Научная статья на тему 'Бюджетирование – универсальный инструмент управленческого учёта для управления организацией'

Бюджетирование – универсальный инструмент управленческого учёта для управления организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсенович В.В.

По мере развития экономических отношений общество все более интенсивно занято поиском и практическим использованием новых инструментов, позволяющих повысить эффективность хозяйствования, как отдельных организаций, так и экономики в целом. Таким инструментом все в большей степени становится бюджетирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетирование – универсальный инструмент управленческого учёта для управления организацией»

собственники недооценивают роль и значение системы внутреннего контроля, в том числе и значение аудиторских комитетов.

Наличие такой службы дает возможность более эффективно управлять рисками. Внутренний аудитор осуществляет проверку не только финансовой деятельности, но и проверяет правильность исполнения бизнес-процедур внутри компании.

Помимо этого, в компании должны быть разработаны четкие критерии оценки деятельности ее функциональных, региональных и иных подразделений. В случае отсутствия такой системы аудиторы не смогут проверить, насколько успешно работает компания и насколько результаты соответствуют ожиданиям руководства. Также внутренний аудит должен соответствовать масштабам деятельности, и та отдача, которую он обеспечивает, должна превышать расходы на его содержание.

Внутренний аудит должен быть нацелен на анализ эффективности деятельности, выявление узких мест, резервов развития, а также методологическую, консалтинговую и экспертную поддержку руководства компании. С помощью службы внутреннего аудита решается сразу две задачи. Во-первых, руководство получает достоверную информацию, которая необходима для принятия верных решений. Служба должна контролировать адекватность поступающих топ - менеджерам разнообразных отчетов из структурных подразделений. Во-вторых, выявляются слабые места в работе компании.

Список литературы:

1. Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ.

2. Арабян К.К. Организация и проведение аудиторской проверки. -М.: Юнити-Дана, 2009. - 450 с.

3. Харисова Ф.И. Журнал «Аудиторские ведомости». - 2003. - № 11 ноябрь.

4. Корпоративные мошенничества. Уроки негативной стороны бизнеса / Под. ред. Дж.Т. Уэллса. - М.: Маросейка, 2009. - 620 с.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

© Арсенович В.В.*

ООО «Астраханское судостроительное производственное объединение»,

г. Астрахань

* Аспирант кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Астраханского государственного технического университета

По мере развития экономических отношений общество все более интенсивно занято поиском и практическим использованием новых инструментов, позволяющих повысить эффективность хозяйствования, как отдельных организаций, так и экономики в целом. Таким инструментом все в большей степени становится бюджетирование.

Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, диверсификации и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.

Произошедшие в последние годы структурные, имущественные и правовые изменения в отечественной промышленности неизбежно вызывают необходимость стратегически ориентированные программы развития промышленных предприятий дополнять бюджетированием. Представляя собой, специфический подход к организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, оно обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации о состоянии разработки и внедрения бюджетных систем планирования и отчетности.

Бюджетирование - это система планирования, учета, контроля и анализа деятельности предприятия в финансовом выражении. Это система, которая ведется в формате бюджетов по центрам ответственности. Бюджет - это точный расчет всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей, мотивированный на их достижение персонал, оперативность и качество принимаемых управленческих решений.

В нашей стране под бюджетированием часто понимают так называемое казначейское бюджетирование, то есть регламент управления денежными средствами, используемыми в операционной (основной) деятельности коммерческой организации. В мировой практике бюджетирование -это элемент менеджмента, ориентированный на управление коммерческой организацией (в денежных показателях), представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Таким образом, по отношению к нему казначейская функция является вторичной.

Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия. Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всеми хозяйственными операциями, направленное

на координацию экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его конкурентоспособности.

Бюджеты оказывают помощь менеджерам, но и сами нуждаются в ней. Администрация должна это четко понимать и всесторонне поддерживать бюджетирование и все аспекты контрольной системы. Управление на основе бюджетов не должно быть жестким. Изменение условий меняет планы. Нужно уважать бюджеты, но не до такой степени, чтобы это мешало менеджеру принять благоразумное решение. Начальник цеха или отдела должен следовать бюджету. Но ситуация может развиться таким образом, что в интересах фирмы нужно, например, произвести ремонт или сделать дополнительные затраты на рекламу. Менеджер должен знать, что у него есть возможность запросить разрешение у руководителя на дополнительные затраты или бюджет и сам должен быть достаточно гибким для принятия оптимального решения в выполнении той или иной работы.

В процессе планирования руководству компании для принятия взвешенных решений необходимо обладать отфильтрованной и обобщенной информацией о подразделениях, носителями которой являются менеджеры нижнего уровня. Такой информацией их обеспечивает бюджетный процесс, построенный по принципу «снизу вверх». В то же время зачастую и менеджеры нижнего уровня могут более взвешенно планировать при наличии у них информации от руководства, которое, как правило, гораздо лучше осведомлено об общей картине в рамках организации и ее долгосрочных целях.

Механизм бюджетного планирования целесообразно внедрять в практику российских предприятий для обеспечения экономии денежных ресурсов, большей оперативности в управлении последними, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Таким образом, преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:

- помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);

- в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

- минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;

- осуществление режима строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.

В качестве средства для контроля бюджет может быть очень эффективен как инструмент, позволяющий задавать пределы ответственности и полномочий нижестоящих менеджеров и анализировать эффективность работы и качества планирования, например, на основе анализа отклонений.

Задача планирования деятельности предприятия, формирования бюджета и контроля за его исполнением является одной из важнейших в области управления предприятием. Для решения данной задачи необходимо большое количество финансовой, бухгалтерской и производственной информации.

Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.

Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета аналитический блок (или компонент) бюджетного процесса.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса.

В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» - он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.

В-четвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном

процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования.

Преуспевающие компании все эффективнее прогнозируют будущую деятельность и связанные с ней потребности в ресурсах, что позволяет при необходимости регулировать планы и оставаться в числе лидеров, а современные бюджетные системы и качественное программное обеспечение помогают им в этом.

Из этого следует вывод, что вопрос освоения в совершенстве бюджетного управления является жизненно важным для предприятия и организации любого масштаба.

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

© Вершинина Г.В.*

Сыктывкарский лесной институт - филиал Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С.М. Кирова, г. Сыктывкар

В статье рассмотрено понятие внутреннего аудита, специфика, проблемы его организации и пути их решения.

С 90-х годов XX века до настоящего времени прошла определенная эволюция в вопросах раскрытия сущности, функций и задач внутреннего аудита в российской экономической литературе.

Данное определение содержится в документах Международного института внутренних аудиторов (The Istitute of Auditors), в соответствии с которым внутренний аудит есть независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Внутренние аудиторы представляют своей организации данные анализа и оценки, рекомендации и другую информацию, являющуюся результатом проверок [1].

Цели внутреннего аудита можно сформулировать следующим образом:

- обеспечение более эффективного управления организацией и группой взаимосвязанных организаций;

- оперативное выявление текущих проблем в рамках отдельной организации - участника группы и в целом группы взаимосвязанных организаций;

* Кафедра Бухгалтерского учёта, анализа, аудита и налогообложения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.