Научная статья на тему 'Буллы сасанидского и парфянского времени на Востоке Ирана: Ак-депе и Гебеклы-депе (попытка сопоставления)'

Буллы сасанидского и парфянского времени на Востоке Ирана: Ак-депе и Гебеклы-депе (попытка сопоставления) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаибов В. А.

The article gives a comparison of Parthyan bullas found at the excavations of Gobekly-depe located in Merv Oasis and Sasanian bullas found in Ak-depe (Turkmenistan), station of Artyk. The populations of Merv Oasis and Dashly were similar as to the culture and ethnics. The author tries to find out similarities and differentiations within the bullas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SASANIAN AND PARTHYAN BULLAS IN THE EAST IRAQUE: AK-DEPE AND GOBEKLY-DEPE (The Attempt of Comparison)

The article gives a comparison of Parthyan bullas found at the excavations of Gobekly-depe located in Merv Oasis and Sasanian bullas found in Ak-depe (Turkmenistan), station of Artyk. The populations of Merv Oasis and Dashly were similar as to the culture and ethnics. The author tries to find out similarities and differentiations within the bullas.

Текст научной работы на тему «Буллы сасанидского и парфянского времени на Востоке Ирана: Ак-депе и Гебеклы-депе (попытка сопоставления)»

В.А.ГАИБОВ (Москва)

БУЛЛЫ САСАНИДСКОГО И ПАРФЯНСКОГО ВРЕМЕНИ НА ВОСТОКЕ ИРАНА: АК-ДЕПЕ И ГЕБЕКЛЫ-ДЕПЕ (попытка сопоставления)*

В ходе проводимых в конце 60-х - начале 70-х годов XX века раскопок на известном памятнике сасанидского времени Ак-депе, расположенном возле станции Артык (Каахкинский район Туркменистана) была получена довольно значительная коллекция булл1 . К сожалению, эта коллекция не привлекла особого внимания исследователей. Достаточно сказать, что в обобщающей работе Р. Гислен, посвященной административной структуре государства Сасанидов (на основании данных печатей и их оттисков), этот материал совершенно не учтен2, хотя именно в этом отношении он особенно ценен.

Насколько можно судить, данная коллекция булл является самым восточным (точнее северо-восточным) комплексом сейчас уже весьма обширного сфрагистиче-ского материала сасанидского времени3. Для предшествующей исторической эпохи

- парфянской - самым северо-восточным комплексом сфрагистического материала являются буллы, полученные при раскопках памятника Гебеклы-депе, расположенного в Мервском оазисе4. Задачей данного исследования является сравнение двух отмеченных выше комплексов. Правомерность и необходимость постановки подобной проблемы объясняется несколькими обстоятельствами. Хотя в сасанидское время район совр. станции Артык (с археологической точки зрения это - Дашлинский оазис) административно был отделен от Мервского оазиса (об этом см. ниже), в позднепарфянское время он являлся частью Мервского царства (вассального по отношению к династии Аршакидов). Это в известной мере предопределяло сходство культуры двух областей. Однако еще большее значение имело то обстоятельство, что в обеих областях на протяжении большей части сасанидского периода продолжали говорить на парфянском языке, отличавшемся от пехлеви5.

Таким образом, не подлежит сомнению, что население Мервского и Дашлинско-го оазисов было близко этнически и культурно. Наша задача в данном исследовании - выявить, если это возможно, определенные черты сходства, которые могут найти отражение в материалах сфрагистики, несмотря на то, что и в парфянском и, особенно, в сасанидском комплексах «давление» официального канона было достаточно велико и должно было, в принципе, нивелировать локальные особенности. Однако мы знаем, что это влияние не было всеобъемлющим и определенные черты локальной культуры «просвечивали» сквозь официальный канон.

Прежде всего, отметим черты различия. Буллы Гебеклы-депе относятся к позднепарфянскому периоду - 1-11 вв. н.э.,6 в то время как акдепинские буллы - к концу

VI - пе рвой половине VII вв. н.э.7 Имеется некоторое различие и в предназначении булл. Гебеклинские были предназначены в основном для опечатывания товаров, а акдепинские, как считается, - документов8. Однако последнее утверждение не кажется бесспорным. Судя по форме больших булл, они, подобно гебеклинским, могли использоваться и для опечатывания, например, крупных сосудов. Наконец, на гебеклинских буллах почти нет надписей, в то время как на акдепинских их достаточно много. В связи с этим необходимо указать, что в то время как надписи на печатях сделаны на среднеперсидском, надпись на сосуде, происходящем из этого же памятника и относящимся, видимо, к этому же времени - на парфянском9.

На каждой булле, как правило, в обоих случаях имелось несколько оттисков (от трех до семи). В редких случаях булла несла один оттиск. Единственный случай очень большого числа оттисков (более двадцати) дает только Ак-депе. Буллы

Статья подготовлена в рамках проекта 03-06-80130 РФФИ.

Табл. 1. Некоторые типы оттисков булл Ак-депе, не имеющие соответствий среди булл Гебеклы-депе

Ак-депе сделаны из глины с какими-то добавками, придающими им прочность, в то время как гебеклинские, как правило, из обычной глины.

Буллы Ак-депе имеют только две формы: большие и средние - круглую, малые -овальную с заостренными углами. Буллы Гебеклы - более разнообразны по формам и размерам.

Что касается содержательной части оттисков, то нам кажется в нашем исследовании необходимо начать с тех тем и сюжетов, которые заведомо не могут иметь соответствий (см. табл. 1).

В первую очередь мы должны исключить из рассмотрения оттиски булл с сюжетами христианского содержания: оттиски с изображениями крестов10 и с сюжетом «Даниил во рву львином».11 В І-ІІ вв. н.э. в Мерве христианство вряд ли было сколько-нибудь широко представлено, время начала активной экспансии этой религии в оазисе - III вв. н.э.12

Следующая категория - буллы, содержащие только надписи. Печати этого типа

- сугубо официальные. Несколько оттисков такого рода печатей имеется среди ак-депинских булл. Наиболее интересна одна из них: в центре - «совет магов13 (городов) Сухтана и Тахвенджана», по краям - «Серахс и Апаварт».14 Второй оттиск того же типа имеет надпись: в центре «Совет магов (города? области?) Дахав», надпись по краю практически не читается.15 Печати данного типа хорошо известны в сасанидской сфрагистике,16 однако упомянутые здесь топонимы до сего времени не были известны. Естественно, подобного рода надписи не могут иметь (и не имеют) соответствий в восточнопарфянской глиптике, поскольку в парфянское время маздеизм еще не приобрел статуса официальной религиозной системы и, соответственно, не возникла церковная организация, включенная в общую административно-бюрократическую структуру государства.

Имеется ряд оттисков, также несущих только надписи, но эти надписи - личные имена, имена богов или благочестивые формулы: «Дад-Фаррох»,17 «Ормазд»18, «Пероз глава писцов»19. Разновидностью этого типа являются оттиски с надписью, сопровождаемые изображением. Таких оттисков также довольно много среди булл Ак-депе: мужской бюст вправо (типичного для сасанидской глиптики облика) с надписью «Пахраг...? Сын Гушта»20 , лежащий Гопатшах, надпись не читается21, лежащий лев, надпись «Фаррох (...) (сын) Фаррохдада»22, три оттиска с изображением лежащего льва, надпись не читается (вполне возможно, что та же самая, что и предыдущая)23, крылатый конь вправо, надпись «Зваред» (или «Заред или Зай-ед»)24, верблюд, идущий вправо, надпись вверху «Йездан Гуштасп», надпись внизу не читается25, голова верблюда вправо, надпись не читается26, два оленя, обращенные друг к другу головами, между ними растение, надпись не читается27, голова медведя вправо, надпись «почтение к богам»28, птица вправо, надпись не читается29, птица вправо с веком в клюве, надпись не читается30, мужской бюст в кулахе вправо, внизу четыре креста, надпись прочитана частично, в ее состав входит слово «маг» (?)31, женский и мужской бюсты вправо, под ними - крылья, надпись «ревенд»32, лежащий крылатый лев, надпись не читается33, лежащий лев вправо, надпись «Бохт (сын) Варахрана, маг»34, лежащий влево баран с «бантом» на шее, перед ним - дерево, легенда «Рашну маг»35, стоящий влево баран с «бантом» на шее, надпись не читается36, горбатый бык вправо, надпись «надежда на богов»37 и некоторые другие, изображения на которых определяются с трудом.

Таким образом, основная масса булл Ак-депе принадлежит к типам, которые являются типичными для сасанидского Ирана, ничем не отличаясь от тех булл и печатей, которые в большом числе зафиксированы в других центрах этого государства.

Только очень небольшая часть булл Ак-депе может предположительно рассматриваться, как наследница парфянских традиций восточной части Аршакидского государства и, соответственно, находит аналогии среди булл Гебеклы-депе (см. табл. 2; табл. 3). К их числу могут быть отнесены оттиски со следующими изображения-

Табл. 2. Некоторые типы оттисков булл Ак-депе, имеюшие соответствия среди булл Гебеклы-депе

ми: человек нападает с копьем на ставшего на задние лапы льва38, стоящий влево конь39, конь, идущий влево, над ним полумесяц и звезда40, крылатый конь вправо41, баран вправо42, верблюд43, горбатый бык влево44, горбатый бык вправо45, олень вправо46, олень влево47. Возможно, в эту группу необходимо включить и некоторые другие оттиски, например, изображение грифона (?), дракона (?), птицы (?). Однако недостаточная четкость изображений заставляет нас проявлять осторожность.

Если наши наблюдения верны, то мы должны будем сделать следующие выводы. В состав репертуара печатей сасанидского периода вошло определенное число сюжетов и образов, характерных для предшествующего - парфянского - периода. При этом некоторые из этих сюжетов, как, например, сражение человека со львом, восходят еще к ахеменидскому времени. Другие же - типичны для парфянской эпохи. Однако необходимо подчеркнуть, что вошли в сасанидский репертуар наиболее «банальные» сюжеты и образы. Тех образов и сюжетов, которые характеризуют специфику восточнопарфянской глиптики, таких как изображение богини, сидящей на троне с ветвью в руке, или царя, увенчиваемого Никой или орлом, коня перед алтарем здесь нет. Они остались в прошлом. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что глиптика, как область искусства, тесно связанная с функционированием государственного аппарата (печати были одними из символов официальных постов), оказывалась очень сильно восприимчивой к веяниям официальной идеологии, более же нейтральные по отношению к этой идеологии мотивы и сюжеты могли, практически не изменяясь, существовать тысячелетия.

В завершение отметим, что вне нашего рассмотрения остался оттиск печати с Ак-депе с изображением бога Митры. Этот оттиск ставит слишком много сложных и трудно разрешимых вопросов и мы ему посвятим отдельную публикацию.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Эти буллы были объектом следующих публикаций: Губаев А., Лелеков Л. Буллы сасанидского периода из Ак-депе //Каракумские древности. Вып. III. Ашхабад, 1970. С. 105-107; Губаев А. Сасанидские буллы из замка Ак-депе //Эпиграфика Востока. XX. Ленинград, 1971. С. 46-49; Луконин В.Г. По поводу булл из Ак-депе //Там же. С. 50-52; Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae from the Excavations of Ak-depe by the Station of Artyk //Iran. XXXIV. 1995. P. 55-59. Pl. X-XVIII

2. См.: Gyselen R. La geographie administrative de l’empire Sassanides. Les temoinages sigillographiques (Res Orientales. Vol. I). Paris, 1989. Имеются только глухие ссылки (см. С. 63) на упоминания Р. Фраем этих булл (Frye R.N. Sasanian Seals Inscriptions //Beitrage zur Alten Geschichte und deren Nachleben. Festschrift fur Franz Altheim zum 6.10.1968 /R. Stiehl und H.E. Stier. Berlin, 1970. S. 83).

3. Основные публикации булл и гемм сасанидского периода: Ackerman Ph. Sasanian Seals //A Survey of Persian Art /Ed. by Pope A.U. and Ackerman Ph. Oxford-London-New York, 1938. P. 784-815; Борисов А.Я., Луконин В.Г. Сасанидские геммы. Ленинград, 1963; Bivar A.D.H. Catalogue of the Western Asiatic Seals in the British Museum. Stamp Seals. II. The Sasanian Dynasty. London, 1969; Sasanian Remains from Qasr-I Abu Nasr. Seals, Sealings and Coins /Ed. by Frye R.N. Cambridge (Mass.), 1973; Gobi R. Die Tonbullen vom Tacht-e Suleiman. Ein Beitrag zur spatsasanidischen Sphragistik. Berlin, 1976; Brunner C.J. Sasanian Stamp Seals in the Metropolitan Museum of Art. New York, 1978; Gignoux Ph. Catalogue des Sceaux, Camees et Bulles sasanides de la Bibliotheque Nationale et du Musee du Louvre. II. Les sceaux et bulles inscrits. Paris, 1978; Gignoux Ph., Gyselen R. Sceaux sasanides de diverses collections privees (Cahiers de Studia Iranica. 1). Leuven, 1982; Gignoux Ph., Gyselen R. Bulles et sceaux sasanides de diverses collections privees (Cahiers de Studia Iranica. 4). Leuven, 1987.

4. О них см.: Кошеленко Г., Бадер А., Гаибов В. Парфянские буллы из раскопок Гебеклы-депе//Бюллетень МАИКЦА. Вып. 18. М., 1991. С. 5-18; Bader A., Gaibov V., Koshelenko G. New Evidence on Parthian Sphragistcs. Bullae from the Excavations of Gobekly-depe in Margiana //Mesopotamia. 1990. XXV. Firenze, 1991. P. 61-78; Кошеленко Г.А., Гаибов В.А., Бадер А.Н. Две богини? //ВДИ, 1995, №2. С. 194-203; Koshelenko G. Bullae from Gobekly-depe. General Problems and Main Subjects //Ar-chives et sceaux du monde hellenistique /Ed. by M.-F. Boussac et A. Invernizzi (BCH Supplement 29). Paris, 1997. P. 377-383; Gaibov V.Bullae from Gobekly-depe (Margiana). Bronze Age Traditions in Parthian Sphragistics //Archives et sceaux du monde hellenistique /Ed. by M.-F. Boussac et A. Invernizzi (BCH Supplement 29). Paris, 1997. P. 385-394; Bader A., Gaibov V., Koshelenko G. Monarchic Ideas in Parthian Margiana as shown on Seals //The Art and Archaeology of Ancient Persia. New Light on the Parthian and Sasanian Empires /Ed. by V.S. Curtis, R. Hillenbrand and J.M. Rogers. London-New-York, 1998. P. 24-37; Гаибов В.А., Кошеленко Г.А. Буллы из раскопок Гебеклы-депе (Туркменистан) //ВДИ, 2001, №2. С. 71-78; Гаибов В.А. Маргианская булла с изображением царя-всадника //ВДИ, 2004, №2. С. 69-74; Кошеленко Г.А. Булла с изображением двугорбого верблюда с городища Гебеклы //РА, 2004, №3. С. 144-146.

5. Следует напомнить, что часть официальных сасанидских надписей III в. н.э. сделана на двух языках (пехлеви и парфянском), а надпись Шапура I имеет еще и греческую версию.

6. Кошеленко Г.А., Никитин А.Б. Монетные находки и проблемы стратиграфии Гебек-лы-депе //Бюллетень МАИКЦА, вып. 18. М., 1991. С. 108-121.

7. В первой публикации булл А. Губаев и Л. Лелеков дают несколько неопределеную дату - позднесасанидское время (см.: Губаев А., Лелеков Л. Буллы... С. 107). В.Г. Луконин (Луконин В.Г. По поводу. С. 50) говорил об очень широкой дате: V-VII вв. н.э. В окончательной публикации (Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 56) предлагается более определенная дата - конец VI - первая половина

VII вв. н.э. Нам, однако, представляется, что есть основания несколько сузить датировку, ограничив ее только концом VI в. Дело в том, что самая поздняя монета (драхма), найденная при раскопках Ак-депе, относится к третьему году царствования Хосрова II, то есть к 592/3 г. Вдобавок она была завернута в ткань, в которой находилась также драхма Хормизда IV, чеканенная в первый год его царствования, то есть в 579/80 г. (см.: Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Coin Finds from the Excavations of Ak-depe by the Station of Artyk //Iran. XXXI. 1993. P. 73). В таких условиях, как нам кажется, более логичным является предположение о том, что дата этого «мини-клада» не должна сильно отличаться от даты выпуска последней монеты.

8. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 55.

9. См.: Livshits V.A. A Parthian inscription on a vessel from Ak-depe //Iran. XXXI. 1993. P. 75-76, Pls. XXV-XXVI.

10. Несторианский («мальтийский») крест. См. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 56-57, №22.5. Pl. XVIII.

11. Губаев А., Лелеков Л. Буллы. С. 107; Губаев А. Сасанидские буллы. С. 47 (булла I,4); Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 56-57, №4.2. Pl. XV.

12. См. Koshelenko G., Bader F., Gaibov V.The Beginnings of Christianity in Merv //Iranica Antiqua. Vol. XXX. 1995. P. 55-70; Бадер А.Н., Гаибов В.А., Кошеленко Г.А. Мервская митрополия //Традиции и наследие христианского Востока. Материалы международной конференции. М., 1996. С. 85-94. Кошеленко Г.А., Гаибов В.А. О достоверности предания о Бар Шабе //Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. XII. Москва-Магнитогорск, 2002. С. 441-447.

13. Р. Гислен (Gyselen R. La geographie. Р. 6) предпочитает несколько иной термин -«bureau».

14. Встречается на буллах 1-10. См. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 57, №1.1.

15. Одпн оттжк на 6уллє 14. Cм. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae... Р. 57,№1.2.

16. Cм. Gyselen R. La geographie. Р. 38-4G, fig. 8,1-4.

17. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 58, №2.1.

18. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 58, №2.2.

19. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 59, №2.3.

2G. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 58, №3.1. Cp. Борисов

A.Я., Луконш BT. Cacaнпдcкпe. №22, 23; Sasanian Remains. №D 21, D 79-82; Gignoux Ph., Gyselen R. Sceaux sasanides. №2G.27, 2G.29, 2G.3G; Gignoux Ph., Gyselen R. Bulles et sceaux. Pl. VI, №2G.7; Gobl R. Die Tonbullen. Taf. 1 №б3/11, Taf. 2 №б3/23.

21. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 58, №5.1. Cp. Борисов A.Я., Луконин B.Г. Cacaнпдcкпe. №2б2, 2б4; Sasanian Remains. №D 184.

22. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 58, №б.4. Cp. Sasanian Remains. №D 1G, D 21, D 5G, D 15б, D 157; Gignoux Ph., Gyselen R. Sceaux sasanides. №3.1G, 3.12.

23. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 58, №б.1-б.3. Cp. Борисов A.Я., Луконин B.Г. Cacaнпдcкпe. №3G9, 313.

24. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 58, №9.2. Cp. Борисов A.Я., Луконин B.Г. Cacaнпдcкпe. №28G, 281; Sasanian Remains. №D 158, D 229, D 238, D 338; Gignoux Ph., Gyselen R. Sceaux sasanides. №4G.7-4G.25; Gignoux Ph., Gyselen R. Bulles et sceaux. Pl. XV, №4G.1, 4G,2; Gobl R. Die Tonbullen. Taf. 5 №б3/74, Taf. 29 №7G/22G, Taf. 42 №482-498.

25. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 58, №11.1. Cp. Борисов A.Я., Луконин B.Г. Cacaнпдcкпe. №751, 752; Sasanian Remains. №D 118, D 155, D 221, D 28б; Gignoux Ph., Gyselen R. Sceaux sasanides. №3G.29-3G.34; Gignoux Ph., Gyselen R. Bulles et sceaux. Pl. XXIII, №13.

26. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 58, №11.2. Cp. Борисов A.Я., Луконин B^. Cacaнпдcкпe. №771.

27. Гyбaeв A., Лєлєкоє Л. Буллы. C. Юб, Рпа 39, 5; Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 58, №14.1. Cp. Борисов A^., Луконин B.Г. Cacaнпдcкпe. №395; Gignoux Ph., Gyselen R. Sceaux sasanides. №3G.1G2, 3G.1G3; Gignoux Ph., Gyselen R. Bulles et sceaux. Pl. X, №3G.1G5.

28. Гyбaeв A. Cacaнпдcкпe 6уллы. C. 49, №XVIII,4; Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 58, №15.1. Cp. Sasanian Remains. №D 3G, D 38, D 47; Gobl R. Die Tonbullen. Taf. 37 №293.

29. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 58, №19.1G. Cp. Sasanian Remains. №D 131, D 258.

3G. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 58, №19.11.

31. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 59, №3.3.

32. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 59, №3.4. Cp. Sasanian Remains. №D 421.

33. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 59, №б.7. Cp. Борисов A.Я., Луконин B^. Cacaнпдcкпe. №3G3.

34. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 59, №б.8. Cp. Sasanian Remains. №D 5G.

35. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 59, №1G.5. Cp. Gignoux Ph., Gyselen R. Sceaux sasanides. №3G.65-3G.67.

36. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 59, №Ю.б. Cp. Борисов A.Я., Луконин B.Г. Cacaнпдcкпe. №337. Cp. Sasanian Remains. №D б2-б4; Gignoux Ph., Gyselen R. Bulles et sceaux. Pl. III, №EL 7, EL 9, EL 1G; Gobl R. Die Tonbullen. Taf. 4№б3/б1.

37. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 59, №12.5. Cp. Борисов A.Я., Луконин B.Г. Cacaнпдcкпe. №419 ra.; Sasanian Remains. №D 1G3, D 215;

Gobl R. Die Tonbullen. Taf. 38 №354-3бб.

38. Гyбaeв A., Лєлєкоє Л. Буллы. C. Юб, Рпа 39,1; Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 58, №4.1.

39. Gubaev A.G., Loginov S.D., Nikitin A.B. Sasanian Bullae. Р. 58, №8.3.

4G. Ibidem. Р. 58, №8.1.

41. Ibidem. Р. 58, №9.1.

42. Ibidem. Р. 58, №1G.1.

43. Ibidem. Р. 58, №11.3.

44. Ibidem. Р. 58, №12.1.

45. Ibidem. Р. 58, №12.2.

46. Ibidem. Р. 58, №14.2.

47. Ibidem. Р. 58, №14.4.

V.A. GAIBOV

SASANIAN AND PARTHYAN BULLAS IN THE EAST IRAQUE: AK-DEPE AND GOBEKLY-DEPE (The Attempt of Comparison)

The article gives a comparison of Parthyan bullas found at the excavations of Gobekly-depe located in Merv Oasis and Sasanian bullas found in Ak-depe (Turkmenistan), station of Artyk. The populations of Merv Oasis and Dashly were similar as to the culture and ethnics. The author tries to find out similarities and differentiations within the bullas.

Г.А.КОШЕЛЕНКО (Москва)

БУЛЛЫ СТАРОЙ НИСЫ И ГЕБЕКЛЫ-ДЕПЕ: СОПОСТАВЛЕНИЕ*

История культуры Парфии все еще остается недостаточно изученной. В частности, это касается роли Парфиены - области, где возникло парфянское царство и, соответственно, родилась его культура. Особенно слабо исследовались проблемы относительно специфики культуры Парфиены и ее влияния на культуру областей, которые были завоеваны парфянами и стали частями обширной империи. Особое место среди этих областей занимает Маргиана, в первую очередь потому, что население ее также, насколько мы знаем, говорило на парфянском языке и было наиболее близким культурно населению Парфиены. Однако детальных исследований, посвященных сопоставлению культуры двух областей, жители которых говорили на одном и том же языке, не производилось.

Соответственно, задачей данной краткой работы является сравнение двух комплексов однотипных находок, обнаруженных при раскопках памятников Парфиены и Маргианы. Мы имеем в виду буллы, полученные при раскопках маргианской крепости Гебеклы-депе^, и булл, найденных при исследованиях важнейшего центра Парфиены - Старой Нисы2. Соответственно, такое сопоставление может помочь в выявлении специфики каждого из этих комплексов находок и, в более широком плане, - сходство и различие в культуре двух областей.

Отметим, прежде всего, общее для них. Самое основное, с нашей точки зрения,

*

Данная статья подготовлена в рамках проекта 03-06-80130 РФФИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.