Научная статья на тему 'Cантьяго Калатрава в Государственном Эрмитаже'

Cантьяго Калатрава в Государственном Эрмитаже Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
425
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.КАЛАТРАВА / ЭРМИТАЖ / МОСТЫ / ВОКЗАЛЫ / МУЗЕИ / КОНСТРУКТОР / ХУДОЖНИК / ДВИЖЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / S. CALATRAVA / THE HERMITAGE / BRIDGES / TRAIN STATIONS / MUSEUMS / DESIGNER / ARTIST / MOVEMENT / MODEL / ARTISTIC IMAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анисимов Александр Викторович

From June to September an exhibition of Santiago Calatrava, a great contemporary architect, was available in the State hermitage. The exposition included numerous works in different spheres: objects of architecture, sculptures, installations, graphics, and unrealized projects. The many-sided talent of the master manifested itself in the famous bridges, train stations, high-rise building projects, entertainment objects and other public buildings. The article includes photographs of his works, short commentary on the realized buildings and also the biography. The author welcomes the fact that Hermitage hosted an exposition of a contemporary master.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Santiago Calatrava in the State Hermitage

From June to September an exhibition of Santiago Calatrava, a great contemporary architect, was available in the State hermitage. The exposition included numerous works in different spheres: objects of architecture, sculptures, installations, graphics, and unrealized projects. The many-sided talent of the master manifested itself in the famous bridges, train stations, high-rise building projects, entertainment objects and other public buildings. The article includes photographs of his works, short commentary on the realized buildings and also the biography. The author welcomes the fact that Hermitage hosted an exposition of a contemporary master.

Текст научной работы на тему «Cантьяго Калатрава в Государственном Эрмитаже»

Cантьяго Калатрава в Государственном Эрмитаже

А.В.Анисимов

С 27 июня по 30 сентября 2012 года в Санкт-Петербурге в главных залах Невской анфилады Зимнего дворца - Николаевском и Аванзале - прямо у парадного входа с Иорданской лестницы была развернута большая выставка крупнейшего современного архитектора Сантьяго Калатравы под названием «В поисках движения». «Когда у меня есть возможность, я заставляю конструкцию двигаться» - именно эта фундаментальная идея автора отражена в названии [4. С.22]. И действительно, архитектура Калатравы вся в движении, как, например, крылья музея в Милуоки, и если застывает, то в динамическом повороте, как небоскреб в Мальмё, повторяя движение человеческого торса.

Знаменательно, что первая профессиональная выставка современной архитектуры в стенах Эрмитажа сразу вызвала большой интерес и у широкой публики, потому что композиции Калатравы легко воспринимаются как специалистами, так и неподготовленными зрителями. Они эффектны, но демократичны, не нуждаются в псевдонаучных пояснениях, как, например, композиции Р.Колхаса. На выставке все

удивляло и завораживало: фантастическая архитектура c высокохудожественной обработкой одухотворенных конструкций, доведенных до совершенства музыкального звучания, движущиеся модели фрагментов, оригинальные рисунки, скульптуры и инсталляции.

Выставка была организована Государственным Эрмитажем совместно со Студией Сантьяго Калатравы при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Посольства Испании в Москве и представлена в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» - широкомасштабной программы по расширению коллекции искусства XX и XXI веков и демонстрации в Эрмитаже работ современных художников. Выставка сопровождалась показом видеофильма о творчестве мастера [1].

Экспозиция, насчитывающая около 150 архитектурных макетов, моделей, проектов и рисунков, создавала достаточно полное представление о творчестве архитектора: это поисковые работы, композиционные упражнения, обоснованные изобретательными конструкциями, дизайнерские работы, скульптура, сценография, подвижные подсвеченные модели построенных зданий и фрагменты композиционно-конструкторских изобретений.

По случаю выставки Калатрава выразил свое отношение к Эрмитажу, городу Санкт-Петербургу и вообще стране: «Я абсолютно очарован Россией и отношусь к ней с пиететом... Но чем же Петербург стал для меня? Думаю, этот город - дар всему миру. Санкт-Петербург существует вне времени, являясь всеобщим наследием. Настоящее сокровище. И Эрмитаж - сердце этого бриллианта. Великий город всегда будет благоденствовать, если обладает великим собранием произведений искусства. Месяцы моей выставки в музее станут для меня подтверждением того, что усилия и тяжкий труд ненапрасны» [3. С. 9-11].

На торжественном открытии выставки генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровский отметил, что в Санкт-Петербурге, городе мостов, трудно представить лучшее начало циклу архитектурных выставок проекта «Эрмитаж 20/21»: «Я хотел бы воспринимать Сантьяго Калатраву и эту выставку в Государственном Эрмитаже как мост между архитектурой Петербурга XIX столетия и XXI». В ответ Калатрава сказал, что побоялся бы вторгаться собственной архитектурой в сбалансированное веками пространство Петербурга. Единственное, что он может себе позволить, это оставить после закрытия выставки несколько экспонатов Эрмитажу.

Выставка последовала за юбилейным годом мастера - в 2011-м ему исполнилось 60 лет. На открытие архитектор

приехал с женой и дочерью. Он лично провел небольшую экскурсию по выставке для журналистов, а на следующий день прочитал в Эрмитажном театре лекцию.

Сантьяго Калатрава родился 28 июля 1951 года в Валенсии. С восьми лет учился в художественной школе. В 1968 году уехал в Париж, чтобы поступить в Школу изящных искусств, но политические беспорядки нарушили его планы, и он вернулся. В 1974 году Сантьяго окончил архитектурный факультет Политехнического университета в своем родном городе. Был увлечен историей архитектуры и математическими закономерностями в памятниках прошлого. В 1979 году защитил второй диплом гражданского инженера в знаменитой Швейцарской высшей технической школе, где позже получил степень доктора технических наук. В 1981 году основал частную архитектурную практику в Цюрихе. Спустя несколько лет после выполнения ряда небольших заказов выиграл первый крупный архитектурный конкурс на реконструкцию цюрихского вокзала Штадельхофен (осуществлена в 1983-1990 годах). С тех пор довольно быстро работы Калатравы стали очень популярны в Европе и Америке. За прошедшие почти 30 лет архитектор реализовал более 50 своих проектов: свыше 30 мостов, более десяти вокзалов, нескольких театральных и концертных залов, около десяти музейных и выставочных зданий, спортсооружений и двух знаменитых небоскребов. В 1989 году он открыл частную архитектурную и инженерную практику в Париже. В 1991-м по случаю начала работ над большим комплексом «Город науки и искусства» появилось архитектурное бюро в Валенсии. В 2004 году офис архитектора открылся в Нью-Йорке.

Сейчас архитектор живет и работает между спокойным Цюрихом и многомиллионным бурным Нью-Йорком. И если Цюрих для Калатравы - уютное пристанище, то Нью-Йорк он

называет «городом нашего времени»: «Я люблю его энергию и достаток. Это город динамичный, полный сил, и он во мне не нуждается. А мне Нью-Йорк необходим, для меня он стал учителем. Это лирический город» [4].

Работы Калатравы разбросаны по всему миру и невероятно популярны у жителей разных стран и городов. Мне трижды посчастливилось увидеть его произведения. Это были мосты в Барселоне, Севилье и Венеции. Именно эти мосты - очень яркие по своему композиционному и конструктивному решению и градостроительным условиям - демонстрируют разные направления работы архитектора в этом жанре.

Мост Филиппа II (Бач-де-Рода) в Барселоне - наиболее ранняя работа архитектора. Ему не было тогда и 40 лет, и в нашей стране о нем мало знали. Его имя открыли для меня в совместной поездке в Барселону голландские архитекторы в 1989 году. Мы вместе прошлись по замечательному мосту, который почему-то не был представлен на выставке. Рабочее полотно этого моста подтянуто парными тросами к гигантским наклонным аркам, опирающимся друг на друга.

По мосту Аламильо через реку Гвадалквивир в Севилье мне неожиданно удалось проехать на машине, когда я отдыхал в тех краях, но разглядеть - только с параллельного моста и соседней набережной. Единственный «падающий» бетонный 142-метровый пилон уравновешивал тринадцатью парами стальных тросов 200-метровый пролет самого моста. Мосты Калатравы - это вантовые подвесные мосты на изящных струнах-растяжках с фантастическими белыми опорами. Они похожи на музыкальные инструменты огромного размера. Мост в Дублине похож на арфу в гербе Ирландии, а мост при въезде в Иерусалим - на арфу царя Давида.

В 2008 году во время Венецианской биеннале мне довелось увидеть совершенно другой мост Калатравы в виде

Барселона. Мост Филиппа II. 1984-1987 Севилья. Мост Аламильо. 1987-1992

4 2012 55

Венеция. Мост Конституции через Большой канал. Вид снизу. 1996-2008

56 4 2012

!!> "

пологой арки, скромно перекинутой через Большой канал возле площади Рима к берегу с железнодорожным вокзалом. Здесь уже не было ни вант, ни растяжек, ни эффектных огромных наклонных опор, но было стекло в уровне пешеходного замощения и ограждений. Четвертый в Венеции мост через Большой канал тактично вписался в венецианскую панораму, не нарушив строй опоэтизированного города. Только пластика нижних опор и скелет арки, если заглянуть снизу, выдает почерк знаменитого мастера. Общая длина моста - 94 м, высота в центре над водой - 9 м.

В 2009 году после десятилетней работы закончен мост Сэмюэля Беккета в Дублине (Ирландия). Для пропуска судов по реке был придуман специальный механизм, который может разворачивать весь пролет моста с его конструкцией на 90 градусов вдоль реки. Весьма просто и талантливо. На выставке был представлен действующий макет в масштабе 1:100.

Мост Конституции в Венеции. Общий вид

В Калгари (Канада) открылся новый мост Мира длиной 126 м. Он обеспечивает пешеходную и велосипедную связь городского парка с центром города. На мосту выделены три полосы движения: велосипедисты могут маневрировать по

Три стадии поворота моста Сэмюэля Бэккета. Дублин. Ирландия. 1998-2009

4 2012 57

центру, в то время как пешеходы - безопасно передвигаться по приподнятым боковым дорожкам. Ажурная конструкция состоит из переплетающихся стальных спиралей. Ее верхние проемы закрыты пластинами из закаленного стекла, чтобы защитить пешеходов от снега и дождя. Ярко-красный цвет моста напоминает об осеннем убранстве канадских лесов и парков. Освещение, встроенное в каркас и перила, обеспечивает мягкую подсветку вымостки, что в первую очередь необходимо пешеходам.

Еще один мост Калатравы совсем недавно официально открылся в пригороде Далласа. Мост Маргарет Хант Хилл через реку Тринити назван в честь общественного деятеля, старшей дочери техасского нефтяного магната Гарольда Лафайета Ханта. Это первый автомобильный мост Калатравы в Соединенных Штатах и первый из серии девелоперских проектов в рамках плана по развитию пригородов Далласа с бюджетом в 2,2 млрд. долларов.

Калатрава построил более тридцати мостов, а спроектировал более сорока.

Особая тема творчества Калатравы - здания железнодорожных вокзалов, станций, аэропортов. Это 12 осуществленных проектов в Лионе, Льеже, Лиссабоне, Нью-Йорке и других городах. Железнодорожный вокзал в аэропорту

Лиона стал одним из самых известных проектов Калатравы (1989-1994): «Здесь впервые перед зрителями предстал конструктивный парафраз птичьего скелета - инженерное ноу-хау, визитная карточка архитектора. Крыша главного вестибюля составлена из двух "крыльев"; общая масса конструкции площадью 120х100 м достигает 1300 т, максимальная высота свода - 40 м» [1. С. 48].

Вокзал Ориенте в Лиссабоне - один из самых крупных в мире транспортных узлов. Он объединяет линии высокоскоростных поездов, автобусную станцию, линию метрополитена, парковку и торговые площади, пропускает в год 75 млн. пассажиров. Навесы над платформами - кружевная сеть тонких застекленных конструкций, состоящая из 60 металлических «деревьев». Мощные пологие арки 25-метровой высоты держат над зданием вокзала железнодорожное полотно, устроенное раньше.

Новый вокзал скоростной железной дороги в Льеже поражает величиной сводов решетчатых конструкций, органично «растекающихся» в виде пяти навесов над перронами длиной 160 м. Общая площадь остекления перекрытий здесь составляет 33 000 кв.м. Каркас состоит из 39 арок, поставленных вдоль железнодорожных путей. Конструкция собиралась по ночам без остановки работы станции.

Железнодорожная станция аэропорта Сент-Экзюпери. Лион. Франция. 1989-1994

58 4 2012

Вокзал Льеж-Гийемен. Льеж. Бельгия. 1996-2009

Вокзал Ориенте. Лиссабон. Португалия. 1993-1998

4 2012 59

В Нью-Йорке на месте разрушенного Всемирного торгового центра с 2003 года идет работа над сооружением гигантского терминала транспортного узла по проекту Кала-травы. Он объединит метро, скоростную магистраль, а также железную дорогу, которая в будущем соединит аэропорт Джона Кеннеди с Нижним Манхэттеном. Главный павильон длиной 106 м и максимальной шириной около 36 м поражает своей могучей формой в виде взлетающей птицы. Строительство планируется завершить к 2015 году.

Самая известная постройка Калатравы «Город науки и искусства» в Валенсии (1991-2000) на выставке была представлена макетами, набросками и фотографиями. В русле отведенной реки мастерски скомпановано несколько ошеломляющих своей скульптурной формой построек: планетарий-кинотеатр, Дворец искусств, Музей науки, галерея-променад, комплекс океанариума и, конечно, новый мост. Макет разреза Дворца искусств королевы Софии позволил наконец понять, как удалось под этим экстравагантным покрытием разместить четыре зала: оперный театр (1), большой концертный зал (2), камерный зал (3) и зал-студию (4) со всем комплексом зрительских, репетиционных, вспомогательных и

Транспортный узел на месте разрушенных 11 сентября 2001 года небоскребов Ямасаки. Нью-Йорк. США

технических помещений. До этого мы довольствовались лишь внешними видами этого волнующего здания. Фотография необычного по форме планетария - «открывающегося глаза» - уже публиковалась, в частности в нашем журнале (Academia. 2012. №2). Музей науки принца Фелипе (длина 241

Макет-разрез Дворца искусств королевы Софии. Валенсия. 1996-2005

Музей науки принца Фелипе. Фрагмент внешней конструкции фасада. Валенсия

4 2012 61

и ширина 104 м) поражет конструктивной мощью и логикой формы. Он перекрыт криволинейными конструкциями, вызывающими ощущение необычайной мощи. И все это архитектурное богатство расположено над водой, отражение в которой удваивает удовольствие от его созерцания.

Совершенно иная композиция у музейного павильона Квадраччи в Милуоки (США, штат Висконсин). Это фантастическая птица с гигантскими крыльями. В дополнение к старому зданию Художественного музея Милуоки, которое в 1957 году спроектировал Ээро Сааринен, Калатрава построил

Художественный музей в Милуоки. Павильон Квадраччи. США. 1994-2001

выставочный павильон входной зоны, получивший свое имя в честь меценатов Бетти и Гарри Квадраччи, пожертвовавших музею 10 млн. долларов. В нем разместились вестибюль-атриум, образовательный центр, галерея площадью 1500 м, магазины и ресторан. Представленные в Эрмитаже действующий макет и фотографии наглядно демонстрировали главную достопримечательность сооружения - движущиеся крылья. Они защищают от солнца остекленные поверх-

ности в ясную погоду, поднимаясь над сооружением, и укрывают павильон в ненастную погоду и в темное время суток, прижимаясь к ограждающим его поверхностям. «Каждое крыло павильона состоит из 136 ребер длиной от 8 до 32 м. Общая масса конструкции составляет 115 т. Если скорость ветра превышает 64 км/ч, автоматическая система складывает эти завораживающие жалюзи, и это поистине гипнотизирующее зрелище, рождающее ассоциации с при-

«Нью-Йорк-Сити балет» пригласил Сантьяго Калатраву для оформления пяти новых постановок весеннего сезона 2010 года. Это был юбилейный сезон, посвященный 50-летию Линкольн-центра, что послужило поводом для проведения его большой реконструкции. На выставке в Эрмитаже были представлены некоторые конструктивные декорации Калатравы - они явно перекликаются с его архитектурными работами

землением невиданного космического корабля» [1. С.94]. Такая конструкция сродни романтическим формам Сааринена и является логичным их развитием.

Движущаяся модель в масштабе 1:50 еще одного выставочного здания похожа на смыкающиеся длинные пальцы человеческих рук с когтями хищника. Это павильон Кувейта на «Экспо-1992» в Севилье (Испания). Трансформируемая структура может раскрывать и накрывать павильон сверху, образуя различной формы покрытия. Семнадцать деревянных ребер длиной 25 м каждое приводятся в движение специальной поршневой системой. Каждое перо подключено к своему механизму, который устанавливает его в одну из 15 запрограммированных позиций. В результате возникают формы, напоминающие то палатку бедуина, то традиционную лодку-дхоу страны, где жили мореплаватели и торговцы, не ведавшие, что на их земле будет обнаружено одно из крупнейших в мире нефтяных месторождений. Павильон Калатравы стал до некоторой степени мемориалом, посвященным трагическим событиям времен нападения Ирака на Кувейт.

К Олимпийским играм 2004 года в Греции по проекту Калатравы в Афинах был построен спортивный комплекс «Спирос Луис», занимающий площадь около 96 га. На выставке был представлен богатый материал, посвященный этому комплексу, в виде макетов, живописных эскизов, фотографий и просто сопровождающих проект акварелей мастера. За короткий срок по его проекту провели реконструкцию старых зданий, построили входные зоны, бассейн, корты и

250-метровую движущуюся скульптуру «Стена наций». Для перекрытий стадиона, велодрома и соединяющих их аркад использована металлическая конструкция в виде гигантских просвечивающих мембран двоякой кривизны, которые поддерживают струны-канаты и огромные криволинейные арки. Навес над стадионом весом 17 000 т перекрывает пролет в 304 м.

Даже ворота склада превращаются в руках мастера в произведение высокого искусства. Построенные в Германии, они состоят из двух рядов металлических планок, закрепленных на верхней и подвижной нижней опорах. Планки имеют разную длину и соединены особыми шарнирами, которые позволяют

Рисунок С.Калатравы для Олимпийского комплекса в Афинах

Логика архитектора - от поворачивающегося торса к архитектуре небоскреба

Небоскреб «Поворачивающийся торс». Мальмё. Швеция. 1999-2005

Ворота погрузочных отсеков склада компании «Эрнстингс»

при открытии ворот создавать пространственный козырек изысканной формы.

Калатрава - автор проектов нескольких небоскребов для Швеции, США и Испании. «Поворачивающийся торс» высотой 190 м построен в Мальмё (Швеция) на берегу пролива Эресунн. Это девять пятиэтажных объемов, закрученных спиралью вокруг несущего вертикального сердечника с лифтами и инженерными коммуникациями. Здание усилено внешним стальным каркасом с диагональными стержнями жесткости. Все этажи имеют разную планировку жилых и офисных помещений. Идея дома родилась из многочисленных скульптурных композиций и рисунков человеческого тела, мужского торса. Рисунки этого торса были представлены на выставке, а рядом - макеты и фотографии построенного сооружения, получившего всемирную известность.

Акварельными набросками представлен небоскреб Чика-го-Спайр, строящийся в Чикаго с 2005 года. Сужающееся кверху здание также имеет сходство с вытянутой по верти-

Скульптура «Бесконечный свет». Алебастр. 2008 Скульптура «Моряк». Эбеновое дерево, нержавеющая сталь. 1995

кали спиралью. В макетах-скульптурах и рисунках был показан известный проект небоскреба Саус-Стрит для Нью-Йорка. Но здание пока не строится.

Многие несущие конструкции у Калатравы становятся архитектурными формами, напоминающими (а иногда и повторяющими) формы живого мира - разворот мужского торса, человеческая фигура с расставленными ногами и руками, открывающийся глаз, клюв хищной птицы, крылья бабочки, увеличенные до градостроительного масштаба. И это производит безотказное впечатление на любого зрителя, создавая надолго запоминающийся образ: во всем ритм, равновесие, напряженность струны и размах крыльев.

В течение 25 с небольшим лет архитектору удалось поставить свои выдающиеся сооружения в разных странах мира: в Испании, Португалии, Франции, Швейцарии, Италии, Германии, Швеции, Шотландии, Канаде, США, Бразилии и др.

Особое внимание обращают на себя скульптурные работы архитектора и его рисунки, органично сопровождающие и питающие его основную деятельность. Трудно понять, где кончаются архитектурные эскизы-модели и начинаются скульптурные композиции. Нет также грани между скульптурными композициями и построением уравновешенных растяжками конструкций. Небоскребы Калатравы повторяют его же скульптуры, а скульптуры - знаменитые покрытия фантастических комплексов. Сам мастер считает, что «между скульптурой и архитектурой нет четких границ. Это всего лишь условность» - во всяком случае, в его понимании скульптуры как основного способа поиска формы [5. С.35].

В беседе с корреспондентом «Евроньюс» Калатрава обозначил один из своих творческих принципов: «Архитектура - не только самый яркий символ цивилизации. Ее задача -извлекать на свет Божий сакральный смысл мест и предметов. На нас очень сильно влияет библейская мудрость, что искра Божия есть в каждом человеке. Иными словами, вера и понимание того, что в каждом есть что-то особенное, что-то священное, божественное, как бы освещают и наше восприятие архитектуры. Также это означает, что архитектура - не атрибут чего-то и не самоцель. Мы воспринимаем архитектуру как наследие, как способ сохранить память об эпохе».

Выставка работ Калатравы оставила ощущение встречи с творчеством человека необыкновенного, который одновременно и художник, и скульптор, и архитектор, и сценограф, и инженер, и философ, и ученый, и музыкант, и математик. Но он наш современник! И что удивительно - ему не мешают заказчик и казначей. Зато помогают его эрудиция и интуиция грамотного конструктора. Конечно, у него много помощников, но во всем чувствуется единый почерк, одна рука, яркий и своеобразный характер мастера. Калатрава - это явление, и его работы достойны именно такого музея, как петербургский Эрмитаж. Масштабы соответствуют!

Литература

1. Сантьяго Калатрава. В поисках движения. Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2012.

2. Пиотровский М. Две арфы Сантьяго Калатравы // Там же.

3. Калатрава С. В сердце Эрмитажа // Там же.

4. КаррильодеАльборносК. Мои кривые не сумасбродны // Там же.

5. Каррильо де Альборнос К. Сантьяго Калатрава. Скульптор и художник // Там же.

6. Jodido Ph. Architecture Now! Santiago Calatrava. Madrid, 2001.

7. Hammond M. Performing Architecture. L.; NY, 2006.

Literatura

1. Santjago Kalatrava. V poiskah dvizheniya. Katalog vystavki. SPb.: Izdatelstvo Gosudarstvennogo Ermitazha, 2012.

2. Piotrovskij M. Dve arfy Santjago Kalatravy // Tam zhe.

3. Kalatrava S. V serdce Ermitazha // Tam zhe.

4. Karrijo de Albornos K. Moi krivyje ne sumasbrodny // Tam zhe.

5. Karri jo de Albornos K. Santjago Kalatrava. Skulptor i hudozhnik // Tam zhe.

Santiago Calatrava in the State Hermitage.

By A.V. Anisimov

From June to September an exhibition of Santiago Calatrava, a great contemporary architect, was available in the State hermitage. The exposition included numerous works in different spheres: objects of architecture, sculptures, installations, graphics, and unrealized projects. The many-sided talent of the master manifested itself in the famous bridges, train stations, high-rise building projects, entertainment objects and other public buildings. The article includes photographs of his works, short commentary on the realized buildings and also the biography. The author welcomes the fact that Hermitage hosted an exposition of a contemporary master.

Ключевые слова: С.Калатрава, Эрмитаж, мосты, вокзалы, музеи, конструктор, художник, движение, модель, художественный образ.

Key words: S. Calatrava, the Hermitage, bridges, train stations, museums, designer, artist, movement, model, artistic image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.