Научная статья на тему 'Человеческий капитал в современном обществе'

Человеческий капитал в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1376
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ / HUMAN CAPITAL / INTELLECTUALIZATION / TURNING THE WORKING FORCE INTO HUMAN CAPITAL / SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT FACTORS / INTELLECTUAL CAPITAL / THEORY OF HUMAN CAPITAL / PROCESS OF COGNITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зулпуев А.М., Примов Э.Б.

В современных условиях человеческий капитал признается главным богатством общества и одним из главных факторов экономического роста, так как именно человеческому капиталу принадлежит способность создавать новую.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the modern world the human capital is considered to be the main wealth of the society and one of the principal factors of economic growth, as it is the human capital that is able to make the new cost.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал в современном обществе»

развитие региона, для того, чтобы создать благоприятный деловой климат в регионе с точки зрения привлечения инвестиций, сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях. Но следует помнить, что только долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона позволяет эффективно и согласованно применять совокупность организационных, правовых, финансовых механизмов управления территорией.

Список литературы

1. Дьяченко С.А. Использование математических пакетов прикладных программ специалистами управленческой сферы образования // Телекоммуникации и информатизация образования. 2006. № 6. С.3-6.

2. Дьяченко С.А. Методические аспекты использования компетентностного подхода при изучении математического моделирования будущими специалистами сферы управления // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. № 4, Т. 19. С. 80-83.

3. Пахомова А.И., Черняева Р.В. Адаптация современного города к вызовам новой экономики. - Пенза, 2014. - 194 с.

4. Пахомова А.И. Современные подходы к проблеме кризиса городов // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5. С. 20.

5. Проваленова Н.В. Становление российского рынка жилищно-коммунальных услуг и этапы его формирования // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 85-91.

6. Яковенко Н.В., Шилов Ю.М. Модель развития агротуризма -«Малое семейное хозяйство» // Экономика. Управление. Право. 2010. № 5. С. 35-37.

Зулпуев А.М., Примов Э.Б.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Баткенский государственный университет

Ключевые слова: человеческий капитал, интеллектуализация, интеллектуальный капитал, теория человеческого капитала, процесс познания.

Аннотация: В современных условиях человеческий капитал признается главным богатством общества и одним из главных

факторов экономического роста, так как именно человеческому капиталу принадлежит способность создавать новую.

Key words: human capital, intellectualization, turning the working force into human capital, social-economic development factors, intellectual capital, theory of human capital, process of cognition.

Abstract: In the modern world the human capital is considered to be the main wealth of the society and one of the principal factors of economic growth, as it is the human capital that is able to make the new cost.

Возрастающее значение человеческого капитала связано с усилением роли образования в экономическом развитии и серьезными изменениями во взаимодействии факторов производства. Превращение человеческого фактора в ведущую и определяющую производительную силу по отношению к вещественному фактору происходит с середины 20 века, еще и потому, что уменьшился разрыв в количестве лет, необходимых для смены технологий и подготовки кадров для них. Раньше радикальные технические изменения в общественном производстве происходили примерно через 35-40 лет, а потому знаний, полученных в вузах, было вполне достаточно для дальнейшей трудовой жизни специалиста и для обучения было достаточно 6-8 лет.

В современных условиях средний период обновления техники и технологий сократился до 4-5 лет, а в наиболее развитых отраслях - до 2-3 лет, причем необходимость обновления обусловлена не столько физическим, сколько моральным старением, а сроки подготовки квалифицированных работников возросли до 12-14 и больше лет.

В 19 веке - первой половины 20 веков от подавляющего числа профессионалов требовалось, прежде всего, прочно усвоить строго определенный круг знаний, навыков и умений, четко исполнять свои обязанности в соответствии со строго определенными правилами. Но в условиях современного производства его эффективность в значительной степени зависит от инициативы и творческого отношения к делу всех его участников - рабочих, инженеров, менеджеров.

Каждый, из них, должен не только выступать квалифицированным пользователем, непрерывно обновляющихся и совершенствующихся технических устройств и технологий, но и участвовать в их совершенствовании, искать принципиально новые, все более плодотворные технические, организационные, экономические и социальные решения.

К числу важнейших современных экономических закономерностей, свойственных большинству стран, относится интеллектуализация жизнедеятельности. Этот процесс проявляется двояко: с одной стороны, возрастает роль таких отраслей социальной сферы, как образование и наука, с другой - наблюдается усиление интеллектуальной составляющей внутри других отраслей хозяйства. Обе тенденции способствуют формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного и духовного потенциала общества и являются важнейшими факторами социально-экономического развития.

Ранее, в 70-х годах, в мире между национальными экономиками началась борьба за квалифицированную рабочую силу. Предпосылкой послужило первую очередь развитие средств производства и появление первых, еще отдаленных, признаков постиндустриального общества. Развитие техники и технологии, новая волна НТР заставили обратить внимание на процесс превращения рабочей силы в человеческий капитал.

В основе этого процесса лежит не просто необходимость использовать квалифицированных рабочих, для обслуживания новейших средства производства. Способность этой самой силы мыслить и производить силой своего интеллекта специфические продукты - интеллектуальные, а также увеличивая багаж собственных знаний и навыков, грамотно управлять новейшими средствами производства, участвуя, таким образом, в производстве добавленной стоимости.

Эти и подобные факторы, включая интеллектуализацию и информатизацию производственного процесса, и обусловили появление нового термина - «интеллектуальный капитал».

Большим заблуждением является рассмотрение человеческого капитала как качества рабочей силы, основанного только на образовании или профессиональной подготовке. Истории известно немало примеров, когда нехватка образования компенсировалось другими, более развитыми свойствами рабочей силы, ставя их обладателя в ряды носителей интеллектуального капитала. Так, согласно официальной статистике, восемь из десяти самых богатых предпринимателей в США не имеют высшего образования.

Интеллектуальным капиталом в современных условиях могут обладать люди любых профессий, способные к творческому мышлению, неординарным поступкам и действиям. Но посвятить себя научной или какой-либо другой интеллектуальной деятельности они решают только тогда, когда могут ожидать от этого как денежной, так

и морально-психологической выгоды, превосходящей выгоды простых носителей рабочей силы.

Носителями интеллектуального капитала можно назвать профессионалов, наделенных уникальными и трудно заменимыми способностями.

Вместе с тем, как человек превращается из простого квалифицированного работника в «творческую единицу», а процесс труда заменяется творчеством, происходит переориентация потребностей в сторону приоритета нематериальных потребностей над материальными. В условиях сохранения и повышения уровня материальных потребностей многие из них приобретают новые качественные характеристики.

Для высокообразованного носителя интеллектуального капитала на первый план выходит не просто процесс удовлетворения той или иной материальной потребности, а качество (уровень) ее удовлетворения. Практически весь спектр потребностей - от продуктов питания и одежды до получения образования и медицинского обслуживания -наполняются новым смыслом. В современном обществе делается выбор в пользу полезных качественных факторов.

Новая экономика, выводящая на передний план работника творческого, определяет круг потребностей как материальных, так и нематериальных. Однако существенным отличием от работника традиционной экономики, область удовлетворения потребностей которого лежит вне сферы производства, является то, что работник творческого типа ищет удовлетворение своих нематериальных потребностей в первую очередь в сфере приложения своих профессиональных обязанностей.

Во многом этот процесс обусловлен тем, что в постиндустриальной экономике процесс производство знаний и информации тесно смыкается с процессом их потребления. Отсюда и возникают новые виды нематериальных потребностей и, соответственно, новые области их удовлетворения.

На первый план для творческого человека выходят:

- собственная самореализация;

- процесс познания;

- творчество как потребность.

Человек, занимающийся творчеством, находит удовлетворение в самом процессе творчества, получает независимость от общества, а его труд приобретает индивидуальный характер. Поэтому творчество как способ участия человека в процессе производства уже само по себе

является своего рода результатом и удовлетворением его потребностей.

Следует заметить, что интеллектуальный капитал как экономическая категория может существовать только в рыночной экономике, когда способность к труду выступает в качестве товара. В то же время в условиях рынка неравенство людей по уровню их интеллектуальных способностей возрастает особенно резко.

Рабочая сила в виде обычной, массовой способности к труду, имея товарную форму и являясь объектом аренды, не является капиталом ни интеллектуальным, ни каким-либо другим. Чтобы превратиться в капитал для собственника рабочей силы, включиться в капитал, быть инвестированным, необходимо, чтобы способность к труду обладала потребительной стоимостью для покупателя. Эта уникальная способность выступать форме интеллектуального капитала принадлежит только интеллектуальной собственности индивида, так как только она обладает дополнительной потребительной стоимостью в глазах предпринимателя. Лишь она обогащает наемного работника, путем превращения его во владельца капитала. И только она способна сделать труд наемного работника свободным от эксплуатации, в силу того, что владелец капитала в форме интеллектуальной собственности является равноправным участником производственного процесса, определяя условия сдачи в аренду своего интеллектуального капитала.

Помимо этого, чтобы существовать как капитал, интеллектуальная собственность должна осуществлять непрерывное движение, формирование, использование, обновление. А для этого требуется совокупность всех факторов производства, порой очень дорогостоящих, возможность реализовать созданный продукт, в том числе и научный. Но для этого необходимы инвестиции. Общественные составляющие интеллектуального капитала (профессиональные знания, умения и знания, опыт и мастерство, творческий потенциал) приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций в человека.

Инвестирование - необходимое условие производства интеллектуального капитала, но еще не само производство, которое осуществляется в процессе деятельности, где владелец капитала выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия.

Для формирования и развития творческих способностей личности недостаточно одних лишь инвестиций. Этот процесс предлагает не просто вложение средств и ресурсов, а осознанную и

целенаправленную деятельность самого носителя этих качеств и всего общества.

Интеллектуальный капитал создается в общественном секторе экономики, а также в личном, причем затраты труда по саморазвитию и самосовершенствованию играют в том процессе решающую роль. Затем эти затраты непременно включается в общественные затраты как движение всего воспроизводственного процесса, в силу того, что накопленный запас знаний, умений и иных производственных качеств человека может быть реализован и получить оценку только в обществе посредством активной деятельности их обладателя.

Инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и, тем самым, производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы или издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем.

К основным видам инвестиций в человека относятся вложения в систему здравоохранения, воспитание детей и уход за ними, образование, подготовку на производстве, поиск информации о ценах и заработной плате.

Данные вложения может осуществлять общество (государство), отдельные фирмы и непосредственно сам индивид.

Несомненно, государство играет огромную роль в данной области, ведь именно государство в состоянии активизировать вложения в человека путем воздействия на цену используемых ресурсов.

Но в современных условиях значительно возрастает роль отдельных компаний в создании интеллектуального капитала. Зачастую именно они выступают в качестве самых эффективных производителей данного капитала, так как владеют условиями, при которых может быть дана подготовка персонала, соответствующая текущим потребностям и, помимо этого, еще обладают информацией о наиболее перспективных направлениях в обучении, создают возможность осуществлять производственную подготовку.

Однако для фирм характерен прагматичный подход, который состоит в том, что компании делают инвестиции до тех пор, пока они приносят чистый доход в расчете на ближайший период, обычно - на срок контракта. И всегда существует опасность потери высококвалифицированного сотрудника.

Опыт развитых стран показывает неуклонный рост инвестиций компаний в своих сотрудников. Теория человеческого капитала

придерживается следующего утверждения: рост предельной полезности работника после обучения, обеспечивая рентабельность предприятия, должен превышать рост его предельной заработной платы, но последняя должна превышать доходы, которые он мог бы получать на других предприятиях.

Это позволяет создать условия, при которых работников заботит не только их собственное материальное благополучие, но и успех всего предприятия.

Фирма, инвестируя в своих сотрудников, стремится активизировать их трудовую отдачу, повысив производительность труда, сократив потери рабочего времени и, тем самым, укрепив свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, направляются на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство спортивных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.п.

Так уже в 2000 году средние затраты американских компаний на цели охраны здоровья сотрудников составили 13,6 % фонда заработной платы (это примерно 1,6 тыс. долларов на одного работника в год).

Таким образом, мы приходим к выводу, что модель инвестиций фирмы в формирование интеллектуального капитала предполагает, что существует два периода:

а) первый, когда осуществляются инвестиции в обучение,

б) второй, когда обучение начинает приносить отдачу.

Частные, индивидуальные инвестиции индивидов в самих себя так же играют значительную роль в формированию интеллектуального капитала. Специфика природы интеллектуального капитала состоит в том, что он неразрывно слит с живой личностью человека и не может быть произведен без активных усилий самого индивида, без его творческой деятельности.

В условиях интеллектуализации жизнедеятельности возникают новые обстоятельства, которые требуют поиска дополнительных источников вложения в интеллектуальный капитал на должном уровне. Появились потребности в частном финансировании этих процессов. С другой стороны, в условиях рынка существует проблема неравенства доходов и уровня потребления, следовательно, частное инвестирование доступно не для всех членов общества.

Это требует поиска оптимального соотношения государственного, фирменного и частного финансирования, а также дифференциации

вложений в интеллектуальный капитал с учетом способностей и степени мотивации индивида.

Список литературы

1. Зулпуев А.М., Примов Э.Б., Балтабаев А.Г. Финансовое состояние как фактор кредитоспособности предприятия // Территория науки. 2015. № 3. С. 98-103.

2. Кузьменко Н.И., Райымбаев Ч.К. Значение маркетинга в различных сферах экономики в современных условиях хозяйствования // Синергия. 2016. № 5. С. 34-40.

3. Николенко П.Г., Терехов А.М., Терехова А.В., Попова И.Ю. Формирование кадровой инфраструктуры в сфере сервиса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 1018-1027.

4. Терехов А.М. Качество и безопасность услуг в сфере гостиничного сервиса // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 48. С. 150-153.

5. Храпунова Е.П., Марков А.В. Проблемы современной системы управления персоналом и оценки кадрового потенциала предприятия // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. 2015. № 1 (17). С. 67-73.

6. Ярабаева Т.А., Марков А.В. Социальная ответственность современного бизнес-сообщества // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. Научно-аналитический журнал. Чебоксары. 2014. № 2. С.67-75.

Лозовая И.В.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: мотивация, стимулирование, нематериальные стимулы, экономическое стимулирование, эффективность персонала.

Аннотация: В данном материале исследуется эффективность экономической мотивации и персонала.

Keywords: motivation, stimulation, intangible incentives, economic incentives, the efficiency of the staff.

Abstract: In this article we investigate the effectiveness of economic incentives and staff.

В настоящее время кадровые управленцы для повышения эффективности деятельности персонала осваивают новые рычаги стимулирования. Применяются не только классическое экономическое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.