Научная статья на тему 'Борьба с коррупцией в республике Татарстан'

Борьба с коррупцией в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
796
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Туктамышева Гульнур Ринатовна

В данной статье рассмотрены основные аспекты борьбы с коррупцией в Республике Татарстан. Проанализированы нормативно-правовые акты Республики Татарстан, в результате чего выявлено, что одним из факторов, которые способствуют росту коррупционных проявлений, являются недоработки законодательства содержание в нем большого количества норм, способствующих злоупотреблению своими полномочиями со стороны должностных лиц. На основе проведенного исследования автором сделан аргументированный вывод о том, что только единая, сильная и последовательная антикоррупционная политика во всех структурах и во всех уровнях государственной власти может дать положительные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба с коррупцией в республике Татарстан»

14. Регламент по организации и проведению предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Утверждено Федеральным организационным комитетом Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 11 февраля 2016 года.

15. Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений // М. Норма. Инфра-М, 2010.

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Туктамышева Г.Р.

Туктамышева Гульнур Ринатовна - студент магистратуры, кафедра конституционного, административного и международного права,

юридический факультет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Набережные Челны

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные аспекты борьбы с коррупцией в Республике Татарстан. Проанализированы нормативно -правовые акты Республики Татарстан, в результате чего выявлено, что одним из факторов, которые способствуют росту коррупционных проявлений, являются недоработки законодательства - содержание в нем большого количества норм, способствующих злоупотреблению своими полномочиями со стороны должностных лиц. На основе проведенного исследования автором сделан аргументированный вывод о том, что только единая, сильная и последовательная антикоррупционная политика во всех структурах и во всех уровнях государственной власти может дать положительные результаты.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная деятельность, противодействие коррупции, антикоррупционный мониторинг, антикоррупционная политика, антикоррупционная стратегия.

Согласно современному российскому законодательству, коррупция - это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Проблема коррупции в России с каждым годом становится все более актуальной. Коррупция оказывает негативное влияние на социально- экономическое развитие государства и общества, является барьером в формировании конкурентоспособной экономики, препятствует росту благосостояния населения, становлению развитого гражданского общества. В связи с этим последние годы характеризуются активизацией в Республике Татарстан мер по противодействию коррупции, совершенствованием нормотворческой и правоприменительной работы на республиканском, ведомственном и муниципальном уровнях.

Коррупция наносит ущерб Республике в сфере экономики, уменьшая общее благосостояние страны и каждого из её граждан. В качестве сфер, наиболее подверженных коррупции можно выделить следующие: сделки с землей; реализация государственного имущества, находящегося в федеральной,

республиканской или муниципальной собственности: производственные помещения; имущественные комплексы; осуществление закупок для государственных нужд - тендеры; взаиморасчеты с предпринимателями по государственным контактам; выявление фактов участия чиновников в коммерческих структурах, как непосредственно, так и опосредованно через доверенных лиц; контроль целевого использования бюджетных средств, выделяемых по целевым программам и приоритетным национальным проектам; сдача сессий в ВУЗах, поступление в образовательные учреждения, выдача разрешений, заключений, лицензий, а также согласование документов, как с юридическими, так и физическими лицами. Все это грозит тотальной потерей доверия народа к власти.

Республика Татарстан имеет успешный опыт антикоррупционной деятельности. Об этом свидетельствуют положительные результаты реализации четырех антикоррупционных программ (республиканские программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2006 - 2008 годы и на 2009 - 2011 годы, Комплексная республиканская антикоррупционная программа на 2012 - 2014 годы, Подпрограмма «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2014 год» государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы»).

За время реализации указанных программ в Республике Татарстан выстроена система координации антикоррупционной деятельности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления. На всех уровнях власти созданы координационные органы в виде комиссий (советов) по противодействию коррупции; определены лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов; в муниципальных районах и городских округах назначены помощники глав по вопросам противодействия коррупции; определен четкий круг вопросов, курируемых каждым из перечисленных субъектов профилактики

Наблюдается активизация и повышение качества работы указанных антикоррупционных органов и лиц, ответственных за реализацию антикоррупционных мероприятий в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления в Республике Татарстан. Благодаря реализации мероприятий антикоррупционных программ отмечается повышение роли институтов гражданского общества в антикоррупционной деятельности. Так, представители общественности включены в составы антикоррупционных комиссий, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих, конкурсных и аттестационных комиссий при органах публичной власти. Молодежные общественные организации и республиканские средства массовой информации стали активными участниками антикоррупционной деятельности, в результате которой в обществе формируется нетерпимость к коррупционному поведению.

Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2014 № 512 «Об утверждении Государственной программы «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015-2020годы» в Республике Татарстан проведено социологическое исследование «Изучение мнения населения о коррупции», результаты которой опросов свидетельствуют, что жители республики имеют вполне сложившиеся представление о таком негативном общественном явлении, как коррупция [4, 1].

Система оценки коррупционной ситуации в республике Татарстан отражена в Антикоррупционном мониторинге [3, 1]. Антикоррупционный мониторинг в

Татарстане выпускают в соответствии с республиканским законом № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции» [1, 4].

Система оценки коррупционной ситуации в республике довольно сложная, а вот приглядевшись к ее результатам и самой методике можно сделать вывод, что реального положения она не способна отражать в принципе. И, возможно, такая цель и не ставилась. Почти все установленные параметры к реальной борьбе с коррупцией имеют весьма отдаленное отношение. Можно начать с пункта, в котором говорится, что для мониторинга учитываются не просто или все материалы СМИ относительно коррупции, а публикации, осуществленные по инициативе власти. Это тонкий ход -не замечать информацию о злоупотреблениях (явных или возможных) чиновников, опубликованную без их собственного одобрения. То есть сор, что сами бюрократы решили не выносить из избы, коррупцией не считается, даже если о нем написали все федеральные издания?

Не менее показателен пункт, связанный с количеством заседаний, проведенных комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. Нужно отметить, что большинство заседаний этой комиссии собирается по поводу перехода чиновников на работу в коммерческую структуру, интересы которой они раньше, так или иначе, затрагивали. Такой переход согласно закону, невозможен в течение двух лет без разрешения этой самой комиссии. Так вот, доля принятых подобных решений о согласии на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации составляет от 96,8 до 100% в разных органах власти. Такие мелочи, позволяющие оценить серьезность проводимого в Татарстане мониторинга, рассыпаны по всему документу.

Вместе с тем, интересные цифры в докладе тоже есть, даже с учетом особого анализа публикаций СМИ, о котором было сказано выше. Как говорится в документе, тема коррупции в изданиях Татарстана представлена достаточно широко и регулярно. По данным Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» в 2016 году на территории республики вышло 4157 материалов антикоррупционной направленности (в 2015 году - 2654 материалов, в 2014 году -2548 материалов, в 2013 году - 1358 материалов) [3, 29]. Частота показа антикоррупционных сюжетов сохраняет тенденцию к нарастанию, набирая обороты каждые три года. В 2016 году ежемесячно на республиканских каналах транслировалось в среднем по 13 сюжетов. То есть о коррупции стали писать в два раза чаще. Логично было бы предположить, что должны были вырасти и количественные показатели привлеченных к ответственности. Однако среди представленных категорий лиц зафиксирован рост числа дел, возбужденных по фактам дачи взяток и направленных в суд. В период с 2012 года по 2015 год число граждан, в отношении которых возбуждены дела по факту дачи взяток выросло с 29 до 153 граждан, соответственно. В 2016 году по данной категории были привлечены к ответственности 144 гражданина, что составляет 44,6% от общего числа лиц, в отношении которых возбужденные дела о коррупционных преступлениях были направлены в суды.

То есть, хотя противостояние коррупции нарастает, рост показателей произошел в основном за счет того, что сажать стали самих граждан. Таким образом, можно понять, что борьба с коррупцией происходит за счет борьбы с теми, у кого вымогают взятки. В результате чиновники пришли к выводу, что нужно усиление «профилактических работ с населением, направленных на трансформацию мировоззрения, формирования негативного отношения к коррупции».

Надо отметить, что больше из представителей бюрократии повезло работникам республиканских органов власти и учреждений. Их привлекают к ответственности почти в 2 раза реже, чем в 2011 году и почти в 2,5 раза реже, чем в 2012 году.

Кроме того, чиновников, подозреваемых в коррупционных преступлениях чаще всего оправдывают. «В 2016 году по данной категории были привлечены к

22

ответственности 144 гражданина, что составляет 44,6% от общего числа лиц, в отношении которых возбужденные дела о коррупционных преступлениях были направлены в суды» [3, 13]. Если учесть, что по данным правозащитников, доля оправдательных приговоров в нашей стране стремится к 1%, то цифра в 56% оправданий - выглядит вызывающе.

Интересно, что первые три главы посвящены школам, больницам и ЖКХ, однако в этих сферах нет особых новостей, кроме того, что даже согласно официальным данным «практически каждый шестой респондент (17%) высказал неудовлетворенность дошкольным образованием», а неудовлетворенность состоянием медицинского обслуживания высказали 24,9% респондентов.

Данные были взяты из обращений граждан, в том числе через электронную систему «Народный контроль». Вот только обращений граждан через электронную систему по поводу коррупции становится меньше, вероятно, причина опять та же - татарстанцы не верят власти и не знают о борьбе с коррупцией со стороны чиновников.

В итоге люди возможно перестают доверять усилиям власти по борьбе с коррупцией. Такой вывод можно сделать исходя из оценки количества обращений в администрацию президента Татарстана. В 2016 году поступило 58 обращений, содержащих информацию о фактах коррупции и злоупотреблении служебным положением. Это на 6% меньше, чем в 2015 году. Среди обращений в аппарат главы Татарстана 96,6% жалоб поступило на должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований, 3,4% - на должностных лиц министерств и ведомств республики. На городские власти жалуются чуть чаще -граждане еще не потеряли надежду найти на них управу. По итогам 2016 года на должностных лиц 17 муниципальных образований поступили обращения от граждан о фактах коррупции. Наибольшее число обращений поступило от жителей столицы республики (31 обращение). На втором месте по числу обращений находится Высокогорский район (3 обращения). По два обращения поступило на должностных лиц Альметьевского, Бугульминского, Верхнеуслонского, Заинского, Пестречинского, Тетюшского муниципальных районов и г. Набережные Челны. Единичные факты жалоб зарегистрированы на представителей 8 муниципальных образований. От жителей 28 муниципальных образований в 2016 году обращений не поступало. То есть, возможно, в некоторых частях Татарстана люди живут так счастливо, что за год не столкнулись с коррупцией.

Вместе с тем проверки показывают, что злоупотреблений в республике хватает, и деньги с этим связаны колоссальные. Так в 2016 году Счетной палатой Республики Татарстан проведены 53 контрольных мероприятия, в ходе которых выявлены 379 нарушений бюджетного законодательства на сумму 1564 млн рублей. Все данные СМИ, да и декларации чиновников - могут быть свидетельством того, что коррупция в регионе пока побеждает.

Почему это, и в том числе такие странные мониторинги, игнорирует Москва? Возможно потому, что с коррумпированными региональными чиновниками проще договариваться.

Автор полагает, что только единая, сильная и последовательная антикоррупционная политика во всех структурах и во всех уровнях государственной власти может дать положительные результаты. Она заключается в активизации деятельности, нацеленной на ведение борьбы с теневой коррупцией в системе органов государственной власти, путем проведения идеологических и массово-политических мер в государстве. Важно обеспечить равную степень ответственности всех перед законом. В случае выявления коррупционных преступлений привлекать к ответственности граждан независимо от занимаемой должности. В свою очередь государство обязано выполнять взятые перед человеком и гражданином обязательства, такие как создание эффективной системы налогообложения, усиление социальной направленности федерального и региональных

23

бюджетов, защита прав и свобод человека и гражданина от коррупции. Многое зависит от профессиональной подготовки и общей культуры государственных служащих, их деловых и моральных качеств.

Конечно, Правительство Республики Татарстан проводит разнообразные акции по борьбе с коррупцией, но эти меры пока безуспешны.

Список литературы

1. Гарант. Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12164203/paragraph/1073782907:2/ (дата обращения: 19.12.2017).

2. Гарант. Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/22509434 19.12.2017/ (дата обращения: 19.12.2017).

3. Антикоррупционный мониторинг республики Татарстан 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minjust.tatarstan.ru/ (дата обращения: 19.12.2017).

4. Социологическое исследование «Изучение мнения населения о коррупции». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://monitoring.tatarstan.ru/ (дата обращения: 19.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.