Научная статья на тему 'Частно-государственное партнёрство как механизм модернизации экономики территорий: теоретико-методологические основы'

Частно-государственное партнёрство как механизм модернизации экономики территорий: теоретико-методологические основы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
558
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / MODERNIZATION / INTERACTION MODELS / INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ускова Тамара Витальевна

В статье рассмотрены вопросы организации взаимодействия государства с бизнесом как важнейшего условия модернизации экономики. Обосновывается, что одной из его форм является государственно-частное партнёрство (ГЧП). Представлен опыт стран Центральной и Восточной Европы, а также Вологодской области – одного из регионов Российской Федерации – по реализации инвестиционных проектов в рамках ГЧП. Показана роль государства в повышении эффективности партнёрства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ускова Тамара Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-private partnership as the mechanism of the territories economic modernization: theoretical and methodological foundations

The article dwells on the issues concerning state-business interaction essential to economic modernization, defining public-private partnership (PPP) as one of its forms. The article describes the experience of Central and East European countries, as well as of the Vologda Oblast, which is one of the regions of the Russian Federation, with regard to the implementation of investment projects within the PPP framework. The role of the state in improving partnership efficiency is revealed.

Текст научной работы на тему «Частно-государственное партнёрство как механизм модернизации экономики территорий: теоретико-методологические основы»

От редакции

Л

Ш 1

УСКОВА

Тамара Витальевна доктор экономических наук, доцент, зам. директора, зав. отделом ФГБУН ИСЭРТ РАН tvu@vscc.ac.ru

УДК 338.2 ББК 65.050.1

© Ускова Т.В.

ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ТЕРРИТОРИЙ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

В статье рассмотрены вопросы организации взаимодействия государства с бизнесом как важнейшего условия модернизации экономики. Обосновывается, что одной из его форм является государственно-частное партнёрство (ГЧП). Представлен опыт стран Центральной и Восточной Европы, а также Вологодской области - одного из регионов Российской Федерации - по реализации инвестиционных проектов в рамках ГЧП. Показана роль государства в повышении эффективности партнёрства.

Государственно-частное партнёрство, модернизация, модели взаимодействия, инвестиционные проекты.

Глобализация мировой экономики, усиление конкуренции между государствами требуют принципиально нового подхода к определению перспектив развития страны, переводят задачу её модернизации в разряд наиболее актуальных.

Суть стратегии модернизации состоит в создании механизмов, обеспечивающих инновационное развитие на базе использования конкурентных преимуществ страны, главные из которых - богатые природные ресурсы, огромная территория и население. Для того чтобы воспользоваться этими преимуществами, необходимо сформировать институциональную среду, благоприятную для развития бизнеса и некоммерческих организаций, нацеленных на деятельность по созданию общественного богатства. Усилия государства следует сосредоточить на опережающем развитии производственно-финансовой, научно-образовательной, информационной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечивающих

максимально полное использование как ресурсных и территориальных преимуществ, так и творческого потенциала населения. При этом необходимо учитывать тот факт, что только стратегия модернизации позволяет в полной мере развивать и реализовывать творческий потенциал населения страны и обеспечивать освоение территории, отвечающее современным стандартам качества жизни [13].

В широком понимании модернизацию следует рассматривать как формирование сильной в экономическом, политическом, военном, научном и иных отношениях страны при росте благосостояния её населения. При этом важно учитывать нелинейность развития, положительную роль некоторых национальных традиций социальной эволюции, влияние на общественное развитие эндогенных и экзогенных факторов, вариативность развития социальных структур в условиях одной системы, возможность прерывности социального развития и усиливающуюся зависимость результатов от реальных действий основных акторов [6].

В числе наиболее важных факторов, определяющих перспективы модернизации Российской Федерации, - особенности её социально-экономического пространства. Многие свойства и специфика России обусловлены географическим положением и многовековым историческим наследием: огромная территория и её периферийное положение в Европе, суровые климатические условия и низкая плотность населения на большей части территории, этнокультурное разнообразие, значительные расстояния между местами сосредоточения природных ресурсов, населения и интенсивной хозяйственной жизни.

Одним из важнейших условий модернизации экономики выступает развитие эффективных институтов взаимо-

действия государства и бизнеса, которое позволяет увеличивать темпы роста экономики, повышать эффективность бюджетного сектора, науки и образования с точки зрения соответствия потребностям развития экономики, снижать издержки при реализации инфраструктурных проектов. Наряду с этим такое сотрудничество обеспечивает повышение качества и доступность социально-экономической инфраструктуры, капитала, рабочей силы, технологий, а также способствует развитию кооперационных связей, содействует экспорту и привлечению иностранных инвестиций.

Взаимодействие бизнеса и власти является важным индикатором состояния общества в целом. Отношения между ними влияют на характер власти, стиль и технологии управления. Выделяют четыре базовых модели этого взаимодействия.

Идеальная (теоретическая) модель:

воссоздаёт взаимодействие государства и бизнеса в условиях идеальной рыночной среды.

Национальная модель: отображает общие черты взаимодействия государства и бизнеса, сложившиеся в стране в результате эволюции реальной практики государственного строительства, развития бизнеса и их сотрудничества.

Нормативная модель: характеризует взаимодействие государства и бизнеса, которое сложилось в стране на основе опыта, установленных норм и правил.

Реальная институциональная модель: свидетельствует о реальном взаимодействии государства и бизнеса, свойственном определённой территории.

В рамках той или иной модели между субъектами происходит взаимовыгодный обмен ресурсами. Как власть, так и бизнес обладают ресурсами, доступ к которым может быть полезен и выгоден другой стороне. Государство располагает эконо-

Финансовый ресурс I Экспертный ресурс I Инновационный ресурс

тз

<

*

ч

<

■о

■о

ф

о

<

■о

о

X

В)

а

г

о

Хз

Ф

Ь

о>

■о

ф:

О

*

О

я

и

0)

5

г

о

Ф

Я

ь

0)

о

а\

5

(0

X

ф

о

0)

Л ТЗ со <п о о Я << К *тЗ

X

0 н

1 о Е

О)

Д

К

Дс

С

ж

о

*

о

у

2

К

м

03

М

СО

н

о

м

о

0

1 о оэ о » К X ш

я

0

1 о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕЕ о

д к

К -

к

I I о оэ £ ■ § -в-

а\

К

со

Д

СО

о

н

д

оэ

1 0-

2 Д

I

1 0-

2 Д

2 Д д

СО

о Я

д 2 д

я ~ Я

к ° * Д ►в- Н о к

О 04 « 2 „Я

СО

ш Я о □

О)

>73 2 у а д

0

1 д

Ег у

ТЗ Д О

у ° н

3. 03 Я

СТ 1_ -■< (Т)

СО _.

|1 И

сл У

ЕГ ►тз ►Д' ^

^ Д

I О):

"73

5 О *ТЗ Н

У, и

■ о

I

I

0 ]

д

у

п

н

1 о

СО

,—<

"П о

нС ¿2

^ у

"73

'З п

У Н

Д оэ о" (П д; д д о

"ТЗ

►1

<

¡и

л

СО

п

я

д

2

Д

2

Д

I

д

п

н

2 тз ■<; тз д н *тз у

1э м пз к Дс Н о д

та

о

п

ь

О)

^ 1э Д Д У О) О) (П

н

03

^ Н Ъ Д р ^

„ я 2

2х у м

Д N3

со Д

О)

п О _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

» >б ®

' 2

я у

03

►в“ СО:

О Ь сг

» I

Сл) ср

О й) ^

а* Д ^

£ 2 у

со о со

Т.В. Ускова. Частно-государственное партнёрство как механизм модернизации экономики..

Исследование теоретико-методологических основ позволяет заключить, что единой точки зрения на определение ГЧП как особого механизма взаимодействия власти и бизнеса нет.

Одни рассматривают ГЧР как институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг [1].

Другие видят в ГЧП соглашение между двумя и более сторонами кооперировать усилия по достижению общих (или совместимых) целей, среди которых можно назвать ответственность, власть, ресурсы, риски и, в идеале, выгоды от реализуемого проекта [4].

Третьи полагают, что ГЧП - это любые средне- или долгосрочные взаимоотношения между государственным и частным сектором, основанные на разделении рисков и доходов, объединении профессиональных знаний и совместном финансировании и служащие достижению определённых политических результатов [7].

Четвёртые утверждают, что ГЧП -это средне- или долгосрочное сотрудничество между общественным и частным сектором, в рамках которого происходит решение политических задач на основе объединения опыта и экспертизы нескольких секторов и разделения финансовых рисков и выгод [5].

При всём разнообразии определений под ГЧП чаще всего понимается взаимовыгодное средне- и долгосрочное сотрудничество между государством и бизнесом, реализуемое в различных формах (от контрактов на выполнение работ, акцио-

нирования до консультаций государства и бизнес-ассоциаций) и ставящее своей целью решение политических и общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях.

Государство представляет собой институт развития, основные цели которого - осуществление деятельности по развитию инфраструктуры и поддержке инноваций. В роли частного партнёра выступает российское или иностранное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, объединение юридических лиц, осуществляющее деятельность на основании соглашения.

В мировой практике сложилось множество разнообразных моделей, форм, типов и вариантов реализации партнёрских отношений между государством и бизнесом. Наиболее распространёнными формами ГЧП являются контракты, договоры аренды, в том числе в форме лизинга, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия.

Частно-государственное партнёрство предполагает заключение коммерческих контрактов между органами государственной или местной власти и частными компаниями в сфере разработки, строительства, финансирования и работы объектов общественной инфраструктуры, а также предоставления услуг, которые традиционно принадлежали к государственному сектору.

Данная модель сотрудничества применяется в различных отраслях: транспорте, здравоохранении, водоснабжении, образовании и т. д. Она предполагает либо партнёрство между государственной властью и частными компаниями исключительно на основании контракта, либо создание компании для реализации проекта путём вовлечения как государственного, так и частного секторов [3].

Основная форма ГЧП - реализация совместных инвестиционных проектов. В последние годы в Центральной и Восточной Европе отмечается устойчивая тенденция к росту количества больших инвестиционных проектов, реализуемых с использованием схем частно-государственного партнёрства (ЧГП).

Первые проекты в рамках ЧГП появились на указанных территориях в начале 1990-х гг. Вместе с тем, по мнению экспертов [9], в большинстве стран использование данной схемы сотрудничества находится на относительно ранней стадии становления. Примерами ЧГП в разных странах могут служить следующие.

Венгрия: программы ЧГП затрагивают широкий спектр объектов и услуг: студенческие общежития, спортивные сооружения, железные дороги, автомагистрали, тюремную службу, отходы, сточные воды и проекты городского строительства.

Хорватия: механизм ЧГП находит

отражение в проектах автомагистралей, а также в проекте строительства станции водоочистки в Загребе. Несколько новых проектов находятся в стадии реализации.

Польша: участок автострады А2 и участок «Гданьск-Торун» автострады А1 были построены с использованием меха-

низма ЧГП. Несколько других проектов в сфере железнодорожного и автодорожного строительства находятся в процессе разработки.

Румыния: Бухарестские водоочистные сооружения и станции по очистке сточных вод переданы в концессию, но большинство других проектов - главным образом по строительству дорог, а также некоторые проекты в сфере здравоохранения - находятся в стадии проведения тендеров.

Словакия: примером разработки

пилотного проекта ЧГП является автострада D1.

Следует отметить, что и в субъектах РФ реализуются инвестиционные проекты на принципах государственно-частного партнёрства. Примером может служить инвестиционный проект «Индустриальный парк «Шексна», направленный на диверсификацию экономики Вологодской области на основе создания современных высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью, увеличения поступлений в бюджеты всех уровней и производства продукции стройиндустрии для обеспечения роста жилищного строительства. Характеристика проекта представлена в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика инвестиционного проекта «Индустриальный парк «Шексна» [10]

Вид деятельности Объём инвестиций Содействие субъектам индустриального парка Налоговые льготы Затраты резидентов на «вхождение» в индустриальный парк

Глубокая металлопе-реработка Стройиндустрия Производство автомобильных компонентов Инвестиции в инфраструктурные объекты капитального строительства в индустриальном парке «Шексна» - 60 млн. долларов Инвестиции в объекты социальной и административной инфраструктуры вокруг парка - 15 млн. долларов Корпоративная инфраструктурная поддержка Наличие стабильного налогового законодательства Централизованная внутренняя система управления и эксплуатации Оперативное разрешение возникающих споров Освобождение от уплаты (на 5 лет) налога на имущество организаций (2,2% от стоимости имущества) и транспортного налога Снижение ставки (на 5 лет) налога на прибыль на 4,5% Плата за технологическое подключение к инженерным инфраструктурам -0 руб. Стоимость аренды земли - от 4 руб. за 1 кв. м Стоимость выкупа земли - от 10 руб. за 1 кв. м

Ещё один инвестиционный проект, реализуемый на принципах частно-государственного партнёрства, - «Развитие льняного комплекса Вологодской области путём межотраслевой и межтеррито-риальной кооперации», направленный на создание льняного кластера, объединяющего усилия льносеющих хозяйств, предприятий первичной переработки, льнокомбината при поддержке Правительства Вологодской области (табл. 2).

Что касается взаимодействия бизнеса и власти в вопросах поддержки и развития малого и среднего бизнеса, то с 2006 года в Вологде работает БУ ВО «Бизнес-инкубатор», его представительства открыты в восьми районах области. Основной задачей этого учреждения является оказание комплекса необходимых услуг для поддержки предпринимателей и малых предприятий, деятельность которых направлена на развитие новых конкурентоспособных товаров и услуг, инновационных технологий.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что реализация проектов, основанных на взаимодействии органов власти и бизнеса, - это важный шаг на пути устранения инфраструктурных ограничений роста, создания новых либо модернизации (технического, технологического обновления) существующих производств, формирования новых векторов, способствующих повышению уровня соци-

ально-экономического развития регионов, расширения спектра и повышения качества услуг.

Участие бизнеса в проектах государственно-частного партнёрства осуществляется в целях создания, реконструкции, модернизации и (или) эксплуатации объектов общественной (социальной) инфраструктуры:

• природных ресурсов (полезные ископаемые, растительные, животные ресурсы);

• экономической инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, трубопроводный транспорт, искусственные транспортные сооружения, энергетические предприятия и линии электропередачи, гидротехнические системы, морские, речные и воздушные порты, линии связи и коммуникации, информационные системы и т. п.);

• объектов, обслуживающих сферу материального производства (объекты сферы здравоохранения, образования, культуры, туризма);

• объектов сферы общественных услуг (общественный транспорт, городское хозяйство, коммунальные услуги, зоны производства общественных работ, разного рода местные службы, в т. ч. социальные (занятости, профессиональной подготовки и набора рабочей силы, обустройства мигрантов и т. п.), объекты экологии и др.);

Таблица 2. Характеристика инвестиционного проекта «Развитие льняного комплекса Вологодской области путём межотраслевой и межтерриториальной кооперации» [2]

Инвестиционный бюджет Срок окупаемости Ожидаемые результаты

Общая стоимость - 9,8 млрд. руб. В том числе Средства областного бюджета -2,0 млрд. руб. Собственные средства и средств инвестора - 2,2 млрд. руб. Средства государственного финансового института развития -5,6 млрд. руб. 10 лет - увеличение общего объёма выпуска товарной текстильной продукции до 8,3 млрд. руб. в год; - выпуск готовых тканей до 43,5 млн. кв. м в год; - прибыль более 2 млрд. рублей; - увеличение площадей посева льна до 20 тыс. га; - валовой сбор льносемян до 4 тыс. тонн, льноволокна - до 34 тыс. тонн; - создание около 3000 новых рабочих мест; - рост заработной платы более чем в 4 раза; - повышение производительности труда более чем в 10 раз и т. д.

• объектов государственного и муниципального управления;

• иных объектов общественной (социальной) инфраструктуры.

Масштабы передачи правомочий собственника частному предприятию зависят от избранной правовой формы партнёрства.

Разнообразие механизмов, форм и методов государственно-частного партнёрства позволяет достаточно широко использовать возможности частного капитала в решении государством многих проблем, связанных с общественным интересом, в том числе в вопросах модернизации экономики.

В сфере партнёрства с частным бизнесом регулирующая роль государства охватывает три основных направления:

1. Выработку стратегии и принципов, на которых действуют отношения бизнеса с обществом в целом и с публичной властью.

2. Формирование институциональной среды для разработки и реализации партнёрских проектов.

3. Организацию и регулирование партнёрских отношений с бизнесом, разработку его форм, методов и механизмов.

Расширить партнёрство бизнеса и власти возможно путём обеспечения комфортных условий для развития предпринимательской среды. Как показывает практика, этому способствуют:

- создание необходимой социальной и инженерной инфраструктур;

- оказание финансовой поддержки (предоставление налоговых льгот, финансирование проектов, содействие в получении средств, например, залогов, займов, выступление в качестве их гаранта и т. д.);

- консультирование по различным сопутствующим вопросам (например, по правовому обеспечению учреждения и функционированию предприятий);

- привлечение инвестиций на территорию, помощь в поиске рынков сбыта и налаживании производственно-технологических связей, а также в технологической модернизации, создании новых продуктов, проведении исследований, разработок;

- предоставление ряда услуг, производимых государственными институтами (например, возможность использования структуры профессиональной подготовки);

- развитие кооперации и интеграции с целью преодоления «распылённости» мелких хозяйств и повышения их эффективности;

- создание базы достоверной информации о регионе, муниципалитете с целью привлечения организаций коммерческого сектора, инвесторов, которые работают или хотят развивать бизнес на данной территории [12].

Наряду с реализуемыми мерами, стимулирующими бизнес к эффективному инвестированию, очень важны и практические шаги по развитию институтов частно-государственных консультаций, формированию планов партнёрства, расширению активности общероссийских, отраслевых и региональных объединений предпринимателей. Исходя из этого, партнёрские отношения между государством и бизнесом следует развивать как на территориальном (региональном, муниципальном), так и отраслевом уровнях.

Важным условием развития ГЧП выступает решение ряда организационных вопросов [8]:

Во-первых, это - расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам путём запуска механизма инвестирования средств инвестиционного фонда, увеличения капитала банков развития, предоставления государственной под-

держки формированию венчурных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоёмкие проекты, повышения эффективности механизмов содействия лизингу.

Во-вторых, разработка долго- и среднесрочных программ функционирования институтов развития экономики, таких как инвестиционные, венчурные и гарантийные фонды, крупные инвестиционные банки и госкорпорации, институты поддержки малого и среднего предпринимательства и т. п.; совершенствование их деятельности.

В-третьих, развитие информационнометодического инструментария взаимодействия бизнес-структур и органов власти в части формирования нормативно-правовой базы, способствующей эффективному развитию взаимоотношений бизнеса и власти, консультирования органов государственного и муниципального управления по вопросам организации проектов партнёрства бизнеса и власти, разработки методологии организации и управления проектами ГЧП органами государственного и муниципального управления, информационного обеспечения рынка проектов ГЧП, в том числе ведение базы данных проектов ГЧП (готовящихся, реализуемых, реализованных), мониторинга и распространения наиболее эффективной практики деятельности объединений работодателей и органов исполнительной власти в области повышения конкурентоспособности экономики, конкурсное софи-нансирование реализуемых ими проектов, участия в формировании и отборе программ повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления по вопросам организации и управления проектами ГЧП.

Развитию сотрудничества бизнеса и власти в сфере модернизации экономики

на отраслевом и региональном уровнях будет способствовать реализация следующих задач:

- преодоление инфраструктурных ограничений экономического роста;

- развитие высокотехнологичных производств обрабатывающей промышленности и агропромышленного комплекса;

- поддержка экспорта высокотехнологичной продукции промышленного назначения;

- раскрытие инновационного и производственного потенциалов малого и среднего предпринимательства.

Решение данных задач возможно посредством формирования и дальнейшего развития особых экономических зон, промышленных парков, механизмов субконтрактации, создания производственных кластеров и т. д.

Развитие механизмов субконтрактации позволит оптимизировать кооперационные связи предприятий, привлечёт дополнительные заказы и улучшит предпринимательский климат. Механизм взаимодействия органов власти и бизнеса в этой области включает в себя:

• разработку и внедрение отраслевых стандартов, регламентов квалификационного отбора поставщиков, а также региональных и отраслевых программ развития производственной кооперации;

• распространение передовой практики их реализации;

• информационную, консультационную, методическую и иную помощь организациям, осуществляющим деятельность в области субконтрактных отношений.

Развитие производственных кластеров упростит доступ к новым технологиям, увеличит возможности для организации НИОКР, снизит транзакционные

издержки за счёт увеличения доверия между участниками кластера. Этому будут способствовать:

• поддержка исследований по проблемам развития кластерных структур, наличие стратегии и плана создания кластеров;

• создание центров по обмену знаниями и установлению контактов, привлечение заинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластера;

• повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров в соответствии с потребностями кластера, в том числе через корректировку учебных планов учреждений профессионального образования, совместную организацию программ переподготовки и повышения квалификации кадров, стажировок, поддержку образовательного кредитования;

• содействие коммерциализации результатов исследовательской деятельности;

• повышение требований к качеству товаров и услуг, производимых в рамках кластера при осуществлении государственных закупок;

• улучшение состояния инженерной и социальной инфраструктур в зоне размещения кластера.

Развитию промышленных парков, выступающих важнейшим элементом производственной инфраструктуры и обеспечивающих ускоренное развитие малого и среднего бизнеса в производственной сфере, способствуют:

• распространение эффективной практики по развитию этого института;

• методологическая поддержка их деятельности, включающая реализацию мер по снижению рисков для инвестирования средств компаниями;

• софинансирование проектов и т. п.

В области инноваций важнейшими направлениями частно-государственного партнёрства должны стать целенаправленная реализация мер по вовлечению в инновационный процесс вузов, расширение участия бизнеса в определении приоритетов государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований через формирование общероссийского, отраслевых и региональных советов и т. п.

В качестве приоритетных мер по активизации инновационного потенциала высших учебных заведений следует выделить содействие формированию на базе вузов высокотехнологичных предприятий и трансферу технологий в действующие предприятия (включая обеспечение кадрового сопровождения трансфера технологий), в т. ч. через реализацию следующих мер:

• введение образовательных курсов, направленных на формирование у студентов и преподавателей навыков создания и ведения инновационного бизнеса;

• целенаправленную поддержку и мониторинг создания на базе вузов элементов инновационной инфраструктуры, организацию и финансирование создаваемых на базе вузов венчурных предприятий;

• реализацию системы мер кадрового сопровождения трансфера технологий, предполагающего финансирование государством НИОКР и специализированной подготовки кадров в университетах в рамках проектов, отобранных на конкурсной основе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным условием повышения эффективности государственной инновационной и научно-технической политики является вовлечение в процесс выработки её приоритетов представителей бизнеса. Эффективной формой взаимодействия государства и бизнеса в этой

области является формирование консультативных советов по технологической политике.

Таким образом, государственно-частное партнёрство выступает эффективным механизмом привлечения частных инвестиций в решение задач экономиче-

ской модернизации страны. Дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса может стать основой для повышения эффективности использования ресурсов и решения задач социально-экономического развития территорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варнавский, В.Г. Партнёрство государства и частного сектора: формы, проекты, риски ИМЕМО. - М.: Наука, 2005. - 315 с.

2. Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской область [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.vologda-agro.ru/

3. European Commission: Green Paper On Public-Private Partnerships And Community Law On Public Contracts And Concessions, C0M(2004] 327 final, 30.4.2004

4. Европейская комиссия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/

5. Коровин, Е. Кредитный риск проектов частно-государственного партнёрства и механизмы поддержки [Электронный ресурс] / Аналитический доклад. Федеральные инструменты поддержки инвесторов / Е. Коровин. - Режим доступа: www.regionalistica.ru

6. Побережников, И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретикометодологические проблемы модернизации / И.В. Побережников. - М.: РОССПЭН, 2006. -240 с.

7. Рейтинговое агентство Standard&Poor's [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.standardandpoors.com

8. О приоритетных направлениях развития частно-государственного партнёрства как механизма повышения конкурентоспособности экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.cap.ru/home/24/chgp.htm

9. О чём молчат бухгалтерские книги? Подводные камни частно-государственного партнёрства в Центральной и Восточной Европе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. bankwatch.org/documents/never_mind_the_balance_sheet.pdf

10. Официальный сайт Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vologda-oblast.ru/main.asp?V=922

11. Уколов, В.Ф. Взаимодействие бизнеса и государства в регионе [Электронный ресурс] /

B.Ф. Уколов, Д.А. Розенков. - Режим доступа: http://vestnik.stavsu.ru/68-2010/05.pdf

12. Ускова, Т.В. Управление устойчивым развитием региона / Т.В. Ускова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - 355 с.

13. Юргенс, С. Вызовы глобализации и задачи модернизации страны [Электронный ресурс] /

C. Юргенс. - Режим доступа: http://www.insor-russia.ru/ru/news/13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.