Научная статья на тему 'Борьба с детской беспризорностью в Нижнем Поволжье в период Великой Отечественной войны'

Борьба с детской беспризорностью в Нижнем Поволжье в период Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
893
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / НИЖНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ДЕТСКИЕ КОМНАТЫ / ПРИЕМНИКИ-РАСПРЕДЕЛИТЕЛИ / CHILDREN’S CRIMINALITY / CHILDREN’S CARE CENTRE / THE GREAT PATRIOTIC WAR / THE LOWER VOLGA REGION / HOMELESSNESS AND NEGLECT / ORPHAN / NURSERY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Красноженова Елена Евгеньевна

Рассматриваются основные направления деятельности местных органов власти Нижнего Поволжья по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности, формы и методы преодоления детской преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Красноженова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The decision of problem of children's homelessness and neglect in the Lower Volga region during the Great Patriotic War (1941-1945)

The article deals with the main trends of activity of local authorities in the Lower Volga region in the decision of problems of children's homelessness and neglect. The forms and methods of the Soviet management on overcoming children's criminality during the war are considered.

Текст научной работы на тему «Борьба с детской беспризорностью в Нижнем Поволжье в период Великой Отечественной войны»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 94(47).084.8 Е.Е. Красноженова

БОРЬБА С ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Рассматриваются основные направления деятельности местных органов власти Нижнего Поволжья по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности, формы и методы преодоления детской преступности.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Нижнее Поволжье, беспризорность, безнадзорность, дети-сироты, детская преступность, детские комнаты, приемники-распределители.

На протяжении XX в. проблемы детской беспризорности и резкого увеличения числа детей-сирот неоднократно вставала перед руководством страны, особо обостряясь в периоды масштабных социально-политических кризисов, в частности, во время Великой Отечественной войны, а также в послевоенные годы.

В отечественной историографии первые исследования, посвящённые изучению работы партийно-государственных органов СССР по организации социальной защиты детей в 1941-1945 гг., появились уже в военный период [16; 24; 25; 28]. Впоследствии исследователи обратились и к региональному опыту реализации государственной политики в отношении детей-сирот в военные годы, в частности, на примере Нижнего Поволжья [1; 2; 29]. Вопросы социальной политики советского государства в годы войны находились в поле зрения исследователей и в последующие годы [17-19]. Остаётся актуальной рассматриваемая проблематика и сегодня - авторы монографий и диссертационных работ обращают внимание на то, что изучение военного опыта преодоления проблем детской беспризорности и безнадзорности актуально и для решения проблем современного общества [3; 20-23].

В целом следует заметить, что во всех этих работах освещены такие сюжеты, как формирование правовых основ государственной политики в отношении детей на разных этапах исторического развития, проблемы борьбы с беспризорностью как социальным явлением в военные годы. Несмотря на всю многоплановость работ и стремление авторов охватить наиболее существенные стороны детства в широком смысле этого слова, налицо определённая односторонность анализа комплекса проблем, относящихся к детству. Кроме того, на региональном уровне указанные проблемы не получили достаточной разработки.

В настоящей статье ставится задача выявить причины детской беспризорности и безнадзорности в военный период, проанализировать особенности деятельности органов власти Нижнего Поволжья по реализации государственной политики в этой области.

Великая Отечественная война, а также обусловленные условиями военного времени особенности политического и социально-экономического развития страны привели к обострению проблемы детской беспризорности и безнадзорности. С первых же дней войны органы советской власти при содействии общественных и профсоюзных организаций начали активно проводить мероприятия, направленные на помощь детям, оставшимся без попечения родителей.

Одной из причин, породившей беспризорность, была массовая эвакуация, в ходе которой многие дети потеряли своих родителей. Не меньший процент составляло и количество осиротевших детей. Кроме того, тяжёлые материально-бытовые условия военного времени толкали некоторую часть детей уходить от родителей и вести самостоятельный образ жизни [9. Д. 28. Л. 5].

За время войны, в связи с уходом большей части мужского населения на фронт, занятостью родителей на производстве, сокращением мест в системе детских учреждений и прекращением обучения и культурного обслуживания детей, большое количество детей школьного и дошкольного возраста лишилось повседневного надзора со стороны родителей и педагогического персонала учебных заведений. Проводя значительное время на улицах, рынках, у зрелищных предприятий, они вели безнадзорный и беспризорный образ жизни.

Местные органы власти Нижнего Поволжья уделяли значительное внимание детям и подросткам, справедливо полагая, что вопрос профилактики детской беспризорности и безнадзорности является одним из самых важных в деле предупреждения преступности и борьбы с ней. В годы Великой Отечественной войны эта проблема встала с новой остротой, поскольку детская беспризорность и безнадзор-

ность резко возросла. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними в 1942 г., увеличилось по сравнению с 1941 г. на 61%, в 1943 г. - на 180,6%, в 1944 г. - на 192,3% [12. Д. 204. Л. 25].

В городах регулярно производились массовые операции по изъятию детей путем обходов рынков, базаров, скверов, садов, парков, привокзальных площадей, станций и пристаней, зрелищных предприятий и т.п. Выставлялись специальные посты и пикеты из комсомольцев, бригадмильцев, педагогов и общественных инспекторов отделов народного образования. Проводилась специальная работа в домоуправлениях при помощи актива жильцов.

Органы власти региона регулярно информировали руководителей школ об изъятии с улиц учащихся. Однако положение с дисциплиной среди учащихся продолжало оставаться неудовлетворительным, и число изымаемых учащихся в течение всей войны непрерывно увеличивалось. Кроме того, среди изымаемых оказывается значительное количество детей и подростков, не охваченных учебой или работой.

С начала войны работе по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью был придан государственный статус. Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» признало борьбу с этими явлениями «важнейшим государственным делом» [11. Д. 14. Л. 42-46]. Директива НКВД СССР от 11 февраля 1942 г. обязывала органы милиции обеспечить выявление всех беспризорных и безнадзорных детей, направлять их в приёмники-распределители НКВД, создавать для этого справочно-адресные детские столы. Отмечалось, что работа по борьбе с беспризорностью протекает беспланово, отсутствует повседневное внимание к ней со стороны руководителей органов милиции, наблюдение за детьми организовано плохо, обходы домовладений проводятся нерегулярно, заградительная работа организована неудовлетворительно. Детские комнаты созданы не во всех городах региона, причём, зачастую, дети находятся в них длительное время, с нарушением всех сроков содержания, соответствующими органами не предпринимаются эффективные усилия по поиску родителей. Органы милиции, за которыми закреплено решение проблем детской беспризорности и безнадзорности, часто не выполняют свои функции, общественность и комсомольские организации к практической работе на деле не привлечены (Там же).

Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. обязывало Совнаркомы союзных и автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся обеспечить устройство детей, оставшихся сиротами или потерявших обоих родителей при переезде в другую местность [26].

Успешной работе местных властных структур и органов милиции по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью способствовали детские комнаты милиции, через которые проходили изъятые безнадзорные и беспризорные дети. Общая численность по Союзу не превышала 150 комнат [11. Д. 12а. Л. 170].

В целях социальной защиты детей и подростков создавались новые детские учреждения и учебные заведения. При исполкомах местных Советов были сформированы комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей. В их состав входили заместитель председателя исполкома, представители органов НКВД, народного образования, здравоохранения, а также профсоюзов и комсомольских организаций. Для устройства детей-сирот при исполкомах Советов были образованы комиссии из представителей органов народного образования, здравоохранения, милиции и общественных организаций.

В крупных городах Нижнего Поволжья были организованы и начали действовать детские приёмники-распределители, в которые направлялись дети в возрасте до 15 лет включительно. Дети находились в приёмниках-распределителях не более двух недель. После этого, в случае невозможности возвращения их родителям, дети до 14 лет направлялись через органы народного образования в соответствующие учреждения или определялись на патронирование. В 1943-1944 гг. в Астраханской области в детприёмник НКВД было направлено 542 ребёнка, из них 199 - дети фронтовиков. Было трудоустроено 147 детей, из них подростков, изъятых с улицы и занимавшихся нищенством и бродяжничеством - 107 человек [13. Д. 647. Л. 17]. На патронат передано 70 детей, усыновлён 41 ребёнок, учреждена опека над 148 детьми (Там же).

Серьёзной проблемой, решение которой было возложено на органы внутренних дел в годы войны, был розыск и установление местонахождения потерявшихся детей. В связи с этим, 23 января

1942 г. Совнарком СССР принял специальное постановление об устройстве детей, оставшихся без родителей, и обязал НКВД СССР оказать помощь родителям и родственникам в розыске отставших

от них детей. Во исполнение постановления при областных и краевых управлениях НКВД были созданы справочные адресные детские столы, а при Главном управлении милиции — Центральный справочный адресный детский стол, в картотеке которого сконцентрирован учёт отставших от родителей детей по всему Союзу.

Постановлением Совнаркома СССР от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» создавались первые специализированные подразделения по делам несовершеннолетних в аппаратах уголовного розыска НКВД СССР, НКВД союзных и автономных республик, УНКВД краев и областей. Они именовались отделениями по борьбе с детской преступностью и хулиганством [6. Д. 4. Л. 50].

В июле 1944 г. было принято постановление СНК СССР «Об увеличении количества детей в детских трудовых воспитательных колониях НКВД СССР и о материальном обеспечении детских и трудовых воспитательных колоний», согласно которому дополнительно создавалось 25 колоний на 10 тыс. детей, в том числе, в Саратовской, Сталинградской и ряде других областей. В 1942 г. милиция изъяла с улиц, рынков, при массовых облавах и обходах около 379 тыс. беспризорных и безнадзорных детей, в 1943 г. - более 802 тыс., в 1944 г. - более 1173 тыс. чел. [10. Д. 1409. Л. 80]. В Астрахани в 1943-1944 гг. было изъято с улицы 282 ребёнка [13. Д. 647. Л. 17].

Наличие значительного количества беспризорных и безнадзорных детей объяснялось ещё и тем, что не все дети были охвачены всеобщим школьным обучением. Невыполнение плана охвата детей всеобучем явилось одной из причин увеличения детской беспризорности и безнадзорности. В 1942-

1943 гг. выполнение закона о всеобуче в Нижнем Поволжье осложнялось близостью фронта. В Сталинградской области 773 учащихся 1-4 классов остались не охваченными всеобучем [5. Д. 162. Л. 1].

Государство уделяло серьёзное внимание устройству детей и подростков в трудовые и учебные заведения. Постановление СНК СССР «О трудовом устройстве подростков старше четырнадцати лет -воспитанников детских домов, трудовых колоний НКВД СССР и детей, оставшихся без родителей», принятое в 1943 г., обязывало НКВД СССР и Наркомпрос РСФСР направить летом 1943 г. в ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО 36000 воспитанников детских домов и детей, оставшихся без родителей, и 5400 воспитанников трудовых колоний НКВД СССР старше 14 лет [6. Д. 4. Л. 67]. В соответствии с указанным постановлением в июле-сентябре 1943 г. в ремесленные училища и школы ФЗО в Саратовской области было направлено 650 воспитанников детских домов [15. Д. 1425. Л. 14].

Согласно данному документу НКВД СССР получил разрешение организовать дополнительные детские трудовые воспитательные колонии. Соответствующие наркоматы должны были обеспечить вновь открывающиеся детские учреждения всем необходимым для нормальной жизни и учёбы их воспитанников [27].

В Нижнем Поволжье в военный период расширялась сеть детских домов и детских садов. В Сталинградской области после окончания битвы было собрано и направлено в детские дома свыше 2 тыс. детей, оставшихся без родителей. 1238 детей было патронировано и усыновлено местными жителями [6. Д. 4. Л. 67]. Положение детей во многих созданных детдомах было тяжёлым. Детские дома испытывали недостаток в мебели, мягком инвентаре, в одежде и обуви. Многие дети из-за отсутствия одежды и обуви не могли посещать школы. Санитарное состояние детских домов оценивалось как неудовлетворительное, отсутствовали медикаменты, не проводились профилактические мероприятия, что создавало угрозу эпидемий. Большинство детских домов региона работало в неприспособленных помещениях. Питание детей не соответствовало нормам, установленным Наркоматом Просвещения РСФСР: недоставало жиров, мучных изделий, молока, круп, сахара. Принимались меры по оздоровлению больных детей-сирот. В соответствии с распоряжением СНК РСФСР от 21 декабря 1944 г. в летний период 1945 г. планировалось создание детских домов санаторного типа для детей с туберкулёзной интоксикацией. В Астраханской области в 1944-1945 гг. намечалось открытие 15 детских санаторных площадок на 1500 детей, 38 площадок лагерного типа на 3800 детей [7. Д. 23. Л. 133]. Контингент детей в детских домах санаторного типа в 1945 г. в Саратовской области составлял 200 тыс. человек, в Сталинградской области - 200 тыс. человек, в Астраханской области - 100 тыс. человек [4. Д. 6. Л. 19].

Со стороны государства детским учреждениям оказывалась значительная финансовая поддержка. В 1944 г. на содержание детских садов, детских домов, ремесленных училищ и школ ФЗО было ассигновано 6 млрд. 600 млн. рублей [22].

Значительная роль в организации обслуживания, помощи и заботы о детях принадлежала партийным, профсоюзным и комсомольским организациям региона. Практически повсеместно были об-

разованы специальные фонды помощи детям, открыты текущие счета, на которые перечислялись все заработанные во время воскресников или собранные комсомольцами средства.

На 1 января 1945 г. в СССР насчитывалось 14 комсомольских здравниц, существовавших на средства комсомола. Ежегодно в них отдыхало около 12 тыс. больных и физически ослабленных детей [25].

Работа по бытовому устройству, повышению производственной квалификации и политическому воспитанию безнадзорных детей и подростков находилась под постоянным контролем со стороны местных партийных и советских органов, ЦК ВЛКСМ, органов и подразделений внутренних дел, наркомата просвещения, здравоохранения, Главного управления трудовых резервов, которыми проводилась большая работа и принимались практические меры по ликвидации безнадзорности, предупреждению беспризорности, а также профилактики преступности среди детей и подростков. Так, на IX сессии Сталинградского облсовета, состоявшейся в феврале 1943 г., указывалось на необходимость принятия мер к ликвидации детской безнадзорности и беспризорности, улучшению работы детских домов, приемников-распределителей, обратив внимание на трудоустройство и патронирование детей и подростков [8. Д. 127. Л. 124-130].

Большую работу по устройству безнадзорных детей, оказанию помощи детским домам осуществляли профсоюзные организации. Фабрично-заводские и местные комитеты профсоюзов Нижнего Поволжья создавали специальные комиссии, которые проводили обследования материального и санитарного состояния детских домов, контролировали деятельность администрации в организации питания и медицинского обслуживания воспитанников. Органы народного образования, профсоюзные и комсомольские организации участвовали в проведении для детей-сирот культурно-массовых мероприятий, организации кружковой работы и летнего отдыха. При участии обкома профессионального Союза работников госторговли в первом полугодии 1944 г. в Астрахани 80 детей были охвачены летней оздоровительной компанией, в том числе 10 детей направлены в пионерские лагеря санаторного типа, 40 - в обыкновенные пионерские лагеря и 30 - в детские оздоровительные площадки [14. Д. 128. Л. 16-22].

В то же время, наряду с достигнутыми положительными результатами в работе по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, согласно архивным данным, имели место следующие недостатки: недостаточная связь с учебными заведениями и общественными организациями, слабая организация трудоустройства воспитанников детских приёмников-распределителей в промышленность, недостаточная роль производственного обучения и капитального строительства по улучшению жилищно-бытовых условий и по выполнению производственных программ [9. Д. 28. Л. 5]. В распоряжении Кировского районного отдела народного образования г. Астрахани в 1944 г. указывалось на то, что работа по патронированию и усыновлению детей в сельских районных области развита слабо, плохо проводится работа по учёту детей, подлежащих приему в специальные детские дома, отсутствует контроль за материально-бытовыми условиями патронируемых [7. Д. 23. Л. 4].

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны проводилась целенаправленная работа по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью. Государственными органами, партийными, общественными, хозяйственными организациями был принят комплекс мер по выявлению, задержанию, устройству беспризорных и безнадзорных детей. Большое внимание уделялось ограждению детей от уголовно-преступного элемента и созданию необходимых условий для нормальной жизни и учёбы. Условия жизни детей в Нижнем Поволжье зависели от эффективности государственной политики в области оказания им социальной помощи. Её разнообразные формы, проводимые социальные мероприятия помогли в военный период организовать продовольственное обеспечение и медицинское обслуживание, содействовали усыновлению, патронированию и трудоустройству детей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ватинов Д.П. Военные годы Поволжья. Саратов, 1980.

2. Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда. М., 1968.

3. Банзаракцаева Е.В. Охрана детства в годы Великой Отечественной войны: на материалах Бурят-

Монгольской АССР: дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2005.

4. Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. 1910. Оп. 1. Д. 6. Л. 19.

5. ГААО. Ф. 2150. Оп. 1. Д. 162. Л. 1.

6. ГААО. Ф. 2233. Оп. 17. Д. 4. Л. 50.

7. ГААО. Ф. 2741. Оп. 1. Д. 23. Л. 4.

8. ГААО. Ф. 3205. Оп. 3. Д. 127. Л. 124-130.

9. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 9412. Оп. 1 Д. 28. Л. 5, 41-43.

10. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 1409. Л. 80.

11. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. Л. 170.

12. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 14. Л. 42-46.

13. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 5с. Д. 204. Л. 25.

14. ГАСД АО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 647. Л. 17.

15. ГАСД АО. Ф. 325. Оп. 1. Д. 128. Л. 16-22.

16. Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 1783. Оп. 2. Д. 1425. Л. 14.

17. Гречишникова JI.B. Материнство и детство в СССР. М., 1965.

18. Загвоздкин Г.Г. Цена победы: социальная политика военных лет. Киров, 1990.

19. ЗиничМ.С. Будни военного лихолетья. 1941-1945 гг. М., 1994. Вып. 1-2.

20. Кожурин В.С. Неизвестная война: деятельность Советского государства по обеспечению условий жизни и труда рабочих в годы Великой Отечественной войны. М., 1990.

21. Кузьмина Э.В. Восстановление Сталинграда. 1943-1950. Волгоград, 2002.

22. Меркурьева В.С. Реализация государственной политики в отношении детей-сирот в Сталинградской области в 1943 - начале 1950-х гг.: дис. ...канд. ист. наук. Астрахань, 2009.

23. Панарина Е.В. Решение проблем детской беспризорности и безнадзорности на Дону и Кубани в условиях Великой Отечественной войны (1943-1945 гг.) // Вестн. развития науки и образования. 2009. № 4.

24. Рокутова О.А. Социальная защита детей и подростков в Среднем Поволжье в 1941-1950 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2008.

25. Свердлов Г.М. Война и правовая охрана детей в СССР. Ташкент, 1943.

26. Синицын A.M. Забота о безнадзорных и беспризорных детях в СССР в годы Великой Отечественной войны

// Вопр. истории. 1969. № 6.

27. СП СССР. 1942. № 75.

28. СП СССР. 1944. № 827.

29. Сыркин В.А. Детские дома Поволжья в годы Великой Отечественной войны // Патриотический подвиг трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны. Куйбышев, 1985.

30. Храмков Л.В. Советы депутатов трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Саратов, 1973.

Поступила в редакцию 03.06.12

E.E. Krasnozhenova

The decision of problem of children’s homelessness and neglect in the Lower Volga region during the Great Patriotic War (1941-1945)

The article deals with the main trends of activity of local authorities in the Lower Volga region in the decision of problems of children's homelessness and neglect. The forms and methods of the Soviet management on overcoming children's criminality during the war are considered.

Keywords: The Great Patriotic War, the Lower Volga region, homelessness and neglect, orphan, children’s criminality, nursery, children’s care centre.

Красноженова Елена Евгеньевна, Krasnozhenova E.E.,

кандидат исторических наук, доцент сandidate of historiy, associate professor

ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» Astrakhan State University

4І4056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а 4І4056, Russia, Astrakhan, Tatishcheva st., 20а

E-mail: eleena@inbox.ru E-mail: eleena@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.