Научная статья на тему 'Бронзовые наконечники стрел VII первой половины VI вв. До Н. Э. В погребальных комплексах Урало-Казахстанских степей'

Бронзовые наконечники стрел VII первой половины VI вв. До Н. Э. В погребальных комплексах Урало-Казахстанских степей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1892
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКОНЕЧНИКИ СТРЕЛ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ / УРАЛО-КАЗАХСТАНСКИЕ СТЕПИ / ТИПОЛОГИЯ / ХРОНОЛОГИЯ / САРМАТЫ / ARROW-HEADS / ETHNOCULTURAL TIES / URAL-KAZAKH STEPPES / TYPOLOGY / CHRONOLOGY / THE SARMATIANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Александр Александрович

Статья посвящена анализу бронзовых наконечников стрел VII первой половины VI вв. до н. э. Они рассматриваются как индикатор этнокультурных связей населения различных регионов. Кроме того сделана попытка разграничить социальную, хронологическую и культурную информацию, которая нашла отражение в колчанных наборах Урало-Казахстанских номадов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

7 and early 6 century be Bronze arrow-headsin sepulchral complexes of Ural-Kazakh steppes

The article deals with analysis of bronze arrow-heads of 7 and early 6 centuries ВС. They are analyses from the point as indicator of the ethnocultural ties of population of different regions. Beside this the author made an attempt to divide the social, chronological and cultural information with was reflected in the sets of quivers of Ural-Kazakh nomads.

Текст научной работы на тему «Бронзовые наконечники стрел VII первой половины VI вв. До Н. Э. В погребальных комплексах Урало-Казахстанских степей»

УДК 902 (470.5+574)

ББК Т4(0)

БРОНЗОВЫЕ НАКОНЕЧНИКИ СТРЕЛ VII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ VI ВВ. ДО Н. Э. В ПОГРЕБАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ УРАЛО-КАЗАХСТАНСКИХ СТЕПЕЙ

А. А. Иванов

7 AND EARLY 6 CENTURY ВС BRONZE ARROW-HEADS IN SEPULCHRAL COMPLEXES OF URAL-KAZAKH STEPPES

A. A. Ivanov

Статья посвящена анализу бронзовых наконечников стрел VII — первой половины VI вв. до н. э. Они рассматриваются как индикатор этнокультурных связей населения различных регионов. Кроме того сделана попытка разграничить социальную, хронологическую и культурную информацию, которая нашла отражение в колчанных наборах Урало-Казахстанских номадов.

Ключевые слова: наконечники стрел, этнокультурные контакты, Урало-Казахстанские степи, типология, хронология, сарматы.

The article deals with analysis of bronze arrow-heads of 7 and early 6 centuries BC. They are analyses from the point as indicator of the ethnocultural ties of population of different regions. Beside this the author made an attempt to divide the social, chronological and cultural information with was reflected in the sets of quivers of Ural-Kazakh nomads.

Keywords: arrow-heads, ethnocultural ties, Ural-Kazakh steppes, typology, chronology, the Sarmatians.

Наконечники стрел являются наиболее массовым археологическим источником. Очень часто их используют для датировок памятников и определения культурного влияния населения отдельных регионов.

Многие исследователи, занимаясь анализом наконечников, используют принципы типологии, предложенные в 1961 году К. Ф. Смирновым1. Унификация принципов исследования позволила создавать региональные типологии сопоставимые между собой. В результате есть возможность определять исходные районы, в которых происходило формирование того или иного типа наконечников стрел.

До сих пор остается определенная разноголосица в терминологическом аппарате, а иллюстративный материал и описание не дают возможностей для однозначного восприятия материала.

Основное внимание мы обратим на форму наконечников стрел, которая изменяется как в процессе изготовления, так и использования. Например, крайне нечетко разделяются треугольная и сводчатая головка, симметрично-ромбическая и лавролистная.

Отсутствие четких критериев затрудняет типологическую интерпретацию, что и усложняет их культурную трактовку.

В основе исследования лежит гипотеза о том, что смена типов оружия несет информацию о взаимодействии населения различных регионов. Кроме того анализ наконечников стрел позволит говорить

о территории происхождения и о эволюции определенных типов.

Для систематизации наконечников стрел использованы существующие типологии, разработанные

К. Ф. Смирновым, Л. Т. Яблонским, О. А. Вишневской, и др. В ходе исследования не ставилась цель выделения новых типов, хотя необходимость такой работы назрела.

Была составлена выборка из 24 погребальных комплексов расположенных на территории Урало-Казахстанских степей, содержащих 402 наконечника стрел. Авторами публикаций все они датированы в рамках VII — первой половиной VI вв. до н. э. Количество наконечников стрел в погребениях от 1 до 88.

В результате систематизации имеющегося материала выявлены общераспространенные и единичные типы наконечников стрел. Основу колчанных наборов, составляют: черешковые трехлопастные со сводчатой головкой и втульчатые двухлопастные, из которых наиболее распространенны типы с асимметрично и симметрично ромбической головкой.

Менее распространены наконечники стрел следующих типов: черешковые: двухлопастные, четырехлопастные, трехгранные; втульчатые: ромбические и круглые в сечении, четырехлопастные, трехлопастные; наконечники с зажимной формой насада.

В качестве рабочей была выдвинута гипотеза о том, что колчанные наборы знати состоят из новейших образцов и качественно отличаются от наборов рядовых воинов. Происходит это из-за того, что знать первой усваивает инновации, поэтому одновременные погребения «знатных» и «рядовых» членов общества будут различаться2. В качестве критериев знатности были приняты следующие

Исторические науки

показатели: количество наконечников в погребении, наличие высокохудожественных изделий и изделий из драгоценных металлов.

Для выяснения взаимосвязи количества и типологического разнообразия наконечников стрел была проведена их корреляция. В результате были выделены две группы погребений.

Первая группа—условно «рядовое» население. Их колчанные наборы содержат от 1 до 14 наконечников стрел. Особенности группы: небольшое количество стрел; преобладание черешковой формы насада; наличие редких типов, характерных в большей степени именно для этой группы (двухлопастные, четырехлопастные, трехгранные черешковые); отсутствуют высокохудожественные изделия из бронзы и драгоценных металлов.

Данную группу можно разделить на три подгруппы:

1а. Содержат от 1 до 3-х бронзовых наконечников стрел разных типов. Господствует черешковая форма насада. Другой инвентарь в погребениях, как правило, отсутствует.

1 б. Включает от 4 до 7 бронзовых наконечников черешковых трехлопастных и втульчатых двухлопастных. Другой инвентарь в погребениях чаще всего не выразителен.

1в. Достаточно большие наборы от 9 до 14 бронзовых однотипных наконечников стрел. Для этой группы характерна стандартизация колчанного набора. Другой инвентарь включает оружие ближнего боя.

Вторая — условно «элитарная» группа погребений. Количество бронзовых наконечников стрел от 16 до 88. Особенности этой группы: большее количество стрел; преобладает втульчатая форма насада; наличие редких типов характерных только для этой группы (ромбических в сечении втульчатых, трехлопастных втульчатых, зажимных). В погребениях найдены высокохудожественные бронзовые изделия и предметы из золота.

В результате корреляции количества и типологического разнообразия наконечников стрел в одном колчанном наборе выявлена следующая зависимость. Увеличение общего количества наконечников стрел в погребении приводит к уменьшению количества наконечников с черешковой формой насада.

Черешковый насад бронзовых наконечников стрел характерен для восточных регионов Евразийских степей. Встречаясь в комплексах VIII—VI вв. до н. э., такой способ крепления видимо является реликтом, наследством культур эпохи бронзы.

В регионе Урало-Казахстанских степей черешковые наконечники представлены разными типами, которые имеют различное происхождение. Наиболее ранними являются двулопастные черешковые наконечники. Они распространены на широкой территории и своим происхождением связаны еще с эпохой бронзы. В погребениях VII в. до н. э. из Центрального Казахстана встречены два двулопастных наконечника с выделенным бойком, широким основанием лопастей и длинным черешком. Отличается от них двулопастной наконечник из погребения 2 кургана 1 могильника Николаевка II. Он имеет сводчатую головку, утяжеленный ромбический в се-

чении боек, который сближает его с четырехлопастными наконечниками. Сходные наконечники есть в тагарской культуре и в Приаралье3. Наконечники с четырехгранным бойком и узкими лопастями можно считать переходной моделью от двулопастных к четырехлопастным наконечникам стрел. Можно предположить, что двулопастные черешковые наконечники в Урало-Казахстанских степях появились под влиянием кочевников из Приаралья. Широкого распространения они не получили, и к VII в. до н. э. почти повсеместно выходят из употребления4.

По мнению О. А. Вишневской генетически связаны с двулопастными четырехлопастные черешковые наконечники5. Они датируются в Приаралье VI в. до н.э. и считаются пережиточной местной формой. В памятниках Южного Урала широкого распространения такой тип не получил. Такие наконечники представлены экземплярами из погребения могильника Варненский курган 1 погребение 1, и Целинный I курган 59 погребение 1. Датируются концом VII—VI в. до н. э. Изначально четырехлопастные черешковые наконечники с ромбическим бойком могли сформироваться на территории Южного Урала и лишь затем попасть в Приаралье. Дальнейшее накопление материала в Приаралье и на Урале позволит уточнить этот вывод. Появление четырехлопастных черешковых не всегда связано с утяжелением бойка как это отмечает О. А. Вишневская. В лесостепном Алтае встречен четырехлопастной наконечник, не имеющий ромбического в сечении бойка, датирован VIII—VII в. до н. э.6

К группе редких черешковых относятся наконечники трехгранные в сечении. Они представлены в нескольких погребениях из Зауралья и Центрального Казахстана. Все наконечники имеют сводчатую головку. По мнению ряда авторов к VI в. до н.э. по материалам Казахстана трехгранные черешковые наконечники вытесняют трехлопастные.7 Трехгранные наконечники являются продолжением внутренней эволюции черешковых трехлопастных. Аналогии находятся в Приаралье, но до сих пор затруднено определение территории формирования такого типа.

Основную массу черешковых наконечников составляют трехлопастные типы. Встречены в 14 погребениях, всего 72 экземпляра. Господствующая форма головки сводчатая с утяжеленным бойком, редко встречаются с треугольной и башневидной головкой. Возможно, треугольная форма пера является Приаральской, а сводчатая имеет восточно-казахстанское происхождение8. Говорить об этом стоит с определенной долей условности, так как треугольная может переходить в сводчатую в результате заточки, четкие формы встречаются редко и высока доля субъективизма исследователя.

Втульчатые наконечники стрел в сечении бывают двулопастными, ромбическими, трехлопастными. Основная масса это симметрично и асимметрично ромбические формы. Общий облик таких наконечников сближает их с лавролистными формами и очень часто тяжело их разграничить, поэтому ряд исследователей выделяют плавноромбические или овальноромбические формы9.

Самые ранние типы — это наконечники, втулка которых проходит через все перо листовидной фор-

В. А. Иванов

Бронзовые наконечники стрел VII — первой половины VI вв. до н. э.

в погребальных комплексах Урало-Казахстанских степей

мы. Они относятся к архаичным, широко распространенным типам, известным с эпохи бронзы10.

Лавролистные, овальноромбические, симметрично и ассиметрично-ромбические, с простым или утяжеленным бойком и выступающей втулкой, могут иметь шип на втулке. Широкое распространение таких форм говорит о том, что они имеют общее происхождение11. По форме пера делятся на две группы: лавролистные и ромбические. Между ними существует некоторое количество смешанных групп, не имеющих однозначной формы пера.

Ромбические типы происхождением видимо, связаны с восточным регионом Евразийских степей, а их распространение с миграциями номадов на запад на заре раннего железного века12. На материалах Причерноморья и Закавказья, ромбические наконечники более ранние и относятся к жаботин-скому этапу, а лавролистные к келермесскому13. О. А. Вишневская и М. К. Хабдулина по данным Приаралья и Приишимья не склонны разделять эти наконечники хронологически и помещают их в одну группу14.

В отдельный тип выделяются наконечники, имеющие утяжеленный ромбический в сечении боек, переходящий в широкие лопасти, опущенные ниже втулки, которые представлены в могильнике Иртяш

14, курган 2, погребение З15. Близок им наконечник из могильника Шатрово, курган 1, погребение 2, который имеет небольшую втулку16. Аналогии имеются на достаточно широкой территории, что позволяет нам отнести его к общераспространенным типам17.

Втульчатые ромбические в сечении представлены несколькими типами, целесообразнее рассматривать их вместе, учитывая малочисленность выборки. Такие наконечники встречаются на достаточно большой территории, но основная их масса происходит с территории Восточной Евразии. О. А. Вишневская центром производства считает территорию Приаралья18. Однако, следуя логике

О. А. Вишневской, что центром производства является регион, где таких наконечников большинство правильнее связывать происхождение данного типа с памятниками Северного Казахстана19. Наиболее ранними формами видимо являются типы с гладкими гранями связанные происхождением с костяными наконечниками. Небольшое количество костяных прототипов затрудняет поиск изначального ареала. Возможный регион, где происходит становление этой формы Алтай. Костяные наконечники такой формы на территории Алтая датированы IX—VIII в. до н. э.20 Как правило эти наконечники представлены единичными находками в колчанных наборах

VII—первой половины VI в. до н. э. Для наконечников этого типа зафиксирована некоторая особенность в распространении. Они представлены не во всей выборке, а лишь в той которую мы определяем как «элитарную».

Круглые в сечении наконечники встречены в погребении могильника Алыпкаш курган 13 погребение 1. Относятся к редким типам, аналогии есть в Аржане и на Нижней Волге датированы

VIII—VII вв. до н. э.21 Представлены круглые наконечники и в материалах Причерноморья и Кавказа22.

Происхождение их, видимо, связано с эпохой бронзы независимо от территории.

Зажимные наконечники из могильника Кичи-гино I курган 5 погребение 1 уникальны и точных аналогий не имеют. Такая форма насада необычна и наконечников подобного типа немного. Ареал их распространения степи Восточной Евразии23. Самые ранние прототипы с двулопастной головкой и двумя зажимами появляются в западном Синьцзяне, в верховьях реки Или, датируются VII—VI вв. до н. э.24

Ряд наконечников не имеет аналогий и представлен единичными экземплярами. К ним относятся четырехлопастные втульчатые наконечники встреченные в нескольких погребениях Южного Урала и Северного Казахстана. Возможно, они являются изделиями местных мастеров, но однозначно ответить на этот вопрос может только дальнейшее накопление материала25.

Трехлопастные «скифские» типы наконечников стрел встречены в четырех погребениях. Первые наконечники «скифских» типов появляются в Урало-Казахстанских степях в начале VII в. до н. э. Они двух типов с лавролистной и сводчатой головкой с опущенными шипами. Интересно, что на ранних этапах они встречаются с трехлопастными черешковыми, т. е. сочетают две традиции «восточную» и «западную». Позднее на памятниках Приуралья такого сочетания не встречается. Наоборот, с конца VII в. до н. э. «скифские» типы встречаются не разрознено, а целым комплексом. Это может говорить о нарастании «скифского» влияния в Приуралье.

В результате исследования были выделены некоторые особенности усвоения инноваций кочевниками в Урало-Казахстанских степях.

Можно выделить «традиционные» и «культурные» инновации. «Традиционные» инновации связанны с оптимизацией общераспространенных форм. Это отразилось в появлении четырехлопастных и трехгранных черешковых наконечников стрел. Такие инновации были усвоены «рядовым» населением, которому видимо проще принять модернизированную, но узнаваемую форму.

«Культурная инновация» связана с разработкой или заимствованием качественно новых форм, не имеющих местных аналогов. «Культурная» инновация усваивается, как правило, представителями «знати». Связано это с тем, что культура «донор» пользуется большим престижем чем «реципиент»26. В данном случае речь идет о проникновении «скифских» форм, которые впоследствии становятся основой колчанных наборов.

Оценивая разнообразие типов наконечников стрел исследуемого региона можно сказать, что они находят многочисленные параллели в памятниках Приаралья. Видимо, эти регионы развивались в тесном взаимодействии. Контакты могли происходить в период зимовки и охватывали широкие слои населения. На современном этапе развития знаний затруднительно однозначно определить направление этих связей.

Можно говорить о нескольких культурных импульсах, которые нашли отражение в типологическом разнообразии наконечников стрел.

Прежде всего, следует отметить влияние, исходящее из региона Синьцзяна. С этими областями

Исторические науки

связано происхождение двулопастных черешковых и зажимных наконечников стрел. И если первые в Урало-Казахстанские степи попали через Приара-лье, то вторые, видимо, отражают существование прямых контактов между населением западного Китая и номадами Урало-Казахстанских степей. К сожалению, пока недостаточно данных чтобы уверенно говорить о некой миграции из Синьцзяна в степное Зауралье, где и были обнаружены данные наконечники.

Другое направление связей это контакты между кочевниками степного Приуралья и «скифского» мира. В результате в Урало-Казахстанских степях появилось большое количество «скифских» наконечников стрел. Можно предполагать, что с конца VII в. до н. э. мы фиксируем появление западного населения оставившего памятники типа Целинного, курган 59 и Покровка 2, курган 1727.

Бронзовые наконечники стрел Урало-Казахстанских степей VII — первой половины VI в. до н. э. несут в себе различную информацию. Не во всех типах информация представлена в одинаковом объеме. Большая часть колчанных наборов состоит из общераспространенных типов характерных для всего ареала кочевников Евразии. Но некоторые типы имеют четкую привязку к конкретным регионам, что позволяет нам определить направление этнокультурных контактов. Количество наконечников в одном колчане на наш взгляд несет социальную информацию и может являться социальным маркером. Дальнейшая работа в этом направлении и накопление материала позволит уточнить выявленные закономерности и направления связей.

Примечания

1. Смирнов К. Ф. Вооружение савроматов. — М. : Наука, 1961. — 162 с.

2. Арутюнов С.А. Народы и культуры развитие и взаимодействие. — М. : Наука, 1989. — 247 с.

3. Членова Н.Л. Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры. — М. : Наука, 1967. — 300 с.

4. Яблонский Л. Т. Саки Южного Приаралья. — М. : Наука, 1996. — 186 с.

5. Вишневская О. А. Культура сакских племен низовьев Сырдарьи в VII—V вв. до н. э. — М. : Наука, 1973.—295 с.

6. Иванов Г. Е. Вооружение племен лесостепного Алтая в раннем железном веке // Военное дело древнего населения Северной Азии — Новосибирск : Наука, 1987,—С. 6—27.

7. Яблонский Л. Т. Цит. соч. — С. 38.

8. Там же.

9. Хабдулина М. К. Степное Приишимье в эпоху раннего железа. —Алматы : Наука, 1994. — 170 с.

10. Там же.

И. Яблонский Л. Т. Цит. соч. — С. 40.

12. Там же. — С. 41.

13. Иванчик А. И. Киммерийцы и скифы. — М. : Новости, 2001. — 324 с.

14. Вишневская О. А. Цит. соч. — С.83; Хабдулина М. К. Цит. соч. —С. 25.

15. Гаврилюк А. Г., Таиров А. Д. Иртяш — 14 погребальный комплекс степных кочевников в зауральской лесостепи // Археология Южного Урала. Степь. — Челябинск, 2006. — С. 225—245.

16. Таиров А. Д. Ранние кочевники Урало-Казахстанских степей VII—II вв. до н. э. : дис. .. .д-ра ист. наук. — М., 2005. — 178 с.

17. Там же.

18. Вишневская О. А. Цит. соч. — С. 91.

19. Хабдулина М. К. Цит. соч. — С. 30.

20. Яблонский Л. Т. Цит. соч. — С. 30.

21. Там же. — С. 42.

22. Смирнов К. Ф. Цит. соч. — С. 61.

23. Иванов С. С. К вопросу о зажимных бронзовых наконечниках стрел // Материалы и исследования по археологии Кыргызстана — Бишкек, 2007. — С. 64—70.

24. Там же.

25. Хабдулина М. К. Цит. соч. — С. 38.

26. Арутюнов С.А. Цит. соч. — С. 187.

27. Гуцалов С.Ю. Цит. соч. — С. 65.

Посщпила в редакцию 10 июня 2010 г.

ИВАНОВ Александр Александрович, аспирант кафедры «Древняя история и этнология Евразии» ГОУ ВПО ЮУрГУ. Сфера научных интересов: археология, кочевники, вооружение, ivl71280@yandex.ru

IVANOV Aleksandr Aleksandrovich is a post graduate student of the Ancient History and Eurasian Ethnology Department of South Ural State University. Research interests: archeology, nomads, armament, ivl71280@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.