Научная статья на тему 'Будущее научных библиотек в свете юридических коллизий авторских прав и прав человека'

Будущее научных библиотек в свете юридических коллизий авторских прав и прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ИНФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ / НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цапенко А. М.

В статье дается анализ коллизий взаимодействия авторско-правового законодательства и фундаментальных прав человека на свободный доступ к информации в личных, научных или образовательных целях в отношении цифрового контента. Рассматриваются последствия изменения этих коллизий для будущего научных библиотек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее научных библиотек в свете юридических коллизий авторских прав и прав человека»

БУДУЩЕЕ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК В СВЕТЕ ЮРИДИЧЕСКИХ КОЛЛИЗИЙ АВТОРСКИХ ПРАВ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

THE FUTURE OF SCIENTIFIC LIBRARIES IN THE LIGHT OF LEGAL COLLISIONS OF COPYRIGHTS AND HUMAN RIGHTS

Цапенко A.M.

Зам. директора по научной работе ФГНу «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО, Москва. E-mail: tsapenko@gnpbu.ru

Tsapenko A.M.

The deputy director of the Federal State Scientific Institution «UshinskyScientific Pedagogical Library» of the Russian Academy of Education E-mail: tsapenko@gnpbu.ru

Аннотация. В статье дается анализ коллизий взаимодействия авторско-правового законодательства и фундаментальных прав человека на свободный доступ к информации в личных, научных или образовательных целях в отношении цифрового контента. Рассматриваются последствия изменения этих коллизий для будущего научных библиотек.

Ключевые слова: авторское право, права человека, информация, цифровой контент, научные библиотеки.

Annotation. In the article is presented an analysis of the collisions of interaction ofthe author's rights legislation and fundamental human rights on an easy approach to the information in the personal, scientific or educational purposes concerninga digital contentand a consequence of change of these collisions on the future of scientific libraries.

Keywords: author's rights legislation, human rights, information, digital content, scientific libraries.

В настоящее время в ряду многих фундаментальных трансформаций в жизни человечества, обусловленных бурным развитием технологий, в том числе цифровых и информационно-коммуникативных, происходят изменения и в сферах морально-этического, психологического и юридического характера. Изменения эти происходят иногда настолько стремительно, что осмысление последствий, вызванных этими изменениями, зачастую происходит гораздо медленнее самих изменений, хотя последствия этих изменений и не всегда носят прогрессивный и безвредный для рядового человека характер. К изменениям такого плана на наш взгляд можно отнести и комплекс вопросов, связанных с развитием современной системы авторского права, а также и вопросов правоприменительной практики, вытекающей из складывающейся системы современного авторского права, в том числе и громкую масштабную войну против так называемого «интеллектуального пиратства». Иногда эта борьба с пиратством приобретает такие фор -мы, что рядовые читатели, скачивая из Интернета ту или иную информацию, чувствуют себя «без вины виноватыми», а то и, безусловно, виновными.

В связи с этим все более актуальной становится задача четкого разделения фигур злостного «пирата», паразитирующего на чужой интеллектуальной собственности, и добросовестного пользователя, желающего безвозмездно ознакомиться с произведением, охраняемым законодательством об авторском праве, в личных, гуманитарных или исследовательских, целях. Как подчеркивает в своей работе P. Oilier: «.. .некоторые пираты - это просто люди, желающие прочитать книгу, которая не издана в их стране в нужном формате» [1].

По некоторым оценкам, возможные потери от пиратского скачивания в США в настоящее время достигают примерно 10% от общего объема сумм, вырученных от продажи книг. Однако многие специалисты не согласны с такими оценками, считая, что во многих случаях квази-пиратское скачивание имеет целью только первичное личное ознакомление с книгой, которое в дальнейшем приводит к совершенно легитимной её покупке. В настоящее время все более начинает превалировать мнение, что предварительное скачивание не причиняет такого вреда авторам, каким оно кажется при первоначальных грубых оценках. Примером такого подхода служит мнение известного бразильского писателя Пауло Коэльо, который на портале «BitTorrent» открыл свой блог «Pirate Coelho», в котором приводит ссылки на сайты для безвозмездного скачивания в цифровом виде своих книг, так как считает, что это только стимулирует продажи его книг в «бумажном» формате.

Многие исследователи этого вопроса считают, что ответ на вопрос «могут ли пираты способствовать продаже книг» связан с проблемой идентификации «пиратов». На самом деле многие из этих «пиратов» являются энтузиастами чтения, желающими поделиться книгой с друзьями, и таким образом, они обеспечивают книге известность и рекламу, стимулируя тем самым её легитимную продажу. И, следовательно, законодателям и представителям правоохранительной системы в первую очередь следует четко дифференцировать таких любителей литературы, использующих скачивание в личных целях, и пиратские сайты, извлекающие экономическую выгоду от незаконной публикации и распространения книг в коммерческом масштабе.

Как известно, современная западная правовая доктрина, выраженная в национальных законодательствах и в международных нормах о правах человека, предусматривает право доступа всех граждан к информации и право каждого на свободу самовыражения, на участие в культурной жизни общества, свободный доступ к созерцанию предметов искусства, архитектуры и к использованию результатов научно-технического прогресса.

Но, одновременно, законодательство всех современных стран требует обеспечения права автора произведения на защиту своего имени и имущественных прав, то есть, как моральных, так и материальных интересов, связанных с созданным им произведением. На практике эти два вида права вступают в противоречие друг с другом, так как неограниченный доступ к информации препятствует соблюдению авторских прав, и наоборот. И как пишут многие специалисты в этой области, как, например, Р. Акеэ1ег: «в обществе возникает необходимость соблюдения баланса интересов общества и авторов» [2].

Для соблюдения этого баланса интересов в какой-то исторический момент развития современной цивилизации законодательством были выработаны такие механизмы как установление границ авторских прав и наличие изъятии из авторских прав. В первом случае это выражалось в том, что были установлены определенные ограничения системы авторско-правовой и патентной охраны, предоставляемой государством. В соответствии с ними охране подлежат выражение идей (тексты или техническое описание устройства или способа производства и т.п.), а не сами идеи, при этом должна присутствовать их оригинальность и не очевидность, что является результатом только серьезного интеллектуального труда, сроки предоставляемой охраны были строго ограничены и т.п. Во втором случае в некоторых, специально оговоренных случаях, в особенности касающихся деятельности библиотек и учебных заведений, охраняемые авторским правом работы могли быть использованы без разрешения автора и без выплаты ему компенсации.

Такая правовая схема обеспечивала возможность свободного использования идей и концепций, неоригинальных работ, а также охраняемых работ после того, как они становились общественным достоянием и поступали в общественное пользование.

С появлением и развитием цифровых технологий этот сложившийся баланс был нарушен, так как хранить, воспроизводить, модифицировать, микшировать, передавать, размещать и находить информацию в Интернете с разрешения или без разрешения владельца авторских прав стало чрезвычайно легко. В ответ на эти вызовы законодатели стали усиливать авторско-правовую защиту интеллектуальных прав авторов в ущерб правам граждан на свободный доступ к информации.

Такое нарушение баланса интересов, на наш взгляд, является серьезной ошибкой с далеко идущими последствиями. Если проэкстраполировать существующие тенденции и спрогнозировать социальные последствия происходящих изменений, то, в первую очередь, представляется весьма проблематичным будущее такого социального института, каковым является современная библиотека, а, возможно, прежде всего - именно научная библиотека.

Это легко объяснимо, так как становление библиотек как социального института происходило задолго до наступления эпохи авторского права, и возникали они, в первую

очередь, именно как своего рода центры научно-педагогической и теологической информации - при монастырях, что в дальнейшем способствовало тому, что именно библиотеки явились тем фундаментом, на основе которого стали развиваться современные университеты, а значит и современное образование.

Если обратиться, например, к тексту современного Федерального закона РФ «О библиотечном деле» [3], то в статье 7 «Права пользователей библиотек» (в п. 4) можно прочитать: «В общедоступных библиотеках граждане имеют право: «бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов». Этот пункт прекрасно согласуется со «Всеобщей декларацией прав человека» [4], провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, статья 19 которой гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». И то же можно прочитать в статье 27 этой Декларации: «1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является». И до недавнего времени баланс интересов, охраняемых как п. 1, так и п. 2 статьи 27 этой Декларации довольно хорошо соблюдался, и никаких ущемлений прав библиотек, как старейшего общественного социального института, не происходило. Иными словами соблюдение авторских прав не мешало читателям библиотек бесплатно получать во временное пользование для чтения книги из фондов библиотек.

Однако с бурным развитием цифровых технологий под предлогом защиты авторских прав этот баланс стал резко нарушаться в пользу авторских прав, что, по сути, делает невозможным бесплатное обслуживание читателей библиотек, фонд которых формируется цифровым контентом, защищенным законодательством об авторском праве, а это, в свою очередь, нарушает фундаментальный принцип организации библиотеки как социального института, формировавшегося на протяжении веков.

Представляется, что сохранение баланса интересов при осуществлении авторских прав в цифровой среде не должно приводить к устранению установленных и испытанных ранее в течение десятилетий принципов. Думаю, что возникшие противоречия, вызванные стремительным развитием цифровых технологий, могут быть разрешены и без переоценки и переосмысления установившихся фундаментальных основ системы авторского права. Они могут быть разрешены путем внимательного рассмотрения точек пересечения интересов правообладателей и конечных добросовестных пользователей, соблюдения фундаментальных прав этих пользователей на свободное использование произведений в личных, научных или образовательных целях путем сохранения ранее установленных границ, ограничивающих авторское право, и четко прописанных законосообразных изъятий из соответствующих авторско-правовых норм.

Можно добавить к этому, что современные мировые тенденции должны состоять не в том, чтобы любой ценой защищать интересы правообладателей цифрового контента путем защиты их произведений от копирования как юридическими, так и различными техническими средствами, а в том, чтобы такая защита не мешала добросовестному пользователю знакомиться с этими произведениями в личных или научных целях, когда у такого пользователя нет цели получения материальной выгоды. В том числе общество должно быть заинтересовано в том, чтобы пользователь получал доступ к этим произведениям без излишних трудностей с их дешифровкой в случаях защиты этого контента какими-то техническими средствами. Борьба за легитимность использования цифровых копий произведений литературы, науки и искусства не должна идти в разрез с их законосообразным обменом, распространением и оборотом, не снижая их вклада в движение к общественному прогрессу.

Список литературы:

1. Oilier, P. The future of digital books / P. Oilier I I MIP. - 2011. - № 208. - P. 34-39.

2. Akester, P. The new challenges of striking the right balance between copyright protection and access to knowledge, information and culture / P. Akester // E.I.P.R. -2010. - Vol. 32. - № 8. - P. 372-381.

3. О библиотечном деле : федер. закон : [принят Гос. Думой 23 ноября 1994 г.] // legis.ru : информационно-правов. изд-е : [Сайт]. - URL: http://www.legis.ru/ misc/doc/262 (дата обращения: 24.04.2012).

4. Всеобщая декларация прав человека : [принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года] // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=LAW;n=120805 (дата обращения: 24.04.2012).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.