Научная статья на тему 'Бренд «Бельканто» в итальянской вокальной школе'

Бренд «Бельканто» в итальянской вокальной школе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1750
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД / БЕЛЬКАНТО / ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ / ТЕОРИЯ ПЕНИЯ / ДЫХАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сладкопевец Роман Вадимович

Осуществлён аналитический обзор исследований, посвященных становлению феномена итальянской вокальной школы, естественного звукоизвлечения, составляющего основу методики пения «бельканто».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BRAND «BEL CANTO» IN ITALIAN VOCAL SCHOOL

The analytical survey of the research devoted to the formation of the fenomen Italian vocal school sound production phenomenon, which forms the basis of singing techniques on “bel canto”, has been realized.

Текст научной работы на тему «Бренд «Бельканто» в итальянской вокальной школе»



^ Искусствознание

Примечания

1. Василенко, В. М. Народное искусство / В. М. Василенко. — Москва : Советский художник, 1974.

2. Карев, А. Классицизм в русской живописи / А. Карев. — Москва, 2003.

3. Петров, В. О зверописи вообще и в особенности на Руси / В. Петров // Северное сияние. Русский художественный альбом. — Санкт-Петербург, 1864. — Т. 3. — С. 445—448.

4. Ромм, А. Г. Петр Карлович Клодт. Очерк. 1948. // РГАЛИ. Ф.2067. Оп. 1. Ед. Хр. 25. Л. 19.

5. Рязанцев, И. В. П. К. Клодт и некоторые проблемы искусства первой половины XIX века / И. В. Рязанцев // Труды Академии художеств СССР. — Москва, 1984. — Вып. 2.

6. Сборник материалов для истории Императорской Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования / под ред. П. Петрова. — Санкт-Петербург, 1864.

7. Урванов, И. Ф. Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода / И. Ф. Урванов. — Санкт-Петербург, 1793.

8. Физиолог. — Санкт-Петербург : Наука, 2002.

9. Хачатуров, С. Романтизм вне романтизма / С. Хачатуров. — Москва : Новое литературное обозрение, 2010.

^Бренд «бельканто» в итальянской

вокальной школе

УДК 784

Р. В. Сладкопевец

Московский государственный университет культуры и искусств

Осуществлён аналитический обзор исследований, посвященных становлению феномена итальянской вокальной школы, естественного звукоизвлечения, составляющего основу методики пения «бельканто».

Ключевые слова: бренд, бельканто, звукоизвлечение, теория пения, дыхание.

R.V. Sladkopevets

Moscow State University of Culture and Arts

THE BRAND «BEL CANTO » IN ITALIAN VOCAL SCHOOL

The analytical survey of the research devoted to the formation of the fenomen Italian vocal school sound production phenomenon, which forms the basis of singing techniques on "bel canto", has been realized.

Keywords: brand, bel canto, sound extraction, musicianship, singing theory, breathing.

В ХХ1 веке в эпоху информатизации и гло- ный вокал. Студенты стремятся получить

бализации в консерваториях и музыкальных музыкальное образование или в Италии, или

академиях наиболее востребованным сре- у преподавателей, владеющих мастерством

ди других профессий является именно опер- бельканто, как по языковым причинам, так и

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 245-248 245

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^

руководствуясь многолетними музыкальными традициями.

Различные национальные школы пения, в том числе и итальянская, характеризуются своим стилем исполнения, манерой зву-коведения и характером певческого звука. Национальная итальянская школа пения является исторически сложившимся стилистическим направлением бельканто. Таким образом, искусство пения бельканто можно назвать брендом итальянской национальной школы пения, основываясь на том положении, что бренд — это устоявшаяся в обществе информация о компании, продукте или услуге.

Формирование школы бельканто — это сложный процесс создания и управления мнением вокалистов и слушателей.

В процессе овладения мастерством бельканто уделяется внимание технике правильного дыхания (диафрагмальное) и звукоиз-влечения (резонаторное), исходя из фонетических особенностей итальянского языка. Основой обучения является кантиленное пение, с виртуозными украшениями, с богатым художественным интонированием и бережным отношением к слову.

Усовершенствование оперных певцов основывается на знании теории, работ Л. Лаблаша, Мануэля Гарсия и других [4].

Чтобы сохранить итальянскую оперную преемственность поколений, обращаются к вокальной практике выдающегося представителя болонской школы П. Този (1647—1727), который создал трактат «Взгляды древних и современных певцов, или Размышления о колоратурном пении» (1723). Это пособие стало основой для всех последующих работ. Оно необходимо современным молодым певцам, обладающим отличными музыкальными способностями и вокальной подготовкой, так как П. Този проанализировал особенности искусства филирования звука.

Второй по значению трактат о пении «Практические мысли и размышления о виртуозном пении» (1774) принадлежит Дж. Манчини (1716—1800). Автор описывает

практику экономного расходования дыхания без его форсирования.

Взгляды французских педагогов XVIII века обобщены в работе оперного певца и педагога Ж. Берара «Искусство пения» (1755), в которой большое внимание уделено дыханию во время пения. Данное исследование актуально для постановок произведений стиля барокко — как опер начала XVIII века, так и современных.

Это важная методическая установка на диафрагмальный тип дыхания, который был описан в работах Ф. Ламперти (Италия) и М. Гарсиа-сына (Франция).

В 1795 году в Париже было открыто новое учебное заведение — Консерватория музыки и декламации. Педагоги-вокалисты, каждый со своими взглядами на методы формирования певческого голоса, помогли директору и дирижеру оркестра национальной гвардии Б. Саррета организовать комиссию из выдающихся певцов, музыкантов, композиторов. Результатом их работы стало унифицированное методическое пособие по обучению сольному пению «Метод Парижской консерватории» (1803).

В пособии описаны методические принципы старой итальянской школы XVII— XVIII веков, в основу вокального исполнения была положена опора на грудное дыхание. Авторы-музыканты классифицировали регистры мужских и низких женских голосов, выделили грудной и головной. А в высоких женских голосах — грудной, средний и головной (для формирования головного регистра женских голосов считалось необходимым направлять звук в носовые и лобные пазухи) [4].

XIX век в истории оперного искусства Франции отмечен появлением нового жанра — большой оперы. Центральным произведением этого жанра считают оперу «Гугеноты» Дж. Мейербера (1835). Для этого периода были характерны развернутые арии кантиленного характера, наполненные сложными техническими пассажами, а также контрастная драматургия в сопровождении оркестра и хора. Появилась целая плея-

ф

^ Искусствознание

да выдающихся певцов: А. Нурри, Ж. Дюпре, М.-К. Фалькон, Ш. Букарде, В. Морель, В. Капул. Выдающимися французскими вокальными педагогами были М. Гарсиа-сын, Ж. Дюпре и Ж. Фор, которые стояли на позициях использования:

• смешанного регистра голоса и прикрытия его верхнего участка;

• диафрагмального типа дыхания (однако Ж. Фор учил абдоминальному, то есть низкому вокальному дыханию);

• сформированного регистрового однородного двухоктавного диапазона.

В 1846 году в Париже был издан труд Ж. Дюпре «Искусство пения», в котором утверждалась необходимость формирования из смешанного регистра и прикрытия верхнего отрезка диапазона мужских голосов. Именно поэтому Ж. Дюпре вошел в историю исполнительства как реформатор вокального искусства.

Выдающимся вокальным педагогом XIX века справедливо считается М. Гарсия-младший. Он соединил исполнительный опыт (исполнитель басовых партий, он участвовал в гастрольных поездках отца) с педагогическим даром, эрудицией ученого, создал методику, на принципах которой воспитывали певцов на протяжении целого века. Рациональная система пения, созданная Н. Гарсия, нашла применение не только во Франции, но и в других странах. Ею успешно пользовались немецкий педагог вагнеровской школы Ю. Штокхаузен, представители российского вокального искусства: А. Додонов, Г. Ниссен-Саломан, К. Эверарди, В. Собинов.

«Школа пения» М. Гарсия была издана 1847 году. В ее основу была положена брошюра «Записки о человеческом голосе» (1840). В 1856 году «Школа» была переиздана с некоторыми изменениями и дополнениями по вопросам певческого дыхания [2]. Практические занятия, наблюдения и размышления убедили М. Гарсия в том, что расширение звуковой палитры певца и гибкое использование динамических нюансов возможно только при условии хорошо трениро-

ванной диафрагмы. Поэтому и рекомендуемый им самим в первом издании «Школы» (1847) грудной тип дыхания во втором издании (1856) уже был заменен смешанным, грудо-диафрагматическим. М. Гарсия описывает авторскую дыхательную гимнастику из четырех упражнений, отмечая физиологическое воздействие на органы дыхания:

• медленный и глубокий вдох до полного наполнения;

• постепенный, медленный выдох через почти закрытый рот;

• быстрый и глубокий вдох и максимальная задержка дыхания;

• энергичный выдох, после которого следует сделать длинную паузу к следующему вдоху.

Мануэль Гарсия (сын) известен как создатель мышечно-механической теории пения, ставшей популярной во всем мире, а также как младший представитель знаменитой вокальной династии, чьи родители и родные сестры — Мария Малибран и Полина Виардо — были известны в XIX веке как виртуозы оперного пения. В первом издании книги М. Гарсия говорит о малом дыхании, при котором диафрагма должна быть неподвижной. Этот грудной тип дыхания и был главной тайной староитальянской школы пения, обозначенной как бельканто.

Во время расцвета бельканто в XVI веке этим секретом владели все выдающиеся певцы, а сам Дж. Каччини говорил о необходимости дыхания, которое переполняет легкие и при котором не должен выпячиваться живот. Школу пения и дыхания называл Ф. Ламперти.

Второе издание «Школы» М. Гарсии начали переиздавать и тем самым «тиражировать» учение о глубоком дыхании в пении. На самом деле, во втором издании «полной школы пения» М. Гарсия приводит упражнения из первого издания (всего же их 54700). М. Гарсия постепенно изменил взгляды на тип певца дыхания вследствие феноменального успеха французского тенора Жильбера Дюпре, который использовал в пении именно диафрагмальное дыхание [4].

ISSN 1997-ÛSÛ3 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2Û13 ♦ 4 (54) июль-август ^

Необходимо отметить, что в XIX—ХХ веках состоялась эволюция стилей вокальной музыки, и в эпоху классического бельканто, а особенно — веризма, появились новые требования к певцам, исполнительская манера которых стала более экспрессивной [1]. О том, что голос человека образуется в гортани, люди знали еще со времен Аристотеля и Галена, но довольно долго сам механизм звукотворения был непонятен. Лишь после изобретения ларингоскопа и публикации классических работ М. Гарсии-сына стало понятно, что звук голоса певца является результатом периодического вибрирования краев связок.

Согласно теории М. Гарсии, воздух колеблет связки, а согласно мнению Р. Юссона, связки сотрясают воздух: периодически сокращаясь, они прерывают воздушный поток, чем обрабатывают звуковые колебания.

Школа М. Гарсии в ее живом воплощении передается из уст в уста, и успешное обучение пению на малом дыхании еще является большой, неразгаданной тайной вокалистов. Позднее, в школах усовершенствования при театрах продолжалась апробация методики обучения пению бельканто. Здесь певцы начинали свой путь с второстепенных ролей, концертной деятельности и конкурсов. Это помогало отточить мастерство, а также сценическую и музыкальную экспрессивность.

Исторические слагаемые бельканто современные исследователи находят в «...средневековом соборном пении, в ренессансной колоратуре, в "экспрессивном пении" тосканской школы, в фигурированном, колоратурном вокальном искусстве барочной оперы, создавшем школу bel canto, которая вовсе не превратилась в исторический раритет, но заветы которой продолжают оставаться

фундаментальными законами современного профессионального классического пения» [3, с. 7—8].

Франческо Ламперти, Луиджи Аверса, Джиакомо Гальвани, Бениамино Корелли и др. разработали методические принципы, которые, развиваясь и обогащаясь, стали основой обучения и воспитания певца вплоть до середины ХХ века. Они заключаются в следующем:

• «звук на опоре» — специфическое понятие, характеризующее координированную работу всех частей голосообразующего аппарата;

• костоабдоминальный (грудо-брюшной) тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в регуляции фонационного выдоха;

• выработка вибрационных ощущений в области «маски» (имеется в виду маскарадная маска), являющихся индикатором «полетности» звука, что стало необходимым для того, чтобы перекрывать звучание оркестра при огромных пространствах оперных залов, и др.

Таким образом, музыкальные бренды характеризуют конкретные музыкальные группы или школы, и обычно закрепляются в хорошо узнаваемой вокальной или музыкальной форме. По настоящему качественный, а значит, эффективный продукт пения по методике «бельканто» в этой области сегодня могут создавать лишь профессионалы-вокалисты высочайшего уровня. Отточенная несколькими поколениями выдающихся музыкантов-педагогов методология, богатый практический опыт в сочетании с творческим подходом делают школу «бельканто» одной из лучших в истории вокального воспитания.

Примечания

1. Вайнштейн, Л. Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство. Воспоминания ученика / Л. Вайнштейн, П. Каричковский. — Киев, 1924. — 47 с.

2. Гарсия, М. Школа пения / М. Гарсия. — Москва : Музыка, 1957.

3. Рыбакова, Э. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России : ав-тореф. дис. ... доктора культурологии : специальность 24.00.01 «Культурология» / Элеонора Львовна Рыбакова. — Санкт-Петербург, 2007. — 42 с.

4. Celletti, Rodolfo Storia del belcanto / Rodolfo Celletti. — Fiesole, 1983.

24S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.