Научная статья на тему 'Частный праздник в пространстве российской культуры повседневности'

Частный праздник в пространстве российской культуры повседневности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
320
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННЫЙ ПРАЗДНИК / ЧАСТНЫЙ ПРАЗДНИК / ВИДЫ ЧАСТНОГО ПРАЗДНИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Азарян Самир Генрихович

Статья посвящена осмыслению категорий «культура повседневности» и «частный праздник», дается характеристика видам частного праздника, их особенностям в современном российском пространстве культуры повседневности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Частный праздник в пространстве российской культуры повседневности»

"Культурная жизнь Юга России" 26 ;

№ 1 (60), 2016

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

УДК 101.1 С. Г. АЗАРЯН

ЧАСТНЫЙ ПРАЗДНИК В ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Азарян Самир Генрихович, доктор философских наук, доцент кафедры телерадиовещания, театрального и изобразительных искусств Краснодарского государственного института культуры (г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), pilunc@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена осмыслению категорий «культура повседневности» и «частный праздник», дается характеристика видам частного праздника, их особенностям в современном российском пространстве культуры повседневности.

Ключевые слова: культурология, философия, история, культура повседневности, праздничная культура, традиционный праздник, частный праздник, виды частного праздника.

UDC 101.1

S. GH. AZARYAN

PRIVATE PARTY IN THE SPACE OF RUSSIAN CULTURE OF EVERYDAY LIFE

Azaryan Samir Ghenrikhovich, Full Doctor (philosophy ), associate Professor of broadcasting, theatre and fine arts, Krasnodar state Institute of culture (Krasnodar, 40 years of Victory Str., 33), pilunc@mail.ru

Abstract. The paper considers the categories of «сикше of Everyday Life» and «private holiday», describes the types of private parties and their peculiarities in modern Russian cultural space of everyday life. Keywords: cultural studies, philosophy, history, culture, daily, festive culture, traditional holiday, private party, types of private parties.

Заявляя проблематику настоящей статьи, отраженную в заголовке, мы попытаемся найти ее место в исследованиях по истории, культурологии, философии с опорой на позитивные и актуальные наработки этих многоплановых дисциплин.

О культуре повседневности мировые и отечественные ученые гуманитарного направления стали писать относительно недавно. Обращаясь к истории формирования концепта «культура повседневности», стоит назвать следующих европейских авторов: И.Г. Гердер, Я. Буркхард, Э. Тайлор, Й. Хейзинга, О. Шпенглер, З. Фрейд, А.Л. Кребер, К. Клакхон, А. Моль и др.

В той или иной степени они обращали свое внимание на проблемы социального значения человека и его деятельности в пространстве культуры, сбор и структурирование определений о культуре, изучали духовную и материальную культуру, анализировали культуру как сочетание жизненного уклада и форм человеческой ментальности, другие аспекты культурной антропологии, что позволило в дальнейшем создать основу для современного понимания культуры повседневности.

Американский ученый Лесли Элвин Уайт, которого наши современники считают «отцом культурологии», отстаивал культурологию как новую область гуманитарного знания, но более высокую и качественную по сравнению с другими гуманитарными науками.

Тем не менее, по мнению М.В. Лукова, культурология не внесла основного вклада в формирование основ культуры повседневности; главную роль сыграли представители французской школы «Анналов» М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Дюби и др. [1]. И лишь во второй половине ХХ в. Ж. Бодрийяр в своей работе «Система вещей» сделал полноценный культурологический вклад в содержательную сторону категории «культура повседневности».

На современном этапе общепризнанной (и общепринятой) является следующая трактовка: культура повседневности - это результат духовного и материального опыта людей

№ 1 (60), 2016

"Культура и общество" ^

по созданию предметов культуры. Но более точным и понятным, на наш взгляд, следует считать очень простое определение С.Т. Махлиной: культура повседневности - это окружающий человека мир дома и вне дома [2].

Повседневная жизнь человека включает в себя различные системы знаков, позволяющие ему понимать те или иные языки культуры, которые, в свою очередь, раскрывают все богатство мировой и национальной культур. Любой современный социум состоит из ряда культурных слоев: исторического, современного, традиционного, этнического, религиозного и т.д. Следует отметить, что в повседневную жизнь хорошо вписывается и праздничная культура.

Календарные праздники издревле сопровождали и сопровождают жизнь человека. Кроме традиционных праздничных событий, необходимо назвать и праздники современности, полюбившиеся всем россиянам: Новый Год, Старый Новый год, Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Татьянин день, День Святого Валентина, День защитника Отечества (23 февраля), День Мамы (8 марта), Выпускной вечер, День знаний (1 сентября), День Победы (9 мая) и др.

Важной предпосылкой любого праздника - традиционного или частного - всегда выступает идея. Как показывает многовековая практика, основополагающей причиной празднования, как правило, является желание доставить приятное, порадовать торжеством, создать праздничное настроение.

Большой интерес к истории и культуре праздников был всегда, однако формирование его теоретически-научного аспекта стало складываться совсем недавно. Очевидно, как отмечают ученые, культура повседневности зависит от различных объективных обстоятельств и закономерностей развития общества. Это - кризисы и спокойные периоды развития социума, политические, экономические и революционные изменения, многое другое [2].

В силу сложившихся исторических и культурных обстоятельств в современном российском культурном пространстве частные праздники подразделяются на юбилеи, детские, дни рождения, свадьбы, которые могут проводиться на таких площадках, как загородные или закрытые клубы, пансионаты, дома отдыха, рестораны, банкетные залы, спортивные клубы, усадьбы и даже транспорт (теплоход, пароход, вертолет, яхта, джипы, железнодорожный вагон-ресторан, электричка дальнего следования).

Для успешного проведения праздника в современном культурном пространстве создается команда, набираются сотрудники: директор, бухгалтера, сценаристы, режиссеры, собственно организаторы (актеры-аниматоры), музыканты (авторы и исполнители), художники (гримеры, визажисты, парикмахеры), костюмеры, швеи, флористы, реквизиторы, водители транспорта (от фургона до лимузина), рабочие.

Анализируя художественные практики современных частных праздников россиян, мы пришли к выводам, что в большинстве из рассмотренных примеров их структура бывает следующей: заказ - сценарий - воплощение - получение и распределение прибыли. Безусловно, многие компании используют индивидуальный подход, пожелания и предпочтения заказчиков.

Практика показывает, что во все частные праздники сегодня обязательно включаются шоу-программы, в состав которых входят ведущие (тамада, диджей, клоун), аниматоры разного художественного направления, выездные театры и варьете, эстрадные звезды, иллюзионисты, ростовые куклы, обязательные танцевальные и цирковые номера, мыльные пузыри, гелиевые шары и даже дрессированные животные.

Итак, рассмотрим, какие практические вопросы и художественно-исполнительские проблемы возникают при подготовке и проведении юбилея. Прежде всего, формирование происходит по видовому признаку юбилейного мероприятия. В частности, юбилеи - от позднелатинского <«|иЫ1ае^», от древнееврейского «йовель» - торжество по поводу прошедшего пятидесятилетия, столетия, тысячелетия [3].

Этимология категории «юбилей» весьма обширна и имеет древнюю историю. В Библии древнееврейское слово «йовель» или «ювель» означало «бараний рог», позже - «год свободы». Так называли установленный пророком Моисеем пятидесятый год, когда проданные и заложенные земли возвращались к прежним владельцам, рабы получали свободу и прощались

"Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (60), 2016

долги должникам. Закон читался народу, и земля отдыхала от полевых работ. Этот «год свободы» наступал каждые пятьдесят лет, после семи седмиц, т.е. семи семилетий. Число семь в древних традициях считалось священным, а помноженное на семь - священным в квадрате, так что год, следующий за таким сочетанием лет (после 49 лет), обязательно должен был не пройти даром и быть особенным [3].

О культуре российского частного праздника писали и пишут немного, поскольку предмет исследования и сложен, и прост одновременно.

Важнейшим автором, который еще в середине прошлого века обратился к народно-праздничной образности, концепции мира и жизни, был М.М. Бахтин [4]. Он одним из первых отечественных исследователей обратил внимание на народно-праздничные формы и образы средневековых празднеств. Позже М.М. Бахтин в своих трудах обосновал концепцию карнавала. Другой российский ученый - В.Я. Пропп еще до работ М.М. Бахтина («Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»; «Проблемы поэтики Достоевского») в монографии «Русские аграрные праздники» изложил суть русских календарных праздников, которая заключается в магической силе земли [5].

А. Гуревич в своих научных трудах отстаивал позиции о том, что культурные ценности, которые легли в основу нашей цивилизации, восходят к культуре древности [6].

А. Ляшок в диссертационной работе «Карнавал как форма праздничной культуры: философско-культурологический анализ» вновь опирается на научное наследие М.М. Бахтина [7].

Итак, обратимся к современной праздничной культуре и проанализируем самые востребованные формы частных праздников. Юбилей - это праздник и отдых одновременно. Отсюда выбор места проведения торжества должен быть особенным в зависимости от возраста юбиляров и гостей. Старшее поколение россиян предпочитает традиционные русские застолья, с обязательно хорошей и щедрой кухней, музыкой, песнями, танцами и, конечно, подарками.

Вместе с тем рубеж ХХ-ХХ1 вв. показал, что многие юбиляры предпочитают активный и необычный праздник, в котором могли бы присутствовать пейнтбол, картинг, авто-, вело-, мототранспорт, спортивные игры и т.д. Оформление юбилейных праздников сегодня также уходит от традиционных форм, все чаще на торжество в качестве гостя заявляются Дед Мороз со Снегурочкой, российская «звезда» теле- и киноэкрана, знаменитый спортсмен и команда КВН. Особой популярностью стали пользоваться кейтеринги - выездное ресторанное, банкетное, фуршетное обслуживание частных праздников.

В особенности претерпело изменения музыкальное сопровождение юбилеев. Как правило, приглашаются как любительские, так и профессиональные музыкальные коллективы любого стиля и направления - от джаза, рока, блюза, кантри, латиноамериканского звучания, цыганской музыки, русского шансона, бардовской песни до строгой мировой и отечественной классики.

Большое значение на юбилейных торжествах, как, впрочем, и на всех праздниках, независимо от их вида, придается оформлению: шары, живые цветы, конфетти, сладкие букеты, фейерверки, свечи, световое решение, и, безусловно, красиво украшенные столы, стулья, кресла, зеркала.

Вершиной юбилея является красивый и необычный торт, который создается и преподносится по-особенному. Очевидно, что любой праздник мы фиксируем на память для себя, для детей, для внуков. Современные технологии позволяют это делать не только приглашенному специалисту - фотографу, но всем участникам юбилейного торжества благодаря видео-, телефонам, смартфонам и т.д.

Другим видом частного праздника в пространстве культуры повседневности современной России является самый важный праздник -детский. Индустрия развлечений и праздников сегодня совершенствуется день ото дня, и не только благодаря фантазии и творческому отношению их организаторов. Впрочем, именно творческий и индивидуальный подход к детям дает возможность создать неповторимый и незабываемый день в жизни ребенка.

№ 1 (60), 2016

и общество"

Современный детский праздник основывается на следующих основных категориях: возраст ребенка и финансовые возможности родителей. С точки зрения режиссуры немаловажным является тот факт, что сюжетная линия должна связывать все праздничное действо воедино.

Детский праздник зачастую организуется в форме сказочного действа, интерактивного спектакля (например, кукольного), географического путешествия или похода, мастер-класса (актерское мастерство, создание авторского мультфильма, раскрашивание футболок, стекла, пряников, песочных картин, аквагрим) и др. Ведущими выступают клоун-аниматор, клоун-иллюзионист, герои сказок (от Красной Шапочки и Феи цветов до Гарри Поттера и Бурундучков), но могут зайти на детский праздник и ростовые куклы (любимые герои российских и зарубежных мультфильмов), дрессировщики с собачками, голубями, обезьянкой и другими животными.

Оформлению детского праздника также придается особое значение. Это могут быть необыкновенные, распускающиеся на глазах у ребенка букеты цветов из конфет, шоколадный водопад, воздушные шары и композиции из них, химическое шоу и др.

Развлекательная программа детского праздника заказывается родителями, родственниками (бабушки, дедушки, тети и дяди) или предлагается готовый сценарий команды. Обычно - это цирковое мини-представление, аттракционы (батуты, горки, лабиринты, надувные аттракционы), сказка с фокусами и клоунами, вигвамы с индейцами (бизонами, каноэ, стрельбой из луков) и т. д.

Российские агентства по организации и проведению детских праздников в своем запасе имеют уже и готовые специальные костюмированные интерактивные программы, например, такие, как «Долина фараонов», «Мумия атакует», «Тайна Властелина колец» и др.

Пожалуй, основной и самый интригующий момент, которого с нетерпением ждут дети и взрослые, - вручение подарков. Необычность, праздничность вручения их зависит от творческого подхода как родителей, так и организаторов.

Следующая категория частного праздника - это день рождения. В русской православной традиции день рождения совпадал с днем именин - днем памяти святого, имя которого давалось ребенку при крещении. Сегодня в нашей культуре повседневности присутствует и день ангела - во многих случаях иное название именин, хотя имя ребенок может получить и в день своего крещения, который может как совпадать, так и не совпадать с днем памяти соименного святого Ангела-Хранителя.

Современная светская жизнь в Российской Федерации предпочитает устоявшийся со времен советского периода день рождения, который подразделяют на детский и взрослый праздники. Отсюда и специфика организации и проведения несколько различаются. Детский день рождения по своей структуре приближается к детскому празднику, о котором мы говорили выше; возможны, конечно, и более разнообразные формы.

День рождения взрослых празднуется чаще всего дома, в кафе, в ресторане или в банкетном зале. Летом, в теплую весеннюю или осеннюю погоду предполагается выезд на природу, где арендуется кафе, которое находится в живописном парке или на берегу реки, озера. В последнее время все чаще арендуется транспорт (от теплохода до У1Р-машин) и зеленая стоянка, где ставятся шатры, мангалы, столики, звуковая аппаратура, раскладываются закуски и напитки.

Оформление взрослых дней рождения, как показывает художественная практика, традиционно: воздушные шары, тканевые драпировки, цветочные композиции.

Создание успешного сценария дня рождения начинается со сбора информации о виновнике торжества и его гостях. Затем, исходя из предпочтений и личного своеобразия, выстраивается игровая программа, которая может включать: шутливую анкету, розыгрыши, поздравления в стихах, эпиграммы, конкурсы, шарады, исполнение песни об имениннике (текст пишется на известный мотив и раздается гостям во время праздника), сюрпризы и подарки. Фото- и видеосъемка помогают создать смешные коллажи. Финал праздника - торт и подарки - делает его праздничным, веселым и запоминающимся.

"Культурная жизнь Юга России" 30 ;

№ 1 (60), 2016

Другая форма частного праздника - современные светские российские свадьбы, которые, собственно, тоже незамысловаты. Те, кому позволяет финансовое положение, могут щегольнуть в европейских замках и на лазурных берегах. Сохраняются и широко практикуются свадьбы в культурных традициях того или иного региона Российской Федерации, той или иной национальности. Однако концепция, как показывает практика, едина: выбор места проведения свадьбы; ее стилевое решение; подбор команды-организатора свадебного торжества; организация VIP-транспорта с праздничным оформлением зала, авто, свадебного эскорт-сопровождения; организация фото- и видеосъемки; организация праздничной программы свадьбы; выбор меню и свадебного торта.

Работа по подготовке и организации свадебного торжества начинается с подробнейшей консультации, на которой проговариваются все нюансы: от церемонии помолвки, венчания, выкупа невесты и других традиционных обрядов до возможного полета влюбленных на воздушном шаре или планере. Место проведения свадьбы особенно важно, т.к. от него полностью зависит красота и душевность свадебного торжества. Осуществляют программу свадебного мероприятия профессиональные конферансье, тамада, «звезда» музыкального или танцевального шоу, телеэкрана. Они помогают создать особенную атмосферу праздника.

Свадебный декор помещения, где будет проходить основная часть свадьбы, требует серьезного отношения. Он включает праздничное украшение цветами, оформление воздушными шарами или букетами из воздушных шаров, гелиевые цепочки, гирлянды, арки сердца и обручальных колец. Флористы внесут в атмосферу свадьбы аромат живых цветов (роз, лилий, ромашек, орхидей), составят напольные, настольные композиции и гирлянды, украсят прическу невесты и составят ее традиционный букетик.

Свадьба - праздник, самые радостные воспоминания о котором хочется сохранить на всю жизнь. Для этого сегодняшние технологии фото-, видео- и киносъемки предоставляют массу творческих возможностей от репортажа до фотосессий.

Культурная программа свадьбы также продумывается и тщательно организуется: заказ выступления цирковых артистов, танцевальных коллективов, фольклорных ансамблей, артистов варьете, джаз-банд, файер-шоу, экзотического шоу бабочек, голубей, дрессированных собачек, обезьянок и других животных в зависимости от гороскопа года брачующихся и гостей.

Финал любой свадьбы - это эффектный свадебный торт, подготовленный лучшими кондитерами, фейерверк с надписями невесты и жениха, горящими сердцами, свечки-фейерверки, дождевой спуск, огненные вертушки и др.

В результате проведенного анализа автор делает вывод о месте частного праздника в пространстве российской культуры повседневности. Следует сказать, что изолированность этих явлений друг от друга невозможна. Необходимо отметить наличие обязательного творческого подхода к организации и проведению торжеств; весьма существенной является также идея непрерывности и взаимосвязи историко-культурного наследия народов России и современности.

Литература

1. Луков М.В Культура повседневности. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/ Lukov_MV/

2. Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности: моногр. СПб., 2009. 232 с.

3. Юбилей. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

4. Бахтин М.М. Рабле в истории реализма. URL: http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_ 1946_stenogramma.shtml

5. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. СПб., 1995.

6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

7. Ляшок А.С. Карнавал как форма праздничной культуры: философско-культуроло-гический анализ. URL: http://newdissertation.com/page/order

References

1. Lukov M.V. Kul'tura povsednevnosti [Everyday culture]. URL: http://www.zpu-journal.ru/ e-zpu/2008/4/Lukov_MV/

№ 1 (60), 2016

и общество"

2. Makhlina S.T. Semiotika kul'tury povsednevnosti: monogr. [Semiotics of culture of everyday life: Monograph]. St. Petersburg, 2009. 232 p.

3. Jubilej. [Anniversary] https://ru.wikipedia.org/wiki, free

4. BakhtinM. Rable v istorii realizma [Rabelais in the history of realism]. URL: https://az.lib.ru/ b/bahtin_m_m/text_ 1946_stenogramma.shtml

5. Propp V. Russian agrarian holidays [Russian agricultural festivals]. St.-Petersburg, 1995.

6. Gurevich A.Ya. Kategorii srednevekovoj kul'tury [Categories of medieval culture]. Moskow, 1972.

7. Lyashok A. Karnaval kak forma prazdnichnoj kul'tury: filosofsko-kul'turologicheskij analiz [Carnival as a form of festive culture: philosophical and cultural analysis]. URL: https:// newdissertation.com/page/order.

УДК 008:37:053.2 Е.И. СПИЦЫНА

ДЕТСКОЕ ФОЛЬКЛОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ -ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ

КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

Спицына Елена Ивановна, аспирант Волгоградского государственного медицинского университета (Волгоград, пл. Павших Борцов, 1), преподаватель Саратовского областного колледжа искусств, Spitsyna.flena@yndex. ги

Аннотация. В статье обоснована необходимость внедрения этнокультурных материалов в образовательный и воспитательный процессы. Детское фольклорное воспитание рассмотрено как целенаправленная деятельность по осмыслению идеалов, ценностей и текстов национальной культуры. Освоение традиций народной культуры и фольклора детьми предстает основой гармоничного развития личности, важнейшим фактором обеспечения преемственности культуры.

Ключевые слова: традиционная народная культура, преемственность культурных традиций, фольклорное воспитание, фольклорные коллективы, фольклорная деятельность, творческая активность, гармоничное развитие детей.

UDK 008:37:053.2

E.I. SPITSYNA

CHILDREN FOLKLORE EDUCATION - FACTOR IN THE PRESERVATION AND CONTINUITY OF NATIONAL CULTURAL TRADITIONS

Spitsyna Elena Ivanovna, postgraduate student, Volgograd state medical University (Volgograd, the square of the Fallen Fighters, 1), the teacher of the Saratov regional College of arts, Spitsyna.flena@yndex.ru

Abstpact. The article substantiates the need for the introduction of ethnic and cultural materials in educational and training processes. Children's folk education is considered as a purposeful activity for the comprehension of ideals, values and texts of the national culture. The development of the traditions folk culture and folklore of children is the basis of the harmonious development of the individual, the most important factor in ensuring the continuity of culture.

Keywords: traditional folk culture, the continuity of cultural traditions, folk education, folk groups, folklore activity, creative activity, harmonious development of children.

Изменения, произошедшие в России ХХ века под влиянием индустриализации и урбанизации, нанесли удар традиционному наследию. Народная культура во многом утратила границы, которыми ее маркировали традиционная одежда, предметы быта, фольклор. Ряд фольклорных форм вышел из активного бытования. Системность народной культуры сменилась фрагментарностью. Как никогда ранее, остро стоит вопрос сохранения национального культурного своеобразия, этнической идентичности; воспитание гражданина, знающего и уважающего историю и культурное наследие своей Родины. Актуальной задачей, решаемой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.