Научная статья на тему 'Cамоорганизация систем централизованного теплоснабжения - путь к катастрофе'

Cамоорганизация систем централизованного теплоснабжения - путь к катастрофе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cамоорганизация систем централизованного теплоснабжения - путь к катастрофе»

Самоорганизация систем централизованного теплоснабжения — путь к катастрофе

A.A. Гришан

Дальневосточный государственный технический университет

Общеизвестно, что системы централизованного электро-, тепло- водоснабжения и водоотведе-ния состоят из множества подсистем и объектов. Из логики процесса следует, что при отсутствии потребителей никому не нужна выработка и распределение этих услуг. В свою очередь, появление объектов, нуждающихся в отоплении, электро- и водоснабжении, означает, что будут предприняты усилия по решению задач, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Таким образом, можно утверждать, что в системах энергоснабжения первый приоритет принадлежит потребителям.

Типы, взаимодействие и сферы влияния коммунальных систем

Здания являются элементарными потребительскими подсистемами коммунальных систем — рисунок 1. Они могут быть зависимыми, получая энергоресурсы из систем централизованного снабжения. Они могут быть самодостаточными при наличии автономных источников электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения.

Кроме того, на территориях многих поселений располагаются элементарные технологические системы различной структуры и сложности. Это преимущественно монотехнологии: асфальтобетонные заводы, известковые и керамзитовые печи и т.п. Потребляя энергоресурсы из общих сетей, они также являются подсистемами соответствующих систем централизованного снабжения.

Для элементарных потребительских подсистем (гражданские здания) характерно автономное управление сообразно с матрицей местных условий (климат, конструкция здания, место посадки и др.). В централизованных системах, где здания являются их подсистемами, применяется также централизованное управление в виде воздействия на процес-

сы, происходящие в общем для всех энергоисточнике, в распределительных подсистемах или в узлах соответствующих сетей.

Централизованное управление является связующим звеном в отношениях между потребителями, сетями и энергоисточниками в осуществлении закономерного процесса — создании условий жизнедеятельности в условиях климатического воздействия. Совокупность элементарных подсистем (зданий) и коммунальных инфраструктур (энергоисточники и сети) формирует коммунальный уровень систем энергоснабжения (см. рис. 1).

Во многих случаях источниками теплоснабжения для гражданских зданий являются производственные котельные. То есть имеет место связь в едином технологическом процессе теплоснабжения между производственно-технологическими и коммунальными системами соответствующих территориальных образований.

Взаимодействие производственно-технологических и коммунальных подсистем дает основание говорить о наличии селитебно-территориальных систем теплоснабжения:

— локальных — на труднодоступных территориях;

— поселковых, имеющих единую электросеть, системы водоснабжения и водоотведения, но разные источники теплоснабжения;

— городских — с общей электросетью, системами водоснабжения и водоотведения, но с разным сочетанием районных, межрайонных и пригородных подсистем теплоснабжения.

Подсистемы, представляющие собой пространственно и функционально единую группировку в виде общей социально-экономической и экологической системы, образуют агломерационно-городской уровень централизованного теплоснабжения.

Рисунок 1. Производственно-территориальная иерархия систем централизованного энергоснабжения.

Сочетание локальных, поселковых и агломера-ционно-городских подсистем формирует региональную коммунально-производственную систему централизованного теплоснабжения.

Таким образом, можно утверждать, что существует большое разнообразие сочетаний и взаимодействия различных типов коммунально-производственных систем, сформированных на различных уровнях потребления топливно-энергетических ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей человека. Эти сочетания и взаимодействия могут быть представлены, как в виде сосуществования (с разделением функций), так и в виде соподчинения (поглощения) с переходом относительно мелких и простых систем в состав более крупных и сложных.

К сосуществующим системам можно отнести индивидуальные здания, оснащенные автономными энергоисточниками и локализованные поселковые системы на труднодоступных территориях. К поглощающим системам относятся системы, имеющие общие источники электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Экологические и социально-экономические аспекты безопасности систем централизованного теплоснабжения

Мировое сообщество все чаще обращается к принципу гармоничного развития, рассматривая его сбалансированное развитие экономики и социальной сферы при сохранении потенциала окружающей среды и ее жизнеобеспечивающих ресурсов.

В связи с этим В.И. Осипов предлагает рассматривать развитие общества по признакам трехмерной модели, определяющими параметрами которой являются окружающая среда, экономическая и социальная сферы [1]. Связующим звеном между экономикой и природопользованием должно стать строгое нормирование потребления ресурсов на единицу выпускаемой продукции (услуг).

Хозяйственная деятельность, связанная с потреблением топливно-энергетических ресурсов, классифицируются как негативное воздействие энергоисточников на окружающую среду [2], поскольку продукты сгорания топлив приводят ее в состояние, не благоприятное для устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Для коммунальных энергоисточников Дальневосточного федерального округа характерны неэффективная работа или отсутствие устройств для улавливания газообразных продуктов сгорания топ-лив [3]. В результате ухудшается состояние природной среды, что ущемляет жизненно важные

интересы населения. Следовательно, негативное воздействие энергоисточников необходимо рассматривать как угрозу экологической безопасности населенных пунктов.

Во многих регионах население стало заложником организаций, управляющих коммунально-производственными системами. Эти организации включают в тарифы стоимость энергоресурсов, израсходованных для компенсации сверхнормативных потерь электро-, теплоэнергии и воды. В тарифы также включается оплата загрязнения природной среды продуктами сжигания топлив, расходуемых на компенсацию сверхнормативных потерь.

Так, каждая семья Приморского края только в теплоснабжении вынуждена дополнительно выплачивать по 6,7—9,5 тыс. руб. ежегодно, не получая необходимых услуг. Это негативно отражается на семейных и муниципальных бюджетах. Средства последних частично расходуются на оплату соответствующих услуг населением.

К числу хозяйствующих субъектов, сформировавших и поддерживающих данную ситуацию, можно отнести не только организации, управляющие коммунально-производственными системами, но и проектные организации строительного комплекса. Они, удешевляя строительство зданий в ущерб их удельному теплопотреблению, косвенно способствуют росту тепловых потерь зданий. Компенсация потерь сопровождается дополнительным ухудшением экологических и социально-экономических условий жизни населения.

Эволюция систем

централизованного теплоснабжения

При производстве и распределении необходимых человеку товаров и услуг в коммунально-производственных системах происходят необратимые закономерные и случайные отклонения от проектных или пусковых характеристик. Эти отклонения могут быть обусловлены износом оборудования и изменением технологических операций, нестабильностью поставок и характеристик сырья, топлива и материалов, ростом удельного ресурсопотребления, образованием загрязняющих веществ, изменением климатических условий, требующих адекватной компенсации, и других факторов. В теории динамических систем медленные изменения называются флуктуациями [4].

Для подавления флуктуаций, имеющих негативные последствия для структуры системы или режима ее функционирования, применяются устройства отрицательной (подавляющей) обратной связи. Однако со временем эти устройства перестают справляться со своими функциями вследствие старения

Цель - надежное и качественное теплоснабжение

Цель -извлечение прибыли

Формирование корпоративных образований

Создание и организация работы централизованной системы теплоснабжения

Ликвидация заинтересованного взаи модействия объектов системы вследствие перевода

потребителей в категорию субъектов извлечения прибыли

Формирование враждебной философии взаимодействия с потребителями на основе внесения в себестоимость услуг стоимости сверхнормативных потерь с целью извлечения прибыли

1. Страхование рисков некачественного теплоснабжения.

2. Судебные иски и выход потребителей из централизованной системы.

3. Снижение доходности теплоснабжения.

4. Рост дефицита финансирования на восстановление работоспособности системы.

Переход потребителей на теплоснабжение от автономных и дробно-функциональных теплоисточников

Рисунок 2. Эволюция систем централизованного теплоснабжения.

оборудования или преднамеренных действий персонала или третьих лиц. Величина разбаланса выходит за пределы диапазона регулирования, прежний порядок в системах распадается и возникает новый порядок. Этот порядок системы заимствуют из внешней среды в виде информационных потоков об эффективности использования внутренней и подводимой энергии, тарифах, состоянии оборудования и подсистем, качестве ремонтов, отношения потребителей к качеству услуг и др.

Сущность извлечения порядка из окружающей среды системами централизованного теплоснабжения содержится в следовании проектной цели — обеспечение жизнедеятельности человека. Эта цель достигалась организацией систем по принципу «сверху вниз». То есть за счет навязывания системе структуры и функций с учетом матрицы местных условий (климат, рельеф, количество потребителей, перспективы развития и др.).

Под воздействием флуктуаций первоначальная структура претерпела несколько этапов самоорганизации по принципу «снизу вверх». Первый этап характеризуется тем, что проектная цель постепенно была заменена другой целью — «извлечение прибыли» (рис. 2).

Эта цель сформулирована организациями, управляющими объектами коммунальной инфраструктуры. Новая формула цели предусматривает консолидацию средств для компенсации затрат, понесенных при выполнении производственной программы и обеспечивающих реализацию инновационных проектов.

В рамках новой цели прежние взаимосвязи между подсистемами, которые определяли проектную структуру системы, постепенно разрушились. В основе разрушения лежит несовместимость стремления энергоснабжающих организаций достигать уставной цели «извлечение прибыли» с желанием

потребителей получать надежные и качественные услуги. Причинами разрушения являются изменение целепологания, исключение потребителей из состава систем, управление с целью извлечения прибыли.

Потребители отказываются от оплаты некачественных услуг. Прогрессирует деградация технического состояния систем, снижается надежность и качество предоставляемых услуг, растут тарифы, в том числе за счет внесения сверхнормативных затрат энергоресурсов в себестоимость услуг. Все это способствует развитию психологического дистанцирования потребителей от поставщиков услуг.

В течение десятилетий потребители все больше понимают, что их заставляют поступать в интересах тех, кто диктует правила достижения собственных целей. Все яснее проявляется несправедливость, в результате которой вырабатывается враждебная философия отношений, пришедшая на смену первоначальной философии, объединявшей эти подсистемы в рамках единого закономерного процесса. Потребители и производители/поставщики энергии становятся по разные стороны границы, разделяющей их на «врагов» и «сотрудников».

В течение второго и третьего этапов самоорганизации (см. рис. 2) отношения между поставщиками и потребителями услуг усложнялись, пока не привели к разобщению подсистем и их кооперированию. Вначале мы наблюдали этот процесс в виде организации предприятий объединенных котельных и тепловых сетей (ПОК и ТС). Позднее тепловые сети были преобразованы в корпоративные муниципальные, региональные и российские тепловые сети, ставшие посредниками между энергоисточниками и потребителями. В этих условиях потребители, заключая договор с тепловыми сетями, не могут в полной мере предъявить им претензии по качеству теплоснабжения, так как сети выполняют функции транспорта и распределения. В свою очередь претензии к производителям услуги являются необоснованными из-за отсутствия прямых договорных отношений с потребителями.

На эволюционной траектории можно отметить характерные точки, начиная с которых по принципу «снизу вверх» произошли и сохраняются изменения структуры подсистем и региональной системы централизованного теплоснабжения в целом. В теории динамических систем такие переходы, не приводящие к существенному изменению структуры или режима функционирования, классифицируется как «мягкие» бифуркации [4].

Исследуя причинно-следственные связи развития кризиса в коммунально-производственной системе Приморского края и анализируя в течение ряда лет

ситуацию в других регионах страны, мы приходим к выводу о том, что современную ситуацию можно характеризовать как приближение к формированию корпоративного образования товариществ собственников жилья (ТСЖ). По мере его формирования и укрепления можно ожидать корпоративного противодействия ТСЖ организациям, управляющим коммунальными инфраструктурами, с целью защиты своих прав на надежное и качественное теплоснабжение. Эту тенденцию поддерживают программы некоторых страховых компаний.

Вероятностный выход из очередной точки бифуркации может быть представлен активизацией перехода потребителей к автономному и автономно-групповому теплоснабжению. О наличии такой тенденции свидетельствует переход населения на электроотопление. В Приморском крае количество электроустановок, используемых для отопления, возросло в период 1999-2003 гг. примерно в 2,7 раза, а их суммарная установленная мощность — в 1,5 раза, достигнув 67 МВт [3]. В 2008 г. зарегистрирован запрос на подключение к электросетям для электроотопления двух жилых зданий общей мощностью 8 МВт.

Понимая экономическую нецелесообразность прямого использования электроэнергии для теплоснабжения, население все чаще использует тепловые насосы в индивидуальных и многоквартирных зданиях, совмещая их с солнечными коллекторами. Сегодня в Приморском крае известно пять жилых домов (один многоквартирный) и одна промышленная база (Уссурийск), эксплуатируемые в течение одного — шести лет с отоплением от тепловых насосов.

Переход к автономному или автономно-групповому теплоснабжению порождает известные недостатки, от которых свободны централизованные системы. Однако этот переход выдвигает на первое место такое достоинство, как отсутствие посредников. Собственники теплоисточников и распределительных сетей начинают сами управлять их работой. В многоквартирных домах эти функции возьмут на себя ТСЖ, объединяющие в одном лице производителя и потребителя услуг. Они максимально заинтересованы в согласованности взаимодействия новых подсистем с целью получения надежных и качественных услуг.

Таким образом, структура иерархически соподчиненных систем и режимы их функционирования будут изменены кардинально вследствие перераспределения функций теплоснабжения между автономными и автономно-групповыми системами, доля которых возрастает, и централизованными, доля которых снижается.

Неожиданное скачкообразное изменение структуры и режима функционирования системы в теории динамических систем классифицируется как «жесткая» бифуркация или катастрофа, в отличие от рассмотренных выше «мягких» бифуркаций [4].

В нашем случае «жесткая» бифуркация может сопровождаться массовым «недотопом» и возможным перемораживанием трубопроводов и инженерных систем зданий.

Причина катастрофы будет сформулирована традиционно — дефицит средств на подготовку к отопительным периодам сохранившихся систем централизованного теплоснабжения. На самом деле дефицит финансирования станет результатом действующих принципов организации процесса. Это — следование цели «извлечение прибыли» и невостребованность восстановления работоспособности котельных, сетей и потребителей при ремонтах.

Для недопущения развития катастрофы будет предпринято дополнительное финансирование ре-монтно-восстановительных работ. Поскольку это будут средства муниципальных и регионального бюджетов с возможным использованием средств федерального бюджета (по линии ГО и ЧС), то будет иметь место финансовое ущемление социальной сферы.

Рамки настоящей работы не позволяют провести необходимый для самоорганизующихся систем математический анализ и выявить время и место катастрофы. Для решения этой многоплановой задачи необходимы специальные исследования с привлечением методов динамических систем, теории вероятности, дифференциальных уравнений. В результате синергетического анализа может быть сделан вывод о необходимости управляемого сочетания автономных, автономно-групповых и централизованных систем теплоснабжения.

Выполненный нами анализ состояния и флуктуа-ций в региональной системе централизованного теплоснабжении показывает, что информация об истинных (латентных) причинах деградации подсистем не учитывается в программах развития. Поэтому из-за недостаточности объема и качества информации программы модернизации оказываются малоэффективными, а система движется к катастрофе. Об этом свидетельствуют не только рост отказов потребителей от централизованного теплоснабжения, но и увеличение числа аварий и количества населения, пребывающего при частичном отключении от теплоснабжения [3].

Деградация подсистем может быть относительно скоротечной или продолжаться в течение нескольких лет в зависимости от толерантности населения к традиционным формам организации техническо-

го обслуживания и ремонтов, к методам экономического обосновании тарифов и к реакции энерго-снабжающих организаций на инциденты и аварии в системах теплоснабжения. То есть время и масштабы катастрофы будут зависеть от вида, интенсивности и объективности информации, потребляемой каждой подсистемой из внешней среды.

В работах [4, 5] показано, что в окрестностях точек бифуркации малые шумы дифференциальных уравнений или отображений системы возрастают. Следовательно, необходимо определиться, что является управляемыми и управляющими параметрами, что считать шумом и как их можно измерить.

Исходные данные для синергетического анализа эволюции систем теплоснабжения

Знания, полученные в 1999-2004 гг. по более чем 1100 подсистемам региональной системы теплоснабжения, позволяют предложить следующие категории данных для описания фазового пространства, в котором располагается эволюционная (фазовая) траектория.

1. Природные шумы обусловлены информационными потоками о сезонных изменениях климата [6]. Изменения природных шумов в течение осенне-зимнего отопительного периода относительно постоянны и влияние их на режим функционирования систем учитывается по расчетному отопительному графику.

Эти изменения структуры систем и режимов их функционирования происходят ежегодно. Это — «маятниковые» бифуркации (на рис. 2. не показаны). Они предусмотрены проектной документацией и не несут кардинального изменения структуры или режима функционирования систем. Поэтому такие бифуркации можно классифицировать как «мягкие».

2. Технические шумы обусловлены информационными потоками:

— об износе оборудования;

— об изменении технологических операций (сбои, аварии и др.);

— о стабильности поставок энергоресурсов и расходных материалов, обеспечивающих проектный режим функционирования системы;

— о качестве поставляемых энергоресурсов и материалов;

— о работоспособности подсистем и их объектов, включая потребителей.

Интенсивность этих шумов может возрастать в течение жизненного цикла систем в зависимости от объективности информации о состоянии их подсистем, от объективности оценки восстановления ра-

ботоспособности объектов, подсистем и системы в целом, от востребованности результатов, направленных на снижение технических шумов. Обобщающим критерием технических шумов является выполнение системой проектных функций.

3. Поведенческие шумы обусловлены поведением людей, разным образом выражающих свое отношение к системе. К ним относятся:

— управленческие шумы;

— шумы персонала;

— шумы потребителей.

Формулировки большей части управленческих шумов представлены нами на Карте антропогенных факторов [3]. К ним также следует относить целе-пологание, декларируемое в Уставах коммунально-производственных систем как извлечение прибыли.

Шумы персонала в общем виде можно сформулировать как соблюдение должностных обязанностей при обеспечении проектного режима работы системы. Функционально они связаны с управленческими шумами средствами мотивации.

Шумы потребителей обусловлены откликом населения (общества) на качество и соответствие тарифов фактическому качеству услуг. Динамика этих шумов может отслеживаться как по количеству жалоб, так и сужением рынка из-за перехода потребителей на автономное или автономно-групповое теплоснабжение.

Критерием интенсивности поведенческих шумов является снижение сборов за предоставленные услуги.

4. Социально-экономические шумы обусловлены расходованием средств муниципальных и региональных бюджетов на поддержание стабильного функционирования систем:

— на финансирование подготовки к осенне-зимним отопительным периодам;

— на компенсацию части стоимости коммунальных услуг для населения;

— на субвенции в счет потребления энергоресурсов по льготным тарифам.

В категорию социально-экономических шумов необходимо также внести рост стоимости топлив и инфляционные процессы.

Критерии интенсивности этих шумов должны быть выявлены в ходе анализа перераспределения финансовых потоков и оценки степени угнетения социальной сферы.

5. Экономические шумы формируются динамикой топливной составляющей в себестоимости теплоснабжения. Критерием интенсивности шумов должны служить заключения экономической и технологической экспертизы экономического обоснования тарифов, а также оценки стоимостной конкурентоспособности местных товаров.

6. Экологические шумы включают в себя оценки ухудшения состояния природной среды под воздействием энергоисточников на ресурсные, ландшафтные, геофизические и геохимические экологические функции геосфер Земли вследствие процессов добычи, транспортировки, переработки и сжигания топлив. Критерием интенсивности экологических шумов является воздействие энергоисточников на природную среду продуктами сгорания топлив. В составе этого воздействия присутствует опосредованное влияние технологий и объектов, не имеющих топливосжигающих технологий, но вынуждающих энергоисточники (в рамках договорных отношений) на сжигание топлива для компенсации сверхнормативных потерь.

7. Шумы, обусловленные «правилами игры» в сфере коммунального хозяйства на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Эти правила формируются разработкой и принятием нормативно-технических и нормативно-правовых документов, устанавливающих принципы и методы взаимодействия подсистем. Адекватность «правил игры» принципам и методам концепции гармоничного развития общества и природы определяется:

— наличием политики гармоничного развития общества и природы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— достаточностью и эффективностью механизмов реализации политики гармоничного развития, предусматривающих выявление и адекватное воздействие на первопричины роста напряженности в обществе и ухудшение экологических функций геосфер Земли;

— востребованностью результатов гармоничного развития общества и природы в виде разработки государственных и региональных программ на основе согласования интересов государства, поставщиков и потребителей соответствующих коммунальных услуг.

— стимулирования планов ремонта и модернизации систем теплоснабжения, в том числе за счет постановки целей, поддающихся инструментальному контролю в рамках нормативно-технических документов. В постановлениях о подготовке к осенне-зимним отопительным периодам цель должна быть сформулирована не иначе, как «восстановление работоспособности котельного оборудования, сетей и потребителей».

В качестве критерия этой категории шумов следует принимать энергоемкость региональных (национальных) товаров и услуг в коммунальной и производственной сферах.

К описанию фазового пространства должны быть привлечены математические выражения функций системы, взаимодействия с внешней средой, управ-

ляемых и управляющих параметров и других, от которых зависит «мягкость» или «жесткость» упорядочения системы.

В качестве граничных условий предлагается считать:

— системное пространство — это территория, принадлежащая какой-либо системе (подсистеме) централизованного теплоснабжения;

— системное время — жизненный цикл системы (подсистемы).

Системное время состоит из этапов жизненного цикла (проектирование, эксплуатация, ликвидация и утилизация) и специфических периодов (подготовка к отопительным сезонам и их прохождение), отличающихся составом информационных и энергетических потоков. Необходимо также ввести понятие «критического» времени эксплуатации. Оно должно означать предел эксплуатации, начиная с которого выполнение системой проектных функций становится нецелесообразным (неэффективным) в социально-эко-номическом аспекте.

К управляемым параметрам следует относить параметры декларированной цели, удельные расходы энергетических, материальных, трудовых и иных ресурсов в каждой подсистеме и объекте при производстве, распределении и потреблении услуг теплоснабжения.

Основным управляющим параметром является целепологание не только при проектировании системы (подсистем), но и приверженность управляющих организаций проектной цели при эксплуатации, направленной на поддержание работоспособности при техническом обслуживании и восстановление при ремонтах [7].

Допустимые отклонения работоспособности не должны противоречить условиям гармоничного развития природы и общества. Для их определения необходимо использовать:

— критерии экономической целесообразности и экологической безопасности эксплуатации подси-стемных частей с фактическими отклонениями работоспособности от временных и/или эксплуатационных пределов, установленных нормативно-техническими требованиями;

— тенденции тяготения/дистанцирования населения к/от централизованному теплоснабжению. Эти тенденции должны учитывать формирование нового жилого фонда и выведение существующих зданий из систем централизации, в том числе при организации ТСЖ.

К управляющим параметрам следует относить:

— принципы и методы управления технологическими процессами в системах;

— экономико-правовые принципы и методы, сти-

мулирующие предоставление надежных и качественных услуг, в том числе за счет ежегодно проводимой технологической экспертизы экономического обоснования тарифов и надбавок.

Выводы

Многолетний анализ систем централизованного электро- и теплоснабжения Приморского края и сопоставление результатов анализа с опубликованными данными по другим регионам Дальневосточного федерального округа и России в целом позволяют сделать следующие выводы.

1. Системы централизованного теплоснабжения являются открытыми, то есть обладают функциями обмена энергией, веществом и информацией с окружающей средой.

2. Под воздействием случайных отклонений (флуктуаций) от проектного или пускового состояния прежний порядок в системах распадается и возникает новый порядок.

3. Новый порядок развивается на основе положительной (поддерживающей) обратной связи, способствующей деградации систем вследствие:

— износа всех элементов и подсистем;

— подмены цели — извлечение прибыли вместо качественного и надежного теплоснабжения, декларированного при проектировании системы;

— кооперирования энергоисточников и тепловых сетей и создания корпоративных образований с целью извлечения прибыли;

— использования недостоверной информации о работоспособности обслуживаемого и ремонтируемого оборудования, распределительных сетей и конечных потребителей;

— отсутствия координации, необходимой для развития заинтересованного взаимодействия энер-госнабжающих организаций и потребителей.

6. Региональные системы сформированы подсистемами более низких уровней по принципу соподчинения. Они охвачены единым процессом — обеспечение жизнедеятельности человека. Синер-гетический подход к организации региональной системы предусматривает обеспечение упорядоченности всех ее подсистем за счет координации (синхронизации) действий, направленных на достижение проектной цели путем стимулирования их взаимной заинтересованности в развитии обоюдного благополучия.

7. Развитие исследований самоорганизации коммунально-производственных подсистем и региональной системы в целом позволит выработать программы формирования наиболее эффективных структур и режимов их функционирования с целью предотвращения катастрофы, в том числе за

счет рационального сочетания систем централизованного, автономно-группового и автономного теплоснабжения.

Список литературы

1. Осипов В.И. Геоэкология: понятие, задачи, при-

оритеты / В.И. Осипов / / Геоэкология, инженерная геология, гидрогеология, геокриология. — вып. 1. — 1997. — С. 3-11.

2. Энергетическая стратегия России на период до

2020 г.// Собрание законодательства РФ. Издание официальное 08.09. 2003. — вып. 36. М.: Изд-во «Красная звезда». — С. 3531.

3. Гришан A.A. Энергосберегающая методология

защиты и восстановления природно-технических систем в примерах практического применения: монография /A.A. Гришан — Владивосток: Дальнаука, 2007. — 247 с.

4. ManMHe^MM T.T. OnpefleneHMe MOMeHTa 6M^yp-

Ka^M no ypoBHro wyMoB/TexHonoma pa3pa6oT-km nporpaMMHbix CMCTeM/ T.T. ManMHe^MM, T.M. 3ynbnyKapoB //MaTepManb HayHHoM ceccMM MM®M, t. 2, 2005. — C. 77-78.

5. Kravtsov Yu.A., Bilchinskaya S.G., Butkovskii O.Ya.,

Rychka I. A., Surovyatkina E.D. Prebifurcational Noise Rise in Nonlinear Systems. Journal of Experimental and Theoretical Physics, Vol. 93, No. 6, 2001, pp. 1323-1329.

6. chmh 23.01-99*. CTpoMTenbHaa KnMMaTonoma. —

B3aMeH OHMI! 2.01.01-82. — BBefleH 01.01.2000/ ToccTpoM Poccmm. — M.: Tyn Unn, 2000. — 85c.

7. TOCT 18322-78. CMcTeMa TexHMHecKoro o6cny-^MBaHMa m peMoHTa TexHMKM. TepMMHb m onpe-

fleneHMa. — B3aMeH TOCT 18322-73. — BBefleH 01.01.80. — M.: M3fl-Bo cTaHflapToB, 1978. — 15 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.