Научная статья на тему 'Бюджетные источники финансирования поддержки материнства и детства в России'

Бюджетные источники финансирования поддержки материнства и детства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
839
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА / МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ / ЕДИНОВРЕМЕННЫЕ ВЫПЛАТЫ / DEMOGRAPHIC CRISIS / DEMOGRAPHIC PROBLEM / NANCIAL SUPPORT OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD / MATERIAL ASSISTANCE / MATERNITY CAPITAL / REGIONAL MATERNITY CAPITAL / LUMP-SUM PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махалина Оксана Михайловна, Махалин Виктор Николаевич

Приведен краткий анализ различных тенденций в развитии демографической ситуации. Исследована сложившаяся в Российской Федерации непростая ситуация, связанная с уровнем рождаемости и воспроизводством населения. Обозначены причины возникновения демографической проблемы. Рассмотрены вопросы повышения благосостояния российских семей, поддержки материнства и детства, разработки систем различных методов и инструментов оказания помощи как в материальной, так и в нематериальной форме. Проанализированы бюджетные источники и размеры оказания поддержки материнства и детства из различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BUDGET SOURCES OF FUNDING FOR THE SUPPORT OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD IN RUSSIA

A brief analysis of various trends in the development of the demographic situation has been provided in the article. The difficult current situation in Russia associated with the level of fertility and reproduction of the population has been examined. The causes of the demographic problem in Russia have been designated. The issues related to improving the welfare of Russian families, support for motherhood and childhood, the development of systems of various methods and tools of assistance, both in material and non-material form have been considered. The budget sources and the size of support for motherhood and childhood from various budgets of the budget system of the Russian Federation have been analysed.

Текст научной работы на тему «Бюджетные источники финансирования поддержки материнства и детства в России»

УДК 336.025 JEL H53

Махалина Оксана Михайловна

д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

e-mail: moxanam@mail.ru

Махалин Виктор Николаевич

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

e-mail: mahalinviktor@mail. ru

DOI 10.26425/1816-4277-2018-12-82-88

БЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В РОССИИ

Аннотация. Приведен краткий анализ различных тенденций в развитии демографической ситуации. Исследована сложившаяся в Российской Федерации непростая ситуация, связанная с уровнем рождаемости и воспроизводством населения. Обозначены причины возникновения демографической проблемы. Рассмотрены вопросы повышения благосостояния российских семей, поддержки материнства и детства, разработки систем различных методов и инструментов оказания помощи как в материальной, так и в нематериальной форме. Проанализированы бюджетные источники и размеры оказания поддержки материнства и детства из различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Ключевые слова: демографический кризис, демографическая проблема, финансовая поддержка материнства и детства, материальная помощь, материнский капитал, региональный материнский капитал, единовременные выплаты.

Makhalina Oksana

Doctor of Economic Sciences, State University of Management, Moscow e-mail: moxanam@mail.ru

Makhalin Victor

Candidate of Economic Sciences, State University of management, Moscow e-mail: mahalinviktor@mail.ru

THE BUDGET SOURCES OF FUNDING FOR THE SUPPORT OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD IN RUSSIA

Abstract. A brief analysis of various trends in the development of the demographic situation has been provided in the article. The difficult current situation in Russia associated with the level of fertility and reproduction of the population has been examined. The causes of the demographic problem in Russia have been designated. The issues related to improving the welfare of Russian families, support for motherhood and childhood, the development of systems of various methods and tools of assistance, both in material and non-material form have been considered. The budget sources and the size of support for motherhood and childhood from various budgets of the budget system of the Russian Federation have been analysed.

Keywords: demographic crisis, demographic problem, financial support of motherhood and childhood, material assistance, maternity capital, regional maternity capital, lump-sum payments.

Демографическая проблема относится не к отдельно взятой стране, а является мировой и имеет две стороны: первая связана с глобальными изменениями в росте населения всей планеты, в результате чего обостряются, в первую очередь, продовольственная, а впоследствии различные другие проблемы, а вторая связана с изменениями, складывающимися в стране, если рождаемость падает ниже уровня простого воспроизводства населения либо ниже уровня смертности. При перенаселении под демографическим кризисом понимают несоответствие численности населения территории ее способности обеспечить жителей жизненно необходимыми ресурсами [6]. В Российской Федерации (далее - РФ) мы наблюдаем обратную тенденцию. Демографическое развитие в России, несмотря на 1 место в мире по площади территории, на протяжении уже многих лет сдает свои позиции. Если в 1991 г. Россия по численности населения была на 6 месте, то в 2012 г. - на 10 месте, а к 2050 г., по прогнозам специалистов, займет 14 место [5].

Основной причиной возникновения демографической проблемы в России стало применение «шоковой терапии», которая привела к падению доходов граждан и, как следствие, мы получили низкий уровень рождаемости, поскольку иметь даже одного ребенка в семье становилось довольно затратным. А что касается ситуации, при которой в семье имелось несколько детей, то это автоматически переводило семью в категорию бедных.

Изменение экономических основ существования семьи при внедрении рыночных подходов также привело к увеличению продолжительности периода обучения. Мотивы карьерного соображения, эгоистические мотивы поведения и стремительно расширяющиеся практика юридической брачности способствуют падению рождаемости [4].

© Махалина О.М., Махалин В.Н., 2018. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/Hcenses/by/4.0/).

The Author(s), 2018. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

По словам профессора Л. Л. Рыбаковского «...в России сформировался уникальный тип воспроизводства населения: при уровне рождаемости таком же низком, как во многих европейских странах, аналоги российской ожидаемой продолжительности жизни были в странах Северной Африки и Азии» [3, с. 26].

Кроме того, страновой или региональный демографический кризисы несут в себе такое негативное свойство, как нарастание, т. е. с течением времени вымирание населения ускоряется. И подобное развитие ситуации наблюдалось в РФ, начиная с 90-х гг. прошлого столетия и в начале текущего.

Поэтому наиболее важным, с точки зрения определения степени влияния на решение демографической проблемы, является всесторонняя поддержка семьи, как основной ценности современного общества. Именно от высокого уровня благосостояния семьи зависит и воспроизводство рабочей силы, и вопросы реализации экономической политики, посредством грамотно выстроенной политики распределения семейного дохода, перераспределения доли потребления и накопления, с последующим инвестированием в экономику [7].

В настоящее время, несмотря на принятые принимаемые меры, демографическая проблема достаточно остро стоит в России. Вопросы, связанные с повышением благосостояния российских семей, поддержки материнства и детства, разработкой систем различных методов и инструментов оказания помощи, как в материальной, так и не в материальной форме, являются объектами постоянного внимания руководства страны, органов государственного и муниципального управления. Так, например, при обсуждении пенсионной реформы в ходе своего обращения, посвященному повышению пенсионного возраста и пенсионной реформе 29.08.2018 г., Президент РФ сформулировал предложения по установлению возраста, позволяющего досрочный выход на пенсию многодетных матерей. Предлагалось, что женщины, имеющие 3-х детей, должны иметь право выходить на пенсию в возрасте 57 лет, 4-х детей - в возрасте 56 лет, а женщины, имеющие 5 и более детей в 50 лет [16].

Реализация высказанных предложений потребует дополнительного государственного финансирования в размере 845 млрд руб. По расчетам Правительства РФ численность таких матерей, возрастет с нынешних 127 тыс. чел. до 2 млн 500 тыс. чел. Что касается распределения расчетной суммы по годам, то в предстоящий шестилетний период потребуется 29,5 млрд рублей, а в период с 2024 г. по 2035 г. предстоящие расходы оцениваются в 815 млрд руб.

Совершенно новый инструмент оказания адресной финансовой помощи в соответствии с положением ФЗ от 26.12.2017 г. «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» из средств федерального бюджета действует с 01.01.2018 г. [2]. Это ежемесячные выплаты молодым семьям при рождении первенца. Для получения положенных выплат среднедушевой доход семьи не должен превышать полутора прожиточных минимумов трудоспособного населения каждом конкретном регионе и будет равен прожиточному минимуму в этом регионе.

На эти цели регионам выделены субвенции в размере 21,4 млрд руб. на 2018 г. из средств федерального бюджета. Средний размер ежемесячной выплаты в 2018 г. - 10 500 руб., в 2019 - 10 800 руб., а к 2020 г. размер выплат должен составить 11 000 руб. Например, в Москве семья может получать положенные ежемесячные выплаты, в случае если общий доход семьи не будет превышать 84 339 руб. в месяц. По подсчетам Правительства Москвы всего эти выплаты должны получить 339 тыс. семей и размер этого пособия составит 14 252 руб. [11]. В Ингушетии, где по данным Росстата, наиболее низкий прожиточный минимум, основанием для получения выплат служит размер дохода, не превышающего 41 935 руб., а сумма пособия составит 9 241 руб. [10].

Одной из старейших форм финансовой поддержки материнства и детства в РФ стало выделение средств из бюджетной системы в безналичной форме, в подавляющем ряде случаев оформленных в виде именного сертификата:

- из федерального бюджета для всех российских семей при рождении второго и последующих детей в виде материнского капитала;

- из бюджетов субъектов РФ в виде финансовой помощи, регионального материнского капитала, как дополнение к государственной поддержке, в соответствии с условиями, оговоренными в законодательстве соответствующего субъекта РФ.

В конце 2006 г., по инициативе Президента РФ, для решения демографической проблемы и поддержки материнства и детства был принят федеральный закон ФЗ № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и стала действовать Федеральная программа «Материнский капитал» [1].

В соответствии с этой программой получить материнский капитал могут:

- женщина (гражданка РФ), которая родила или усыновила второго или последующих детей (граждан РФ) в период с 01.01.2007 г. по нынешнее время;

- отец или усыновитель (не обязательно гражданин РФ) в случае утраты матерью ребенка права на материнский капитал (при лишении родительских прав, ее смерти, преступных действий в отношении одного или нескольких детей, а также отмены усыновления ребенка матерью);

- отец (гражданин РФ) - единственный усыновитель второго ребенка, если постановление об этом принято позже даты 01.01.2007 г.;

- несовершеннолетние дети в равных долях, если единственный родитель (усыновитель) утратил право на получение государственной поддержки.

Указанные категории граждан могут только единожды воспользоваться правом получения Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Его размер и динамика изменения, с момента введения, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика изменения размера материнского (семейного) капитала

Год Размер Индексация, %

2007 250000 -

2008 276250 10,5

2009 312162 13

2010 343378 10

2011 365698 6,5

2012 387640 6

2013 408960 5,5

2014 429408 5

2015-2018 453026 5,5 в 2015г.

Источник: [9]

Законодательно были установлены три возможных направления использования этих средств.

1) улучшение условий проживания семьи: приобретение жилья (с помощью прямой покупки или взятия жилья в кредит или ипотеку), индивидуальное жилищное строительство (погашение целевого займа, внесение взноса в жилищный кооператив, участие в долевом строительстве), реконструкция уже имеющегося жилья (обязательно увеличение жилой площади);

2) погашение ипотеки, оформленной в банке или ином кредитном учреждении матерью или отцом детей;

3) оплата образования любого ребенка в семье (в том числе услуг детского сада, оплата проживания в общежитии при учебном заведении и т. д.);

4) пополнение пенсии матери (ее накопительной части).

Постепенно эти направления дополнялись. Динамика изменения направлений использования средств материнского капитала, представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика изменения направления использования средств материнского (семейного) капитала

Направления использования средств материнского капитала 2007 г. 2009-2010 гг. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Пенсионное обеспечение матери (формирование на- + + + + + +

копительной части пенсии)

Обучение детей + + + + + +

Окончание таблицы 2

Направления использования средств материнского капитала 2007 г. 2009-2010 гг. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Улучшение жилищных условий + + + + + +

Социальная адаптация для детей с особыми потребностями Единовременная разовая выплата (антикризисная мера), (руб.) - 12 000 20 038 + 25 000 + +

Оплата яслей, дошкольных образовательных учреждений - - - - - +

Ежемесячная социальная материальная помощь нуждающимся семьям с уровнем дохода менее 1,5 установленного прожиточного минимума, до достижения ребенком возраста 1,5 лет +

Составлено авторами по материалам исследования

В программе действия материнского (семейного) капитала можно выделить ряд условий:

- в настоящее время действие программы продлено до 31.12.2021 г.;

- право на получение материнского капитала предоставляется только один раз;

- полученный материнский капитал можно использовать частями по установленным действующим законодательством направлениям;

- материнский капитал предоставляется не конкретному ребенку, а семье;

- заявление об использовании средств материнского капитала может быть подано в любое время по истечении 3-х лет с момента рождения, но здесь имеются исключения:

1) по истечении 2-х лет после рождения ребенка на оплату услуг детского сада;

2) начиная с 2015 г., возможно использование материнского капитала в качестве первоначального взноса по ипотеке, в погашение основного долга и процентов по нему, не дожидаясь достижения трехлетнего возраста ребенка;

- средства материнского капитала освобождаются от налогообложения (как доходы физических лиц);

- средства материнского капитала могут быть перечислены только в безналичной форме (за исключением единовременных выплат) и только на установленные законом цели;

- если сумма материнского капитала снова станет подлежать индексации и будет изменяться в размере, то менять сертификат нет необходимости.

По статистическим данным, касающихся использования средств материнского капитала, озвученным главой Пенсионного фонда России, за время действия федеральной программы воспользовались правом на получение материнского капитала - 8,5 млн чел. и более 57 % получивших полностью использовали предусмотренные сертификатом средства. Из общего объема поданных заявлений, 92 % использовали материнский капитал на улучшение жилищных условий, около 8% - на оплату образовательных услуг и менее 1 % — на формирование накопительной пенсии, т. е. 3,3 млн человек полностью или частично погасили ипотеку, 1,9 млн семей улучшили жилищные условия без кредита, 4 тыс. перевели в пенсионные накопления, 0,5 млн человек на обучение детей, 131 человек решили потратить на адаптацию детей инвалидов [9].

Что касается размера региональной составляющей финансовой поддержки материнства и детства можно констатировать, что формы, виды, суммы и используемые подходы к назначению помощи значительно разнятся в различных субъектах РФ. С одной стороны, это объясняется различием в состоянии региональных бюджетов, т. е. возможностью в большей или меньшей степени осуществлять поддержку данной социальной категории, а с другой стороны, это связано со сложившейся в регионах демографической ситуацией, необходимостью решения проблемы сиротства и других специфических региональных проблем.

Из региональных бюджетов, в 2017 г., материальную помощь в различных формах выдавали 72 субъекта РФ. Так, например, в Москве не существует программы регионального материнского капитала. Вместо

нее существует две формы выплат. Первая - городская компенсационная выплата при рождении ребенка, не зависящая от возраста родителей: 5 500 руб. на первого ребенка и 14 500 руб. на второго и следующего и 50 000 руб. при рождении трех и более детей одновременно. Вторая, так называемая «лужковская выплата», при рождении детей в молодых семьях, когда оба родителя не достигли возраста 30 лет, и ее размер составляет 5 прожиточных минимумов на первого ребенка, 7 прожиточных минимумов на второго ребенка и 10 прожиточных минимумов на третьего и последующего ребенка [11].

На Сахалине, при появлении первенца, родители имеют право на единовременную денежную выплату в размере 54 000 руб., для студенческих семей 57 400 руб., малоимущие молодые семьи при рождении ребенка могут получить до 30 000 руб. на приобретении коляски, товаров для новорожденных, а также могут получать ежеквартальную адресную социальную помощь [12].

Кроме этого, в субъектах РФ, можно отметить различие в существующих подходах к оказанию финансовой поддержки материнства и детства. Так, например, в Чеченской республике не существует программы регионального материнского капитала, а есть программа поддержки усыновителей. В ней предусмотрены ежемесячные выплаты из регионального бюджета в размере 11 700 руб. на каждого приемного ребенка и 5 540 руб. в виде ежемесячного вознаграждения приемным родителям (8 331 руб. в случае усыновления ребенка-инвалида) [8].

В Республике Татарстан также отсутствует программа регионального материнского капитала, но существует особая поддержка семей при рождении троих и более детей одновременно. Из регионального бюджета единовременно выплачивается 10 000 руб. на каждого родившегося ребенка и ежемесячно выплачивается по 1 000 руб. на каждого ребенка до достижения ими возраста 1,5 лет.

В Республике Башкортостан существуют единовременные выплаты при усыновлении ребенка в размере 453 000 руб. и 553 026 руб. при усыновлении ребенка инвалида.

В Республике Хакассия при рождении ребенка в малых селах (с количеством проживающих до 100 чел.), выплачивается 200 000 руб., а в других муниципальных образованиях этого субъекта федерации только 100 000 руб. [8].

В ряде регионов, в программе материнского капитала, предусмотрена возможность для многодетных семей получения земельных участков в собственность (Республика Татарстан, Ненецкий автономный округ, Карачаево-Черкессия, Московская область).

В Кабардино-Балкарии также не существует программы регионального материнского капитала, но присутствует единовременная социальная выплата в размере 25 0000 руб. на приобретение и строительство жилья в регионе для семей с пятью и более детьми, в случае если пятый и последующие дети были рождены после 2008 г.

В Астраханской области оказывается материальная помощь в виде материнского капитала в размере 30 000 руб., но оказывается только при рождении третьего ребенка и с учетом установленных критериев нуждаемости семьи [13].

На Камчатке материнский капитал выдается на каждого рожденного ребенка. На третьего - 132 423 руб., на четвертого - 199 191 руб., на пятого - 264 846 руб., на шестого и каждого последующего - по 331 614 руб. [8].

Анализ действующего законодательства различных регионов РФ на предмет оказания региональной материальной помощи в форме материнского капитала показывает, что можно выделить и сгруппировать регионы в зависимости от подходов к определению размера помощи и критериев выплат:

- по факту рождения третьего ребенка или последующих детей без условий периода рождения (Мурманская обл., Республика Адыгея, Республика Чувашия, Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Республика Калмыкия) - однократно;

- по факту рождения третьего ребенка и на каждого последующего (Чукотка, Москва) [8; 11];

- по факту рождения первенца, женщинам, родившим до 25 лет (Магаданская обл.);

- по факту рождения первенца, женщинам,19-24 лет и находящимся в законном браке (Камчатка);

- по факту рождения второго ребенка, однократно (Сахалинская обл.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по факту рождения пятого и последующих детей (Республика Тыва);

- по факту рождения четвертого и последующих детей (Республика Марий Эл);

Также российские регионы сильно дифференцированы по размерам установленного регионального материнского капитала:

- 50 000 руб. - Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Алтайский край, Северная Осетия, Республика Марий Эл;

- 100 000 руб. - Кировская, Ульяновская, Воронежская, Свердловская и Московская области [8; 15];

- 150 000 руб. - Сахалинская область [12].

- до 430 000 руб. - Магаданская, Калининградская, Мурманская, Орловская и Еврейская автономная области [14].

Если обобщить целевые направления использования средств региональной финансовой поддержки, то, как правило, они направлены:

- на приобретение, строительство и ремонт жилья на территории соответствующего региона;

- на лечение детей, как на территории региона, так и на всей территории Российской Федерации;

- на приобретение транспортных средств (Новосибирская, Липецкая, Орловская, Калининградская и Ульяновская области, Камчатка);

- оплата образования;

- на приобретение имущества, необходимого и значимого для членов семьи (бытовая техника, технические средства реабилитации, электроника);

- на оплату услуг учреждения дошкольного образования, находящегося на территории региона. Анализ бюджетных источников поддержки материнства и детства, существующих в Российской Федерации, с учетом уже существующих форм поддержки, можно предложить дополнительные перспективные направления, связанные, например, с расширением сферы применения страховых и кредитных инструментов, расширением социальных налоговых льгот, применение особых налоговых режимов в отношении данной целевой группы населения.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 07.03.2018). [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочная система «КонсультантПлюс» http://www. consultant.ru/document/cons/ (дата обращения: 28.10.2018).

2. Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 N 418-ФЗ (ред. от 28.12.2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286470/ (дата обращения: 28.10.2018).

3. Рыбаковский, Л. Л. 20 лет депопуляции в России. - М.: Экон-информ, 2014. - 231 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rybakovsky.ru/ (дата обращения: 11.10.2018).

4. Жданова, Ю. В. Демографическая ситуация в современной России и пути ее преодоления // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 4. - С. 12-13.

5. Кущ, Е. Н. Взаимосвязь демографических процессов с состоянием экономики. ИЦРОН. Инновационный центр развития образования и науки. Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях / Е. Н. Кущ,

A. С. Девяткина // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Санкт-Петербург, 2015. - 339 с.

6. Максаковский, В. П. Демографический кризис в современном мире // География ПС. - 2001. - № 23. - С. 13.

7. Махалина, О. М. Благосостояние семьи, как фактор устойчивого роста и модернизации экономики / О. М. Махалина,

B. Н. Махалин. Материалы IV международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества». - М.: МосГУ, 2016 - Т.1, С. 237-242.

8. Правительство России. Официальный сайт. Семья и дети. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://govemment. ru/rugovclassifier/section/2464/ (дата обращения: 11.10.2018).

9. Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru. (дата обращения: 01.10.2018).

10. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/ (дата обращения: 01.10.2018).

11. Правительство Москвы (Мэрия). Департамент социальной защиты населения г. Москвы «Электронная Москва» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mosopen.ru/goverment/279 (дата обращения: 11.10.2018).

12. Правительство Сахалинской области. Социальная защита населения. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sakhalin.gov.ru/index.php?id=183 (дата обращения: 01.10.2018).

13. Правительство Астраханской области. Социальная поддержка. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.astrobl.ru/social (дата обращения: 09.10.2018).

14. Правительство Магаданской области. Государственные программы. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.49gov.ru/activities/gosprogram/ (дата обращения: 09.09.2018).

15. Правительство Московской области. Министерство социального развития Московской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msr.mosreg.ru/ (дата обращения: 09.09.2018).

16. Обращение Президента к гражданам России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/58405 (дата обращения: 01.09.2018).

References

1. Federal'nyi zakon «О dopolnitel'ny'kh merakh gosudarstvennoi podderzhki semei, imeyushchikh detei» ot 29.12.2006 № 256-FZ [The Federal law «about additional measures of the state support of the families having children» of29.12.2006 N 256-FZ (ed. of 07.03.2018)]. Available at: Spravochnaya sistema «Konsul'tantPlyus» http://www.consultant.ru/document/cons/ (accessed 28.10.2018).

2. Federal'nyi zakon «О ezhemesyachnykh vyplatakh sem'yam, imeyushchim detei» ot 28.12.2017 № 418-FZ [Federal law «on monthly payments to families with children» of28.12.2017 N 418-FZ (ed. of28.12.2017)]. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_286470/ (accessed 28.10.2018).

3. Rybakovskii L. L. 20 let depopulyatsii v Rossii [20 years of depopulation in Russia. - Moscow: Ekon-inform], 2014. 231 p. Available at: http://rybakovsky.ru/ (accessed: 11.10.2018).

4. Zhdanova V. V. Demograficheskaya situatsiya v sovremennoi Rossii i puti eyo preodoleniya [Demographic situation in modern Russia and ways to overcome it]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimentaFnogo obrazovaniya [International journal of experimental education], 2010, I. 4, pp. 12-13.

5. Kushch E. N., Devyatkina A. S. Vzaimosvyaz' demograficheskikh protsessov s sostoyaniem ekonomiki. ICzRON. Innovatsion-nyi centr razvitiya obrazovaniya i nauki. Aktual'nye voprosy ekonomiki, menedzhmenta i finansov v sovremennykh usloviyakh [The Relationship of demographic processes with the state of the economy. ICRON. Innovation center of education and science development. Topical issues ofEconomics, management and Finance in modern conditions]. Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Collection of scientific works on the results of the international scientific-practical conference], St. Petersburg, 2015, I. 2. 339 p.

6. Maksakovskii V. P. Demograficheskii krizis v sovremennom mire [Demographic crisis in the modern world]. Geography of PS, 2001, I. 23, 13 p.

7. Makhalina O. M., Makhalin V.N. Blagosostoyanie sem'i, kak faktor ustoichivogo rosta i modernizatsii ekonomiki [The welfare of the family as a factor of sustainable development and modernization of the economy]. Materialy' IV mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Tsennosti i interesy' sovremennogo obshchestva» [Proceedings of the IV international scientific-practical conference «Values and interests of modern society»]. M.: Moscow State University, 2016 V. 1, pp. 237-242.

8. Pravitel'stvo Rossii. Ofitsial'nyi sait. Sem'ya i deti [Russian government. Official site. Family and children]. Available at: http:// government.ru/rugovclassifier/section/2464/ (accessed 11.10.2018).

9. Pensionnyi fond RF [Pension Fund of the Russian Federation]. Available at: http://www.pfrf.ru ahhh! (accessed 01.10.2018).

10. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki (Rosstat) [Federal state statistics service (Rosstat)]. Official site. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/ (accessed 01.10.2018).

11. Pravitel'stvo Moskvy' (Me'riya). Departament sotsialnoi zashchity naseleniya g. Moskvy [Moscow government (Mayoralty.) Department of social protection of the population of Moscow]. Available at: http://mosopen.ru/goverment/279 (accessed 11.10.2018).

12. Pravitel'stvo Sakhalinskoi oblasti. Sotsial'naya zashchita naseleniya [The government of the Sakhalin region. Social protection]. Available at: https://sakhalin.gov.ru/index.php?id=183 (accessed 01.10.2018).

13. Pravitel'stvo Astrakhanskoi oblasti. Sotsial'naya podderzhka [The government of the Astrakhan region. Social support]. Available at: https://www.astrobl.ru/social (accessed 09.10.2018).

14. Pravitel'stvo Magadanskoi oblasti. Gosudarstvenny'e programmy' [The government of the Magadan region. State program]. Available at: https://www.49gov.ru/activities/gosprogram/ (accessed 09.10.2018).

15. Pravitel'stvo Moskovskoi oblasti. Ministerstvo sotsial'nogo razvitiya Moskovskoi oblasti. [Moscow region government. Ministry of social development of the Moscow region]. Available at: http://msr.mosreg.ru/ (accessed 09.10.2018).

16. Obrashchenie Prezidenta k grazhdanam Rossii [Address of the President to the citizens of Russia]. Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/news/58405 (accessed 01.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.