Научная статья на тему 'Бюджетная стратегия как инструмент управления развитием региона'

Бюджетная стратегия как инструмент управления развитием региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1843
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семибратский М. В.

В статье определено понятие долгосрочной бюджетной стратегии региона. Определено место бюджетной стратегии в иерархии стратегического планирования региона. Проведен анализ практики применения бюджетной стратегии в различных субъектах Российской Федерации. Выявлена необходимость разработки бюджетной стратегии для эффективного управления социально-экономическим развитием региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетная стратегия как инструмент управления развитием региона»

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. №15 (158). Выпуск 27/1

РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 332.14:336.143

БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

М.В. СЕМИБРАТСКИЙ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет г. Белгород

e-mail:

semibratsky@bsu.edu.ru

В статье определено понятие долгосрочной бюджетной стратегии региона. Определено место бюджетной стратегии в иерархии стратегического планирования региона. Проведен анализ практики применения бюджетной стратегии в различных субъектах Российской Федерации. Выявлена необходимость разработки бюджетной стратегии для эффективного управления социально-экономическим развитием региона.

Ключевые слова: региональный бюджет, бюджетная стратегия, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, бюджетно-налоговая политика региона.

Проведение структурных экономических реформ, которые обеспечивают повышение качества жизни в современных рыночных условиях экономики России, требуют адекватной оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Бюджетная политика является основным инструментом для реализации данных задач. В свою очередь, разработка долгосрочной бюджетной стратегии является неотъемлемой частью проведения эффективной бюджетной политики страны. Основной задачей долгосрочного бюджетного планирования является сопоставление проводимой бюджетной политики с поставленными задачами в части устойчивого экономического роста [1].

В настоящее время существует проект Федерального Закона «О государственном стратегическом планировании». Данный нормативно-правовой акт определяет основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации стратегического управления и бюджетной политики, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Одним из документов государственного стратегического планирования, разрабатываемого в субъектах РФ, является долгосрочная бюджетная стратегия субъекта Российской Федерации.

Бюджетная стратегия - это набор методов, с помощью которых бюджетные отношения, принципы и функции бюджетов можно реализовать в ходе осуществления бюджетного процесса на практике. Стратегия, как правило, рассчитана на реализацию долго-

срочных направлений бюджетной политики, которые формируются из стратегических задач развития экономики.

Бюджетная стратегия региона устанавливает долгосрочные ориентиры развития бюджетно-налоговой политики субъекта Российской Федерации, которые учитывают приоритетные задачи социально-экономического развития региона и вероятность возникновения угроз для ее реализации. Бюджетная стратегия в социально-экономической политике региона играет ключевую роль (рисунок).

Любую бюджетную стратегию можно условно разделить на три направления: стратегию в отношении доходов, стратегию в отношении расходов, а также стратегию по управлению долговыми бюджетными обязательствами. Таким образом, при разработке бюджетной стратегии региона целесообразно учесть следующие элементы [4]:

- стратегические направления доходной политики;

- направления по совершенствованию налоговой политики региона (в том числе в части налогового администрирования);

- долгосрочные направления бюджетной политики в части расходов по отраслям экономики и социальной сферы региона;

- стратегию по управлению государственным долгом.

Согласно проекту Федерального Закона, долгосрочная бюджетная стратегия региона России разрабатывается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Она содержит прогноз основных характеристик бюджетной системы субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, определяет приоритетные направления бюджетной политики региона на долгосрочную перспективу, обеспечивает достижение социально - экономических целей субъекта Российской Федерации. Бюджетная стратегия региона устанавливает планируемые расходы на государственные программы, а так же обеспечивает оценку бюджетных рисков и выявляет механизмы их минимизации [2]. Предполагается вступление данного проекта Федерального Закона в силу уже с 1 января 2014 года.

Целью бюджетной стратегии на региональном уровне является разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной и налоговой политики региона, а также повышение эффективности использования бюджетных ресурсов в долгосрочной перспективе.

Долгосрочная региональная бюджетная стратегия необходима для решения следующих основных задач:

Рис. Иерархия стратегического планирования региона

- повышение эффективности использования бюджетных средств. Данная задача предполагает ориентацию бюджетных расходов на достижение социально - экономических результатов;

- обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. В связи с расширением границ самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации, инструментом решения социальных и экономических проблем выступает долгосрочная бюджетная и налоговая политика региона;

- дальнейшее удлинение горизонта планирования. Увеличение планового периода во времени необходимо, поскольку позволит участникам бюджетного процесса понимать складывающуюся макроэкономическую ситуацию в регионе и, тем самым, может привлечь внимание инвесторов;

- обеспечение прозрачности и общедоступности информации по осуществлению расходных операций.

Разработку собственной бюджетной стратегии проводили только несколько регионов Российской Федерации. В 2009 году была принята долгосрочная бюджетная стратегия Камчатского края на период до 2023 года, в 2012 году подобный документ был разработан и принят в Ямало-Ненецком автономном округе. Но особое внимание хотелось бы уделить принятой бюджетной стратегии Брянской области, поскольку экономическая конъюнктура этого региона типична для большинства субъектов Российской Федерации, не имеет выраженной географической специфики, как, например, бюджетная стратегия Камчатского и Ямало-Ненецкого регионов. Так, в сентябре 2011 года в Брянской области была утверждена долгосрочная бюджетная стратегия на период до 2020 года. Основными приоритетными задачами для данного региона является меры, по увеличению налогового потенциала области, модернизацию системы предоставления гражданам государственных (муниципальных) услуг, безусловное исполнение социальных обязательств, а также обеспечение экономической стабильности и устойчивости региона [3].

Согласно разработанной бюджетной стратегии и проведенному анализу, предполагается к 2020 году увеличить объем ВРП Брянской области на 175% по сравнению с показателем 2012 года (табл.).

Таблица

Прогноз основных показателей бюджетной стратегии Брянской области

№ п/п Показатель Годы

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

1 Объем ВРП, млрд. рублей 165,8 175,0 185,5 197,5 211,5 227,0 244,0 262,8 283,8 307,1

2 Темп роста ВРП (% к предыдущему году) 104,5 105,5 106,0 106,5 107,1 107,3 107,5 107,7 108,0 108,2

3 Областной бюджет, млрд. рублей 27,6 28,9 30,5 32,3 34,4 36,6 39,1 41,9 44,9 48,3

4 Местные бюджеты, млрд. рублей 15,5 16 ,2 16,9 17,9 18,9 20,1 21, 3 22,7 24,2 25,9

В свою очередь, объемы доходов консолидированного бюджета субъекта должны составить 60 318, 6 млн. рублей, что в абсолютном выражении составляет 168,6% от показателей 2012 года. В свою очередь, доходы областного бюджета также имеют позитивную тенденцию к увеличению. Так, исходя из умеренно-оптимистического варианта развития экономики, доходная часть областного бюджета к 2020 году увеличится в 1, 75 раз.

С учетом существующего опыта применения долгосрочной бюджетной стратегии в некоторых регионах и муниципальных образованиях можно сделать вывод, что структура такой стратегии должна включать в себя ряд разделов [3, 4]:

• цели и задачи. Данный раздел должен определять четкую картину будущего, сформулировав цели и задачи социально-экономического развития региона, а так же должен закреплять методологические аспекты бюджетной стратегии;

• анализ действующей бюджетно-налоговой политики региона. Данный анализ должен включать структуру доходных и расходных обязательств регионального бюджета, определять состояние долговых и расчетных обязательств, отражать динамику дефицита и профицита областного бюджета и проч.;

• оценка законодательной базы. Необходимо провести оценку сопоставимости и адекватности нормативно-правовой базы целям эффективного исполнения, планирования и управления бюджетно-налоговыми процессами.

Отметим, что долгосрочная бюджетная стратегия является потенциально эффективным инструментом управления развития региона. Проведенный анализ бюджета субъектов, использующих стратегическое бюджетное планирование, показывает, что динамика экономических показателей региона стремится к позитивному развитию. Удлинение горизонта стратегического планирования бюджетных отношений позволит повысить инвестиционную привлекательность региона. Таким образом, разработку долгосрочной бюджетной стратегии во всех регионах Российской Федерации можно считать необходимой для обеспечения реалистичности программ и проектов социальноэкономического развития региона.

Список литературы

1. Сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/.

2. Проект ФЗ «О государственном стратегическом планировании» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.

3. Долгосрочная бюджетная стратегия Брянской области на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.bryansk-law.ru/.

4. Климов, В.В. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне / В.В. Климов, А.А. Михайлова // Финансы. 2011. - № 2. - С. 9 - 14.

THE BUDGET STRATEGY AS AN INSTRUMENT OF THE MANAGEMENT BY THE REGION'S DEVELOPMENT

This article contains a notion of a long-term budget strategy of the region. Also it defines the role of the budget planning in the structure of the strategic planning of the region. The analysis of the experience about introduction of the budget strategy in the various Russian's regions has been done in this article. It has been discovered the necessity of the budget strategy development for the profitable control by social and economic situation of the region.

Keywords: the budget of the region, the budget strategy, social and economic situation of the region, the strategic planning, the budget and tax policy of the region.

M.V. SEMIBRATSKY

Belgorod State National Research University Belgorod

e-mail:

semibratsky@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.