Научная статья на тему 'Бюджетная политика в регулировании экономики государства'

Бюджетная политика в регулировании экономики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4040
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Светлана Сергеевна

В статье теоретические основы экономического развития посредством совершенствования, разработки и реализации бюджетной политики. Предложены инструменты взаимодействия связанных политик, механизм их адаптации к геополитическим вызовам в условиях глобализации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The budgetary policy in regulation of economy of the state

In the article theoretical bases of economic development by means of perfection, workings out and realisations of a budgetary policy. Instruments of interaction connected the politician, the mechanism of their adaptation to geopolitical calls in the conditions of economy globalisation are offered.

Текст научной работы на тему «Бюджетная политика в регулировании экономики государства»

Зайцева С. С.

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА

12.3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА

Зайцева Светлана Сергеевна, к.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит»

Место работы: НОУ ВПО «Международный институт экономики и права»

zlata-lutova@mail.ru

Аннотация: В статье теоретические основы экономического развития посредством совершенствования, разработки и реализации бюджетной политики. Предложены инструменты взаимодействия связанных политик, механизм их адаптации к геополитическим вызовам в условиях глобализации экономики.

Ключевые слова: экономический рост, бюджетная политика, финансовые ресурсы, конкурентоспособная экономика.

THE BUDGETARY POLICY IN REGULATION OF ECONOMY OF THE STATE

Zaiceva Svetlana S., Cand. Econ. Sci., the senior lecturer, the senior lecturer of chair «the Finance and the credit»

Work place: International Institute of Economics and Law

zlata-lutova@mail.ru

Annotation: In the article theoretical bases of economic development by means of perfection, workings out and realisations of a budgetary policy. Instruments of interaction connected the politician, the mechanism of their adaptation to geopolitical calls in the conditions of economy globalisation are offered.

Keywords: economic growth, the budgetary policy, financial resources, competitive economy

Экономическая политика государства - понятие макроэкономического уровня, представляет собой действия правительства по принятию и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Для более детального анализа и понимания предлагается сравнить точки зрения определения экономической политики различных современных ученых.

Энциклопедический словарь экономики и права дает определение экономической политики государства: «Экономическая политика - проводимая правительством система мер, действий в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами государства».

Или, к примеру, определение некоторых российских экономистов: «Экономическая политика - это самая широкая и общая категория практической экономики, которая фактически равнозначна понятию государственного регулирования» [1].

Для сравнения, определение зарубежных экономистов: «Экономическая политика - планомерное влияние наделенных властью учреждений на экономику в целом или определенные отрасли экономики, определенные экономические группы с намерением сохранения, восстановления или изменения общеэкономически значимых состояний и процессов» [2; 3].

Все авторы сходятся во мнении, что экономическая политика является политикой, проводимой правительством или властными структурами, она представляет

собой управление экономикой, общеэкономическими процессами и регулирование данных процессов властными структурами. Российские и зарубежные экономисты сходятся во мнении относительно структуры экономической политики. Она включает: структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику. Несмотря на различия ведения экономической политики в России и за рубежом, экономисты сходятся в теоретических аспектах формирования и структуризации данного понятия. Они также сходятся в своих определениях по следующим позициям: понятие экономической политики неразрывно связано с понятием перераспределения финансовых ресурсов в экономике, отсюда, скорее как следствие проблемы перераспределения финансовых ресурсов возникает один из основных ее элементов -бюджетная политика.

Вопрос перераспределения финансовых ресурсов в экономике Российской Федерации всегда связан с рядом противоречий. В связи с этим возникает несколько точек зрения по данной проблеме. Одна из них основывается на утверждении того, что для эффективности бюджетной сферы, в первую очередь, необходимо обращать внимание на объемы финансирования. Вторая точка зрения базируется на том, что главным является не определение объемов финансирования, а определение статей расходования бюджетных средств. В результате на основе указанных точек зрения происходит мультипликативное деление мнений. Отталкиваясь от цели иметь устойчивый экономический рост государства, получаем основное направление инвестиций :

1) военно-промышленный комплекс;

2) образование, культура и наука;

3) российская промышленность;

4) сельское хозяйство.

Данные расхождения во мнениях возникают вполне обоснованно и основаниями для них служат труды и теории известных ученых, к примеру, обоснование военно-промышленного комплекса - труды Дж. М. Кейнса, эффект мультипликатора; сельское хозяйство - теория Ф. Кенэ.

Как утверждает Е.В. Бушмин (член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Комитета по бюджету) в своей монографии «Бюджет: процедуры и эффективность», важнейшим в системе экономического роста является не количество, не направления и не объемы финансирования, а процедура распределения ресурсов, каким образом бюджет составляется и исполняется [4].

С данным утверждением нельзя не согласиться. Не только количество, но и качество бюджетной политики государства определяет его экономический рост. При этом стоит учесть, что в экономике, как и в любой отрасли, существует прямая взаимозависимость факторов, которые являются взаимодополняемыми, но не могут быть полностью взаимозаменяемы. Отсюда количественный элемент не заменит качественный и наоборот, но изменение одного из них непосредственно влияет на изменение другого. Е.В. Бушмин в своей монографии сравнивает экономику с системой сообщающихся сосудов. Автор же предпочитает иное сравнение. Все современные экономисты хорошо знакомы с производственной функцией Кобба-Дугласа,

153

Бизнес в законе

6’2014

которая выражает зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов. Предположим, что производство - это своего рода экономическая система в уменьшенном виде. Здесь мы видим взаимозависимость факторов, которые взаимодополняемы, но не все из них могут полностью заменить друг друга. На примере функции Кобба-Дугласа это можно увидеть наиболее наглядно, два основных фактора - труд и капитал. Владелец предприятия не может полностью исключить один из факторов, он может лишь урегулировать их соотношение. Именно по этой причине автор предлагает сравнение экономики, и, в частности, бюджета государства с функцией Кобба-Дугласа. Количество и качество распределения инвестиций и средств - это два взаимодополняемых фактора, аналогично труду и капиталу, аналогично внешним и внутренним факторам, из которых складывается федеральный бюджет Российской Федерации.

Косвенным подтверждением данной идеи автора служит приводимый Е.В. Бушминым пример «эффекта вытеснения», суть которого в том, что снижение экономической активности частного сектора вследствие повышения процентной ставки может быть результатом увеличения государственных расходов. Этот вопрос касается в первую очередь бюджетной политики государства, так как она является одним из основных инструментов экономической политики государства, ее ведущая роль исходит из ее задач и функционального назначения, а также из самого определения бюджетной политики. Несмотря на то, что в Бюджетном кодексе Российской Федерации нет четкой формулировки понятия бюджетной политики, российские экономисты вывели его из приведенных основополагающих экономических терминов, понятий и их определений -бюджета, бюджетной системы и бюджетного процесса.

«Бюджетная политика - система регулирования экономики посредством изменения уровня налогов и бюджетных расходов» [5].

«Бюджетная политика - целенаправленная деятельность государства по определению основных задач, количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом» [6].

Бюджетная политика государства основывается на официальных законодательных актах, в первую очередь в Российской Федерации - это Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие законодательные акты, которые определяют форму бюджетного устройства страны и регламентируют весь бюджетный процесс [7]. Согласно российскому законодательству бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента Российской Федерации, которое он направляет Федеральному Собранию в начале текущего года.

Бюджетная политика - это и поиск доходов, и рациональное использование имеющихся ресурсов. Важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, рациональное управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. И эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности, качеству деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Соответственно основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают

такие фискальные рычаги воздействия со стороны расходной и доходной части, как налоги, государственные расходы, госзаймы и госзакупки, а также трансферты. С 2014 г. в отношении бюджетной политики в области расходов введено изменение: бюджеты всех уровней формируются в новом «программном» формате согласно редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации. Программный бюджет отличается от традиционного тем, что все или почти все расходы включены в программы и каждая программа своей целью прямо увязана с тем или иным стратегическим итогом деятельности ведомства.

Взаимосвязь бюджетной политики с налоговой и социальной политикой, ее место в бюджетном процессе, основные инструменты ее реализации, а также и их взаимодействие покажем на рис. 1.

Так как бюджетная политика является важной составляющей бюджетно-налоговой политики, налоги являются приоритетным направлением стабильного пополнения доходной части бюджета. Проблема увеличения налоговых поступлений как инструмента увеличения доходной части федерального бюджета решается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы. Такая реформа должна быть нацелена на снижение ставок и расширение базы налогообложения. Если брать краткосрочный период, то снижение налоговых ставок может сопровождаться,

во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики;

во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном предложении;

в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет, что соответствует закономерности кривой Лаффера, отображающей зависимость между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок.

Рис. 1. Бюджетная политика как система регулирования экономики в бюджетном процессе.

В рамках бюджетного процесса основной задачей ставится управление расходной частью бюджета как более активного элемента. Но без прогнозирования и анализа доходной части федерального бюджета цели,

154

Зайцева С. С.

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА

на которые направлен бюджетный процесс, не достижимы, то есть прямая зависимость, существующая между расходной и доходной частями бюджета, изначально находится под влиянием поступлений в бюджет.

Бюджет является важным экономическим рычагом. Он воздействует на ход общественного воспроизводства и способен стимулировать экономический рост. Изменяя уровень государственных расходов и налогообложения, правительство в состоянии регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), в результате оно может влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. Различают расширительную (экспансивную) и ограничительную (рестриктивную) бюджетные политики. Экспансивная бюджетная политика выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, подобные действия позволяют сравнительно легко преодолевать экономические кризисы и ускоряют экономический рост. Рестриктивная наоборот, связана с уменьшением расходов и повышением налогов, тем самым она влияет на инфляцию (ослабляет ее) и нормализует хозяйственную конъюнктуру. Но данные виды государственных мер не могут быть достаточно эффективными, если они не подкреплены соответствующими изменениями в денежно-кредитной сфере. Так, если применяя расширительную бюджетную политику, не сопровождать ее при этом ограничениями объема денежной эмиссии и кредитования, то увеличивается уровень инфляция. Если же ограничительную бюджетную политику сочетать с жесткими денежно-кредитными мерами, то это может послужить причиной экономического кризиса.

Бюджетный механизм является важным инструментом как краткосрочной, так и долгосрочной структурной бюджетной политики. В долгосрочной политике он используется для проведения крупных структурных сдвигов: для более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов. Подобная регулирующая роль бюджета дает основание рассматривать его как средство достижения экономической стабильности, выполняющее функции встроенного бюджетного стабилизатора. Но назначение бюджетного механизма зависит в первую очередь от характера формирования его доходной части и направленности государственных расходов.

Грамотная бюджетная политика - одно из главных условий получения Россией высокого инвестиционного рейтинга как одного из главных условий устойчивого экономического роста. Проведение эффективной бюджетной политики является условием повышения инвестиционной привлекательности России. Государство с такой быстрорастущей экономикой, как Россия, имеет в своем распоряжении арсенал геоэкономических инструментов для того, чтобы иметь возможность конкурировать с экономиками других стран на мировом рынке. Для достижения значимых результатов необходимо научиться качественно использовать имеющиеся инструменты, но для Российской Федерации эта задача осложняется давлением извне. Доказательством этого служит тот факт, что на протяжении нескольких последних десятилетий Россия, как и многие другие страны, столкнулась с политическим давлением со стороны иностранных правительств и междуна-

родных организаций. От страны часто небезуспешно требовали и требуют отказаться от использования геоэкономических инструментов, защищающих собственное экономическое пространство. Речь идет о таких решениях, как допуск иностранных компаний к стратегическим активам и месторождениям полезных ископаемых; завышение курса национальной валюты; чрезмерное ограничение бюджетных расходов, невыгодные условия (в частности, ставки таможенных пошлин), которые ставились перед Российской Федерацией для вступления в ВТО на протяжении длительного времени, и так далее. После же вступления в ВТО от России как члена сообщества требуется соответствовать мировым стандартам, и здесь появляются рычаги давления иного рода, требующие модернизации системы промышленного производства и постепенного отказа от использования геоэкономических инструментов для успешного интегрирования в мировое сообщество. «Возникает обсуждаемая многими политическими силами дилемма: или подчиниться навязанной нам Западом форме интеграции, или попытаться собственными силами создать диверсифицированную, конкурентоспособную на мировых рынках экономику. При этом на международной арене Россия будет испытывать сильное давление не только со стороны Запада, но в перспективе и стран - ОПЕК».

Практика показала - такая политика выгодна государствам с более конкурентоспособными экономиками, имеющими возможность защитить собственный рынок. Менее конкурентоспособные экономики понесли существенные потери. Их экономический, а зачастую, даже политический суверенитет был ограничен де-юре контролем международного сообщества, а дефакто - оказался в распоряжении узкого круга влиятельных стран. Если бюджет страны контролирует международное сообщество, то вряд ли она способна претендовать на экономический суверенитет и экономическое лидерство. Подлинный успех в экономической политике возможен лишь для тех государств, которые обладают не формальным, юридическим, а реальным экономическим суверенитетом.

Целью геоэкономической борьбы является завоевание или сохранение желаемой роли в мировой экономике. И спорная протекционная система является в таком случае единственным средством для поднятия отставших стран до уровня опередивших их, в особенности, учитывая последствия мирового экономического кризиса 2008 г. Таким образом, увязывается необходимость использования защитных мер с уровнем экономического развития страны и рекомендуется открывать свои рынки лишь при условии достижения сопоставимого с конкурентами уровня развития. Достичь его возможно лишь под защитой государства. С другой стороны, протекционистские меры препятствуют развитию мировой экономики [8].

Даже обладание значительным конкурентным преимуществом не позволяет отдельной стране в одностороннем порядке открывать собственную экономику без последствий постепенного размывания этого преимущества со стороны конкурентов. Поведение Китайской Республики служит лучшим подтверждением этого вывода (пример ее вступления в ВТО), поэтому бюджетная политика России должна вестись не только с точки зрения согласованности с мировым сообществом и внешнеэкономической политикой, но и в гар-

155

Бизнес в законе

6’2014

моничной совокупности с денежно-кредитной, налоговой и таможенной политикой государства.

Список литературы:

1. Экономика. 3-е изд. А.И. Архипов, А.К. Большаков, М. Дерябина. Prospekt.org, 2009.

2. «Volkswirtschaftspolitik ist die planmaflige Einwirkung von mit Macht ausgestatteten Institutionen auf die gesamte Volks-wirtschaft oder bestimmte Branchen, Regionen von Wirtschaftsgruppen mit der Absicht der Erhaltung, Wiederher-stellung oder Veranderung gesamtwirtschaftlich bedeutsamer Zustande und Vorgange»; «GrundriB der Volks-wirtschaftspolitik», Eduard Mandle, expert verlag, 1994;

3. «Der Nationalstaat und die Volkswirtschaftspolitik», Max Weber, GRIN Verlag, 2009.

4. Бушмин Е.В. Бюджет: процедуры и эффективность. М.: Альтернатива, 2003.

5. Князев ВТ., Слепое В.А. ред. Финансы. М., 2008.

6. Чунъков Ю.И. Бюджетная система Российской Федерации. МГИУ. М., 2010.

7. Белозеров С.А., Бродский Г.В., Горбушина С.Г. Финансы. 3-е изд. под ред. В.В. Ковалева. М.: Проспект. 2010.

8. Филипчук О.А. Политика протекционизма по защите национальных бюджетов // Вестник академии. 2011.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Зайцевой С.С. «Бюджетная политика в регулировании экономики государства» Рассматриваемая в различных теоретических аспектах экономическая политика в ракурсе перераспределения финансовых ресурсов через бюджет, позволила определить направления инвестиций для достижения экономического роста. Акцентируя внимание на бюджетной политике во взаимосвязи и взаимодействии с социальной и налоговой - автор приводит инструменты и механизмы их взаимодействия. Следует согласиться с рекомендациями автора о необходимости модернизации экономики в условиях геополитических вызовов.

Статья написана на актуальную тему, анализ теоретических подходов и их адаптация к изменившимся целям экономического развития посредством совершенствования бюджетной политики. Проработка темы позволяет рекомендовать статью к публикации в открытых рецензируемых СМИ.

Рецензент

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

Центра исследований реального сектора экономики Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института экономики Российской академии наук

Лебедев Н.А.

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.