Так, изменения в план какого-нибудь подразделения могут повлиять на план другого подразделения.
Список литературы:
1. Афанасьев М. Бюджетирование, ориентированное на результат (новые тенденции) // Вопросы экономики. - 2004. - № 9. - С. 130-139.
2. Глушков И.Е. Управленческий учет (функции, бюджетирование, учет, анализ) на современном предприятии. - М.: «КноРус»; Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2004. - 160 с.
БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ: ВОЗМОЖНОСТИ СБЛИЖЕНИЯ
© Никитенко Н.С.*
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
В статье рассматриваются основные направления сближения бухгалтерского и налогового учета необходимые для формирования оптимальной модели сосуществования и взаимодействия систем бухгалтерского учета и налогообложения.
Ключевые слова- бухгалтерский учет, налоговый учет, сближение, информация, существенность, учетная политика.
Эффективность производства, конкурентоспособность выпускаемой продукции в значительной степени зависят от качества учетной информации. Одним из направлений формирования учетных данных, отвечающих современным требованиям хозяйственного механизма, выступает построение эффективной модели взаимодействия бухгалтерского и налогового учета. Для этого с одной стороны необходимо предельно повысить достоверность учетной информации и обеспечить ее доступность всем заинтересованным пользователям, а с другой - не допустить роста трудоемкости учета. Реализация указанного положения возможна только с помощью максимального сближения правил бухгалтерского учета и налогообложения.
Решая задачу сближения бухгалтерского учета и налогового учета, следует исследовать не только текущую экономическую ситуацию, но и потенциальные изменения ее в будущем. Как показывает анализ существующих тенденций и предпосылок, различия между бухгалтерским и налоговым учетом в ближайшее время будут увеличиваться, поскольку в Российской Федерации активно идет процесс внедрения Международных стандартов финансовой отчетности. Однако это совсем не говорит об отсутствии необходимости сближения учетов. В дальнейшем проблемы сближения налогового и бухгалтерского учета будут становиться все более сложными и неод-
* Аспирант кафедры Бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных.
нозначными. Поэтому необходимо выработать правильные концептуальные подходы к сближению, которые дадут возможность решать задачи сближения не только в отношении нынешнего российского учета, но и в отношении любой потенциальной учетной системы, приходящей ему на смену.
Построение модели сближения бухгалтерского учета и налогообложения требует системности в процессе накопления и обобщения данных о налоговых обязательствах в учете, а также их отражения в отчетности. В ее основе должна быть схема отражения данных на счетах бухгалтерского учета, которая, с одной стороны, не нарушала бы целостность учета, а с другой - приводила бы к системному формированию информации необходимой для налогообложения. При этом система бухгалтерского учета не должна менять методы и принципы формирования учетной информации и подчинять их постоянно изменяющемуся налоговому законодательству.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [2] бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
К основным задачам бухгалтерского учета относятся: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, а также предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Информация, формируемая в системе бухгалтерского учета необходима для принятия различных управленческих решений и обоснования налоговой базы большинства налогов. При этом следует отметить, что бухгалтерский учет выступает лишь источником данных, необходимых для налогообложения.
Порядок исчисления и уплаты налогов регулируется правилами налогового учета. Согласно ст. 313 НК РФ [1] налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с установленным в нем порядком.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Таким образом, цели бухгалтерского учета несовместимы с целями налогообложения и поэтому требования законодательства по бухгалтерскому учету во многом не совпадают с требованиями Налогового кодекса РФ [1].
Однако постановка разных целей не может быть препятствием для сближения учетного процесса и сокращения тем самым непроизводственных издержек предприятий. Ведь сближение налогового учета с бухгалтерским возможно через совместное решение общих задач, а способы такого сближения наилучшим образом сможет выбрать сама организация и закрепить их в учетной политике.
Для этого в учетной политике организации могут быть выбраны одинаковые методы ведения как бухгалтерского, так и налогового учета. Например, одинаковый метод списания материалов в производство, одинаковый метод начисления амортизации, один и тот же порядок формирования некоторых резервов и т.д.
В том случае, когда правила ведения бухгалтерского учета незначительно отличаются от правил налогового учета, в целях приближения целесообразно отступить от одного из них, и отразить эту позицию в учетной политике со ссылкой на существенность.
Другими словами, сближение налогового и бухгалтерского учета с использованием принципа существенности возможно только через отступления от правил бухгалтерского учета. При этом необходимо обратить внимание на то, что отход от правил бухгалтерского учета со ссылкой на существенность возможен, кроме случаев нарушения основных принципов и правил, установленных в Положениях по бухгалтерскому учету.
В то же время отметим, что критерий существенности в гл. 25 НК РФ [1] не предусмотрен, он определен только в бухгалтерском учете.
Так, в соответствии с Приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [4] существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов. Решение организацией вопроса, существенен ли данный показатель, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.
Следовательно, для незначительных отклонений в бухгалтерской учетной политике необходимо прописать те же принципы учета, которые указаны в гл. 25 НК РФ [1], а также указать, в каких случаях эти принципы будут применяться.
Также для сближения бухгалтерского и налогового учета предусмотрено специальное Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 [3]. Его применение позволяет отражать в бухгалтерском учете и, как следствие, в бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.
Однако прежде чем применять это ПБУ [3], необходимо выяснить причины появления тех или иных разниц, проанализировать их и определить те различия, которые можно устранить с помощью учетной политики. При
этом важно предусмотреть не только возможности минимизации налогов, но и возможности сокращения трудозатрат бухгалтерии.
Тем не менее, для успешного сближения бухгалтерского и налогового учета недостаточно одних только действий организации - здесь необходима поддержка со стороны государства. Такое содействие должно выражаться в создании благоприятной и адекватной нормативной базы, которая позволит предприятиям не только успешно решить задачу сближения налогового и бухгалтерского учета, но и снизить их непроизводственные издержки. В перспективе правила налогового учета должны быть в максимально возможной степени приближены к правилам бухгалтерского учета для обеспечения возможности использования единого массива учетных данных для составления и финансовой, и налоговой отчетности. Такое сближение допустимо осуществлять только путем установления близкой к бухгалтерскому учету содержательной части налоговых требований, но недопустимо осуществлять путем прямого применения правил бухгалтерского учета для целей налогообложения. Для эффективности как налоговых, так и бухгалтерских норм они должны иметь строго независимые друг от друга источники.
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая): Федеральные законы № 146-ФЗ от 31.07.98 г. (в ред. от 28.09.10 г.) и№ 117-ФЗ от 05.08.00 г. (в ред. от 01.10.10 г.) // СПС Консультант Плюс.
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.96 г. (в ред. от 03.11.06 г.) // СПС Консультант Плюс.
3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02): Приказ Минфина РФ от 19.11.02 г. № 114н (ред. от 11.02.08 г.) // СПС Консультант Плюс.
4. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина РФ от 22.07.03 г. № 67н (ред. от 18.09.06 г.) // СПС Консультант Плюс.
ПРОБЛЕМЫ ОТРАЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
© Середюк Е.А.*, Герасимова Л.Н.*
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва
В статье раскрываются проблемы стоимостной оценки финансовых инструментов для целей отражения в финансовой отчетности. Дается подробная классификация производных финансовых инструментов, рассматриваются основные различия их видами.
* Студент.
* Профессор кафедры Бухгалтерского учета, доктор экономических наук.