утопия Н.М. Пржевальского, который хотел присоединить Китай к России, или И.Ф. Бларамберга, предложившего завоевать Британскую Индию. Со временем Н. К. Рерих ищет сотрудничества с советской властью. В начале 1920-х гг. он отправляется в путешествие по Востоку. В программу его двух научно-художественных экспедиций, Тибетской (1925-1928) и Маньчжурской (1934-1936), включены проекты, связанные с созданием нового государственного образования на тер-

ритории Азиатской России и на территориях сопредельных с СССР государств, с новыми формами социального строительства под условными названиями «Священный Союз Востока», «Штаты Азии», «Новая Страна» на основе организации сети сельскохозяйственных кооперативов в Маньчжурии и Внутренней Монголии. Очевидно, что подобные проекты потенциально связаны с идеей создания монголо-сибирского государства в Центральной Азии, что, в свою очередь, могло бы иметь значительный экономический интерес для нашей страны.

Как ни оценивались бы основательность и релевантность политико-экономических взглядов Н.К. Рериха, в экономическом мышлении как таковом присутствует драйв общечеловеческого, выстраиваясь в «цепочку ценностей» — человек, культура, нравственность, духовность, экономика и хозяйство... В последние годы существенно увеличилось количество публикаций по проблемам выживаемости человечества, экологии, этики бизнеса, преступности, конфликтам и методам их разрешения. Экономические проблемы России, заявил Президент России Дмитрий Медведев, необходимо решать не только на основе прагматизма, но и при помощи установления связей между культурой, нравственностью и экономическим развитием (http ://lenta.ru/news/2010/05/26/nopragmatism/).

Все более значимыми становятся проблемы смысла, мотивов, целей экономической деятельности. Очевидно, что эти проблемы не могут быть решены в рамках только экономических наук, ибо, в конечном счете, смысл экономической деятельности определяется смыслом существования человека. Фундаментальную основу в этом отношении представляют труды С.Н. Булгакова, М. Вебера.

Примечательно, что становление классики экономического мышления взаимообусловлено духовно-нравственной проблематикой и отражается и в персональных интеллектуальных биографиях. А. Смит — автор «Теории нравственных чувств»; Дж. С. Милль — «Этики» и «Принципа утилитаризма». Маршалл (18421924) к экономической науке впервые обратился, исследуя проблемы этики и условия жизни общества, и рассчитывал на то, что настанет время, когда развитие экономического «рыцарства» приведет к улучшению общества.

Проблемы эгоизма и общественного блага имеют свою философско-экономическую представленную Бернардом де Мандевилем — автором сатиры «Басня о пчелах» с оговоркой «Пороки частных лиц — блага общества» (1714). Решением суда присяжных английского графства Мидлсекс 1723 г. басня была признана вредной. По-видимому, Адам Смит в этом вопросе последовал за Мандевилем.

Целая серия работ нобелиата г-на Беккера посвящена доказательству того, что модель «человека экономического» не связана жестко с одним определенным типом мотивации. В частности, в нее вполне вписывается альтруистическое поведение. Беккер сформулировал ставшую знаменитой «теорему о дурном ребенке» (заметим, не обязательно, студенте), раскрывающую роль альтруизма в семье. Она гласит, что если глава семьи (бенефактор) является альтруистом, то даже «дурной» ребенок (бенефициарий), движимый исключительно эгоистическими мотивами, все равно будет демонстрировать альтруистическое поведение. Говоря иначе, эгоист будет учитывать интересы других членов семьи и так же, как они, стремиться к максимизации выпуска потребительских благ, производимых семьей. (Конечно, альтруизм приводит к экономически эффективным результатам далеко не во всех ситуациях. Беккер подробно разбирает случаи, когда альтруизм оказывается неэффективен, а также рассматривает механизмы, могущие служить его заменой.) «Теорема о дурном ребенке» подводит также к предположению, что у альтруистов больше шансов на выживание в процессе естественного отбора.

Таким образом, обращение к творчеству Н.К. Рериха подводит к мысли, которую выразил Дж. Л. С. Шэкл: экономист должен быть «...математиком, философом, психологом, антропологом, историком, географом, специалистом в области политики, мастером литературного стиля, и притом еще человеком, знающим реальную жизнь, имеющим практический опыт в сфере бизнеса и финансов; он должен разбираться в проблемах государственного управления и хорошо знать четыре или пять языков» (Shackle G. L. S. Uncertainty in Economics. Cambridge, 1955. Р. 241). Кто-то против?..

В приводимый ниже список включена литература, отображающая вопросы нравственного воспитания в образовательной среде, моральный уровень общества, работы известных философов, экономистов, писателей, православных деятелей и, конечно, труды Н.К. Рериха.

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Под ред. и с предисл. А. А. Бодалева; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МО-ДЭК, 1996. 383 с.

2. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению ВПО № 030100 (Философия) / В.С. Барулин. М.: Акад. проект: Альма Матер, 2007. 494 с.

3. Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение / Гэри С. Беккер // Школьный экономический журнал. 1997. №8. С. 69-85.

4. Беккер Г.С. Экономический взгляд на жизнь. Лекция лауреата нобелевской премии в области экономических наук за 1992 г./ Гэри С. Беккер // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5: Экономика. 1993. № 3. С. 124-139.

5. Джордж Г. Избранные речи и статьи / Генри Джордж; пер. с англ. С.Д. Николаева. М.: Посредник, 1906. 454 с.

6. Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций: материалы Покров. чтений 2004-2005 гг. / Межвуз. ассоц. духов.-нравств. просвещения «Покров» науч. ред.: С. А. Гончаров, А. А. Корольков, Е.К. Веселова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 401 с.

7. Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций: духов.-нравств. культура как фактор безопасности рос. государства : материалы Покров. чтений 2006-2007 гг. / Межвуз. ассоц. духов.-нравств. просвещения «Покров».; редкол: В.В.Семикин и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 251 с.

8. Золотой век человечества. СПб.: Борей-Арт, 2004. 486 с.: ил. — В кн. дается представление о прошлом, настоящем и будущем человечества, об устройстве мира и цикле Мировой Драмы, о жизни, сознании, времени и вечности.

9. Костяев А. И. Цивилизационный процесс и патриотическое сознание в России: очерк новейшей историографии / А.И. Костяев. М.: URSS: ЛКИ, 2008. 245 с.

10. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность / Л.Д. Кудрявцев; редкол.: И.М. Макаров (пред.) и др.; Рос. акад. наук. М.: Наука, 2000. 64 с.

11. Лихачев Д. С. Письма о добром. СПб.: Рус.-Балт. информ. центр «Блиц», 1999. 190 с.

12. Лука (игумен). В поисках человека / игумен Лука. М.: РОССПЭН, 2006. 159 с.

13. Макинтайр А. После добродетели / Аласдер Макинтайр; пер. с англ. В.В. Целищева. М.: Акад. Проект; Деловая кн. , 2000. 382 с.

14. Мандевиль Б. Басня о пчелах, или Пороки частных лиц — блага для общества/ Бернард Мандевиль. М.: Наука, 2000. 291 с.

15. Милль ДЖ. С. О свободе / Джон Стюарт Милль; пер. с англ. М.И. Ловцовой. СПб.: Издание В.И. Гу-бинского, 1901. 237 с.

16. Молодежь. Общественная среда. Православие: информ.-аналит. обзор / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, С-Петерб. акад. упр. персоналом; сост. В.К. Потемкин, С.Г. Михайлов. СПб.: Инфо-да, 2008. 103 с.

17. Нравственное здоровье общества — основа выживания и развития: Материалы междунар. студенч. конф., Санкт-Петербург, 13-14 апр. 2000 г. / Ассоц. женщин с университет. образованием Санкт-Петербурга «Вера» и др.; науч. ред. О.П. Дроздова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 140 с.

18. Поликультурная среда современного студенчества: межэтнические отношения и толерантность: материалы междунар. науч.-практ. конф., 16 дек. 2009 г. / Федер. агентство по образованию, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов; под науч. ред. С.Б. Быстрянцева и А. Л. Тарасевича. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 199 с.

19. Ратцингер Й. Вера — Истина — Толерантность: христианство и мировые религии: / Йозеф (БенедиктХУ1) Ратцингер; пер. с нем. М.: Библейско-богослов. ин-т св. апостола Андрея, 2007. 376 с.

20. Рерих Н.К. Держава света / Николай Рерих. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. 844 с.

21. Рерих Н. К. О Вечном...: кн. о воспитании / сост., примеч. и словарь: Д.Н. Попов; авт. вступ. ст. Святослав Николаевич Рерих. М.: Политиздат, 1991. 462 с.

22. Рерих Н.К. Сердце Азии: путевые заметки / Н.К. Рерих. СПб: ЛО СФК, 1992. 87с.

23. Розанов В. В. Собрание сочинений. В мире неясного и нерешенного. Из восточ. мотивов / Общ. ред., сост. А.Н. Николюкин; коммент.: А.Н. Николюкин, С.Р. Федякин. М.: Республика, 1995. 462 с.

24. Роль образования в формировании установок толерантного сознания : материалы гор. науч.-практ. конф. / Мин-во образования и науки Рос. Федерации и др.; отв. ред. Н.В. Куприянова, С.Г. Неговская. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 272 с.

25. Сенека Л. А. Если хочешь быть свободным: кн. о воспитании / сост.: М.В. Легостаева. М.: Политиздат, 1992. 381с.

26. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность / Алла Сергеева. 4-е изд., испр. М.: Флинта; Наука, 2006. 314 с.

27. Смит А. Теория нравственных чувств / Адам Смит; авт. вступ. ст. Б.В. Мееровский; подгот. текста А.Ф. Грязнов. М.: Республика, 1997. 351 с.

28. Соловьев В. С. Оправдание добра / В.С. Соловьев; авт. вступ. ст. А.Н. Голубев, Л.В.Коновалова. М.: Республика, 1996. 479 с.

29. Субетто А. И. Введение в Неклассическое человековедение: I. Бессознательное. Архаика. Вера. II. Очерки Неклассического человековедения (основы и методы). III. Экономика, деньги, человек. IV. Неклассическое человековедение (программа) / Субетто А.И.; Петр. акад. наук и искусств и др. СПб.; Кострома, 2000. 457 с.

30. Тойнби А. Д. Избери жизнь: диалог Арнольда Дж. Тойнби и Дайсаку Икеды / пер. с англ. Ю.М. Кан-цура; сверка и доп. по изд. на яп. яз. Экуко Сайто-Бэнц. М.: Изд -во Моск. ун-та, 2007. 447 с.

31. Торо Г. Д. Высшие законы / Генри Торо; пер. с англ.; общ. ред., предисл., сост. Н.Е. Покровского. М.: Республика, 2001. 412 с.

32. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учеб. пособие / В.Н.Гуров и др. ; под общ. ред. В.Н. Гурова. М.: Пед. о-во России, 2004. 234 с.

33. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Френсис Фукуяма; пер. с англ. М.Б. Левина. М.: АСТ: Ермак, 2004. 588 с.

34. Шереги Ф. Э. Проблемы формирования толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным в образовательной среде: социол. анализ / Ф.Э. Шереги; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Центр социол. исслед. М.: Центр соц. прогнозирования, 2006. 87 с.

35. ШипиловА. В. «Свои», «чужие» и другие / А.В. Шипилов. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 568 с.

36. Яковлев И.А. История человечества: история отношений человека и природы как цивилизационный процесс / И.А. Яковлев. СПб.: Алетейя, 2006. 299 с.

А.К. Бондарев, кандидат философских наук, доцент МЭО;

И. В. Худякова, заведующая отделом библиотеки СПбГУЭФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.