Научная статья на тему '«Человеческий фактор» в организации работы маршрутных транспортных средств на остановочных пунктах'

«Человеческий фактор» в организации работы маршрутных транспортных средств на остановочных пунктах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
171
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Исхаков М. М., Рассоха В. И.

Приведены результаты исследования движения маршрутных транспортных средств в районе остановочных пунктов и анкетирования водителей, проведенного для выявления причин нарушний. Они иллюстрируют необходимость в четкой регламентации Правилами дорожного движения поведения транспортных средств в районе остановочных пунктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Исхаков М. М., Рассоха В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human Factor in Organization of Work of Fixed-Run Transport Vehicles on Stops

The results of researches of fixed-run transport vehicles traffic in the area of stops and drivers' questioning, conducted for breaches reasons revealing are given in this article. They show the necessity in accurate regulation of transport vehicles behavior in the area of stops by Rules of road.

Текст научной работы на тему ««Человеческий фактор» в организации работы маршрутных транспортных средств на остановочных пунктах»

«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР» В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МАРШРУТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТАХ

Приведены результаты исследования движения маршрутных транспортных средств в районе остановочных пунктов и анкетирования водителей, проведенного для выявления причин нарушений. Они иллюстрируют необходимость в четкой регламентации Правилами дорожного движения поведения транспортных средств в районе остановочных пунктов.

В работе [1] приведены результаты комплексного исследования состояния остановочных пунктов г. Оренбурга и работы маршрутных транспортных средств (МТС) на них. Одним из направлений исследования было изучение движения МТС на остановочных пунктах со значительными пассажирообмена-ми: «Дворец культуры «Россия» (в сторону центра), «23-й микрорайон» (в сторону центра) и «Театр музыкальной комедии».

Для изучения мест остановки МТС в районе остановочного пункта «заездной карман» и фрагмент улично-дорожной сети, прилегающий к нему, условно разделяли на 6 участков [1]. Примеры распределения МТС по участкам остановки в часы пик 7:30-9:00; 12:00-14:00 и 17:00-19:00 приведены на рис. 1-3 соответственно.

Муниципальный пассажирский транспорт (МПТ) представлен в г. Оренбурге тре-

мя видам МТС: троллейбусами, автобусами «Autosan» (Польша) большого класса и автобусами ПАЗ малого класса. Автобусы обоих классов работают одновременно на одних и тех же маршрутах, поэтому на рисунках они не разделены.

Рисунки 1-3 иллюстрируют ситуацию, характерную не только для указанного, но и для большинства остановочных пунктов со значительными пассажирообменами. Преобладающее число МТС останавливается на 3, 4 и 5 участках. Особенно характерны случаи, когда МТС при наличии на остановочном пункте «заездного кармана» останавливается прямо на полосе движения, не заезжая в карман и создавая помеху для транспортного потока; останавливается в самом начале остановочного пункта, несмотря на то, что перед ним имеется свободное пространство, а за ним - другое МТС,

Рисунок 1. Распределение МТС по участкам остановки на остановочном пункте «Театр музыкальной комедии» в час пик 7:30-9:00

подъезжающее к остановке, в результате чего возникает очередь для высадки и посадки пассажиров; останавливается, не доезжая остановочного пункта, вне «заездно-го кармана»; останавливается в два или даже три ряда, в результате чего создаются конфликтные ситуации, способствующие возникновению ДТП между МТС, пассажирами при подходе к МТС и другими транспортными средствами, а в зимнее время сни-

жается безопасность ожидающих пассажиров, возможны падения пассажиров из-за образования гололеда в результате наката и даже наезды на пассажиров; останавливается под углом к посадочной площадке, чем создает помеху транспортному потоку и т.д.

С целью выявления причин столь широко распространенных нарушений было проведено анкетирование 420 водителей, работающих на МТС г. Оренбурга. Возраст и

12,00-14,00

Газель

12,00-14,00

ПАЗ

12,00-14,00

МПТ

N e^

участки ОП

Рисунок 2. Распределение МТС по участкам остановки на остановочном пункте «Театр музыкальной комедии» в час пик 12:00-14:00

^ час

17,00-19,00

МПТ

участки ОП

Рисунок 3. Распределение МТС по участкам остановки на остановочном пункте «Театр музыкальной комедии» в час пик 17:00-19:00

стаж работы на МТС опрошенных водителей представлены на рисунках 4 и 5.

При разработке анкеты учитывались такие требования, как простота понимания и конкретность вопросов; минимизация бумажно-текстового пространства и продолжительность анкетирования, не превышающая 5 минут.

Ввиду того, что часть респондентов затруднялась в ответах на некоторые смоделированные ситуации и соответствующие анкеты были выбракованы, к анализу были приняты 362 анкеты. Распределение вариантов ответов представлено в таблице 1.

В ходе диалога опросчика с респондентами было выявлено, что основное влияние на принятие решения водителем о месте остановки МТС оказывают следующие факторы:

- интенсивность входящего на остановочный пункт потока МТС, следующего за транспортным средством респондента; «внутри» фактора немаловажную роль играет конкретный вид движущегося следом МТС (если оно имеет большие габариты и, следовательно, меньшую маневренность, чем транспортное средство респондента, то в меньшей степени «нервирует» респондента и

Таблица 1. Результаты ответов на смоделированные в анкете ситуации

Ситуация Вид МТС Варианты ответов

1 2 3 4 5 6 * ** ***

1 МПТ 14 16 19 1 9 - 24 - -

ПАЗ 17 24 29 4 11 - 31 - -

ГАЗель 25 32 39 - 16 3 48 - -

2 МПТ 26 - 32 14 - - - 11 -

ПАЗ 38 - 52 11 - 7 - 8 -

ГАЗель 47 - 69 24 1 16 - 6 -

3 МПТ 16 - - 33 - 23 - 11 -

ПАЗ 28 - - 46 6 14 - 9 13

ГАЗель 34 - - 58 8 24 - 5 34

4 МПТ - - - 44 - 19 - 14 6

ПАЗ - - - 53 9 23 - 13 18

ГАЗель - - - 62 23 41 - 9 28

5 МПТ - - - - - - - 64 19

ПАЗ - - - - - - - 29 87

ГАЗель - - - - 7 - - 52 104

* - на любом участке с максимальной концентрацией потенциальных пассажиров; ** - дождетесь отъезда транспортного средства от занятого участка; *** - если нет желающих к выходу, проедете без остановки

8%

□ до 25 лет включительно □ 26-30 лет

□ 31-40 лет □ 41-50 лет

□ более 50 лет

Рисунок 4. Распределение опрошенных водителей по возрастным категориям

13% 13%

□ до 5 лет включительно □ 6-10 лет

□ 11-20 лет □ более 20 лет

Рисунок 5. Распределение опрошенных водителей по стажу работы на МТС

АНКЕТА (страница 1)

1. Возраст (количество полных лет):

а) до 25 лет включительно б) 26-30 лет

в) 31-40 лет г) 41-50 лет

д) более 50 лет

2. Стаж работы на маршрутном транспортном средстве (МТС):

а) до 5 лет включительно б) 6-10 лет

в) 11-20 лет г) более 20 лет

3. Модель МТС:

4. Год выпуска МТС:

5. Принадлежность МТС:

а) муниципальному предприятию в) частному предпринимателю

б) акционерному обществу г) лично водителю

6. Ваши действия при подъезде к остановочному пункту (ОП) в следующей ситуации

(выделите любым способом один вариант ответа):

Ситуация 1

Остановочный павильон

/ а і о і 5 \

ПОСЛЕ (6) ПЕРЕД (5) ДО (4)

і

<

На каком из участков Вы произведете остановку?

1 2 3 4 5 6 *

* - на любом участке с максимальной концентрацией потенциальных пассажиров

Ситуация 2

Остановочный павильон

+

На каком из участков Вы произведете остановку?

1 3 4 5 6 **

** - дождетесь отъезда транспортного средства от занятого участка

АНКЕТА (страница 2)

Ситуация 3

/ О - О

ПОСЛЕ (6) 4 ► < ПЕРЕД (5) Г -V ДО (4) * *

м

На каком из участков Вы произведете остановку?

1 4 5 6 ** ***

Остановочный павильон

Ситуация 4

Остановочный павильон

Ь—"—^ ПЕРЕД (5) '-у>

■4-

На каком из участков Вы произведете остановку?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 5 6 ** ***

Ситуация 5

Остановочный павильон

I—/ ® ЙЗОЬ г-7У^-1

—0^1 п°ед • I ° и

ы

На каком из участков Вы произведете остановку?

5 ** ***

** - дождетесь отъезда транспортного средства от занятого участка *** - если нет желающих к выходу, проедиете без остановки

СПАСИБО ЗА ЧЕСТНЫЕ ОТВЕТЫ

заставляет его «перекрывать» движение, и наоборот);

- соотношение ширины проезжей части для движения в попутном направлении и интенсивности движения прочих транспортных средств в районе остановочного пункта;

- параметры остановочного пункта, прежде всего - длина и ширина «заездного кармана», длина и конфигурация отгонов, которые оказывают влияние на задержку МТС, отъезжающего от остановочного пункта;

- количество и распределение на остановочном пункте потенциальных пассажиров;

- наличие в «заездном кармане» луж, льда или неубранного снега - в соответствующие сезоны;

- количество пассажиров внутри салона, готовящихся к выходу;

- наличие и необходимость выдерживания графика движения респондентом; влияние данного фактора колеблется от существенного для водителей МПТ и коммерческого транспорта, принадлежащего акционерным обществам или частным предпринимателям, строго контролирующим маршруты, до почти полного отсутствия значимости для транспорта мелких акционерных обществ и собственных транспортных средств респондентов.

Относительно новым фактором, появившимся в результате оснащения остановочных

пунктов торговыми точками (киосками, магазинами, кафе), являются такие помехи для МТС, как грузовые автомобили, обслуживающие торговые точки, и автомобили клиентов торговых точек, останавливающихся для покупки товара, и т.д.

Основным результатом проведенного исследования следует считать выявление факторов, которые прежде не учитывались при организации работы остановочных пунктов и приводят к несоответствию расчетных показателей времени нахождения МТС на остановочных пунктах их фактическим значениям. Учет этих факторов позволит оптимизировать работу остановочных пунктов городского пассажирского транспорта и повысить пропускную возможность улично-дорожной сети города и безопасность дорожного движения.

Однако решить проблему коренным образом можно только за счет более четкой регламентации движения транспортных средств в районе остановочных пунктов в Правилах дорожного движения, в настоящее время лишь требующих от МТС «осуществлять высадку и посадку пассажиров на остановочных пунктах, обозначенных дорожными знаками 5.12, или при наличии дорожной разметки 1.17» и тем самым позволяющих водителям, вольно трактующим правила, производить это в два и более рядов прямо на проезжей части.

Список использованной литературы:

1. Исхаков, М.М. Комплексное исследование остановочных пунктов городского пассажирского транспорта г. Оренбурга / М.М. Исхаков, В.И. Рассоха // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007. - №9. - С. 207-214.

Статья рекомендована к публикации 28.12.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.