Научная статья на тему 'Бюджетно-налоговые механизмы реализации экономической политики республики Дагестан'

Бюджетно-налоговые механизмы реализации экономической политики республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДОТАЦИИ / НАЛОГИ / ФЕДЕРАЛЬНО-ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнова М.Р.

В статье рассматривается бюджетно-налоговое состояние Республики Дагестан, предлагаются способы снижения уровня дотаций и рекомендации по улучшению бюджетной и налоговой политики республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетно-налоговые механизмы реализации экономической политики республики Дагестан»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

УДК 338.2

бюджетно-налоговые механизмы реализации экономической политики республики дагестан

м. р. гусейнова,

преподаватель кафедры мировой экономики и менеджмента

E-mail: MHi-G1@mail. ru Кубанский государственный университет

В статье рассматривается бюджетно-налоговое состояние Республики Дагестан, предлагаются способы снижения уровня дотаций и рекомендации по улучшению бюджетной и налоговой политики республики.

Ключевые слова: бюджет, дотации, налоги, федерально-целевые программы, налоговое законодательство.

Экономическая политика любого региона играет важную роль в формировании современной России. От взвешенности и социальной направленности этой политики зависит экономическое поведение входящих в нее регионов. Основой финансовой базы любого субъекта Федерации является бюджет. И именно через региональные бюджеты государство проводит свою экономическую политику (основой финансового механизма управления социально-экономическим развитием регионов является их бюджетно-налоговая система).

Центральным показателем регионального бюджета является величина его доходов. По предварительным данным за 2011 г., доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан составили 71 496,1 млн руб. и увеличились по сравнению с 2010 г. на 9 088,8 млн руб., или на 14,6 %. Поступление налоговых и неналоговых доходов составило 18 521,7 млн руб. (112,7 % к 2010 г.),

или 25,9 % от общего объема доходов консолидированного бюджета. Средства из федерального бюджета были получены в объеме 52 974,4 млн руб. (115,2 % к 2010 г.).

Расходы консолидированного бюджета Республики Дагестан за 2011 г. составили 75 070,6 млн руб. (117,2 % к 2010 г.), консолидированный бюджет Республики Дагестан за 2011 г. был исполнен с дефицитом в сумме 3,6 млн руб.

Сальдированный финансовый результат предприятий и организаций по всем видам экономической деятельности составил 14 489 млн руб., в том числе крупных и средних организаций — 10 142,3 млн руб.

Удельный вес прибыльных предприятий и организаций экономики республики (крупных и средних) к общему количеству обследуемых за 2011 г. составил, по предварительной оценке, 71,3 % (за 2010 г. — 65,1 %).

В 2011 г. проводилась работа, направленная на расширение налогооблагаемой базы и увеличение доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан. Продолжалась работа межведомственной комиссии по реализации мер, направленных на увеличение доходной части консолидированного бюджета Республики Дагестан, по развитию налогооблагаемой базы и проведению мероприятий по легализации «теневой» заработной платы, по

уточнению налогового потенциала муниципальных районов и городских округов.

В 2010 г. в республике осуществлялась государственная поддержка предприятий, реализующих инвестиционные проекты, в форме возмещения части процентной ставки по банковским кредитам. В республиканском бюджете на 2011 г. были предусмотрены ассигнования на возмещение части процентных ставок по коммерческим кредитам, привлекаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для реализации на территории республики эффективных и социально значимых инвестиционных проектов в объеме 80 млн руб.

В соответствии с утвержденными Правительством Республики Дагестан реестрами заемщиков на получение субсидий за 2011 г. были выделены средства 9 предприятиям разных форм собственности на общую сумму 77 393,9 тыс. руб. По видам экономической деятельности из выделенных за 2011 г. субсидий наибольший объем средств приходился на химическое производство — 35 410,6 тыс. руб. (45,7 % от общего объема выделенных средств), на пищевую и перерабатывающую промышленность — 18 766,6 тыс. руб. (24,3 %), на производство строительных материалов — 13 226,3 тыс. руб. (17,1 %), на стекольное производство — 5 700,9 тыс. руб. (7,4 %), на оказание услуг — 4 289,5 тыс. руб. (5,5 %).

Предприятиями, получившими субсидии в 2011 г., было привлечено кредитов в коммерческих банках на общую сумму 878 млн руб. (деньги были полностью освоены и направлены на производственные цели). По предварительным данным, предприятиями было произведено продукции и услуг на сумму 893,4 млн руб., реализовано продукции и услуг на сумму 858,6 млн руб., перечислено налоговых платежей в размере 86,7 млн руб., создано 142 новых рабочих места (средняя заработная плата по этим предприятиям составила 8 600 руб.).

Увеличение объемов показателей производственной деятельности за счет инвестиционных проектов было достигнуто следующими предприятиями:

- ООО «Каспий Тепло Сервис» — инвестиционный проект «Строительство котельной». Предприятием в 2011 г. произведено и реализовано продукции на сумму 206 644,0 тыс. руб., объемы налоговых платежей составили 6 900 тыс. руб.;

- ОАО «Медицинский центр им. Р. П. Аскер-ханова» — инвестиционный проект «Оснащение поликлиники компьютерным томографом Light Speed VCT». Предприятием в 2011 г. было оказано

услуг на сумму 20 804 тыс. руб., объемы налоговых платежей составили 1 078 тыс. руб.;

- ООО «Кикунинский» консервный завод — инвестиционный проект «Капитальный ремонт, реконструкция и модернизация завода». Предприятием в 2011 г. было произведено и реализовано продукции на сумму 61 249 тыс. руб., объемы налоговых платежей составили 6 230,2 тыс. руб. Было создано 31 новое рабочее место;

- ЗАО «Хасавюртовский консервный завод» — инвестиционный проект «Расширение и модернизация производства продукции». Предприятием было произведено продукции на сумму 473 547 тыс. руб., объемы налоговых платежей составили 59 670 тыс. руб. Было создано 68 новых рабочих мест.

Поступление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ по Республике Дагестан за 2011 г. составило 22 296 млн руб., в том числе в федеральный бюджет — 3 774,3 млн руб., в республиканский бюджет — 13 449,2 млн руб., в местные бюджеты — 5 072,5 млн руб. По сравнению с предыдущим годом поступление налоговых и неналоговых платежей во все уровни бюджетов увеличилось на 3 223,5 млн руб., или на 16,9 %.

Налоговые доходы составили 94 % от собственных доходов консолидированного бюджета республики. Наибольший удельный вес по-прежнему приходится на налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, доля которых в общем объеме налоговых доходов за 2011 г. составила 36,8 и 20,1 % соответственно. При этом следует отметить, что в 2011 г. поступление налога на доходы физических лиц увеличилось по сравнению с 2010 г. на 10,6 %, налога на прибыль организаций уменьшилось на 0,9 %.

Установленные задания по сбору налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан были исполнены всего на 86,5 %, в том числе в республиканский бюджет — на 85,3 %, в местные бюджеты — на 89,7 %.

Плановые задания были выполнены по следующим видам налогов и сборов: ЕСХН — 148,5 %, прочие доходы — 102,1 %, неналоговые доходы — 122,6 %. По остальным налогам бюджетные назначения остались неисполненными: налог на прибыль организаций — 77 %, НДФЛ — 99 %, акцизы — 78,7 %, налог на имущество организаций — 88,7 %, налог на добычу полезных ископаемых — 51 %, УСН — 92,9 %, ЕНВД — 63,5 %, налог на имущество физических лиц — 53,2 %, транспор-

тный налог — 60,2 %, земельный налог — 59,9 %.

Неисполнение установленного задания по налогу на прибыль организаций обусловлено снижением поступлений налога от некоторых основных плательщиков: от ЗАО «Дагтелеком» — в связи с реорганизацией и изменением места нахождения; от ОАО «Рус Гидро», ОАО «Мегафон», ОАО «Вымпелком», ВКЗ «Избербашский», ФГУП «ММТП» — в связи со снижением налоговой базы.

Негативное влияние на исполнение заданий по сбору акцизов и других видов налогов в текущем году оказало то, что у многих предприятий республики, производящих алкогольную продукцию, было приостановлено действие лицензий на производство подакцизной продукции. Также неисполнение установленного задания по акцизам на алкогольную продукцию было связано с недопоступлением акцизов, перераспределяемых через УФК по Смоленской области (поступления составили 70,9 % от планового задания).

Невыполнение бюджетных назначений по налогу на имущество организаций произошло из-за представления уточненных налоговых деклараций ОАО «ФКГ «Рус Гидро» за 2008—2010 гг. (к уменьшению суммы налога) в связи с применением льгот в соответствии со ст. 347 и 381 Налогового кодекса РФ.

Неисполнение установленных заданий по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и земельному налогу произошло по причине изменения сроков уплаты налогов. Данные налоги будут уплачиваться не позднее 1 ноября года, следующего за годом исчисления налога. Таким образом, обязательный платеж за 2011 г. необходимо будет перечислить до 01.11.2012.

В Российской Федерации из 83 регионов примерно 70 являются дотационными. Республика Дагестан, конечно, не исключение. Она находится на 10-м месте по этому показателю и размер дотаций на душу населения составляет 11 092,47 руб. (общий размер дотаций из центра в 2010 г. составил 30 366 868,3 руб.) [6]. В доходах республиканского бюджета в 2011 г. 79,7 % составляют безвозмездные поступления. И такая ситуация наблюдается из года в год. Это свидетельствует о низкой восприимчивости Дагестана к предоставленным возможностям роста и о неэффективности прямых федеральных инвестиций.

Важной стратегической задачей для республиканских властей должно стать уменьшение дотаци-

онности экономики (в 2011 г. дефицит федерального бюджета составил 1 814 004 000,0 тыс. руб.) [2]. Сократить размер дотаций можно с помощью такого сильного налогового механизма, как налог на добавленную стоимость (НДС). В настоящее время НДС полностью взимается в пользу государственного бюджета (18 %), регионам ничего не остается. Это не эффективно. Почти во всех странах мира предусмотрена разбивка этого налога между федеральным и региональным бюджетами, а в США налог с продаж, т. е. аналог НДС, полностью зачисляется в бюджет штатов. Можно пойти по пути Германии и распределять НДС в следующих пропорциях: 50,5 % — в федеральный бюджет, 49,5 %—в бюджеты субъектов Федерации. Этот вид налога должен работать в пользу региона. Эта мера позволит простимулировать поддержку предпринимательства у себя в регионе. Раньше такой закон нельзя было принять в силу того, что некоторые богатые ресурсами регионы получили бы дополнительный источник денежных поступлений. В 2002 г. был принят закон о добыче полезных ископаемых, который распределяет этот налог между федеральным и региональным бюджетами (в большинстве случаев в пользу федерального). Таким образом, разделение НДС между федеральным и региональными бюджетами имеет хорошую экономическую основу и может стать мощным стимулом для развития территорий России.

Конечно, такая дифференциация полностью не устранит дотационность регионов, но поможет сократить их число.

Однако данный налог имеет и некоторые недостатки. На продовольственные товары (за исключением подакцизных) по перечню, утвержденному Правительством РФ, распространяется НДС со ставкой 10 % (и еще множество товаров и услуг освобождены от уплаты НДС, если, например, сумма выручки за 3 мес. не достигла 2 млн руб.). Также существует проблема в том, что НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе на территорию РФ товаров для перепродажи, принимается к возмещению (зачету) у налогоплательщика по мере принятия их к учету (по факту оприходования) независимо от факта оплаты товаров иностранным поставщикам и факта их реализации на территории России. Получается, что государство вообще не получает платежи НДС в свой бюджет по импорту, поскольку заплаченный импортером на таможне НДС через несколько дней полностью нейтрализуется возвратом (зачетом) из бюджета на эту же

сумму по налоговой декларации, представляемой в налоговую инспекцию по месту постановки на налоговый учет, поскольку НДС был ранее уплачен таможенному органу. Это позволяет уклоняться от налогообложения при перепродаже товаров, а также создает почву для нелегального торгового рынка.

Кроме того, для товаров, идущих на экспорт, для которых также предполагается возврат НДС производителю, имеются свои лазейки уклонения от уплаты налога, такие как псевдоэкспорт (т. е. товары оформляются как для экспорта, но на самом деле они из страны никуда не выезжают).

В связи со сказанным автор считает, что нужно внести изменения в законодательство об НДС.

Одним из направлений, позволяющих решить данную проблему, являются развитие и поддержание малого и среднего бизнеса, помощь бизнесменам на всех уровнях региональной власти и развитие молодежного бизнеса. Это крайне необходимо, так как снижает уровень безработицы, увеличивает объемы выпускаемой продукции и налоговые поступления в федеральный, республиканский и местный бюджеты. В настоящее время в малом и среднем бизнесе в Дагестане работают около 130 тыс. чел. Необходимо отметить, что определенная работа в этом направлении не ведется. В республике созданы два бизнес-инкубатора, республиканский и муниципальные фонды микрофинансирования, гарантийный фонд, Дагестанское агентство развития инновационного предпринимательства, Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства, 18 информационно-аналитических центров, которые оказывают бесплатные консультационные, юридические и другие услуги. Каждый год выделяются средства на их государственную поддержку. Уже в течение двух лет наиболее востребованными являются гранты для молодежи от 14 до 30 лет (для субъектов малого и среднего предпринимательства, создаваемых безработными гражданами, выпускниками учебных заведений, военнослужащими, уволенными в запас, и гражданами, испытывающими трудности в поиске работы). Если в 2009 г. гранты в размере от 75 до 150 тыс. руб. получили 177 начинающих предпринимателей, то в 2010 г. — почти 800 претендентов [5].

Существует и упрощенное налогообложение, и программа возврата части средств, затраченных на создание бизнеса (так называемые «гранты на открытие своего дела»). Его максимальный размер составляет 300 000 руб., или не более 70 % от фак-

тических затрат на создание бизнеса. Претендовать на грант могут предприниматели, зарегистрировавшие свою фирму не более 12 мес. назад и купившие оборудование на сумму не менее 20 000 руб. Однако на самом деле в республике получить этот грант крайне сложно в силу преобладания родственных отношений и неверия в букву закона.

Более странным представляется развитие инновационного предпринимательства с учетом непонимания многими людьми сущности инноваций, а также с учетом слабой законодательной базы этого направления деятельности. До настоящего времени в нашей стране не принят закон, который бы регламентировал порядок поддержки инновационной деятельности. Нужно хотя бы внести изменения в базовый закон о развитии малого и среднего бизнеса касательно вопросов инноваци-онности, а также закрепить за этим направлением соответствующие льготы.

В первую очередь для поддержки малого и среднего предпринимательства необходимо уменьшить уровень бюрократизма, с которым сталкиваются предприниматели. Существующие барьеры тормозят развитие экономики республики, являясь пережитком прошлого. Например, чтобы открыть фирму, начинающему предпринимателю нужно пройти все круги бюрократической системы, собрать массу документов (это, кстати, сдерживает и вхождение инвесторов на территорию России и Дагестана). Решить указанную проблему, тем более в эру интернета, не представляется сложным. Ведь все необходимые документы без лишних затрат времени и сил можно заполнить в Интернете на сайтах муниципальных организаций.

Люди, желающие открыть свое дело, сталкиваются с проблемами нехватки помещений, с дороговизной их аренды. Контрольно-надзорные органы усложняют существование бизнеса постоянными проверками, требуя большего (по сравнению с прописанными в законе) числа документов. Автор считает, что целесообразно ввести административную ответственность чиновников за противодействие функционированию малого и среднего бизнеса.

Руководству республики необходимо открывать коворинг-центры, где множество фирм, начинающих предпринимателей, дизайнеров, программистов и др. будут заниматься своим делом, используя общее пространство. Положительной стороной подобных офисов является то, что можно заниматься офисной работой, но как бы в домашней

обстановке. Коворинги решат проблему нехватки помещений для размещения своего бизнеса. Минута первого часа аренды такого офиса будет стоить 2 руб., а минута последующих часов — 1 руб., тем самым коворинги станут доступны большинству населения.

Главной проблемой для начинающих бизнесменов является нехватка оборотных средств. Необходимо отметить, что в республике крайне сложно получить кредит, хотя определенные сдвиги в этом вопросе наблюдаются.

Необходимо обучать основам ведения бизнеса всех желающих, осуществлять переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере малого и среднего бизнеса.

Региональным властям нужно вести учет валового объема продукции субъектов малого предпринимательства. В настоящее время он не известен. Также необходимо иметь точные и достоверные сведения о состоянии и динамике развития сектора малого предпринимательства. Данные органов государственной статистики, налоговой службы и служб городских и районных администраций очень разнятся.

При формировании бюджетов районов, городов нужно предусматривать примерно 2—3 % от суммы собственных доходов местного бюджета для поддержки малого бизнеса.

Комитету по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан нужно контролировать выдачу кредитов, полученных банками республики от ОАО «Российский банк развития» по программе государственной поддержки развития предпринимательства (Внешэкономбанк реализует финансовую поддержку малому и среднему бизнесу через Российский банк развития). Особенность государственной помощи малому и среднему предпринимательству в России состоит в механизме двухуровневого кредитования. Российский банк развития не работает напрямую с субъектами малого и среднего бизнеса, а финансирует только региональные банки, а они уже предоставляют кредиты субъектам малого и среднего бизнеса в соответствии с целевыми кредитами Российского банка развития [1].

Также предприятиям малого и среднего бизнеса необходимо предоставлять кредиты с размером процентной ставки, превышающей процентную ставку, по которой средства предоставляются банку-партнеру (не более чем на 5 %). При таких условиях государственная программа финансовой поддержки

малого и среднего предпринимательства, реализуемая Российским банком развития, достигнет поставленных целей и задач.

Оценивая состояние кредитования малого и среднего бизнеса, следует отметить, что около 80 % кредитов приходится на Дагэнергобанк, банк «Кредитинвест», Эсидбанк, банк «Эльбин» (в этих банках сосредоточено около 70 % капитала банковской системы республики) [3].

Федеральным властям нужно дать возможность регионам самим устанавливать тарифы на электроэнергию для предприятий малого и среднего бизнеса. В этом вопросе республиканским властям целесообразно вводить льготы на электроэнергию.

Следующим направлением, позволяющим уменьшить дотационность республики, является успешная реализация федеральных целевых программ («Развитие АПК», «Обеспечение жильем молодых семей», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 гг.», «Развитие пенсионной системы» и многие другие).

Все это непременно нужно учитывать при составлении бюджета. Необходимо увеличить социальную составляющую, за счет этого в республике можно улучшить качество жизни населения. В настоящее время бюджет Российской Федерации примерно на 40 % обеспечивается доходами от продажи нефти и газа, но это невосполнимые ресурсы и об этом не следует забывать. Поэтому самое выгодное вложение — это вложение в человеческий потенциал, в здравоохранение, в образование, в культуру, в физическую культуру и спорт. Приоритетом социальной политики государства и регионов должна являться государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей). В настоящее время пенсионеры получают пенсию в размере всего 24 % от последнего заработка, а должны получать не менее 40 % от средней заработной платы в России. Также пенсия должна зависеть не только от заработной платы, но и от стажа. Целесообразно было бы ввести на территории республики и даже всей страны медаль за труд, за особые заслуги перед родиной, которую можно будет вручать каждому достойному жителю республики (например, заслуженному учителю, юристу, врачу, ученому, фермеру, строителю и т. д.), что превратится в некоторую денежную надбавку к его будущей пенсии. Также руководство республики должно применять меры, обеспечивающие востребованность труда пенсионе-

ров, так как их неоценимый опыт очень необходим молодому поколению.

Учитывая федеральную стратегию развития АПК, республиканские власти, формируя бюджет на будущий год, должны включить в него затраты и на развитие сельского хозяйства. Вот, например, из-за плохих погодных условий, засухи многие сельхозпроизводители потеряли большую часть урожая. Со стороны государства и региональных властей им должна была быть оказана поддержка в виде льгот на приобретение кормов, удобрений, а также в виде предоставления беспроцентных кредитов сроком на 3 года. Также необходимо ужесточить закон о нецелесообразном использовании сельскохозяйственных земель, так как не только в республике, но и во многих регионах Российской Федерации существует подобная проблема. Земли сельскохозяйственного пользования при эксплуатации должны приносить пользу и региону, и государству не только в виде налогов, но и благодаря увеличению ВВП. Необходимо отметить, что существует много заброшенных, необрабатываемых земель. Обязательно нужно ужесточить ответственность за неправильное использование сельскохозяйственных земель, увеличить санкции за нарушения землепользования. Также нужно помогать возрождению фермерского хозяйства, тем самым в региональный бюджет поступят средства от налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Помощь сельхозпроизводителям должна выражаться также в виде льготного приобретения оборудования и сельхозмашин или в виде лизинга на приемлемых условиях.

Дагестанская молодежь очень стремится к спорту, родители хотят отдавать своих детей в различные спортивные секции с самого раннего возраста. Поэтому необходимо пропагандировать не только единоборства и футбол, но и фигурное катание, и легкую гимнастику, и художественную гимнастику, и хоккей и т. д. Спонсировать строительство спортивных школ нужно из федерального, регионального бюджетов с привлечением инвесторов. Также региональные власти должны всячески поддерживать предпринимателей, изъявивших желание открыть спортивные секции, за счет предоставления им льготных кредитов, должны оказывать помощь в поиске места их расположения.

Было бы целесообразно формировать бюджеты «снизу», т. е. сначала рассчитывать финансовые полномочия на местном уровне, потом на региональном, а затем только на федеральном. Это представляется

эффективным, так как почти все села и районы нищенствуют, потому что при распределении госбюджета средств на села уже не хватает. Из-за этого там остаются жить только старики и инвалиды, а молодежь уезжает жить в города. Это не случайно, ведь в селах совсем нет работы, нет возможности для самовыражения. Но нельзя забывать, что почти все инвестируемые объекты в республике, и не только в ней, строятся не в крупных городах.

Региональным и федеральным властям нужно серьезно задуматься над этим. Такое формирование бюджета поможет уменьшить уровень терроризма, социальную напряженность и тем самым улучшить социально-экономическую обстановку в регионах в целом.

Чтобы минимизировать коррупцию, нужно обязать чиновников лично следить за расходами «своего» бюджета и отчитываться за это. Отчитываться чиновники должны непосредственно перед населением своего города и района. Это можно сделать, разместив на сайте министерства финансов ежеквартальный отчет и о проделанной работе, и о затраченных средствах, и о том, какую отдачу дали вложения.

Также в республике в сети Интернет нужно разместить показатели регионального бюджета на сайте министерства экономики, где в режиме реального времени любой желающий гражданин Российской Федерации сможет посмотреть интересующую его информацию о доходной и расходной частях бюджета. В данное время подобный сайт существует1, но он находится в неполном рабочем состоянии (многие страницы пустые, данные не полные). В эпоху информационного бума в Интернете почему-то нельзя найти интересующую информацию, касающуюся республиканского бюджета, она либо устаревшая, либо недостоверная, либо в сложном изложении. И потому у населения не может сложиться адекватного знания о реальном состоянии экономики в республике. Народный бюджет, по сути, непонятен большинству граждан, для них доходная часть — это то, что отбирают у них, а расходная — то, что им не дают. Такой прозрачный, достоверный и постоянно обновляющийся бюджет будет интересен и необходим не только населению, но и органам власти (законодательной, исполнительной, судебной), общественным организациям, СМИ, научным и образовательным институтам, экспертам (это поможет вернуть потерянное доверие к руководству республики).

Значимым направлением совершенствования

1 URL: http//www. openbudget. karelia. га.

бюджетной политики является жесткий контроль за целесообразным использованием бюджетных средств. Обязательно необходимо ужесточить политику бюджетных расходов. Региональные, муниципальные власти, предприятия, которым предоставляются бюджетные ассигнования, должны использовать их строго по назначению и только при условии правильного результативного использования, получая максимум эффекта при минимуме затрат. Нужно получить результаты от вложения средств в экономику республики за счет обратного притока денежных средств в пользу региона, за счет роста той или иной сферы деятельности. И конечно, необходимо принимать кадровые решения и санкции, если цели бюджета не были достигнуты. Понять, в какие экономические и социальные сферы приоритетнее вкладывать бюджетные средства как раз и помогает «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г.».

Проблему дефицита регионального бюджета можно решать и за счет ужесточения наказания за хищение и нецелесообразное использование бюджетных средств. Преступления в сфере бюджетных правонарушений угрожают экономической безопасности региона. В ст. 289 УК РФ предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств [3]. В данную статью необходимо внести исправления: не за нецелевое расходование, а за нецелевое использование (в других (своих) целях). Также нужно уменьшить ставку хищения в особо крупном размере с 7,5 до 4 млн руб. Необходимо назначить ответственность за такие преступления для руководителей организаций (которым были предоставлены субвенции) — штраф, который в 10 раз превышает размер хищения, для государственных служащих — уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком от 3 до 6 лет (помимо подобных штрафов).

Необходимо отметить, что в тюрьмах республики, как и во всей России, находится большое число заключенных. В настоящее время в учреждениях ФСИН России находятся 892,3 тыс. чел. и их число продолжает расти. Большая часть заключенных находится в исправительных колониях — 722 тыс. осужденных, в исправительных колониях для несо-вершеннолетних—чуть более 10 тыс. В СИЗО находятся 160 тыс. чел. [4]. Почти все они здоровые люди, настолько здоровые, чтобы совершить преступления. Поэтому они сами вполне способны прокормить себя в тюрьме. А гражданам не придется платить налоги

на их содержание. Эта реформа не касается особо опасных преступников. Все остальные, и женщины, и дети должны облагораживаться трудом. Их можно посылать, например, в Сибирь и т. д., но не в ссылку, а на исправительные работы на свое благо и благо государства. А те средства бюджета, которые ранее шли на содержание тюрем, перенаправить, например, на покупку и бесплатную раздачу лекарственных средств инвалидам, беременным женщинам.

Республике нужно проводить политику разумных налогов. С начала 2012 г. на дорогах республики было совершено 223 ДТП, где погибли 93 и ранены 365 чел., а за аналогичный период 2011 г. было совершено 214 ДТП, где погибли 140 и ранены 283 чел. Несмотря на то, что потребность в покупке новых автомобилей постоянно растет, рынок подержанных машин все еще очень большой. Это происходит не только потому, что у значительного большинства населения республики нет средств на покупку новых авто, но и потому, что на российском рынке, тем более на дагестанском, отсутствуют автомобильные «кладбища». Нужно ввести налог на ДТП, это 30 % от нанесенного ущерба. Многие водители, совершая тот или иной маневр, думают, что в случае чего все оплатит страховка. Но налог на ДТП должен оплачивать сам водитель. Это поможет сократить показатели смертности на дорогах, а за счет тех людей, которые все-таки будут попадать в аварии, будет пополняться бюджет того города, где была совершена авария. Кроме этого, при летальном исходе нужно изымать в пользу государства транспортное средство виновника ДТП.

Также было бы целесообразно начислять транспортный налог не с мощности автомобиля, как это происходит в настоящее время, а в зависимости от уровня эксплуатации дорог автомобилем. Таким образом, этот налог должен быть включен в стоимость бензина и начисляться в акциз на топливо. Ведь вполне очевидно, что чем больше бензина заливает автовладелец, тем больше он эксплуатирует дороги. Естественно, что транспортный налог останется таким же для судов, катеров, яхт, гидроциклов и других водных судов, а также самолетов, вертолетов.

Проблема отмены в настоящее время транспортного налога заключается в том, что региональные власти не хотят отменять этот налог, боясь потерять значительную долю налоговых поступлений в бюджет, так как транспортный налог полностью зачисляется в региональный бюджет.

Что касается другого налога, который в полном объеме остается в региональном бюджете, налога

на имущество, то и здесь есть проблемы. Большое количество недвижимости не находится на учете и тем самым с нее не платится налог.

В России в настоящее время было бы непредусмотрительно увеличивать налоговые ставки. Для пополнения бюджета всех трех уровней достаточно лишь обеспечить собираемость налогов в полном объеме. Решить данную проблему можно за счет ужесточения законодательства за уклонение от уплаты налогов.

Так, за налоговые преступления в крупном размере нужно применять меру лишения свободы сроком от 6 мес. до 3 лет с взиманием штрафа от 300 до 700 тыс. руб., а в особо крупном размере — сроком от 3 до 7 лет с взиманием штрафа в размере от 700 до 2 000 000 руб. Никаких снисхождений быть не должно.

Уголовная ответственность должна наступать и в том случае, если лицо сообщает налоговым органам неверные данные (или не в полном объеме) либо не сообщает вообще, либо подделывает документы. Тогда нужно наказывать лишением свободы сроком до 5 лет или штрафом.

Единственным моментом для освобождения от наказания может являться тот факт, что ответственное лицо до прихода налоговых проверок одумается и дополнит неточные и скрытые им сведения.

Еще один недочет в Налоговом кодексе РФ, на который следует обратить внимание: дети-инвалиды и сироты при живых родителях должны получать денежную компенсацию от них, а налоги населения и бюджетные средства могут быть направлены на улучшение их жизни после выхода из интерната.

Помимо тех людей, которые всяческим образом стремятся уйти от уплаты налогов, есть и те, кто хочет существовать в дружбе с законом. И для того, чтобы населению было платить налоги удобно и без лишних трудозатрат, целесообразно создать и ввести систему электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками (это касается и банков). Однако для этого необходимо привести в порядок базу данных налогоплательщиков в налоговых органах и тех ведомствах, которые поставляют для них информацию. Создание таких баз нужно увязать с базами данных налогоплательщиков по всей России. Тем самым сдача отчетности на бумаге и личное посещение налогоплательщиками налоговой инспекции не потребуются.

В Российской Федерации основным стимулом к реформированию налогообложения должно стать стремление превратить налоговую систему в образец

справедливости, простоты, эффективности, а также необходимо найти способы для снятия всех налоговых преград на пути экономического роста. Если жители республики будут уверены, что налоги не пропадут, а пойдут на их благо и на развитие республики, то они с большей сознательностью будут платить их, как это и происходит во многих странах мира.

В Республике Дагестан, в России в целом прежде чем внедрять какую-либо реформу, целесообразно было бы все досконально просчитать, чтобы не повторить недавно провалившуюся реформу МВД России, на которую были потрачены колоссальные средства из федерального бюджета, который состоит и из средств налогоплательщиков республики. Можно было бы существующую полицию разделить на уголовную полицию и муниципальную (участковые и т. п.), которую изберет народ. Население в городах вправе само выбирать полицейских, непосредственно помогающих им и близко с ним контактирующих.

От создания оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, от обеспечения действительного сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит успех стабильности экономики страны.

Таким образом, за счет дифференциации НДС, корректировки некоторых налогов, поддержки малого и среднего предпринимательства, ужесточения налогового и бюджетного законодательства, эффективного распределения финансовых полномочий Республика Дагестан сможет уменьшить уровень дотаций из федерального центра и совершенствовать свою региональную политику.

Список литературы

1. Крюков Н. П. О новых тенденциях в кредитовании малого и среднего бизнеса // Финансы. 2009 № 2.

2. О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.: Федеральный закон РФ от 13.12.2010 № 357-Ф3. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Рабаданова Д. А. Современные проблемы и пути развития банковского кредитования малого и среднего предпринимательства // Проблемы современной экономики. 2010. № 3 (35) .

4. URL: http//www. aksakal. info.

5. URL: http//www. dagpravda. ru.

6. URL: http//www. kapital-rus. ru/articles/ article/176802.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.