Научная статья на тему 'Человеческий капитал в Донецкой народной Республике: проблемы и возможности воспроизводства'

Человеческий капитал в Донецкой народной Республике: проблемы и возможности воспроизводства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОСПРОИЗВОДСТВО / РЫНОК ТРУДА / РЫНОКОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КРЕАТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / HUMAN POTENTIAL / REPRODUCTION / LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенко М.В., Коваленко В.П., Савченко И.В.

Рассмотрены актуальные проблемы в сфере воспроизводства человеческого капитала в Донецкой Народной Республике и пути их решения, основными из которых являются использование потенциалов рынка труда и рынка образовательных услуг в их взаимодействии. Представлена авторская модель трансформации человеческого капитала, показана роль компетентстногоподхода как основополагающего для обеспечения воспроизводства человеческого капитала с учетом современных социально-экономических трендов, а также приоритетов государственного развития ДНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The human capital assets in the Donetsk People's Republic: problems and reproduction possibilities

The article discusses current problems in the field of the human capital reproduction in the Donetsk People’s Republic and the ways to solve them, the main of which is to use the potential of the labour market and educational services market in their interaction. The authors present a model of the human capital transformation, demonstrate the role of the competence approach as a fundamental for ensuring the human capital reproduction, taking into account current social and economic trends, as well as the priorities of the state development of the DPR.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал в Донецкой народной Республике: проблемы и возможности воспроизводства»

УДК 331.101.262:65.240.5:37.046(477.62)

М.В. БОРИСЕНКО, канд. экон. наук, заведующая отделом социально-экономических исследований, В.П. КОВАЛЕНКО, канд. экон. наук гос. упр., ведущий научный сотрудник, И.В. САВЧЕНКО, канд. экон. наук, старший научный сотрудник

ГУ «Институт экономических исследований», Донецк, ДНР

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА

Рассмотрены актуальные проблемы в сфере воспроизводства человеческого капитала в Донецкой Народной Республике и пути их решения, основными из которых являются использование потенциалов рынка труда и рынка образовательных услуг в их взаимодействии. Представлена авторская модель трансформации человеческого капитала, показана роль компе-тентстного подхода как основополагающего для обеспечения воспроизводства человеческого капитала с учетом современных социально-экономических трендов, а также приоритетов государственного развития ДНР.

Ключевые слова: человеческий капитал, человеческий потенциал, воспроизводство, рынок труда, рынок образовательных услуг, креативный человеческий капитал.

Borisenko M.V., Kovalenko V.P., Savchenko I.V. The human capital assets in the Donetsk People's Republic: problems and reproduction possibilities.

The article discusses current problems in the field of the human capital reproduction in the Donetsk People's Republic and the ways to solve them, the main of which is to use the potential of the labour market and

educational services market in their interaction. The authors present a model of the human capital transformation, demonstrate the role of the competence approach as a fundamental for ensuring the human capital reproduction, taking into account current social and economic trends, as well as the priorities of the state development of the DPR.

Keywords: human capital, human potential, reproduction, labour market, educational services market, creative human capital.

Стратегическим ресурсом развития экономики в постиндустриальном обществе признан человеческий капитал (ЧК). В мировом масштабе его воспроизводство находится в фокусе внимания правительств и обеспечивается высокими инвестициями. Накопление ЧК осуществляется в том числе с использованием потенциала «чужих» специалистов, привлекаемых из других государств.

При этом государства-реципиенты не только укрепляют свой общий ЧК, но и экономят на профессиональной подготовке, поскольку получают уже обученных специалистов и эффективных ученых. Такая практика существенно снижает ЧК стран-доноров.

© М.В. Борисенко, В.П. Коваленко, И.В. Савченко, 2019

В особой ситуации находятся государства с неопределенным статусом, к которым, в частности, относится Донецкая Народная Республика. Для нее одним из последствий такой неопределенности является угроза утраты ЧК по причине оттока высококвалифицированных специалистов и талантливой молодежи.

В условиях становления государственности, в свете нацеленности на социально-экономическое развитие в ДНР начала формироваться позиция правительства относительно приоритетности воспроизводства ЧК.

Поэтому в государственной политике проблемы образования и профессиональной реализации становятся первоочередными. Это обусловливает необходимость всемерного обеспечения стратегического уровня взаимодействия рынка труда (РТ) и рынка образовательных услуг (РОТ), повышения их респонсивно-сти относительно глобальных технологических, демографических, геополитических трендов воспроизводства ЧК, учета опыта стран-лидеров, активно трансформирующих свои образовательные системы. Такое взаимодействие в конечном счете должно быть направлено на создание специфического продукта - ЧК нового качества.

Теоретическое осмысление проблемы ЧК показывает, что в современной науке сосуществуют самые разнообразные трактовки понятия «человеческий капитал». Можно выделить две основные традиции рассмотрения указанного понятия, основу которых заложили зарубежные ученые. Так, Г. Беккер, Т. Шульц, Д. Минцер считаются основоположниками первой, признанной классической традиции. В ее русле знания работника определяются как один из основных активов, а для экономической сферы выступают важнейшим фактором производства. Эта традиция появилась в период поздне-индустриальной экономики.

Согласно второй традиции, возникшей уже в условиях постиндустриальной экономики, понятие «человеческий капитал» рассматривается и трактуется значительно шире. ЧК определяют как производительные способности и силы человека, проявляющиеся в процесс труда и формирующиеся в результате инвестиций в систему образования и здравоохранения, направленных на поддержание его интеллектуального и физического развития. Так, российские исследователи рассматривают ЧК как определенный запас знаний, мотиваций и способностей, присущих человеку, требующих затрат на текущее потребление и поддержание его в должном состоянии. Вместе с тем признается, что ЧК является также источником доходов и заработной платы [1]. В целом концепции, опирающиеся на эту научную традицию, являются теоретическим базисом для разработки программ развития занятости населения, образования, здравоохранения.

В рамках социологического подхода к ЧК индивидуальный работник определяется как личность, наделенная качествами, которые способствуют производительности труда - отношением к труду, творческим потенциалом, духовностью.

В настоящее время наряду с научной категорией «человеческий капитал» широко используется категория «человеческий потенциал» (ЧП). Она определяется как запас знаний, способностей, умений и навыков, культуры, нравственности, здоровья, способный капитализироваться при определенных условиях [2]. При этом многообразие и отчасти синонимичность указанных категорий существенно затрудняют их интерпретацию и использование. Также не вполне ясным остается вопрос о конвертируемости ЧП в ЧК и факторах, влияющих на указанный процесс в реалиях конкретного государства.

С учетом изложенного, заявленная для рассмотрения проблема представ-

ляется актуальной для развития теории и практики воспроизводства ЧК в условиях современной экономики.

Целью статьи является рассмотрение проблем и возможностей обеспечения воспроизводства ЧК с учетом особенностей и приоритетов социально-экономического развития ДНР.

В данном исследовании под ЧК понимается сформированный в результате инвестиций и накопленный индивидом запас знаний, умений, навыков, компетенций, которые при эффективном использовании генерируют новую стоимость и поток доходов. Это предполагает возможность преобразования ЧП в ЧК в его реальном выражении при наличии определенных условий. Создание условий для превращения ЧП в ЧК является важным, поскольку такой переход позволяет получать доход индивиду и обществу в целом.

В движении ЧК можно выделить два периода: инвестиционный (происходит формирование ЧК) и его производительного использования [3].

В инвестиционный период используются в основном средства государства, а инвестиции предприятий и домохо-зяйств являются незначительными. При этом в качестве важнейшего фактора развития ЧК выступает образование. Современные исследования, проведенные в России, показывают, что шансы человека на получение качественного образования связаны с культурной преемственностью в его семье, культурным и образовательным статусом предшествующих поколений. Этот эффект более значим, чем эффект материального положения [4].

Представляется, что выявленные эмпирические закономерности с большой долей вероятности применимы для оценки демографических факторов воспроизводства ЧК и в ДНР, поскольку Донбасс как южнорусский регион евразийской геополитической платформы всегда

находился в общем с Россией потоке культурноисторического развития.

Первоначально интенсивное накопление запаса знаний, способностей, умений и навыков, компетенций происходит в системе образования в виде ЧП. Его качество как основы ЧК находится в прямой зависимости от качества образовательных услуг, продвижение которых на основе экономического закона спроса и предложения осуществляется от производителя к потребителю (индивиду, бизнесу, государству) РОУ.

Основной вклад в развитие ЧП относительно профессиональной подготовки вносит профессиональное образование. В Законе ДНР «Об образовании» оно определяется как вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенного уровня и объема, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретной профессии или специальности

[5].

В современных социально-экономических условиях представляется объективно важным формирование креативного ЧП как основы креативного ЧК. На уровне субъекта труда его наличие дает существенные преимущества. В частности, это проявляется в возможности высокой занятости и профессиональной активности; доступе к высококвалифицированным рабочим местам, привлекательным по содержанию деятельности и уровню заработной платы; территориальной и профессиональной мобильности. В результате снижаются риски в сфере занятости, повышаются адаптационные возможности человека в условиях перемен.

Важнейшим результирующим показателем качества образования является уровень конкурентоспособности выпуск-

ника, обеспечивающий его востребованность на РТ. Это в решающей степени влияет на доступ человека к занятости и на ее стабильность, что рассматривается как основное условие для преобразования ЧП в ЧК [6].

Конкурентоспособность выпускников указывает на степень полезности качественных характеристик ЧП для нанимателя. Она также позволяет специалисту успешно позиционировать себя на рынке рабочей силы (РРС), претендовать на качественные рабочие места, выдерживать конкуренцию с другими соискателями. Наем конкурентоспособных специалистов дает основания работодателю считать себя потенциальным выгодоприобретателем.

На воспроизводство ЧК работают РОУ и РТ как взаимосвязанные и взаимообусловленные факторы его развития. В процесс согласованного функционирования рынков создаются условия для лучшего использования человеческих способностей, накапливания актуальных знаний, умений, навыков, опыта, что позволяет получить новое качество этих компонентов в их единстве - компетенции как основу ЧК.

В реальной практике представители РТ оценивают «качество соответствия», т.е. степень воплощения задекларированных на «входе» параметров в результатах, представленных на «выходе». В современном научном дискурсе применительно к качеству образования исследователи достаточно часто используют оценочные суждения, которые указывают на определенную его условность, видимость, иллюзорность. Так, А. Аузан считает, что система образования «как бы обеспечивает (а на самом деле не обеспечивает)» производство ЧК [7]. В этой же связи А. Рутке-вич образовательные блага называет «сомнительными», указывает на фиктивность высшего образования, наличие в

системе образования псевдоуниверситетов [8].

Логично предположить, что на «выходе» из системы образования работодатель, государство, общество получают результат, не в полной мере соответствующий существующим потребностям, а оценка вероятностного качества образовательных услуг на РТ осуществляется по меркам производственной реальности.

На сегодняшний день качество услуг, предоставляемых РОУ, по мнению экспертов, не соответствует потребностям современной экономики, поскольку не обеспечивает спрос на высококачественный человеческий потенциал. При этом система образования «не слышит» бизнес, а работодатели указывают на недостаточность развития компетенций соискателей рабочих мест. Так, в России уровень подготовки в ВУЗах оценивается как средний или низкий [7].

Это обусловило повышение интереса к использованию компетентностного подхода в воспроизводстве ЧК, т.к. доминировавший ранее квалификационный себя исчерпал, поскольку был ориентирован на обеспечение базы профессиональных знаний, которыми специалист мог пользоваться в течение всей профессиональной жизни.

Компетентностный подход предполагает динамику знаний, умений, навыков, опыта, условий их применения, что соответствует современным представлениям о развитии профессионализма человека. Потенциал компетентностного подхода позволяет определить пул востребованных РТ компетенций, систематизировать их в соответствующие «пучки» и на этой основе производить расчет уровня конкурентоспособности конкретного выпускника образовательной программы.

Теоретическое осмысление термина «компетентность» дает возможность сделать определенные обобщения.

Во-первых, компетентность предусматривает постоянное обновление знаний, овладение новой информацией для успешного применения в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями.

Во-вторых, компетентность - это не только владение знаниями, но потенциальная готовность решать задачи. Компетентный человек должен не только знать сущность проблемы, но и уметь решать ее на практике. При этом он в зависимости от ситуации может применять тот или иной метод, наиболее подходящий в данных условиях и в настоящее время. Таким образом, важным качественным признаком компетентности является также гибкость деятельности, обеспечение ее адекватности определенным реалиям [9].

В-третьих, компетентного специалиста выделяет способность выбрать среди разнообразия возможных решений наиболее оптимальное, аргументированно отклонить сомнительные, эффектные, но не эффективные решения, что обеспечивается развитым критическим мышлением личности.

В содержание понятия «компетентность» представляется целесообразным привнести акмеологический аспект. В исследованиях акмеологическая компетентность понимается как интегральная способность зрелой личности строить свое поступательное профессиональное развитие с постоянным усложнением задач и ростом уровней достижений, наиболее полно реализуя психологические ресурсы человека.

На основании изложенного можно считать, что содержание понятия «компетентность» включает в себя следующие существенные признаки: мобильность знания, гибкость метода, критичность мышления, способность достигать акме как кульминационного состояния в самореализации субъекта жизнедеятельности.

Применение компетентстного подхода позволяет разрабатывать содержание, технологии оценивания компетенций, на развитие которых направлен образовательный процесс с целью формирования конкурентоспособности выпускников и с учетом степени значимости этих компетенций для будущего трудоустройства [10].

Исключительно важным представляется то обстоятельство, что компетент-ностный подход применим и в целях «наращивания» ЧК уже занятых на производстве специалистов, а также разработки различных оценочных моделей для проведения аттестации, различных конкурсов, связанных с карьерным ростом. Он позволяет определять актуальную зону развития человека, осуществлять внутрифирменное обучение, обеспечивать самообразовательную деятельность в целях дальнейшей профессионализации.

Таким образом, можно считать, что компетентностный подход как совокупность методологических и теоретических предпосылок является основополагающим для решения задачи формирования ЧП и последующей его капитализации на РТ, поскольку он позволяет обеспечивать преемственность и перспективность в развитии личности и является смысловой основой для построения взаимодействия РТ и РОУ.

В таком контексте преемственность понимается как закономерность психического и физического развития человека, а также как условие образования в течение всей жизни. Перспективность предусматривает органичное продолжение приоритетных линий развития личности на последующих этапах профессионализации, которое бы максимально учитывало ее потребности и возможности, а также социально-экономический контекст функционирования.

Вместе с тем указанное не ставит под сомнение необходимость исполь-

зования потенциалов других подходов, каждый из которых имеет относительно самостоятельный характер. К таким подходам можно отнести: личностно-ориен-тированный, деятельностный, витаген-ный, практиоориентированный, контекстный и др.

Возможность «сквозного» применения компетентстного подхода

Функции РОУ заканчиваются в момент предоставления обучающемуся полного пакета образовательных услуг. Как соискатель рабочего места он переходит на РРС, куда поступает рабочая сила как экономическая субстанция ЧК, составляющая трудовой потенциал человека. Там фактически осуществляется взаимодействие ЧП (полученных знаний, умений, навыков, компетенций) как продукта РОУ и субъекта РТ в лице представителей профессионального сообщества. На этом рынке решается вопрос о допуске соискателя рабочего места к занятости, обеспечении перехода его ЧП в новое качество -ЧК.

Все три рынка - РОУ, РТ, РРС -объединяет одно лицо, которое на этих рынках выступает в различных ролях: обучающегося - на РОУ, соискателя рабо-

обуславливает, по нашему мнению, его преимущественное использование для рассмотрения проблемы формирования ЧК в результате взаимодействия РТ и РОУ.

Потенциалы влияния РТ и РОУ на развитие основных компетенций оцениваются экспертами как высокий по 6-ти позициям для РТ и 5-ти - для РОУ (рис. 1).

чего места - на РРС, наемного работника - на РТ. Лицо, приняв решение о трудоустройстве, приводит в движение механизм взаимодействия рынков, последовательно находясь на каждом из них с различными целями. В процессе достижения таких целей изменяется статус лица.

Указанные рынки во взаимодействии обеспечивают формирование ЧП, его продвижение в виде трудового потенциала и последующую капитализацию. Этот процесс можно представить как процесс трансформации (видоизменения) ЧК (рис. 2).

В случае отсутствия реального взаимодействия указанные рынки не смогут эффективно выполнять свои функции и, как следствие, появляется риск деградации ЧК. Например, структурный дисбаланс на РТ в существующих масштабах

Основные компетентности Потенциал влияния

РОУ РТ

Концептуальная (понимание научно-теоретических основ профессиональной подготовки) высокий средний

Инструментальная (владение базовыми практическими навыками и умениями) средний высокий

Интегративная (обеспечение сочетания теоретической подготовки и применения ее на практике) высокий высокий

Контекстуальная (понимание особенностей социально-экономической ситуации, культурной среды) высокий высокий

Адаптивная (способность к трудоустройству, способность предвидеть изменения в профессиональной деятельности) средний высокий

Саморазвитие (способность к развитию собственного потенциала) высокий высокий

Коммуникативная (способность к взаимодействию, в том числе с использованием цифровых технологий) высокий высокий

Рис. 1. Потенциалы влияния РТ и РОУ на развитие основных компетенций

РОУ

РРС

РТ

Формирование ЧК

Предложение ТП для использования

Использование ЧК

Инвестиционный период \ Период трудоустройства

(доступ к занятости)

Человеческий потенциал индивида

Инвестиции (средства государства, предприятий, домохозяйств)

Трудовой потенциал индивида

Период производительного использования

Человеческий капитал индивида

Генерирование доходов

Оценка качества трудового потенциала индивида

Инвестиции - поддержка ЧК (собственные средства, средства предприятий)

Рис. 2. Модель трансформации человеческого капитала индивида

является результатом невыполнения РТ и РОУ своих функций, а также отсутствия их эффективного взаимодействия.

Резюмируя изложенное, представляется возможным сделать вывод о том, что, поскольку РОУ формирует ЧП, а на РТ происходит его капитализация, важнейшим условием такой трансформации является стратегическое взаимодействие указанных рынков на основе эффективных механизмов. В контексте воспроизводства ЧК актуальным направлением этого взаимодействия выступает формирование пула востребованных на РТ компетенций как основы его (ЧК) конкурентоспособности. Это выдвигает задачу качественного описания содержания компетенций и определения необходимых для их развития психологических, образовательных, информационных, производственных условий.

Список использованной литературы

1. Ионова, Н.В. Финансово-экономические аспекты дискуссионных вопросов измерения и оценки человеческого капитала [Электронный ресурс] / Н.В. Ионова // Вопросы управления. -2017. - № 6 (49). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/finansovo-ekono micheskie-aspekty-diskussionnyh-voprosov-izmereniya-i-otsenki-chelovecheskogo-ka pitala

2. Переверзева, А.В. Человеческий потенциал и человеческий капитал: взаимосвязь и взаимовлияние [Электронный ресурс] / А.В. Переверзева. - URL: https:// bgscience.ru/lib/10847#html_full_text

3. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография [Электронный ресурс] / В.Т. Смирнов, И.В. Сошников, В.И. Ро-

манчин, И.В. Скоблякова; под ред. В.Т. Смирнова. - М.: Машиностроение, Орел: ОрелГТУ, 2005. - 513 с. - URL: http://gtmarket.ru/files/article/5282/Human_ Capital_The_Content_and_Types_Evaluatio n_and_Sti mul ati on.pdf

4. Ястребов, Г.А. Инвестиции в человеческий капитал [Электронный ресурс] / Г.А. Ястребов. - URL: http:// ecsocman.hse.ru/data/2011/11/28/12701962 80/ONS_N2. -Yastrebov.pdf

5. Закон «Об образовании» [Электронный ресурс] / Народный Совет ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii

6. Бегалинова, К.К. Современное профессиональное образование через призму конкурентоспособности / К.К. Бе-галинова, М.С. Ашилова // Профессиональное образование в современном мире. - 2018. - № 8 (1) [Электронный ресурс]. - URL: https://doi.org/10.15372/ PEMW20180105

7. Россия 2025: от кадров к талантам [Электронный ресурс]. - URL: http://d-

russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Ski lls_Outline_web_tcm26-175469.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Руткевич, А.М. Сомнительные блага российского образования (Inferior Goods) [Электронный ресурс] / А.М. Руткевич // Вопросы образования. -2008. - № 4. - URL: https://vo.hse.ru/ data/2010/12/31/1208183750/8_rudkevichx 5b1x5d.pdf

9. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентност-ного подхода в образовании [Электронный ресурс / И.А. Зимняя. - URL: http:// www.rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attach-ments/63/i_a_zymnaya_competency_and_ competence.pdf

10.Чекалева, Н.В. Проблемы оценки компетенций студентов вуза [Электронный ресурс] / Н.В. Чекалева // Всероссийский научной журнал «Философия образования». - 2015. - № 1 (58). - С. 146156. - URL: http://www.phil-ed.ru/images/ pdf/2015_1_58.pdf

Статья поступила в редакцию 30.01.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.