Научная статья на тему 'Бюджетно-налоговая политика государства при смене фаз экономического цикла'

Бюджетно-налоговая политика государства при смене фаз экономического цикла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1814
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛ / ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / ФАЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА / НАБОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ / ПРИМЕНЯЕМЫХ НА РАЗЛИЧНЫХ ФАЗАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА / КРИЗИС / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ИНСТРУМЕНТЫ БЮДЖЕТНОЙ ЭКСПАНСИИ / CYCLE / CYCLICAL DEVELOPMENT OF THE ECONOMY / ECONOMIC CYCLE / A SET OF ECONOMIC TOOLS USED IN DIFFERENT PHASES OF THE ECONOMIC CYCLE / CRISIS / FISCAL POLICY OF THE STATE / THE TOOLS OF FISCAL EXPANSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трушина Юлия Васильевна

В данной статье автор рассматривает причины возникновения экономических циклов, подробно описывает фазы экономического цикла. Особое внимание уделяется рассмотрению экономических инструментов, применяемых на различных фазах экономического цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state budgetary tax policy at phases changes of the economic cycle

In this article the author examines the causes of business cycles, describes in detail the phases of the economic cycle. Particular attention is paid to the economic tools used in different phases of the economic cycle.

Текст научной работы на тему «Бюджетно-налоговая политика государства при смене фаз экономического цикла»

Трушина Юлия Васильевна

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МГУ ЭСиИ) Аспирантка кафедры Налогов и налогообложения

Trushina Yulia Vasilevna

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MSUMESI) Post-graduate student of the Department of taxes and taxation

E-Mail: julasha_06@mail.ru

Финансы, денежное обращение и кредит

Бюджетно-налоговая политика государства при смене фаз экономического цикла

The state budgetary tax policy at phases changes of the economic cycle

Аннотация: В данной статье автор рассматривает причины возникновения

экономических циклов, подробно описывает фазы экономического цикла. Особое внимание уделяется рассмотрению экономических инструментов, применяемых на различных фазах экономического цикла.

Abstract: In this article the author examines the causes of business cycles, describes in detail the phases of the economic cycle. Particular attention is paid to the economic tools used in different phases of the economic cycle.

Ключевые слова: Цикл, цикличность развития экономики, фазы экономического цикла, набор экономических инструментов, применяемых на различных фазах экономического цикла, кризис, бюджетно-налоговая политика государства, инструменты бюджетной экспансии.

Keywords: Cycle, cyclical development of the economy, the economic cycle, a set of economic tools used in different phases of the economic cycle, the crisis, the fiscal policy of the state, the tools of fiscal expansion.

***

1. Введение

Как показала мировая хозяйственная практика всего ХХ и начала XXI веков, цикличность экономического развития, как на национальном, так и на международном уровнях, представляет собой одно из важнейших направлений, как в научной, так и в практической деятельности. Прогнозирование последствий циклического развития экономики во всех странах провозглашена как одна из актуальнейших задач государственного регулирования. Как и другие страны, Россия оказалась вовлеченной в циклические колебания, свойственные мировому рынку, что отчетливо проявилось в ходе последнего глобального кризиса.

2. Возникновение экономических циклов

Исходя из основ классической теории, основная причина возникновения экономических циклов - несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными расходами и совокупным объемом производства.

Помимо основного фактора, экономический цикл порождается как внешними, так и внутренними причинами1.

В процессе развития экономики от цикла к циклу происходит скачкообразный переход ее на новую ступень развития. В свою очередь, в процессе движения внутри цикла - ее изменения от фазы к фазе2.

В настоящее время не существует единого мнения о количестве фаз (стадий) экономического цикла. В различных научных трудах по данному вопросу их количество варьируется от 2 до 6 и более.

Нобелевский лауреат по экономике П. Самуэльсон в своем труде по экономике пишет: «традиционно экономисты различают в экономических циклах две основные фазы: спад (рецессия) и подъем. Пик и дно отмечают поворотные точки циклов» [1 - С.858].

А. Бернс и У. Митчелл полагают, что «цикл состоит из экспансии, которая происходит одновременно во многих сферах экономической деятельности; за ней следуют такая же всеобщая рецессия, депрессия и оживление, которые вновь перетекают в фазу экспансии следующего цикла; по продолжительности бизнес - циклы варьируются от одного года до 1012 лет; они не могут быть разделены на более короткие циклы с теми же характеристиками и схожими амплитудами».

М. Калецкий, рассматривая экономический цикл через призму колебаний инвестиционного процесса, выделял такие фазы цикла, как оживление, бум, рецессию, депрессию.

А. Ю. Беликов в своем исследовании выделяет «периода подъема, наблюдаемого одновременно во многих видах экономической деятельности, который сменяется также общим для всей экономики периодом спада, сокращением производства с последующим оживлением, переходящим в фазу подъема следующего цикла, с учетом того, что такая смена фаз цикла является повторяющейся, но не обязательно периодической [3 - С.17].

В настоящее время широко используют терминологию, выработанную Национальным бюро экономических исследований США (КВЕК.)3, согласно которой цикл включает следующие четыре фазы: вершина (пик, бум), сжатие (рецессия, спад), дно (депрессия), оживление (расширение).

Из всего разнообразия литературы по этому вопросу можно сделать следующий вывод, что в зависимости от характера природы экономического цикла каждая его фаза разбивается на составляющие. Например, понижающая фаза может включать рецессию, депрессию, стагнацию; фаза подъема - оживление, экспансию - бум. С точки зрения стратегических управленческих решений в области экономики, автор рассматривает трехфазную модель

1 К внешним причинам экономического цикла, лежащим за пределами экономической системы, часто относят: миграцию, динамику населения, психологические мотивы, войны, политические события и т.п. К внутренним факторам цикличности относятся колебания спроса на потребительские, инвестиционные товары и услуги, а также структурные сдвиги, развитие конкуренции, воздействие государства, НИОКР и т.д. В настоящее время широкое распространение получил подход, согласно которому причинами экономического цикла являются следствие случайных воздействий на экономическую систему, так называемых импульсов, или шоков, нарушающих экономическое равновесие и вызывающих ответные колебания.

2 Фаза - состояние системы в определенный момент времени.

3 В США, в настоящее время, NBER заняло лидирующие позиции в области наблюдения и регистрации различных аспектов экономического цикла - фаза расширения производства, фаза сокращения производства, самой низкой и самой высокой точек роста цикла.

экономического цикла, которая включает повышательную фазу (подъем), понижательную фазу (спад) и кризисную фазу (кризис, дно). Выделение трех фаз обусловлено, в первую очередь, скоростью принятия управляющих решений в области экономической политики. Если в повышательной и понижательной фазе временной лаг позволяет своевременно реагировать на возникающие изменения, то в острой фазе кризиса времени для принятия решений минимально.

Цикл, рассматриваемой экономической системы, может иметь как свой собственный источник движения, так и вносится в неё извне, из других экономических систем. Состояние экономики в первую очередь определяет текущая фаза длинноволнового цикла, затем средневолнового и лишь в последнюю очередь коротковолнового. В то же время, фазы спада средне и коротковолнового циклов на фоне фазы спада длинноволнового цикла могут стать причиной обвала экономики в целом.

Экономический цикл - это форма эволюции конкретной системы, возникающая в результате развития противоречий в структуре общественного воспроизводства и, имеющая конкретные количественные и качественные показатели. Абстрактно, его можно представить в виде совокупности количественных и качественных показателей, отражающих сущность происходящих процессов:

• Проциклические показатели4. В повышательной фазе идет их рост и уменьшение в фазе спада (темпы роста ВВП, совокупный доход, объем продаж, прибыль корпораций, агрегаты денежной массы, загрузка производственных мощностей, скорость обращения денег, краткосрочные ставки процента, общий уровень цен, доля налоговых поступлений в составе бюджетных доходов, биржевые индексы, объем импорта, приток капитала, запасы материальных и оборотных средств, валютные резервы, показатели, входящие в систему национальных счетов);

• Контрциклические показатели5. Происходит повышение в фазе спада и снижение в фазе подъема (уровень безработицы, объем социальных выплат, показатель чистого экспорта, величина товарных запасов готовой продукции, дефицит госбюджета, ставка ссудного процента, органическое строение капитала, число банкротств и т.п.);

• ациклические6, не связаны с фазами экономического цикла (объем экспорта, уровень естественной безработицы).

3. Экономические инструменты, применяемые на различных фазах

экономического цикла

В настоящее время правительства располагают достаточно широким набором экономических инструментов, применяемых на различных фазах экономического цикла, в целях нивелирования негативных изменений и придания ускоряющего импульса. Одна из составляющих в устранении негативных явлений при смене фаз экономического цикла является бюджетно-налоговая политика государства, которая определяется действиями законодательных и исполнительных органов власти. Финансовая независимость государства обеспечивается в первую очередь за счет устойчивого прироста поступлений в бюджет,

4 Динамика совпадает с динамикой экономического цикла

5 Противоположна динамике экономического цикла

6 Динамика не зависит от экономического цикла.

позволяющих покрывать расходные обязательства, поэтому сокращение налоговых поступлений рассматривают как угрозу финансовой безопасности.7

Наиболее широко используются повышенные (пониженные) ставки налога на прибыль, добавленную стоимость, для стимулирования (сдерживания) деловой активности. Так, финансирование за счет бюджета крупных целевых программ создает дополнительные стимулы развития в определенных областях экономики.

Текущая стадия экономического цикла определяет направленность бюджетноналоговой политики либо на рост доходов бюджета в силу экономического роста, либо на опережение роста расходов бюджета во время экономического спада. В среднесрочном периоде бюджетно-налоговая политика, прежде всего, нацелена на макроэкономическую стабилизацию, которая достигается путем воздействия мер бюджетно-налогового регулирования на совокупный спрос.

В зависимости от направления предполагаемых изменений, в экономической жизни страны, БНП может быть стимулирующей (экспансионистской) или сдерживающей (рестриктивной).

Важнейшими инструментами бюджетно-налоговой политики, для стимулирования национальной экономики в депрессивной период (при экспансионистском варианте), являются:

• налоговые изъятия и скидки, предполагающие частичное или полное освобождение (как прямое, так и косвенное) от налогообложения предприятий приоритетных сфер экономики, принимающих участие в реализации государственных целей;

• налоговые кредиты (предоставление на определенное время отсрочки налоговых платежей на возвратной основе). Применение налогового кредита равносильно перераспределению части средств налогоплательщиков через государственный бюджет, для их инвестирования в частный сектор экономики. Инвестиционный налоговый кредит широко распространен в мировой практике. Его разновидностью является регулярный налоговый кредит, предполагающий вычеты из налоговых обязательств предприятий, осуществляющих инвестиции в обновление оборудования. Размеры подобных вычетов зависят от приоритетности отрасли, размера капиталовложений и срока службы оборудования.

Важнейшим инструментом воздействия государства на развитие экономики, наряду с налогами, являются государственные расходы, через систему которых происходит перераспределение значительной части национального дохода. В мире реализуется множество программ, называемых налоговыми расходами бюджета. Их количество увеличивается в условиях экономического спада (не явился исключением и глобальный кризис 2008-2009 гг.), и сокращается с наступлением подъема

Как средство антикризисного регулирования экономики, активно используется метод ускоренного амортизационного списания основных фондов, что позволяет правительству законодательно разрешать компаниям помещать в не облагаемые налогами амортизационные фонды определенную долю получаемой прибыли. Таким образом, государство в

7Юрченкова, Н.В. Налоговое администрирование в условиях посткризисного восстановления экономики России] / Н.В. Юрченкова // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2012. - № 4. - С. 174

законодательном порядке отказывается от части налоговых поступлений в государственный бюджет. Политика ускоренной амортизации предполагает повышение амортизационных норм на оборудование, значительно превышающее их действительный износ8. Данные меры направлены на стимулирование обновления старого оборудования.

Тем не менее, политика ускоренной амортизации, являясь мощным инструментом стимуляции инвестиционной активности, предполагает большие социально-экономические издержки. Повышение норм списания основного капитала увеличивает издержки производства товаров и услуг, что приводит к повышению их цены. Сокращение налогооблагаемой базы, происходящее в результате исключения из нее части прибыли предприятий, искусственно перемещаемой в амортизационные фонды, также приводит к определенным инфляционным последствиям.

Таким образом, государство, за счет амортизационной политики, изменяет структуру совокупного спроса и структура ВВП. Государство законодательно устанавливает определенный период действия ускоренной амортизации, связанный с длительностью делового цикла. По истечении этого периода, нормы амортизационного списания уменьшаются. В свою очередь, средства, накопленные хозяйственными структурами, из категории «издержки производства» переводятся в категорию «доход», предполагающую уплату налогов в их полном объеме.

В последние годы ускоренная амортизация, как налоговая льгота, применяется более сдержанно, обычно используется нейтралистская концепция налогообложения. Применение ускоренной амортизации, в основном, происходит для обеспечения экологической безопасности экономического роста, а именно, для внедрения энергосберегающих и безотходных технологий. При этом государство предоставляет налоговые льготы лишь предприятиям, обеспечивающим реализацию конкретных общенациональных целей. Для предотвращения коррупционных фактов налоговые преференции не должны предоставляться в субъективно-избирательном порядке. Обычно их предоставляют на основе действия федеральных законов.

Мировая практика последних лет показывает, что эффективное применение налоговых льгот достигается при их максимальном приложении к точкам экономического роста. В этом случае, налоговые преференции ведущим экономическим отраслям страны помогают выстоять ряду сопряженных производств, наращивание налоговых поступлений от которых покрывает недополученные доходы бюджета. В России такой подход к применению налоговых льгот стал применяться недавно.

В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры применение вышеуказанных бюджетно-налоговых мероприятий приводит к увеличению бюджетного дефицита, увеличивается государственный долг, либо ускоряется инфляция. Подобные экспансионистские действия, стимулирующие рост совокупного спроса, увеличение ВВП и занятости населения, заметно снижают экономические и финансовые проблемы.

Главными инструментами бюджетной экспансии являются:

• государственные закупки;

• государственные трансферты;

• государственные инвестиции;

• сокращение внутреннего государственного долга.

8 Впервые применена США в 1942 г

Весь комплекс перечисленных мер призван компенсировать уменьшение частного потребительского и инвестиционного спроса увеличением спроса государственного.

Российскими властями, в период кризиса 2008-2009 гг., широко использовались рычаги фискального регулирования, которые были представлены в виде налоговых кредитов, государственных гарантий, государственных заказов, субсидирования процентных ставок, реструктуризации налоговой задолженности и пр. На проведение этих мероприятий были выделены триллионы рублей, что стало возможно за счет заблаговременного создания стабилизационного фонда в период благоприятной экономической конъюнктуры.

В фазе подъема возникают тенденции к резкому сокращению товарных запасов, увеличению импортной составляющей в национальном торговом балансе, повышению уровня заработной платы, к увеличению издержек производства и уровня цен. Правительство в этих условиях сознательно повышает налоговое бремя, сокращая одновременно государственные расходы. Такая фискальная рестрикция является весьма болезненной и в значительной мере приводит к торможению экономического роста. Сдерживание скорости наращивания совокупного спроса, производства, занятости и инвестиций за счет проведения государством рестриктивной бюджетно-налоговой политики, уменьшают дефицит бюджета, а в ряде случаев способствуют достижению им положительного сальдо. Возникающий при этом бюджетный «излишек» направляется правительством на погашение внешнего долга и на создание стабилизационного и резервного фондов.

Умение управлять экономическими процессами, в условиях цикличности развития, своевременно выявлять причины экономических изменений - вот одна из самых актуальнейших задач, стоящих сегодня перед правительствами всех стран. В дальнейшем, особое значение приобретает анализ результативности используемых мероприятий в области экономической политики, в том числе и бюджетно-налоговой политики: насколько эффективно и своевременно использован тот или иной инструмент бюджетно-налоговой политики, сила воздействия его на определенной фазе экономического цикла.

ЛИТЕРАТУРА

1. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. - 18 изд-е., Пер с англ. - М.: ООО « И.Д. Вильямс», 2007.

2. Бернс А., Митчелл У.И Измерение деловых циклов.- Нью-Йоркский национальный исследовательский институт. 1946.

3. Беликов А.Ю. Кризисы на различных экономических уровнях /А. Ю. Беликов; Федеральное агентство по образованию, Байкальский го. Ун-т экономики и права. - Иркутск -Изд-во БГУЭП, 2006.

4. Калецкий М. «Теория экономической динамики. Очерк о циклических и долгосрочных изменениях в капиталистической экономике».1956.

5. Юрченкова, Н.В. Налоговое администрирование в условиях посткризисного восстановления экономики России [Текст] / Н.В. Юрченкова // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2012. - № 4. - С. 174-180.

REFERENCES

1. Samuelson, PA, Nordhaus VD Economy. - 18 th ed., Translated from English. - Moscow: OOO "ID Williams ", 2007.

2. Burns A, Mitchell W. Measuring Business Cycles.- N.Y.National of Economic Research,1946, p.312.

3. A. Belikov The crises at different economic levels / A. Yu Belikov, Federal Agency for Education, the Baikal th. University of Economics and Law. - Irkutsk - BSUEL Publishing House, 2006.

4. Kalecki M. Theory of Economic Dynamics. An Essay on Cyclical and Long-Run Changes in Capitalist Economy. London, 1956. P. 95.

5.Yurchenkova, N.V. Tax administration in the terms of post-crisis economic redevelopment of Russia. / N.V. Yurchenkova / / Economics, Statistics and Informatics. - 2012. - № 4. - S. 174180.

Рецензент: Т.В.Сизова, к.э.н., доцент кафедры «Финансовый менеджмент» ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет» им. Г.В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.