Научная статья на тему 'Борис Солоневич: здесь и там'

Борис Солоневич: здесь и там Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
467
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / ТОТАЛИТАРИЗМ / СКАУТ / СОЛОНЕВИЧ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудряшов Юрий Владимирович

Показан жизненный путь, литературное творчество и общественная деятельность видного деятеля русского зарубежья. Б. Солоневич представлен как один из наиболее выдающихся деятелей российского молодежного движения XX века, яркий публицист, борец с тоталитаризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борис Солоневич: здесь и там»

УДК 94(47).08+321.64

КУДРЯШОВ Юрий Владимирович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 60 научных публикаций, в т.ч. двух монографий

БОРИС СОЛОНЕВИЧ: ЗДЕСЬ И ТАМ

Показан жизненный путь, литературное творчество и общественная деятельность видного деятеля русского зарубежья. Б. Солоневич представлен как один из наиболее выдающихся деятелей российского молодежного движения XX века, яркий публицист, борец с тоталитаризмом.

Молодежное движение, русское зарубежье, тоталитаризм, скаут, Солоневич

Среди исследователей русского зарубежья имена членов семьи Солоневичей (Ивана, Бориса, Тамары, Юрия) хорошо известны. Более всего из них знаменит Иван Солоневич. Именно он руководил в эмиграции Российским народноимперским (штабс-капитанским) движением, издавал газеты «Голос России», «Наша газета», «Наша страна», стал автором знаменитой «России в концлагере».

Меньшую известность получил его брат Борис Лукьянович Солоневич (род. в 1896 г.). Он все время находился в тени Ивана, в семейном дуэте оставаясь на вторых ролях. Но именно его энергия, творческий потенциал, организаторские умения, педагогический талант подпитывали и вдохновляли Ивана Лукьяновича. Борис Соло-невич является значимой фигурой для российского молодежного движения XX века.

В то время как Иван участвовал в «сокольской» организации, Борис только еще начинал учебу в виленской гимназии. Именно там в 1912 г. в 1-м отдельном патруле Солоневич-мл. стал скаутом.

В революционные месяцы братья перебрались на юг, подальше от новой власти. С 1917 г. Борис работал в Майкопе инструктором физкультуры, затем вступил в добровольческий отряд В.Л. Покровского, но в связи с плохим зрением перешел на работу в екатеринодарские газеты. Сотрудничество с ОСВАГом заставило Солоневича отступать с Белой армией в Крым. Там он работал в Крымском Олимпийском комитете и примкнул к работе местных скаутских организаций: стал главным секретарем Съезда скаутмастеров юга России и руководил скаутским отрядом в Севастополе. Борис (в скаутской среде его называли «Дядя Боб») написал отдельную главу о спорте для особо популярной в скаутском мире книги Э. Цытовича «Русский скаут» (Армавир, 1919 г.).

Несмотря на большое количество оставшихся в Крыму скаутов, СРС придерживался мнения, что руководящий орган организации должен быть в Константинополе - как центре связи между Россией и заграницей. О. Пантюхов назначил своим заместителем в Крыму Б. Солоневича. Тот

пытался хлопотать в ставке командования о признании армией скауторганизации, сделал доклад в совете начальников управлений под председательством Кривошеина. Конечно же, к двадцатилетнему студенту власть предержащие отнеслись с улыбками, оценили скаутскую организацию как нечто несерьезное. Его попросту не пускали в важные кабинеты, отфутболивали. Параллельно местные скаутмастера избрали старшим скаутом Крыма генерала И.Б. Смольянинова. Пантюхов утвердил итоги крымских выборов, назначил генерала своим заместителем и утешил Б. Солоневича благодарностью «за энергичную и кипучую деятельность»: «Лучшего заместителя я не мог бы найти и без лести скажу, что мечтал работать именно с Вами»1. Б. Солоневич часто совершал челночные поездки между Крымом и Константинополем, во время одной из которых он вынужден был остаться в Ялте и стать свидетелем перехода власти в руки красных.

В 1920-1922 гг. Б. Солоневич работал в Севастопольском отделе Американского Красного Креста, возглавлял Первый Севастопольский рабоче-крестьянский советский спортивный клуб имени Н.И. Подвойского, Крымский Олимпийский комитет. Воссозданный им скаутский отряд пришлось передать под опеку отдела всеобуча, включить в его состав комсомольского политрука.

Иван с семьей в то время жил в Одессе. Стараясь избежать репрессий, Борис Солоневич переехал в 1921 г. к брату. Для того чтобы выжить, он стал первоклассным борцом («чемпион Австралии Боб Кальве»), боксером, тяжелоатлетом. Так же, по спортивной линии, действовал и брат Иван. «Продумав создавшееся положение, мы решили заняться “свободной артистической деятельностью”, изобразив из себя некоторое подобие бродячего цирка. “Вооруженные” спортивными костюмами и литром спирта, мы приходили в какое-нибудь село в 2-3 десятках верст от Ананьева, заводили там смазанное спиртом знакомство с местными “вершителями судеб”, получали соответствующее разрешение, рисовали яркую, сияющую всеми цветами радуги афишу и устраивали “вечер”. В программу вечера для его “политизации” вставляли речь какого-нибудь местного орателя, мечтавшего о лаврах Троцко-

го, и затем приступали к нашему “мировому аттракциону”: пели, декламировали, показывали незатейливые фокусы и, наконец, потрясали нехитрые мозги зрителей “грандиозным гала-спорт представлением”»2. (Впрочем, приходилось копаться даже в мусоре на автомобильных кладбищах.)

Лишь благодаря личному нахальству Борис устроился на работу в Американскую организацию помощи голодающим. «Удалось из скаутов и «соколов» сорганизовать специальную артель по перевозке посылок на дом, и в конторах разом до нуля упало воровство и пропажа чудесно прибывающих продуктов. Потом, учтя, что советская официальная почта доставляет извещения о прибытии посылок получателям только через несколько дней, мы создали свою скаутпочту на велосипедах... Исполняя директиву АРА, скауты напрягали все свои “следопытские” наклонности в отыскании умирающих от голода людей и рапортовали об этом директору. И какое было торжество, когда они могли сообщить погибающим людям о неожиданной помощи!»3.

Поздней весной 1922 г. он был арестован «за организацию белых боевых скаутских банд и подготовку восстаний на Дону и Кубани», приговорен к двум годам тюремного заключения. После многочисленных хлопот Солоневича освободили. Но тучи над головой сгустились окончательно. Комсомол и ГПУ серьезно взялись за скаутов. По всей стране пошли аресты старших скаутов и скаутмастеров. Заволновался и Б. Солоневич: «Было ясно, что при первых же преследованиях скаутов (а что комсомол постарается “выкорчевать гидру контрреволюции” со всем своим погромным жаром - было очевидно) прежде всего буду “изъят” я, уже находящийся на учете в ЧК, как “явный контрреволюционер”. При этих условиях оставаться в Одессе, недавно пройдя все тюрьмы города, мне было опасно. Больно было думать, каким неприятностям могу я подвергнуть семью брата, тоже сравнительно недавно, вместе с маленьким сынишкой, проведшей месяца три в одесской тюрьме по подозрению в “белогвардейском заговоре”»4. Решил Борис опять обосноваться в Севастополе, надеясь на то, что за прошедшие годы местные власти о нем крепко

забыли. Там же он был мобилизован во флот инструктором военно-физической подготовки.

В 1925 г. он переехал в Москву, закончил-таки обучение на медика и поселился в Салтыковке. Настало время свадеб, и Борис нашел свою судьбу, естественно, среди скаутов - жена Ирина была активной руководительницей. Советским профсоюзам очень пригодился опыт спортивных организаторов Солоневичей. Борис уже не руководил скаутской деятельностью, но в Салтыковку переехала жить группа нижегородских скаутов, к ним часто приезжали друзья-скауты из московского нелегального «Опытно-показательного скаутского отряда», объединившиеся в «Содружество братьев костра».

Политические репрессии против скаутов 1926 г. не стали последовательностью случайных событий. Кампания была тщательно спланирована и дала «отличные» результаты. Предыдущая волна арестов 1923 г. дала ясное представление о скаутской сети, состоявшей в то время из старших подростков. Через три года можно было арестовывать уже юношей и их наставников. Борис Солоневич был очень удобной фигурой. ОГПУ пыталось получить ключевого свидетеля для политического процесса, обвинив его в руководстве подпольным скаутизмом.

Начало репрессиям против скаутов было положено в Москве. Сначала за ними устроили слежку и наблюдение. Те, кто проживал в подмосковной Салтыковке, первыми почувствовали тревогу и резко сократили число своих гостей, отменили ношение элементов скаутской формы. Хуже всех пришлось именно Солоневичу - за ним был установлен тотальный контроль.

В воспоминаниях Б. Солоневича арест описывается следующим образом: «Многие из нас, старших, чувствовали приближение этой опасности, но уйти было некуда, да и никто из нас и не хотел уходить. Бежать перед опасностями мы не привыкли. Малодушные давно уже отошли в сторону. А моя личная жизнь складывалась как раз особенно интересно и удачно. Я был счастливым молодоженом, закончил прерванное революцией высшее образование и хотел верить, что впереди период какой-то творческой жизни. Полночи тщательно обыскивали мою комнатку

и с особенным злорадством взяли дорогие моему сердцу ордена и значки - “Свастику”, “Волка”, “Медведя” и “Почетного Серебряного волка”, высшую награду нашего старшего скаута О. Пан-тюхова»5.

По сведениям В. Зотова, в апреле было арестовано 26 человек. В. Кучин сообщает, что было арестовано около 50 человек (за апрель - май). Б. Солоневич считал, что количество достигало 200 скаутов. Н.Г. Росс согласен с информацией в газете «Возрождение» (1927), где приводились данные о том, что в 1926 г. во внутренней тюрьме ОГПУ содержалось около 150 скаутов разного возраста6.

Спецслужбы придумали весьма причудливые формулировки для обвинения: «скаутов назвали фашистами, анархистами-коммунистами, анархистами, толстовцами, меньшевиками, анархо-скаутами, масонами, эротоскаутами, шпионами, анархо-индивидуалистами». С таким клеймом в то время можно было быть спокойными за свое будущее - только в тюрьму.

Солоневичу после многомесячного нахождения на Лубянке и в Бутырке в 1926 г. пришлось отправиться на Соловки (до 1928 г). Позднее он ярко описал свою деятельность в отделе труда СЛОНа и на спортивной станции концлагеря. Его книга «Молодежь и ГПУ» посвящена памяти расстрелянных в лагере осенью 1929 г. скаута Д. Шипчинского и «сокола» С. Грабовского. И хотя почти все герои носят вымышленные имена, тем не менее, по словам скаутов-ветеранов, они легко узнаваемы. Да и сам Солоневич в переписке с Пантюховым назвал некоторые истинные имена скаутов, отбывавших срок вместе с ним: Сергей Шорыгин, Владимир Зотов, Сергей Шибанов, Погодин, Леонид Старцев, Юрий Шипчинс-кий, Веревкин, Владимир Сабинин, Глеб Бострем, Евгений Ивницкий, Вячеслав Юрканский, Дмитрий Шипчинский, Борис Зеленов, Семен Гурвич, Дмитрий Ганешин, Борис Соколовский - всего

15 скаутов и 2 герл-скаута7. «Неразлучная тройка нижегородцев - это скаутмастерское ядро известной дружины «Арго», одной из наиболее ярких в истории русского скаутинга эпохи подполья. Силой событий эта дружина осталась совсем без взрослых руководителей и сформировалась

в оригинальную, чисто демократическую семью, с выборным началом и принципом - все равны, и есть только первые среди равных»8.

В апреле 1928 г. Борис Солоневич отбыл к месту лечения в Ленинграде (глаза видели все хуже и хуже), потом в томскую ссылку (работал в городском совете физической культуры, в Томской трудовой коммуне ОГПУ), затем выслан в Орел (отдел технической пропаганды железной дороги)... В 1929 г. у скаутов закончился трехлетний срок отбытия наказания. Но это было начало ссылки и высылки за Урал.

В 1932-1933 гг. прошла еще одна волна арестов9. Солоневича снова продержали в тюрьме несколько месяцев, но отпустили-таки. Затем началась череда неудачных попыток уйти с братом Иваном и племянником Юрием «за кордон». Лето 1934 г. Борис провел в лагерном пункте в Лодейном Поле на реке Свирь в должности начальника санитарной части. Но в конце концов братьям удалось-таки совершить побег.

По воспоминаниям Ивана Солоневича, «мы трое, т.е. я, мой брат и сын, предпочли совсем всерьез рискнуть своей жизнью, чем продолжать свое существование в социалистической стране. Мы пошли на этот риск без всякого непосредственного давления извне. Я в материальном отношении был устроен значительно лучше, чем подавляющее большинство квалифицированной русской интеллигенции, и даже мой брат, во время наших первых попыток бегства еще отбывавший после Соловков свою «административную ссылку», поддерживал уровень жизни, намного превышающий уровень, скажем, русского рабочего»10. Солоневичи под видом подготовки меж-лагерной спартакиады заключенных 28 июля 1934 г. снялись со своих мест в Медвежьей Горе и Лодейном Поле и с великими мучениями разными путями перебрались в Финляндию. 8 августа 1934 г., после месяца в фильтрационной тюрьме, для него началась новая жизнь.

Вся семья Солоневичей сыграла заметную роль в русских эмигрантских организациях.

В Финляндии Солоневичи питались на средства Русского эмигрантского комитета барона Унгернштернберга (на троих в месяц получали 350 финских марок, или 7 долл.), подрабатывали

разгрузкой, одеждой помогали скауты. Борис готовился на крайний случай выступать в цирке в качестве борца, хоть и испортил к тому времени свое зрение окончательно (носил очки со стеклами 35 диоптрий). Он искал любую возможность подзаработать, буквально выпрашивал деньги и фотоаппаратуру у всех своих знакомых, руководителей международного скаутского движения. Успех первых статей и желание активнее заняться антисоветской деятельностью побуждали Соло-невичей искать возможности для перемены места жительства. К сожалению, власти Германии отказали им во въездной визе. Кажется, им не нравился младший - Борис: «Причина раскрывается документами берлинского гестапо. Вот выписка из секретных розыскных списков о наблюдении за белоэмигрантом Солоневичем Борисом, подозревавшимся в принадлежности к советской разведке, от 30 октября 1935 г.: «Солоневич, Борис, д[окто]р, предположительно - вольный борец, без гражданства, родился 20 января 1898 в Рудник (СССР), проживающий по адресу Гельсингфорс, Кауппиаскату II - I, имеет выданный в Гельсингфорсе нансеновский паспорт номер 8/3381 или 8133. В числе прочих должен планировать покушения на ведущих членов НСДАП. При въезде, под предлогом - тщательный обыск и наблюдение». По всей видимости, отказ французских властей последовал по той же причине, хотя за Солоневичей ходатайствовал известный российский политический деятель, бывший министр Временного правительства А.И. Гучков»11.

Первая реакция Пантюхова на появление Бориса Солоневича на эмигрантском горизонте была положительной - он назначил его своим помощником, но постепенно сомнения стали закрадываться в его душу: уж не хочет ли тот прибрать национальную организацию русских скаутов к своим рукам? Не второй ли это Богданович? Пантюхов с волнением обсуждал эти беспокойства с коллегами, искал информацию о Солоневи-че, испрашивал мнения о нем. «Обидно как-то сомневаться в своих же, но ничего не поделаешь - такие времена настали», - писал по этому поводу А. Шатерник12. Персона Бориса активно обсуждалась в переписке. Вот несколько примеров. В.А. Темномеров (США): «Что значит, что Соло-

невич “не моего романа”? В Париж он мне писал, что он за Вас. Если вышла неприятность, нет ли возможности загладить?» К. Портнов (Латвия): «Получил письмо от Бориса Николаевича Соло-невича, он думает 1.04. быть в Риге [на чемпионате по борьбе - Ю.К.], мы, конечно, будем рады послушать его рассказы о страждущей России». Б. Перрот (Англия): «Солоневич. досаждает меня просьбами и манускриптами, сколько я ему не твержу, что критика и оценка их по достоинству - ни моего ума, ни моего авторитета дела, а Вашего. У него планетарная энергия и хорошо было бы, если бы Вы могли найти для этого точку приложения. Он необычайно полезен как неутомимый работник и пропагандист нашего движения и антибольшевизма. Как бы его не перехватили в Париже. Дайте ему какое-либо назначение, пришейте его к организации и тогда и ему и нам будет польза»13. Наконец, высочайшее разрешение было получено, и в 1935 г. он был назначен начальником отряда русских «роверов» в Гельсингфорсе.

В 1936 г. братья переехали в Болгарию, получив поддержку от генерала Абрамова (РОВС) и при помощи приятеля Бориса капитана К.А. Фосса. Борис Солоневич опять доказал, что он человек сверхэнергичный, талантливый в литературном отношении и авторитетный в скаутской среде. Приключения его и родственников привлекали внимание всей эмиграции. Кое-кто считал его советским шпионом, кое-кто искренне сочувствовал его бедам и злоключениям. Попав на свободу, Солоневич жаждал реализации своего потенциала как литератор, педагог, идеолог. Он произносил много докладов в детской, студенческой, взрослой аудиториях («Скауты в СССР», «Беспризорные дети»), писал статьи в политических и скаутских изданиях, пользовавшиеся большой популярностью. Борис начал работу над книгами и статьями, как политического, так и беллетристического характера. Вершиной его творчества можно назвать «Молодежь и ГПУ». Как он сам обозначил суть произведения, «эта книга - конечно, не полный обзор этой борьбы. Здесь только - сумма встреч и наблюдений за

14 лет советской жизни, и на этих страницах нет выдуманных лиц и фантастических сюжетов.

Здесь только то, что действительно было»14. Книга вышла довольно большим тиражом - 1 200 экз., который разошелся по читателям сразу же, получил хорошие отзывы в «Возрождении» и «Сегодня»15.

«Из предосторожности» он находился под надзором местных властей. Вокруг лагеря Болгарского отдела НОРС летом 1936 г. крутились «люди в штатском». Понять их можно: Борис Солоневич был многим известен, вокруг его бегства распространялось невероятное количество слухов и домыслов. С особенным недоверием воспринимались его рассказы о «подсоветской» России. В СССР не знали о скаутской жизни за границей, так и эмигранты не знали скаутского бытия в СССР: «Да и были ли скауты в СССР? Это те, которые пионеры или перешедшие в пионеры сторонники Жукова? Что-то Солоневич, наверное, фантазирует». Отметим, что братья не раз и не два получали отповеди от тех или иных эмигрантских групп, обижавшихся на полемический, иногда не очень корректный, стиль их выступлений и статей16.

Переехав в Европу, Борис сначала был сторонником «младороссов» (кстати, их предводитель Александр Казем-Бек в детские годы состоял в Царскосельской скаутской дружине). Но еще в Финляндии он вошел в контакт с местной организацией НСНП, с которой имел расхождения не принципиального, «тактически-технического» характера17. Чем дальше, тем более активно он предлагал ввести шефство НСНП над НОРС. Он даже довольно резко полемизировал с А. Казем-Беком: «Бой с младороссами еще будет, и не малый, и поддержанный всеми организациями - и РОВС, и НсНп, и скаутами»18.

Ближайший помощник СРС М. Агапов горячо призывал Пантюхова к осторожности: «Я тебя убедительно прошу во имя интересов НОРС, во имя скаутизма и во имя подлинных интересов нашей Родины, не пускайся ни в какие альянсы, ни с одной политической группировкой. Мы не имеем права молодые, не оформившиеся души сдавать напрокат ни Родзаевским, ни Солоневи-чам, ни В. Лебедеву, Махину и Ко»19. Впрочем, никто и никогда не лишал скаутмастеров права иметь политические симпатии и пристрастия. Секрет заключался лишь в чувстве меры.

Сам Пантюхов стремился избежать всякой возможности публичного выступления в какой-либо политической акции, упоминания его фамилии в политической литературе. Например, Б. Солоневич в 1935 г. умолял Пантюхова написать предисловие к его книге о приключениях скаутмастера в большевистской России. Не желая «светиться» на страницах явно антибольшевистского произведения, тот попросил автора опустить фамилию старшего русского скаута в тексте и отказаться от идеи предисловия.

Борис Солоневич старательно намекал начальнику отдела НОРС Конькову и СРС Пантю-хову дать ему возможность руководить скаутской работой в Софии, но оба с опаской приглядывались к нему. Активные попытки заработать литературой, фотографией, спортом вызывали впечатление о стремлении коммерциализировать скаутинг. Впрочем, скаут-практик в Соло-невиче был ярким, и «беседы у костра», походы для старших скаутов и гайд у него получались замечательно и «показательно». При активном участии Бориса Солоневича русские скаутские дела в Болгарии пошли в гору20. К 1 марта 1937 г. в отделе насчитывалось 119 человек, работал кружок старших разведчиков и руководителей, на котором обсуждались вполне серьезные вопросы: «Почему я состою в НОРС-Р?», «Социализм и его критика», «История революции 1917 года», «Белое движение» и др. Все вроде бы ничего, но в конце марта 1937 г. в Софии разразился сильнейший конфликт между молодежью и руководством отдела. В этих спорах самое живое и непосредственное участие принял Б. Солоне-вич. Тогда он получал помощь от местной организации НСНП и, очевидно, по-этому представлял виновным во всем В. Конькова, состоявшего в РОВС. К тому же некоторые молодые руководители также были членами НСНП, и вполне логичным кажется вывод, сделанный Б. Солоневи-чем: «В основном полковник Коньков из породы “отцов” - нетерпимых в горячности и неустойчивости молодежи»21. В стремлении обуздать активность Бориса Пантюхову пришлось обратиться к Ивану Солоневичу, чтобы тот повлиял на брата и, со своей стороны, не печатал ничего в своей газете о скаутских скандалах в Софии22.

Иван Лукьянович пошел навстречу уважаемому офицеру.

Борис Солоневич фактически стал одним из первых историков российского молодежного движения. Его воспоминания и авантюрные романы в значительной степени являются историческими очерками. Он показывает и старается проанализировать события, свидетелем и участником которых он был. Точна его попытка объяснить причины и последовательность антискаутской деятельности комсомола, создания коммунистической детской организации с использованием опыта скаутов, но не на базе скаутских отрядов. Очень ярко и убедительно Солоневич рассказывал о периоде подпольного существования скаутских объединений 1923-1926 гг. - «как ярком примере героической борьбы русского юношества против всей мощи беспощадного давления большевистского государственного аппарата»23. Солоневич прекрасно понимал все печальные перспективы подпольного существования («раздавят, сомнут»), но, тем не менее, сам не собирался отказываться от скаутизма, надеясь, что ему удастся своими усилиями воспитывать молодежь аполитичной и рыцарской: «Мне уже не отойти в сторону. Нити моей жизни и сердца слишком тесно переплетены со скаутингом.» В 1939 г. Б. Солоневич подарил свои книги бойскаутам Америки, англичанам. Лорд Соммерс поблагодарил его и пообещал помочь с изданием книг на английском языке. Но именно О. Пантю-хов отсоветовал американцам делать это. Впрочем, война вскоре отложила творческие замыслы окончательно.

В середине 30-х гг. XX в. Борис Солоневич все чаще и чаще повторял, что смысл будущей борьбы с советской властью, которая развернется уже внутри СССР, должен определяться не эмигрантами, а «подсоветским» населением, и лозунги оторванных от реальной советской жизни эмигрантов не найдут сочувствия и понимания среди советских жителей.

Солоневич определил основные недостатки эмигрантской НОРС - недостаточная политическая, национальная и физкультурная работа, слабое воспитание девочек-скаутов, отсутствие унифицированных программ: «Я здесь провел

несколько анкет по национальным вопросам и пришел к пессимистическому выводу, что ребята очень мало знают Россию. Для них Россия - не столько живая страна и живой народ, сколько туманный символ»24. Солоневич предложил в воспитательной работе с детьми использовать ту часть жизни, которая была для всех живущих за границей России совершенно неведома - борьба с советской властью в подполье.

Б. Солоневич не мог не высказаться по поводу терминологии и символики НОРС. Причем он исходил из того, что рано или поздно скауты в изгнании и скауты, оставшиеся в России, сольются в одну организацию, и не надо, чтобы какие-то нюансы разводили их в стороны. Для девочек должно остаться название «герл-скаут», ибо «гайды» в России никогда не были в ходу и сейчас тем более; их эмблемой должна остаться лилия, но никак не подснежник, неизвестный тем, кто остался в СССР25. Тут с ним согласен был М. Агапов: «Имя “разведчик” там в душах и умах молодежи отклика не найдет, ибо боролись с большевиками не “разведчики”, но скауты»26.

Солоневич потревожил устоявшийся мир НОРС тем, что привнес с собой радикальный оттенок политизации. «Оценивая свою деятельность по скаутингу времен гражданской войны, я пришел к глубокому убеждению, что аполитичное воспитание юношества в наше время продолжающейся и обостряющейся борьбы с красной опасностью является ошибкой. Политическую работу среди молодежи в нашей организации необходимо наладить, во многом используя опыт врагов. Во всяком случае, я твердо убежден в том, что молодежь нельзя оставлять безоружной и неподготовленной перед лицом красной пропаганды», - писал он27. Борис считал, что детская эмигрантская организация обязательно должна быть политической. В связи с этим он предложил СРС в октябре 1934 г. идею значка для старшей скаутской молодежи «Готов за Россию» как ступени подготовки русской эмигрантской молодежи к служению России, в программе которого совмещались политграмота, спорт, военная подготовка, борьба с денационализацией молодежи и ее объединение около общих практических задач28. Система работы по получению этого значка весьма напо-

минает систему значка «Будь готов к труду и обороне» в СССР. Интересен политический раздел программы («политграмота») для 18-40-летних: уметь объяснить политические понятия, дать обзор эмигрантских группировок, прессы; охарактеризовать политические российские течения от народовольцев до троцкистской оппозиции и особенностей первой пятилетки в СССР.

Программа получила поддержку различных кругов. Генерал Е.К. Миллер просил О. Пантю-хова обратить на нее особое внимание и горячо рекомендовал идеи Б. Солоневича к использованию в детской организации. Тот пояснил авторитетному собеседнику, что «программа Солоне-вича, в большей своей части представляет собой выборки из основной скаутской программы, а то, что еще не было принято (политическая грамотность), теперь нами принимается для старших возрастов в той форме, в которой он предлагает. Таким образом, мы с готовностью поддерживаем его минимум»29.

Другая идея (навеянная Иваном) - сближение старших скаутов с движением «соколов», уже предложенная скаутами на 2-м съезде по скаутизму в 1916 г. Младшие ступени работают сами по себе, а вот «роверы» переходят в «соколы» для физкультурного развития. Скауты среднего возраста также сближаются с «соколами».

Хотя в 1937 г. О. Пантюхов обсуждал с помощниками идею предложить Б. Солоневичу заведование отделом пропаганды НОРС, но так и не решился на серьезный шаг. Вот что писал начальник Болгарского отдела НОРС В. Коньков: «Мысль Ваша о поручении ему пропагандного отдела нашей организации мне нравится, тем более, что он фактически этим ведает, так сказать, явочным порядком. Газета, книги, доклады и т.д. Я понимаю его работу в этой отрасли не только по болгарскому отделу, а вообще за рубежом. Он, например, списался уже с Дальним Востоком и т. д. Лично я думаю, что его можно было, так сказать, официально закрепить Вашим приказом как заведующего всей пропагандной частью организации за рубежом. Дабы этим делом он ведал не по собственному почину и инициативе, а по должности. О каком-либо другом назначении можно было бы немного подождать. Он ищет

широкого, всеобъемлющего поля действий, и отдел пропаганды будет ему по душе. В недалеком будущем, когда “уляжется”, когда мы увидим, что он окончательно бросил якорь в Болгарии, можно заняться и “штабс-капитанской” работой, о каковой он сам так ратует и которая его, видно, самого не удовлетворяет»30.

Отношения СРС и Солоневича выстраивались в эмиграции тяжело, и в конце концов жизнь развела их, но в русском Китае, где европейские интриги были глубоко безразличны скаутам, имя и книги Солоневича значили многое и были беспрекословно уважаемы. Может быть потому, что среди этих скаутов было немало тех, кто прошел через советское бытие и знал, что значит быть под оком ЧК и ГПУ.

В 1938 г. братья Солоневичи переехали в Германию. После войны Борис Солоневич жил в Бельгии под постоянной угрозой выдачи СССР, но местный суд не давал такого разрешения. В 1948 г. он был исключен из Российского национального объединения в Бельгии, РОВСа, Общества взаимопомощи «перемещенных лиц» российского происхождения за публичные выступления против Комитета «перемещенных лиц» старого состава, но в 1949 г. восстановлен. В 1950 г. Борис начал выпускать журнал «Родина». Активная жизненная позиция и будто бы контакты с советской разведкой стали причиной того, что местная русская община в феврале 1952 г. объявила ему бойкот. В феврале 1954 г. бельгийский суд отклонил иск РНО к Солоне-вичу, как и его встречный иск с обвинением в клевете и оскорблениях. В 1955 г. председатель Российского национального объединения В.В. Орехов снова подал на него в суд. В общем, Солоневича выдавливали из Европы.

В первые послевоенные годы к Б. Солоневичу неоднократно обращались различные скаутские организации за поддержкой и даже возглавле-нием, но Борис каждый раз отвечал отказом, не желая, очевидно, лишний раз «светиться». Проявившаяся связь «Организации российских юных разведчиков» с НТС оттолкнула от нее т.н. «старую» эмиграцию и вызвала к жизни другие скаутские группы. В общество содействия «Друзья российского разведчика» и попечительства

о внешкольном воспитании детей в лагере Шляйс-хайм вошли непримиримые противники ОРЮР и НТС. Для новой группы нужен был известный возглавитель. Инициаторы нашли в Бельгии Б. Солоневича, но тот снова отказался, выразив лишь сочувствие31. Впрочем, в составе Центрального руководящего комитета для всех западных зон Германии (основатели: Русский общевоинский союз, Русское освободительное движение, Высший монархический совет, «Эмигрантский центр», Союз Андреевского флага, Братство Святого Георгия и др.) среди видных деятелей (митрополит Серафим, архиепископ Пантелеймон, генерал Свищев, генерал А.В. Голубинцев, митрофорный протоиерей о. Василий Бощановский, председатель Центрального представительства русской эмиграции П. фон Фабрициус, полковник С. Гогелашвили, протоиерей о. Александр Киселев, П. Сергиевский, князь Бермонт-Ава-лов, протопресвитер о. В. Виноградов, о. Леонид Игнатьев, Н. Воейков, Г. Бобровский, В. Бутков, Н. Седляревич и др.) мы видим и Бориса Соло-невича32. Впрочем, комитет так и остался пустой идеей. Он лишь продемонстрировал желание определенных политических сил перехватить инициативу у НТС и ОРЮР.

Тогда Борис Солоневич был вынужден переехать из Европы в США. Здоровье его окончательно было подорвано. После одной из операций на глазах в 1969 г. в его доме случился пожар, результатом которого стала полная слепота на левый глаз, хотя правым он мог немного видеть. С помощью сильных очков он мог читать одну страницу текста в час и слегка стучал на машинке с помощью своего доверенного Бориса Ганусовского. Он по-прежнему не мог спокойно доживать свой век, поэтому издавал машинописную газетку «Родина», которую рассылал по списку своих поклонников и друзей.

Борис Солоневич всегда помнил о том, что он скаут. Именно он организовал установку знаменитой мемориальной бронзовой доски в честь русских скаутов, погибших во время революции в России, в штаб-квартире БСА в Техасе: «Светлой памяти русских бой-скаутов, погибших в период красного террора, защищая свои идеи, Бога, Родину и свободу».

В русском скаутском мире вести о бедственном положении Бориса Солоневича распространились быстро. По подписному листу скауты собирали деньги, навещали его в старческом доме. Борис Солоневич скончался 24 февраля 1989 г. в доме для престарелых в Глен-Кове на Лонг-Айленде. Похоронен на кладбище в Но-вом-Дивееве.

Судьба других членов семейства Солоневичей сложилась очень непросто. Еще один брат - морской офицер Всеволод (Дик, как его звали домашние) погиб от тифа в Крыму, сводные брат Евгений, сестры Софья, Зинаида, Люба вместе с отцом в 1935 г. были арестованы в Ялте, затем высланы в Красноярск. Жена Ирина Францисковна Пеллингер (1903 г.р., инструктор по физической культуре в доме отдыха в Серебряном Бору, врач по физкультуре диспансера), оставшись в России, проживала в Салтыковке, потом была сослана в Дальневосточный концлагерь, двое их детей оставались в Москве (в том числе сын со скаутским именем Георгий). Борис Солоневич награжден орденом скаутской благодарности «Свастикой»,

орденом «Почетного Белого медведя». Он является автором многих книг: «День врача в концлагере» (1937 г.); «Не могу молчать!» (1939 г.); «Тайна Соловков» (первое издание называлось «Тайна старого монастыря», 1941 г.); «Молодежь и ГПУ» (1938 г.); «На Советской Низовке» (1939 г.); «Рука адмирала» (1942 г.), «Женщина с винтовкой» (1955 г.) и др. Почти все они издавались и на иностранных языках.

Борис Солоневич прожил яркую жизнь. Она ясно делится на две части, одна из которых приходится на Россию, другая - на эмиграцию. То, что обе части похожи, нисколько не удивительно. Борис был на редкость органичным человеком -горячим, энергичным, творческим. Самые ужасные условия никогда не сбивали его с высокого темпа жизни, оптимизма. В Советской России арестовывался более десятка раз, дважды приговаривался к расстрелу, трижды бежал, в тюрьмах провел в общей сложности 3,5 года, в концлагере

3 года, в ссылке 4 года. За рубежом судьба преподнесла ему не меньшие испытания, которые он выдержал с честью.

Примечания

1 Приказ русским скаутам № 17 от 27.10.20 (архив авт.).

2 Солоневич Б.Л. Указ. соч. С. 93-94.

3 Там же. С. 115.

4 Там же. С. 145.

5 Там же. С. 255-256.

6 Кучин В. Разгром российских скаутов // Скаутинг в России: вчера и сегодня. Матер. всерос. научн.-практ. конф. Архангельск, 1996. С. 58; Пути русского скаутизма. 1909-1991 / сост. Н.Г. Росс. 1992. С. 7; Солоневич Б. Указ. соч. С. 220.

7 Б. Солоневич О.И. Пантюхову от 10.03.35 (архив авт.).

8 Солоневич Б.Л. Указ. соч. С. 298.

9 Там же. С. 360.

10 Солоневич И.Л. В СССР. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.solonevich.narod.ги/ avtobiograf3.html. Проверено 31.10.2008.

11 ЧистяковК.А. И.Л. Солоневич и РОВС: начало конфликта (1936-1937 гг.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.solonevich.narod.ru/chistyakov2006.html. Проверено 31.10.2008.

12 А.М. Шатерник О.И. Пантюхову от 21.10.34 (архив авт.).

13 В.А. Темномеров О.И. Пантюхову от 05.04.35, 24.04.35, 10.10.35; К. Портнов О.И. Пантюхову от 10.03.35; Б. Перротт О.И. Пантюхову от 10.03.35; О.И. Пантюхов С.С. Политовскому от 29.03.36 (архив авт.).

14 Солоневич Б.Л. Указ. соч. С. 13-14.

15 Б.Л. Солоневич О.И. Пантюхову от 10.04.37 (архив авт.).

16 См., напр., письмо председателя совета общества «Русская колония в Финляндии» барона Р. Штакельберга (Возрождение. 1038, 16 сент.).

17 Б.Л. Солоневич О.И. Пантюхову б.д. (архив авт.).

18 Б.Л. Солоневич О.И. Пантюхову от 22.06.36 (архив авт.).

19 М.В. Агапов О.И. Пантюхову от 25.05.35; 15.09.36; не позднее 26.03.37 (архив авт.).

20 См., напр., Б. Жуковский О.И. Пантюхову от 11.04.37; Б.Л. Солоневич О.И. Пантюхову от 10.04.37 (архив авт.).

21 Б.Л. Солоневич О.И. Пантюхову от 18.04.37 (архив авт.).

22 О.И. Пантюхов И.Л. Солоневичу от 06.05.37 (архив авт.).

23 Солоневич Б.Л. Указ. соч. С. 153.

24 Б.Л. Солоневич О.И. Пантюхову б.д. (архив авт.).

25 Б.Л. Солоневич О.И. Пантюхову от 9.11.34 (архив авт.).

26 М.В. Агапов О.И. Пантюхову от 17.10.36 (архив авт.).

27 Б.Л. Солоневич О.И. Пантюхову от 26.09.34 (архив авт.).

28 Б.Л. Солоневич О.И. Пантюхову от 27.10.34 (архив авт.).

29 О.И. Пантюхов Е.К. Миллеру от 14.01.37 (архив авт.).

30 В.П. Коньков О.И. Пантюхову от 28.01.37 (архив авт.).

31 Б.Л. Солоневич Г.А. Бобровскому от 26.05.48 (архив авт.).

32 Друг молодежи. 1948. Апр., № 1. С. 12.

Kudryashov Yury

BORIS SOLONEVICH: HERE AND THERE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The paper shows life, literary and social activities of the prominent expatriate Russian author. B. Solonevich is featured as one of the most outstanding figures of the Russian youth movement in XX century, a bright

publicist and an active fighter against totalitarianism.

Рецензент - Кудинов В.А., доктор исторических наук, профессор Костромского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.