Paper art as a means of creative imagination Tutova L. (Russian Federation) Бумагопластика как средство развития творческого воображения Тутова Л. А. (Российская Федерация)
Тутова Лидия Александровна / Tutova Lidija - воспитатель, МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 141, г. Иркутск
Аннотация: в статье рассматриваются разные техники в бумагопластике для развития воображения у детей дошкольного возраста. А также возможность интегрирования с другими видами деятельности. Abstract: the article discusses different techniques in origami for the development of imagination in children of preschool age. As well as the possibility of integrating with other activities.
Ключевые слова: бумагопластика, воображение, дошкольный, сказка, самостоятельность. Keywords: bumagoplastika, imagination, preschool, fairytale independence.
Бумагопластика в детском саду - тема не новая, даже можно сказать - избитая. Но как вечно актуальна классика, так и постоянно будет актуальна бумагопластика. Особенно в дошкольном возрасте. Ведь бумага является одним из самых доступных материалов в детском саду, достаточно проста в использовании и безгранична в возможностях своего преобразования.
Проблема развития творческого воображения детей особенно обострилась в последние годы.
Повсеместное распространение телевидения, массовый доступ в интернет, захламление квартир всевозможными гаджетами, а самое главное - беспрепятственный доступ детей ко всем «благам цивилизации» убивает творческий дух на корню. Детей превращают в потребителей готовой продукции. Герои любимых сказок и книг даются готовыми, мультфильмы заменяют чтение книг и беседы с родителями.
Прогресс, который должен улучшить качество жизни, при нерациональном использовании губит воображение. Герои предстают готовыми, сюжеты развиваются по заданному сценарию и т. д. и т. п. Многие взрослые замечают, что дети стали пересказывать сказки не по книгам, а по мультикам. То есть первоисточником становится не живое слово, а экран. Зачастую дети даже спорят, доказывая, что в мультике было не так, как это написано в книжке.
Исходя из всего выше сказанного, считаю, что данная тема является более чем актуальной в современном мире.
Способов взаимодействия с бумагой множество, какие-то насчитывают много веков, как оригами, некоторые появились недавно, но почти все можно применять в детском саду или адаптировать к потребностям дошкольного образования.
В чем еще несомненный плюс бумагопластики - это возможность интегрирования с другими образовательными областями.
Неважно чем вы занимаетесь с детьми: оригами, торцеванием, квиллингом, всегда можно (и даже нужно) рассказать детям про историю бумаги. Откуда взялся лист на вашем столе? Какой путь проделал от дерева в лесу до белого листа, лежащего перед вами? Вот тут и воспитание экологического сознания, и формирование целостной картины мира, и много чего еще.
Когда мы занимаемся оригами, делаем фигурки животных, обязательно вспоминаем стихи, загадки, пословицы про этих животных. Где они живут, чем питаются. Особенно нравится детям создавать фигурки к сказкам, так каждую сказку можно обыграть по-своему, даже создать бумажный театр и поиграть в него. Ничего страшного, если фигурка помнется или испортится, можно сделать новую.
Создание своими руками не просто картины, которую подарят маме или положат в папку, а предмета, с которым можно поиграть, для детей очень важно. Вот она роль творца во всем величии: пусть маленький, но свой мир. После пары сказок у детей появляется желание не просто создать героев к сказке, но и обустроить сцену, сделать домики, антураж. Вот тут подключается и объемная композиция, и классическая аппликация, желание свое видение сказки сделать максимально ярким и интересным вдохновляет детей на овладение новыми приемами в работе с бумагой. Самым частым становится вопрос: а как это сделать?
Вот с этого начинается самостоятельность ребенка, приемы ему уже показали, бумага всегда под рукой, и образ в голове есть. Взрослый на данном этапе становится помощником, который должен не помешать творческому самовыражению, а направить в нужном направлении, подтолкнуть на мысль.
Очень важно перед детьми максимально раскрыть их возможности в работе с бумагой, чтобы они поверили в себя и могли работать без направляющей руки взрослого.
Литература
1. Мусиенко С. И., Бутылкина Г. В. Оригами в детском саду. Линка-Пресс, 2010 г.
2. Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет, Гном, 2012 г.