Научная статья на тему 'Человеческий потенциал иммиграции из Азии в сибирь'

Человеческий потенциал иммиграции из Азии в сибирь Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИММИГРАЦИЯ / СТАТИСТИКА / МИГРАНТЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / HUMAN POTENTIAL / IMMIGRATION / STATISTICS / MIGRANTS / MIGRATION PROSPECTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соболева Светлана Владимировна

Доклад опирается на анализ официальной статистики и полевых опросных материалов. Она посвящена характеристике совокупности трудовых мигрантов, прибывающих в Сибирь из стран Средней и Юго-Восточной Азии. Автор выделяет ряд групп мигрантов, существенно различающихся по характеристикам человеческого капитала, миграционным и трудовым намерениям. В целом, по совокупности опрошенных иммигрантов было установлено, что 59,6 % из них намеренны продолжать работать в Россию. Анализируя миграционную перспективу в связи с перспективами устойчивого развития региона, авторы подчеркивают неоднозначность оценки человеческого капитала иностранных рабочих на сибирском рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соболева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN POTENTIAL CHARACTERISTICS OF IMMIGRATION TO SIBERIA FROM ASIA

The paper is based on the analysis of official statistics data and on fieldwork polling. It deals with total characteristics of labor migrants from Central and South-East Asia to Siberia. The author groups migrants according to their human characteristics, migration and labor intentions. Total poll results revealed that 59.6% of immigrants intend to keep on working in Russia. Analyzing migration prospects in the context of promising steady development of the region the authors highlight ambiguous human stock evaluation of foreign workers on Siberian labor market.

Текст научной работы на тему «Человеческий потенциал иммиграции из Азии в сибирь»

© 2009

С.В. Соболева

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИММИГРАЦИИ ИЗ АЗИИ

В СИБИРЬ

Доклад опирается на анализ официальной статистики и полевых опросных материалов. Она посвящена характеристике совокупности трудовых мигрантов, прибывающих в Сибирь из стран Средней и Юго-Восточной Азии. Автор выделяет ряд групп мигрантов, существенно различающихся по характеристикам человеческого капитала, миграционным и трудовым намерениям. В целом, по совокупности опрошенных иммигрантов было установлено, что 59,6 % из них намеренны продолжать работать в Россию. Анализируя миграционную перспективу в связи с перспективами устойчивого развития региона, авторы подчеркивают неоднозначность оценки человеческого капитала иностранных рабочих на сибирском рынке труда.

Ключевые слова: человеческий потенциал, иммиграция, статистика, мигранты, миграционная перспектива.

Сибирь, занимая пограничное положение по отношению к внешним рубежам России, по степени активности международной миграции занимает одно из ведущих мест в стране. К настоящему времени уже сформировались определенная практика расселения иммигрантов из стран Средней и Юго-Восточной Азии, а также практика экономической интеграции различных субъектов. Это привело, с одной стороны, к формированию новых элементов этносоциальной структуры, к созданию определенных ниш занятости на российском рынке труда, а с другой, — стало причиной трансформации качественных характеристик рабочей силы.

Совокупность трудовых мигрантов, прибывающих в Сибирь из ближнего и дальнего зарубежья, отнюдь не гомогенна. Выделенные группы мигрантов существенно различаются по отдельным характеристикам человеческого капитала, по своим миграционным и трудовым намерениям.

Среди трудовых мигрантов, прибывших в Сибирь из стран, доминируют лица, находящиеся в «активном» возрасте, то есть преимущественно до 30 лет. Заметны весьма существенные различия и в половой структуре трудовых мигрантов, подавляющее большинство мигрантов — это мужчины, доля женщин ничтожно мала.

В сибирские города мигранты в основном приехали из крупных городов, имеющих, как правило, высокий уровень безработицы. В особенности это касается иммигрантов из ближнего зарубежья. Доля сельского титульного населения в общей численности иммигрантов из государств Средней Азии (кроме Кыргызстана, где доля мигрантов из села составляет 48,3 %) низка.

Причинами приезда в Россию большинство мигрантов называют отсутствие работы и невозможность заработать (36,8 %), а также низкие заработки у себя

на родине (43,6 %), не позволяющие содержать свою многочисленную семью. Ответы на вопрос «Сколько человек проживает в Вашем домохозяйстве (объединенным единым бюджетом)?» показали, что наибольший средний размер домохозяйства у таджиков (7,3 чел) и узбеков (6,2 чел.), казахские домохозяйства в среднем состоят из 5,5 чел., киргизские — 4,8 чел. Средний размер домохозяйства по совокупности опрошенных составил 5,5 чел. При этом около 2/3 (68,5 %) люди семейные (замужем/женаты), остальные — холосты, вдовы или разведены.

Степень владения русским языком является важной социальной характеристикой мигрантов. Основной трудностью, с которой сталкиваются мигранты из дальнего зарубежья, является незнание русского языка. У мигрантов из Средней Азии таких проблем нет: 90,6 % опрошенных владеют русским языком свободно (пишут и говорят 55,7 %) или могут вполне сносно объясняться на русском языке. Особенно хорошо владеют русским языком мужчины среднего возраста, так как они, включая выходцев из сельской местности, проходили службу в Советской Армии на территории России. Обращает на себя внимание тот факт, что в семьях даже из сельской местности вторым языком общения часто является русский.

Образовательный уровень опрошенных мигрантов из Средней Азии достаточно высок: 21,7 % — имеют высшее и незаконченное высшее, 51,5 % — средне-специальное образование, остальные 26,8 % со средним образованием, преимущественно не ниже 10(11) классов. Уровень же образования мигрантов из дальнего зарубежья значительно ниже. Большинство приезжающих из стран Юго-Восточной Азии имеют средне специальное образование, также высока доля мигрантов, которые имеют лишь школьное образования.

Профессионально-квалификационный состав мигрантов в значительной мере отображает их образовательную структуру. Доля служащих среди них очень мала. На территории Сибири работают единицы высококвалифицированных специалистов и управленческих работников, занимавшие до переселения рабочие места, требующие высшего образования. Среди трудовых мигрантов более распространены неквалифицированные рабочие (разнорабочие) и специалисты средней квалификации. Но, несмотря на это, на сегодняшний день существует проблема несоответствия труда основной профессии и уровню квалификации трудового мигранта. Большая часть трудоустроенных мигрантов работают не по специальности, их знания и опыт редко принимаются во внимание работодателями. Чаще всех находят работу, близкую к своей основной специальности, представители аграрных, строительных профессий, а также работники сферы общественного питания.

Подавляющему большинству мигрантов удалось существенно улучшить свое положение, и они не жалеют о том, что стали работать на выезде, хотя очень часто и не по специальности, и намерены продолжать делать это в дальнейшем.

Среди нематериальных достижений опрошенные называют, прежде всего: приобретенный опыт, новую специальность, а также установление деловых связей. В качестве негативных последствий работы на выезде респонденты называют: подорванное здоровье (19,6 %), недостаток времени, уделяемого семье (34,5 %) и тоску по Родине (43,8 %). Это характерно, прежде всего, для респон-

дентов среднего и старшего возрастов, молодежь же не видит никаких потерь, ставших следствием работы на выезде.

Характеристики занятости иммигрантов. Среди всех возможных каналов трудоустройства, наиболее популярным (74,7 % опрошенных воспользовались именно им) является поиск работы через родных и знакомых. Родственники и семья часто являются и помощниками в работе, ведь 63,4 % опрошенных приехали в Россию с семьей, ее частью или с другими родственниками. Особенно такой семейный бизнес характерен для «челноков» и торговцев из Средней Азии.

Как показывают данные опроса самих мигрантов, они заняты преимущественно в торговле, строительстве, в промышленности, гораздо менее распространена трудовая деятельность в сельскохозяйственных отраслях и в сфере обслуживания (табл.1).

Таблица 1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОПРОШЕННЫХ ИММИГРАНТОВ ПО ОТРАСЛЯМ

Отрасль занятости: % опрошенных

1. промышленность 12,6

2. сельское хозяйство 10,0

3. торговля 32,1

4. общепит 5,2

5. сфера услуг 4,3

6. строительство 35,9

Всего: 100,0

Такое распределение приблизительно совпадает с отраслевым делением использования иностранной рабочей силы по ряду областей Сибирского федерального округа.

За время работы иммигрантов в городах Сибири в последние годы вырисовываются определенные «трудовые ниши», которые занимают мигранты разных национальностей на сибирском рынке труда. И если строительно-ремонтные работы и торговля, те виды трудовой деятельности, которые пользуются спросом среди мигрантов всех национальностей, то общественное питание интересует китайцев, корейцев и узбеков, а сельскохозяйственная деятельность (овощеводство) — китайцев и узбеков (табл. 2).

Таблица 2

ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ НАИБОЛЬШЕЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ СРЕДИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

Национальности Виды трудовой деятельности

1. Китайцы Общественное питание, строительно-ремонтные работы, предпринимательская деятельность, торговля, сельское хозяйство (овощеводство), разнорабочие

2. Вьетнамцы, казахи Строительно-ремонтные работы, торговля

3. Корейцы Строительно-ремонтные работы, торговля, общественное питание

Окончание табл. 2

Национальности Виды трудовой деятельности

4. Узбеки Строительно-ремонтные работы, сельское хозяйство, торговля, общественное питание, разнорабочие

5. Кыргызы, таджики Строительно-ремонтные работы, торговля, разнорабочие

Трудовая деятельность мигрантов имеет определенные показатели эффективности. Рассматривая субъективные «результативные» оценки, даваемые самими мигрантами, мы можем в некоторой степени оценивать и ранжировать их позиции на рынке труда по критерии выгодности или результативности использования их человеческого капитала.

Наиболее выгодную позицию (насколько можно судить на основании рассмотрения лишь субъективных оценок) занимают самостоятельные коммерсанты, которые уже достаточно хорошо закрепились и адаптировались на территории России (ранее было выяснено, что именно эта группа имеет самую большую продолжительность работы на выезде). Представители этой группы наиболее удовлетворены своими заработками; среди них наиболее велика оценка изменения своего материального положения в сторону улучшения.

На втором месте находятся нанятые хозяином работники промышленности, сельского хозяйства и общепита. Среди них выше всего доля тех, кто не жалеет о том, что стал работать на выезде; и нет ни одного человека, который бы заявил, что недоволен своей работой. Если учесть, что именно в этой группе наиболее высока доля женщин, то в качестве объяснения такого ответа можно привести слова одной из респонденток — гражданки Таджикистана: «Я привыкла работать везде». Можно предположить, что эту группу составляют наименее требовательные респонденты, как правило, женщины Средней Азии, которые на своей родине практически не могут надеяться на какие-либо заработки.

Что касается работников семейного торгового бизнеса (проще говоря, мигрантов-торговцев, которые действуют под руководством какого-либо своего родственника), то сравнительно высокую долю давших пессимистические оценки можно, вероятно, связать с тем, что эту группу составляют наименее опытные мигранты (наименьшая продолжительность работы на выезде была характерна именно для них), которым еще предстоит адаптироваться на новой территории.

Запросы руководителей торговых фирм, напротив, весьма высоки: хотя они вполне удовлетворены работой (87,7 % — что выше, чем во всех других группах) и отмечают изменение своего положения в лучшую сторону, больше половины из них не удовлетворены заработком. При этом большинство (53,4 %) из них заявляют, что их устроил бы заработок в размере около 15 тыс. руб. и еще 14 % говорят о заработке, превышающем эту сумму.

Сезонные строители, шабашники, нелегально находящиеся на территории въезда в бесправном положении, полностью зависят от хозяина. Чаще всего они имеют ненормированный рабочий день, равный световому дню, живут непосредственно на месте работы и вообще вынуждены скрываться.

Оценка трудовых и миграционных перспектив является важным критерием типологизации иммигрантов. То, как видят свое будущее сегодняшние трудовые мигранты, в какой мере они связывают это будущее с Россией, является ха-

рактеристикой занимаемых ими позиций (в том числе — на рынке труда) в настоящем. В исследованиях, посвященных рассмотрению подобных вопросов, высказываются предположения относительно «временной психологии проживания», «отложенной жизни» на территории въезда, т.е. о том, что трудовые мигранты рассматривают российские территории исключительно как место добывания денег. В целом по совокупности опрошенных иммигрантов из стран Азии в СФО были получены следующие результаты: 59,6 % опрошенных заявляют, что намеренны и дальше продолжать работать в России (при 14 % намеренных в ближайшее время прекратить такую работу и 23,8 % «еще не знающих» или сомневающихся).

Ответы «буду здесь работать всегда» — единичны. Однако ряд иммигрантов, в том числе, приехавшие из дальнего зарубежья (китайцы, вьетнамцы), рассматривают свою работу и уровень оплаты труда, как вполне их устраивающие, поэтому они намерены продолжать заниматься работой в России; некоторые хотели бы в России остаться навсегда и получить российское гражданство. Получение гражданства открывает, как им представляется, большие возможности для приобретения работы по специальности, открытие собственного дела, обеспечивает более высокий уровень заработков и повышения благосостояния. Большинство же опрошенных иммигрантов из ближнего зарубежья на вопрос: «Готовы ли Вы остаться здесь насовсем?» отвечают отрицательно. Многих не устраивает климат: слишком холодно. Они приехали сюда только заработать, и как только для них появится работа на родине с удовлетворяющей их зарплатой, они вернутся туда, т.к. «тоскуют по ней» (43,8 %), недостаточно времени уделяется семье (34,5 %), подорвано здоровье (19,6 %).

В целом, анализируя миграционную перспективу в связи с перспективами устойчивого развития региона, следует подчеркнуть неоднозначность оценки человеческого капитала иностранных рабочих на сибирском рынке труда.

HUMAN POTENTIAL CHARACTERISTICS OF IMMIGRATION TO SIBERIA

FROM ASIA

S.V. Sobolyeva

The paper is based on the analysis of official statistics data and on fieldwork polling. It deals with total characteristics of labor migrants from Central and South-East Asia to Siberia. The author groups migrants according to their human characteristics, migration and labor intentions. Total poll results revealed that 59.6% of immigrants intend to keep on working in Russia. Analyzing migration prospects in the context of promising steady development of the region the authors highlight ambiguous human stock evaluation of foreign workers on Siberian labor market.

Key words: human potential, immigration, statistics, migrants, migration prospects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.