Научная статья на тему 'Чайковский: гений и эпоха'

Чайковский: гений и эпоха Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1979
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАЙКОВСКИЙ / TCHAIKOVSKY / БИОГРАФИЯ / BIOGRAPHY / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / XIX ВЕК / NINETEENTH CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аксенова Елена Юрьевна

Работа посвящена исследованию исторического периода, на который пришлась жизнь и деятельность композитора Петра Ильича Чайковского. Анализируется влияние событий эпохи на его биографию и творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tchaikovsky: genius and his epoch

The work is devoted to the study of the historical period, in which the life and creativity of Peter Ilyich Tchaikovsky. Analysed of the impact of events of the epoch to his biography and creativity.

Текст научной работы на тему «Чайковский: гений и эпоха»

К 175-ЛЕТИЮ

СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

УДК 929.1(045)

Е. Ю. Аксенова

ЧАЙКОВСКИЙ: ГЕНИЙ И ЭПОХА

...Многие из нас из поколения в поколение придерживаются правила хранить семейные фотографии, изображения родственников и близких людей. Была такая традиции и в нашей семье, и уже с раннего детства я знала, кто запечатлен на этих снимках. Но, среди прочих, особняком, на отдельной полочке помещался портрет незнакомого мне седовласого мужчины с мягким, добрым, но немного неуверенным и внимательным взглядом. На мой вопрос, «кто это?», мама очень серьезно ответила: «Это — Петр Ильич Чайковский, наш гениальный, замечательный композитор. Помнишь, мы с тобой смотрели балет-сказку о лебедином озере?» Так, еще когда я была совсем маленькой, состоялось мое знакомство с творчеством и именем Петра Ильича. С тех пор оно неизменно присутствует в моей жизни, как и в жизни миллионов людей по всему миру, но, прежде всего, конечно, в России.

Всякий раз при исследовании и анализе событий второй половины XIX столетия в отечественной истории, поражает многогранность, разносторонность, богатство общественно-политической, социальной, культурной жизни того времени. Апогей развития империи обусловил широчайшую палитру явлений и процессов. Их масштабность разнилась: они были и локальными, и общеимперскими, и имеющими значение для всего мира. Они породили уникальную картину живой жизни огромной страны, где все было вписано в общую канву, но и было при этом самобытным.

Несомненно, что подобная историческая эпоха должна была обусловить и обусловила появление столь же масштабных, «штучных», неординарных личностей. Сплав национального самосознания и «европейской прививки», народного и аристократического, соборного и имперского, «крепостнического» и «свободного», славянофильства и западничества в самом широком смысле — вот что представляло собой тогдашнее русское общество. Все эти черты, одни в большей, другие — в меньшей степени, отразились в биографиях и судьбах всех выдающихся деятелей эпохи. И герой нашего исследования — не исключение.

Петр Ильич Чайковский появился на свет 25 апреля 1840 г. в Воткинске, Вятской губернии и «происходил из семьи безукоризненно честной и уважаемой» [1, с 1] Предки его, происходившие из православных шляхтичей и казаков, первоначально занимались военной службой (прадед, например, участвовал в Полтавской битве). Но, перемены, произошедшие со времени преобразований

Петра Великого, сильно изменили дальнейшую судьбу семьи: стало возможным заниматься не только службой, но и построить карьеру в других областях. Постепенно Чайки (окончание «ский» дед композитора Петр Федорович добавил позже) стали военными лекарями. Тот же Петр Федорович окончил Киево-Могилянскую академию, перевелся в Петербурский госпиталь и дослужился до получения дворянства. Его сын, Илья Петрович, еще более укрепил свое положение в обществе, окончив Горный кадетский корпус и став талантливым инженером. В качестве такового он и получил место начальника небезызвестного Камско-Воткинского железоделательного завода, открытого П. И. Шуваловым еще по указу Елизаветы Петровны (сейчас завод переквалифицирован в стратегическое производство и выпускает, например, ракеты «Тополь-М»). Вторым браком Илья Петрович был женат на Александре Андреевне Ассиер, дочери русского чиновника французского происхождения А. М. Ассиера, бежавшего в Россию в числе многих других французов, спасавшихся от событий Французской революции 1789-99 гг.

Александра Андреевна и занималась воспитанием Петра до 12-летнего возраста и привила ему любовь к музыке. Впрочем, музыка не могла считаться серьезным занятием, и будущий композитор был отправлен на учебу в весьма престижное закрытое учебное заведение — Императорское училище правоведения, равное по статусу с Царскосельским лицеем. Здесь он много занимался музыкой факультативно и в свободное время часто посещал оперный театр. Увлечение, однако, не помешало ему закончить училище в 1859 г. с отличием и получить чин титулярного советника и распределение в Министерство юстиции, где он должен был отработать 6 лет. Проработав немногим больше, до 1867 г., Чайковский все же ушел в отставку и целиком посвятил себя музыке. К этому времени он уже окончил только что открытую Петербургскую консерваторию с серебряной медалью и переехал в Москву.

Этот период больших перемен в жизни Петра Ильича стал своеобразным отголоском коренных преобразований, происходивших во всей нашей стране. Восхождение на престол Александра Николаевича и начатые им крупномасштабные реформы не только отразились на жизни всех слоев общества. В духовном плане они принесли некий «ветер перемен», возможность, и даже своеобразную моду идти не только проторенным путем, но и изменить жизнь кардинально. Во всяком случае, сложно представить, чтобы еще в начале 1850-х гг. престижное образование и успешная карьера в министерстве могли быть заброшены в угоды эфемерному сочинительству и музицированию. Четкий порядок, превосходство долга и служения были отличительной чертой предыдущего царствования, эпохи Николая Павловича. Выдающиеся деятели того времени, составившие феномен «русской культуры», практически все были, прежде всего, чиновниками, дипломатами. Позднее и лишь позднее ситуация изменилась: А. Г. Рубинштейн, преподававший у Петра Ильича, не продолжил купеческую деятельность своей семьи; его брат Н. Г. Рубинштейн окончил юридический факультет Московского университета и был распределен в канцелярию московского генерал-губернатора, но вскоре бросил службу; В. В. Стасов, окончивший то же Императорское училище

правоведения и работавший в Департаменте юстиции в конце концов вышел в отставку в возрасте 27 лет и сосредоточился на деятельности критика и искусствоведа (сыграли свою роль и осложнения, вызванные его участием в деле петрашевцев). Свой выбор в соответствии с личными предпочтениями делает и Петр Ильич.

Первое десятилетие после начала «великих реформ» и отмены крепостного права стало для Российской империи временем привыкания к новым экономическим и социальным реалиям. Для нашего героя этот период стал также периодом своеобразной «пробы пера». Он пробует себя как музыкальный критик в газете «Русские ведомости» и выбирает между двумя главенствующими течениями в тогдашнем отечественном композиторстве и исполнительстве: сторонники академического направления, объединились под предводительством А. Г. Рубинштейна в Русском музыкальном обществе и Петербургской консерватории, с ними полемизировали члены «Могучей кучки», стремившиеся к новаторству на основе народности и правдивой интонационной выразительности. В конечном итоге, творчество Чайковского, не примкнувшего до конца ни к одному из объединений, стоит особняком и представляет оригинальное явление, впитавшее черты и «кучкистов», и сторонников академизма.

Так, Чайковский пишет оперы «Воевода» на либретто А. Н. Островского, «Кузнец Вакула» («позже «Черевички»), музыку к спектаклю «Снегурочка» по пьесе того же Островского, обращаясь к народной теме. Затем — к истории правления Ивана Грозного в опере «Опричник». Царствование Ивана IV, его изучение и оценка вообще были популярны в рассматриваемый период. Было это связано с общим реформаторским и даже либеральным духом эпохи. Парадоксально, но положительным персонажем здесь выступал Петр I, укоренивший в России невиданный доселе абсолютизм монаршей власти, но сближавшийся с Европой. Иван же Грозный, ратовавший за сословно-представительную монархию, воспринимался как тиран, именно из-за нежелания играть по европейским правилам. Такая точка зрения была принята еще со времен «Истории.» Н. М. Карамзина (на материале которой и была написана трагедия И. И. Лажечникова, основа либретто оперы «Опричник»), в свою очередь, пользовавшегося иностранными источниками, часто намеренно враждебными Ивану Грозному. Такими, например, как «Московия» папского нунция Антонио Поссевино, которому не удалось по поручению папы заставить Ивана Грозного принять унию с католиками. Петр Ильич не разделял обличительной линии трагедии Лажечникова, в центре его либретто — личная трагедия боярского сына Андрея Морозова. Кроме того, опера имела посвящение великому князю К. Н. Романову.

Вместе с тем, Чайковский привержен и академизму и, так называемой, программной музыке. В этот период им созданы «Ромео и Джульетта», «Буря», симфонии, сюиты, увертюры и гениальный 1-й концерт для фортепиано с оркестром.

Постепенно Петр Ильич подходит к расцвету своего творчества: в конце 1770-х им написаны опера «Евгений Онегин» и балет «Лебединое озеро». В них использованы и продолжены лучшие традиции мирового и отечественного

композиторского искусства; произведения эти одновременно и академичны, историчны, и пестрят национальными красками.

В 1881 г., после трагической гибели Александра II, на престол вступает Александр Александрович и тенденции общественной жизни заметно меняются. Ужасная судьба отца убедила нового императора в необходимости приоритета порядка над чрезмерными и «непереваренными» обществом до конца свободами. Для нас весьма важным является то, что отношения Александра III и Чайковского были гораздо более развитыми, нежели с его отцом. В одном из писем композитор характеризует Александра II как «порядочно антипатичного» себе [3, с. 104], а наследник, видимо, был ему более симпатичен, так, например, в 1866 г. Петр Ильич написал «Торжественную увертюру на датский гимн», посвященную бракосочетанию Александра Александровича и датской принцессы, будущей императрицы Марии Федоровны. Игнорировать заказы такого рода было трудно, и, как признавался сам Чайковский, создание произведений, так или иначе связанных с особой Александра II, шло тяжело. Композитор приступал к ним с неохотой и радовался, если удавалось их избежать. В то же время, сочинения, имевшие то или иное отношение к Александру III, вызывали в композиторе больше воодушевления: Петр Ильич чаще говорил о легкости написания и о том, что он сам доволен результатом.

Развитию связей между императором и композитором содействовал и Победоносцев, с которым Петр Ильич был лично знаком. К нему он уже в мае 1881 г. обратился с просьбой об одолжении 3000 рублей из казны [4, с. 403]. Чайковский получил просимое, но не в долг, а безвозмездно. В благодарственном письме он отмечал, что «тронут той формой, в которой выразилось внимание Государя к моей просьбе», и также признавал, что «словами так трудно выразить то чувство умиления и любви, которое возбуждает во мне Государь». [4, с. 404-405.] В марте 1883 г. Петр Ильич создает «Торжественный коронационный марш». Официально он был представлен императору в 1885 г., но на деле их знакомство состоялось раньше, в 1884. Покровительствовала Чайковскому и живо интересовалась его творчеством и императрица Мария Федоровна, для которой он написал цикл романсов, а также другие члены императорской фамилии.

Логичным, в свете вышесказанного, представляется всплеск в 1880-е гг. не только музыкальной, но и общественной деятельности композитора. «Увертюра 1812 год», 2-ой фортепианный концерт, оперы «Мазепа» и «Чародейка», избрание директором Московского отделения РМО, активная дирижерская деятельность. Кроме того, к этому периоду относится и основной вклад композитора в духовную музыку, достаточно назвать лишь написание полных циклов «Литургии святого Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения».

В 1887 г. финансовые дела Петра Ильича поправились еще более значительно: по воле императора Александра III он стал получать пожизненную пенсию. Возможность сосредоточиться на творчестве дала замечательные плоды: две гениальные оперы — «Пиковая дама» и «Иоланта» и два гениальных балета — «Спящая красавица» и «Щелкунчик», а также множество симфонических и иных произведений.

К несчастью, на этой высокой ноте, прерывается в 1893 г. жизненный путь композитора. Смерть его была внезапной и неожиданной, однако, возможно, предчувствие ее у композитора было. Иначе чем объяснить, что его последняя «Патетическая» симфония и задумывалась им как «завершение» его сочинительской карьеры. Но, тем не менее, назвать он ее хотел «Жизнь», имея в виду, что она отражает основные вехи судьбы человеческой и подводит итог существованию.

Смерть композитора стала одним из знаковых событий эпохи. 25 октября, как только стало известно о кончине композитора, император Александр III распорядился все расходы по погребению отнести за счет казны и провести их в Петербурге подобающим образом. Так, проводы Петра Ильича в последний путь стали настоящим государственным актом. 28 октября состоялось отпевание в Казанском соборе и затем грандиозное траурное шествие по Невскому проспекту, завершившееся погребением в Александрово-Невской лавре, на Тихвинском кладбище.

Спустя некоторое время скульптор П. П. Каменский установил на могиле надгробие. На нем, за плечами Петра Ильича, огромная фигура ангела, напоминающая нам о том, каким светлым был этот человек и сколь бессмертно его творческое наследие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чайковский М. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. В 3-х томах. Серия «Гений в искусстве», М., «Алгоритм», 1997.

2. Пророкова С. А. Репин. М.: Молодая гвардия, 1960. 316 с.

3. Лихачев Н. П. Дело о приезде в Москву А. Поссевино. СПб, 1903. 213 с.

4. Чайковский П. И. О симфонической музыке. Избранные отрывки из писем и статей / Под ред. И. Ф. Кунина. М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 192 с.

5. К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1. М. — Пг., 1923. 493 с.

6. Будяковский А. Е. Жизнь Петра Ильича Чайковского. СПб: КультИнформПресс, 2003. 351 с.

7. Прибегина Г. А. Петр Ильич Чайковский. М.: Музыка, 1972. 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.