Буркхардт и Гессе: культурно-исторический диалог Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

Научная статья на тему 'Буркхардт и Гессе: культурно-исторический диалог' по специальности 'Литература. Литературоведение. Устное народное творчество' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 17 — Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
  • ВАК РФ: 10.01.00
  • УДK: 82
  • Указанные автором: УДК:008 (430) (091) 19

Статистика по статье
  • 111
    читатели
  • 24
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • ЯКОБ БУРКХАРДТ
  • JACOB BURCKHARDT
  • ГЕРМАН ГЕССЕ
  • HERMANN HESSE
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
  • PHILOSOPHY OF CULTURE
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ
  • CULTURAL-HISTORICAL DIALOGUE
  • ИСКУССТВО
  • ART
  • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
  • PERSONAL DEVELOPMENT
  • ИТАЛЬЯНСКАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
  • THE ITALIAN RENAISSANCE CULTURE
  • ПОСТМОДЕРНИЗМ
  • POSTMODERNISM

Аннотация
научной статьи
по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — АЙРАПЕТОВА ВАЛЕНТИНА АНДРЕЕВНА

В статье рассматриваются некоторые аспекты философии культуры Якоба Буркхардта и Германа Гессе. Автор интересуется как общностью во взглядах на историю и культуру Буркхардта и Гессе, так и мировоззренческими расхождениями, которые выявляются при изучении трудов этих мыслителей, ведущих незримый культурно-исторический диалог.

Abstract 2016 year, VAK speciality — 10.01.00, author — AYRAPETOVA VALENTINA ANDREEVNA

The article discusses some aspects of the philosophy of culture of Jacob Burckhardt and Herman Hesse. The author is interested both in their common views on history and culture and ideological differences which become evident due to the analysis of the works of these two thinkers engaged in their invisible cultural-historical dialogue.

Научная статья по специальности "Литература. Литературоведение. Устное народное творчество" из научного журнала "Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина", АЙРАПЕТОВА ВАЛЕНТИНА АНДРЕЕВНА

 
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по литературе, литературоведению и устному народному творчеству , автор научной работы — АЙРАПЕТОВА ВАЛЕНТИНА АНДРЕЕВНА

Текст
научной работы
на тему "Буркхардт и Гессе: культурно-исторический диалог". Научная статья по специальности "Литература. Литературоведение. Устное народное творчество"

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 008 (430) (091) «19»
В. А. Айрапетова Буркхардт и Гессе: культурно-исторический диалог
В статье рассматриваются некоторые аспекты философии культуры Якоба Буркхардта и Германа Гессе. Автор интересуется как общностью во взглядах на историю и культуру Буркхардта и Гессе, так и мировоззренческими расхождениями, которые выявляются при изучении трудов этих мыслителей, ведущих незримый культурно-исторический диалог.
The article discusses some aspects of the philosophy of culture of Jacob Burck-hardt and Herman Hesse. The author is interested both in their common views on history and culture and ideological differences which become evident due to the analysis of the works of these two thinkers engaged in their invisible cultural-historical dialogue.
Ключевые слова: Якоб Буркхардт, Герман Гессе, философия культуры, культурно-исторический диалог, искусство, развитие личности, итальянская культура Возрождения, постмодернизм.
Key words: Jacob Burckhardt, Hermann Hesse, philosophy of culture, cultural-historical dialogue, art, personal development, the Italian Renaissance culture, postmodernism.
Якоб Буркхардт (1818-1897) и Герман Гессе (1877-1962) - два выдающихся творца, один из которых всю жизнь посвятил изучению культуры, отразив плоды своих исследований в научных трудах, а другой пронёс глубокие знания о культуре через свои художественные произведения.
Немецкий писатель не был непосредственно знаком со швейцарским историком, но ему посчастливилось оказаться, будучи совсем молодым, в Базеле, в обстановке, которая ещё сохранила дух учёного, где живы были воспоминания о нём. Герман Гессе зачитывался кни-
© Айрапетова В. А., 2016
гами Якоба Буркхардта и находился под воздействием обаяния знаменитого исследователя культуры.
В данной статье нас интересует, какие взгляды Буркхардта были близки и понятны Гессе, а по каким вопросам он расходился во мнениях с историком; как он выражал свою мировоззренческую позицию через литературное творчество, через своих героев, обсуждающих важнейшие проблемы человеческого бытия, истории и культуры.
Гессе постоянно ведёт своего рода диалог с Буркхардтом о судьбах цивилизации и культуры. Чтобы иметь представление о характере воздействия Буркхардта на Гессе, стоит лишь прочесть одно из писем немецкого писателя, в котором есть такие строки:
«Надо признавать себя частицей того, что тебя воспитало, сформировало, определило, и поэтому, поразмыслив, я должен сказать: было три сильных, действовавших всю жизнь влияния, которые так воспитали меня. Это был христианский и почти совсем не националистический дух моего отчего дома, это было чтение великих китайцев и это было не в последнюю очередь влияние единственного историка, к которому я когда-либо был привязан доверием, почтением и благодарным ученичеством, - Якоба Буркхардта» [7, с. 277-278].
Буркхардт принадлежал к XIX, а Гессе - к ХХ в., и это не могло не отразиться на мировосприятии двух деятелей культуры, не могло не оставить след на их творчестве. Перед каждым из них вырисовывалась теологическая стезя, но они связали свой творческий путь с искусством.
Историческое время жизни Якоба Буркхардта - это время общественного переустройства в странах Западной Европы, обусловленного революционными событиями, произошедшими ещё в середине века во Франции. Историк чувствовал себя, мягко говоря, не совсем уютно в атмосфере той эпохи, и взгляд в прошлое помогал ему забыть настоящее. Как отмечает К. А. Чекалов, обращение Буркхарда к итальянской культуре Х1У-ХУ вв. было процессом «дистанцирования от современной ему социально-политической реальности, ухода из раздираемой противоречиями Европы середины XIX в. в изысканный мир ренессансной Италии» [20, с. 9].
Якоб Буркхард погружался не только в эпоху Возрождения, но и в Античность, изучая древнегреческое искусство. Его привлекали «нетленные и универсальные» ценности тех времён и в первую очередь искусство. По мнению Чекалова, монография Буркхардта, по-свящённая итальянскому Возрождению, содержит противоречия, выражающиеся в утверждении «превосходства изобразительного искусства и живописи». Нельзя не согласиться с автором вступительной
статьи о Буркхардте по поводу того, что проблема заключается в «недооценке философии Возрождения» великим историком:
«Стремление философов выразить дух своей эпохи представлялось Бурк-хардту безосновательным. Скорее он, вслед за Гёте и романтиками, отводил поэтам роль наилучших выразителей своего времени» [20, с. 10].
Историческое время жизни Германа Гессе - это время Первой и Второй мировых войн, трудностей послевоенного периода, когда были утрачены традиционные ценности. «Гессе считал войну результатом забвения культуры, гуманистических традиций, духовных достижений человечества» [2, с. 8], - пишет по этому поводу А. Г. Березина. Трагические социальные события заставляли Гессе задумываться о ходе истории, о роли культуры на определённых этапах развития общества. Он умел, по мнению Березиной, придавать «неповторимое звучание проблемам своей эпохи» [2, с. 3]. Гессе хорошо знал работу О. Шпенглера «Закат Европы» и размышлял о причинах кризиса, который заключался, по мнению писателя, «в постепенном умирании и духовном вырождении западного человека» [12, с. 10].
Писатель искал и находил ответы на поставленные вопросы, обращаясь к философским и историческим источникам, в том числе и к трудам Буркхардта. Эберхард Хильшер, известный немецкий литературовед и писатель, в своём сборнике очерков «Поэтические картины мира» обращает наше внимание на то, что «автор «Заметок о мировой истории» постепенно занял в творчестве Гессе место, «принадлежащее прежде Ницше» [19, с. 116]. Гессе, в отличие от Буркхардта, придавал философии, как и литературе, огромное значение в познании человека и действительности, он понимал, что философия в соединении с художественными формами слова более проникновенно исследует проблемы, связанные с человеческим бытием.
По мысли А. Г. Березиной: «Жизнь с её частностями преломлялась в мировоззрении Гессе всякий раз в философском аспекте и поэтому обретала в его произведениях налёт отвлечённости, абстрактности». В этом исследовательница усматривает «специфику его видения мира и его творческое своеобразие» [2, с. 3].
Но Э. Хильшер, рассуждая о философских взглядах Гессе, полагал, что писатель не интересовался «философией "после Сократа" (за исключением Шопенгауэра и Ницше)» и что «он не имел чёткого мировоззрения» [19, с. 119]. Как видим, исследователи творчества Германа Гессе расходятся во мнениях, что не мешает им сходиться в общем признании большого значения философии для мировоззрения писателя.
Карл Якоб Кристоф Буркхардт, швейцарский историк культуры и искусства, стоял у истоков культурологии как самостоятельной дисциплины. Именно ему принадлежит понятие агональности, которое он сформулировал в своей «Истории греческой культуры», характеризуя Античность. Кстати, агональность, основанная на состязательности и духе соперничества, характерна и для творчества Германа Гессе, который всегда представлял в своих произведениях противостоящих друг другу в мировоззренческом отношении героев. Так, Т. В. Терехова подмечает «умение писателя выстраивать систему образов», в которой «главенствуют пары оппонентов, по-разному понимающих роль и назначение искусства в обществе, место в нём художника» [17, с. 18.].
По утверждению Якоба Буркхардта, эпоха Возрождения «сильнейшим образом развивает индивидуализм; затем она побуждает ... к чрезвычайно прилежному и многостороннему познанию индивидуального во всех его видах» [4, с. 201]. Интерес к «содержанию человека» повлиял на становление индивидуализма: стремление к познанию личности как в себе самом, так и в других наиболее ярко отразилось в искусстве. Швейцарский историк в классической работе «Культура Возрождения в Италии» даёт подробную и глубокую характеристику культуры Возрождения, представляя Ренессанс временем осознания и принятия человеком себя самого как уникального, свободного в своих действиях индивида. Именно в этот период, по Буркхардту, личностное, индивидуальное бытие стало восприниматься как основополагающее. И это породило великий расцвет культуры и искусства в эпоху Возрождения:
«К открытию мира культура Возрождения присоединила еще более значительное достижение: она впервые целиком и полностью открыла содержание (Gehalt) человека и предъявила его миру» [4, с. 213].
Внимание Буркхардта к личности человека, к его индивидуальности не могло остаться незамеченным для Гессе. И Буркхардт, и Гессе каждый по-своему осмысливали «историю индивида», только учёный осмысливал и излагал языком истории, а писатель - языком литературы.
«Как, в каких условиях и при каких обстоятельствах в социально-гуманитарном знании возникла проблема истории индивида? Можно с определенной долей уверенности заключить, что ее появление было одним из результатов поворота в самосознании западного мира, начавшегося в эпоху Просвещения и завершившегося в первой половине - середине XIX в. Этот поворот состоял в признании европейцами индивидуализма в качестве одной из доминант современной им западной цивилизации», - утверждает Ю. П. Зарецкий. Якобом Буркхардтом, по мысли Зарецкого, была создана наиболее «влиятельная модель рождения европейского индивида» [10, с. 3].
Главный тезис Буркхардта утверждал следующее: современный индивидуалистический тип человека появился в эпоху Возрождения, и его появление обозначило начало Нового времени. Использовав для объяснения способа явления в мир этого нового человека формулу Жюля Мишле - «открытие мира и человека», Буркхардт сделал акцент на второй ее части. «Буркхардт указал не только место и время, но и «механизм» рождения новоевропейской индивидуалистической личности», - отмечает Зарецкий. И именно тогда «сформировались основные черты современной цивилизации» [10, с. 7]. Нельзя не согласиться с Зарецким, утверждающим, что «ренессансная Италия "вдруг" стала современностью, а ренессансный индивид - первым современным человеком», и что «открытие индивида» в ренессансную эпоху Буркхардтом оказало влияние «на осмысление европейцами общего хода своей истории» [10, с. 7-8].
Одним из этих «европейцев» был писатель Герман Гессе, который нашёл созвучие своим мировоззренческим установкам в работах швейцарского историка культуры. Гессе, как и Буркхардта, привлекали поиски человеком своей неповторимости, своего «я», поэтому не вызывает удивления тот факт, что его произведения носят во многом автобиографический характер, в них отражён собственный путь автора к вершинам самопознания и творчества. По мнению О. Б. Золотухиной, «центром художественного мира писателя становится творческая личность, внутренний человек (поэт Каменцинд, музыкант Кун, художник Верагут). Эти герои «по сути самопроекции писателя. Их индивидуальное становление определяют психологический и антропологический законы» [11, с. 7].
Гессе, по всей вероятности, была близка идея Буркхардта, связанная с «открытием мира и человека». То, что Буркхардта так привлекло в эпохе Возрождения, Гессе выразил в своём творчестве, исследуя «содержание человека», но уже не ренессансного, а современного. Своими романами, повестями и рассказами немецкий писатель перекинул незримый мост от далёкой эпохи Возрождения к эпохе постмодернистской.
Многие критики концепции Буркхарда отмечали, что история у него выступает как поэзия. По мысли К. Я. Чекалова, для учёного характерен «новеллический вкус к рассказыванию "случаев", а чувство яркой детали небезуспешно заменяют у Буркхардта глобальные обобщения» [20, с. 10]. О понимании Буркхардтом истории «как эстетического феномена» пишет и В. С. Гурьев [9, 16]. Л. М. Баткин обращает наше внимание на недостатки предложенной Буркхардтом модели культуры Ренессанса, которые таились в том, что историк не
задавался вопросом «об экономических и социальных предпосылках Возрождения» [1, с. 216]. По свидетельству Э. Хильшера, Буркхардт не углублялся в своих трудах в политическую проблематику: «политика, экономика и право мало его интересовали» [19]. Гессе созвучно взглядам своего «учителя» истории в одном из писем называл себя «человеком весьма аполитичным» и отличался «чисто кастальским отношением непричастности» [2, с. 101]. Писатель, рассуждая об истоках того «нравственного инстинкта», наличие которого позволило ему откликаться на политические события «нравственной реакцией» (хотя он «никогда систематически не интересовался политикой», но «всегда был уверен в своём суждении и обладал повышенной сопротивляемостью массовым психозам и духовной заразе всякого рода» [7, с. 277]), называл в их ряду и труды Якова Буркхардта.
Исторические эпохи Якоб Буркхардт рассматривал в ракурсе определённого «стиля жизни», придававшего каждой из них уникальность и неповторимость, единство и своеобразие. Эти стили создавали выдающиеся личности: художники, архитекторы, писатели, -словом, - люди искусства. В своих книгах «История греческой культуры», «Культура Италии в эпоху Возрождения», «Время Константина Великого» Буркхардт показал, что каждый период в истории (будь-то Античность или Возрождение) нужно рассматривать в целостности: изучать не только пути развития различных сфер искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, литературы, музыки), но и повседневной жизни. В понятие культуры у Буркхардта входят непременно общественный и домашний быт, нравы, религиозные представления людей, о чём свидетельствуют, например, главы «Общественная жизнь и праздники», «Нравы и религия». Мысль об умении Буркхардта увидеть основные черты каждой культурной эпохи, раскрыть «дух времени», который отличает одну эпоху от других, утверждает в своей диссертации Ю. Л. Халфина [18, с. 5].
Но Буркхардту удавалось обнаруживать в определённой эпохе не только «дух времени», но и «дух народа», что выявляют некоторые исследователи. Так, В. С. Гурьев отмечает, что Буркхард различал материальную и духовную культуру, но оставлял первую за пределами своих исследований, полагая, что в созданиях духовной культуры можно с наибольшими шансами на успех достичь основной цели -уловить проявления духа народа [9, с. 17]. Но если швейцарского историка привлекала в первую очередь древнегреческая и итальянская культура, то Герман Гессе на протяжении всей своей жизни являлся пропагандистом немецкой культуры. Многие герои произведений пи-
сателя предстают как носители культуры своего народа, выражающие «дух времени» и «дух народа» через способы мышления и поведения:
«Однако, по собственному его призванию, он не пытался преодолеть в себе немца, оставаясь в творчестве продолжателем традиций Гёте и романтиков» [15, с. 292].
Якоб Буркхардт, который «довольно чётко выразил идеи определённого времени и определённого мировоззрения» [2, с. 101], - как полагает А. Г. Березина, - стал одним из крупнейших основоположников историко-культурного направления в развитии исторической науки XIX в.
«Острый культурно-исторический взгляд», - по утверждению учёного, -«один только в состоянии уследить за увеличением числа полноценно развитых людей в XV веке». Буркхардт отмечает характерное для выдающихся деятелей культуры Возрождения стремление «к высшему развитию личности», что привело к появлению «разностороннего человека» [4, с. 104, 105].
Среди известных людей Ренессанса Буркхардт выделяет «многосторонних», к которым относятся, например, Лудовико Ариосто, Ло-ренцо Великолепный, а также «всесторонних», таких как Л. Б. Альберти, Леонардо да Винчи, Петрарка.
Герман Гессе, как и Якоб Буркхардт, избирает путь служения искусству. Буркхардт открыл для себя красоты Италии и много путешествовал, посещая старинные города и художественные музеи, выпустив впоследствии путеводитель по художественным памятникам любимой им страны. Писатель Гессе, предприняв поездку в Италию по следам историка, «чувствует себя совершенно обновлённым» [16, с. 13].
Искусство, по Буркхардту, претендует на своё самостоятельное существование, независимо от религиозного культа или ритуала. В. М. Володарский в связи с этим отмечает:
«Автономное рассмотрение искусства, которое он отстаивал уже в своих первых лекциях, сохраняется как научный принцип Буркхардта на протяжении всей его деятельности, а затем подхватывается его учениками» [5, с. 532].
Роман Гессе «Игра в бисер» - это тоже раздумья о «судьбах мира и цивилизации, о судьбах того, что ему особенно близко, - о судьбах искусства» [13, с. 5]. Искусство для историка и для писателя было связано с духовностью, с человеком. Как отмечает Маркович в своей статье о романе Германа Гессе «Игра в бисер», «за внешне спокойным повествованием скрывается сокровеннейший вопрос: "Что же будет с духовностью, что же будет с искусством в современном ми-
ре?" А значит, и с человеком, ибо для гуманиста Гессе судьба наук и искусств неразрывно связана с судьбой человека, с условием развития человеческой личности» [13, с. 5]. В романе «Игра в бисер» влияние Буркхардта проявляется как при описании событий, так и при изложении взглядов героев на историю и культуру. Писатель поднимает здесь проблему ответственности сильных мира сего, духовных лидеров перед историей.
В монастыре Мариафельс главный герой Кнехт встречается с отцом Иаковым - прообразом которого послужил швейцарский историк Якоб Буркхардт. «Под влиянием Иакова», - пишет Маркович, -«Кнехт впервые задумывается об историзме, о соотношении истории государства и истории культуры» [13, с. 23]. Но не все считают старца Иакова прототипом Буркхардта. Так, Березина утверждает, что Иакова «нельзя считать портретом Буркхардта». Автор романа, по мысли Березиной, «не солидаризируется с Буркхардтом, а развивает свои точки зрения и суждения о тех же проблемах» [2, с. 101]. Отец Иаков отражает здесь мнение Якоба Буркхардта о том, что к истории нужно подходить с «разумным, диалектическим отношением» [2, с. 102]. На страницах романа, посвящённых дискуссиям Йозефа Кнехта и отца Иакова, Гессе показывает неоценимое значение мировоззренческих позиций Буркхардта для личность начинающего писателя:
«.. .для Кнехта общество историка и начавшееся теперь ученичество у него стали новой ступенью на том пути пробуждения, которым он считал свою жизнь. Скажем так: благодаря патеру он познакомился с историей, с закономерностями и противоречиями изучения и писания истории, а последующие годы научился, кроме того, смотреть на современность и на собственную жизнь как на историческую действительность» [6, с. 157].
По мысли Л. Г. Березиной, отец Иаков научил Кнехта ощущать «живое движение истории» и «относиться к своей собственной жизни как к неотъемлемой части общего исторического процесса» [2, с. 104]. Герман Гессе, как утверждает Р. Г. Каралашвили, «разделяет воззрения Буркхардта о трёх исторических потенциях (культура, государство, религия)» [12, с. 16].
Образ Буркхарда появляется также в повести Германа Гессе «Росхальде», где историк культуры фигурирует как Отто Буркхардт и является другом главного героя - художника Иоганна Верагута. Отто предстаёт неутомимым путешественником, только что вернувшимся из Индии. В повести Гессе ставит очень важную проблему: стоит ли человеку, занимающемуся творчеством, связывать себя узами брака. Отто Буркхард свободен, он ездит по всему миру и изучает восточную культуру, а Иоганн Верагут чувствует себя связанным семьёй, не
позволяющей всецело заниматься живописью. Сюжет романа во многом основан на событиях жизни самого писателя. На момент написания книги в семье Гессе наметился кризис. Автор повести «Росхальде» отвечает, что брак не нужен художнику, «поскольку служение искусству требует полной самоотдачи» [17, с. 16]. Отто Буркхардт советует Иоганну Верагуту: «Пусть не сегодня, но скоро ты должен отказаться от всего, что у тебя есть, должен очиститься от прошлого, иначе тебе никогда больше не удастся взглянуть на мир ясным, свободным взглядом» [8, с. 98].
Итак, Буркхард и Гессе показывали в своих произведениях совершенно разные эпохи: у историка это античная Греция и ренессанс-ная Италия в периоды своего наивысшего расцвета, где человек был объявлен творцом мира прекрасного, а у писателя - современная Западная Европа, испытывающая кризис культуры и кризис человеческой личности. Как утверждает Н. Павлова, «одной из причин европейского кризиса Гессе считал ущемление человека» [14, с. 8]. Возвышение человека вызвало небывалое развитие культуры, а низведение - упадок. И Буркхард, и Гессе отразили разные состояния человеческого духа в совершенно разные периоды истории, но то, что они стремились передать атмосферу эпохи, каждый по-своему, сделало их свидетелями развития человека и культуры.
Таким образом, культурно-исторический диалог между Якобом Буркхардтом и Германом Гессе ведётся в основном в романах и письмах немецкого писателя, который продолжает развивать темы, заявленные швейцарским историком: проблемы включённости культуры в исторический процесс, свободы творческой личности, индивидуализма, агональности, неиссякаемый интерес и стремление к познанию искусства, приоритет интереса к миру идей, к области духовного, а не материального, внимание к процессу становления духовной личности, умение выражать через книги дух своей эпохи. Но во взглядах этих двух творческих людей были и расхождения, возникшие главным образом по причине того, что историк культуры и писатель жили в разные эпохи (XIX и XX в.); они занимались разным видом творчества (история и литература), что существенно повлияло на возможности и способы выражения точек зрения; отметим и полярность их мнений по отношению к роли философского осмысления событий прошлого и настоящего. Культурно-исторический диалог Буркхардта и Гессе подводит нас к мысли о том, что они одновременно «и единомышленники, и вечные оппоненты» [17, с. 18].
Список литературы
1. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М.: Книга по требованию, 2012.
2. Березина А. Г. Герман Гессе. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.
3. Брагина Л. М. «Культура Возрождения в Италии» Якоба Буркхардта. Традиция восприятия // Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии: Опыт исследования. - М.: Юрист, 1996.
4. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада,
2001.
5. Володарский М. В. Якоб Буркхардт. Жизнь и творчество // Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии: Опыт исследования. - М.: Юрист, 1996. .
6. Гессе Г. Игра в бисер: роман. - М.: АСТ; Астрель, 2011.
7. Гессе Г. Письма по кругу. - М.: Прогресс, 1987.
8. Гессе Г. Росхальде: повесть. - М.: Астрель; Полиграфиздат, 2012.
9. Гурьев В. С. Идейно-методологические основы культурно-исторической концепции Якоба Буркхардта: автореф. дис...канд. истор. наук. -Томск, 1973.
10. Зарецкий Ю. П. История европейского индивида: От Мишле и Буркхардта до Фуко и Гринблатта. Препринт WP6/2005/05. - М.: ГУ ВШЭ, 2005.
11. Золотухина О. Б. Эволюция психологизма Г. Гессе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Минск, 2005.
12. Каралашвили Р. Г. Философские основы позднего творчества Гессе: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. - Тбилиси, 1971.
13. Маркович Е. Герман Гессе и его роман «Игра в бисер» // Гессе Г. Игра в бисер. - М.: Худ. лит-ра, 1969.
14. Павлова Н. Типология немецкого романа // Гессе Г. Избр. - Гудьял Пресс, 1999.
15. Пронин В. А. История немецкой литературы. - М.: Логос, 2007.
16. Сенэс Ж. и М. Герман Гессе, или жизнь Мага. - М.: Мол. гвардия, 2004.
17. Терехова Т. В. Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Орёл, 2009.
18. Халфина Ю. Л. Якоб Буркхардт как историк греческой культуры: автореф. дис. ... канд. истор. наук. - Томск, 2000.
19. Хильшер Э. Поэтические картины мира. - М.: Худ. лит-ра, 1979.
20. Чекалов К. А. Буркхардт и наука о Возрождении // Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 2001.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх