Научная статья на тему 'Частные коллекции в музее Академии художеств. Живопись'

Частные коллекции в музее Академии художеств. Живопись Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1183
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / PRIVATE COLLECTIONS / ИМПЕРАТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ / IMPERIAL ACADEMY OF ARTS / МУЗЕЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ / ACADEMY OF ARTS MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Богдан Вероника-Ирина Трояновна

В статье дается обзор основных поступлений живописных произведений из частных коллекций с момента основания Академии художеств до 1917 года. Основной упор сделан на малоизвестных собраниях графов Г.В. Орлова, В.В. Мусина-Пушкина-Брюса, князя Е. Сапеги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Private Collections in the Academy of Arts Museum. Paintings

The article provides an overview of the main income of paintings from private collections since the founding of the Academy of Arts until 1917. The main emphasis is on the little-known collections of Counts G. Orlov, V. Musin-PushkinBruce, Prince E. Sapieha.

Текст научной работы на тему «Частные коллекции в музее Академии художеств. Живопись»

DOI 10.25712/ ASTU.2518-7767.2017.04.006

УДК 727.7:7/75

ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ В МУЗЕЕ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ. ЖИВОПИСЬ

Богдан Вероника-Ирина Трояновна Кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе Научно -исследовательского музея Российской академии художеств. Россия, г. Санкт-Петербург.

В статье дается обзор основных поступлений живописных произведений из частных коллекций с момента основания Академии художеств до 1917 года. Основной упор сделан на малоизвестных собраниях графов Г.В. Орлова, В.В. Мусина-Пушкина-Брюса, князя Е. Сапеги.

Ключевые слова: частные коллекции, Императорская академия художеств, музей Академии художеств.

Библиографическое описание для цитирования:

Богдан В.-И. Т. Частные коллекции в музее Академии художеств. Живопись / / Искусство Евразии. - 2017. - №4(7). - С. 87-97. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.04.006. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/870405/21/

Несмотря на то, что Академия художеств получила статус государственного учреждения при Екатерине II, ее художественное собрание в очень большой степени складывалось из произведений, входивших в состав частных коллекций [6]. Даже само ядро академического музея — сто картин, рисунков и гравюр европейских мастеров, переданные в 1758 году от И.И. Шувалова, являло вкусы одного или нескольких любителей изящных художеств. Следующим крупным даром, значительно обогатившим собрание Академии, были альбомы рисунков западноевропейских мастеров, завещанные ее президентом И.И. Бецким. Кроме того, согласно его воле, поступили «два шкафа, с гравированными антиками, весьма древними, и с редкими слепками изображений различных исторических лиц, сделанных по преимуществу французскими художниками» [8].

Согласно существовавшей традиции, выдающиеся современники, принимавшиеся в число почетных членов и почетных любителей, присылали в Академию художеств свой портрет, а некоторые дарили произведения искусства. В 1805 году композитор Д.С. Бортнянский передал две картины неизвестных итальянских художников XVIII века -«Триумф Венеры» [7] и «Альдобрандинскую свадьбу» (рис. 1), ныне входящие в состав новой постоянной экспозиции.

Аннотация

Рис. 1. Неизвестный итальянский художник XVIII века. Альдобрандинская свадьба. Копия с римской фрески, написанной с древнегреческого оригинала. Ватиканская библиотека. Холст, масло. Дар композитора Д.С. Бортнянского, почетного члена ИАХ. Фото: В. -И. Т. Богдан.

При президенте А.Н. Оленине шла систематизация коллекции, появился термин «Академический музеум». В начале 1830-х годов переданы картины из собрания графа Г.В. Орлова, произведения, секвестированные в имении князя Е. Сапеги, а в 1836 году — более 50 живописных работ из купленной государством картинной галереи графа В.В. Мусина -Пушкина-Брюса, поступивших в Академию художеств по повелению Николая I.

Девятнадцать картин мастеров голландской, итальянской, немецкой, французской школ из имущества покойного тайного советника графа Г.В. Орлова были приобретены Академией художеств на аукционе 1830 года. Приоритетными по значению специальная художественная комиссия сочла портреты кисти Тинторетто, Б. ван дер Хельста и Б. Деннера, пейзажи Я.-Ф. Хаккерта, Я. Ван Гойена, С. ван Рейсдаля, П.А. Шовена, А. Локателли и другие работы. В настоящее время в музее находится лишь «Вид Ариччи близ Рима» А. Теерлинка.

Несколько особняком в ряду частных коллекций, поступивших в академический музей, стоит собрание князя Е.К. Сапеги. Все имущество участника польского восстания 1830-1831 годов отошло в казну, а часть коллекции по воле Николая I была передана в Академию художеств. Опись картин, найденная автором статьи в архиве, дает весьма общее представление об этом фамильном собрании, от которого в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств не осталось никакого следа. Из пятидесяти трех произведений, размеры которых не указаны, в реестре насчитывается 11 копий с работ французского мариниста К.-Ф. Верне; живописные воспроизведения с П. Веронезе и Ф.М. Гране, известного мастера изображения церковных интерьеров, хранителя Лувра и Картинной галереи в Версале. Тридцать четыре картины были выполнены неизвестными живописцами итальянской, фламандской и французской школ; остальные принадлежали кисти фламандцев А.Ф. ван дер Мейлена, Т. Ромбоутса; голландцев Ф. де Мушерона и Т. Вейта. В состав собрания входили и одноколерные работы на медных досках на сюжеты баталий Александра Македонского с оригиналов Ш. Лебрена, написанных художником Ф. Смуглевичем.

Помимо картин в Академию художеств отослали рисунки «Жертвоприношение Авраама», «Вознесение на кресте змея Моисеем в пустыне», «Пейзаж с фигурами» неизвестных мастеров, более 600 эстампов, три барельефа (два из них на меди, один на дереве), мозаику

с изображением Девы Марии, гравированные доски и книги. Особенно многочисленным оказалось собрание эстампов — в него входили не только гравюры с произведений А. Ватто и Тициана, но и два тома «Видов римских зданий» Дж.Б. Пиранези, «Виды различных дворцов во Франции». В апреле 1833 года поступили пять книг с архитектурными чертежами

A. Палладио и одна с эстампами галереи Люксембургского дворца. Есть все основания надеяться, что в Научной библиотеке Академии художеств сохранилась хотя бы часть из того, что входило в прекрасное княжеское собрание.

В 1836 году академический музей обогатился частью коллекции дипломата графа

B.В. Мусина-Пушкина-Брюса, покупавшего картины во время пребывания в Королевстве обеих Сицилий. На родине он приобрел известность как меценат, и в 1830 году Академия художеств избрала его почетным членом. В последние годы жизни, в 1835-1836 годах, граф был председателем Общества поощрения художеств.

Картины из собрания Мусина-Пушкина-Брюса разместили в залах постоянной экспозиции на втором этаже по 3-ей линии [2]. Коллекция состояла из оригиналов и копий тех европейских живописцев, на изучение творчества которых Академия ориентировала будущих художников, — в основном, Рафаэля, живописцев болонской школы. «Каталог Высочайше пожалованных Академии картинам, бывшим в галерее покойного обер -шенка двора его императорского величества графа Мусина-Пушкина-Брюса, за исключением отправленных в Москву 75-ти картин» дает возможность судить о классических вкусах графа, в собрании которого доминировали картины итальянских мастеров XV—XVI веков флорентийской, венецианской, болонской школ (А. Карраччи, Гверчино, Доменикино, Бассано); копии с Рафаэля. В меньшей степени представлены фламандские, французские, голландские и немецкие живописцы XVII—XVIII столетий — в основном, натюрмортами. Сейчас из этого собрания в академическом музее находятся лишь две живописные копии с Рафаэля — неизвестного итальянского художника XVIII века «Святое семейство. Лоретская Мадонна» и «Мадонна с покрывалом. (Сон Иисуса)» (рис. 2) неизвестного художника начала XIX века.

Рис. 2. Неизвестный итальянский художник начала XIX века. Мадонна с покрывалом (Сон Иисуса). Копия с утраченного оригинала Рафаэля. Холст, масло. Из коллекции графа В.В. Мусина-Пушкина-Брюса. Фото: В.-И. Т. Богдан.

Однако наиболее крупным пополнением музея стала коллекция графа Н.А. Кушелева -Безбородко, завещанная им Академии художеств в 1860 году [ 3].

Щ "

Эг

т* >

4

Рис. 5. Неизвестный итальянский художник. Распятие. Холст, масло. Коллекция графа Н.А. Кушелева-Безбородко. Фото: В.-И. Т. Богдан.

Рис. 3. Д. Сегерес. Цветы на архитектурном украшении, в котором гнездо со щегленком. Холст, масло. Коллекция графа Н.А. Кушелева-Безбородко. Фото: В.-И. Т. Богдан.

Рис. 4. Неизвестный художник голландской школы XVII века. Женщина с яблоком. Холст, масло. Коллекция графа Н.А. Кушелева-Безбородко. Фото: В.-И. Т. Богдан.

Рис. 6. Р. -Г.Бах. Портрет графа Н.А. Кушелева-Безбородко. 1863. Бюст. Гипс. Фото: В.-И. Т. Богдан.

По наследству Николаю Александровичу досталась небольшая часть знаменитого фамильного собрания, куда входили два полотна П. Рубенса «Вознесение Богоматери на небо» и «Волчья травля»; широко известное произведение Я. Йорданса «Король пьет», а также нескольких исключительно ценных картин — «Дама пьет из рюмки, подле нее сидит кавалер» Г. Терборха, «Внутренность голландской таверны» А. ван Остаде, «Скот на пастбище» А. ван де Велде, «Голова девочки» Ж.-Б. Греза, «Приморский грот» К.Ж. Верне. Кроме того, граф стал обладателем большого количества картин неизвестных художников. Но он продолжал собирать, приобретя за несколько лет более 250 полотен современных французских, бельгийских, немецких мастеров. Именно эта часть его коллекции была признана наиболее ценной для художников. На произведения П. Делароша, Диаза де ла Пенья, Э. Делакруа, Ш. Добиньи, Г. Курбе, Ж.Л. Жерома, Ж. -Б.К. Коро, Ж.-Л.Э. Мейссонье, Ж.-Ф. Милле, Т. Руссо приходили смотреть не только ученики, но и зрелые мастера. Полотна Кушелевской галереи, разместившиеся в специально отведенных для нее залах, впоследствии отданных под нужды академической библиотеки, копировали Ф.А. Васильев, И.Е. Репин, А.А. Рылов и др. После 1917 года Кушелевскую галерею ждала та же судьба, что и основное собрание музея.

Интересной страницей истории Академии художеств является период, начавшийся в 1843 году назначением на пост президента Академии художеств герцога Максимилиана Лейхтенбергского, супруга великой княгини Марии Николаевны [4]. Прекрасно образованный, с развитым художественным вкусом и широким кругозором, герцог был владельцем одной из лучших частных коллекций в Европе. Перевезенная из Германии, она занимала специально отведенные под нее залы в Мариинском дворце. В 1851 году, под покровительством герцога Лейхтенбергского и по его инициативе, впервые в России, в Академии прошла «Художественная выставка редких вещей, принадлежащих частным лицам». На ней были показаны не только картины, скульптуры, предметы прикладного искусства из крупнейших столичных собраний Строгановых, Шуваловых, Лобановых-Ростовских, Мусиных-Пушкиных, но и из скромных частных коллекций петербуржцев. Она стала событием в культурной жизни и привлекла внимание к изучению феномена частных собраний. Великая княгиня Мария Николаевна, сменив герцога на посту президента Академии, через десять лет устроила выставку раритетов из императорских дворцов и частных коллекций, также носившую благотворительный характер. Был издан «Указатель собранию картин и редких произведений художества, принадлежащих членам Императорского дома и частным лицам Петербурга. (Выставка 1861 года)» (СПб., 1861).

Можно предположить, что огромный рисунок Дж. Босси (рис. 7), представляющий собой копию-реконструкцию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, хранящийся в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств, экспонировался либо на одной из вышеуказанных выставок, либо попал в Академию в 1884 году в составе остальной части собрания. Судьба распорядилась так, что наследники были вынуждены продать Мариинский дворец, и герцог Николай Максимилианович решил передать коллекцию в Академию «на время его жизни». Его сыновья, князья Николай и Георгий Романовские, настояли на возврате коллекции, которая впоследствии была вывезена из России.

Рис. 7. Дж. Босси. Тайная вечеря. 1807. Картон к живописной копии-реконструкции фрески Леонардо да Винчи в церкви Санта-Мария дела Грацие в Милане. Бумага на холсте, итальянский карандаш, уголь, белила. Фрагмент. Из собрания герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Фото: В.-И. Т. Богдан.

В конце XIX — начале XX вв. академический музей продолжал расти как за счет единичных даров, так и личных собраний. В августе 1884 года княжна Людмила Владимировна Шаховская передала унаследованную коллекцию картин, принадлежавших тайному советнику Александру Владимировичу Плетневу. Как писали «Художественные новости», небольшое собрание из 54 произведений состояло из двух -трех картин старинной живописи, нескольких копий, а также из более или менее любопытных работ русских и иностранных художников.

В 1885 году Советом Академии принято решение о передаче из музея Императорской академии художеств картин русской и европейских школ в провинциальные музеи. Это касалось коллекций А. Базилевского и А. Плетнева, большую часть которых предполагалось отослать в Одесское общество любителей искусств, Рижскую городскую картинную галерею, Виленский публичный музей, Радищевский музей в Саратове.

В отчете Императорской академии художеств за 1883-1884 учебный год упомянуто, что ее художественное собрание вновь увеличилось. По духовному завещанию поступила коллекция из 53 картин обер-гофмейстера, действительного тайного советника Виктора Александровича Бибикова (1807-1883). Проживавший в квартире, находившейся в доме великого князя Константина Николаевича, Бибиков, будучи близок этой семье, оставил в дар великому князю Константину Николаевичу картину В. ван дер Вельде «Морской вид», а его сыну, великому князю Константину Константиновичу, — бронзовые скульптуры П.К. Клодта (бюст императора Николая Павловича и пять лошадей).

В ноябре 1884 года, после тщательного осмотра коллекции, Совет Академии принял решение распределить картины по городским музеям и специальным школам, но только на правах пользования.

Одной из коллекций, пополнивших музей в начале XX века, стало собрание М.Н. Никонова, оставленное им П.Л. Вакселю [1; 5]. Платон Львович поступил как истинный коллекционер: около 60 картин, этюдов, акварелей и скульптур в 1902 году он передал Академии художеств, а 38 картин — училищу живописи, ваяния и зодчества при Московском художественном обществе. В 1903 году Академия художеств в знак признательности избрала Вакселя своим действительным членом.

Рис. 8. Ф. Прадилла. Живописный уголок. Дерево, масло. Из коллекции М.Н. Никонова.

Фото: В.-И. Т. Богдан.

Собрание Никонова состояло из картин небольшого размера, иногда выполненных на дереве. В основном это были пейзажи и жанровые сцены современных испанских, итальянских и русских художников; немного французов и немцев. Среди наиболее известных — испанцы Хосе Вильегас и Франсиско Прадилла (Прадилья), в разное время возглавлявшие музей Прадо и Испанскую академию изящных искусств в Риме; живописец и архитектор Хосе Гальегос, ученик Ф. Мадрацо; братья Хуан Пабло и Аугусто Салинас; итальянцы Алессандро ла Вольпе и Лодовико Премацци; немцы Франц Ленбах и Карл Кронбергер. Русская живопись второй половины XIX века представлена этюдами И.Е. Репина, Г.И. Семирадского, С.В. Бакаловича, Ф.А. Бронникова, А.А. Харламова, К.Е. Маковского, И.И. Шишкина, М.К. Клодта.

Вместе с картинами Никонова, Ваксель передал и ряд принадлежавших лично ему произведений: полотно Х. Эспины, акварели Х. Гальегоса и А. Риццони, картон к портрету Марчеллы Зембрих Франца Ленбаха (в каталоге он пометил, что это вещь из собрания Вакселя и Ю.Е. Полуянского).

В настоящее время в музее Академии художеств удалось выявить лишь две работы из числа подаренных Вакселем. Это две небольшие по размеру, выполненные на дереве картины испанских мастеров: «Уличная сцена. (Фруктовая лавка)» (дерево, масло, 41х24) Х.П. Салинаса, приобретенная у автора в Риме в 1893 году, и «Живописный уголок в понтийских болотах — Террачина Фонди» (1895; дерево, масло, 62х24. Рис. 8), написанная с натуры Ф. Прадиллой. Как и остальные экспонаты музея, эти две работы, отличающиеся

живописностью и мастерством исполнения, при его расформировании в 1920-1930-х годах покидали стены Академии, но затем были возвращены.

Имя Владимира Эммануиловича (Вольдемара Эммануила) фон Краузольда (Woldemar von Krausoldt, 1826-1906) сейчас практически неизвестно даже исследователям истории Академии художеств [9]. Между тем, его коллекция европейской и русской живописи, попавшая в начале XX века в музей Академии художеств, была настолько значимой, что стала продолжением Кушелевской галереи.

Единственный источник, в котором упоминается о коллекции Краузольда, — академические журналы и отчеты. К сожалению, в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств не удалось выявить ни одного произведения из этого собрания. По сведениям Т.Д. Исмагуловой, исследователя рода Зубовых и истории Зубовского института, коллекция Краузольда скорее всего была составлена в Петербурге в годы, когда П.А. Зубов, с которым дружил Краузольд, сам покупал на выставках картины для особняка на Исаакиевской площади, 5.

28 марта 1907 года в Академию художеств обратилась госпожа София Александровна Резвая, супруга генерал-лейтенанта, сообщив, что ей и Луизе Александровне Поповой перешла по наследству от умершего дяди В.Э. Краузольда значительная коллекция картин, которую он собирал с любовью в течение многих лет. Поэтому предлагалось освободить комнату в три окна, соседствующую с Кушелевской галереей, в которой на тот момент располагался кабинет хранителя музеев (его пришлось перенести в Пименовский зал). Размеры помещения как раз позволили разместить в нем всю коллекцию.

Судя по «Указателю..» [9], собрание состояло преимущественно из жанровых сцен и пейзажей художников XIX века французской, немецкой и голландской школ: А. Калама, Ф. фон Дефреггера, Дж. Джиганте, Э.-Л. Изабэ, Б.К. Куккука, Г. Макса, Э.Ж. Вербукховена. Их творчество и ранее было представлено в академическом музее. Весьма представительным был состав имен русской школы — И.К. Айвазовский, К.П. Брюллов, А.П. Боголюбов, барон М.К. Клодт, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин. Эта коллекция стала последним крупным частным собранием, поступившим в музей Императорской академии художеств.

В 1920-1930-е годы воля бывших владельцев частных коллекций была проигнорирована, музей был закрыт и расформирован. Наиболее ценные экспонаты в несколько этапов передавались не только в Эрмитаж и Русский музей, но и в самые отдаленные музеи страны. При передаче зачастую терялись имена авторов, так что в наши дни бывает трудно восстановить историю бытования картин. Некоторые произведения были проданы на происходивших по распоряжению советского правительства эрмитажных распродажах.

Подводя итог, можно сказать, что именно благодаря частным пожертвованиям Академия художеств к 1917-му году обладала хорошим и разносторонним собранием, позволявшим будущим художникам получать в ее стенах основы мастерства и воспитывать вкус, необходимый творцу.

1. Богдан В.-И.Т. Дар П.Л. Вакселя // Мир музея. - 2003. - № 3. - С. 22-23.

2. Богдан В.-И.Т. Коллекция графа В. В. Мусина-Пушкина-Брюса в музее Академии художеств // Невский архив. Историко-краеведческий сборник. VI / Балтийский Гуманитарный фонд. - СПб., 2003. - С. 290-305.

Литература

3. Богдан В.-И.Т. Род Кушелевых-Безбородко // Антикварное обозрение. — 2011. — № 3. - С. 22-31.

4. Богдан В.-И.Т. Собрание герцога Лейхтенбергского в музее Академии художеств // Немцы в России. Встречи на перекрестке культур. — СПб., 2011. — С. 52-60.

5. Богдан В.-И.Т. Собрание М. Н. Никонова в музее Академии художеств // Судьбы музейных коллекций / Материалы VII Царскосельской научной конференции. Гос. музей-заповедник «Царское Село». — СПб., 2001. — С. 336-347.

6. Богдан В.-И.Т. Частные коллекции, поступившие в музей Академии художеств в XIX — начале XX века // Материалы конференции, посвященной итогам научной работы за 2001 год / НИМ РАХ. — СПб., 2001. — С. 3-10.

7. Богдан В.-И.Т. Канон красоты по Рафаэлю. Эпоха Рафаэля и русская художественная школа: каталог выставки / НИМ РАХ. Генеральное консульство Италии в Санкт-Петербурге. Итальянский институт в Санкт-Петербурге. — СПб., 2008. — № 25. — С. 36.

8. Музей Академии художеств. Страницы истории. 1758-1990-е годы /Авторы составители: Целищева Л.Н., Литовченко Е.Н., Богдан В.-И.Т. — СПб., 2009. — С. 14.

9. Указатель собрания картин Владимира Эммануиловича Краузольда, принесенных в дар Императорской академии художеств Софией Александровной Резвой // Картинная галерея Императорской академии художеств. — СПб., 1908.

Статья поступила в редакцию 16.08.2017 г.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.04.006

PRIVATE COLLECTIONS IN THE ACADEMY OF ARTS

MUSEUM. PAINTINGS

Bogdan Veronica Irina

PhD (Art History), Vice Director for Research work, Scientific Research Museum of the Russian Academy of Arts. Russia, St. Petersburg.

Abstract

The article provides an overview of the main income of paintings from private collections since the founding of the Academy of Arts until 1917. The main emphasis is on the little-known collections of Counts G. Orlov, V. Musin-Pushkin- Bruce, Prince E. Sapieha.

Keywords: private collections, Imperial Academy of Arts, Academy of Arts Museum.

Bibliographic description for citation:

Bogdan V.-I. T. Private Collections in the Academy of Arts Museum. Paintings. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2017, No 4(7), pp. 87-97. Available at: https://readymag.com/u50070366/870405/21/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.04.006. (In Russian).

References

1. Bogdan V.-I.T. [The gift of P.L. Waxel]. Mir mu%eya — The world of museum, 2003, No 3, pp. 2223.

2. Bogdan V.-I.T. [Collection of count V. V. Musin-Pushkin-Bruce in the Museum of the Academy of arts]. Nevskii arkhiv. Istoriko-kraevedcheskii sbornik. VI [The Nevsky archive. Historical and ethnographic collection. VI]. St. Petersburg, 2003, pp. 290-305.

3. Bogdan V.-I.T. [Family of Kushelevs-Bezborodko]. Antikvarnoe obo%renie — Antiquarian Review, 2011, No 3, pp. 22-31.

4. Bogdan V.-I.T. [Collection of the Duke of Leuchtenberg in the Museum of the Academy of Fine Arts]. Nemtsy v Rossii. Vstrechi na perekrestke kul'tur [Germans in Russia. Meeting at the crossroads of cultures]. St. Petersburg,, 2011, pp. 52-60.

5. Bogdan V.-I.T. [Collection of M. N. Nikonov in the Museum of the Academy of Arts]. Sud'by muzeinykh kollektsii / Materialy VII Tsarskosel'skoi nauchnoi konferentsii [Destinies of museum collections. Proceedings of the VII Tsarskoye Selo Scientific Conference]. St. Petersburg, 2001, pp. 336-347.

6. Bogdan V.-I.T. [Private collections received by the Museum of the Academy of arts in the XIX — early XX century]. Materialy konferentsii, posvyashchennoi itogam nauchnoi raboty %a 2001 god. Nauchno-issledovatel'skii mu%ei Rossiiskoi akademii khudo%hestv [Proceedings of the conference on the results of scientific work for 2001. Research Museum of the Russian Academy of arts]. St. Petersburg, 2001, pp. 3-10.

7. Bogdan V.-I.T. Kanon krasoty po Rafaelyu. Epokha Rafaelya i russkaya khudo%hestvennaya shkola: katalog vystavki [The beauty canon by Raphael. Epoch of Raphael and the Russian Art School: exhibition catalog. Research Museum of the Russian Academy of arts]. St. Petersburg, 2008, No 25, p. 36.

8. Tselishcheva L.N., Litovchenko E.N., Bogdan V.-I.T. Mu%ei Akademii khudo%hestv. Stranitsy istorii. 1758-1990-e gody [Museum of the Academy of Arts. Pages of history. 1758-1990-ies]. St. Petersburg, 2009, p. 14.

9. Ukazatel' sobraniya kartin Vladimira Emmanuilovicha Krauzol'da, prinesennykh v dar Imperatorskoi akademii khudozhestv Sofiei Aleksandrovnoi Rezvoi [Index of the paintings collection by Vladimir Emmanuilovich Krausold, brought as the gift to the Imperial Academy of Arts by Sofia Alexandrovna Rezvaya]. Kartinnaya galereya Imperatorskoi akademii khudozhestv [Art Gallery of the Imperial Academy of Arts]. St. Petersburg, 1908.

Received: August 16, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.