Научная статья на тему 'Борьба с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции в странах, принадлежащих к англо-саксонской системе права'

Борьба с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции в странах, принадлежащих к англо-саксонской системе права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
345
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайдуллина Э. Д.

В статье рассмотрены основные методы и средства борьбы с преступлениями, совершаемыми в данной сфере экономической деятельности, в государствах англо-саксонской системы права (Великобритания, США и Австралия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции в странах, принадлежащих к англо-саксонской системе права»

V

Э.Д. Шайдуллина,

адъюнкт (КЮИ МВД России)

БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В СТРАНАХ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К АНГЛО-САКСОНСКОЙ СИСТЕМЕ

ПРАВА

В статье рассмотрены основные методы и средства борьбы с преступлениями, совершаемыми в данной сфере экономической деятельности, в государствах англосаксонской системы права (Великобритания, США и Австралия).

Система регулирования производства и оборота алкогольной продукции

традиционно работала на местном или государственном уровне. В отличие от других психоактивных опьяняющих веществ, данная продукция в настоящее время не является предметом каких-либо международных конвенций или соглашений. Тем самым государства сами вольны решать вопросы алкогольной политики.

В свою очередь национальная политика различных государств в сфере противодействия незаконному производству и обороту алкогольной продукции имеет некоторые особенности в зависимости от традиций и сложившейся ситуации в данной экономической отрасли. Эти особенности объясняются принадлежностью того или иного государства к конкретной системе права, имеющей общие источники права, структуру, основные правовые понятия.

Проанализируем особенности уголовной политики в сфере борьбы с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции в странах англо-саксонской системы права.

В Великобритании производство и оборот алкогольной продукции, как и в России, регулируются несколькими законами, такими, например, как Законом о торговле спиртными напитками 1967 г., Законом о властях г. Лондона 1963 г., Законом о местной власти 1982 г. и т.д.

Основным видом контроля

государственных органов Британского Королевства над данной сферой деятельности является ее лицензирование. В

настоящее время в Великобритании насчитывается 12 основных видов лицензий на продажу алкогольной продукции (в том числе на пиво), выдачу которых и последующий контроль осуществляют судебные органы и полиция.

В ноябре 2005 г. в Великобритании был отменен действовавший ранее ограничительный режим продажи алкогольной продукции в ночное время.

Учитывая, что Британское

королевство является одним из государств, где распространено домашнее производство алкогольных напитков, английское уголовное законодательство устанавливает

ответственность за кустарное изготовление алкоголя в домашних условиях с целью его реализации. Мера наказания зависит от рецидива совершенного преступного деяния. Так, за совершение данного противоправного деяния впервые виновное лицо получает предупреждение, за вторичное совершение - штраф в размере 25-40 фунтов стерлингов, а за последующие подобные деяния - штраф в размере 100 фунтов стерлингов либо тюремное заключение на несколько месяцев. При этом необходимо помнить, что в последние годы в Великобритании развивается тенденция по ограничению применения наказания в виде тюремного заключения, используемого только в случаях наиболее тяжких преступлений.

В Соединенных Штатах Америки (далее -США) противодействие незаконному производству и обороту алкогольной

продукции происходит как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов.

При этом на федеральном уровне уголовное законодательство в соответствии с § 13 раздела 18 Свода законов США [1] применяется в случае совершения

преступления, затрагивающего интересы нескольких штатов либо США в целом, или если преступление совершено на территориях федерального значения (национальных парков, заповедников и т.д.), а также в иных случаях, предусмотренных в данном параграфе.

Уголовная ответственность за незаконное производство и оборот алкогольной

продукции в США на федеральном уровне предусмотрена рядом нормативных правовых актов: Законом о крепких

алкогольных напитках, включенным в раздел 18 Свода законов США, отдельными положениями разделов 26 и 59 данного Свода и иными законами. Чаще всего

рассматриваемые преступные деяния по американскому федеральному

законодательству отнесены к

мисдиминорам, т.е. преступлениям небольшой тяжести, за совершение которых предусматривается мера наказания в виде одного года тюремного заключения либо штрафа в размере до 1 000 долларов США.

В частности, согласно § 1262 Раздела 18 Свода законов США лицо, осуществляющее незаконный импорт или поставку спиртных напитков в любой штат или район, где запрещена торговля алкоголем, подлежит уголовной ответственности, за исключением случаев, когда такая продукция поставляется для научных, ритуальных или иных указанных в законе целей. В качестве наказания за совершение данного преступления предусмотрен штраф в размере до 1 000 долларов или лишение свобода сроком до 1 года либо оба наказания одновременно.

Параграф 1263 Раздела 18 Свода законов США предусматривает уголовную ответственность за умышленную

транспортировку по территории Америки

контейнеров с алкогольной продукцией без товарно-транспортной накладной, а также документов, удостоверяющих личность получателя либо отправителя груза и количество перевозимого груза. Данное преступление также является мисдиминором, и за его совершение предусмотрено наказание, применяемое к данной категории преступных деяний.

При этом § 3669 Раздела 18 Свода законов США предусматривает конфискацию транспортных средств, используемых его владельцем либо другими лицами для транспортировки алкогольной продукции на территории, где торговля ею запрещена.

В параграфах 5601 и 5602 Раздела 26 Свода законов США запрещается создание и содержание спиртового производства без соответствующего документального разрешения.

В Америке контроль над рассматриваемой сферой экономической деятельности осуществляет Бюро по контролю за оборотом алкоголя, табака и огнестрельного оружия Министерства финансов. Борьбу с контрабандой алкогольной продукции ведут таможенная служба, береговая охрана, а также полицейские подразделения, расположенные в пограничных с Мексикой и Канадой районах.

Кроме того, имеются специальные органы по контролю над производством и оборотом алкогольной продукции на уровне штатов - контрольные комиссии, наделенные широкими полномочиями. В частности, они занимаются вопросами лицензирования производства и торговли алкоголя, разрабатывают инструкции по стандартизации качества данной продукции. Эти комиссии вправе подвергнуть проверке любую

организацию, производящую или реализующую алкогольную продукцию, и в случае обнаружения каких-либо правонарушений - провести

комплексный анализ ее хозяйственнофинансовой деятельности. В отдельных случаях для оздоровления

криминогенной ситуации в штате

комиссия может привлечь к таким проверкам правоохранительные органы (полицию, шерифа, маршала,

представителей суда и муниципалитета). [2]

На уровне отдельных штатов Америки санкции за нарушения законодательства о производстве и обороте алкогольной продукции различимы по разнообразию и степени суровости, однако в основном, как и на федеральном уровне, представлены в виде наказаний за совершение преступлений-мисдиминоров.

Так, например, Уголовный кодекс штата Вермонт [3] предусматривает уголовную ответственность как физических, так и юридических лиц, ввозящих без разрешения на территорию штата алкогольную продукцию. За подобные деяния предусмотрена санкция в виде лишения свободы на срок до одного года, либо штраф в размере до 1 000 долларов США, либо оба наказания одновременно.

В Уголовном кодексе штата Техас нет, как и в УК РФ, отдельной статьи, предусматривающей ответственность за незаконное производство и оборот алкогольной продукции, однако статья 32.42 уголовного закона штата Техас предусматривает ответственность за «обманные приемы ведения бизнеса» с санкцией, применяемой к преступлениям-мисдиминорам. [4]

В штате Небраска лица, уклоняющиеся от уплаты налогов за реализуемую алкогольную продукцию, подлежат уголовной ответственности и караются конфискацией всей имеющейся у них алкогольной продукции и штрафом в двойном размере неуплаченной суммы налога. [5]

Следует также отметить, что немалую озабоченность для США и Канады играет контрабанда алкогольной продукции. В данных государствах контрабандисты создали сеть по нелегальной переброске и торговле алкогольными напитками на канадском нелегальном рынке.

Сложившаяся ситуация подтолкнула власти данных стран к объединению усилий правоохранительных органов в борьбе с такими преступлениями, что позволило

достичь значительных успехов в сфере уголовного преследования

контрабандистов, конфискации их доходов, международного обмена информацией о преступниках и т.д. [6]

Уголовный кодекс Австралии [7] не содержит статей, непосредственно предусматривающих уголовную

ответственность за совершение

преступлений в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Однако ряд норм могут быть применимы в случае совершения данных преступных деяний. В частности, подпункт «п» пункта «а» части 1 статьи 144.1 «Подделка» предусматривает уголовную ответственность за составление

фальшивого документа с целью получения нечестным образом выгоды или причинения нечестным образом потерь, а также наказание в виде лишения свободы на срок 10 лет.

Аналогичное наказание предусмотрено статьей 145.1 УК Австралии за использование фальшивого документа. По УК РФ за указанные преступления уголовная ответственность наступит по статье 327, предусматривающей наказание в виде лишения свободы

сроком до 2 лет (за подделку) и от 3 до 6 лет (за использование заведомо подложного документа).

Подводя итоги, следует отметить, что регулирование сферы производства и оборота алкогольной продукции в странах, относящихся к англосаксонской системе права,

осуществляется государственными

органами различных уровней правления. При этом одним из основных способов противодействия незаконной

деятельности в данной сфере экономической деятельности являются уголовно-правовые методы. Уголовное законодательство Великобритании и США предусматривают

непосредственную ответственность за незаконное производство и (или) оборот алкогольной продукции.

Сравнивая же уголовно-правовые нормы данных государств, а также

Австралии с российскими, следует отметить их схожесть в том, что ответственность за преступления, связанные с незаконным производством и оборотом алкогольной

продукции без отягчающих

обстоятельств, отнесены в большинстве своем к преступным деяниям небольшой и средней тяжести.

ЛИТЕРАТУРА

1. United States code. 2004 edition / Prep. a. publ. under authority of Title 2, U.S. Code, Sect. 28b, by the Office of the Law rev. counsel of the House of representatives Washington: US. Gov print. off, 2005.

2. Коновченко К.Ю. Предупреждение незаконного оборота алкогольной продукции за рубежом // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 6. С. 110.

3. Есаков Г.А., Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право зарубежных стран: учебное пособие. М.: Проспект, 2009. С. 204.

4. Уголовный кодекс штата Техас. СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. С. 321-327.

5. Соловьев О.Г., Грибов А.С. Опыт законодательной регламентации ответственности за экономические преступления в УК отдельных штатов Америки // Российский следователь. 2008. № 24. С. 37.

6. Горкина Л.А. Факторы, обуславливающие развитие теневой экономики в зарубежных странах и в России // Налоги. 2009. № 3. С. 8-9.

7. Уголовный кодекс Австралии. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 245, 248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.