Научная статья на тему 'Будущее политических интернет-технологий: два сценария развития'

Будущее политических интернет-технологий: два сценария развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
482
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / КРАУДСОРСИНГ / СОВМЕСТНАЯ РАБОТА / КОММУНИКАЦИЯ / INTERNET / INTERNET-TECHNOLOGIES / CROWDSOURCING / COLLABORATION / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бронников Иван Алексеевич

With all its advantages, Internet-technologies have not brought society for peace and harmony, but rather exacerbated inter-ethnic and inter-civilizational problems. The paper proposes positive and negative scenarios for network communications development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее политических интернет-технологий: два сценария развития»

Иван БРОННИКОВ

будущее политических интернет-технологий: два сценария развития

При всех своих достоинствах, интернет-технологии не приблизили общество к миру и согласию, а напротив, усугубили межцивилизационные и межнациональные проблемы. В статье предлагаются два сценария развития сетевых коммуникаций: позитивный и негативный.

With all its advantages, Internet-technologies have not brought society for peace and harmony, but rather exacerbated interethnic and inter-civilizational problems. The paper proposes positive and negative scenarios for network communications development.

Ключевые слова:

Интернет, интернет-технологии, краудсорсинг, совместная работа, коммуникация; Internet, Internet-technologies, crowdsourcing, collaboration, communication.

БРОННИКОВ

Иван

Алексеевич —

к.полит.н.,

доцент кафедры

государственного

управления и

политических

технологий

Государственного

университета

управления

ivbronn@gmail.com

Многие исследования последних лет показывают, что госу -дарства с развитыми демократиями вплотную подошли к информационному типу своего развития. Очевидные лидеры в этой области — США, Япония и страны Западной Европы. Несмотря на бурный промышленный рост, развивающиеся страны значительно отстают от лидеров. В связи с этим возникает ряд крае -угольных вопросов. Трансформируется ли имущественная теория «золотого миллиарда» в информационную теорию «золотого мил -лиарда»? Насколько сильна связь экономики и информационного сектора?

Изменения современного информационного общества нахо -дят прямое отражение в активизации общественно - политических связей, становлении электронной демократии, смещении власт ной иерархии в сторону децентрализованных сетевых структур. Изменения в способах и формах социальной и политической комму -никации — это своего рода индикаторы, по которым можно судить о состоянии властно -управленческого процесса, его интенсивности и подконтрольности. Ведь, по сути, сегодня человек может быть причастным к политическому процессу, лишь будучи включенным в сетевые коммуникации1.

Интернет требует определенной степени международного сотруд ничества, чтобы иметь возможность открыто функционировать, а злоупотребление нетократизмом может привести к подрыву фунда ментальных основ информационного общества. Возможно, ведущие государства мира обнаружат, что современная публичная политика крайне неустойчива и противоречива, что вызвано функционирова нием негосударственных субъектов виртуальной реальности.

Истеблишменту не стоит забывать о том, что сейчас граждане помимо практического опыта владеют колоссальными теоретиче -скими знаниями. Представители гражданского общества, включая множество профессионалов с их научной, управленческой, техниче -ской, экологической и другими компетенциями, сегодня начинают превосходить информационную мощь государства. Виртуальные сообщества способны оптимизировать свои усилия по превраще -нию огромной «информационной свалки» в Сети в полезные дан -ные для государства с целью принятия эффективных управленче -ских решений.

1 Бронников И.А. Современные особенности российской интернет- аудитории как участника политической коммуникации // РоШВоок, 2013, № 2, с. 44—59.

Инновационный прорыв в социально политическом развитии общества прояв ляется в тесной зависимости от желания и способности политической элиты вклю -чать гражданский потенциал в те сферы, которые раньше являлись заповедной зоной государства — в процесс принятия и реализации важнейших политических решений. Сегодня это невозможно без использования политических интернет технологий.

Определим политические технологии как целенаправленно сконструирован-ную совокупность приемов и способов достижения результата, использование которых затрагивает государство и не совпадающие интересы значимых соци альных групп1.

Что касается политических интернет -технологий, то они открывают принципи ально новые возможности коммуникации, делают доступной политическую инфор мацию, упрощают получение обратной связи, создают инновационные формы участия населения в политическом про цессе, становятся источником прозрачно сти действий политических институтов и конкретных политиков.

Более того, политические интернет -технологии являются фактором, сокраща ющим дистанцию между властью и обще ством вследствие формирования климата доверия, повышающего легитимность власти в глазах электората.

Информация и коммуникационные процессы на этапе становления инфор мационного общества определяют доми нирующую парадигму прогресса, связан ную с конструированием жизни социума2. Сегодня мы живем в такое время, когда инновации в одно мгновение становятся тривиальными и обыденными. Зачастую мы даже не замечаем коренных транс формаций. Социальные сети пришли в нашу повседневность совсем недавно, но уже стали обычной и необходимой частью жизни среднестатистического жителя мегаполиса. А бывший старший советник госсекретаря США по инно вациям А. Росс вообще считает «само

1 Шабров О.Ф. Политические технологии // Знание. Понимание. Умение, 2012, № 4, с. 328.

2 К примеру, Дж. Нэйсбитт и П. Абурден отме -

чают, что небольшое число диктаторов в современном мире связано с тем, что они больше не способны контролировать информационные потоки.

существование социальных сетей чистым благом»3.

Интернет - технологии не предпола -гают стагнацию. Интернет -технологии

— это движение. Проблема состоит в том, что данное движение амбивалентно. Совершенно осознанно мы выделяем два сценария развития, т.к. крайне мобильная сфера сетевых коммуникаций не предпо -лагает застой: при стабильных финансо -вых рынках наблюдается их бурный рост, а при экономических проблемах — инструментализация и спад.

Сценарий 1. Позитивный. Становление информационного общества предполагает постоянный прогресс интернет технологий. В общих чертах развитие Сети можно представить в виде триады: инфор мирование Web 1.0 / кооперация Web 2.0 / высококачественный контент Web 3.0. Таким образом, следующий шаг позитив -ного сценария предполагает совместную работу в Сети и участие акторов на прин ципах Wiki во властно-управленческом процессе.

В результате мы получим сращивание технологий Wiki с процедурами принятия решений в государстве. Группы акторов хорошо умеют искать и анализировать информацию, и эти их качества могут быть востребованы в политической деятельно сти, а совместная работа — тот необходи -мый мостик, который связывает управля ющих и управляемых в начале XXI в.

В основе совместной работы лежит минимизация абсентеизма и публичность государственной политики, включающая в себя активное участие, сотрудничество, дискуссии и консенсус власти с гражда -нами. А что это, если не свободный путь к прямой демократии? Например, один является экспертом, поскольку защитил диссертацию по проблемам автомоби лестроения, а другой знает об автомобилях все, потому что 30 лет работает мотористом. Это разные знания, разные компетенции, разные стимулы, но сила совместной работы и заключается в син хронизации и координации действий всех участников. На выходе мы получаем, что граждане больше не обсуждают про блемы управления государством, а уча ствуют в нем.

Еще вчера краудсорсинг и привлечение

3 Кехлер Г. Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога? // Полис, 2013, № 4, с. 76.

значительной части общества к решению проблем управления были смелой фанта зией исследователей, но уже сегодня у нас есть опыт краудсорсинговой конституции Исландии 2011 г., когда власти Исландии скоординировали и мобилизовали населе ние страны для принятия новой консти туции через Интернет. Конечно, принять участие в обсуждении мог любой, но уча ствовали только эксперты из специально созданных групп профессионалов. А сами экспертные группы формировались путем открытого голосования в Сети.

Таким образом, краудсорсинг не создает ничего принципиально нового, пока люди не поймут, чего от них хотят. Пользователи Википедии знают, что делать, потому что понимают, как надо писать статьи для энциклопедии. Все они имеют представле -ние об общей цели. Но, несмотря на расту -щую популярность совместной работы в Сети, опыт такой работы достаточно невелик, когда речь заходит об участии в принятии решений на государственном уровне1. Существующим государственным институтам не хватает стимулов и плана пересмотра парадигмы политического управления. Если бы дело было только в широком внедрении технологий и широ кополосном доступе в Интернет, методы управления на принципах электронной демократии давно применялись бы пра вительствами многих стран. Поэтому сегодня гражданскому обществу так важно открыто заявлять свои требования, кон тролировать государственный аппарат, вступать в диалог с истеблишментом, при ступать к совместной работе в Сети.

Люди умны и хотят работать вместе, а современное государство нуждается в «протезах», чтобы действовать эффектив -нее при решении главной задачи управ -ления — целедостижения.

Поэтому необходима слаженная работа активных групп, экспертов, профессио налов ради достижения общего блага. Показательными в этом плане выглядят следующие данные ФОМа2: 29% граждан склонны хотя бы к одной активности в Сети; 5% склонны к краудсорсингу; 10%

1 Новек Б. Wiki -правительство: Как технологии могут сделать власть лучше, демократию — силь -нее, а граждан — влиятельнее. — М. : Альпина Паблишер, 2012, с. 40.

2 Особенности потребления информации: сто -лицы vs другие города России // http://runet.fom. ru/Proniknovenie-intemeta/10712 (дата обращения 18.11.2013).

проявляют гражданскую активность, ока зывают помощь и соучастие; 11% выска зывают собственное мнение в Сети; 12% работают и учатся с помощью Интернета; 18% размещают собственный контент в Сети. В Москве и Санкт - Петербурге дан -ные показатели еще выше: 44%, 8%, 15%, 12%, 22% и 26% соответственно.

Резюмируя сказанное выше, можно от -метить, что влияние интернет технологий на политический процесс определяется эффективностью и методами их исполь зования. Совместная работа виртуальных сообществ позволяет изменить бюрокра тические принципы существующих госу дарственных институтов и создать новые механизмы решения задач.

Несмотря на то, что процедуры граждан ского участия в управлении не достигли успеха ни до появления Интернета, когда они были непрактичными, ни после, когда продолжали хромать из за неверных пред ставлений о том, какой вклад могут внести граждане, гражданское участие все же воз можно и желательно3. Работая совместно, люди чувствуют сопричастность великому делу. Это и есть основа для формирова -ния эффективных сетевых коммуника ций. Будущее интернет -технологий будет основано на широкой информатизации и возможности участия в управлении, осуществляемого адекватными для нового времени способами и приемами.

Сценарий 2. Негативный. Судить о сте -пени развития интернет технологий можно только с учетом создаваемого ими материального базиса для решения акту альных социально политических и эко номических задач. Прогресс интернет технологий определяется активным спро сом на инновации. Начиная с 1980 -х гг. темпы роста «знаниеемких» отраслей (knowledge industries) поражают воображе -ние исследователей. Информация и зна ния стали не только властными ресурсами, но и реальной частью экономики многих государств. В современной статистике имеются многочисленные подтверждения данного суждения4.

Интернет -технологии полностью зави -сят от промышленной и экономической мощи государств. Ухудшение основных

3 Новек Б. Указ. соч., с. 199.

4 Тюкавкин Н.М. Информатизация экономики и информационное общество // Вестник Самарского государственного университета, 2012, № 10, с. 139-146.

экономических показателей в большин стве развитых стран и глобальная рецессия могут резко понизить ценность интернет технологий. Пока не будут решены фун даментальные проблемы в экономике, промышленности, политической системе, дальнейшее развитие интернет технологий будет симуляцией с элементами иллюзии. Особенно остро это проявится в России.

Несмотря на многократные призывы руководства страны к переходу на иннова ционный путь развития, Россия продолжает сильно отставать от развитых стран, более того, с годами этот разрыв увеличивается. Так, по данным Всемирного банка, по сум -марному показателю конкурентоспособно -сти экономика Россия в 1994 г. находилась в четвертой десятке из 180 стран мира. За 10 с небольшим лет наша страна перемести лась во вторую сотню. По данным Центра исследований и статистики науки, только 5—6% российских промышленных пред -приятий ведут разработку и внедрение тех нологических инноваций, тогда как в конце 80 -х гг. таких предприятий было 60—70%. Инновационные продукты в США сейчас составляют 70% производства, в Китае этот показатель приближается к 34%. Россия в этом плане серьезно отстает: по данным Комитета Государственной думы РФ по науке и наукоемким технологиям, их доля составляет всего 5—7%'.

Развитие экономики России не соот ветствует предъявляемым требованиям к информационному обществу:

— доля работников с низкой квалифи -кацией в России составляет 25% общего количества рабочей силы (в США — не более 2,5%);

— доля выделяемых средств на образова -ние в бюджете РФ меньше, чем в США, в 2,5 раза, а на здравоохранение — меньше почти в 6 раз (с учетом того, что бюджет США больше, чем бюджет РФ, в 20 раз);

— число граждан, имеющих уровень жизни ниже прожиточного минимума, за годы рыночного существования увеличи лось в 30 раз;

— уровень финансирования научной сферы в РФ по сравнению с 1990 г. сокра тился: в 1997 г. — в 7 раз, а в 2010 — в 14 раз;

1 Зонова О.В., Березнев С.В. Переход российской экономики к инновационному типу развития: проблемы и перспективы // Вестник ВГУ. Сер. Экономика и управление, 2013, № 1, с. 12.

— доля расходов на НИОКР в 2012 г. составила 0,42% ВВП;

— с 1990 по 2012 г. из сферы науки уво -лились 3,1 млн работников, т.е. более 2/3 ранее в ней работавших;

— имеет место утечка интеллектуального капитала за рубеж, убыток от которой, по оценкам различных экспертов, с 1990 г. составил 60—80 млрд. долл.;

— заработная плата российских ученых составляет 7—10% по отношению к дохо -дам их зарубежных коллег;

— объем затрат на производство знаний в РФ составляет не более 5% ВВП, 3/4 которых относятся на образование и под готовку кадров2.

Гиперактивное развитие интернет технологий провоцирует эйфорию и со -здает иллюзию, что происходит замеще ние традиционной политической дея -тельности электронной. Внедрение более сложных политико - коммуникативных технологий приводит человека в состоя ние апатии по отношению к политиче ской жизни.

Таким образом, не за горами переоценка значимости интернет технологий: как и у любого другого процесса, здесь есть и обратная сторона. Их новаторский харак тер не должен нас обманывать. Не следует упускать из вида сугубо инструментальный характер интернет -технологий: предостав -ляя невообразимые технические и орга низационные возможности, они являются недостаточным условием социальной и политической эмансипации. В отдельных конфликтных ситуациях они ведут к обо стрению стереотипов, к насильственным и разрушительным действиям, способным подорвать сами основы демократического общества3.

Дестабилизация экономики способствует быстрому краху надежд киберуто пистов. Интернет способствовал станов лению политических свобод, но, когда он заменяет политическую реальность симу ляциями, он становится тормозом обще -ственного развития. В России эта про блема все отчетливее будет проявляться в связи с плачевным состоянием промыш ленности и экономики в целом.

2 Кондратьев В. Возможности в каждой пробле -ме // Прямые инвестиции, 2011, № 7, с. 21.

3 Кехлер Г. Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога? // Полис, 2013, № 4, с. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.