Научная статья на тему 'Борис Степанович Рябушинский (1898-1975) - неизвестный на родине выдающийся русский анималист'

Борис Степанович Рябушинский (1898-1975) - неизвестный на родине выдающийся русский анималист Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
492
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борис Степанович Рябушинский (1898-1975) - неизвестный на родине выдающийся русский анималист»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1149: 1907-1918

Борис Степанович Рябушинский (1898-1975) -неизвестный на Родине выдающийся русский анималист

Е.Э.Шергалин

Евгений Эдуардович Шергалин. Мензбировское орнитологическое общество. E-mail: zoolit@mail.ru Поступила в редакцию 5 мая 2015

В Западной Европе и особенно во Франции имя Бориса Степановича Рябушинского (1898-1975) приобрело широкую известность. Он считается одним из лучших художников-анималистов ХХ века по охотничьей тематике. Особенно трудно найти ему равных в сфере изображения охотничьих собак и водоплавающих птиц. У нас же его имя практически неизвестно. Нет его имени в многотомнике «Незабытые могилы», нет и на большом веб-сайте «Искусство и архитектура русского зарубежья». Попробуем устранить эту несправедливость, особенно учитывая то, что в этом году исполняется 40 лет со дня его смерти.

Слева: Борис Степанович Рябушинский (1898-1975). Справа: его родители: отец Степан Павлович и мать Анна Александровна (в девичестве Прибылова). Фото сделано уже в эмиграции в Милане в 1922 году.

Борис Степанович родился в Москве 1 ноября 1898 года в семье знаменитых фабрикантов Рябушинских, подаривших России целую плеяду громких имён в культуре, промышленности и науке. Его отец Степан Павлович был выдающимся собирателем и реставратором русских икон. Его имя присвоено недавно открытому одному из первых частных музеев Москвы — Дом иконы и живописи имени С.П.Рябу-шинского. Таким образом, к искусству маленький Боря приобщался с

самых первых своих шагов. Кроме того, Степан Павлович был страстным охотником. Сочетание этих двух интересов отца — к охоте и живописи — и определило весь жизненный путь Бориса.

Детство и юность нашего героя прошли на 4000 гектарах дивной природы к северу от Москвы, где отец и дядя приобщали маленького Борю к охоте и наблюдениям в природе во втором десятилетии ХХ века. Там он познал, что такое настоящая русская охота, в том числе на волка и бурого медведя, а также охота с легавыми — будущими самыми частыми натурщиками всего его творчества.

Анна Александровна Прибылова вместе с сыном Борисом и дочерью Еленой.

Родители в средствах не нуждались и дали сыну Борису и его сестре Елене блестящее домашнее образование. Борис прекрасно знал русскую литературу и владел французским, итальянским, английским, и немецким языками. Знание языков во многом потом определили его передвижения по свету. У Бориса очень рано проявился дар делать зарисовки во время поездок на охоту и других вылазок на природу. Родители сразу обратили внимание на талант сына, и Борис стал посещать уроки рисования и учиться в Академии живописи в Москве, где его учителями были такие мастера, как Константин Семёнович Высот-ский (1864-1938) и Алексей Степанович Степанов (1858-1923).

По достижении 18 лет в 1916 году Борис ушёл на фронт Первой мировой войны, где воевал лейтенантом в кавалерии. Революция 1917

года лишила семью Рябушинских всего, что они имели, и над всеми ими нависла реальная угроза расправы. Они были вынуждены эмигрировать из России. Эмиграция широко разбросала членов семьи Ря-бушинских по всему миру. Пока Борис воевал в белой армии, его сестра Елена и часть семьи укрылись от Гражданской войны Италии, в Милане. Сам же Борис в 1920 году оказался в распоряжении голландского консульства, представлявшего интересы России в Константинополе. Это был традиционный путь многих ветеранов Вооружённых сил Юга России. 16 декабря 1920 года Консульство разрешило Борису покинуть Турцию и помогло оформить визу в Милан, где Борис смог повидаться с частью своей семьи. Багаж Бориса при этом состоял всего из двух икон; все поместья, фабрики и банки родственников остались в России. В Италии Борис прожил три года, пробуя рисовать в разных жанрах, пока в 25-летнем возрасте не принял окончательного решения стать художником-анималистом.

Б.С.Рябушинский. Вальдшнепы в весеннем лесу.

Б.С.Рябушинский. Перепела.

Слева — перепела на обложке журнала. Справа книга доктора Жака Бурдона о творчестве Бориса Степановича Рябушинского «Акварелист-анималист», вышедшей на французском языке в 2003 году.

30 марта 1923 года Борис Степанович получил британскую визу и отправился в туманный Альбион, в котором провёл несколько месяцев. Ни дня он не терял зря — всё время было расписано посещением музеев природы, выставок анималистов и выездами на охоту. Затем Борис отправляется на два года в Канаду в район Монреаля. Оттуда его путь лежит на юг, в США, и везде во время своих поездок он охотится, наблюдает, рисует. По возвращению в Британию художник обнаруживает, что его картины продаются довольно хорошо. Все свои произведения на этом этапе жизни он подписывает как «В.ШаЪоисЫпвку». Вдохновлённый успехами, Борис отправляется в 1925 и 1926 году в охотничью Мекку Британии — Шотландию, где рисует знаменитые вересковые пустоши, холмы и луга.

Только в 1927 году наш герой прибывает во Францию, и эта страна становится его второй родиной на всю оставшуюся жизнь. Сначала он поселяется в 15-м арондисмане (муниципальном округе) Парижа в гостинице Савой по адресу: улица Денуат, 16. В 1932 году он снимает апартаменты в Париже по адресу: улица Сен-Ламбер, 36. В это время он женится на русской эмигрантке Надежде Прокопович.

Б.С.Рябушинский вступает в союз профессиональных художников Франции. Постепенно его признают в профессиональном кругу. Несмотря на свободное владение языком, у него несколько лет уходит на то, чтобы французское элитарное общество, известное своим снобизмом и неприязнью к иностранцам, впустило его в свои охотничьи и конно -

спортивные клубы. Для достижения этой цели ему пришлось постоянно выезжать на охоты, приобщаясь к клубной жизни в замках и в полевых условиях, завязывать в кулуарах многочисленные знакомства. Однако труды на этом фронте всё же были вознаграждены - на полевых испытаниях пойнтеров и собачьих выставках хозяева начали заказывать Борису портреты своих любимцев. Б.С.Рябушинский часто бывал в Музее природы в Париже и работающие при нём анималисты Мэри (Merit) и Рэбусса (Reboussin), дававшие уроки рисования при музее, стали его хорошими друзьями.

Б.С.Рябушинский. Кряквы.

После прихода Гитлера к власти и усиления антисемитизма в Европе Рябушинский решил сократить свою фамилию, немного напоминающую еврейскую, и с 1935 года стал подписывать свои работы исключительно как Ряб (Riab), ставшим его новым псевдонимом до конца жизни. К 1939 году Борис Ряб уже хорошо известен в кинологическом мире и работает главным образом под заказ.

С 1947 по 1950 годы он интенсивно трудился на американцев, в том числе и на Алана Рузерфорда Стувесанта - президента Американского клуба бретонских спаниелей — наиболее популярной во Франции породы легавых собак. Ряб выполнял много иллюстраций для периодики о собаках. В военные годы объём его работ, естественно, сократился, но сразу после войны его имя получило ещё большую известность. Он стал иллюстрировать многие охотничьи журналы, такие как «Le Saint Hubert», «La Sauvagine», «L'éleveur», «Chasse, chiens et vénerie» и «Plaisirs de la Chasse», участвует во многих совещаниях в Париже, на которых охотники и их собаки находят друг друга. Растёт число почитателей его таланта и среди экспертов по бретонским спаниелям. В это время Ряб живёт у берегов Марны в местечке Жуанви ле Пон, в маленьком домике с садом (и собакой!), где размещается его мастерская. Он постоянно организует персональные выставки в Галерее Душе по адресу: проспект Опера, 34. Господин Душе играл большую роль в популяризации работ Б.С.Рябушинского, изготавливая гравюры на основе его акварелей. Ряб в этот период иллюстрировал также календари для различных коммерческих компаний.

В 1950-е годы Борис Степанович участвовал в ежегодных ярмарках животных, на которых познакомился с другими художниками — Обер-

Б.С.Рябушинский знал толк не только в живописи и охоте.

тюром (Oberthur), Поре (Poret), Рейли (Reille), Бруля (Brulard), Пено (Penot) и Маркесом (Marcuez) а также скульпторами Фатхом ( Fath), Лесажем (Lesage) и Бенуа-Жиронье (Benoist-Gironnière). Во время этих встреч Ряб всегда имел при себе комплект собственных эскизов для показа коллегам. Он занимался главным образом акварелями, маслом писал под заказ, а гуашью работал лишь до 1935 года.

Во Франции Рябушинский больше не охотился, а только наблюдал, делал пометки и наброски того, что ему особенно запоминалось и нравилось во время охоты его друзей в Бюсе, Сене и Марне или Солони. Он становится членом Национальной ассоциации охотников на водоплавающую дичь, в которой знакомится с Жаном Денеиви ( Jean Deneuville), большим защитником водно-болотных угодий. Они становятся близкими друзьями. Ряб написал для него много картин, изображающих разные животных и дичь, добытую Жаном. Борис Степанович ежегодно навещал друга и проводил целые дни в засидках, наблюдая за птицами.

Борису Степановичу Рябушинскому — 60 лет. Фото 1958 года.

В 1956 году чтобы повидаться с матерью и сестрой, Борис Степанович посетил Италию, а затем отправился в Швейцарию для встречи с редактором, для которого он работал. Вскоре в возрасте 86 лет не стало его матери, а жена скончалась двумя годами позже. Шестидесятые годы были очень тяжёлыми для художника. Он тяжело заболел гриппом и пневмонией и был госпитализирован в городе Кретей, где его наве-

щали Жан Деневи и другие друзья. Вскоре после смерти жены Борис Степанович покинул Париж.

19 декабря 1963 года Борис Степанович Рябушинский женился во второй раз. На этой раз его супругой стала француженка Луиза Виеро (Louise Viriot). Женитьба оживила его, он почувствовал прилив новых сил и вновь стал писать картины.

Б.С.Рябушинский покинул жилье в Жуанвиле и после некоторых раздумий и колебаний между Канадой и Сомме в 1964 году купил домик в городке Сен-Венсан-дю-Лоруэр в департаменте Сарта, в 180 километрах от Парижа. В этом доме и прошли его последние 12 лет жизни. Борис Степанович был счастлив со второй женой, у него появились друзья, новая семья и Джон Гилбет (John Gilbert), сын от первого брака Луизы Виеро. Однако в 1967 году ушёл из жизни последний из его близких русских друзей, с которым Ряб регулярно виделся, живя во Франции. Они познакомились ещё в Москве и поэтому дружили очень много лет. Его смерть разбередила старые воспоминания и обострила тоску по Родине, где ему так больше никогда и не довелось побывать. Ностальгия присутствует во многих его работах; он часто изображает подмосковные берёзовые рощи из своих детских воспоминаний.

С 1964 по 1972 год Борис Степанович много работает, встречается с очень небольшим кругом людей и в основном ведёт уединённый образ жизни. В эти годы он сдружился с Робертом Клавелем (Robert Clavel), сотрудником Национальной службы леса. В 1973 году финансовое положение Рябушинского резко ухудшилось, поскольку преемник господина Душе (Daucher) оплачивал лишь вновь заказываемые акварели, но регулярно забывал о соблюдении авторских прав и, соответственно, выплате гонорара за воспроизведение старых работ Ряба.

С годами художника стало подводить здоровье. Свои последние акварели он написал в 1973 году. А в 1974-м его состояние ухудшается, он с большим трудом стал говорить, уже не мог писать и ставить свою подпись, но по-прежнему упрямо отказывался обратиться к врачам. В марте 1974 года он стал страдать от гемиплегии — конечности переставали его слушаться. Он скончался 18 августа 1975 года в машине скорой помощи, доставлявшей его в госпиталь.

Борис Степанович рисовал не всех птиц, а концентрировался в основном на изображении охотничьих видов: утиных, куриных и куликов. У него есть целый ряд блестящих портретов охотничьих собак с птицами в зубах. Все рисунки очень реалистичны, манера рисования Рябушинского всегда легко узнаётся. Некоторые из работ — просто шедевры анималистического искусства.

Такова непростая судьба одного из представителей знаменитого

рода Рябушинских, русского эмигранта, признанного художника во

Франции и почти неизвестного на родине. Настоящая статья — первая

попытка исправить эту несправедливость.

Автор выражает сердечную благодарность Василию Анатольевичу Кондратьеву за его сайт http://www.kondratieff.org, с которого взяты основные материалы для перевода на русский язык наиболее полной и доступной биографии Б. С.Рябушинского.

Литератур а

http://www.kondratieff.org/boris_riab.htm http://www.montaut.com/riab/accueil.html

http ://rmuseum.org/%D 1%81%D 1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BF%D0%B0%D0%B2% D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D 1%87%D 1%80%D 1%8F%D0%B1%D 1%83%D 1%88%D0%B8 % D0%BD%D 1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/ http://caille-des-bles.blog.fr/2007/03/11/boris_riab~3541374/

http://www.art-cadre.com/art_artist.php?=SID&lang=en&nom_artiste=RIAB%20Boris&PHPSESSID=ba

7b1 aa9b5d63519a3ac95f18ef9d8ca http://www.borisriab.com/index.php?option=com_content&task=view&id=18&Itemid=76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.