Научная статья на тему 'Бюджетное планирование в муниципальных образованиях при создании особых эконо мических зон туристско-рекреационного типа: вопросы правового регулирования'

Бюджетное планирование в муниципальных образованиях при создании особых эконо мических зон туристско-рекреационного типа: вопросы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / BUDGET PLANNING / LOCAL GOVERNMENT / LOCAL BUDGET / THE SPECIAL ECONOMIC ZONE / REVENUES AND EXPENDITURES OF BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колосов Николай Викторович -

Статья посвящена вопросам правового регулирования бюджетного планирования в муниципальных образованиях при создании особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Особенности правового режима особых экономических зон влекут за собой изменения в структуре и объеме доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований, что необходимо учитывать органам местного самоуправления в процессе бюджетного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колосов Николай Викторович -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of budget planning in municipalities in development of special economic zones for tourism and recreation: regulatory issues

The article is devoted to the problems of legal regulation of budget planning in municipalities, while creating special economic zones of tourism and recreation. The peculiarities of legal regime of special economic zones result in the structure and volume changes of revenue and expenditure parts of municipal budgets. Local government should take this fact into account in the procedure of budgetary planning.

Текст научной работы на тему «Бюджетное планирование в муниципальных образованиях при создании особых эконо мических зон туристско-рекреационного типа: вопросы правового регулирования»

КОНСТИТУЦИОННЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ИНСТИТУТЫ

УДК 342.55

Н.В. Колосов

Бюджетное планирование в муниципальных образованиях при создании особых экономических зон туристско-рекреационного типа: вопросы правового регулирования

Статья посвящена вопросам правового регулирования бюджетного планирования в муниципальных образованиях при создании особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Особенности правового режима особых экономических зон влекут за собой изменения в структуре и объеме доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований, что необходимо учитывать органам местного самоуправления в процессе бюджетного планирования.

Ключевые слова: бюджетное планирование, местное самоуправление, местный бюджет, особая экономическая зона, доходы и расходы бюджета.

N.V. Kolosov The role of budget planning in municipalities in development of special economic zones for tourism and recreation: regulatory issues

The article is devoted to the problems of legal regulation of budget planning in municipalities, while creating special economic zones of tourism and recreation. The peculiarities of legal regime of special economic zones result in the structure and volume changes of revenue and expenditure parts of municipal budgets. Local government should take this fact into account in the procedure of budgetary planning.

Keywords: budget planning, local government, local budget, the special economic zone, revenues and expenditures of budget.

Российская Федерация относится к государствам, богатым на уникальные объекты и комплексы, которые представляют ценность в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении. Это создает предпосылки для формирования крупнейшего туристического рынка в мире. Туристический бизнес в современных условиях имеет большое значение для многих стран, так как влияет на привлечение инвестиций, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение уровня занятости населения и, конечно же, способствует увеличению поступлений в государственные и местные бюджеты.

Одним из путей развития туризма в нашей стране, а также вариантов стимулирования экономической деятельности различных хозяйствующих субъектов является создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. На территории особой экономической зоны, определяемой Правительством Российской Федерации,

действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, специфика которого устанавливается прежде всего Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [1].

Правительством России за последнее время было принято несколько постановлений о создании особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории разных субъектов Российской Федерации (в том числе на территории Республики Бурятия [2] и Иркутской области [3]).

Однако помимо обеспечения благоприятных условий для предпринимательской деятельности образование особых экономических зон туристско-рекреационного типа влечет за собой изменения в структуре и объеме доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований, на территории которых эти зоны расположены.

С одной стороны, деловая активность рези-

Н.В. Колосов. Бюджетное планирование в муниципальных образованиях при создании особых экономических зон туристско-рекреационного типа: вопросы правового регулирования

дентов в особой экономической зоне теоретически должна привести к увеличению доходов бюджетов, а с другой стороны, особенности правового режима такой зоны предполагают дополнительные затраты из местного бюджета, а также снижение поступлений от ряда доходных источников.

Как справедливо отмечают некоторые специалисты, не всегда принятие решения о предоставлении льгот сопровождается явным желанием государства получить именно экономические дивиденды. Большую роль при этом играет институциональный аспект - решение политических и социальных проблем регионов, нахождение компромисса между представителями государства и крупного бизнеса, упрощение административных процедур, улучшение инвестиционного климата в стране [4].

Указанные обстоятельства необходимо учитывать органам местного самоуправления при осуществлении ими бюджетного планирования в целях реализации на практике принципов сбалансированности и достоверности бюджета, закрепленных, соответственно, в ст. 33 и 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации [5]. Согласно названным статьям Бюджетного кодекса Российской Федерации объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования должны быть надежными, расчет же доходов и расходов бюджета - реалистичным.

При создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительнораспорядительный орган муниципального образования, на территориях которых образуется особая экономическая зона, заключают специальное соглашение. В результате заключения такого соглашения у муниципального образования возникают расходные обязательства. Так, соглашением определяется объем финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Помимо этого в соглашении закрепляется комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой эконо-

мической зоны и порядок их финансирования. Следовательно, еще до поступления каких-либо платежей от резидентов особой экономической зоны, возможно, потребуется выделение бюджетных ассигнований.

Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенным в границах особой экономической зоны, после прекращения существования особой экономической зоны определяется соглашением о создании особой экономической зоны.

Образование особой экономической зоны предполагает также передачу уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в границах особой экономической зоны на срок ее существования.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» за земельные участки, предоставленные резиденту особой экономической зоны, устанавливается максимальный размер арендной платы. Например, на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Бурятия и Иркутской области максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые резиденту особой экономической зоны, составляет 2 процента их кадастровой стоимости в год. Применительно к иному недвижимому имуществу уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти устанавливается методика расчета арендной платы. Методика расчета арендной платы по договорам аренды государственного и (или) муниципального недвижимого имущества (зданий (их частей), сооружений), находящегося на земельных участках в пределах территорий особых экономических зон технико-внедренческого и туристско-рекреационного типов (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 14 июля 2006 г. № 190 [6]), предусматривает применение понижающего коэффициента 0,5.

Арендная плата и иные платежи за земельные участки, иное недвижимое имущество, расположенное в границах особой экономической зоны,

поступают в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок зачисления доходов в бюджет регулируется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 40 Кодекса поступления, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами. Вместе с тем установление предельного размера арендной платы за земельные участки, применение понижающего коэффициента при расчете размера арендной платы по договорам аренды иного недвижимого имущества может привести к снижению уровня неналоговых доходов местных бюджетов.

Налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что от уплаты земельного налога освобождаются организации-резиденты особой экономической зоны в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок [7]. При этом данная льгота, как следует из формулировки указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации, действует только для организаций и не распространяется на индивидуальных предпринимателей-резидентов особой экономической зоны. Однако представительные ораны местного самоуправления в соответствии со ст. 12, 387 Налогового кодекса Российской Федерации имеют право установить налоговые льготы, основания и порядок их применения. Поэтому нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления возможно введение налоговых льгот по земельному налогу и для индивидуальных предпринимателей-резидентов особой экономической зоны.

Рост числа индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории муници-

пального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, ставших резидентами особой экономической зоны, может не вызвать и увеличения поступлений от налога на имущество физических лиц. Это связано с тем, что приобретение статуса резидента особой экономической зоны индивидуальными предпринимателями не препятствует им применять упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Кроме того, переход к упрощенной системе налогообложения освобождает от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности). Хотя указанный налог относится к группе федеральных налогов, поступления по нему частично зачисляются в местные бюджеты и относятся к налоговым доходам местных бюджетов.

При этом резидентам особой экономической зоны по ст. 38 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на период действия соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности предоставляется гарантия неприменения по отношению к ним актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законов субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающих их положение как налогоплательщиков (за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров).

Особое значение учет указанных факторов приобретает при составлении проекта местного бюджета, а также различных финансовых планов и прогнозов. Так, в соответствии со ст. 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если проект бюджета муниципального района, проект бюджета городского округа составляется и утверждается на очередной финансовый год, местная администрация муниципального района, городского округа разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального района, городского округа. При составлении и утверждении проекта бюджета поселения на очередной финансовый год муниципальным правовым актом представительного органа поселения могут быть предусмотрены разработка и утверж-

дение среднесрочного финансового плана поселения. Среднесрочный финансовый план должен включать сведения о прогнозируемых параметрах местного бюджета, и потому без использования данных о возможных доходах и расходах бюджетов в условиях особой экономической зоны не обойтись.

Таким образом, появление особой экономической зоны на территории муниципального образования не всегда однозначно может привести к росту доходов местных бюджетов. В этой связи органам местного самоуправления перед подачей заявки на создание особой экономической зоны следует провести всесторонний анализ возможных положительных и негативных моментов, связанных с существованием особой экономической зоны. После же образования такой зоны бюджетное планирование в муниципальных образованиях в целях обеспечения сбалансированности и достоверности местного бюджета должно производиться с учетом специфики правового режима особой экономической зоны.

Литература

1. Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127.

2. О создании на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа: постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 года № 68 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 889.

УДК 342 (470)

3. О создании на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа: постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 года № 72 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 893.

4. Павлов П.В. Правовые аспекты и исторические предпосылки создания института особых экономических зон в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. № 8. С.59.

5. Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

6. Об утверждении методики расчета арендной платы по договорам аренды государственного и (или) муниципального недвижимого имущества (зданий (их частей), сооружений), находящегося на земельных участках в пределах территорий особых экономических зон технико-внедренческого и туристско-рекреационного типов, и методики расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий особых экономических зон: Приказ Минэкономразвития РФ от 14 июля 2006 года № 190 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 35.

7. Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340, 2004. № 49. Ст. 4840, 2006. № 23. Ст. 2382.

Колосов Николай Викторович - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Юридического института Иркутского государственного университета, 665082, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 10, тел.: 8 (3-952) 52-11-82, e-mail: qwe12000@mail.ru.

Kolosov Nikolay Viktorovich - candidate of law, associate professor of department of constitutional law, Law Institute of Irkutsk State University. 665082, Irkutsk, Ulan-Batorskaya str. 10, tel. 8 (3-952) 52-11-82, e-mail: qwe12000@mail.ru.

Ю.Г. Хамнуев

Источники конституционного права в субъектах Российской Федерации: теоретико-правовые предпосылки

В статье затрагиваются теоретические вопросы институционализации источников конституционного права в субъектах Российской Федерации, а также законодательные предпосылки формирования элементного состава законодательства субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: федеративное устройство, конституционное законодательство субъектов Российской Федерации, источники права, нормативный правовой акт, нормативный договор, система источников права, иерархия источников права

Yu.G. Khamnuev

Sources of constitutional law in subjects of the Russian Federation: theoretical-legal prerequisites

The theoretical problems of sources of constitutional law institutionalization in subjects of the Russian Federation, and legislative prerequisites offormation the elemental composition of the subjects legislation are considered in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.