Научная статья на тему 'Борьба за реформы в Саудовской Аравии в 60-70-е годы XX века'

Борьба за реформы в Саудовской Аравии в 60-70-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
492
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФРОНТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ САУДОВСКОЙ АРАВИИ / РЕФОРМЫ ФЕЙСАЛА / THE NATIONAL LIBERATION FRONT OF SAUDI ARABIA / REFORMS OF KING FAISAL / THE FIGHT FOR REFORMS IN SAUDI ARABIA IN 1960-70S

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нидерман И.А.

В статье показываются различные политические течения Саудовской Аравии, план реформ короля Фейсала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIGHT FOR REFORMS IN SAUDI ARABIA IN 1960-70s

In this article the author presents various political currents of Saudi Arabia and the plan of reforms of King Faisal.

Текст научной работы на тему «Борьба за реформы в Саудовской Аравии в 60-70-е годы XX века»

Актуальным является также вопрос о развитии и совершенствовании института, ответственного за воспитательную работу в армии (в настоящее время рассматривается возможность введения аналога «полкового священника»). Накануне Бородинской битвы Андрей Болконский (Л. Н. Толстой «Война и мир») говорит, что предстоящее сражение должно быть выиграно русскими, потому что победа зависит от того чувства Родины, которое есть и в нем, и в капитане Тимохине, и в каждом русском солдате. Морально-нравственный потенциал армии, обеспечивающей безопасность и независимость нашей страны, имеет приоритетное значение и в условиях современного мира.

Обращаясь к важности в современных условиях такой особенности России, как полиэтничность, учитывая сложность процессов, обусловленных взаимодействием народов, населяющих нашу страну, необходимо подчеркнуть особую роль культуры как «цементной стяжки» многонационального государства. Подчеркивая, что «Россия не только Русь, но союз народов, объединившихся вокруг Руси», философ Г. П. Федотов, утверждал, что «духовным притяжением для народов была и остается русская культура» [15, с. 772].

Без сомнения удачным следует признать использование ярких, художественных символов нашей культуры при оформлении крупных международных спортивных форумов - Универсиада 2013 г., зимние Олимпийские игры 2014 г. Это и факел для передачи Олимпийского огня, выполненный в виде пера сказочной Жар-птицы, и спортивные костюмы, декорированные национальным орнаментом, и «лоскутное одеяло», подчеркивающее мысль о том, что многонациональная Россия едина в своем многообразии.

Таким образом, в новых условиях XXI в., в условиях формировании многополярного мира и острой конкурентной борьбы за место в этом мире, Россия, преодолевая экономические и политические трудности, внешние и внутренние вызовы, доказывает жизнеспособность нашего народа и государства. В этом контексте обращение к культурному наследию является огромным ресурсом возрождения и развития страны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лихачев Д. С. Культура как целостная динамическая среда // Вестн. Рос. Академии наук. 1994. Т.64,№ 8.

2. Илларион Киевский. Слово о законе и благодати // Альманах библиофила. Вып. 26. Тысячелетие русской письменной культуры (988-1988). М., 1989.

3. Комеч А. Древнерусское искусство // Очерки истории искусства. М., 1987.

4. Слово о полку Игореве. Л., 1953.

5. Ильин И. А. О путях России // Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М., 1994. Т. II.

6. Пушкин А. С. Письмо Чаадаеву // Полн. собр. соч. Т. 10. М.; Л., 1949. С. 595-597 (пер.: с. 866868).

7. Достоевский Ф. М. Дневник писателя // Полн. собр. соч. Т. 26. С. 131

8. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т.2.

9. Федотов Г. П. Письма о русской культуре // Русская идея. М., 1992.

10. Струве П. Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи. // Из глубины: сб. ст. о русской революции. М., 1991

11. Федотов Г. П. Защита России // Федотов Г. П. Статьи по философии русской истории и культуры: в 2 т. М., 1992. Т. 2.

12. Паустовский К. Г. Мещорская сторона // Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М., 1958. 13. Мединский В. Р. О русском воровстве, особом пути и долготерпении. М., 2009.

14. Осипов Г. В. Социология и политика. М., 2009.

15. Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия? // Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М., 1994.

БОРЬБА ЗА РЕФОРМЫ В САУДОВСКОЙ АРАВИИ В 60-70-е ГОДЫ XX ВЕКА

THE FIGHT FOR REFORMS IN SAUDI ARABIA IN 1960-70s

И. А. Нидерман

В статье показываются различные политические течения Саудовской Аравии, план реформ короля Фейсала.

Ключевые слова: фронт национального освобождения Саудовской Аравии, реформы Фейсала.

I. A. Niderman

In this article the author presents various political currents of Saudi Arabia and the plan of reforms of King Faisal.

Keywords: the National Liberation Front of Saudi Arabia, reforms of King Faisal.

Вначале 1960-х гг. в Саудовской Аравии при формальном сохранении запрета на политическую деятельность в обществе фактически сформировались три основных течения. На одном фланге находились сторонники радикальных политических перемен в рамках буржуазной демократии, такова была установка Фронта национального освобождения Саудовской Аравии (созданного в апреле 1958 г. на базе Фронта национальных реформ) и малочисленного движения молодых эмиров во главе с Талалом, вставшего во главе Арабского фронта освобождения и провозглашавшего еще непонятные большинству общества идеи «демократии, свободы, конституции».

На противоположном фланге находилась широкая и массовая, но неорганизованная формально оппозиция любым переменам, возглавлявшаяся традиционными лидерами -улемами и шейхами племен. Эти не желали никаких перемен.

Тем не менее, оба названных течения имели свою активную социальную опору: первое в лице рабочих-нефтяников (как иностранных, так и местных), нарождавшейся национальной интеллигенции, мелкой буржуазии и служащих; второе - в лице низших и средних городских слоев, ведомых духом мечети, к которым следует добавить и упоминавшуюся ранее пассивную опору - основную массу неграмотного населения, бьющегося за кусок хлеба и выживание, как и столетия назад.

Но в ходе борьбы «за» и «против» перемен в обществе постепенно сложилось и третье течение - центристское. Его сторонники отвергали планы преобразования политической системы, оставались сторонниками абсолютной монархии и верными мусульманами, были противниками как широкой ве-стернизации, так и крайних националистических действий. Но в то же время они были готовы к переменам в сфере экономики и социальной жизни. Иначе говоря, то были сторонники капиталистического развития, но с исключением всего блока социально-политических идей и норм буржуазного общества.

Единственная группа людей в Саудовской Аравии, «представлявшая общественное мнение», - по выражению американского автора П. Мэнсфилда, - принцы королевской семьи, шейхи и улемы, в конечном счете, сплотились именно на центристской платформе вокруг признанного лидера - наследного принца Фейсала. В ноябре 1962 г. Фейсал, возвращенный на пост премьер-министра огласил свою программу реформ, так называемые «десять пунктов».

Отличительная особенность программы Фейсала, как в дальнейшем и всего его курса коренных преобразований, состояла в ясном соотношении своих планов с уровнем развития саудовского общества, в прагматичной готовности заимствовать у Запада в сфере материальной, но при сохранении жесткой верности Традиции в сфере духовной (что весьма сходно с политикой японского императорского режима в период «революции Мэйдзи»).

Без сомнения, одним из субъективных побуждений эмира Фейсала в борьбе за реформы было желание к самосохранению себя и всей семьи Саудидов (для которой антимонархическая революция становилась реальной перспективой после революции в Йемене в сентябре 1962 г.). Но нельзя отрицать у Фейсала и искреннего желания поднять страну из

нищенского и убогого положения, в котором она находилась, несмотря на огромное нефтяное богатство.

Между тем, если учесть, что реформы начинались в крайне отсталом, находящемся под жестким религиозным прессом обществе, возможно, любые новаторские начинания можно оценить как прогрессивные. К тому же психологически трудно признать радикальным реформатором абсолютного монарха и политика, часто шедшего на компромиссы с ДРДМСО и США.

Внешняя противоречивость в деятельности короля Фей-сала отражает не только противоречивость его личности, выросшей и сформировавшейся в условиях традиционного общества, но призванной к служению в современном мире. Фейсал был во многом типичной фигурой саудовского общества и стал как бы концентрированным олицетворением переходности этого общества. Особенно следует отметить, что исходным и побудительным мотивом для проведения преобразований была доминанта самосохранения режима и королевской семьи, но, в целом для Саудовской Аравии оказался важен и результат преобразований.

Обратимся к плану реформ, который не остался совсем пустой декларацией, а в основных своих пунктах стал на десятилетие реальной программой социально-экономических.

Пункт 1. Цель правительства - способствовать развитию саудовского общества в социальной сфере, в сферах культуры и образования. Форма правления в Саудовской Аравии будет изменяться в соответствии с изменениями в саудовском обществе. Будет разработан Основной закон государства, опирающийся на Коран и шариат, расширены права Консультативного совета при короле.

Национальный доход вырос с 1312 млн долл. в 1963 г. до 31725 млн долл. в 1975 г.; доход на душу населения за тот же период увеличился с 204 долл. до 3538 долл.

Началось создание публичных библиотек, курсов по ликвидации неграмотности среди взрослых, государственной системы подготовки кадров.

Прямо противоположной оказалась судьба обещаний, относящихся к политическому устройству государства. Намерение «провозгласить Основной закон правления страной, основанный на Коране, сунне пророка и деяниях правоверных халифов», по всей видимости, отсутствовало у Фейсала. Недаром позднее он назвал парламент «костылем для слабого правителя», считая себя с полным основанием правителем.

Пункт 2. Правительство работает над законом, регулирующим деятельность местной администрации. «Когда новое законодательство вступит в силу, оно будет способствовать административному, политическому и социальному развитию нашего молодого королевства». Причины, вызвавшие появление этого пункта и отведенное ему видное место, понятны. Недовольство произволом и взяточничеством местных властей служило важным источником питания оппозиционных настроений в самых широких слоях городского и сельского населения.

В октябре 1963 г. в Саудовской Аравии было введено новое провинциальное деление, благодаря чему центральная власть усилила свой контроль над местной администрацией.

Пункт 3. Правительство устанавливает независимость судов «как символов справедливости, тем самым достигая

основной цели нашей религии». Будет создано министерство юстиции для организации работы судов.

В 1960-е гг. была создана судебная система, включающая суды трех инстанций, от традиционного мусульманского «суда срочных дел» до Верховного суда.

Пункт 4. Для изучения и решения новых проблем, возникающих в жизни страны, решено создать из видных юристов и улемов Юридический совет.

Данный пункт служит явным дополнением и развитием предыдущего и вновь свидетельствует о компромиссном пути, избранном Фейсалом при проведении реформ. Старые и новые элементы общественного устройства изначально ставятся вместе, образуя некий странный на первый взгляд симбиоз. Юридический совет был создан, но играл подчиненную (а по сути декоративную) роль при Верховном шариатском суде.

Пункт 5. Правительство сознает свою обязанность по распространению учения ислама и защите его словом и делом.

Едва ли не самый краткий пункт программы имеет принципиальное значение. В том числе рассчитан он был и на привлечение симпатий левых кругов, недовольных засильем религиозных деятелей и тяготящихся нормами ислама. И выполнен он был весьма своеобразно.

Пункт 6. «Правительство решило немедленно предпринять меры по улучшению условий деятельности Обществ охраны веры и нравственности» (здесь имеется в виду реверанс в сторону Лиги ваххабитских улемов, реально руководившей Обществом).

Пункт 7. Правительство, сознавая, что одна из основных его обязанностей - улучшение условий жизни народа, обеспечивает всем гражданам бесплатную медицинскую помощь в королевстве и вне его, бесплатное образование на всех уровнях в королевстве и вне его; оно также будет выделять субсидии для снижения цен на продукты питания. Вводится система социального обеспечения для престарелых и нетрудоспособных. Будет введено трудовое законодательство, защищающее рабочий класс от безработицы. «Мы достигнем уровня жизни, который остается мечтой во многих странах мира, достигнем социальной справедливости без лишения людей свободы, прав и собственности».

Принципиально важный пункт плана содержит в сжатом виде программу всей социальной политики саудовской монархии вплоть до настоящего времени. В этом пункте учтены как требования левой оппозиции, так и имеющиеся к тому времени достижения в социальной жизни социалистических стран, а также социальные программы арабских революционно-демократических режимов в Египте, Сирии, Ираке.

За период 1969/70 г. - 1974/75 г. число семей, получающих государственную социальную помощь, выросло с 62 тыс. (187 тыс. человек) до 174 тыс. (531 тыс. человек), объем ассигнований составлял соответственно 39,4 млн риалов и 442,1 млн., притом, что на каждую семью в год приходилось соответственно 652 риала и 2638 риалов.

Пункт 8. Правительство считает, что экономическому, торговому и социальному развитию, начавшемуся в обществе в последние годы, все еще недостает организации. Для исправления такого положения правительство создаст специальный аппарат, который будет способство-

вать активизации деятельности в этих сферах и привлечению туда капитала.

Заявленные положения об усовершенствовании государственного аппарата, а точнее - его перестройке на современный лад, были реализованы в течение нескольких лет. Был создан ряд новых министерств.

Пункт 9. Финансовая стабилизация и экономическое развитие будут принципиальной концепцией правительства. Правительство будет стремиться к повышению уровня жизни всех своих граждан. Наиболее важная программа в этом деле - создание сети дорог, связывающей все города и части королевства. Ассигнования миллионов риалов предусмотрены также на изучение проблемы водных ресурсов.

В данном пункте оказалась в концентрированном виде выраженной экономическая стратегия реформаторов, причем цели были поставлены как весьма конкретные (строительство дорог), так и весьма амбициозные (самообеспечение продовольствием).

Увеличение добычи нефти и стремительный рост доходов от ее экспорта (особенно после 1973 г.) сопровождались серьезными качественными изменениями в социальной и экономической структуре стран Аравийского полуострова, значительным ростом их международных торговых и экономических связей. В Саудовской Аравии проходит процесс трансформации докапиталистических структур в капиталистические.

Особую, активизирующую ускоренное развитие в Саудовской Аравии играют нефтяные доходы, происходит борьба за установление эффективного контроля над своими природными ресурсами.

В первое десятилетие реформ создается сеть высококлассных автомобильных дорог, заново строятся международные аэропорты в крупных городах, реконструируются морские порты. Меньшее значение имела железная дорога. Бюджетные ассигнования на транспорт быстро росли: 1971/72 г. - 1 482,6 млн риалов, 1973/74 г. - 2282,5 млн, 1974/75 г. - 4 558,2 млн риалов.

В целом реформы, пусть даже при их некоторой двойственности, преобразили королевство и принесли их вдохновителю королю Фейсалу заслуженную репутацию выдающегося реформатора.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Financial Times. L.

2. al-Farsy F. Modernity and Tradition. Guernsey. 1993.

3. Взгляд на устои саудовской политики. Эр-Рияд, 1995 (на арабск.яз.).

4. The Middle East Journal. Wash.

5. Gause F. G. Saudi Arabia: Desert Storm and after. Florida, 1993.

6. Васильев A. M. История Саудовской Аравии. М., 1999.

7. Шхейль A. M. Образование современного саудовского государства. Эр-Рияд, 1984.

8. Яковлев А. И. Саудовская Аравия: пути эволюции. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.