Научная статья на тему 'Бюджeтиpoваниe как управленческая технология, направленная на повышение безопасности функционирования пpeдпpиятий cиcтeмы газocнабжeния и газopаcпpeдeлeния'

Бюджeтиpoваниe как управленческая технология, направленная на повышение безопасности функционирования пpeдпpиятий cиcтeмы газocнабжeния и газopаcпpeдeлeния Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ТАРИФ / ПРЕДПРИЯТИЯ СИСТЕМЫ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ И ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчанова О.В., Фоминых Н.В.

В cтатьe pаccматpиваeтcя opганизация cиcтeмы бюджeтиpoвания на пpeдпpиятиях cиcтeмы газocнабжeния и газopаcпpeдeлeния. Ocoбoe вниманиe удeляeтcя пpoцeдуpe cocтавлeния бюджeта peализации продукции, как ocнoвы, на кoтopoй базиpуютcя вce пocлeдующиe бюджeты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджeтиpoваниe как управленческая технология, направленная на повышение безопасности функционирования пpeдпpиятий cиcтeмы газocнабжeния и газopаcпpeдeлeния»

УДК 658.14:005.511; 658.26:662.76

бюджeтиpoвaниe

как управленческая технология, направленная на повышение безопасности функционирования предприятий системы гaзocнaбжeния

и гaзopacпpeдeлeния

о. в. молчанова,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафeдpой бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита E-mail: ovm54@mai. ru Н. В. ФOMИНЫХ,

аcпиpант кафeдpы производственного мeнeджмeнта и opганизации пpедпринимательства E-mail: fnv. ast@mail. ru

Acтpаханcкий гocудаpcтвeнный тeхничecкий унивepcитeт

В cтатьe pаccматpиваeтcя opганизация cиcтeмы бюджeтиpoвания на пpeдпpиятиях cиcтeмы газocнаб-жeния и газopаcпpeдeлeния. Ocoбoe вниманиe удeляeтcя пpoцeдуpe cocтавлeния бюджeта peализации продукции как ocнoвы, на кoтopoй базиpуютcя вce пocлeдующиe бюджeты.

Ключевые слова: бюджетирование, управление, тариф, предприятия системы газоснабжения и газораспределения.

Внедрению и постановке системы бюджетирования уделяется большое внимание во многих отраслях российской экономики. Данному вопросу посвящены труды как российских, так и зарубежных ученых, однако во многих российских компаниях бюджетирование отсутствует или же работает крайне неэффективно, в связи с чем целью данной статьи является исследование теоретических и практических подходов к формированию бюджетирования на предприятиях системы газоснабжения и газораспределения.

Термин «бюджетирование» в литературе имеет множество трактовок. Так, Дипломированный институт бухгалтеров по управленческому учету (The Chartered Institute of Management Acrauntants, CIMA) дал следующее определение понятию бюджетирования: «Кoличecтвeнный план в дeнeжнoм выpажeнии, пoдгoтoвлeнный и принятый до oпpeдeлeннoгo триода, обычно показывающий планиpуeмую вeличину дохода, которая должна быть достигнута, и расходы, которые должны быть cнижeны в тeчeниe этого триода, и капитал, который ^обходимо пpивлeчь для дocтижeния данной ^ли».

По мнению В. Н. Самочкина, «бюджетирование — это система согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично изменяющегося, диверсифицированного бизнеса». Экономист В. П. Савчук определяет бюджетирование как метод финансового планирования и контроля за движением денежных потоков. Согласна с приведенной точкой зрения и Е. С. Стоянова,

которая рассматривает процесс бюджетирования как составную часть финансового планирования, «...т. е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов.».

Однако наиболее емкой, по мнению авторов, является следующая формулировка: бюджетирование — управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения обоснованности принимаемых управленческих решений.

Бюджетирование рассматривается как целостная система выбора тактических целей планирования на уровне предприятия в рамках принятой стратегии, разработки планов будущих операций и контроля за их исполнением, что позволяет своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Основная цель бюджетирования заключается в создании эффективного инструмента планирования, в повышении эффективности работы хозяйствующего субъекта на основании целевой ориентации и координации всех событий, в выявлении рисков и снижения их уровня, а также в повышении гибкости функционирования экономического субъекта. Однако большинство российских компаний использует потенциал бюджетирования не в полную силу из-за своей ориентации на решение преимущественно краткосрочных задач, отсутствия в системе бюджетирования показателей, характеризующих степень реализации стратегии и распределения ресурсов в бюджетах без учета перспективных целей.

Основой для бюджетирования является финансовая структура. Она должна отражать, прежде всего, структуру бизнеса и видов деятельности, которыми занимается предприятие. В рамках бюджетирования предполагается, что бюджеты формируются и контролируются по объектам бюджетирования — центрам финансовой ответственности (ЦФО), которые определяются на основе организационной структуры и видов деятельности. Выделение ЦФО — первый шаг на пути к созданию системы бюджетирования.

Организационная структура газовой промышленности в Российской Федерации характеризуется централизацией управления Единой системой газоснабжения и поставками газа преимущественно в рамках одной компании — ОАО «Газпром», размещением технологических объектов на территории многих субъектов Российской Федерации.

Основу территориальной структуры ОАО «Газпром» составляют региональные газодобывающие, газотранспортные и газосбытовые дочерние общес-

30 -

тва. Реализацию природного газа всем категориям потребителей на территории Российской Федерации через региональные филиалы осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз», миссия которого (как специализированной компании ОАО «Газпром») заключается в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, в обеспечении надежности и безопасности поставок газа, в последовательном развитии видов деятельности, непосредственно связанных с реализацией и использованием газа.

В целях консолидации активов группы ОАО «Газпром» в газораспределительной сфере 01.10.2004 было образовано ОАО «Газпромрегионгаз» (ОАО «ГПРГ») (является вертикально интегрированной компанией, осуществляющей управление деятельностью газораспределительных организаций (ГРО) Российской Федерации). Создание ОАО «ГПРГ» было осуществлено в ходе второго этапа реформирования ОАО «Газпром», в ходе которого было предусмотрено разделение финансовых потоков по видам деятельности. Раздельный учет позволяет добиться абсолютно понятных и прозрачных затрат на транспортировку газа. Целью этого этапа является: повышение эффективности работы группы ОАО «Газпром»; оптимизация структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних и зависимых обществ; юридическое разделение основных видов деятельности группы; жесткое подчинение деятельности дочерних обществ единой стратегии, разрабатываемой головной компанией.

Основная необходимость внедрения в газораспределительных организациях современных методов управления финансово-хозяйственной деятельностью, к которым, несомненно, можно отнести и бюджетирование, связана с непростым финансовым состоянием ГРО, а также с низкой инвестиционной привлекательностью и сложностью осуществления процессов газификации и нового строительства.

Во-первых, государственное регулирование тарифов на транспортировку природного газа ограничивает потребности ГРО. Для финансирования затрат, не признанных Федеральной службой по тарифам необходимыми, предприятия вынуждены изыскивать внутренние резервы, в том числе экономить средства, включенные в состав планируемых при утверждении размера тарифов.

Во-вторых, процедура утверждения тарифов производится ежегодно на следующий планируемый год и не может учесть издержки, необходимость в которых возникает у ГРО в ходе текущего года.

В-тpeтьих, помимо регулируемых государством видов деятельности, ГРО осуществляют так называемую «прочую деятельность», включающую в первую очередь услуги по проектированию газовых сетей и услуги по газификации, цены на которые уже диктуются рыночными отношениями. За счет «прочей деятельности» ГРО стремятся профинансировать свои потребности, не предусмотренные регулируемыми тарифами.

В основу построения планово-бюджетной системы (ПБС) ООО «Газпром межрегионгаз» и обществ, входящих в группу «Газпром межрегионгаз», положены следующие принципы, определяющие структуру ее построения и порядок функционирования и заключающиеся:

— в выделении центров ответственности;

— в определении инструментов планово-бюджетной системы;

— в определении состава и структуры бюджетов для центров ответственности;

— в определении органов управления ПБС;

— в унификации разрезов (аналитик) планирования для различных центров ответственности;

— в соответствии «разрезов» планирования и учета;

— в соответствии «горизонтов» планирования, контроля и анализа.

В целях построения планово-бюджетной системы вся деятельность обществ, входящих в систему газораспределения и газоснабжения, распределяется по иерархической структуре центров ответственности.

Выделение центров ответственности преследует следующие основные цели:

— opганизациoнную — согласование целей и задач на разных уровнях центров ответственности для обеспечения эффективности деятельности в целом;

— кoнтpoльную — закрепление ответственности за выполнение утвержденных бюджетов.

Планирование, контроль и анализ деятельности осуществляется посредством следующих инструментов:

1) финансово-экономических показателей, включающих:

— цeлeвыe пoказатeли — комплексные показатели деятельности центра ответственности, характеризующие степень достижения основных целей предприятия (показатели первого уровня);

— кoнтpoльныe пoказатeли — показатели деятельности центра ответственности, характеризующие степень выполнения требований и ограничений по достижению целей предприятия (показатели второго уровня);

— cпpавoчныe пoказатeли — показатели деятельности центра ответственности, выполняющие информационную функцию и отражающие общие условия деятельности предприятия;

2) бюджетных форм.

Для обеспечения возможности консолидации бюджетных форм по группе «Газпром межрегионгаз» необходимо унифицировать аналитические «разрезы» планирования и формы бюджетов. Учетная система должна обеспечивать возможность учета и получения отчетов в «разрезах», предусмотренных бюджетными формами. Для этого необходимо:

— обеспечить соответствие Плана счетов управленческого учета аналитическим «разрезам» объектов планирования;

— обеспечить субъектов управленческого учета информацией об однозначном отнесении тех или иных доходов, расходов, поступлений, платежей, обязательств и инвестиций к определенным статьям (всех уровней) бюджетного классификатора.

Отчеты об исполнении бюджетов формируются, контролируются и анализируются на тех же временных горизонтах, на которых были сформированы и утверждены плановые формы.

В целях построения планово-бюджетной системы ООО «Газпром межрегионгаз» и обществ, входящих в группу «Газпром межрегионгаз», выделяются:

— центры ответственности;

— бюджетные центры;

— центры затрат.

Центры ответственности представляют собой общества, входящие в группу «Газпром межрегионгаз», которые в лице своих руководителей отвечают за достижение определенных результатов деятельности и имеют в распоряжении необходимые для этого ресурсы. Структура центров ответственности ООО «Газпром межрегионгаз» и обществ, входящих в группу «Газпром межрегионгаз», и их области ответственности приведены в табл. 1.

Бюджет реализации продукции является основой, на которой базируются все последующие бюджеты, и составляется для определения плановой выручки в денежном выражении. Разрабатывается данный бюджет на основе информации, предоставленной центрами доходов. Данный этап является наиболее сложным в процессе планирования. В связи с этим, в рамках бюджета реализации газа региональными газовыми кампаниями (РГК) необходимо разработать единый порядок определения цены и расчета стоимости покупки и поставки газа, приобретаемого и реализуемого РГК, а также выяснить: • порядок определения цены приобретаемого и

реализуемого газа;

- 31

Таблица 1

Структура центров ответственности ООО «Газпpoм межрегионгаз» и обществ, входящих в группу «Газпpoм межрегионгаз»

Центр ответственности Область ответственности

ООО «Газпром межрегионгаз» Реализация природного газа конечным потребителям и региональным газовым компаниям. Управление системой реализации газа ОАО «Газпром» в РФ

ОАО «ГПРГ» Управление активами системы газораспределения (включая сдачу в аренду газопроводов и газового оборудования). Транспортировка природного газа к потребителям. Реализация сжиженного газа. Техническая эксплуатация газопроводов и газового оборудования. Выполнение функций заказчика-застройщика. Получение прибыли от прочей деятельности

РГК Реализация природного газа конечным потребителям. Получение прибыли от прочей деятельности

ГРО Транспортировка природного газа к потребителям. Реализация сжиженного газа. Техническая эксплуатация газопроводов и газового оборудования. Получение прибыли от прочей деятельности

ГРО без тарифа Реализация сжиженного газа. Техническая эксплуатация газопроводов и газового оборудования. Сдача в аренду газопроводов и газового оборудования. Получение прибыли от прочей деятельности

• алгоритм расчета стоимости договорных обязательств и обязательств за фактически поставленный газ.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) осуществляет государственное регулирование параметров, составляющих цену газа:

1) оптовой цены на газ, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами;

2) тарифов на услуги по транспортировке газа;

3) размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа.

Оптовая цена на газ — это цена газа на выходе из системы магистрального газопровода. Оптовая цена устанавливается на объемную единицу измерения газа (1тыс. м3), приведенную к стандартным условиям при расчетной теплоте сгорания (7 900 ккал/м3, или 33 080 кДж/м3).

При поставке газа производится пересчет оптовой цены на газ на фактическую объемную теплоту сгорания. Фактическая объемная теплота сгорания может отличаться от расчетной как в большую, так и в меньшую сторону.

Пересчет осуществляется по формуле

Ц ' бфакт

Цфакт „ _ „„ ,

7 900 ккал / м

3

где Ц — оптовая цена на газ;

бфакт — фактическая объемная теплота сгорания, указанная в паспортах качества поставщика;

Ц факт — оптовая цена на газ после перерасчета.

На фактическую объемную теплоту сгорания не пересчитываются оптовые цены на газ для населения. Порядок определения оптовой составляющей поставщика в плате за снабжен-ческо-сбытовые услуги (ПССУ) применяется в случаях, если это предусмотрено условием договора поставки газа с поставщиками — региональными газовыми компаниями. Оптовая составляющая поставщика в ПССУ РГК подлежит применению в случае последующей реализации газа конечным потребителям.

При реализации газа по регулируемой цене конечным потребителям (кроме населения) цена газа включает в себя плату за снабженческо-сбы-товые услуги. Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги утверждается для каждой РГК по субъектам РФ, в которых данная РГК реализует газ, и определяется характеристикой группы конечных потребителей.

Группа конечных потребителей по ПССУ определяется учетной системой исходя из объемов газа по всем договорам в каждой конкретной точке подключения. Отнесение конечных потребителей (кроме населения и ГРО) к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика, в целях расчета ПССУ осуществляется исходя из годового объема поставки газа по всем договорам поставки. При этом первоначальное отнесение конечных потребителей к группам осуществляется исходя:

• из годового договорного объема поставки газа данному конечному потребителю по всем договорам поставки, включая поставку газа, добываемого независимыми организациями, с учетом заключенных до начала периода поставки газа дополнительных соглашений либо в пересчете на год, в случае если договор заключается с новым потиебител ем на неполны й год;

• из фактического объема поставки газа в предыдущем году (в случае, если договор поставки заключен не на полный год и (или) в договоре отсутствует разбивка объемов по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям) либо в пересчете на год в случае отсутствия данных по потреблению за полный год.

В случае, если соответствующий фактический объем поставки газа конечному потребителю (кроме населения) в течение года (общий объем либо в «разрезе» точек подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям), плановое значение которого использовалось для первоначального отнесения данного конечного потребителя к группе, выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен, то указанный конечный потребитель относится к другой группе (отнесение к группе с более высоким порядковым номером возможно только по итогам года, а с меньшим порядковым номером — в месяц превышения верхней границы объемного диапазона группы, к которой первоначально был отнесен конечный потребитель). Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, который применяется к объему поставки газа, поставляемого данному конечному потребителю в месяце проведения его отнесения к другой объемной группе, рассчитывается по формуле

к—1

ис% • Ок +^01(ис2со -ибсо)

и

1=1

с су расч

о

(1)

где k — порядковый номер месяца, в котором конечный потребитель был отнесен к другой -б объемной группе;

Ис2с о — размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, который установлен соответствующим решением ФСТ России для объемной группы, к которой был отнесен конечный потребитель после уточнения его объемных показателей; Vк — объем поставки газа в месяце, в котором

конечный потребитель был отнесен к другой объемной группе, после уточнения его показателей;

V—объем поставки газа конечному потребителю, который был отнесен к другой объемной группе в соответствующем месяце /; Исбсо — размер платы за снабженческо-сбыто-вые услуги, который установлен соответствующим решением ФСТ России для объемной группы, к которой конечный потребитель был отнесен первоначально.

В случае если значение Исксо расч , рассчитываемое по формуле (1), оказывается отрицательным, то плата за снабженческо-сбытовые услуги в этом месяце не применяется, а размер платы за снаб-женческо-сбытовые услуги, применяемой к объему поставки газа, поставляемого данному конечному потребителю в следующем месяце, рассчитывается по формуле

и

к+1

и2 •О + о • ик

с . с о к+1 к с су расч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к+1

В случае заключения после начала оказания услуг дополнительных соглашений (к договору поставки газа с условием транспортировки) об уменьшении или увеличении объемов транспортировки газа по газораспределительным сетям производится перерасчет ежемесячного объема транспортировки газа, на основании которого производится расчет стоимости услуг за транспортировку газа исходя из скорректированного дополнительным соглашением объема транспортировки газа (начиная с месяца, в котором было заключено дополнительное соглашение) по формуле

О — О

О = О — Од1 Од2

дд д „„ ,„ ' т — п

где Vgi—среднемесячный договорной объем, исходя из которого производился расчет стоимости услуг за транспортировку газа до заключения договора;

Од1 — первоначальный договорной объем транспортировки газа на полный год или на срок действия договора;

Од2 — договорной объем транспортировки газа на полный год или на срок действия договора с учетом заключенного дополнительного соглашения;

т — число месяцев (12) или число полных месяцев, когда осуществлялись услуги по транспортировке газа по договору; п — число полных месяцев, когда осуществлялись услуги по транспортировке газа по

договору (до момента подписания дополнительного соглашения к договору). По окончании года или срока действия договора поставки газа с условием транспортировки в случае, если фактический объем транспортировки газа оказался отличным от договорного (если расчет стоимости услуг за транспортировку газа производится исходя из договорного объема транспортировки газа), то объем газа, исходя из которого рассчитывается стоимость услуг за транспортировку газа в последний месяц года или действия договора, рассчитывается по формуле

Ут = Ут + (Уф - Уд ) ,

где Ут — договорной объем транспортировки газа, рассчитываемый в последний месяц года или в течение срока действия договора транспортировки по правилам, указанным в договоре транспортировки;

Vф — фактический объем транспортировки газа за год или в течение срока действия договора; Vд — договорной объем транспортировки газа за год или в течение срока действия договора. В случае, если фактический объем поставки газа конечному потребителю (по точкам подключения) в течение года (плановое значение которого использовалось для первоначального отнесения данного конечного потребителя к определенной группе) по всем договорам транспортировки превышает объемные пределы для группы, к которой он был первоначально отнесен, то конечный потребитель относится:

- к группе с более высоким порядковым номером (только по итогам года);

- к группе с меньшим порядковым номером (в месяце, когда произошло превышение верхней границы объемного диапазона группы, к которой первоначально был отнесен конечный потребитель).

Тариф на транспортировку, применяемый к объему транспортировки газа, адресуемого данному конечному потребителю в месяце, когда произошло его отнесение к другой объемной группе, рассчитывается по формуле

к-1

Г2 +Уу * (Г2 - Г1 )

тр.к.п к / / г 1 тр.к.п тр.к.п/

Тк

г=1

У

-, (2)

где Гтркп — тариф на транспортировку, установленный соответствующим решением ФСТ России для объемной группы, к которой был отнесен конечный потребитель после уточнения его объемных показателей;

34 -

ТР.к.п — тариф на транспортировку, установленный соответствующим решением ФСТ России для объемной группы, к которой конечный потребитель был отнесен первоначально;

k — порядковый номер месяца, в котором конечный потребитель был отнесен к другой объемной группе;

V¡ — объем транспортировки газа по газораспределительным сетям данной ГРО для поставки конечному потребителю, который был отнесен к другой объемной группе в соответствующем месяце.

В случае, если значение Гк,.к сч , рассчитываемое по формуле (2), оказывается отрицательным, то тариф на транспортировку в этом месяце не применяется, а тариф на транспортировку, применяемый к объему транспортировки газа, адресуемого данному конечному потребителю в следующем месяце, рассчитывается по формуле

Т

к+1

тр.к.п.расч

Т

2

тр.к.п г к+1 ^ г к 1 тр.к.п.расч

• + У • Г

У

к+1

В соответствии с действующим законодательством поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости — по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику (среднесуточная норма поставки газа — это объем поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца). Неравномерность поставки газа по месяцам допускается только при его поставках для коммунально-бытовых нужд (для населения). При перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком (с газораспределительной организацией) покупатель оплачивает дополнительно:

• стоимость отобранного газа по регулируемой оптовой цене сверх установленного договором объема;

• стоимость транспортировки отобранного газа сверх установленного договором объема за каждые сутки с применением коэффициента:

— с 15 апреля по 15 сентября — 1,1;

— с 16 сентября по 14 апреля — 1,5. Повышающий коэффициент при перерасходе

не применяется к ПССУ за газ, отобранный сверх пределов, установленных договором. Повышающий коэффициент к цене газа с учетом объемной тепло-

ты сгорания (при реализации регулируемого газа) и к тарифу на транспортировку по газораспределительным сетям может применяться:

• в «разрезе» точек подключения;

• по договору поставки газа в целом.

Повышающий коэффициент «в pазpeзe» тoчeк

пoдключeния». При определении тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО и цены газа по суточному перерасходу газа используется тариф (либо фактическая цена газа с учетом объемной теплоты сгорания) по данной точке подключения вне зависимости от наличия недобора в иных точках подключения. В данной ситуации договором должно быть определено, что поставщик обязан поставить, а покупатель обязан отбирать конкретный объем газа в конкретном месте его передачи (точке подключения). При данном варианте учета параметры недобора газа по одной точке подключения не уменьшают параметров перебора газа в другой точке подключения, поскольку стороны четко разделили свои права и обязанности по поставке (отбору) газа в «разрезе» мест его передачи.

Повышающий коэффициент «т дoгoвopу поставки газа в цeлoм». При определении тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО и цены газа по суточному перерасходу газа используется фактически сложившийся средневзвешенный тариф (либо фактическая средневзвешенная цена газа с учетом объемной теплоты сгорания) по договору в целом. При этом суммарный объем поставки газа определяется по договору в целом, с учетом факта как перебора, так и недобор газа по точкам подключения.

Розничные цены на газ, реализуемый населению, могут устанавливаться без территориальной дифференциации на территории субъекта РФ или дифференцированно по территориям и поставщикам. Оплата за потребленные объемы газа производится исходя из установленных розничных цен и объема газа, определенного исходя из нормативов потребления газа либо по показаниям приборов учета газа. Абонентский учет расчетов за газ ведется согласно лицевым счетам абонентов-потребителей. В конце расчетного периода (месяц) абонентская служба предоставляет распорядительный документ о суммах, начисленных за текущий период по обязательствам абонентов (по оплате за газ), с определением начислений для льготных категориий населения. Далее на основании этого документа производится учет обязательств населения за фактически реализованный газ.

Целью анализа исполнения договорных обязательств по договорам поставки газа от поставщи-

ков и по договорам реализации газа покупателям является определение характеристики состояния процесса закупки и реализации газа в региональной компании по реализации газа, которая является необходимым фактором для принятия управленческих решений, повышающих эффективность процесса реализации газа. Объектом анализа являются договорные обязательства по договорам поставки газа от поставщиков и по поставке газа покупателям. Анализу подвергается отчетность для внутренних пользователей. Производимый анализ отчетности является:

— по пользователям, потребляющим результаты анализа, — внутренним;

— по направлению анализа — ретроспективным и перспективным;

— по степени детализации — агрегированным и детализированным анализом.

Методология проведения анализа предусматривает использование:

— метода сводки и группировки (например сбор показателей о реализации газа в натуральном выражении и группировка полученных данных по кодам номенклатуры);

— метода балансовой увязки (например соответствие объема закупленного у поставщиков газа объемам поставленного газа покупателям);

— метода факторного анализа (применяется для изучения взаимосвязи между однородными значениями);

— метода вертикального анализа (например в рамках одного договора поставки газа анализируется доля объемов по каждому коду номенклатуры в общем объеме газа по договору);

— метода горизонтального анализа (например в рамках одного договора поставки газа анализируется объем реализация газа по конкретному коду номенклатуры за ряд периодов). Два последних указанных метода взаимодополняют друг друга.

Для обеспечения возможности консолидации бюджетных форм по группе ООО «Газпром межре-гионгаз» необходимо унифицировать аналитические «разрезы» планирования и формы бюджетов. Документом, обеспечивающим унификацию аналитических «разрезов», является Бюджетный классификатор. Учетная система должна обеспечивать возможность учета и получения отчетов с учетом специфики, предусмотренной бюджетными формами. Для этого необходимо:

— обеспечить соответствие Плана счетов управленческого учета аналитическим «разрезам» объектов планирования, отраженных в Бюджетном классификаторе;

- 35

— обеспечить субъектов управленческого учета информацией об однозначном отнесении тех или иных доходов, расходов, поступлений, платежей, обязательств и инвестиций к определенным статьям (всех уровней) Бюджетного классификатора.

Бюджетный классификатор представляет собой совокупность справочников, определяющих перечень обязательных «разрезов» планирования для различных объектов. Бюджетный классификатор включает следующие группы справочников:

1) активы;

2) пассивы;

3) доходы и расходы;

4) поступления и выплаты;

5) прочие справочники.

Отчеты об исполнении бюджетов формируются, контролируются и анализируются на тех же временных горизонтах, на которых были сформированы и утверждены плановые формы.

Формирование плановых бюджетных форм на год осуществляется центрами ответственности (в ООО «Газпром межрегионгаз» и ОАО «ГПРГ» бюджетными центрами) на основании целевых ориентиров, сформированных вышестоящей компанией.

В качестве целевых ориентиров деятельности указываются:

1) основные макроэкономические параметры (индексы-дефляторы и пр.);

2) объемы реализации/транспортировки газа, устанавливаемые в системе ОАО «Газпром»;

3) целевые финансово-экономические показатели:

• для РГК:

— уровень оплаты поставок газа ООО «Газпром межрегионгаз» (текущего года);

— степень погашения кредиторской задолженности перед ООО «Газпром межрегионгаз» (по договорам поставки газа прошлых лет);

— уровень рентабельности;

• для ОАО «ГПРГ», ОАО «РГХ», ГРО и ГРО без

тарифа:

— уровень рентабельности по видам деятельности.

Система бюджетов ООО «Газпром межрегион-газ» и обществ, входящих в группу ООО «Газпром межрегионгаз», включает бюджеты:

1) по объему реализации по основным видам деятельности;

2) по выручке от реализации по основным видам деятельности;

3) по движению запасов;

4) по инвестиционной программе;

5) по финансированию инвестиций (движение обязательств по инвестиционной программе);

6) по движению внеоборотных активов;

7) по налогам;

8) по финансовой деятельности;

9) по доходам и расходам со следующими приложениями:

— доходы и расходы по прочим видам деятельности;

— производственные расходы по видам деятельности;

— расчет фонда оплаты труда;

— управленческие и коммерческие расходы в функциональном «разрезе»;

— управленческие (и коммерческие) расходы в «разрезе» элементов расходов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— расчет стоимости услуг сторонних организаций по сбору денежных средств с населения;

— операционные и внереализационные доходы и расходы;

— расходы в «разрезе» центров затрат;

10) по движению обязательств;

11) по движению денежных средств;

12) по балансу.

Бюджеты «Доходы и расходы», «Движение денежных средств» и «Баланс» являются основными финансово-экономическими бюджетами центра ответственности. Краткое описание бюджетов приведено в табл. 2.

Далее необходимо организовать:

— согласование бюджетов на уровне центра ответственности (для ООО «МРГ» и ОАО «ГПРГ»);

— защиту бюджетов в вышестоящей компании (ООО «Газпром межрегионгаз» и ОАО «ГПРГ»).

Согласованию подлежат все формируемые бюджеты (утверждаемые и не утверждаемые). Защита бюджетов ГРО и ГРО без тарифа в ООО «Газпром межрегионгаз» осуществляется только на годовой период. При этом осуществляется:

— согласование объемов и стоимости использования газа на собственные нужды (включая потери);

— создание резервов по сомнительным долгам и списание безнадежной дебиторской задолженности;

— согласование графика погашения просроченной задолженности за газ перед ООО «Газпром межрегионгаз»;

— согласование уровня рентабельности по видам деятельности;

— координирование деятельности РГК и ГРО в одном регионе (в рамках проведения единой политики компании в регионе).

В рамках центра ответственности в согласовании бюджетов принимают участие следующие органы:

Таблица 2

Бюджеты ООО «Газпром межрегионгаз» и обществ, входящих в группу «Газпром межрегионгаз»

Наименование бюджета Содержание бюджета

Объемы реализации по основным видам деятельности Натуральные показатели покупки и реализации продукции по основным видам деятельности

Выручка от реализации по основным видам деятельности Стоимостные показатели покупки и реализации продукции по основным видам деятельности

Движение запасов Остатки на начало периода, поступление, выбытие и остатки на конец периода по группам запасов в стоимостном выражении

Инвестиционная программа Объем капитальных вложений и долгосрочных финансовых вложений (по освоению) в «разрезе» источников финансирования и в «разрезе» объектов вложений, сгруппированных по видам вложений

Финансирование инвестиций (движение обязательств по инвестиционной программе) Объем капитальных вложений и долгосрочных финансовых вложений (по оплате) в «разрезе» объектов вложений, сгруппированных по видам вложений

Движение внеоборотных активов Стоимость на начало периода, поступление, выбытие, амортизация, стоимость на конец периода в «разрезе» видов активов

Налоги Движение обязательств по налогам «в разрезе» видов налогов и сборов, а также уровней бюджетной системы РФ

Финансовая деятельность Краткосрочное и долгосрочное привлечение финансовых ресурсов и краткосрочное размещение финансовых ресурсов

Доходы и расходы: Доходы и расходы на оказание услуг и производство продукции по видам деятельности в агрегированной форме

— доходы и расходы по прочим видам деятельности Детальная расшифровка доходов и расходов (по элементам расходов) по прочим видам деятельности

— производственные расходы по видам деятельности Расшифровка себестоимости (производственных расходов) по видам деятельности по элементам и статьям расходов

— расчет фонда оплаты труда Данные о численности, об элементах фонда оплаты труда и социальных выплатах, включаемых в расходы на оплату труда, по категориям работников

— управленческие и коммерческие расходы в функциональном «разрезе» Расшифровка управленческих расходов и коммерческих расходов по функциям (направлениям использования средств)

— управленческие (и коммерческие) расходы в «разрезе» элементов расходов Расшифровка управленческих (для РГК и коммерческих) расходов по элементам и статьям расходов

— расчет стоимости услуг сторонних организаций по сбору денежных средств с населения Обоснование стоимости услуг сторонних организаций по сбору денежных средств с населения

— операционные и внереализационные доходы и расходы Операционные и внереализационные доходы и расходы по статьям

— расходы в «разрезе» центров затрат Расшифровка расходов по обычным видам деятельности, операционных и внереализационных расходов в «разрезе» центров затрат (подразделений)

Движение обязательств Движение обязательств по текущей, финансовой и инвестиционной деятельности

Движение денежных средств Движение денежных средств и их эквивалентов по текущей, финансовой и инвестиционной деятельности

Баланс Прогнозное финансовое состояние центра ответственности

— коллегиальные органы, согласующие решения, принимаемые в данной функциональной области (инвестиционная комиссия ОАО «ГПРГ»);

— бюджетные центры, в сферу бюджетного контроля которых входит формирование ограничений для рассматриваемых бюджетов.

Согласование бюджетов с подразделениями, предоставляющими исходную информацию для формирования бюджетов, не производится.

Защита бюджета в вышестоящей компании включает:

— защиту бюджета в бюджетном центре, к сфере бюджетного контроля которого относится рассматриваемая форма;

— защиту бюджета в службах, отвечающих за функциональные области, затрагиваемые рассматриваемой формой;

— защиту бюджета в управлении по работе с регионами (за исключением бюджетов ОАО «РГХ»);

— защиту бюджета на совещании коллегиального органа, согласующего решения, принимаемые в функциональной области (инвестиционная комиссия ОАО «ГПРГ»).

Бюджеты подлежат утверждению на всех тех уровнях, на которых предусмотрено их формирование. Необходимо утвердить следующее:

• объем реализации продукции по основным видам деятельности;

• объем выручки от реализации продукции по основным видам деятельности;

• движение запасов;

• инвестиционную программу;

• финансирование инвестиций (движение обязательств по инвестиционной программе);

• движение внеоборотных активов;

• налоги;

• финансовую деятельность;

• доходы и расходы со следующими приложениями:

— доходы и расходы по прочим видам деятельности (для ГРО и для ГРО без тарифа);

— расходы в «разрезе» центров затрат (для ООО «Газпром межрегионгаз»);

• движение обязательств;

• движение денежных средств;

• баланс.

Необходимо выделить два типа корректировки бюджетов:

1) уточнение бюджетов в связи с изменением объемов закупки и реализации газа;

2) разовые корректировки бюджетов в связи с изменениями других условий деятельности.

Допускается только однократная корректировка каждого бюджета на каждом уровне. Согласование и утверждение корректировок производится в соответствии с процедурой согласования и утверждения планов.

Отчеты об исполнении бюджетов формируются ежемесячно, ежеквартально, ежегодно (в соответствии с горизонтами планирования бюджетных форм), за период и накопленным итогом с начала года. В случае если формирование бюджета предусмотрено на всех временных горизонтах (год, квартал, месяц), то отчеты об исполнении бюджета формируются только за месяц и накопленным итогом с начала года, отчет за квартал не формируется.

Источником для формирования отчетов являются данные бухгалтерского и управленческого учета.

Одновременно с формированием отчетов об исполнении бюджетов формируется аналитическая записка, включающая:

38 -

• описание основных результатов исполнения бюджетов;

• описание отклонений от запланированных показателей;

• анализ причин отклонений;

• расчет ожидаемых значений показателей годовых планов (только для квартальных отчетов);

• предложения по повышению эффективности деятельности в рассматриваемой функциональной области.

Аналитические записки формируются с использованием методик финансово-экономического планирования и анализа. Отчеты об исполнении бюджетов утверждает руководитель центра ответственности (в случае если утверждение планов было отнесено к компетенции совета директоров или руководителя ЦО) или заместители руководителя центра ответственности. После утверждения отчеты вместе с аналитической запиской представляются для контроля и анализа в вышестоящую организацию.

Контроль и анализ исполнения бюджетов производится ежемесячно, ежеквартально и ежегодно (в соответствии с временными горизонтами планирования бюджетов) бюджетными центрами ООО «Газпром межрегионгаз» и ОАО «ГПРГ» на основании отчетов и аналитических записок, формируемых центрами ответственности.

По результатам анализа бюджетными центрами формируются аналитические отчеты, включающие:

— описание основных результатов исполнения бюджетов;

— описание отклонений от запланированных показателей;

— анализ причин отклонений;

— рекомендации по устранению причин выявленных отклонений.

Ежегодно, используя методики финансово-экономического планирования и анализа, ПЭУ ООО «Газпром межрегионгаз» и ПЭУ ОАО «ГПРГ» формируют сводные аналитические отчеты о деятельности предприятий. Аналитические записки и сводные аналитические отчеты представляются организациям, являвшимся объектами анализа, а также соответствующим органам ООО «Газпром межрегионгаз» и ОАО «ГПРГ», использующим информацию для разработки мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятий.

На предприятиях всех отраслей при построении системы бюджетирования необходимо

обеспечить ее связь с системой управленческого учета для организации контроля за исполнением бюджетов с учетом сложившейся специфики. Методология бюджетирования (как часть системы финансового планирования) заключается в поиске сбалансированности между отдельными финансовыми показателями, позволяющими в целом улучшить финансовое состояние предприятия по тем конкретным параметрам, которые на данный момент являются наиболее актуальными. Бюджетирование выполняет структурообразующую роль в развитии предприятия, проектируя его будущее. Эффективность бюджетирования во многом зависит от правильного понимания того, какую цепочку оперативных и других бюджетов необходимо создать в компании и в какой степени набор операционных бюджетов учитывает специфику конкретного бизнеса и целевые показатели.

Научная новизна выполненного исследования заключается в том, что предложенная методика бюджетирования позволяет решать задачи комплексного финансового управления, сближая на практике планирование и фактическое отражение результатов использования ресурсов с помощью управленческого и финансового учета.

В заключение необходимо отметить, что внедрение системы бюджетирования на предприятиях системы газоснабжения и газораспределения демонстрирует приверженность предприятий к долгосрочной перспективе развития бизнеса и является основой для применения новых инструментов управленческого контроля:

- системы нормативного регулирования и внедрения на ее основе корпоративных стандартов;

- системы сбалансированных показателей (построение стратегических карт);

- реинжиниринга бизнес-процессов в строительстве и эксплуатации газовых сетей.

Бюджетирование повышает предсказуемость и управляемость бизнеса, что является одной из основных целей системы управления предприятием, и наиболее актуально в период экономического кризиса.

Список литературы

1. O газоснабжении в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ.

2. O государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021.

3. O совершенствовании государственного регулирования цен на газ: постановление Правительства РФ от 28.05.2007 № 333.

4. Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации: приказ ФСТ России от 18.12.2009 № 440-э/2.

5. Об утверждении методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа: приказ ФСТ России от 15.12.2009 № 412-э/8.

6. Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям: приказ ФСТ России от 15.12.2009 № 411-э/7.

7. Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 05.02.1998 № 162.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Об утверждении правил поставки газа для коммунально-бытовых нужд населения: постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549.

9. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам: постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

10. Савчук В. П. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия. URL: http://www. сйп. ru/management/budgeting/index. shtml.

11. Самочкин В. Н. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. М.: Дело. 2000. 352 с.

12. Хруцкий В. Е. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика. 2005. 464 с.

Л

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.