Научная статья на тему 'Будущее журналистики и журналист будущего: обзор исследовательских мнений'

Будущее журналистики и журналист будущего: обзор исследовательских мнений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3379
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ МАСС-МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Загидуллина Марина Викторовна

Статья представляет собой попытку анализа современных дебатов об изменениях в профессиональной сфере журналистики. Автор утверждает, что сквозь некоторую растерянность оценки этих изменений исследователи ведущих школ журналистики Европы и Америки и их коллеги-практики уже сформулировали «социальный заказ» журналистам будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее журналистики и журналист будущего: обзор исследовательских мнений»

4. Энджел, Д. Поведение потребителей 5. Якутин, Ю. В. Экономический и соци-[Текст] : пер. с англ. / Д. Энджел, Р. Блэкуэлл, альный прогресс государства зависит от нрав-П. Миниард. - СПб. : Питер. - 800 с. ственного состояния общества [Текст] // Жур-

налист. - 2010. - № 6. - С. 10-13.

Марина Викторовна Загидуллина

Челябинский государственный университет

БУДУЩЕЕ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЖУРНАЛИСТ БУДУЩЕГО: ОБЗОР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МНЕНИЙ

Статья представляет собой попытку анализа современных дебатов об изменениях в профессиональной сфере журналистики. Автор утверждает, что сквозь некоторую растерянность оценки этих изменений исследователи ведущих школ журналистики Европы и Америки и их коллеги-практики уже сформулировали «социальный заказ» журналистам будущего.

Ключевые слова: журналистика, прогнозирование, современные масс-медиа.

Материалом статьи послужили тексты дискуссий, статей, докладов на конференциях и семинарах, обнаруженные в англоязычном Интернете за последние несколько лет. Активность дебатов вокруг изменений в профессиональной сфере журналистики на западе намного превосходит «плотность» той же темы в России1. В то же время и на западе, и в России мы наблюдаем неизбежное и даже привычное дистанцирование интересов ученых и практиков к этой теме. В статье сделана попытка сохранения некоего баланса между двумя этими векторами анализа поля профессиональной деятельности журналистов.

Общей темой размышлений о будущем журналистики является Интернет и его экспансия в сферу СМИ. Далеко в прошлом остались размышления о том, что Интернет представляет собой лишь новую форму старого содержания, сегодня уже совершенно очевидно, что интернет-пространство переструктурирует не только информационные потоки, но и саму ментальность, способ оперирования информационными базами. По мнению Зои Смит, «если вы не поймете, почему вы - как журналист, редактор, программа или организация - просто обязаны глубоко вникать в суть веб-платформы, то вы рискуете быть проигнорированным все большим числом молодых людей, для которых телевидение перестало быть хоть сколько-нибудь релевантным медиа. В своей книге "Взращенные цифрой"... посвященной исследованию привычек молодых людей от 11 до 30 лет, Дон Тапскотт показывает, что 74 процента "пе1;-поколения" Великобритании в

случае принудительного выбора предпочли бы остаться без телевизора, а не без Интернета»2.

Важной точкой споров является проблема вытеснения традиционных СМИ интернет-изданиями. Здесь любопытно, что мы можем наблюдать конфликт между распространенным и «алармистски» раздутым утверждением о полном перемещении аудитории в Интернет и более сдержанными оценками ситуации, скептически оценивающими тезис о «смерти газет». С этой точки зрения интересна позиция Тома Розенстьеля, директора исследовательского центра Пеу по принципам качественной журналистики. Он считает, что стихийно сложившемуся и особо ничем не подтвержденному мнению о «победе Интернета» в журналистике следует противопоставить взвешенный исследовательский подход, и предлагает опровержение пяти главных мифов о современном состоянии журналистики3.

1. Традиционные СМИ теряют аудиторию. Возражая на это утверждение, Розенстьель указывает, что из 25 самых популярных сайтов Америки только два не являются электронным аналогом «обычных» СМИ или их «агрегато-ром» (как Google или Yahoo). Поэтому суть кризиса традиционных СМИ не в аудитории, а в прибыли (как заставить платить за электронный контент).

2. Интернет-новости вытеснят все, как только доходы от рекламы достигнут высоких показателей. По мнению Т. Розенстьеля, такие надежды неуместны. В 2010 году в США веб-реклама превысила обороты печатной рекламы, достигнув $ 26 млрд. Но лишь одна пятая

часть этой суммы относится к новостным ресурсам. Печатная индустрия в США получила $ 22.8 млрд от рекламы, и лишь 3 млрд пришлось на веб-ресурсы.

3. Королем СМИ всегда будет контент.

Том Розенстьель возражает - дело не в том,

чтобы знать, что предложить аудитории, а в том, чтобы понимать ее поведение. Скорее всего, будет наблюдаться мощный крен в сторону самих технологий, которые интереснее людям, чем даже самый качественный контент.

4. Производство газет во всем мире идет на спад.

Этот миф легко разоблачается при обращении к цифрам: общий газетный рынок мира вырос более чем на 5% за последние пять лет, и индустрия газет развивается. Печатные СМИ процветают в развивающихся странах, а терпят упадок только в богатых государствах. Причины развития газетной индустрии - это рост грамотности, рост населения, экономического развития, но также и замедленного проникновения в разные крупные отдаленные от развитых центров территории систем современной связи. Розенстьель отмечает: «В Индии, например, население растет и становится все более грамотным, но значительная часть его пока еще не в Интернете».

5. Победа локальных новостей.

Исследователь видит здесь очень простой

путь «разоблачения»: ограниченность привлекательности такого контента - нет массового рынка, слишком мало рекламодателей, слишком мало дохода. Производство и продажа местного контента остается загадкой. Он совершенно неспособен конкурировать с крупными профессиональными журналистскими моделями.

Этот обзор (не безусловный, конечно) помогает нам увидеть круг «болевых точек» самой проблемы будущего журналистики.

Если суммировать сказанное, то главной такой точкой окажется проблема рентабельности журналистики как огромного агрегата по сбору, производству, хранению и распространению информации. Интернет здесь выступает в качестве дыры в воздушном шаре экономики СМИ. Он пробил брешь, из которой с бешеной скоростью улетучивается возможная прибыль, а вся система так же стремительно несется вниз, чтобы в один «прекрасный» момент разбиться вдребезги.

Таким образом, все перечисленные «мифы» относятся, скорее, к сфере маркетинга, чем соб-

ственно содержательной стороне СМИ в современных условиях. Ценность наблюдений Тома Розен стьеля как раз в том и заключается, что он выявил суть дебатов о будущем журналистики. В отличие от ранних теоретиков информационного общества (например, Маклюэна), перед нами анализ не столько «технологической революции», сколько экономических оснований журналистской деятельности, вернее, пересмотра этих оснований.

В связи с этим уместно упомянуть опыт австралийского сайта YouCommNews, концепция которого такова: «YouCommNews открытый проект, первым начавший производство новостей по заказу аудитории ("community powered reporting"). Посредством YouCommNews аудитория может оплачивать подготовку наиболее важных материалов и контролировать их подготовку»4. На сайте http://youcommnews. com мы можем обнаружить четкие объяснения по поводу системы работы - каждый журналист, прошедший специальный отбор, в праве выставить так называемый «питч» (pitch - 'подача'), представляющий собой тему будущего материала, с пояснениями, почему эту тему он считает актуальной. Подготовка материала сразу оценивается и каждый заинтересованный перечисляет ту сумму, какую сочтет нужной, но не менее 20 долларов; например, в день обращения на сайте «висели» питчи, ждущие дотацию в 10050, 300 и 200 долларов, причем на сайте не указывается их общая цена, а дается лишь цифра недостающей для начала проекта суммы (первая «подача» висела в течение месяца и собрала 80 долларов, вторая собрала 25, а третья - 160). Перечень лиц, поддерживающих проект, также доступен на странице питча. Любой пользователь может осуществить платеж с помощью инструментов этого сайта. Если проект не наберет нужную сумму, деньги возвращаются к плательщикам. В данном случае перед нами пример поддержки «классической» качественной журналистики с помощью технологий современного интернет-пространства.

Аналитики называют три главных события, которые «потрясли мир» современного журнализма: запуск в 2004 году социальной сети Fa-cebook, в 2005 - платформы YouTube, в 2006 -Twitter^. Все три ресурса представляют собой агрегатор информационного контента, выступают в такой тесной увязке перекрестных отношений, что известный телеведущий сатирик Конан О'Брайен в своей репризе «В 2000/3000 году...» назвал гигантским растратчиком вре-

мени новую суперплатформу YouTwitFace5.

Говоря об австралийских исследованиях, следует отметить ежегодный отчет Союза журналистов Австралии об общем состоянии отрасли. В частности, приводится следующая информация о распределении сфер интереса в новостном контенте:

Прошло два всемирных конгресса по журналистскому образованию (организатор - Всемирный Совет по журналистскому образованию, WJEC). Целью WJEC является консолидация усилий в сфере подготовки журналистов. Сегодня организация предоставляет информацию о 2360 площадках по подготовке журналистов (из них 69 - Россия, в том числе и ЧелГУ6). В состав Совета входит 29 организаций, в том числе две российские (Российская ассоциация журналистского образования под руководством Я. Н. Засурского и Российская ассоциация производства видео и аудио под руководством А. Федорала). Третий всемирный конгресс состоится в 2013 году. При этом особый интерес представляет видение будущего журналистики с точки зрения организаторов Совета. Так, на первом конгрессе была принята Декларация Совета, включающая ряд пунктов:

1. Сутью журналистской подготовки следует признать баланс между концептуальным, философским и прикладным аспектами

2. Журналистика требует фундаментальной подготовки, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура

3. Журналистское образование представляет собой соединение академической и практической подготовки, поэтому преподаватели должны обязательно иметь опыт работы в СМИ.

4. Журналистская программа должна включать как разные прикладные курсы, так и этику, историю, исследования системных признаков журналистики на национальном и мировом уровне, критический анализ медиаконтента, менеджмент и экономику СМИ. Она должна включать курсовые работы по социальной, политической, культурной роли журналистики в обществе.

5. Важная миссия медиапедагогов - устранение медиабезграмотности населения.

6. К подготовке журналистов на уровне высшего образования могут быть допущены только высококвалифицированные преподаватели, реально вовлеченные в журналистскую практику и имеющие высокие этические принципы, сознающие свои обязательства перед лицом широкой общественности.

7. Большинство программ подготовки журналистов имеют ярко выраженную практическую ориентации. Здесь ключевыми компонентами являются лабораторные и практические занятия, а также практика.

8. Преподаватели обязаны разбираться в тонкостях медиаиндустрии. При этом их задача - выработка критического взгляда на индустрию и отработка рефлективной профессио-нальнйо деятельности.

9. Журналистика - технологически продвинутая отрасль. Каждый журналист обязан владеть широчайшим спектром компьютерных программ. Поэтому журналистское образование должно быть ориентировано в этом направлении.

10. Журналистика представляет собой интернационально открытое пространство. Студенты-журналисты должны изучать (помимо политических и культурных различий) всеобще значимые ценности и профессиональные ценности коллег из других стран.

11. Преподаватели журналистики обязаны сотрудничать с коллегами всего мира для поддержки и развития журналистского образования, а также воздействия на профессиональную сферу7.

Справедливости ради стоит сказать, что декларация Конгресса выглядит на фоне тем сегодняшних научных конференций несколько архаично. Например, Британский Коллеж Кардифф (школа журнализма) в этом году проводит уже третью международную конференцию «Будущее журналистики». В программу включено 99 докладов участников из 24 стран. Среди этих докладов 17 посвящены новым условиям работы журналиста в социальных сетях8. По мнению бельгийских участников конференции, платформа Web 2.0 кардинально изменила сами способы репрезентации «простого человека» в современной качественной прессе. Исследователи провели сравнительный анализ «появления» в одной из бельгийских газет «обычных людей» 10 лет назад и сейчас и убедились, что само выражение собственного мнения, позиции стало несравнимо ярче, увереннее, а позиция «обычного человека» и профессионала начинают очевидно конкруировать друг с другом9.

Особенно следует отметить деятельность Срии Сриинавазана (Sree Sreenavasan), работающего в Колумбийской школе журнализма (Нью-Йорк). Одним из первых он начал чтение специального курса «Как социальные сети

могут помочь действующему журналисту», выступил с рядом статей о месте социальных сетей в современной общественной жизни. Согласно остроумному выражению Sig Gissler (администратор Пулитцеровской Премии), все журналисты разделились теперь на traditional и tradigital. Основные идеи 'tradigital' журналистики формулируются по-разному, но основой становится свободное владение новыми технологиями. Мысль о том, что современный журналист должен быть на «ты» с основными девай-сами, программами и платформами, можно считать общим местом рассуждений о том, каково должно быть образование журналиста будущего. Срии Сриинавазан выделяет восемь главных черт журналиста будущего: бизнес-смекалку (журналист сам продюсер своего творчества); навыки программиста (и свободное владение HTML, CSS, PHP, JavaScript, ActionScript3 и Python) с целью создания специальных площадок для презентации своих работ; свободное экспериментаторство (и отсутствие страха перед новыми инструментами и технологиями); быть специалистом по мультимедиа (лучше всего, по мнению автора, открыть свой видеоблог); ориентация на социальную журналистику (и претензия на то, чтобы быть «властителем дум» - «лидером мнений»); четко ориентироваться в социальных сетях и быть там «своим» человеком; иметь множество навыков, в том числе и хорошо разбираться в своем SEO-потенциале и понимать его значимость; четкое следование базовым принципам журнализма (этика, достоверность, объективность и др.). Обобщая сказанное, Срии цитирует Браун-Смита: журналистика будущего - это альянс основных журналистских принципов и новых технологий10.

Отдельные рассуждения посвящены тому, как подготовить такого специалиста, в частности, какими, собственно, способами учить свободному «плаванию» в социальных сетях.

Вадим Лаврусик - один из студентов Срии -предлагает следующие «рецепты» (во многом ссылаясь на мнение своего наставника)11:

1) продвижение контента (показать, как журналист может увлечь аудиторию и сосредоточить ее внимание на том, контенте, какой именно он отбирает и предлагает);

2) использование Скайп и других инструментов для он-лайн интервью;

3) обучение поиску в социальных сетях информации о развитии каких-то важных событий (вторичное информирование, детали, мнения, новые подробности);

4) активное участие в социальной жизни сети - вопросы, адресованные ее участникам, помогают вызвать интерес и становятся точкой сбора ресурсной базы;

5) использование всего спектра инструментов социальных сетей (конструирование своего блока на WordPress, размещение статей и видео на Facebook и т. д.);

6) конвергенция блога и социальных сетей;

7) создание своего коммьюнити и богатый контент любого высказывания (нельзя послать твит «Я ем гамбургер», надо помнить о ценности любого высказывания в социальной сети, это касается и ретвита - ответа на чужой твит; там должны быть важные ссылки, глубокие мысли, помогающие другим участникам этого диалога);

8) создание персонального брэнда;

9) учить этике общения в социальных сетях -профессионал должен отличаться от любителей;

10) постоянное экспериментирование с различными инструментами социальных сетей.

В разных школах журналистики тщательно тестируется сфера новых медиа в Интернете и создаются «коллекции ссылок» для журналистов, а работа в учебном классе превращается в исследование инструментов и возможностей этих сайтов. Посещение таких сайтов вменяется будущим журналистам в обязанность - как ежедневное чтение газет. Так, например, тот же Срии Сриинавазан отмечает, что наиболее популярный сайт по новым медиа (в том числе социальным сетям) http://mashable.com (запущен в 2005 году. самопозиционируется как ресурс по web-культуре в целом), а наиболее значимый «цифровой» сайт (о новостях техники и технологий в информационной сфере) -http://paidcontent.org.

Интересно, что вопрос о будущем журналистики тесно переплетается с вопросом о будущем журналисте - каким он должен быть. Анализ «новых веяний» и перехода к tra-digital journalism принципиально связан с идеей индивидуализации и универсализации журналистской деятельности. Аналитики видят «падение стен» и крушение «башни из слоновой кости» журнализма прошлых лет. Многие отмечают, что «большая журналистика» перемещается из величественных зданий старинных газет в маленькие комнатки, оснащенные компьютером и выходом в Интернет, а наиболее успешным журналистом будет тот, кто в совершенстве овладеет искусством навигации в огромном пространстве Интернета и социальных сетей.

Примечания

1 См. об этом мою статью: Загидуллина М. В. Тематический анализ докторских диссертаций по специальности 10.01.10 - журналистика (обзор диссертаций 1992-2009 годов) // Знак : проблемное поле медиаобразования. 2010. № 6. С. 83-90.

2 Smith, Zoe. Introducing Multimedia to the Newsroom // The Future of Journalism : Papers from a conference organised by the BBC College of Journalism. - L. : BBC College of Journalism, 2009. - P. 19.

3 Rosenstiel: five myths about the future of journalism / Tom Rosenstiel // The Guardian. 2011. 12 Apr. [Electronic resource]. - http://www.guard-ian.co.uk/media/greenslade/2011 / apr/12/digital-media-newspapers.

4 http://youcommnews.com/pages/about.

5 www.youtube.com/watch?v=X36AC wwyscY.

6 http://wjec.ou.edu/program.php?id=Chelyabin sk+State+University+State&region=&country= Russian%20Federation.

7 http://wjec.ou.edu/principles.html.

8 http://www.cf.ac.uk/jomec/resources/FoJ2011Li stofAbstracts.pdf.

9 De Keyser, Jeroen & Raeymaeckers, Karin. The Printed Rise of the Common Man: How Web 2.0 has changed the representation of ordinary people in newspapers. - URL: http://www.cf.ac.uk/jomec/ resources/FoJ2011ListofAbstracts.pdf.

10 http://mashable.com/2009/12/09/future-journal-ist/.

11 http://mashable.com/2009/06/19/teaching-social -media/.

Юлия Владимировна Поздеева

Челябинский государственный университет

КОНВЕРГЕНТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: ПРОБЛЕМЫ УПРОЩЁННОГО ПОДХОДА

Актуальное направление в современной журналистике - конвергенция - активно внедряется в практику федеральных и провинциальных редакций. Однако при этом нередки случаи, когда вместо создания универсальных текстов для разных видов СМИ, под конвергенцией понимают, например, простой перевод телесюжета в аудиорепортаж, без учёта специфики радиоэфира. На нескольких примерах разбираются наиболее типичные ошибки и даются рекомендации по их недопущению.

Ключевые слова: конвергенция; телевидение, радио, репортаж.

Конвергенция (от латинского сопуе^еге -приближаться, сходиться) - термин, ранее принятый в биологии, этнографии, языкознании для обозначения аналогичных процессов схождения, взаимоуподобления. С конца 1990-х годах этот термин стал активно применяться и в медиасреде, что связано, прежде всего, с бурным внедрением Интернета и мобильных средств связи в повседневную жизнь миллионов людей. Сообщения очевидцев и ролики, снятые на мобильный телефон, размещённые в блогах, твиттере или на страничках социальных сетей стали полноправным источником оперативной информации для СМИ.

Практически все редакции сегодня имеют свой сайт в Интернете, где информация либо дублируется, либо размещается краткая, анонсирующая электронная версия, нередко сопровождаемая предложением поместить публикацию в свой блог или обсудить в форуме. Но размещение копии текста или трансляция теле-

и радиопрограмм в Интернете - это только первый шаг в конвергентной журналистике.

Суть конвергенции заключается в том, чтобы создавать контент (информационные материалы) для всех видов СМИ, входящих в состав крупного медиахолдинга, и управлять этим информационным потоком из единого центра. То есть конвергентная редакция производит новости одновременно для телевидения, радио и информагентства, реже - ещё и для печатного издания.

Активно внедряют конвергентный принцип организации работы такие медиахолдинги, как РБК, ВГТРК, «РИА Новости», ИД «Эксперт». В Челябинске это «ОблТВ» и 31 канал и «Эхо Москвы».

Можно выделить две модели, отражающие встречные тенденции. Первую можно условно обозначить как движение от информационного агентства к телерадиохолдингу, вторую - как интегрирование телерадиохолдинга в Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.