БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
В.В. Ангархаева,
аспирант кафедры налогов и налогообложения Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г Улан-Удэ)
avv_2810@mail.ru
В статье показана необходимость бюджетного планирования с помощью оценки налогового потенциала. Дана характеристика методических подходов для расчета налогового прогнозирования. В настоящей работе применены некоторые методы расчета на практике и дана их оценка с учетом предложений.
Ключевые слова: бюджетно-налоговое планирование, государственный бюджет, прогнозирование, планирование, налоговый потенциал
УДК 332.144
В современных условиях стабильность экономики страны и ее финансового благополучия во многом зависит от бюджетно-налоговой политики государства. К числу наиболее значимых форм государственного регулирования следует отнести бюджетно-налоговое регулирование, где конечной целью является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджет страны.
Бюджетно-налоговое планирование представляет собой комплекс мер, посредством которых государство осуществляет регулирование экономических процессов с помощью налоговых инструментов. Регулирование налоговых ставок, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов и т.д. влияют на процессы инвестирования, структурные сдвиги в экономике.
По мнению Г.П. Журавлевой бюджет государства является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий. Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций, иными словами государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, т.е. доходов [1].
Таким образом, основой бюджетно-налогового планирования является прогнозирование на определенный момент времени экономически обоснованных и максимально возможных налоговых доходов.
В общем смысле под прогнозом понимается научно обоснованное описание возможных состояний объектов в будущем,
Динамика налоговых платежей в КБ РФ
а также альтернативных путей и сроков достижения этого состояния. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием — предвидением, предсказанием [2].
С точки зрения С.В. Барулина, Е.А. Ермаковой и В.В. Степаненко методом государственного налогового планирования служит оценка соотношения налогового потенциала с фактическими поступлениями налогов и определение на этой основе объемов и структуры поступлений налогов в бюджетную систему в планируемом периоде [3].
На сегодняшний день, оценке налогового потенциала посвящено множество научных публикаций и в то же время нет единых подходов как к его расчету, так и к толкованию данного понятия, поскольку проведенное исследование показало огромный разброс точек зрения.
В общепринятом понимании «налоговый потенциал» — это предельно возможный объем налогов, сборов и других обязательных платежей, рассчитанных по законодательно утвержденным ставкам и предназначенных для зачисления в бюджетную систему [4].
Рассмотрим методики расчета налогового потенциала, как одного из методов бюджетного планирования.
С.И. Ислямутдинов выделяет три группы методов оценки налогового потенциала:
1. Аддитивные методы. С помощью данных методов налоговый потенциал, возможно, рассчитать в следующих формализованных видах:
Таблица 1
по основным налогам за 2008-2011 годы
Динамика налоговых платежей, в тыс.руб. 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
начис- лено посту- пило начис- лено посту- пило начис- лено посту- пило начис- лено посту- пило
ВСЕГО Консолидированный бюджет РФ (без ЕСН) 17 448 234 18 265 970 17 655 830 18 019 354 17 143 486 17 683 211 22 048 765 21 728 610
Налог на прибыль организаций 3 985 892 4 220 560 3 599 408 3 523 084 3 735 174 3 649 782 6 629 060 6 232 113
НДФЛ 6 341 257 7 069 497 6 807 093 7 485 499 7527 166 8 037 456 8 325 046 8 750 687
НДС 2 781 389 2757 167 3 203 941 2 703 680 1 370 607 1 552 846 2258 128 1 637 455
Акцизы 1 117 412 1 106 691 944 542 941 631 986 761 986 346 1 143 238 1 143 344
НИФЛ (налог на имущество ФЛ) 13 199 14 016 19 716 16 959 24 594 20 125 4 445 9 988
НИО (налог на имущество организаций) 927 552 938 203 1 055 187 1 050 652 989 788 956 090 1 090 028 1 091 601
ТН (транспортный налог) 146 028 126 324 175 187 159 070 204 528 178 297 194 722 192 193
ЗН (земельный налог) 353 575 368 173 518 606 528 671 530187 518 886 270 541 525 657
НДПИ 321 866 319 835 423 482 421 223 524 267 531 525 707 752 701 034
ВН (водный налог) 297 108 296 910 174 966 172 651 23 652 25 881 23 893 22 503
УСНО 681 518 576 103 266 718 524 874 724 661 664 581 869 840 789 462
ЕНВД 400 508 356 987 424 930 376 827 456 786 408 318 462 146 452 197
ЕСХН 3 328 2 902 4 087 4 756 5 292 4 568 8 426 7 628
ИТОГО по основным налогам 17 370 632 18 153 368 17 617 863 17 909 577 17 103 463 17 534 701 21 987 265 21 555 862
Доля в общем объеме, % 99.6 99.4 99.8 99.4 99.8 99.2 99.7 99.2
а) НП = НД + Р где НП — налоговый потенциал, НД — налоговые доходы, Р — резервы увеличения налоговых поступлений;
б) НП = к* НД, где к — корректировочный коэффициент;
в) Репрезентативная налоговая система. Ключевым моментом данного способа расчета является концепция о величине налоговых поступлений, которую собрал регион, если бы прилагался средний по стране уровень фискальных усилий [5]. Для оценки налогового потенциала предполагается формула:
X Н
]=1
где Н — начисления по 1-му налогу в регионе;
П — поступления 1-го налога в ]-ом регионе;
Н — начисление 1-го налога в ]-ом регионе.
Указанную формулу, можно, преобразовать, т.е. в целом налоговый потенциал будет равняться сумме налогового потенциала по основным видам налогов:
НП = Х Н, х к
1 со
где Ксоб — коэффициент собираемости 1-го налога, где данный коэффициент определяется
КсЛ< =Нх100% ; н,-
П — фактические поступления 1-го налога в текущем периоде;
Н — сумма начислений 1-го налога в текущем периоде.
Это формула будет применима на практике в целях прогнозирования налоговых поступлений, налогового потенциала в узком смысле как экономического показателя, т.е. максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства [6].
Итак, по преобразованной формуле рассчитаем налоговый потенциал на примере Республики Бурятия. В табл.1 приведена динамика начисленных и поступивших сумм налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации Республики Бурятия за 2008-2011 гг. в разрезе основных налогов.
Из данной таблицы видно, что доля перечисленных налогов составляют более 99% от общей суммы начисленных и поступивших налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации (КБ РФ).
В табл.2 просчитан коэффициент собираемости в разрезе каждого налога по вышеуказанной формуле:
Таблица 2
Коэффициент собираемости за 2008-2011 гг.
1=1
Коэффициент собираемости, в % 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
ВСЕГО Консолидированный бюджет РФ (без ЕСН) 104,7 102,1 103,1 98,5
Налог на прибыль организаций 105,9 97,9 97,7 94,0
НДФЛ 111,5 110,0 106,8 105,1
НДС 99,1 84,4 113,3 72,5
Акцизы 99,0 99,7 100,0 100,0
НИФЛ (налог на имущество физических лиц) 106,2 86,0 81,8 224,7
НИО (налог на имущество организаций) 101,1 99,6 96,6 100,1
ТН (транспортный налог) 86,5 90,8 87,2 98,7
ЗН (земельный налог) 104,1 101,9 97,9 194,3
НДПИ 99,4 99,5 101,4 99,1
ВН (водный налог) 99,9 98,7 109,4 94,2
УСНО 84,5 196,8 91,7 90,8
ЕНВД 89,1 88,7 89,4 97,8
ЕСХН 87,2 116,4 86,3 90,5
Таблица 3
Сравнительный анализ налогового потенциала с фактическим поступлением
Сравнительный анализ (тыс. руб.) 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
НП ФАКТ о т л НП ФАКТ откл., % НП ФАКТ откл., % НП
Налог на прибыль организаций 4 220 560 3 523 084 83,5 3 523 084 3 649 782 103,6 3 649 782 6232 113 170,8 6232 113
НДФЛ 7 069 497 7 485 499 105,9 7 485 499 8 037 456 107,4 8 037 456 8 750 687 108,9 8 750 687
НДС 2757 167 2 703 680 98,1 2 703 680 1 552 846 57,4 1 552 846 1 637 455 105,4 1 637 455
Акцизы 1 106 691 941 631 85,1 941 631 986 346 104,7 986 346 1 143 344 115,9 1 143 344
НИФЛ (налог на имущество физических лиц) 14 016 16 959 121,0 16 959 20 125 118,7 20 125 9 988 49,6 9 988
НИО (налог на имущество организаций) 938 203 1 050 652 112,0 1 050 652 956 090 91,0 956 090 1 091 601 114,2 1 091 601
ТН (транспортный налог) 126 324 159 070 125,9 159 070 178 297 112,1 178 297 192193 107,8 192193
ЗН (земельный налог) 368 173 528 671 143,6 528 671 518 886 98,1 518 886 525 657 101,3 525 657
НДПИ 319 835 421 223 131,7 421 223 531 525 126,2 531 525 701 034 131,9 701 034
ВН (водный налог) 296 910 172 651 58,1 172 651 25 881 15,0 25 881 22 503 86,9 22 503
УСНО 576 103 524 874 91,1 524 874 664 581 126,6 664 581 789 462 118,8 789 462
ЕНВД 356 987 376 827 105,6 376 827 408 318 108,4 408 318 452 197 110,7 452 197
ЕСХН 2 902 4 756 163,9 4 756 4 568 96,0 4 568 7 628 167,0 7 628
ИТОГО 18 153 368 18 019 354 99,3 17 909 577 17 683 211 98,7 17 534 701 21 728 610 123,9 21 555 862
Далее в табл.3 рассчитан налоговый потенциал для каждого налога и проведен его сравнительный анализ с фактическим поступлением:
В результате проведенного анализа видно, что отклонение фактического поступления от прогноза налогового потенциала за 2009 г. составило 99,3%, 2010 г. — 98,7%, давшее минимальное отклонение 0,7% и 1,3% соответственно. В то же время, результат отклонения за 2011 г. наихудший — фактические поступления на 23,9% больше от прогноза налогового потенциала. Основная причина связана с тем, что по сравнению с 2010 г. в 2011 г. начисления и поступления по налогу на прибыль организаций возросли более чем в 1,7 раза.
2. Регрессионный анализ. Метод регрессионного анализа позволяет количественно описать зависимость между исследуемой переменной и одной или несколькими независимыми переменными. Основная расчетная формула будет выглядеть следующим образом:
НП = а0 + а1х1 + а2х2 +...+ апхп + е
а0 — свободный член;
а1, а2, ...ап — коэффициенты уравнении регрессии;
х1, х2, ...хп — факторы характеризующие налоговую базу;
е — стохастическая составляющая, которая интегрирует влияние неучтенных факторов.
Преимуществом данного метода является возможность осуществлять прогнозные расчеты на краткосрочном и среднесрочном временном интервале.
3. Структурный метод определения НП региона, разработанный Министерством финансов РФ в рамках создания системы распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
И.В. Горский выделяет 3 способа расчета налогового потенциала [7].
1. Метод прямого счета представлен следующей формулой:
* //
х100
НПР — налоговый потенциал региона;
п — количество налогов;
НБ — налоговая база налога;
I — ставка (предельная ставка) і-налога в процентах.
При проведении расчета используются фактические, а не предельные ставки налогов.
2. Упрощенный метод. Его суть состоит в использовании данных статистического налогового отчета по форме № 5-НБН. Итак, по 10 налогам, для которых отчет № 5-НБН дает точную налоговую базу, составляют 90% всех налоговых доходов региона. Следовательно, можно сделать дооценку потенциала следующим методом: все налоговые поступления региона принимаем за 100 усл. ед.; налоговый потенциал по 10 налогам формы № 5-НБН примем за 98 единиц, тогда общий налоговый потенциал будет равен:
НП = 100 * 98/90 = 109 усл. ед.
Хотелось бы отметить, что в настоящее время статистический налоговый отчет по форме № 5-НБН не формируется уже более 8 лет. Сегодня необходимо ориентироваться на статистические налоговые отчеты с индексом пять о налогооблагаемой базе в разрезе налогов, удельный вес которых наиболее весом. Так, например, статотчет по форме № 5-П — отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций.
3. Фактический метод.
НП = Ф + З +Л
Ф — фактические поступления налогов;
З — прирост задолженности за отчетный период;
Л — сумма налога, приходящаяся на региональные и местные льготы.
Недостатком данного метода является то, что он хорошо применим только по тем периодам, по которым уже фактически сложились данные за прошлые периоды, т.е. известны поступления, прирост задолженности и льготы. Для оценки налогового потенциала на будущие периоды по указанному методу возможно с применением аналитического показателя за несколько лет такого, как среднего абсолютного прироста, который характеризует обобщающую скорость изменения исследуемого показателя во времени. Таким образом, данный метод расчета на будущие периоды может быть представлен в следующем виде:
нп = Фп - ф1 + ф + Зп - 31 + з + Лп - Л1 + Л п - 1 п - 1 п - 1
где Фп, Ф1 — конечный (п) и начальный (1) уровни ряда динамики фактических поступлений;
Зп, З1 — конечный и начальный ряд динамики прироста задолженности;
Лп, Л1 — конечный и начальный ряд динамики налоговых льгот.
Однако, при таком подходе прогнозного расчета налогового потенциала, будущие периоды необходимо рассчитывать при сопоставимых условиях, поскольку динамика развития близка к линейному и не будет учитывать изменения в бюджетном и налоговом законодательствах, но как один из вариантов просчета возможно его применение на практике.
Проведенный анализ подходов оценки налогового потенциала позволил синтезировать некоторые методики расчета в формализованных видах и в практической работе. Также исследование методик прогноза налогового потенциала показало большое их разнообразие, где необходимо комбинированное, преобразованное применение и использование других методов. Изучение налогового потенциала как метода бюджетно-налогового планирования необходимо, поскольку от его состояния зависит финансовое благополучие страны и экономики в целом.
=1
Литература
1. Журавлева Г.П. Экономика. — М.: Юристь, 2001. — 574с.
2. Дуброва Т.А. Прогнозирование социально-экономических процессов. — М.: Маркет ДС, 2007. — 192 с.
3. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент. — М.: Омега-Л, 2008. — 269с.
4. Слепнева Л.Р., Дондоков З.Б-Д., Хантаева Н.Л. Сравнительная характеристика методических подходов к оценке налогового потенциала: Матер. межрегион. науч.-практ. конф. — Улан-Удэ: Изд. ВСГУТУ, 2011.
5. Ислямутдинов С.И. Налоговый потенциал территории: методологические аспекты формирования и использования. — Самара. 2007.
6. Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений // Налоги и налогообложение. — 2008. — №7.
7. Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы. — 2002. — №6.